Меню

Никитин в синем небе плывут над полями сколько прилагательных



«В синем небе плывут над полями», анализ стихотворения Никитина

История создания

Стихотворение «В синем небе плывут над полями» Иван Никитин написал в 1858 г. в возрасте 34 лет. Оно было опубликовано во втором и последнем прижизненном сборнике 1859 г. Всего через три года после написания стихотворения Никитин скончался от туберкулёза. Несмотря на болезнь, поэт умел радоваться жизни, видеть красоту природы и ощущать связь всего творения с Творцом.

Литературное направление и жанр

Классическое пейзажное стихотворение недаром стало хрестоматийным и рекомендуется для чтения младшим школьникам. Образы стихотворения настолько традиционны, что даже могут считаться банальными. Восприятие природы как храма – общее место в романтизме. Но реалиста Никитина ни в коем случае нельзя считать романтиком. Для него данный образ – это поэтизм. Природа реалиста Никитина всегда конкретна. Для него важно время года, время суток, правдивость деталей пейзажа. Это, так сказать, зарисовка с натуры. Если стихотворение датировано июлем, то в нём есть чёткая примета этого времени – зреющий колос.

Тема, основная мысль и композиция

В стихотворении Никитин обращается к излюбленной теме своих пейзажных стихотворений – описанию вечера, переходящего в ночь. Стихотворение состоит из 6 двустиший и всего из трёх сложных предложений, каждое из которых занимает 4 стиха. Первое предложение описывает вечер, второе – ночь, а третье связывает природу с наблюдающим её лирическим героем.

Основная мысль заключена в последней строфе: природа и человек – Божье творение, поэтому наблюдение за природой приближает человека к Богу. Пейзажи Никитина – это всегда разговор с Богом, молитва «от души».

Тропы и образы

В стихотворении «В синем небе плывут над полями» задействованы три чувства из пяти: зрение, слух и осязание. Но особенное значение имеют зрительные и цветовые образы. Синее небо, лес и туман над ним составляют холодный фон ежевечернего спектакля. Остальные цвета тёплые: румяный вечер, золотые края облаков и золотое сиянье звёзд, гармонирующие с цветом колосьев и всего поля, огненный красный шар месяца.

Цветовая двойственность, когда небесное отражается в земном, а среди всего этого находится человек, лирический герой – это и есть цель всего творения.

Эпитеты в стихотворении банальные: синее небо, тёплый вечер, ночная прохлада, узкая межа, золотое сиянье звёзд. Природа в стихотворении одушевлена, очеловечена и одухотворена. Природные явления не только действуют, как люди, или внешне похожи на людей (например, вечер прозрачно-румян – метафорический эпитет). Природа в стихотворении разумная и мыслящая: колос грезит, сиянье звёзд кротко (олицетворения). Вся природа будто бы сама участвует в молитве лирического героя. Она храм в библейском смысле слова – не стены и интерьер, а молящиеся в храме.

Мягкие краски вечера во втором предложении сменяются торжественными яркими ночными. Приход ночи знаменует ночная прохлада. Цвета месяца и звёзд (красный и золотой) — традиционные цвета торжественной православной службы, например, пасхальной. Месяц сравнивается с огненным шаром. Это кульминационное, центральное предложение, момент торжества ночной жизни.

Синий прозрачный фон вечера сменяется непроглядной чернотой ночи. На этом фоне сияют звёзды, что ещё больше напоминает храм со свечками. Звуковой фон тишины, «покоя и молчанья», навевает лирическому герою мысли о храме (сравнение), в котором человек от души в восторге молится, потрясённый величием и гармонией природы.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом – размером, наиболее близким к разговорной речи. Рифмовка парная. Женские рифмы чередуются с мужскими.

Читайте также:  На какие вопросы отвечают имен прилагательных в единственном числе

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

19.11.2019

Никитин И. «В синем небе плывут над полями»

Главные герои стихотворения «В синем небе плывут над полями» и их характеристика

  1. Поэт. Романтик. Любитель природы, чуткий ценитель прекрасного.

План пересказа стихотворения «В синем небе плывут над полями»

  1. Облака и туман.
  2. Вечер
  3. Ночная прохлада
  4. Спящий колос
  5. Золотая луна
  6. Тишина
  7. Восторг и молитва

Главная мысль стихотворения «В синем небе плывут над полями»
Нет ничего чудесней тихого летнего вечера.

Чему учит стихотворение «В синем небе плывут над полями»
Стихотворение учит любить прекрасное, любить природу, восторгаться ее красотой.

Отзыв на стихотворение «В синем небе плывут над полями»
Это очень мелодичное и восторженное стихотворение, которое заставляет читателя пожалеть о невозможности каждый день, каждый час радоваться летнему вечеру, его тихой и возвышенной красоте

Анализ стихотворения «В синем небе плывут над полями»
Стихотворение было написано Иваном Никитиным в 1858 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Поэт с восторгом описывает вечер, описывает окружающую природу. Он рассказывает о том, какие чувства в его душе пробудила природа. Поэт сравнивает природу с храмом, а свои чувства к ней с молитвой.
Стихотворение состоит из 12 строк, трех четверостиший.
Стихотворный размер — анапест, рифмовка парная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «В синем небе плывут над полями»
Эпитеты: синем небе, золотыми краями, вечер прозрачно-румян, красным заревом, золотое сиянье, чистом поле.
Метафоры: вечер прозрачно-румян, огненным шаром,.
Сравнения: точно в храме.
Олицетворения: колос грезит, кротко звезд сиянье.

Пословицы к стихотворению «В синем небе плывут над полями»
Не видав вечера и хвалиться нечего.
Солнца нет, так и месяц светит.
Закат солнца молитвой провожают.
Каковы глаза, такова и природа.
Красота не от моды, а от природы.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «В синем небе плывут над полями»
Над полями плывут золотые облака. Чуть заметен туман. Стоит румяный вечер.
Вокруг уже веет ночной прохладой и над межой засыпает колос. Над лесом встает золотым шаром месяц и заливает все вокруг золотым светом.
Кротко в небе сверкают звезды, вокруг тишина. И поэт в восторге стоит словно в храме, и молится на эту красоту.

Источник

И. С. Никитин. В синем небе плывут над полями, с. 42

Ноя 18

И. С. Никитин. В синем небе плывут над полями, с. 42

Ответы к стр. 42

  • Сколько прилагательных в этом стихотворении? Выпиши их. Прилагательные, которые употреблены в прямом значении, подчеркни красным карандашом, а в переносном – зелёным.

Синем , золотыми , тёплый , прозрачно-румян , ночною , узкой , огненным , красным , золотое , чистом .

  • Какие выразительные средства находит поэт, чтобы изобразить меняющиеся картины природы?Запиши.

Эпитеты (золотые края, красное зарево, прозрачно-румяный вечер, красное зарево, золотое сиянье звёзд), сравнение («Точно в храме, стою я в тиши»).

И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями. »

В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме, стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Читайте также:  От слова ненастье образовать прилагательное

Источник

Урок литературы И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №15

Информационная карта урока литературного чтения,

проведенного студенткой группы Ш-42

Дзюбенко Анной Анатольевной

в 4 «А» классе ГБОУ СОШ №508

Дата проведения урока: 13.11.2014

Отметка за проведение:

Место урока в программе

Раздел «Поэтическая тетрадь»

построение речевых высказываний в устной и письменной формах; анализ объектов с целью выделения признаков;

Планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения

Стихотворение, эпитет, сравнение

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Учебник Литературное чтение 4 класс, часть 1, Л.Ф.Климанова Школа России. ИКТ ресурсы. Интернет ресурсы.

II . Основная часть

1) Введение в тему

Ребята, посмотрите на картины на слайде. Что у них общего?

А как вы думаете, какое время года изображено? Как вы догадались?

А кто из вас любит наблюдать летом закат, поднимите ручки.

Иван Саввич Никитин тоже очень любил наблюдать это время суток и этому он посвятил многие свои произведения.

Лето, т.к. трава, цветы, солнце яркое

Иллюстрации вечернего времени суток на слайде

2) Пейзажная лирика И. С. Никитина

Иван Саввич Никитин также в своих стихотворениях любил описывать «Лес»:

Шу ми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Степь в стихотворении «Полно, степь моя, спать беспробудно»:

Полно, степь моя, спать беспробудно,

Зимы-матушки царство прошло,

Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

Снег пропал — и тепло, и светло.

Ребята, как вы думаете, почему именно эти стихотворения я взяла для нашего урока? Может что-то какие-то стихотворения вам показались знакомыми?

Так что же любил еще описывать в своих стихотворениях Никитин? Как мы назовем все это одним словом?

Правильно, Иван Саввич очень любил описывать в своих произведениях родную природу.

Мы изучали стихотворения «Встреча зимы» и «Полно, степь моя, спать беспробудно»

К каждому произведению иллюстрация на слайде.

3) Первичное восприятие

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений Иван Саввича Никитина, которое называется «В синем небе плывут над полями».

Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на экран.

В синем небе плывут над полями/
Облака с золотыми краями;/

Месяц огненным шаром встаёт,/

Какие картины вы увидели?

Какие ассоциации возникли у вас после прослушивания этого стихотворения?

Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

Поле, лес, вечер, закат

Конец лета, прощание с летом

4) Чтение стихотворения

Хорошо. А теперь приступим к чтению стихотворения. Откройте учебники на странице 146.

Прочитай первое четверостишие.

Прочитай второе четверостишие.

Все ли тебе было понятно? Какие слова тебе были непонятны?

Ребята, как вы думаете, что значит слово грезит? Грезить – это значит мечтать.

Читайте также:  Прилагательные оловянный деревянный правило

А как вы думаете, что значит слово межа? Межа – узкая полоса земли, границы земельных участков.

А что такое зарево? Зарево – это отблеск в небе красного, жёлтого или оранжевого цветов.

Прочитай третье четверостишие. Все ли слова тебе были понятны? Что значит кротко? Кротко – значит спокойно, мирно.

А что такое храм? Храм – это здание, в котором проходят религиозные обряды; место для молитв.

А теперь давайте прочитаем его еще раз, но более выразительно.

Прочитай первое четверостишие.

Прочитай второе четверостишие.

Прочитай третье четверостишие.

А теперь найдите и прочитайте строчку:

Где плывут облака?

Какие облака плывут?

Что чуть заметно над лесом?

Какой вечер в этот момент?

Чем вдруг повеяло?

Что говорится о колосе?

Что говорится о месяце?

Как месяц освещает лес?

Что говорится о звездах?

Как поэт описывает поле?

С каким местом автор сравнивает тишину поля?

Что испытывает автор в этот момент?

Нет, грезит, межа, зарево

Дети отвечают на вопросы строчками стихотворения

Иллюстрации словарных слов

Сейчас я проверю, насколько вы внимательные. Когда я хлопну 1 раз вы должны начать читать вслух стихотворение, когда я хлопну 2 раза, вы должны продолжить читать его мысленно.

Мы немного отдохнули и теперь продолжим работу с нашим стихотворением. Как вы знаете, в произведениях литературы, особенно в стихотворениях, образы раскрываются с помощью средств выразительности. Кто мне скажет, какие средства выразительности вы уже знаете?

Что такое сравнение ? Это характеристика одного предмета, которая дается через сопоставление его с другим предметом по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным, например: голубые глаза, как небо;

Что такое олицетворение ? Это перенесение свойств человека на неодушевленные предметы, например: природа уснула;

Что такое эпитет ? Это определение, которое характеризует предмет, т.е. красочное описание слова, например: золотая осень;

Итак, прочитай, пожалуйста, первые две строчки первого четверостишия. Почему «облака с золотыми краями»? Какое средство выразительности здесь использует автор?

А что значит строчка «Тёплый вечер прозрачно-румян»?

Как вы думаете, какое это время суток?

Прочитай первую строчку второго четверостишия. Посмотрите, ребята, как интересно получается. Только что был «теплый вечер», а через некоторое время уже «веет прохладой ночною»? Почему такое происходит?

А как вы понимаете вторую строчку этого стихотворения? Какое средство выразительности использовал здесь автор? Какие еще средства выразительности вы видите в первых двух строчках второго четверостишия?

Прочитай третью и четвертую строчку второго четверостишия. Почему автор сравнивает месяц с огненным шаром? Все дело в том, что при смене погоды луна окрашивается в красный цвет и этим красным светом заливает лес.

Какое еще средство выразительности здесь есть?

А какое время суток описано во втором четверостишии?

Прочитай первую строчку третьего четверостишия. Какое средство выразительности здесь использовал автор?

А теперь посмотрите на третью строчку. Какое там есть сравнение?

Теперь найдите эпитет во второй строчке.

Ребята, кто из вас когда-нибудь был в храме, церкви? Какие чувства вы испытывали, какие звуки слышали?

Так почему автор сравнил свое состояние, когда он находился в поле ночью с состоянием, когда он находился в храме?

Найдите в этом четверостишии слова, которые описывают состояние природы.

Почему автор в восторге молится?

Какое же время суток описано в этом четверостишии?

Источник