Меню

Образование глаголов в прошедшем времени урок 4 класс



Тема : « Образование глаголов прошедшего времени » Урок русского языка в 4 классе. Выполнила: учитель МОУ «Средняя школа 20» Яковличева Светлана Павловна. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемwiki.saripkro.ru

Похожие презентации

Презентация 4 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Тема : « Образование глаголов прошедшего времени » Урок русского языка в 4 классе. Выполнила: учитель МОУ «Средняя школа 20» Яковличева Светлана Павловна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Тема : « Образование глаголов прошедшего времени » Урок русского языка в 4 классе. Выполнила: учитель МОУ «Средняя школа 20» Яковличева Светлана Павловна

2 Угадать – Потерять – угадал потерял Угадать – Потерять – угадал потерял

3 Суффиксы, которые образуют слово, называются… словообразующими.

4 Суффиксы, которые образуют форму, называются… формообразующими.

5 Вставьте пропущенные буквы Мысл?л, куш?л, закле?л.Мыслил, кушал, заклеил.

6 Запишите в форме пр. вр., мн. ч. Веять Сеять Шествовать Шефствовать Строить

7 Самопроверка Веяли Сеяли Шествовали Шефствовали Строили

8 « Блиц – опрос » Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи ____________ и родовых __________ и окончания______ во________________числе. инфинитива суффикса -л- окончаний -и множественном

9 « Блиц – опрос » Суффиксы -л- и -ть- служат для образования _____________ и называются __________________________. В основу слова эти суффиксы ____________. форм слов формообразующими не входят

10 « Блиц – опрос » В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ________________. инфинитиве

11 Домашнее задание. Повторить правила на стр.85 – 87 Упр. 119

Источник

Урок русского языка по теме «Образование глаголов прошедшего времени». 4-й класс

Класс: 4

Цель: Систематизировать знания о глаголе, как о части речи.

Задачи:

  • Закреплять умение распознавать время, род и число глаголов в прошедшем времени.
  • Различать глаголы прошедшего времени и глаголы настоящего, будущего времени.
  • Расширять словарный запас учеников,
  • Развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, устную и письменную речь, память, мышление, внимание, умение самостоятельного поиска решения поставленной учебной задачи.
  • Формировать общеучебные умения и навыки: классификация, систематизация, анализ, синтез, обобщение; коммуникативные, информационно-технологические компетентности.

Оборудование:

  • Презентация урока, составленная с использованием интерактивной доски Smart board Приложение 1
  • Индивидуальные листы с заданиями Приложение 2
  • Документ камера
  • Учебник русского языка А.В. Полякова 4 класс (часть 1) Москва “Просвещение 2010”

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок русского языка. Пусть он будет плодотворным и полезным. На уроке будем наводить порядок в своих знаниях.

II. Актуализация знаний

Игра “Третий лишний”. Объяснить почему?

ВСТРЕТИТ, ЕДЕТ, ПОДУЕТ

Запишите “лишние” слова. (Списал, едет, привезут, отъехал).

— К какой части речи относятся слова?

— Сегодня на уроке будем закреплять наши знания о глаголе, повторять как образуется прошедшее время глаголов, наводить порядок в знаниях (раскладывать всё по полочкам)

III. Постановка учебных задач, через создание проблемной ситуации

— Начнём с чистописания. (Записать буквы по мере отгадывания, объясняя написание.)

Сегодня на чистописании мы напишем три буквы.

— Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий, парный твердый согласный звук. Какая это буква? ( З )

— В каком слове? (ПРИВЕЗУТ)

— Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука. Какая это буква? (Е)

— Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])

— В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)

— Третья буква – один из признаков глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Л)

— Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)

-Напишем все возможные варианты расположения данных букв.

Составим вместе на интерактивной доске. (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)

IV. Комплексное применение знаний и умений

Работа со словарными словами. Составить слова. Записать столбиком. (Ребёнок составляет на доске, все записывают в тетрадь: клеить, ездить, думать, гладить, гореть)

— К какой части речи относятся эти слова? ( глаголы)

— Какой признак их объединяет в одну группу? (неопределённая форма)

— От этих глаголов образовать глаголы прошедшего времени, объяснить написание гласной перед суффиксом прошедшего времени.

(Клеил, ездил, думал, гладил, горел — пишется также буква, что в н.ф.)

2) Самостоятельная работа в парах.

Работа по орфографическому словарю.( Е.Н. Леонович, Издательство “Астрель”)

— Выписать глаголы из статьи на букву “Д” (стр 22, 1 столбик), образовать, записать глаголы прошедшего времени.

Проверка на документ камере.

— Какая гласная пишется перед суффиксом л? (та, что и в неопределённой форме).

— Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам и числам)

3) — Распределить глаголы в три столбика: женский, мужской, средний род (Записать в тетрадь параллельно с работой у доски). Выделить окончания.

— Замерзала, потревожил, промокло, готовила, оттаяло, ловил, пекла, захотел, подстерегало

— Какие окончания имеют глаголы ж.р., м. р., с. р.?

4) — Распределите глаголы прошедшего времени две группы по числам: единственное, множественное число.

Выделите окончания глаголов во мн. ч. Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени во мн. ч. ? (И)

Ед. ч. Мн. ч
Села

повеяло

Держали

ночевали

5) — Уточним ваши знания о глаголе. Проверим, как хорошо вы разобрались в материале.

(Тест выполнен в интерактивном шаблоне )

Ответьте на вопросы.

— Какие слова относятся к глаголу?

— Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

— Как изменяются глаголы прошедшего времени?

Много на уроке было глаголов.

— А это что за часть речи? (прилагательные) Дети видят интерактивный шаблон, на котором написаны имена прилагательные (тёплый, грубый, весёлый, мутный, прочный, тёмный, ясный, громкий)

— Какую роль в предложении выполняют прилагательные? (Делают речь более выразительной, живописной, понятной. )

– Записать антонимы (открыть сюрприз).

Тёплый (Холодный), грубый (нежный), весёлый (грустный), мутный (прозрачный), прочный (хрупкий), тёплый (холодный), ясный (пасмурный), громкий (тихий).

Что изображено ? (снежинка). Запишите заголовок Снежинка

V. Этап развития речи

Взять конверт. Достать текст. (Он такой же как на доске).

Жила-была снежинка. Родилась она в снежном облаке. С каждым часом снежинка делалась прекраснее. Она напоминала удивительную звёздочку с шестью лучами. Выросла снежинка и полетела к загадочной земле.

Поработаем самостоятельно на листочках-карточках. (Подписать листочки).

— Прочитайте ещё раз текст, подчеркните глаголы и определите их время.

— Проверяем. Сколько глаголов вы нашли? (7).

— Назовите время глаголов.

— Запишем последнее предложение. (Выросла снежинка и полетела к загадочной земле)

Давайте пофантазируем.

  • Что могло произойти со снежинкой, когда она долетела до земли. (Попала к друзьям в сугроб, на машину – стала путешествовать, попала на руку — ей могут любоваться. )
  • Какие глаголы вы могли бы использовать? (оказалось, встретилась, обрадовалась, загрустила, увидела. )

Закончите этот текст по плану.

  • Куда попала снежинка?
  • С кем встретилась?
  • О чём думала, мечтала?

Прочитайте свой конец рассказа .

В каком времени вы использовали глаголы?

VI. Рефлексия

1) -Что важного мы знаем о глаголе?

— За что можно похвалить себя и одноклассников?

— На что обратить внимание в другой раз?

2) Поставьте смайлик на полях, который отражает ваше состояние на уроке.

— Если вам было всё понятно на уроке – с улыбкой, если нет – грустный.

Литература.

  1. Рудченко Л.И. Русский язык 1-4 классы: разработки уроков занимательные материалы, игровые сюжеты. Волгоград: Учитель, 2009г.
  2. Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2008г.
  3. Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Волгоград, Учитель, 2008г.
  4. Е.Н. Леонович: Орфографический словарик русского языка: начальная школа: пособие для учащихся. Издательство: АСТ, 2008 г.
  5. Поташник, М. М. Требования к современному уроку [Текст] / М. М. Поташник. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
  6. Лакоценина, Т. П. Необычные уроки в начальной школе [Текст] / Т. П. Лакоценина. – Ростов на /Д: Учитель, 2008. – 224 с.

Источник

Образование глаголов в прошедшем времени урок 4 класс

Ц е л ь: помочь учащимся понять признаки глаголов в прошедшем времени; научить разбирать глаголы в прошедшем времени по составу.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Заболел, побелила, вредил, свалила, отводили, волновал, подарили, позвонил, прокатились, укололся, ночевали, пас.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

II. Актуализация опорных знаний.

– Что общего у всех глаголов, которые вы написали?

– Как вы это определили?

– Какая морфемная особенность почти у всех глаголов в прошедшем времени? (Суффикс )

– У какого глагола нет этого признака? (Пас.)

– Образуйте инфинитив от глаголов: пас, вез, нес. Что заметили? ( )

В ы в о д: у глаголов в неопределенной форме с суффиксом -ти в прошедшем времени в мужском роде отсутствует суффикс -л-.

– На какие группы вы бы разделили эти глаголы?

– Какая особенность у глаголов женского рода? Мужского? Множественного числа?

– Вспомните, какое окончание имеют глаголы прошедшего времени единственного числа среднего рода.

III. Формирование новых знаний.

1. Р а б о т а с т а б л и ц е й на с. 71.

– При помощи какого суффикса образуются глаголы прошедшего времени?

– Понаблюдайте, сохраняется ли глагольный суффикс в прошедшем времени перед суффиксом -л-.

– Прочтите сведения о языке. Приведите примеры.

2. В ы п о л н е н и е на доске упражнения 41 на с. 71 по заданию учебника.

3. Н а б л ю д е н и е над образованием глаголов прошедшего времени от инфинитива на -чь (-чи).

– Образуйте форму прошедшего времени от глаголов: беречь, стеречь, увлечь.

– Что заметили? (Чередование конечного согласного корня.)

– Сделайте вывод. Сравните его со сведениями о языке на с. 72.

– Запишите только глаголы прошедшего времени в столбик.

Учитель д и к т у е т.

Испек, говорит, закричит, вылетел, поговорила, прошумит, летела, стоял, читает, выстроили.

– Рядом в скобках напишите грамматические признаки этих глаголов, докажите, выделив в них морфемы.

(гл., пр. в., ед. ч., м. р.).

(гл., пр. в., ед. ч., ж. р.).

– Как определить прошедшее время глагола?

– Как по окончанию определить грамматический признак?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 43, с. 72.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему: «Глаголы в прошедшем времени» (4 класс).

Содержимое разработки

Урок русского языка
4 класс

Тема: «Глаголы прошедшего времени»

Подготовила: учитель начальных классов Когутовская И.М.

Цель: закрепить и обобщить полученные знания о глаголе.

Обучающая – совершенствовать умение образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа, закреплять знания о написании глаголов на — чь;

Развивающая – развитие познавательной активности учащихся, орфографической зоркости, речи, внимания, памяти; умения делать выводы и употреблять глаголы в речи;

Воспитывающая – воспитание интереса к предмету; умения самостоятельно работать в коллективе;

содействовать правильному физическому развитию учащихся через проведение на уроке физкультминутки, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, постоянную смену видов деятельности.

Оборудование: ноутбук, презентация к уроку, тест для учащихся, учебник, тетради.

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Актуализация знаний (5 мин.)

III. Сообщение темы и целей урока (1 мин.)

IV. Работа по теме урока (20 мин.)

V. Проверка знаний учащихся по теме (самостоятельная работа) (5 мин.)

VI. Развитие речи (11 мин.)

VII. Итог урока (2 мин.)

Я тетрадь свою открою,

И как надо положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Учитель напоминает ученикам о правильной посадке во время письма)

II. Актуализация знаний.

Игра «Блиц – опрос»

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, — и-, -ы-, -о-)

— Какую часть речи мы изучаем?

— Что вы можете рассказать о глаголе?

— Как изменяется глагол?

Д. — По временам и числам.

У. — Прочитайте четверостишие из стихотворения А. Плещеева “Весна”.

У. — Назовите глаголы и определите их время:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною …

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

— С каким временем мы знакомились на прошлом уроке?

— Как изменяются глаголы прошедшего времени?

— По числам и родам.

— Назовите глагольные вопросы прошедшего времени единственного числа мужского рода (женского рода, среднего рода).

— При помощи какого суффикса образуется глагол прошедшего времени?

У. — Сохраняется ли глагольный суффикс в прошедшем времени перед суффиксом – л-?

Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите, определите у глаголоввремя, число, лицо.

— Чем похожи все глаголы в пословице? (Одинаковые морфологические признаки)

— Перечислите их. (Будущее время, 2 лицо, единственное число)

— Какой глагол лишний, почему? («Найдёшь» – глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные)

— Что называется начальной формой глагола? На какие вопросы отвечает? Какие суффиксы имеет?

— Измените глаголы с безударными окончаниями в начальной форме.

Запись: угадать, потерять(столбиком).

— Найдите основу глаголов в неопределённой форме. Как это сделать? (Основу начальной формы можно найти, отделив от глагола в неопределённой форме суффиксы -ть-, -ти-, -чь-)

III. Сообщение темы и целей урока.

У. — Над какой темой мы будем работать?

У. — Тема урока: Прошедшее время глагола. На уроке мы будем (слайд №3):

Учиться грамотно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени единственного числа;

Развивать память (письмо по памяти), речь (придумать продолжение рассказа);

Проверим свои знания и умения правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени (самостоятельная работа);

IV. Работа по теме.

-Дети, сначала мы повторим правила на стр.76 ,109 учебника «Русский язык» 4 класс 2 часть (авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.) и рассмотрим таблицу на стр.110 «Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени».

1) У. Прочитайте строчки из стихотворения С. Есенина:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона.

У. — Как вы понимаете слово “затон”?

У. По словарю С. И. Ожегова (слайд №5),

Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь; место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.

У. — Как вы понимаете слово “заводь”? “залив”?

(продолжение слайда №5)

Заводь – небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Залив – водное пространство, вдавшееся в сушу.

У. – Назовите орфограммы и объясните их.

У. — Почему поставили запятую?

Д. — Сложное предложение.

— Назовите основу каждого предложения.

— Прочитайте еще раз данное предложение, постарайтесь запомнить.

2) У. – запишите по памяти эти предложения:

Письмо по памяти.

(Ребята по памяти записывают строчки из стихотворения С. Есенина).

У. — Проверьте себя (слайд №6). Самопроверка

— Назовите глаголы и укажите их время, определите число, род.

— Как образовались эти глаголы?

Д. — От основы неопределенной формы при помощи суффикса -л-.

Учитель называет глаголы, если это глагол:

Прошедшего времени, то ребята приседают;

Настоящего времени – маршируют;

Будущего времени – хлопают в ладоши.

Смеется, плакали, завыли, беречь, уснул, едет, споет, бежала, светило, упасть, дрожит, заблестит, сверкали.

У. — Прочитайте и назовите форму данных глаголов. Докажите свой ответ.

Дружить, беречь, полоть, стеречь, собирать, нести, красить, жечь, запрячь, везти.

У. — Что вы заметили?

Д. — слова оканчиваются на — чь, — ти — , — ть-.

— На какие 2 группы можно разделить данные слова?

— Чем в неопределенной форме являются — ть- (-ти-)?

— Мы можем определить время глаголов, оканчивающихся на — чь?

— На какие вопросы они отвечают?

— В какую часть слова будет входить — чь?

— Какой вывод можно сделать, какие глаголы еще являются глаголами в неопределенной форме?

Вывод: среди глаголов неопределенной формы, -, есть глаголы на – чь. — Чь входит в состав корня и не является суффиксом.

У. — Разберите по составу глаголы на – чь.

2) (открывается слайд №8)

У. — Укажите, в какой форме даны следующие глаголы?

Дышать, ходить, пасти, жечь, смотреть, беречь, нести.

У. — От основы неопределенной формы каждого глагола образуйте глаголы прошедшего времени единственного числа мужского, женского, среднего родов и множественного числа.

Д. — Дышал, дышала, дышало, дышали.

У. — Задание выполняете по вариантам, по 3 глагола.

(Каждый вариант выполняет свое задание).

У. – Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка (слайд №9).

У. — Объясните, почему окончание глаголов прошедшего времени единственного числа называются родовыми?

Д. — Окончания глаголов прошедшего времени ед.ч. пишутся в зависимости от рода им. существительного, с которым глагол связан. По окончанию мы можем определить род.

У. — Всегда ли в глаголах прошедшего времени есть суффикс -л-?

Д. — Нет, не всегда.

У. — В каких случаях при образовании глаголов прошедшего времени происходит чередование конечного согласного в корне? (беречь – берег)

Д. — При образовании глаголов прошедшего времени от глаголов неопределенной формы на — чь (- ти -) происходит чередование конечного согласного корня (основы).

3) Подумай! (слайд № 11)

Слово имеет родовое окончание.

У. — Можно ли по этому признаку определить, какой частью речи оно является?

У. — Какой еще грамматический признак нужно узнать, чтобы можно было отнести это слово к глаголам?

Д. — Глагольный суффикс.

Для глаз –вращение глазами по 4 раза по часовой стрелке и против

Вкл. плясовая музыка, учитель показывает кружочки разных цветов. Если кружочек синего цвета – плясать; желтого – на месте прыгать, руками махать; зеленого – маршировать, бежать; красного – стоять, “ура” кричать;

Самостоятельная работа. Выполнить тестовую работу на листочке.

1. Какие глаголы изменяются по лицам?

1) Глаголы прошедшего времени.

2) Глаголы настоящего времени.

3) Глаголы будущего времени.

2. Как определить лицо глагола?

3) По местоимению.

3. На какие вопросы отвечают глаголы первого лица единственного числа?

4. Если глагол отвечает на вопросы: что он де­лает? что они делают?, то какого он лица?

3) Третьего лица.

5. Выбери глаголы второго лица.

1) улыбаемся 4) смотрите

2) читаешь 5) пересказываю

3) рисуют 6) пели

6. Какого лица глаголы припечет, зазеленеет, соберутся, опустятся

3) Третьего лица.

7. Глаголы какого лица имеют окончания -ешь, -ишь?

3) Третьего лица.

8. Глаголы какого спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (ют)?

1) Первого спряжения.

2) Второго спряжения.

9. Какие окончания имеют глаголы второго спряжения?

1) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)?

2)-у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят)?

10. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

1) Проспрягать его.

2) Изменить по лицам и числам.

3) Определить спряжение.

11. Как можно определить спряжение глагола?

2) По форме третьего лица множественного числа.

3) По форме первого лица единственного числа.

4) По неопределенной форме.

12. Какие глаголы относятся к первому спряже­нию?

1) Те, которые в неопределенной форме оканчива­ются на -ить.

2) Те, которые в неопределенной форме оканчива­ются не на -ить, а на -ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, -еть, -ти.

13. У глаголов второго спряжения неопределен­ная форма оканчивается.

2) не -ить, а на -ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, -етъ, -ти.

14. Если глагол в неопределенной форме оканчи­вается на -ить, значит, он.

1) первого спряжения;

2) второго спряжения.

15. Если глагол в неопределенной форме оканчи­вается на -ать, -ять, значит, он.

1) первого спряжения.

2) второго спряжения.

У. — А сейчас отдохнем (слайд №14). Вам нужно за 1 минуту составить как можно больше слов из слова докатился.

VI. Развитие речи (слайд №16).

а) У. — Прочитайте начало рассказа Л. Н. Толстого (на листочках задание №6)

Выполните задание (указать род глаголов прошедшего времени).

Когда я был маленький, меня мама послала в лес за грибами. Я дошел до леса, набрал грибов и хотел идти домой.

Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что глазам больно стало, я зажмурился. Над моей головой что–то затрещало и загремело…

(Ребята самостоятельно дописывают продолжение текста, затем зачитывают вслух получившееся продолжение текста).

У. — Л. Н. Толстой написал так:

(Зачитывается рассказ Л. Н. Толстого “Гроза”: над моей головой что – то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока не перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали щепки от дуба. Рубашка на мне была вся мокрой и липла к телу; на голове была шишка, и было немножко больно. Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой).

— Почему во время грозы нельзя прятаться под одиноко стоящим деревом?

— Какие цели стояли перед нами в начале урока? Справились ли мы?

— Для чего нам нужно знать, как образовываются глаголы?

— Оцените свою работу на уроке .

— Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Но мне хочется узнать, понравилась ли вам наша совместная работа на уроке. (слайд №17 что соответствует вашему настроению в данный момент. (Дети изображают свое настроение по слайду, затем поднимают руки те, у кого хорошее настроение).

— Я очень рада, что у вас такое настроение, так как от вашего настроения зависит и ваше здоровье.

Пусть вам как можно чаще будет спокойно и комфортно на уроках.

Источник

Читайте также:  Как определять спряжение у глаголов прошедшего времени