Меню

Обогащение речи младших школьников именами прилагательными



Статья «Обогащение речи младших школьников в связи с изучением имени прилагательного»

К требованиям, предъявляемым к речи младших школьников, относятся следующие:

  • Правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуационная);
  • Ясность речи (доступность для понимания);
  • Чистота речи (отсутствие сниженных слов);
  • Точность речи;
  • Выразительность речи (умение передать чувства, которыми сопровождается информация, содержащаяся в речи).
  • Среди основных задач начальной школы названа задача развития речи учащихся. Одной из ее сторон является обогащение словарного запаса детей. Причем расширение словаря учащихся должно идти не за счет увеличения количества речевых единиц, а за счет совершенствования семантики каждого слова.

    Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. На значение обогащения словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С.Рожденственский. Он писал: “Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями”

    Имена прилагательные представляют собой обширный материал, использовать который можно для наблюдений над синонимами, антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле.

    Сама тема “Имя прилагательное” является очень интересной и благодатной в плане развития речи учащихся. М.Р.Львов установил, что “достижение пика интенсивности” имен прилагательных опережает систематическое изучение их в школьном курсе русского языка и приходится на третий класс. Следовательно, необходимо искать пути и возможности обогащения речи учащихся начальных классов именами прилагательными еще до “пика интенсивности”, в первом, особенно во втором, классе. Такое обогащение является очень важным, так как именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, т.е. изобразительной.

    Программа начальных классов не предусматривает выделения особых часов на лексические упражнения: они должны проводится в связи с занятиями по грамматике и правописанию и включаться как органическая часть этих занятий в уроки русского языка. Поэтому лексический материал, который привлекается для упражнений по лексике, необходимо использовать в той или иной мере и в целях обучения грамматике.

    Лексика, имеющаяся в упражнениях учебных книг по русскому языку для начальных классов, вполне доступна учащимся, так как является общеупотребительной. Только единичные прилагательные, такие, как, например, роковой (день), нуждаются в раскрытии их лексического значения. Многие имена прилагательные употреблены в текстах упражнений учебника в переносном значении. Выделяя такие прилагательные из текста в сочетании с существительными, учитель обращает внимание детей на переносное значение прилагательного, показывает на конкретном примере употребление данного прилагательного в прямом значении, сопоставляет прямое и переносное значение. Такое сопоставление дает возможность практически показать выразительные средства прилагательного. Сопоставив значения прилагательного золотая в обоих словосочетаниях (золотая зорька – золотая брошь), дети приходят к выводу, что в первом случае прилагательное употреблено не в своем обычном значении, а в переносном, вследствие чего высказывание становится ярким и выразительным.

    Для наблюдения над прямым и переносным значением можно использовать следующие словосочетания: горячее желание, сердитая зима, бархатная травка и т.п.

    Наряду с упражнениями, которые проводятся под руководством учителя, следует предлагать детям самостоятельно находить в текстах прилагательные, употребленные в переносном значении, и сопоставлять примеры, в которых эти прилагательные были бы употреблены в прямом значении.

    Такие упражнения не только обогащают запас ребенка, но и воспитывают у детей внимательное отношение к слову и языковое чутье.

    Несмотря на то, что в начальных классах дети не получают сведений о синонимах, изучение их в практическом плане, путем выполнения упражнений необходимо.

    Работу над синонимичными прилагательными нужно проводить начиная с первого урока по теме “Имя прилагательное” (в течение 5-6 минут). Следует накапливать количество слов – синонимов в индивидуальной речи каждого ребенка, надо, чтобы дети осознали, что рассмотренные прилагательные хотя и близки по смыслу, но среди них имеется множество слов, различающихся оттенками значений (по цвету, величине, оценке говорящего, отношению его к данному предмету др.)

    Работа над синонимами будет достаточно эффективной при наличии следующих условий:

    1. Упражнения над синонимами в начальных классах должны проводиться систематически и планомерно;
    2. Должен быть определен курс синонимов, которые могут использоваться учителем в качестве практического материала для упражнений.

    В учебниках “Русский язык” недостаточно использованы возможности для развития речи детей. Упражнения учебника не содержат даже простейших заданий, связанных с подбором синонимов. Учителю начальных классов необходимо самостоятельно подыскивать дидактический материал.

    Изучение синонимов в начальных классах должно осуществляться путем разнообразных упражнений:

    1.Прочитайте, разберите предложения. Выпишите прилагательные и существительные, с которыми они связаны.

    Жаворонок
    На солнце темный лес зардел.
    В долине пар белее тонкий.
    И песню раннюю запел
    В лазури жаворонок звонкий.

    Можно усложнить задание, которое в большей степени будет способствовать развитию речи детей. Например, к выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу, попутно объясняя значение прилагательных, объяснить детям, что автор использовал именно эти прилагательные, чтобы передать в стихотворении красоту родного края, что замена данных прилагательных синонимичными испортит текст, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз показать ученикам удачность авторского выбора:

    Читайте также:  Необходим что это прилагательное

    Слова для справок: легкий, изящный; сумрачный, мрачный; серебристый; голосистый; первый, весенний.

    2. К данным прилагательным напишите прилагательные противоположного значения. Выделите окончания. Прилагательные даны в два столбика. Поскольку дети подбирают антонимы легче, чем синонимы, то возможно добавить еще задание: к словам левого столбика подберите слова близкие по значению, данные в словах для справок:

    прилетный -……….

    Слова для справок: оживленный, радостный, смешной; грузная; старательный; смелая; дряхлый, ветхий.

    Здесь можно дать задание, связанное с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Например, укажите, какие из прилагательных могут сочетаться с существительными, помещенными в скобках: старый, дряхлый, ветхий (человек, обувь, город, избушка).

    Такая работа полезна для выбора слов с наиболее подходящим значением. Упражнения такого характера приводят к тому, что подбор синонимов при изложении не вызывает у учащихся серьёзных затруднений. Задания на подбор слов, близких по значению, могут сопровождать почти все упражнения учебника. Если учитель творчески подойдет к работе, то можно разнообразить однотипные задания учебника.

    Чтобы дети поняли, что одной из главных функций синонимов является функция замещения (выбор точного слова), что способствует избежанию тавтологии, можно использовать такое задание: “Заменить выделенное слово другим словом, близким по смыслу”. Вот текст упражнения: Робкая Чирика не успела остановить Чипа. (Боязливая, несмелая, трусливая, маленькая, грустная).Упражнения такого типа учат детей быть внимательными к слову, развивают языковое чутье.

    Имена прилагательные – это многозначные слова. Эту особенность данной части речи можно показать ученикам на упражнении с синонимами. Необходимо учитывать значение прилагательных в сочетании с существительными:

    мелкий (почерк, дождь, песок, интересы)
    мягкий (пирог, свет, характер, вода)

    Учитель вместе с детьми выясняет значение прилагательного в каждом конкретном случае. Для этого учитель использует любой толковый словарь и выписывает для себя значение тех прилагательных, над которыми дети будут работать. Словарь помогает установить учителю общее между синонимами, их различные оттенки, обратить внимание на синонимы, имеющие разную лексическую сочетаемость. В результате наблюдений было установлено, что младшие школьники употребляют в своей речи мало прилагательных, не обозначая признаки предметов. А между тем необходимо учить выделять в наблюдаемых предметах и явлениях признаки и выражать их словом.

    Многие имена прилагательные употреблены в текстах упражнений учебника в переносном значении. Выделяя такие прилагательные из текста в сочетании с существительными, учитель обращает внимание детей на переносное значение прилагательного, показывает на конкретном примере употребление данного прилагательного в прямом значении, сопоставляет прямое и переносное значение. Такое сопоставление дает возможность практически показать выразительные средства прилагательного, сопоставить значение прилагательного “золотая” в обоих словосочетаниях (золотая зорька, золотая брошь) дети приходят к выводу, что в первом случае прилагательное употреблено не в своем обычном значении, а в переносном, вследствие чего высказывание становится ярким и выразительным. Для наблюдения над прямым и переносным значением можно использовать следующие словосочетания: горячее желание, сердитая зима, бархатная травка.

    Наряду с упражнениями, которые проводятся под руководством учителя, следует предлагать детям самостоятельно находить в текстах прилагательные, употребленные в переносном значении и составлять примеры, в которых эти прилагательные были бы употреблены в прямом значении.

    Можно предложить расположить данные слова по мере уменьшения признака, например: небольшой, маленький, микроскопический, крошечный.

    Для того, чтобы дети запомнили правописание наиболее часто употребляемых прилагательных с непроизносимой согласной, можно предложить задание такого типа: “Подберите прилагательные, близкие по смыслу данным, так, чтобы в подобранных прилагательных была непроизносимая согласная”: красивый – прелестный; большой – гигантский; знаменитый – известный; смелый – доблестный.

    Часто дети ошибаются в написании слов, где нет непроизносимой согласной. Можно дать им следующее задание: подберите прилагательные, близкие по смыслу, в которых нет непроизносимой согласной: угрожающий – опасный; красивый – прекрасный; волшебный – чудесный. Такого рода задания можно выполнять коллективно, попутно повторяя орфографические навыки.

    Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по синонимии развивает у детей внимание, интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует у них чувство языка, активизирует их умственную деятельность.

    Источник

    Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.
    методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

    Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.

    Скачать:

    Вложение Размер
    obogashcheniya_slovarya_mladshih_shkolnikov_posredstvom_prilagatelnyh.doc 94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.

    Морозова Светлана Петровна.

    Г.Челябинск, МАОУ СОШ №36.

    На начальном этапе у учащихся должны быть сформированы умения, направленные на расширение их потенциального словарного запаса за счет слов-признаков. Ученики должны научиться узнавать и определять слова- признаки, правильно ставить грамматические вопросы и по ним определять слова , обозначающие признак предмета , оперировать системой признаков, узнаваемых разрядов слов. Приведенные ниже игры, задания и упражнения помогут учителю-логопеду более полно реализовать эти задачи. На данном этапе знакомлю детей с символами и учу соотносить символ со словом –признаком

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

    1 Упражнение . Игра «Ищи» , « Узнай фигурку» . Игра по принципу лото. Логопед показывает картинку, спрашивает : «Кому нужна эта картинка?» Ребенок, у которого на большой карте есть такая фигурка отвечает: « Мне нужна эта картинка Это спелая ягода.» и т. д. Выигрывает тот кто первый закроет свою карту.

    2. Упражнение . Игра «Угадай, что это Ребенок из мешочка достает плод, называет его форму свойства вкус, запах, размер. Логопед для помощи выставляет схемы.

    3. Упражнение . Игра «Найди отличия» Логопед показывает картинки, или предметы, отличающиеся друг от друга несколькими признаками и деталями . Например : две рубашки- полосатая клетчатая. Взрослая, детская, с короткими и длинными рукавами. Дети называют отличительные особенности

    4. Упражнение «угадай по описанию»

    5. Упражнение « придумай свою загадку»

    6. Упражнение . «Закончи предложение»- Лиса –зверь (какой?)- хитрый, умный.

    7. Упражнения . С использованием схем.(радуга)

    «Назови признак по цвету» (ромашка, василек, колокольчик)

    Раздели слова на слоги, назови ударные гласные.

    — «Назови признаки по форме» (мяч, елка, огурец, лента)

    — «Назови признаки по свойству» (стакан, кувшин, шуба)

    — «Назови свойства по запаху» ( лимон, мед, черемуха)

    — «Назови признаки по качеству» (общей оценки: ученик, лиса, мама)

    — « Назови признаки по вкусу» (селедка, малина, клюква)

    — «Назови признаки по месту» (цветок, житель, медведь)

    — «Назови признаки по весу» (перо, штанга, тетрадь)

    — «Назови признаки по температуре» (ветер, солнце, лето)

    — «Назови признаки по звуку» (пение, музыка)

    — «Назови признаки по размеру» (слива, гном, дом, конура)

    8.Упражнение . Подбери слово. Логопед показывает картинки, дети называют их основные признаки, используя схемы-символы.

    Пример: верблюд- огромный, важный, горбатый.

    9.Упражнение . Послушайте стихотворение, назовите слова-признаки, встречающиеся в тексте

    Вот вам сладкая морковка, Яблоко спелое, красное, сладкое,

    красная головка, яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

    вот вам желтая репка, яблоко я пополам разломаю,

    и огурчик крепкий яблоко с другом своим разделю

    10. Упражнение . Назови третий лишний.

    Голубой, красный, спелый

    Горький, соленый, тяжелый

    Ароматный, пахучий, кислый

    11.Упражнение . Назовите признак, на который указывает данное прилагательное: (твердый, высокий, горький, железный и т.д.)

    12. Упражнение . Кто больше запомнит:

    Аня рисует желтую репу

    Аня рисует желтую репу, красный редис

    Аня рисует желтую репу, красный редис и сочное яблоко

    Аня рисует желтую репу, красный редис, сочное яблоко и сладкий перец

    13. Упражнение . Найдите слова-признаки в предложении, и назовите их

    в начальной форме:

    Ната ест сочные, кислые гранаты, а Лена- вкусные бананы

    14. Упражнение . Подобрать слово, подходящее по смыслу.

    У детей предметные картинки: гвоздика, книга, поганка, утюги, пауки,

    кофта, кот, уголь.

    Логопед называет слова-признаки: ядовитое, душистое, резиновые,

    Образец: — Какое слово я задумала?

    Затем логопед называет слово-предмет, дети подбирают слова-

    15. Упражнение . Подбери подходящие по смыслу слова из словаря:

    стальные……., рыжая……. чайная……. крикливая и т.д.

    16. Упражнение . Подбери к словам-предметам подходящие слова-

    яблоко……., фамилия……., шампунь……., кофе……., туфля

    17. Упражнение . Вписать в предложения-загадки подходящие по смыслу

    Шерстка……., а коготок…….. (кошка)

    Хвост……., мех……..в лесу живет, кур крадет (лиса)

    Летом в огороде……. ……….а зимой- в бочке……,……… (огурцы)

    Летом………., зимой…….. (заяц)

    Назвать имена прилагательные в уменьшительно-ласкательной

    18. Упражнение . Составь текст загадки по образцу:

    Непоседа, непоседа пестрая, птица длиннохвостая , птица

    говорливая, самая болтливая. (сорока)

    На доске изображения животных, вещей. Дети описывают и узнают

    по описанию предметы.

    1. Упражнение . Составить словосочетание, задать вопрос.

    Книга , концерт, сообщение, дело-( интересный)

    Характер, мысль, требование, звонки (настойчивый)

    Плод, ягоды, лекарства, слезы (горький)

    1. Упражнение . Вставить подходящие по смыслу прилагательные:

    Этот…..зверек живет в лесу. У него…….. уши,……. Хвост.

    Передние лапы……. а задние……. Шубка у зверька летом……,

    а зимой…….. ……… морковь,……. капуста- любимые лакомства

    животного. А зимой…….. кора хороша. Кто это?

    1. Упражнени е. Подобрать к именам прилагательным имена

    существительные, с использованием картинного материала и без.

    Образовать форму множественного числа.

    1. Упражнение . Подобрать имена прилагательные, близкие по

    Сырая погода, душистые цветы, могучий дуб, старый город,

    крикливые птицы, прозрачный лес, модная одежда.

    1. Упражнени е. Вставить окончания, задать вопрос от

    существительных к прилагательным

    Вечерн.. звезда, мягк.. одеяло, верхн.. этаж, скрипуч… дерево,

    грустн.. картина, серебрист.. иней, золот.. шар.

    Лето здесь длин. а зима корот…

    На син.. небо наплывают легк… облака.

    Желт… дыни на тепл.. земле и т.д.

    1. Упражнени е. Подобрать словосочетания, противоположные по

    холодная вода, жаркий день, худой человек, вкусный обед,

    приятный человек, заботливый товарищ, аккуратный почерк,

    осенняя погода, плохой хозяин, ранняя осень ,ближняя роща,

    жесткий диван, большой дом, широкая река, высокая елка,

    теплые руки, яркий свет.

    Восполнить у учащихся пробелы в понимании структурных и семантических отношений в слове . в практическом овладении способами образования слов . На втором этапе работа по обогащению лексического запаса учащихся именами прилагательными строится на подборе родственных слов, на восполнении пробелов в словообразовательных моделях

    На этом этапе учащиеся восполняют пробелы в овладении навыками подбора и сопоставления родственных слов ; в умении образовывать слова с помощью суффиксов и приставок ; в умении выделить в родственных словах общий корень и осознавать семантические особенности этих слов ; в умении производить словообразовательный анализ, устанавливать соотношение производной и производящей основы.

    Большое внимание следует уделять совершенствованию морфемного анализа , который подготавливает учащихся к освоению словообразовательного анализа. Знание состава слова очень важно и для повышения грамотности орфографических навыков , связанных с правописанием значимых частей слова. Без умения выделять морфемы учащиеся не смогут усвоить правил написания.

    Упражнения и задания:

    1. Из данных слов выделить однокоренные .

    Стул, стол, лыжи, подоконник, ложка, оконный, окно, настольный, лыжный,

    лыжник. Назвать имена прилагательные .

    2. К существительным подобрать однокоренные прилагательные.

    Красота, труд, Груз, заказ, вред, трус.

    3.Образовать сданными корнями прилагательные.

    Син-, весел-, грусть-, сад-, игр-, цвет-, свет-, крас-.

    4. Распределить слова в таблице по составу.

    Дело, окрик, столовый, вокзальный, подсолить.

    Подобрать самостоятельно слова к таблице.

    5. Указать из каких основ образовалось прилагательное: смелый, храбрый, высокий, красивый, грубый, хороший, маленький, тихий, строгий, добрый, твердый, интересный, горячий.

    6. Образовать новые слова от существительных: «небо», «земля», используя приставку «под», суффикс и окончание.

    под ∩ н

    контроль, луна, забор, защита, ложь, надзор, нога, небеса, облако, ложь.

    7. Образовать новые слова от глаголов, используя приставки по, за, под и суффиксы – енн, ел, ан.

    Жарить, печь, гореть, вязать.

    8. Составить слова из следующих частей:

    ов, берез, ый; стол, ый, ов; н, пляж, ая; н, картин, ая.

    9. Установить значение приставок:

    ПОД – подводный, поджелудочный, подзащитный, подоблачный, подзаборный.

    НА – настенный, накожный, настольный, нагрудный, напольный, надворный.

    ПРИ – пришкольный, придворный, прирельсовый, привокзальный, приозерный.

    НАД – надгробный, надземный, надмогильный, надклассовый, надстрочный.

    10. Образуйте новые слова при помощи приставок «без», «бес»; объясните какое значение придает слову эта приставка.

    11.Определить как образованы слова.

    Неумелый, неумолимый, сонный, прожиточный, радужный, равнодушный, радушный.

    12. Вставь пропущенное звено в слове.

    Писать – письмо-….тель,-….ницца- ……енный, -…ский.

    Двигать- движ- …, подвиж-….,подвижн-…,движен-…,движу… ,

    Космос космон-…, космиче….-космод….

    13.Выделить корень, объяснить значение слов: подводный, записная, литой, наглядный, накладной, погрузочный.

    14. Расположить родственные слова в том порядке, в котором они образовались.

    По образцу: учить-учитель-учительница

    Трусость, трус, трусить, трусливый

    Страх, страшиться, устрашиться, страшный, бесстрашный

    Беленький, белизна, белый, белит, побеленный

    Старый, стариковский, старик, стареть, устарелый

    Испуг, попугать, пугливый, запуганный

    15. Заменить словосочетания с предлогом словосочетаниями без предлога по образцу: сад при школе-пришкольный сад.

    Вершина на горе- поездка за город-

    Стол для письма- час перед рассветом-

    Стол для обеда- платок из шелка-

    Магазин для книг- статуя из бронзы-

    Дом из кирпича- листья из золота-

    Повязка на рукаве- трубка от телефона-

    Значок на груди- стрелка от часов-

    Плата за работу- варенье из малины-

    Сторона за рекой- пункт для наблюдения-

    Переход под землей- солдатик из олова-

    Годы до войны- пуля из свинца-

    Камни под водой- нож из стали-

    16. Заменить подчеркнутые слова именами прилагательными (словами, к которым можно задать вопрос «какой», «какая», «какое», «какие».)

    Писк комара — комариный писк

    Следы зверя — звериные следы

    17. Подбери имена прилагательные, близкие по значению.

    Образец: Сырая погода – дождливая погода.

    Душистые цветы; могучий дуб; старый город; шумные птенцы; редкий лес; модная одежда; мирный характер; наблюдательный человек; сильные мышцы; подлинный документ; красное знамя.

    18. Подобрать словосочетания, противоположные по значению.

    Образец: Холодная вода – горячая вода.

    Жаркий день; худой человек; вкусный обед; приятный человек; заботливый товарищ; аккуратный почерк; осенняя погода; весенняя заря; плохой хозяин; ранняя осень; ближняя роща; жесткий диван; широкая река; теплые руки; яркий свет.

    Разделить слова на слоги для переноса.

    19. Составить слова из следующих частей. Установить значение приставки «под».

    Вод, н, ый, под; желуд, под, ый, очн; защит, под, н, ый; под, н, ый, забор.

    Объяснить написание приставки со словами.

    20. Составить слова из следующих частей. Установить значение приставки «на».

    Стен, на, н, ый; на, ый, н, кож; на, столь, н, ый; руч, на, н, ый; груд, ый, н, на

    На, поль, ый, н; на, двор, н, ый.

    Объяснить написание приставки со словами.

    21. Выписать из текста имена прилагательные. Определить, от каких слов они образованы.

    И летом и зимой хвойный лес стоит зеленый. На кухонном столе стоял холодный хлебный квас. Красивый альбом лежит на книжной полке. На автобусной остановке собрался народ. Люба ест сочные гранаты, а Лена вкусные бананы.

    22. Заполнить таблицу по образцу.

    Хорошо хороший

    Источник