Меню

Обозначьте условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных



§ 66. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных —

379. Сгруппируйте сложные прилагательные: а) образованные из сочетания слов, подчинённых одно другому; б) образованные из двух независимых друг от друга слов. Подчеркните соединительные гласные.


380. Слитно или через дефис? Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле). • Определите разряд прилагательных.


381. Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Запишите их, обозначая условия выбора дефисного написания сложных прилагательных.


382. Образуйте сложные прилагательные от данных слов.


383. В данных сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.


384. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.


385. Прочитайте два отрывка из повести И. Гоголя «Тарас Бульба». Спишите, расставляя пропущенные запятые. • Подчеркните прилагательные, рисующие цвет степи и неба утром и вечером. • Объясните значение незнакомых вам слов, используя «Толковый словарь».

Источник

§ 66. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Сложные прилагательные пишутся через дефис или слитно.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное: 1) обозначает оттенки цветов: жёлто-синий, ярко-красный; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный (юго-запад), тянь-шаньский (Тянь-Шань); 3) образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и: горько-солёный (горький и солёный), мясо-молочная (мясная и молочная), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога), легкоатлетический (лёгкая атлетика).

Образец. (Вагоно)ремонтный — сложное слово, оно образовано из сочетания слов, в которых одно подчинено другому: ремонт вагонов. Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный.

(Выпукло)вогнутый — спорное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга слов выпуклый и вогнутый, между ними можно вставить союз и. Значит, слово выпукло-вогнутый надо писать через дефис.

379. Сгруппируйте сложные прилагательные: а) образованные из сочетания слов, подчинённых одно другому; б) образованные из двух независимых друг от друга слов. Подчеркните соединительные гласные.

Журнально-газетный, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древнеру(с, сс)кий, ру(с, сс)ко-француз..ий, нефт..наливной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельск..хозяйственный, запади..европейский, чугун..литейный, научно-фантастический.

380. Слитно или через дефис? Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле). • Определите разряд прилагательных.

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десятиэтажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный.

381. Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Запишите их, обозначая условия выбора дефисного написания сложных прилагательных.

Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый; тёмный, каштановый.

Источник

Обозначьте условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

Слитные и дефисные написания

Имена прила­гательные

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:
  1. Образованные от слитно пишущихся сложных имён существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).
  2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчинённых одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчинённое (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозелёный, гладкокрашеный.

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчётливо выраженный.

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:
  1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных наименований — сочетаний имён и фамилий, а также от названий населённых пунктов, представляющих собой сочетания имён и фамилий, имён и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский.

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий.

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имён собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский.

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комховато-пылеватый, удлинённо-ланцетовидный.

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых например: сам-друг, сам-третей, сам-пят, сама-пята.

Источник

Правописание сложных прилагательных

Тема «Сложные прилагательные и их дефисное и слитное написание» изучается в рамках предмета русский язык в 6 классе. В данной статье (уроке) мы рассмотрим правила правописания сложных прилагательных, примеры и упражнения по данной теме, а также ход рассуждений, основываясь на которые следует выбирать тот или иной варианта написания.

Читайте также:  История имен прилагательных в русском языке

Сложные имена прилагательные пишутся либо слитно, либо через дефис.

Слитные сложные прилагательные

Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные на основе словосочетаний, например, легкоатлетический – легкая атлетика, древнерусский – Древняя Русь,
железнодорожный – железная дорога.

Сложные прилагательные через дефис

Сложные прилагательные пишутся через дефис, если

  1. Они обозначают оттенки цветов
  2. Образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис
  3. Путем соединения равноправных слов, между которыми можно вставить союз «и».

Чтобы применить описанные выше правила, следует рассуждать следующим образом:

Журнально(газетный) — это сложное прилагательное, образованно из двух независимых друг от друга слов журнальный и газетный, между ними можно вставить союз и. Значит, это слово надо писать через дефис: журнально-газетный.

(Сельско)хозяйственный — это сложное слово, образованное из сочетания слов, в которых одно подчинено другому (сельское хозяйство). Следовательно, слово нужно писать слитно: сельскохозяйственный.

Сложные прилагательные примеры

Выполним следующее упражнений:

Спиши, письменно объясняя условия выбора слитного или дефисного написания сложных прилагательных. Графически обозначь изучаемую орфограмму.

Образец записи: садово-огородный участок – садовый и огородный, старорусские обряды – старая Русь.

  • Белоствольная береза – белый ствол,
  • общественно-политический – общество и политика,
  • ясное-ясное утро – ясное и ясное утро,
  • судоремонтный завод — завод для ремонта судов,
  • шахматно-шашечные соревнования – шахматный и шашечный,
  • бледно-розовый – бледный и розовый,
  • сердечно-сосудистая система – сердечная и сосудистая,
  • бледнолицый – бледное лицо,
  • информационно-аналитическая программа – информационная и аналитическая,
  • розоволицый – розовое лицо,
  • поисково-спасательная служба – поисковая и спасательная,
  • русско-французский – русский и французский,
  • целлюлозно-бумажный – целлюлозный и бумажный,
  • образно-поэтический язык – образный и поэтический,
  • длинноногие журавли – длинные ноги,
  • западно-еврейская живопись – западная и еврейская,
  • ярко- зеленые листья – яркие и зеленые,

Тест — сложные прилагательные 6 класс

А теперь для закрепления материала, предлагаем пройти тест по теме: Правописание сложных прилагательных. После выбора того или иного ответа на экране будут правильный ответ, а также пояснения к нему.

Источник

Написание сложных прилагательных

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс 6 (5-9.)

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок объяснения нового материала.

Цель: ознакомление с правилами слитного и дефисного написания сложных прилагательных, формирование умений и навыков слитного и дефисного написания сложных прилагательных.

Задачи.

  1. Образовательные:
    • помочь учащимся определить условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных, научить применять правило в практической деятельности.
    • создать условия для формирования умения определять условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных и правильно писать их.
  2. Развивающие:
    • создать условия для развития устной монологической речи, умения сравнивать, делать выводы и обобщения.
    • создать условия для развития коммуникативной компетенции.
  3. Воспитательные:
    • воспитание бережного, внимательного отношения к русскому языку.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык, 6 класс», М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2008.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска.

Программное обеспечение: ИИП «КМ-Школа», MS Power Point, Раint.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного.

– Садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число (сегодня…), классная работа.

II. Формирование положительной мотивации. Создание проблемной ситуации.

– Какую часть речи мы с вами изучаем? (Имя прилагательное)

– Что вы уже знаете об этой части речи?

(Самостоятельная часть речи;
отвечает на вопросы какой? чей?;
обозначает признак предмета;
изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам;
делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные;
качественные прилагательные имеют степени сравнения; бывают в краткой форме;
в предложении имя прилагательное обычно бывает определением и сказуемым.)

– Какова роль прилагательных в речи? (Прилагательные делают нашу речь образной, яркой, выразительной, точной, красивой, помогают представить предметы и явления, помогают передать чувства.) (Помогают создать яркую, образную картину, которую легко себе представить.)

– Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык? (Стал беднее, скуднее, менее точным.)

– Посмотрите, пожалуйста, на записанный на доске текст. Прочитайте его.

(слайд 1)

– Удалось ли вам представить весеннюю картину природы? Представить, какие тени лежат на сугробах, какое небо, облака, синички? Почувствовать настроение автора? (Нет.)

– Можно ли назвать этот текст выразительным, эмоциональным? (Нет.)

– Чего не хватает для этого? (Прилагательных.)

– Какое задание вы можете выполнить, чтобы текст стал лучше, интереснее, красочнее? (Можно подобрать к выделенным словам подходящие по смыслу прилагательные.)

– Попробуйте на основе авторского текста создать свою (яркую, образную) картину природы, проявить своё воображение, творческую фантазию, чтобы вы смогли показать, как благодаря прилагательным изменяется наша речь.

Читайте также:  Милый это существительное или прилагательное

– Выполняете это задание на карточках. (Приложение 1.) Кто будет готов, поднимите руку.

– Зачитайте полученный вариант. (Зачитывают несколько вариантов.)

– Хорошо. Я думаю, что у каждого из вас получилось создать свою картину природы.

– Я предлагаю вам сравнить свой вариант с авторским. Какие прилагательные подобрал писатель и какие вы. (слайд 2)

– Изменился ли текст? (Конечно.)

– Теперь вы можете представить себе предметы такими, какими их нарисовал писатель? (Да.)

– Ребята, глядя на текст, у вас не возникает вопросов? Чего в нем не хватает? (Пропущены слова.)

– Значит, автор нарисовал картину природы более красочно, более ярко. Хотите полностью восстановить авторский текст? (Да.)

– Интересно узнать, какие слова подобрал писатель? (Да.)

– Как назовем тени светлые, лиловые? (Светло-лиловые.) Слово появляется на слайде 2.

– Небо нежное, голубое? (Нежно-голубое.)

– Облака как из белого снега? (Белоснежные.)

– Синички с черной головкой? (Черноголовые.)

– Стволы сосен медные, бронзовые? (Медно-бронзовые.)

Перечитайте текст. Не правда ли красивая картина предстала перед нами? (Да.)

– Можно ли этот текст назвать выразительным, эмоциональным? (Да.)

– Какой из вариантов текста вам нравится больше? (Этот.)

– Какие прилагательные помогли автору создать такую картину природы? Назовите. (Называют все прилагательные из текста.)

(слайд 3)

– Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти прилагательные? (На простые и сложные.)

– Разделите прилагательные на простые и сложные в 2 столбика.

– Кто желает поработать у доски? (Желающий выходит к интерактивной доске и перетаскивает слова на слайде, распределяя их на 2 столбика.)

(слайд 3)

– Итак, вы распределили прилагательные на 2 группы: простые и сложные. Почему сложные? Что такое сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней.)

– Убедимся в этом. Какие корни в слове «белоснежные», в слове «нежно-голубому»?

Прикрепляю карточки со словами «нежно-голубому», «белоснежные» на доску.

(-Бел- и -снеж-; -нежн- и -голуб-.)

– А чем отличаются эти 2 сложных прилагательных? (Написанием: одно пишется слитно, другое – через дефис.)

– Сформулируйте тему нашего урока? (Написание сложных прилагательных.)

– Запишите тему урока в тетрадь.

III. Постановка и решение учебных задач.

– Каким может быть написание сложных прилагательных? (Слитным и дефисным.)

– Да, написание сложных прилагательных может быть слитное и дефисное.

Карточки со словами «слитное», «дефисное» вывешиваются на доску.

– Запишите схему в тетрадь.

– От чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных?

– Поставьте перед собой учебные задачи. Чему будете учиться?

(Я хочу научиться на уроке:

  • определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных (определять от чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных);
  • правильно писать сложные прилагательные.)

– Для разрешения поставленных задач я предлагаю вам схему «Написание сложных прилагательных». У каждого из вас на парте лежит схема в распечатанном виде.

Распечатки схемы написания сложных прилагательных у каждого ученика.

(Объяснение нового материала)

(слайд 4)

– Как вы думаете, от чего зависит выбор слитного и дефисного написания сложных прилагательных? (Зависит от того, как образовано сложное прилагательное.)

– Когда вы будете писать сложные прилагательные слитно? (Если прилагательное образовано от сложных существительных, пишущихся слитно; образованы на основе словосочетания.)

– Когда вы будете писать сложные прилагательные через дефис? (Если прилагательное обозначает оттенки цветов; образовано от сложных существительных, пишущихся через дефис; образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И.)

– Молодцы. Cхема будет служить для каждого из вас помощником при выполнении всех заданий, а затем вы вклеите ее в свои словари.

– Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(слайд 5)

Перед вами ТЮЛЬПАН (Слово + картинки.) Какого он цвета? Не только желтого, но еще и красного. (Желто ? красного.) Что обозначает данное прилагательное? СТРЕЛКА. (Оттенок цвета.) Как вы запишите это прилагательное? (Через дефис.) (Желто-красного.)

– Верно. Предлагаю записывать прилагательные в 2 столбика: слитно и через дефис. При написании слов, не забудьте подчеркивать орфограмму.

(слайды 6-20)

– Ребята, есть слова, написание которых надо запомнить. Запишите их в тетрадь и запомните.

Читайте также:  Признаках глагола и прилагательного к причастиями

(слайд 21)

– Молодцы! Хорошо поработали.

– Какие задачи вы сейчас решали? (Учились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.)

IV. Первичное закрепление.

– Как вы думаете, хорошо вы научились определять, от чего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных? (Да.)

– Хотите проверить? (Да.)

– Предлагаю выполнить следующие задания.

Интерактивная доска + компьютер (КМ школа)

Выберите из предложенных вариантов несколько правильных
Укажите сложные прилагательные, которые пишутся слитно (светло)красный
(черно)бровый
(пяти)тонный
(весенне)летний

Выберите из предложенных вариантов несколько правильных
Укажите сложные прилагательные, которые пишутся через дефис (трехметровый)
(темно)кожий
(золотисто)желтый
(варено)копченый

Верно или нет приведенное суждение? Укажите ответ Да, если суждение верно, или ответ Нет, если суждение неверно.
Сложное прилагательное черно-глазый пишется через дефис, так как обозначает оттенок цвета.
Да
Нет

Верно или нет приведенное суждение? Укажите ответ Да, если суждение верно, или ответ Нет, если суждение неверно.
Сложное прилагательное древнерусский пишется слитно, так как образовано от сочетания слов Древняя Русь.
Да
Нет

Укажите, как пишутся сложные прилагательные
(БЕЛО)КРЫЛЫЙ Слитно
через дефис
(ТЕМНО)ГОЛУБОЙ Слитно
через дефис
(СЕЛЬСКО)ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ Слитно
через дефис
(ДВОРЦОВО)ПАРКОВЫЙ слитно
через дефис

Укажите, как пишутся сложные прилагательные
(нежно)зеленый слитно
через дефис
(шести)слойный слитно
через дефис
(широко)плечий слитно
через дефис
(северо)восточный слитно
через дефис

– Хорошо, дружно справились с заданием. Теперь предлагаю выполнить следующее задание самостоятельно. Образуйте от данных сочетаний сложные прилагательные, графически объясняя их написание. Работаете в тетрадях. Записываете только сложные прилагательные в строчку.

– Проверим, как вы выполнили это задание. Ребята, кто желает записать образованные сложные прилагательные у доски? Пожалуйста. Остальные проверяем правильность выполнения задания.

Интерактивная доска + компьютер (КМ школа)

средние века –
темный, зеленый –
длинные ноги –
плодовый, ягодный –
девять градусов –

– Согласны ли вы с ……? У кого по-другому? Объясните.

– А теперь, ребята, предлагаю вам более сложное задание: графический диктант. Выполняете его на маленьких листочках. Подпишите свою фамилию. Если слово пишется слитно, вы ставите +, если через дефис, то — .

(слайд 22)

– Поменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения работы друг друга.

(слайд 23)

– Оцените работу друг друга. (слайд 24)

V. Рефлексия.

– Итак, какие задачи решали на уроке? (Учились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.)

– Какие решили? (Научились определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных; правильно писать сложные прилагательные.)

– Можете вы сказать, что научились правильно писать сложные прилагательные? (Нет, не можем.)

– Значит, есть необходимость взять эту задачу на следующий урок и продолжить над ней работать? (Да.)

VI. Оценивание.

– Ребята, оцените свою работу по шкале оценивания. Не забудьте подписать свою фамилию. В конце урока «Листы оценивания» (Приложение 3) сдадите вместе с листочками с графическим диктантом.

Распечатки шкалы оценивания каждому ученику.

VII. Информация о домашнем задании.

– Для домашнего задания я предлагаю вам разноуровневые задания. (Приложение 4)

– Какое задание вы отнесете к 1 уровню? (На желтой карточке.) Показываю желтую карточку.

– Я согласна. Кто не согласен?

– Какое задание вы отнесете ко 2 уровню? (На синей карточке.) Показываю синюю карточку.

– Я согласна. Кто не согласен?

– Какое задание вы отнесете к 3 уровню? (На оранжевой карточке.) Показываю оранжевую карточку.

– Я согласна. Кто не согласен?

– Выберите для себя задание того уровня сложности, с которым, как вы считаете, справитесь хорошо. Покажите, задание какого уровня выбрал для себя каждый из вас.

VIII. Подведение итогов урока (итоговая рефлексия).

– Заканчивая урок, мне и нашим гостям хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами «Древо знаний» и плоды знаний. (слайд 25)

Подумайте и решите:

  • кому сегодня все было понятно на уроке, прикрепите к древу красный плод.
  • кому была понятна большая часть урока, прикрепите желтый плод.
  • а кому все было непонятно, прикрепите зеленый плод.

(Подходят, перетаскивают яблоки на дерево)

– Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько спелых и созревающих плодов появилось на «древе знаний» за сегодняшний урок. Это ваши хорошие знания. А зеленых плодов совсем мало. Но и они со временем поспеют и станут красными, а ваши знания крепкими (А зеленых совсем нет, потому что вы сегодня хорошо потрудились)

– Есть повод для радости? (Да.)

– Давайте все вместе порадуемся за себя. Какие вы молодцы!

– Урок закончен. Спасибо всем за работу. До свидания. (слайд 26)

Источник