Меню

Обобщающее повторение по теме имя прилагательное в 6 классе



Урок русского языка в 6-м классе Повторение по теме «Имя прилагательное»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Имя прилагательное”.

Оборудование:

  • компьютер,
  • медиа-проектор,
  • карточки,
  • рисунки с изображением Ивана-царевича,
  • избушки на курьих ножках, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: путешествие в сказку.

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Рефлексия.

— С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

— Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

III. Мотивация.

Сегодня у нас необычный урок. Вы любите сказки? Почему? Мы перенесемся в удивительный мир сказки. Для создания хорошего настроения я предлагаю вам посмотреть друг на друга и улыбнуться. А для того чтобы вы чувствовали себя уверенно на уроке, прочитаем (слайд 1 презентации)

    Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • У меня всё получится.
  • Рядом со мной – мои друзья.

IV. Словарно-орфографическая работа.

Учитель называет лексическое значение слова, учащиеся вписывают слова в кроссворд.

  1. Выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. (Талант)
  2. Многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям. (Троллейбус)
  3. Предмет столового белья, платок для вытирания губ после еды. (Салфетка)
  4. Газообразная оболочка, окружающая землю, некоторые другие планеты, солнце и звезды. (Атмосфера)
  5. Лицо, уполномоченное учреждением, предприятием, для выполнения служебных, деловых поручений. (Агент)

Проверка правописания слов. (Слайд 2)

V. Сообщение темы урока

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
(Имя прилагательное) (Слайд 3)

— О какой части речи пойдет сегодня на уроке речь? (Слайд 4)

VI. Целеполагание.

— Давайте, определим цели на урок. Учащиеся ставят перед собой цели.

VII. Работа по теме урока.

Итак, мы отправляемся в сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Имя прилагательное. Однажды исчезло оно из речи. Отправился Иван – царевич на его поиски.

Долго он ехал по дремучему лесу. Вдруг видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках.

Осмотрел Иван-царевич ее со всех сторон и увидел на окне избушки задание. Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание?

2. Повторение правила “Правописание не с прилагательными”

Не добрый, а злой; невзрачный, невежливый, вовсе не интересный. (Слайд 5, 6)

3. Отворилась дверь избушки, на пороге появилась Баба – Яга.

Рассказал ей Иван-царевич о том, что произошло. Согласилась Баба-Яга помочь найти прилагательное, но только в том случае, если все правильно выполнят ее задание.

4. Выполнение задания на карточках. Проверка в парах по карточке — консультанту, оценивание.

5. Молодцы, справились с заданием. Дала Баба-Яга Ивану-царевичу волшебный клубок. Покатился клубок по дорожке, а Иван-царевич за ним пошел. Привел клубок к царству Кощея.

Это он похитил Прилагательное.

–Ладно, — сказал Кощей, — отдам вам ваше прилагательное, но сначала выполните мои три задания:

Расскажите правило правописания о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. (Слайд 7)

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. (Слайд 8)

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. (Слайд 9)

6. Повторение правил.

7. Выполнение письменного задания по карточкам на выбор (одна из орфограмм).

8. Отдал Кощей прилагательные, но они все перепутались. Нужно расставить их в тексте на места и определить их разряд. (Работа в парах)

Озеро около берегов было засыпано ворохом желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где зацветали кувшинки. Голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазками, похожими на две маленькие лупы. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух.

По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

VIII. Рефлексия.

  • Вставить пропущенные слова:
  • Урок привлек меня тем……
  • Показался интересным, (не интересным)……..
  • Заставил задуматься…..
  • Мои достижения на уроке….
  • Я могу похвалить себя за….
  • На уроке было трудно…..
Читайте также:  Перевод глаголов и прилагательных с предлогами

IX. Д/з. Индивидуальное задание по карточке на орфограмму, которую не выполнял ученик на уроке.

Источник

Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес,

вот и выход на все проблемы и из всех проблем,

какие давно и мучительно волнуют школу.

Скачать:

Вложение Размер
urok_oboshchayushchego_povtoreniya_po_teme_imya_prilagatelnoe_6klass.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщающего повторения темы «Имя прилагательное», 6 класс

Оборудование: 1.Карта-схема путешествия по прилагандии.

  1. Слово учителя: По княжеству с названием Прилагандия мы путешествовали в прошлом году. Сегодня заканчивая тему «Имя прилагательное», мы снова отправимся в сказочную страну. Путешествуя по ней в 5 классе, мы не всё увидели, не всё разглядели, так как у ворот стояли грозные стражники, лежал камень-указатель «Направо пойдёшь …», от которого бежали две дорожки — прямая и извилистая. Мы дошли по извилистой только до кондитерского магазина. Сегодня мы побываем в школе, деревенской избушке, на фестивале, в старинном городе ЭНске, поговорим с грустной буквой О, поднимемся в горы. Чтобы всё это успеть, надо работать быстро и внимательно.
  2. Работа с картой схемой («Ворота»). Рассмотрите ворота, впускающие нас в прилагандию, и запишите как можно больше имён прилагательных, характеризующих качество этих ворот: их цвет, материал, форму. (Дети читают свои примеры). Дайте определение имени прилагательного?
  3. Работа по рядам с картой-схемой.

1 ряд работает с существительным ЧЕЛОВЕК

2 ряд работает с существительным ДЕНЬ

3 ряд работает с существительным СОК

— Составить словосочетания, подбирая к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, которые я буду читать.

Искусный, талантливый, ветреный, изжелта-красный, несчастный, клюквенный, торжественный, январский, тыквенный, плодово-ягодный,

глухонемой, тридцатилетний, превкусный.

Докажите, что орфограмма «Е» в слове ветреный в сочетании с существительным человек не ошибка. (ветряная мельница),

что Не в имени прилагательном «несчастный» приставка?

что в имени прилагательном «превкусный» — приставка пре?

Мы подошли к школе, в которой получают образование жители прилагандии.

Каким способом образуются имена прилагательные? Подсказка на доске

1 2 3 +

Назовите сложные прилагательные? Расскажите о слитном и дефисном их написании?

  1. Слово учителя : Работа с картой схемой «Избушка». Следующий пункт нашего путешествия по прилагандии – деревенская избушка.

На доске: Это обыкнов…ая дерев…ая избушка с солом…ой крышей – отцов дом. В доме низкая скрипучая дверь и окна с лазурными ситц..выми занавесками. У дома собачья конура величиной с посылочный ящик и ж..лтая песчаная дорожка.

Задания: Вспомнить правило о разрядах имён прилагательных и выписать примеры из текста на каждый разряд. Устно уметь доказать правильность выполнения задания.

Нередко у притяжательных и относительных прилагательных проявляется переносное значение, и тогда они становятся качественными. Перенос значения — от греческого METAPHORA – МЕТАФОРА , употребляется поэтами. Вместо того, чтобы сказать: пчела летит из улья, напоминающего келью, сделанную из воска, за мёдом — А.С.Пушкин пишет:

Пчела из кельи восковой

Летит за далью полевой.

Келья восковая= улью.

Наше путешествие продолжается (Грустная буква О)

Следуя по песчаной дорожке, мы столкнулись с грустной буквой О, которая тянула тележку, гружённую различными вещами. На тележке лежали:

Ежовые рукавицы, свинцовая гиря, камышовая циновка, песцовая шкура. С тележки почему-то упал вещевой мешок. Грустная буква О видела это, но не подняла оброненную вещь. Почему? Понаблюдайте за написанными словами, поставьте ударение, выделите суффиксы. Сформулируйте правило (орф _)

Теперь вам ясно, почему такая грустная буква О? Она всегда под ударением. А вещевой мешок она не подняла, потому, что чужого ей не надо. ( в этом слове суффикс безударный, — и в нём пишется буква Е)

В день нашего пребывания проходил фестиваль. Мы на этом фестивале будем не просто гостями, а корреспондентами. Вам предстоит написать отчёт в газету об этом интересном событии. О ком будем писать? Конечно же, об исполнителях, участниках фестиваля. Ведь фестиваль – это общественное празднество, сопровождающее показ, смотром каких-либо видов искусств (театральных и музыкальных.)

Задание: Запишите тех, кто выступил на концерте: черкесский танцор, кубинский солист, вокальный ансамбль ткацкой фабрики, рыбацкий хор, матросский танец, а завершился фестиваль выступлением детского факира.

Выделите суффиксы прилагательных.

Сформулируйте правила написания суффиксов к и ск.

Игра- молчанка. На доске. (ученики без слов выходят к доске поочерёдно и вписывают пропущенные буквы, если кто-то ошибся, заметивший ошибку ученик выходит и исправляет, действия происходят быстро)

И солистов, и репортёров, и всех гостей фестиваля повезли на экскурсию в стари нн ый город Энск. Он славился своими стекля нн ыми, оловя нн ыми и кам енн ыми домами, зелё н ыми садами, лебед ин ым прудом, си н им небом и ю н ыми румя н ыми жителями. Экскурсио нн ый автобус с кожа н ыми креслами остановился у ветр я ной мельницы. Отсюда начинался рассказ о (древн е )русском р е месле жителей Энска – деревя нн ой резьбе.

7. Слово учителя и работа с картой схемой (Путешествие в горы и кафе-мороженое)

Ознакомившись с деревянной резьбой, мы попали в горы. Посмотрите на рисунок горной цепи и опишите горы. Характеризуя их высоту. Пользуйтесь степенями сравнения.

1.Прилагательные какого разряда имеют степени сравнения ?

2. На какие две группы делятся две степени сравнения?

3. Какова разница в их образовании?

4. Когда нам необходима превосходная степень?

Мы спустились в кафе мороженое и услышали обмен мнениями о фестивале, в частности такую фразу: «Музыка – благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее,

тончайшее, создание из всего, что человеческий дух изобрёл».

Вопросы и задания:

— Когда же нам необходима в речи превосходная степень?

— Выполнить письменно морфологический разбор имени прилагательного: прелестнейшее (создание).

Хорошо выполнив все задания, мы спокойно можем посидеть в кафе заказать себе мороженое, фрукты, отдохнуть.

Оказывается мороженое появилось в Китае(жаркой стране) 3000 лет назад. И готовили его из соков и снега. В Европе же оно появилось в 17веке. Впервые кафе-мороженое было открыто в 1660году во французском городе Пломбьер. Отсюда современное пломбир. Итак, мы можем заказать в кафе мороженые фрукты и мороженое. Определите, какой частью речи является слово мороженое.

Д.З На обратной стороне цветика-семицветика трафарета сделать краткую запись нашего сегодняшнего урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок — путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное».

Урок — путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное».

Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме «Имя прилагательное».

Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся.

Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин.

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)Тип: урок обобщающего повторенияЦели: Обучающая &nd.

Урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное».

Источник

Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное»

Повторение по теме «Имя прилагательное»

Тип урока: обобщающее повторение

​​​​​​​Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Задачи урока: познавательные — систематизировать полученные знания по теме «Имя прилагательное», повторить основные теоретические и практические навыки по орфографии, морфемике изученной темы; увидеть, как «живут» прилагательные в прозаическом и поэтическом тексте; коммуникативные – управлять своим поведением, работать в паре; регулятивные — корректировать свои знания, включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Многие русские слова сами по себе излучают

поэзию, подобно тому, как драгоценные камни

излучают таинственный блеск.

К. Г. Паустовский

Подготовка к уроку. На доске (на экране): 1. Ромб -кристалл, состоящий из нескольких граней, имитирующий драгоценный камень. По ходу урока части последовательно открываются, ромб-кристалл предстаёт во всей красе. 2 .На столах — листы контроля 2 вариантов для работы в паре, индивидуальные задания, тексты «Зимний день». 3. Зашифрованное послание

1. Оргмомент. Подготовка восприятия. 2. Учитель. Чтение эпиграфа. — Я думаю, ребята, что к прилагательному это относится прежде всего. Давайте представим, что грани этого драгоценного камня – это основные разделы темы «Имя прилагательное», и сегодня этот камень у нас будет сиять ярче по мере того, как мы будем открывать эти грани. И прямо сейчас постараемся доказать мысль К. Г. Паустовского и подберём синонимы-прилагательные к слову драгоценный (волшебный, божественный, чудный, чудесный, дивный, несравненный). В кристалле открывается синяя грань.

ПОВТОРЕНИЕ 3.-Давайте вспомним, на что мы всегда обращаем внимание при морфологическом разборе? (Общее значение части речи, морфологические признаки, синтаксическая роль. ). Щадящий опрос теории в парах. Учитель вслух задаёт вопросы, ребята работают с соседом по парте, отмечая в листках контроля полученный ответы значками (- + | ). Каждый ученик выступает в роли выступающего и контролирующего. Приложение 1

Учитель: — С теорией вы справились неплохо, наш кристалл засверкал ещё одной гранью. Открывается красная грань.

4.Орфография. Учитель: — Откроем ещё одну грань. Она ярко- оранжевого цвета. Яркий цвет предупреждает: «Внимание! Будь осторожен! Задумайся!» Конечно, ребята – это правописание прилагательных.

А. Игра «третий лишний» (каждому ряду, группе) – своя строчка) : 1. слышиш. рож. хорош.. 2.парч..вый, глянц..вый, холщ..вый 3. ослепительно(яркий), средне(вековый), древне(русский)

Б. Индивидуальное задание: составить предложения с прилагательными. Приложение 2

В. Найди ошибку! В сини ю даль, в дальнем походе, о хорошем друге, утренн е м поездом.

Г. Буквенный диктант «Проверь себя!». Ученики проверяют себя по ключу: -АН, -ИН+Н,-ЕНН, -ИН, -ЯНН (искл.) (Слова, прочитанные вслух учителем: кожаный, старинный, хозяйственный, голубиный, стеклянный)

Д. Реши орфографическую задачу: Негрустный . НЕ грустный.

​​​​​​​5. Лексика. Физминутка. На доске открывается зелёная грань кристалла. Учитель: — Подняли свои умелые руки, поиграем чуткими пальчиками, опустим на школьные столы, спинки – прямые, повернули светлые головы налево, теперь-направо, Закрыли умные глаза. Отдыхаем. – Какое словосочетание вам больше понравилось? (светлые головы). Светлые – слово в переносном значении. А это какие?

6. Морфемика. — Среди данных прилагательных найдите такое, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. Роскошный, приветливый, посветлее, безлунный. — Молодцы! А почему не слово посветлее? (нет окончания в сравнительной степени ). Открывается фиолетовая грань.

Индивидуальное задание: составить предложения с прилагательными. Приложение 3

7. Употребление прилагательных в речи. А. – Послушайте, какие красивые предложения: Неба чистейшая просинь сквозила в вершинах берёз. И ещё. Самая далёкая звезда подмигнула мне. Какая форма прилагательного «помогла» создать такие красивые предложения? (простая и составная превосходные степени)

Б. Работа с распечатанным текстом.

— Ребята, прочитайте про себя текст. Приложение 4 Он вам нравится? А почему? (невыразительный, скучный…). Давайте его раскрасим. Догадались чем? Конечно, прилагательными. С некоторыми из них мы уже встречались сегодня на уроке. (Ученики работают с текстом устно, вставляя в пропуски подходящие по смыслу слова)

— Прочитаем получившийся текст. Я вижу: он вам понравился. Почему он стал таким красивым? (Прилагательные делают нашу речь точнее, выразительнее, образнее).

— Таким же прекрасным, как наш кристалл. Открывается предпоследняя голубая грань.

8. Прилагательные в текстах художественной литературы. Домашнее задание: выписать из художественных текстов ИЛИ составить самим зимние пейзажи (5-6 предложений). Слабоуспевающим ученикам текст «Зимний день» выдаётся домой как карточка.

9. Послание. Учитель: — Ребята, прилагательное – очень древняя часть речи, поэтому их так много в пословицах. Расшифруйте народное послание, в котором , конечно же, есть и прилагательное. Приложение 5 И тогда мы сможем открыть последнюю грань нашего кристалла. (Ученики расшифровывают: Умные речи приятно и слушать).

Открывается последняя жёлтая грань кристалла.

10. Рефлексия. Как вы думаете, ребята, удалось нам сегодня повторить тему? — Засверкал наш драгоценный камень всеми гранями, потому что мы вспомнили много красивых прилагательных, повторили обширный материал. Спасибо вам за урок, за дружную работу, за умные речи. До свиданья!

Приложение 1 . Щадящий опрос в парах

Источник