Меню

Обогащать словарный запас прилагательными



Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций

Кидярова Екатерина
Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций

Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций

Кидярова Екатерина Евгеньевна,

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры, а также обогащение активного словаря детей.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность, меткость, информативность, но и особую выразительность, красочность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку.

Именем прилагательным называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? или чей?

Например: белый (снег, огромная (страна,

сильное (желание, железная (кровать, медвежья (берлога, дядин (голос, материнская (любовь).

В работе над обогащением и активизацией словаря прилагательных мы придерживаемся методических рекомендаций В. В. Гербовой.

Возраст детей Задачи по обогащению словаря прилагательными

От двух до трех лет Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

От трех до четырех лет Продолжать расширять и активизировать словарный запас прилагательных у детей. Учить различать и называть качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая).

От четырех до пяти лет Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные. Пополнять словарь детей прилагательными, характеризующими эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый, разнообразные свойства и качества предметов. Учить употреблять слова-антонимы (чистый – грязный).

От пяти до шести лет Упражнять детей в использовании прилагательных разных степеней сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий, а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый и др.). Совершенствовать у детей умение использовать в речи прилагательные — антонимы и прилагательные — синонимы в соответствии с их значением.

От шести до семи лет Обогащать речь детей образными прилагательными посредством знакомства с произведениями художественной литературы.

В своей работе по обогащению, закреплению и активизации словаря прилагательных у детей дошкольного возраста мы применяем метод моделирование игровых обучающих ситуаций.

Игровая обучающая ситуация (ИОС)— один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются игровые принципы, реализация которых происходит в условиях не регламентированной деятельности.

ИОС включает такие структурные элементы игры,как: сюжет, роли, игровое действие, игровое взаимоотношение. От обученияв ИОС такие элементы: дидактическая задача, реальное действие, реальное взаимоотношение, результат. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное желание детей поиграть. ИОС позволяют реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались».

Читайте также:  Все суффиксы глаголов существительных и прилагательных

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. В модель сценария активизирующего общения можно включать несколько блоков вопросов. Например, ИОС «День рождения куклы Насти»: 1) поздравление (вопрос: какую хотим видеть именинницу? – красивой, здоровой, счастливой, веселой и др.); 2) угощение (вопрос: каким тортом бывает на праздничном столе? – банановый, ванильный, шоколадный, мармеладный и др.); 3) настроение (какое настроение у гостей на празднике – радостное, веселое, светлое, праздничное, лучезарное); 4) посуда (какую посуду ставят на праздничный стол – новую, чайную, нарядную, чистую и др.).

ИОС «Осень в гости к нам пришла»: 1) листья (какие листья осенью? – разноцветные, золотые, багряные, жухлые, увядшие и др.); 2) Осень (какая Осень бывает в зависимости от погоды? – унылая, грустная, дождливая, золотая, красивая и др.); 3) овощи (какие овощи принесла Осень? – полезные, вкусные, хрустящие); 4) фрукты (какие фрукты осенью? – аппетитные, ароматные, сочные, душистые и др.).ИОС «Путешествие в цветочное царство» : 1) солнце (какое солнце летом? – жаркое, теплое, лучистое, доброе, золотое и др.); радуга (назовите цвета радуги? – красный, оранжевый, желтый, зеленый,

голубой, синий, фиолетовый); дождь (каким бывает летний дождь? – теплым, озорным, долгожданным, прохладным и др.); цветы (какие цветы? – ароматные, душистые, красочные, разноцветные, яркие и др.).

В сценарий ИОС обязательно включаем разные виды деятельности: изобразительной (дорисовать отбитые ручки чашек для бабушки Федоры, обследование предметов (веществ) (потрогать снег в шкатулке у Снежной Королевы, имитационные упражнения (изобразить листочки Золотой Осени, дидактические игры: «Какой, какая, какое», «Скажи наоборот», «Что бывает таким» и др.

В работе по обогащению словаря прилагательных применяем 3 типа игровых обучающих ситуаций: 1) ИОС с игрушкой (мягкая, резиновая); 2) ИОС с персонажем; 2) ИОС – путешествие. Особое выделяю ИОС с персонажем.

Первый тип строится на использовании игрушек.Примеры ИОС: «Поможем котенку найти маму» (обогащение и активизация прилагательных: пушистый, ласковый, грустный, мягкие, острые); «Заколдованные игрушки» (плюшевый, резиновый, деревянная, пластмассовые).

Второй тип строится на использовании персонажей литературных произведений, мультфильмов, знакомых детям.Примеры ИОС: «Поможем бабушке Федоре» (обогащение прилагательных: кухонная, столовая, чайная); «Здравствуй, Карлсон» (прилагательные: вкусное, аппетитные, сладкие, ароматные).

Третий тип ИОС – игра в путешествие.Например: «В гости к Снежной Королеве». Эта ИОС предполагает остановки «Школа снеговичков» (прилагательные: веселые, забавные, смешные); «Снежная» (прилагательные: липкий, мокрый, холодный, чистый, «Вьюжная» (прилагательные: морозная, холодная, снежная, суровая).

Указанные типы ИОС можно применять на каждом этапе дошкольного детства, но вводить разных героев, наполнять сценарий активизирующего общения разным содержанием, учитывая возрастную адресность.

Таким образом, метод моделирования игровых обучающих ситуаций

занимает важное место в общей системе работы по развитию речи детей. Данный метод позволяет обогащать словарь детей дошкольного возраста новыми прилагательными, закреплять и уточнять значений прилагательных, уже имеющихся в лексике; активизировать словарь прилагательных.

Читайте также:  Прилагательные к слову призма

Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ Семинар для педагогов ДОУ по теме:«Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций.

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 67» города Кирова Активизация словаря детей младшего дошкольного.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных. 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игры является закрепление в речи детей.

Консультация для родителей «Обогащение словаря детей дошкольного возраста» Обогащение словаря ребёнка, развитие его речи – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями. Обогащение и.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Активизация употребления прилагательных и глаголов. Звук [З]» Открытое занятие по развитию речи в младшей группе Составила и провела Красикова А. Н. Задачи: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя,.

План по самообразованию «Активизация словаря детей младшего возраста посредством ознакомления с окружающим миром» Тема: «Активизация словаря детей младшего возраста посредством ознакомления с окружающим миром». Цель: повысить собственный теоретический.

Презентация дидактических игр по развитию речи «Активизация и обогащение словаря детей» Словарная работа — это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Семинар-практикум для родителей, имеющих детей-инвалидов «Развитие и обогащение словаря ребёнка» Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка» Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в до-машних.

Источник

Как развить словарный запас: методики для взрослых и детей

Великий и могучий русский язык — один из самых богатых. С его помощью мы можем блеснуть красноречием, четко передавать мысли и аргументированно отстаивать позицию. Но то, как нас поймут и то, как мы будем выглядеть в глазах других, напрямую зависит от нашего словарного запаса. Ведь чем больше слов мы используем, тем более яркой становится наша речь, тем продуктивнее будет наше общение с другими людьми.

Лингвисты называют словарный запас более научным словом: «лексикон». Его принято делить на три группы:

Активный словарный запас. Это тот набор слов, который человек использует ежедневно. В устной речи, в обычной переписке с друзьями, общаясь в социальных сетях, разговаривая с коллегами и пр. Такие слова мы не подбираем специально и не тратим время на поиск у себя же в голове их значения.

Пассивный словарный запас. Эта категория намного шире предыдущей. Этими словами мы не пользуемся каждый день, но знаем их значение. Как правило, «пассивные» слова используются нами, если мы выступаем на публике, хотим блеснуть интеллектом или приукрасить собственную речь.

Внешний словарный запас. К этой группе можно отнести слова, которые употребимы, например, в определенной профессии, но непонятны для других людей. Сюда также входят неологизмы, которые понятны далеко не всем, научная терминология и пр. Именно значения таких слов нам подчас бывает довольно сложно вспомнить.

Читайте также:  Составить словосочетание с прилагательными паронимами

Сколько слов входит в словарный запас?

Если брать усредненные показатели, то цифры следующие:

Для повседневной жизни достаточно 5 000 слов.

Любознательный человек, который много читает и уделяет время саморазвитию, может расширить свой словарный запас до 10 000 слов.

Эрудированным считается человек, словарный запас которого составляет порядка 50 000 слов.

Какие шаги нужно предпринять для развития словарного запаса?

Хотим сразу отметить, что способы универсальны, и могут быть использованы не только взрослыми, но и детьми, школьниками, студентами и пр.

Используйте специальные упражнения. Например, поставьте себе задачу: придумать 100 слов на букву «Е»: еда, енот, ежевика, ель и так далее. Или составьте рассказ, в котором будут только существительные. Да, идеальный пример упражнения, строки — «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Освоили существительные? Переходите к глаголам! Так вы сможете пробудить свой пассивный словарный запас и перевести его в активный.

Больше общайтесь. Уделяйте внимание не только вашему устоявшемуся кругу общения: включите в него больше разных людей. Не стесняйтесь регистрироваться на разных профессиональных форумах, обсуждать прочитанные книги и пр.

Тренируйте память. Без хорошей памяти все упражнения на расширение словарного запаса не принесут успеха. Заучивайте наизусть строки из прозы, стихотворения и пр.

Попробуйте вести дневник. В речь письменную мы часто включаем слова, которые не используем в устной. Ведите дневник в течение месяца, а потом перечитайте записи: вы будет удивлены, сколько интересных и ярких слов вы не используете в повседневности.

Больше читайте. Научно-популярную и художественную литературу. Особое внимание стоит уделить классике — это настоящий кладезь интересных слов и выражений. А чтобы читать быстрее и лучше запоминать прочитанное — попробуйте наш курс «Скорочтение». Вы удивитесь результатам, которые не заставят себя ждать!

Источник

Конспект урока Тема: «Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
план-конспект урока по русскому языку по теме

Для учащихся 3 класса

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk_2._03.15.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 2.03.15. Учитель: Бисимбаева Г.У.

Школа: Бородиновская МОУ СОШ Студент: Епанова Дарья

Класс: 3 Группа: 45

Тема: «Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Цели деятельности учителя:

— развивать умение устанавливать связь слов в предложении;

— формировать умение распознавать в речи имена прилагательные;

— знакомить с обобщённым лексическим значением имён прилагательных;.

— Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса.

Предметные: учащиеся научатся распознавать имя прилагательное среди других частей речи; выделять словосочетания с именем прилагательным из предложений; распознавать сложные прилагательные и записывать их; обогащать словарный запас;

Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Оборудование: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.2-е издание Москва «Просвящение» 2013

Источник