Урок русского языка в 5 классе по теме СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Раздел Словообразование. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемmoyash1.narod.ru
Похожие презентации
Презентация 5 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок русского языка в 5 классе по теме СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Раздел Словообразование.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Урок русского языка в 5 классе по теме СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Раздел Словообразование
2 Как образуются слова в русском языке ? Цель урока: Познакомиться с основными способами русского словообразования: сложение основ,приставочный способ, суффиксальный, приставочно-суффиксальный Задачи урока: 1.Изучить материал презентации 2.Развивать логическое мышление 3.Развивать зрительную память 4.Сделать краткий опорный конспект данного урока
3 Запомни основные способы словообразования Способы русского словообразования При помощи приставки и суффикса Способ сложения
4 ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВКИ И СУФФИКСА образуется наибольшее количество слов в нашем языке. Хотите примеры? Пожалуйста Снег+под+ник=подснежник
5 При помощи приставки и суффикса Приставочный способ
6 При помощи приставки и суффикса Приставочный способ Суффиксальный способ
7 При помощи приставки и суффикса Приставочный способ Суффиксальный способ Приставочно- суффиксальный способ Ну и трудный же этот русский язык, хоть и родной… Слова образуются от производных корней
8 приставочный способ образования имен существительных Возьмем три слова. Вот они порядок путник заголовок Добавляем к ним разные по значению приставки бес., с., под. Что у нас получится? Правильно, совершенно другие слова с новым лексическим значением, т.е.смыслом. Объяснение учителя. Слушайте внимательно!
9 Приставочный способ образования имён существительных Бес+ порядок С+ путник Под+ заголовок
10 приставочный способ образования имён существительных Бес + порядок = беспорядок с + путник = спутник Под + заголовок = подзаголовок
11 Суффиксальный способ образования имён существительных переплёт Дед Волк
12 Суффиксальный способ образования имён существительных Возьмем эти 3 производных слова и добавим к ним уменьшительно- ласкательные суффиксы ушк и онок и суффикс чик, обозначающий указание на профессию переплёт + чик Дед + ушк (а) Волк + онок
13 Суффиксальный способ образования имён существительных. переплёт + чик = переплётчик Дед + ушк (а) = дедушка Волк + онок = волчонок Вот такие слова у нас получились. Не правда ли,интересно?
14 Задание Запишите существительные, попробуйте определить исходное слово и способ образования. подоконник подбородок подснежник
15 Правильный ответ. Надеюсь, что ты не ошибся! окно борода Снег
16 Вот так образуются слова приставочно- суффиксальным способом Под + окно +ник Под + борода +ок Под + снег +ник
17 Под + окно +ник подоконник Под + борода +ок подбородок Под + снег +ник подснежник
18 Приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных Под + окно +ник подоконник Под + борода + ок подбородок Под + снег + ник подснежник
19 В русском языке при помощи приставки и суффикса имена существительные образуются тремя способами: приставочным; суффиксальным; приставочно-суффиксальным.
20 Мы познакомились с тремя способами словообразования. Нас ждет еще один способ- сложение основ Что такое основа слова? Это часть слова без окончания, т.е. без формообразующих аффиксов. В основе заключено общее лексическое значение слова. Основа может быть производной и непроизводной.
21 Сложение основ Сложение- способ словообразования, при котором новые (однокоренные) слова образуются с помощью операционных средств сложения. Существует три типа сложения: 1.Сращение (многоуважаемый) 2.Сложение( лесостепь) 3. Сложение с сокращением или аббревиация(детсад, ООН)
22 Практическая часть Придумайте и назовите слова, образованные путем сложения основ. Ученики называют разные слова. Например: газоэлектросварщик водопровод, газопровод, завхоз, посудомоечная машина
23 Домашнее задание Придумайте и запишите по 10 слов на каждый словообразовател ьный способ. Желаю успеха!
Источник
Урок русского языка в 5-м классе по теме «Словообразование имен существительных»
Цель:
- Систематизация знаний учащихся по морфемике и словообразованию, ознакомление со способами образования существительных;
- Формирование умения распознавать словообразовательные морфемы, с помощью которых образуются имена существительные;
- Воспитание чувства взаимопомощи, интереса к предмету;
- Формирование коммуникативных умений и навыков, развитие письменной и устной речи.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска,
- электронный каталог словарей,
- индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА
I. ОГРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее —
Начнём скорей урок.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Мы с вами продолжаем изучать царство существительных. Прежде чем отправимся в путешествие по новым знаниям, вспомним где мы уже побывали и о чем говорили.
Для начала я вам загадаю загадку:
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною — голубой.
Он за ворот и в карман залезает нам с тобой. (снег)
Учитель. Конечно, чему же быть как не снегу.
Снег. Снега. Снежок. Снежочек. Белые снеги… Сколько поэзии в этих словах издавна ставших обязательным элементом песен, стихов, сказок! Вы, наверное, уже догадались, что основной лексической темой нашего урока будет зима с пушистыми снегами, со свежим воздухом, с бурей и мглою.
Ребята, я вам расскажу новогоднюю историю о том, что случилось в самую снежную пору, под самый Новый год.
(На интерактивной доске).
Был чудесный зимний день, за окнами порхали снежинки, на ветвях покоились снежные нависи 4 . Снежинки падали и превращались в сказочные 2 существа. Лазоревое 2 небо ослепляло голубизной. В лесу было тихо, но жизнь шла своим чередом. Там было таинственно: образовалось много снежных гротов, пещер.
В такой день легкий морозец щиплет за нос. Можно прекрасно провести время на катке и во дворе, играя в снежки.
И вдруг всё переменилось…
Каток растаял под ногами, снег 1 почернел…
Учитель. А что могло быть дальше? Пофантазируйте, пожалуйста.
Трех учащихся прошу к доске, для выполнения грамматических заданий: фонетический, морфемный и синтаксический.
(В последнюю очередь проверяется фонетический разбор слова нависи).
Учитель. Ребята, как вы понимаете значение слов нависи и лазоревое?
Заглянем как Пушкин встарь в толковый наш словарь.
(Группа учащихся работают по электронному толковому и морфемному словарям).
1 вариант. | 2 вариант. |
Выписать из текста однокоренные cлова-существительные. | Выписать из текста формы одного итого же слова (существительного) |
— А в чём отличие формы слова от однокоренных слов?
— Какие морфемы образуют форму слова?
— Какие морфемы образуют однокоренные слова?
— Перечислите известные вам способы образования слов.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Сообщается тема и цель урока.
Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся со способами образования существительных, и научимся определять способ образования существительных. (Запишите тему урока)
И чтобы узнать один из способов образования существительных вернёмся к нашим однокоренным словам (к заданию первого варианта)
(На интерактивной доске).
снежинки | снежки | снег |
— Ребята, чтобы определить образование слов, что нужно сделать?
(Дать лексическое толкование слова).
(Сравнить состав данного слова с однокоренными).
— Слово снежинки от какого слова образовалось? (снег)
— С помощью какой морфемы? (суффикса)
Учитель. Посмотрите в окно. Пока мы с вами выполняли задание, пошёл тихий снег. Протяните руки и поймайте снежинки. Я поймала одну. А снежинка-то непростая оказывается, а с заданиями. (Приложение №1)
Выполнив задание, вы узнаете ещё один способ образования существительных.
(Все задания проецируются на интерактивной доске).
(Правописание приставок на З и С).
Произвести словообразовательный анализ. (4 ученика у доски).
Задание 2. А эта снежинка от Самуила Яковлевича Маршака, автора известной нам сказки “Двенадцать месяцев”. Вы знаете, королева в этой сказке всегда допускала ошибки. Проверьте, правильно ли она написала письмо.
ПОД ПРАЗДНИК НОВОГОДНИЙ
ИЗДАЛИ МЫ ПРИКАЗ:
ПУСКАЙ ЦВЕТУТ СЕГОДНЯ
ПОТ СНЕЖНИКИ У НАС!
— Какие морфемы не на своём месте?
— Обозначьте и исправьте.
— Проверим, правильно ли мы исправили?
— С помощью, каких морфем образовалось это слов?
— А какие ещё изменения есть в этом слове? (чередование)
— Как называется такой способ образования слова? Когда одновременно добавляется приставка и суффикс.
Это ребята третий способ образования существительных.
Учитель. Последняя снежинка осталась. В этой снежинке оказывается есть письмо, но не простое, а электронное. (Приложение №2)
Нельзя ли образовать новое слово, объединив 2 понятия?
— Таким же способом попытаетесь образовать эти 2 понятия.
— А эта машина, наверняка, возит снег?
(Учитель на доске пишет это слово).
(1 у доски другие пишут в тетрадях).
Учитель. Ребята, мы с вами определили способы образования существительных. Какие способы выявили? (На интерактивной доске)
Работа с учебником.
На практике проверить можно точно,
Кто теорию усвоил прочно.
1) Комментированное письмо по упражнению 345.
2) 1 группа выписывает слова, образованные суффиксальным способом, 4 группа – приставочным способом, 3 группа – путем сложения основ, 4 группа – приставочно – суффиксальным образом. (Слабым учащимся раздаются индивидуальные карточки).
Белизна, гололёд, подписать, сиреневый, прибрежный, голубой, красноречие, закрасить, неправда, походка, посадка, учитель, садовод, самолёт, соучастник, присел, пробег, спешка.
Источник
Сценарий занятия русского языка в 5 классе на тему: «Способы образования имён существительных».
Урок русского языка в 5 классе на тему: «Способы образования имён существительных».
Учитель русского языка и литературы
МОБУ ЛИЦЕЙ № 8 г. Тынды Амурской области
Федяева Татьяна Геннадьевна
Тип урок: урок «открытия нового знания.
Предметные результаты: научиться извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (таблица, схема, ключевые слова), анализировать, сопоставлять, делать выводы, строить рассуждения.
Метапредметные результаты: находить нулевые суффиксы в словах, устанавливать бессуффиксный способ образования имён существительных, уметь различать способы образования имён существительных, составлять словообразовательные пары.
Личностные результаты:уметь оценить выразительные возможности морфемики и словообразования.
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.
— Каким способом образовано слово побелка?
(Ответы учеников: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный).
— Ребята, с каким способом вы согласны? Почему?
Этап 2. Пробное действие.
— Попробуем найти слово, от которого образовано слово побелка.
(Дети отвечают: от слова белить, побелить)
Этап 3. Выявление причины затруднения.
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Слово побелка обозначает предмет, признак или действие?
— Действие по глаголу побелить.
— Так каким же способом тогда оно образовалось?
-Я вам какие вопросы задавала? Кто из вас был прав? Как сегодня будет называться тема урока?
Ответ: «Как правильно определить способ образования существительного?»
Этап 5. Реализация построенного проекта.
Работаем в парах. Сравниваем слова двух столбиков.
Задаю вопрос: « Что обозначают имена существительные в каждой паре?»
Что общего между существительными 1 и 2 столбика? А в чём различие?
Совещаемся друг с другом, ищем ответы, а затем сверяем их с эталоном:
-Какое значение имеют суффиксы имён существительных в 1 столбике? А как «выражено» это значение у существительных во 2 столбике?
— Оказывается суффиксы существительных могут быть нулевыми!
Этап 6. Первичное закрепление во внешней речи.
Предлагаю прочитать материал параграфа.
— Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.
— Нулевой суффикс. Бессуффиксный способ.
— Как вы поняли, что такое бессуффиксный способ?
— Какие имена существительные могут быть образованы бессуффиксным способом?
Представьте информацию о бессуффиксном способе в виде схемы.
Читаем материал в рамке о способах образования существительных.
Предлагаю задание: «Найдите слово, в котором два суффикса».
— Сколько суффиксов участвует в образовании этого слова?
— Один суффикс –ЩИК-
— Может ли слово образоваться при помощи двух суффиксов? А приставок?
— Нет. Только один суффикс и одна приставка образуют слова.
Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упражнение. Развивается умение находить в тексте слова, образованные бессуффиксным способом.
Разработайте алгоритм поиска и сравните с образцом.
Нахожу имена существительные.
Определяю, есть ли у него значение действия. Если нет, то суффикс искать не надо.
Если есть значение действия, то устанавливаю связь с глаголом и нахожу этот суффикс.
Если суффикса нет, то существительное образовано бессуффиксным способом.
Таким образом выписали слова: война, ссора, разрешение, надпись, спор, любовь. Выделенные слова образованы бессуффиксальным способом.
Упражение. Развиваем умение определять слова по их толкованию и устанавливать приставочный способ образования слов.
Упражнение. Развивается умение извлекать информацию из словообразовательных моделей и конструировать слова по моделям.
— Какие способы словообразования здесь представлены? Приведите свои примеры.
Игра «Соедини!». Задание: соединить элементы правого и левого столбика, чтобы получились новые слова:
-Сколько слов у вас получилось? Что необычного вы заметили?
Возница и возглас (-воз- -корень и приставка); возница и грибница (суффикс –ИЦ- обозначает лицо человека и место)
Даю задание: «Выберите существительные, образованные бессуффиксным способом. Дружба, степь, испуг, клёв, глушь, друг. Проверка по эталону: испуг, клёв, глушь.
— Прочитайте ключевые слова урока.
— Подберите по 1-2 примера на каждый способ словообразования.
Этап 8. Включение в систему знаний и повторение.
Теперь составляем план ответа на вопрос: « Какие есть способы образования имен существительных?» Составляем рассказ. Составленный план сверяем с эталоном.
Этап 9. Рефлексия.
Назовите способы образования слов. Проверьте.
Работа оценивается на основе алгоритма самооценки.
Источник