Меню

Образование имен прилагательных русский язык 5 класс



презентация к уроку русского языка «Образование имен прилагательных с помощью суффиксов»
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

знакомство с образованием имен прилагательных с помощью суффиксов, показ иллюстраций, картин для воспитания бережного отношения к природе

Скачать:

Вложение Размер
den_zemli.pptx 398.18 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Образование имен прилагательных с помощью суффиксов Урок русского языка в 5 классе

Земля – наш общий дом

Цели урока познакомить с образованием имен прилагательных с помощью суффиксов; развивать навыки анализа; воспитывать чувство бережного отношения к природе, всему живому.

Задание №1. Из слов, данных в скобках, образовать имена прилагательные, восстановить текст. Определить тему, основную мысль Земля – наш общий дом. Земля – это (степь), (лес), (гора), (вода) просторы. Но в (сегодня) день наша планета страдает. В морях, океанах, реках вода (грязная). В воздухе много сажи. Люди убивают зверей, птиц для обогащения. Флора и фауна Земли находятся в опасности. Поэтому давайте сохраним природу Земли!

Словарная работа Флора – растительный мир.

Словарная работа фауна – мир животных

Сделайте морфемный разбор и определите, от каких слов и с помощью каких суффиксов образовались имена прилагательные. Земля: Земельный — Землистый Земляной Земной Земский

Соотнесите имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. 1. Землистый а) песок 2. Земельный б) работы 3. Земляной в) покров 4. Земной г) шар 5. Земский д) участок е) собор

Взаимопроверка 1а, 2д, 3в, 4в,г, 5е

Суффиксы имен прилагательных -Н- -Ист- -Ян- -Ск- -Шн- оват- и др.

Дифференцированное задание А) вставить пропущенные буквы в словосочетаниях. Б) вставить пропущенные буквы в словосочетаниях, определить главное и зависимое слова, указать, чем выражены. В) вставить пропущенные буквы в словосочетаниях, определить главное и зависимое слова, указать, чем выражены. Составить предложение с одним словосочетанием. К…смический корабль, Мл…чный путь, бе (с, з)страшный космонавт.

Домашнее задание написать сочинение-рассуждение «Почему мы должны беречь Землю?»

22 апреля – Международный день Земли

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка «Имя прилагательное» 6 класс.

Цель презентации — на наглядном примере показать, как образуются прилагательные в простой и составной форме сравнительной степени.

В презентации представлены упражнения для формирования умения выбирать н или нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

Презентация содержит таблицу классификации суффиксов по значению. Таблица в презентации заполняется по щелчку, что даёт возможность походового объяснения.

Презентация к уроку «Имя прилагательное» 5 класс.

Презентация представляет собой поэтапный ход ур ока русского языка » Правописание суффиксов -ик, ек&quot.

Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Правописание суффиксов -ек, -ик&quot.

Источник

Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Имя прилагательное»

Цели:

1) Систематизировать известное об имени прилагательном.

2) Познакомить учащихся с различными лексико-семантическими группами прилагательных для обогащения словарного запаса детей, в частности прилагательными оценочного характера.

Оборудование урока:

Карточки, натюрморты и букеты цветов, кисти известных художников, декоративные цветы на столах учащихся.

I. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы говорим об одной из частей речи русского языка – имени прилагательном. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

II. Сейчас мы в месте с вами составим конспект (работа ребят у доски).

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?

В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила холодная зима). (Мороз жгуч).

Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю рощу)

Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Морозный день – м.р. ед. ч.); (морозная погода – ж. р. ед. ч.); (морозное утро – ср. р. ед. ч.); (морозные дни – мн. ч.).

III. Диктант. Запишите два четверостишия стихотворения Тютчева “Весенние воды”.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Задания по тексту:

1) Выписать имена прилагательные вместе с существительными и указать род, число, падеж прилагательного;

2) Объясните расстановку знаков препинания во втором четверостишии;

3) В первом предложении назовите слова с орфограммой в корне;

4) Обозначьте грамматические основы и составьте схему;

5) Произведите морфологический разбор слова “молодой”.

(Учащиеся дают полные ответы, морфологический разбор записывается на доске).

IV. Закрепление знаний об различных лексико-семантических группах прилагательных.

– Какую роль играют прилагательные в речи?

– Прилагательные делают нашу речь более точной.

– Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета.

– Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах.

– По-моему, это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряный. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, темной ночи, грозового ветра).

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.

Качество характера: добрый.

2. Читаю миниатюру С.Сахарова “Розовое озеро” без прилагательного “розовое”. Восстановите это прилагательное.

Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.

– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.

– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.

И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.

А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.

Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.

– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – это слово употреблено в последнем предложении – бледно-красная (пока идет работа по миниатюре, часть класса работает по карточкам).

А) Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:

Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.

Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.

Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный.

Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие.

(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса, арбуз, книга.)

Б) Замени прилагательные подходящими синонимами

5. Поработаем с учебником.

– Найдите эпитеты в стихотворении А.С. Прокофьева “Берёза”.

– Какое средство художественной выразительности, эпитетов, используются в стихотворении.

6. Обратите внимание на нарисованные букеты цветов.

Я прочитаю вам миниатюру, написанную в 1825 г. А.С. Пушкиным.

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждает в нас.
Там иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

– Какое настроение вызывает оно у вас?

– Какую роль в создании настроения играют эпитеты? На ваших столах тоже есть цветы (составьте букеты и икебаны).

– А теперь давайте коллективно оценим “вернисаж” цветов и икебаны, сделанные вами. Используйте как можно больше прилагательных!

7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

8. Молодцы отлично поработали!

Домашнее задание: Как ты представляешь имя прилагательное? Опиши его. Нарисуй его портрет. Почему у него такое странное название? И почему оно “прилагается?”. Кто его вечный спутник?

Источник

Образование прилагательных

Особенности образования имен прилагательных

В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:

  • Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
  • Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).

Аффиксальные способы образования прилагательных

При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:

  • Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
  • Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
    • Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
    • Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
    • Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
    • Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн- (ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).
  • Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:
    • Прилагательных

      Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных

      При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).

      Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).

      Источник

      Словообразование прилагательных: основные способы

      Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.

      Какие есть способы образования прилагательных

      Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:

      1. Аффиксальным;
      2. Неаффиксальным;
      3. Смешанным.

      Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.

      Аффиксальный способ

      Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.

      Виды аффиксов

      В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:

      1. суффиксальный;
      2. приставочный;
      3. приставочно-суффиксальный.

      Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:

      • -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
      • -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
      • -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
      • -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
      • -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.

      Примеры суффиксального способа

      Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.

      Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:

      • отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
      • пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
      • степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
      • указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).

      Приставочно-суффиксальный способ образования прилагательных

      Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:

      • победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
      • море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.

      Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:

      • добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
      • во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
      • в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.

      Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:

      • в мужском роде между твердым согласным (исключение — буква «Ж») и «К» появляется беглая -о-: крепкий — крепок, падкий — падок, мягкий — мягок;
      • в мужском роде между мягким шипящим согласным и «К» появляется беглая -е-: тяжкий — тяжек, нежный — нежен, горький — горек;
      • в мужском роде перед «Н» возникает беглая -е-: славный — славен, шумный — шумен, красный — красен.

      Беглая буква не имеет места перед «Р» и «Л», кроме нескольких слов-исключений качественного характера: светел, хитер, кисел, остер, тепел.

      Прилагательные, не имеющие кратких форм

      У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:

      • если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
      • если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.

      Неаффиксальный способ

      Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:

      • ума + лишенный — умалишенный;
      • кофе + варочный — кофеварочный;
      • мало + понятный — малопонятный;
      • выше + указанный — вышеуказанный.

      В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.

      Смешанный способ

      Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:

      • звук + буква — звук-о-букв-енн-ый;
      • вода + сток — вод-о-сточ-н-ый;
      • цельный + металл — цельн-о-металл-ическ-ий;
      • яркий + красный — ярк-о-крас-н-ый;
      • цельный + зерно — цельн-о-зерн-ов-ой.

      Варианты смешанного способа

      Не стоит путать методы сращения и сложения. В первом случае соединяемые слова не меняются, а соединяются в своем первоначальном виде. Например, в слове «кофеварочный» стык двух слов не содержит каких-либо аффиксов, слово «кофе» сохраняется. А в слове «водостойкий» изначальное слово «вода» обретает суффикс -о-, который меняет его на «водо» + «стойкий».

      Источник

Читайте также:  Не меняя окончаний имен прилагательных составьте с ними словосочетания