Меню

о собственных именах существительных для детей



Урок русского языка, 2 класс, тема «Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на технологии системно-деятельностного подхода.

Скачать:

Вложение Размер
Урок в технологии системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС НОО 130 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе по теме

«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных»

Шуст Марина Сергеевна , учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №5 г. Щигры курской области».

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

— создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные, подбирать примеры этих слов самостоятельно, формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных, классифицировать слова на группы;

— развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, умение решать проблемные задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию;

— воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре, в группе, создать условия для воспитания познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии, бережного отношения к миру природы, любви к родному краю, к животным.

Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) — организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города и его улиц, о людях, живущих в городе.

Личностные — формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

Предметные — уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Русский язык: Учебник: 2 класс/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2012.

Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс/ В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2012.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок для вас.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнем,

Наш урок начнем.

— Что необходимо нам делать для успешной работы на уроке?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Мы хороший, дружный класс

Всё получится у нас.

— Ребята, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, я думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

— Откройте, пожалуйста, тетради.

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

— Молодцы, запишите число, классная работа. Какие орфограммы вам встретились?

II. Минутка чистописания

— А теперь приготовьте внимание на минутку чистописания. Что сначала необходимо сделать? ( Пальчиковую гимнастику ).

Вот помощники мои, (Смотрим на ладоши)

Их, как хочешь, поверни:

И вот этак, и вот так, (Потираем руками)

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладони друг с другом соседом по парте)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

— Прочитайте слова на слайде: Роман, город, Родина, Щигры, родина, Роза. (Слайд 2)

— Найдите одинаковый согласный звук в этих словах. (Звук [р]).

— Какой это звук? (Согласный, сонорный, непарный, твердый, парный.)

— Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «эр».)

— Сегодня на уроке мы пропишем буквы «Эр» заглавную и строчную. Напишите буквы красиво и правильно.

( Слайд 3. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Р : щёлкнуть на слове «Прописные», (прописная буква Р в своем составе имеет два элемента: удлиненная наклонная палочка с закруглением внизу влево и верхний полуовал. З атем демонстрация на экране написания строчной буквы р : щёлкнуть на слове «Строчные» (строчная буква также имеет два элемента: наклонная удлиненная палочка и наклонная палочка, закругленная внизу и вверху).

III. Самоопределение к деятельности

— Ребята, давайте еще раз прочитаем слова. (Слайд 4)

— Какие задания можно выполнить с этими словами?

Определить часть речи

— К какой части речи относятся слова?

( Имена существительные, отвечают на вопросы что? кто?, обозначают предмет). — Для чего следует изучать имена существительные?

( Имена существительные надо изучать, чтобы уметь их правильно писать и употреблять в своей речи).

Разделить на группы

— (Одушевленные и неодушевленные имена существительные, двусложные и трехсложные слова, словарные слова – родина и город, с безударной буквой о, с заглавной и строчной буквой — собственные и нарицательные)

IV. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии, подведение к формулированию темы урока.

— Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

— Назовите слова, которые можно написать с заглавной и строчной буквы.

— Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные)

— А как называются имена существительные, которые пишутся с маленькой буквы? (нарицательные)

— Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

(Тема урока «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных»).

Сегодня на уроке предстоит … ( формулировка задач обучающимися ):

  1. уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  2. закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

— Откройте учебник на странице 51 и прочитайте тему урока и скажите, верно ли мы с вами сформулировали ее.

V. Выявление места и причины затруднения.

Прочитайте предложение. ( Слайд 5) Наша Р одина – матушка Р оссия.

— Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

— Ребята, а почему у нас слово «родина» встречается со строчной буквы и слово «Родина» с заглавной буквы? Как правильно: родина или Родина?
Что значит родина для вас? (Слайд 6,7)
Страна Россия, город Щигры. (Слайд 8)
Составьте предложение, чтобы слово «родина» упоминалось со строчной буквы.

Моя родина – город Щигры.

VI. Построение проекта выхода из затруднения . Коллективная работа (устно).

— Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? Может быть допущена опечатка? Почему одинаковые слова записаны по-разному? (Ответы обучающихся.)

— Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля, родина – Родина, Роман — роман) (Слайд 9)

— Чем ещё различаются слова? (Значением.) Роза – цветущее растение, женское имя (Слово «роза» одинаково произносится, но имеет разное значение и написание) .

— Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди других и пишется с заглавной буквы, другие слова – имена, общие для целой группы похожих предметов, называются нарицательными и пишутся со строчной буквы).

VII. Реализация построенного проекта.

— Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

— Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? ( название книг,

фильмов, газет, журналов).

— Как будем писать их названия? (с заглавной буквы)

— А сейчас откройте учебник на с. 52-53. Давайте прочитаем, что об именах собственных и нарицательных говорится в учебнике.

— Значит, ребята, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных — это собственные имена. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов – это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.

— Мы много поработали на уроке, нам нужно отдохнуть. (Слайд 10)

Руки вверх, проснулось Солнце
И тихонько поднялось
Наклонилось вправо, влево
И в улыбке расплылось
Покрутилось, повертелось,
На земную глянув ось,
И с хорошим настроеньем
За работу принялось.

VIII. Первичное закрепление полученных знаний. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

— Ребята, как вы думаете, что нужно всему на свете, всему, что нас окружает? (название, или имя).

Разгадайте ребусы, в которых «спрятались» имена. Запишите эти слова в тетрадь.

Проверка по эталону. (Слайды 11 -15)

— Имена могут быть полными и сокращёнными. Как вы думаете, какие имена относятся к полным, а какие – к сокращенным? Приведите примеры. (Анастасия – Настя, Саша — Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима).

— Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу, являются неполными, сокращёнными.

— Запишите свое имя, отчество и фамилию в тетрадь.

— Имена нарицательные могут переходить в разряд имен собственных и наоборот. Так превратились и нарицательные имена существительные вера, надежда, любовь в имена собственные Вера, Надежда, Любовь .

Чтобы отличать людей, нужно имя, но имена бывают одинаковые, что еще необходимо? (Отчество, фамилия)

— Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи, и отчество.

Клевцова Дарья расскажет о своей прабабушке, труженице тыла.

Воронежскому фронту накануне легендарной Курской битвы необходима была новая железная дорога. Моя прабабушка, Головина Анна Константиновна, труженица тыла и участница строительства железной дороги «Старый Оскол – Ржава».

Дорога протяжённостью около 100 километров была построена за 32 дня, на 28 дней раньше срока, установленного Государственным Комитетом Обороны СССР. Все работы на строительстве дороги проводились вручную. Это был беспримерный случай в практике железнодорожного строительства.

— Однако одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? ( Однофамильцы) Каких писателей однофамильцев вы знаете? ( Лев Толстой, Алексей Толстой)

Работа по учебнику упр. 87 (Слайд 17)

— Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят

— Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Работа по карточкам, взаимопроверка, проверка по эталону.

1. Клички животных.

-У вас есть домашние животные? Какие и как их зовут?

— Как вы напишете клички животных? (С большой буквы)

— А можно давать клички людям? (нет, у людей имена, у животных клички

— Посмотрите на экран. Подберите животным клички и соедините их линиями на карточках.

(Проверка по эталону).

— Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

  1. Задорно лает … Барбос
  2. Жалобно мяукает … Пушок
  3. На дворе мычит … Белянка

(Проверка работы по эталону).

(Слайды 18, 19, 20)

— Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное — вам надо потопать. Если услышите имя собственное, надо хлопнуть в ладоши.

Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Воробей Тишка,

Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,

Большая буква в географических названиях.

— Знаете ли вы свой адрес в мире? (Слайд 21)

— Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.

Мы живём на планете ( Земля) , в стране ( Россия) , в городе ( Щигры) . Наша школа находится на улице ( Красная. (Проверка. Слайд 21)

На данном слайде при проверке задания используются триггеры. После щелчка по прямоугольнику пропущенное слово открывается.

Учитель: — В этом году мы отмечаем 70-летие освобождения города Щигры от немецко-фашистских захватчиков и 70-летие Курской битвы. В честь героев тех событий называли в городах улицы. И в нашем городе есть «именные» улицы. (Слайд 22)

Одна из центральных улиц Щигров названа в честь прославленного полководца Великой Отечественной войны, Дважды Героя Советского Союза, героического командарма 60-й армии Ивана Даниловича Черняховского , воины которой освободили город Щигры 4 февраля 1943 года от немецко-фашистских захватчиков».

В честь празднования 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне решено было в городе Щигры присвоить улице Колхозная имя Героя Советского Союза Тимофея Калиновича Шкрылёва. В феврале 1943 года Шкрылёв Тимофей Калинович участвовал в освобождении Щигров и Курска от немецко-фашистских захватчиков.

Генерал армии Николай Федорович Ватутин командовал Воронежским фронтом, руководил боевыми действиями в Сталинградской и Курской битвах. Его именем названа одна из улиц города.

— Давайте запишем названия улиц нашего города. Почему улица мы пишем с маленькой буквы, а название улицы с большой?

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Евгений Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Творческая работа о заглавной букве. (Групповая работа)

Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая из групп получает карточку с контуром какой-либо заглавной буквы (РОДИНА!). Детям предлагается красочно оформить заглавную букву, чтобы она была похожа на предмет, чье название начинается с этой буквы.

IХ. Включение в систему знаний и повторение. Закрепление изученного материала.

  1. Что вы знаете о написании собственных имён существительных.
  2. Какие существительные относятся к собственным именам существительным?
  3. Какие группы собственных имён существительных запомнили?
    Копилка собственных имён существительных . (Слайд 23)
  4. Что надо знать о написании собственных имён существительных?

Имена собственные (схема) :

  1. имена
  2. отчества
  3. фамилии
  4. клички животных
  5. названия городов, стран, улиц, рек

Проверка знаний, умений и навыков.

Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал.
Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны.
Первое задание – самое лёгкое, второе – посложнее, третье – творческое.

Прочитайте. Подчеркните имена собственные.

Настя и Маша Толмачёвы из города Курска представляли Россию на конкурсе детской песни «Евровидение-2006». И победили! Они исполнили песню «Весенний джаз». Настя и Маша занимались в эстрадной студии «Сверчок».

Прочитай предложения. Определи с заглавной или строчной буквы пишутся выделенные слова. Подчеркни нужную букву.

У меня есть (К, к) ошка (М, м) урка и (П, п) ес (Д, д) ружок . А ещё (К, к) орова (З, з) орька и (К,к) онь (Г,г)недой. Наш (П,п)ёс (Ш, ш)арик поймал воздушный шарик. Мы подарили (Р, р)озе – (Р,р) розы.

Придумай и запиши своё предложение, чтобы в нём было имя собственное.

Х. Рефлексия учебной деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

— Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы целей?

— Что интересного вы узнали на уроке?

— Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я (Слайд 24)

  1. узнал, открыл для себя…
  2. научился, смог…
  3. могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Своей работой на уроке я …………………………… . ( доволен, очень доволен, не очень доволен) , потому что……………… .

(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)

Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился различать нарицательные и собственные имена существительные и могу помочь другим.

Я считаю, что было трудно на уроке.

Оцени свою работу на уроке (закрась один из знаков препинания):

— если вам все понятно, если вы на уроке сделали для себя какое-либо открытие – закрасьте восклицательный знак .

— если у вас остались вопросы – закрасьте вопросительный знак .

— если было трудно и непонятно – закрасьте многоточие .

Домашнее задание (творческое, дифференцированное)

Задание по выбору:

  1. Упражнение №87 (2-3).
  2. Записать названия улиц нашего города.
  3. Творческое задание. Придумать сказку о большой букве.

Итог урока (Слайд 25)

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

В этом классе все друзья!

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Ты погладь соседа справа.

Ты погладь соседа слева.

Обними соседа справа.

Обними соседа слева.

В этом классе все друзья!

Вместе мы одна семья!

И кружится, кружится наша планета,

Ладонями солнца она обогрета.

И греют планету намного теплей

Улыбки и смех очень многих детей

Благодарю вас, ребята, за работу на уроке!

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

Источник

Читайте также:  имя существ род существительного