Меню

Образование качественных прилагательных дошкольники



Образование качественных прилагательных дошкольники

Исследование словообразования имен прилагательных

Образование качественных прилагательных

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Речевой материал, процедура и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы: «Как называют волка за жадность? Какой он? Лису за хитрость? Зайца за трусость? Тигра за силу?

§ Если днем мороз, то как называется такой день? Какой это день?

§ Если на улице холодно, то как можно назвать такой день? Какой он?

§ Если на улице дождь, то как можно назвать такой день?

§ А если ветер, то какой это день?

§ Если на улице солнце, то как называется такой день?».

В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова.

Образование качественных прилагательных со значением незначительной степени качества

Материалом исследования служат слова и словосочетания: кислый – кисловатый, сладкий – сладковатый, длинный – длинноватый, хитрый – хитроватый, зеленый – зеленоватый.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: « Если сметана очень кислая, то ее так и называют кисла, а если сметана чуть кислая, то говорят кисловатая». Далее детям предлагается образовать слова по данному образцу.

Образование отглагольных качественных прилагательных

Материалом исследования служат слова: молчит – молчаливый, говорит – разговорчивый, боится – боязливый, смешит – смешливый, обижается – обидчивый.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Если человек всегда придирается, его называют придирчивый». А как назвать того, кто часто молчит?» И т.д.

Образование относительных прилагательных

Задание 1. Материалом исследования служат картинки и словосочетания, называющие из чего сделан предмет: стол из дерева, шляпа из соломы, шапка из меха, шарф из шерсти, ножницы из металла, мяч из резины, салфетка из бумаги, чайник из фарфора, ком из снега, ключ из железа, сумка из кожи, коробка из картона, труба из кирпича, подушка из пуха, платок из шелка, платье из ситца.

Источник

Логопедическое занятие «Образование качественных прилагательных суффиксальным способом»

Разделы: Логопедия

Цель: формирование умений и навыков суффиксального образования качественных имён прилагательных.

  • обогащать и развивать словарный запас учащихся, как путём накопления новых слов, так и за счёт умения пользоваться суффиксальными способами словообразования;
  • развивать способности проводить разбор слов по составу;
  • учить выделять суффиксы в словах и соотносить их со значением;
  • воспитывать внимание к языковым явлениям речи;
  • расширение и закрепление связей слов с другими словами;

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я думаю, что вы все настроились и с хорошим настроением мы можем начать наше занятие.

2. Введение в тему

– Ребята, обратите внимание на схему на доске.

– О чём нам говорит эта схема? (Мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.)

– Верно, а что это будут за слова, вы узнаете сегодня на занятии.

3. Сообщение новой темы

– Прочитайте слова на карточках (мороз, морозный, холод, холодный, грязь, грязный).

– Разделите слова на две группы с одинаковым количеством слов (совместное выполнение задания, дети называют, логопед раскладывает карточки)

1 группа

Мороз
Холод
Грязь

2 группа

морозный
холодный
грязный

– Почему так разделили слова?

Анализ проделанной работы, выясняется, по какому принципу так разложили на группы. (1гр. – имена существительные, 2 гр. – имена прилагательные)

– Правильно. А теперь сравните пары слов мороз-морозный, как называются эти слова? (Это однокоренные слова.)

– Докажите. (Дети выделяют корень слов, анализируя пары слов)

– С помощью, какой части слова образовались новые слова? (при помощью суффикса -н-).Выделим суффикс в словах.

– Какой частью речи являются слова, образованные при помощи суффикса -н- (имена прилагательные)

– Теперь самостоятельно попробуйте от имён существительных при помощи суффикса -н- образовать имена прилагательные:

Интерес, вкус, честь, каприз (интересный, вкусный, честный, капризный)

Проверка задания, выделение корня и суффикса.

– Давайте сделаем вывод: какие слова мы учимся образовывать при помощи суффиксов? (Мы от имён существительных при помощи суффиксов образуем имена прилагательные).

5. Задание на составление слов

На доске карточки со слогами:

– Слова рассыпались, собери их и запиши:

– Какие слова вы получили? (чудесный, крикливый, червивый)

– От каких слов образовались слова (чудеса, крик, червь)

– Появились новые суффиксы -лив-, -ив-. Объясните, кого называют крикливым? (называют того, кто издаёт громкий крик, н-р птица)

– Что может быть червивым? (яблоко, в нём находится червь)

6. Задания на закрепление нового материала

– Я хочу попросить мне помочь. Нужно из данных слов образовать имена прилагательные, используя знакомые нам суффиксы. Распределить новые слова по группам в соответствии использованных суффиксов и запишите в тетрадь:

Дождь, правда, смех, трус, лень, скука.

-лив- -ив- -н-

Проверка выполненного задания.

– Что вызывало трудности? (Образование прилагательных от слов смех, скука)

– Обратите внимание, что во время образования прилагательных в корне слова происходит чередование букв смех – смешной, скука – скучный.

– Давайте попробуем составить словосочетания с образованными прилагательными:

– Запишите в тетради словосочетания.

7. Работа по редактированию предложений

Детям выдаются карточки с заданием.

От (холод) воды мёрзли руки. По телевизору показывали (скука) фильм.
(Трус) зайчишка дрожал под кустом. (Говор) ручей бежал по дну оврага. Сегодня у Миши было (грусть) настроение.

– Подумайте и скажите: какое задание надо выполнить? (От слов в скобках образовать имена прилагательные, раскрыть скобки, согласовывая слова)

Проверка выполненной работы. Запись в тетрадь любых трёх предложений.

– Чему научились на занятии?
– С какими новыми суффиксами познакомились?
– Назовите имена прилагательные, которые образовались при помощи этих суффиксов.

Источник

Примерный речевой материал для образования притяжательных прилагательных

Этапы работы Речевой материал
I этап Формы мужского и женского рода прилагательных: папин, мамин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный (мышиная), лосиный (лосиная), гусиный (гусиная), голубиный (голубиная), лебединый (лебе­диная)
II этап Лисий (лисья), коровий (коровья), бараний (баранья)
III этап Беличий (беличья), волчий (волчья), медвежий (мед­вежья), собачий (собачья), овечий (овечья), заячий (за­ячья)

Образование качественных прилагательных

При образовании качественных прилагательных на I эта­пе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом -н-. На II этапе закрепляются формы с менее продуктивным суф­фиксом-лив-.

Глава 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

В ходе коррекционно-логопедического воздействия мо­жет быть использован следующий речевой материал (при­лагательные): сильный (сильная, сильное), жадный (жад­ная, жадное), морозный (морозная, морозное), холодный (холодная, холодное), радостный (радостная, радостное), красный (красная, красное), голодный (голодная, голодное), грязный (грязная, грязное), длинный (длинная, длинное) (I этап); дождливый (дождливая, дождливое), трусливый (трусливая, трусливое), непоседливый (непоседливая, не­поседливое), жалостливый (жалостливая, жалостливое), заботливый (заботливая, заботливое), завистливый (за­вистливая, завистливое) (II этап).

Образование относительных прилагательных

В ходе коррекционной работы выделяется несколько эта­пов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования з в у к о в в основе производного слова.

I этап — словообразовательные модели с продуктивным суффиксом-ов-/-ев- (без чередования звуков в основе про­изводного слова; с чередованием звуков в основе производ­ного слова).

II этап — словообразовательные модели с менее продук­тивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе про­изводного слова; с чередованием звуков в основе производ­ного слова).

III этап — словообразовательные модели с суффикса­ми-енн-, -ск-, -ян-, -ан-.

На каждом этапе формы прилагательных отрабатывают­ся в таком порядке: формы мужского рода, формы женско­го рода, формы среднего рода. Значительное внимание уде­ляется среднему роду прилагательных, в связи с поздним его усвоением в онтогенезе, а также большим количеством ошибок у дошкольников с ЗПР.

§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи Примерный речевой материал

Этапы работы Речевой материал
I этап. Словообра­ Формы мужского и женского рода прилага­
зование с суффик­ тельных: шелковый (шелковая), резиновый
сами -ов/-ев без че­ (резиновая), вишневый (вишневая), меховой
редования звуков (меховая), березовый (березовая), кленовый
в корне (кленовая), рябиновый (рябиновая), пуховый
(пуховая), малиновый (малиновая), дубовый
(дубовая)
IIэтап.Словообра- Кирпичный (кирпичная), ватный (ватная),
зование с суффик­ зимний (зимняя), лимонный (лимонная), кар­
сом -н- без чередо­ тофельный (картофельная), грибной (гриб­
вания звуков ная), хрустальный (хрустальная)
в корне
С чередованием Снежный (снежная), воздушный (воздуш­
звуков ная), речной (речная), бумажный (бумаж­
ная), брусничный (брусничная), клубничный
(клубничная)
III этап. Словооб­ Шерстяной (шерстяная), глиняный (глиня­
разование с суф­ ная), соломенный (соломенная), матросский
фиксами -енн-, (матросская), кожаный (кожаная), масля­
-ск-, •ан-, -ян- ный (масляная), утренний (утренняя)

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления словообразования прилагательных от существительных Речевой материал для каждой игры подбирается с уче­том этапа работы, а также наличия или отсутствия чередо­вания звуков в основе производного слова.

а) Игра «Угадай, кто хозяин». (Образование притяжательных прилагательных.)

Дидактический материал — картинки (например, сумка мамы; платок бабушки; рога лося; хвост лисы; рог коровы;

лапа тигра; мордочка белки; нос собаки; уши зайца; ухо медведя и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

б) Игра «Найди ошибки Незнайки». (Образо­вание качественных прилагательных.)

Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложе­ния, но допустил ошибки. Послушай внимательно предло­жения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).

в) Лото «Назови предмет». (Образование относи­тельных прилагательных.)

Дидактический материал — картинки и словосочетания (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из же­леза; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпича; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кув­шин из глины; ведро из железа и т. д.).

У ребенка находятся картинки с изображением различ­ных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (напри­мер, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой.

Дидактический материал — картинки (например, лист дуба — дубовый лист; лист осины; лист березы; лист кле­на; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни;

шишка сосны; иголка ели и т.д.).

Образование возвратных глаголов

Работа над возвратными глаголами начинается с закреп­ления их понимания в импрессивной речи. С этой целью используется игра «Чем отличаются слова?».

Логопед просит ребенка внимательно посмотреть на кар­тинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умыва­ется; кто прячет, а кто прячется (обувает — обувается;

§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

купает — купается; качает — качается; вытирает — вы­тирается и т. д.).

После завершения игры логопед делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, качается, прячется, вы­тирается и т. д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

После уточнения понимания возвратных глаголов в им­прессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами пред­ложения.

Образование и дифференциация глаголов совершенного и несо­вершенного вида

В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить 2 этапа:

I этап — образование глаголов с помощью приставок;

II этап — образование глаголов с помощью суффиксов. Для закрепления понимания данных глаголов предлага­лось: показать картинку, которую называет логопед; выб­рать картинку по заданию логопеда.

Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида

а) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью при­ставок).

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки. За­тем логопед задает вопрос, а ребенок отвечает. Например:

Что делает мальчик? — Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет и т. д.

Примерный речевой материал: пишетнапишет; кра­сит — закрасит; ставит — поставит; несет — принесет;

видит — увидит; думает — придумает и т. д.

б) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью суф­фиксов).

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и за­дает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал маль­чик? — Мальчик писал. Что сделал мальчик? — Мальчик написал и т. д.

Примерный речевой материал: умывается — умылся;

одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыг­нул и т. д.).

образование И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ (ПРИСТАВКИ: В; ВЫ-, ПРИ-, ОТ-, У; ПЕРЕ-)

Последовательность работы над приставками определя­ется временем их появления в онтогенезе.

Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:

1) усвоение значения приставки (выделение общего эле­мента в глаголах с одной приставкой и разными корня­ми (например, влетел, внес, вбежал);

2) сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например, влетел — вылетел);

3) усвоение соотношения приставки и соответствующей предлога (например, вылетает из клетки [вы — из] влетает в клетку [в — в>);

4) дифференциация приставок с разным значением.

С целью уточнения понимания приставок в импрессив^ ной речи рекомендуются задания: показ картинки по зада^ нию логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу; отойди от стола).

Для закрепления правильного употребления приставочных гл лов в самостоятельной речи используются следующие виды

а) Образовать от данных слов однокоренные слова с по­мощью приставок (с опорой на картинки), например, с по­мощью приставокв-, вы-, при-, от», у-,пере- образовать од­нокоренные слова от глагола нести и т. д.

§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

б) Исправить словосочетание с неправильным приставоч­ным глаголом, например, (улетел к клетке; пришла в ма­газина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает от дерева и т. д.).

в) Составить предложение с приставочным глаголом.

методика РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА И ПРОИЗВОДИТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Система словообразовательных моделей языка усваива­ется на основе выделения словообразовательных аффиксов, соотнесения их со значением, следствием чего является ов­ладение словообразовательной моделью — типом и словооб­разование по аналогии. Формирование моделей словообразования и уточнение значений аффиксов осуществляется: а) через сравнение слов с одинаковым аф­фиксом, что дает возможность выделить общее значение, присущее данному аффиксу; б) через сравнение родствен­ных слов, что позволяет дифференцировать значение слово-образующих аффиксов.

В связи с этим, развитие умения определять род­ственные слова и производить морфологи­ческий анализ слов является необходимым условием дифференциации словообразовательных моделей, формиро­вания морфологических обобщений. Работа над родствен­ными словами способствует подготовке к школьному обуче­нию и овладению грамотой детьми с ЗПР.

Дети уже в дошкольном возрасте способны на неосоз­нанном уровне усваивать некоторые грамматические зако­номерности. В это же время происходит и формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).

Сравнивая лексическое и грамматическое значение сло­воформ, дошкольники способны определить (выделить) «по­хожие» и «разные» слова.

С учетом закономерностей онтогенеза и особенностей ус­воения детьми с ЗПР грамматических умений и навыков

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

в процессе коррекционной работы выделя­ются следующие направления: а) развитие уме­ния определять «лишнее» слово из группы слов; б) развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов; в) разви­тие умения подбирать родственные слова; г) развитие уме­ния находить в словах общую морфему.

Работе по развитию умений производить морфологичес­кий анализ слов предшествует работа по формированию у детей представления о родственных словах, их сходстве

по лексическому значению. >

Примерные задания для развития умения определять родствен­ные слова

а) Определение среди группы сходных по звуковой струк­туре слов «лишнего» по значению (например, лес, лесной, лес­ник, лестница; вода, водяной, водный, водить; осина, оса, по­досиновик; гора, горный, горе; рис, рисовый, рисунок и т. д.).

б) Определение среди группы слов «лишнего» слова (на­пример, дом, доска, домашний; бег, бегать, брат и т. д.).

в) Определение и называние среди группы слов похожих слов (например, лес, влез, лесник; сахар, лисица, сахарни­ца; море, моряк, морщины, морской; боль, болеть, большой, больница и т. д.).

г) Подбор родственных слов.

Дидактический материал — сюжетные картины «Лес», «Река», «Зима».

Предварительно на занятиях уточняется, какие слова могут называться родственными. Проводится подбор род­ственных слов с опорой на картинки. Логопед предлагает ребенку посмотреть на сюжетную картинку и подобрать род­ственные слова к слову лес (гриб, вода, еж, снег и т. д.).

д) Подбор родственных слов с опорой на вопросы. Речевой материал — группы слов (например, боль, соль, цвет, зелень и т. д.).

§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

Логопед предлагает ребенку образовать новые слова, от­вечая на вопросы. Например: боль (что делает?) — болит;

боль — (какой?) — больной и т. д.

е) Образование родственных слов по аналогии.

Речевой материал — группы слов (например, сахар, мыло, суп, хлеб, ворона, гусь, утка и т. д.).

Дидактический материал — предметные картинки (на­пример, сахарница, мыльница, супница, хлебница, вороне­нок, утенок, гусенок и т. д.).

Логопед предлагает ребенку образовать новые слова с опо­рой на образец (например, сухарь — сухарница, суп — . ;

аист — аистенок, утка — . и т. д.). В случае затруднений можно использовать картинки.

В процессе коррекционного воздействия для развития умения производить морфологический анализ слов прово­дится работа по развитию умения выделять в качестве об­щей морфемы: а) окончание; б) корень; в) приставку; г) суф­фикс.

Примерные виды заданий

а) Нахождение в словах общего окончания. Речевой материал — группы слов (коты, столы, вазы, дома; ведра, зеркала, гнезда, собаки; мальчики, лошади, кле­ны, скамейки; мыло, стулья, платья, листья; большой, си­ний, голубой, дорогой; кот, дом, белка, сок и т. д.).

Логопед просит ребенка внимательно прослушать груп­пу слов и сказать: какие слова похожи друг на друга; какое слово «лишнее» (например, в группе слов: коты, столы, вазы, дома, «лишнее» слово — дома).

б) Нахождение в словах общего корня.

Речевой материал — группы слов (винт, завинтить, пин­гвин; снег, снеговик, снимать; унес, шел, принес; книжка, книжный, скинул; унес, вынес, пришел; плыл, отплыл, пе­решел и т. д.).

Логопед просит ребенка внимательно прослушать слова и сказать, какие слова похожи друг на друга.

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

в) Нахождение в словах обшей приставки. Речевой материал — группы слов (пришел, перелил, при­летел; отполз, отбежал, зашел; прибежал, зашел, принес;

выкинул, вошел, выпрыгнул и т. д.).

Задание выполняется аналогично предыдущему.

г) Нахождение в словах общего суффикса.

Речевой материал — группы слов (столик, печка, домик;

каменщик, сахарница, носильщик; носище, водичка, доми­ще; беловатый, зеленый, сероватый; печка, дочка, носик, кочка; бабушкин, дедушкин, дубовый, папин и т. д.). Задание выполняется аналогично предыдущему.

§ 5. Методика развития языкового анализа и синтеза

В МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНА­ЛИЗА И СИНТЕЗА

Логопедическую работу по развитию языкового анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР следует проводить по сле­дующим направлениям:

1) развитие анализа предложений на слова;

2) развитие слогового анализа и синтеза;

3) развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа предложений на слова

Для развития умения определять количество, последо­вательность и место слов в предложении предлагаются сле­дующие задания:

1) составление предложения по сюжетной картинке и оп­ределение количества слов в нем;

2) придумывание предложений с определенным количе­ством слов;

3) распространение предложения путем увеличения коли­чества слов;

4) составление предложений из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме);

5) составление предложения с определенным словом;

6) составление графической схемы предложения;

7) придумывание предложения по графической схеме;

8) определение последовательности слов в предложении;

9) выбор карточки с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.

Развитие слогового анализа и синтеза

Слоговой анализ помогает в дальнейшем более эффек­тивному овладению фонематическим анализом слова. Сло­во делится на слоги, затем, в свою очередь, слог, как более простая речевая единица, делится на звуки.

Глав а 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Логопедическая работа по развитию слогового анализа сло­ва осуществляется с учетом характера затруднений у дош­кольников с ЗПР. Дети с ЗПР легче выделяют прямые открытые слоги. В закрытых слогах, особенно со стечением согласных, звуки в меньшей степени слиты в произношении, что приводит к ошибочному делению слов на слоги.

Коррекционное обучение проходит с учетом теории о по­этапном формировании умственных действий (по П. Я. Галь­перину). На первом этапе работа ведется с опорой на вспомога­тельные средства, материализацию производимых действий. Затем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане гром­кой речи. На последующих этапах коррекционной работы происходит перенос производимых действий во внутренний план, выполнение слогового анализа и синтеза на основе слу-хопроизносительных представлений.

В процессе подготовительной работы уточняются сведе­ния о гласных и согласных звуках, их основных признаках,! о правилах деления слов на слоги. |

Для выделения гласных звуков из слова предлагаются) сначала односложные слова, представляющие собой слоги| различной структуры (ум, да, кот, танк, стул и т. д.). Дети| определяют гласный звук в слове и его место (начало, сере-| дина, конец слова). Составляется графическая схема слова.| В зависимости от места гласного звука в слове ставится кру-| жочек в начале, в середине или в конце предлагаемой гра-| фической схемы. |

Далее проводится работа на материале двухсложных| и трехсложных слов. |

На начальных этапах работы используется прием утри-| рованного произнесения звука, что облегчает его выделе-| ние. В дальнейшем этот прием исключается.

Примерные виды упражнений

а) Называние гласных звуков слова. Для этого задания| подбираются слова, произношение которых не отличается] от написания (рука, маки и т. д.); |

б) выделение гласных звуков из слова, с использованием) соответствующих букв разрезной азбуки;

§ 5. Методика развития языкового анализа и синтеза

в) раскладывание картинок под гласными буквами. Пред­варительно дети называют картинки. Предлагаются картин­ки на односложные слова (например, дом, мак, сук и т. д.).

г) раскладывание картинок под определенным сочетани­ем гласных букв. Предлагаются картинки на двухсложные слова (например, рука, окно, утка, рама и т. д.). Записыва­ются схемы слов у__а, о__а, а__а.

На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения, осуществляется материа­лизация действий слогового анализа. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество сло­гов в произнесенном слове, прижав ладонь к нижней челюс­ти. В дальнейшем слоговой анализ осуществляется в рече­вом плане. На заключительных этапах у дошкольников создаются предпосылки для выработки умения перевода дей­ствия слогового анализа во внутренний план, выполнения действия на основе слухового восприятия.

Примерные виды упражнений для закрепления действия слогово­го анализа и синтеза

а) Повторение заданного слова. Определение количества сло­гов с опорой на вспомогательные приемы. Сначала предлага­ются двухсложные и трехсложные слова с прямыми слогами (например, вода, рука, папа, дома, машина, дорога, волосы>. В дальнейшем в работу включаются слова с закрытыми слога­ми и слова со стечением согласных (например, кошка, чулок, ангина, рукав, кровать>. Дети слушают слово, протяжно его повторяют и, отхлопав, называют количество слогов;

б) деление слов на слоги после их повторения. Логопед предлагает повторить слово нараспев и выставить соответствующее количество фишек. Речевой материал — группы слов (банан, репка, ромашка, шуба и т. д.);

в) определение количества слогов в названи­ях картинок с помощью схем или цифр. Дети рассматрива­ют картинки (собака, майка, брюки, лопата, кукла и т. д.) и выкладывают под каждой картинкой схему или цифру, соответствующую количеству слогов в слове;

г) раскладывание картинок в два ряда под соот­ветствующими схемами в зависимости от количества сло-

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

гов (2-3) в их названии (воробей, конфеты, сова, репа, паук, цыплята, дятел, капуста и т. д.);

д) составление слова из записанных на карточке слогов, данных вразбивку, с опорой на соответствующие кар­тинки (ха, му; ми, по, дор; ка, ут; тя, у, та и т. д.).

На заключительном этапе предлагаются задания по фор­мированию действия слогового анализа и синтеза в умствен­ном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

Примерные виды заданий

а) Придумывание слов с одним, двумя, тремя слогами;

б) придумывание слов с определенным слогом в началеЙ

в) придумывание слов с определенным слогом в конце!

г) определение количества слогов в названиях картинок! (без предварительного воспроизведения слова). |

Развитие фонематического анализа и синтеза представ-| лено в разделе «Методы коррекции нарушений фонетике фонематической стороны речи».

Вопросы и задания

1. Раскройте общие особенности коррекции нарушений речевого развития у детей с ЗПР.

2. Опишите особенности коррекции нарушений фонети-1 ко-фонематической стороны речи у детей с ЗПР.

3. Дайте характеристику содержания и методов коррем ции нарушений лексики у детей с ЗПР. |

4. Каковы особенности коррекции нарушений грамма-] тического строя речи у дошкольников с ЗПР?

§ 5. Методика развития языкового анализа и синтеза

Источник

Читайте также:  Сопоставьте прилагательные с их определениями