Меню

образование прилагательных от существительного для детей



конспект занятия по развитию грамматического строя речи тема: «Образование относительных прилагательных от имён существительных»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тема: Образование относительных прилагательных от имён существительных.

Цель: Развитие речи ребёнка, обогащение обиходного словаря относительными прилагательными.

Задачи: 1. Учить образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные от существительных, обозначающих овощи, фрукты;

2. Автоматизировать согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже в речи;

3. Обогатить и активизировать предметный словарь по тема: овощи, фрукты;

4. Развивать зрительное внимание, память.

Скачать:

Вложение Размер
конспект занятия по развитию грамматического строя речи тема «Образование относительных прилагательных от имён существительных» 40 КБ

Предварительный просмотр:

по развитию грамматического строя речи

Тема: « Образование относительных прилагательных

от имен существительных.»

Терновская Светлана Юрьевна

Тема: Образование относительных прилагательных от имен существительных.

Развитие речи ребенка, обогащение атрибутивного словаря относительными прилагательными.

  1. Учить образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные от существительных, обозначающих овощи, фрукты;
  2. Автоматизировать согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже в речи;
  3. Обогатить и активизировать предметный словарь по теме: овощи и фрукты;
  4. Развивать зрительное внимание и память.

Муляжи: яблоко, груша, слива, абрикос, персик, апельсин, вишня,

лимон, банан; свекла, картофель, огурец, помидор, тыква, морковь, капуста.

Демонстрационные предметы: корзина, ваза, стеклянный стакан, глиняный кувшин, металлическая кружка, фаянсовая чашка, бумажный стаканчик.

Предметные картинки: девочка, мальчик.

Здравствуй! Собери, пожалуйста, все овощи в корзину, а фрукты в вазу. Говори: «Я кладу яблоко в вазу» и т.д.

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.

На сучках висят шары, покраснели от жары.

Как на нашей грядке выросли загадки, крепкие, зеленые, хороши соленые.

Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.

И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай

немножко: под кустом ( Картошка ).

Посмотри, у нас появились две картинки: девочка и мальчик. Назови их? Маша и Ваня.

Сейчас из наших фруктов приготовим сок для Маши, а из овощей – для Вани.

Говори: «Я приготовлю Маше яблочный сок» и т.д.

Для Маши сок из фруктов: Для Вани — из овощей:

из яблок — яблочный; из моркови — морковный;

из груш — грушевый; из свеклы — свекольный;

из вишен — вишневый; из картофеля — картофельный ;

из слив — сливовый; из помидоров — томатный;

из апельсинов — апельсиновый; из огурцов — огуречный;

из персиков — персиковый; из капусты — капустный;

из абрикосов — абрикосовый . из тыквы — тыквенный .

Повторяй за мной:

Руку правую вперед, Руку левую вперед,
А потом ее назад, А потом ее назад,
И опять ее вперед, И опять ее вперед,
И немножко потрясем. И немножко потрясем.
Мы танцуем Буги-вуги, Мы танцуем Буги-вуги,
Поворачиваясь в круге. Поворачиваясь в круге.
И в ладоши хлопаем вот так: И в ладоши хлопаем вот так:
хлоп, хлоп! хлоп, хлоп!

А теперь напоим Машу соком из стеклянного стакана, а Ваню – из бумажного стаканчика:

«Я напою Машу яблочным соком из стеклянного стакана» и т.д.

«Я напою Ваню свекольным соком из бумажного стаканчика» и т.д.

А сейчас поиграем в игру: «Что изменилось».

Посмотри, что лежит перед тобой (4 предмета), запомнил? Закрой глаза. Открывай, что изменилось? (убрать предмет, добавить, поменять местами).

Итог: Что мы сегодня делали?

Готовили соки из овощей и фруктов, наливали их в посуду, поили соками Машу и Ваню.

Источник

Урок русского языка для 4-го класса «Образование прилагательных»

— познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;

— показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

— расширять лингвистический кругозор учащихся;

— развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.

— формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;

— формировать сознательную дисциплину.

— учебник А. В. Поляковой, 2007 г. 4 кл.;

1) “Имя прилагательное” (дерево-схема);

2) схемы-опоры с рисунками для образования прилаг.: звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый;

— “капли” для поощрения уч-ся.

I. Организационный момент

— С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы.

— Догадайтесь с каким словом (названием месяца) связано чистописание.

Родина этого слова – древний Рим. Оно означает “теплый, солнечный”. Наши предки в древние времена называли этот месяц “цветень” (апрель).

— Запись даты, классной работы.

— Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой А.

— Запишите, продолжив закономерность.

— Прочитайте пословицу, объясните её смысл.

Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

— Сегодня за правильные ответы вы будете получать капельки, количество которых к концу урока покажут уровень вашей работы.

— Спишите. Подчеркните орфограммы.

— Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак)

— Как оно называлось? (Двенадцать месяцев)

III. Словарно-орфографическая работа

— Запишите названия всех двенадцати месяцев в тетрадь.

— Прочитайте орфографически, 1 отвечает.

1. Проверка домашнего задания №4 (с.72, упр.328) – разбор по частям речи и членам предложения (заранее подготовленный ученик).

2. Индивидуальная работа по карточкам (во время проверки д/з).

У доски работают два ученика.

— Просклоняйте: широкие просторы, апрельские деньки.

V. Работа над темой

1. Наблюдение над образованием имен прилагательных (презентация).

— Прочитайте (слайд №1):

ГЛУХО, НОЧНАЯ, ЗАСВЕТЛО, СНОВА, ЗИМНИЙ, АПРЕЛЬСКИЙ

— На какие две группы можно разделить данные слова? Запишите. (По частям речи имена прилагательные и наречия.)

— Сравните прилагательные и наречия по составу слова. (В прилагательных есть основа и окончание, а у наречий только основа.)

— А от какой части речи образовались эти наречия? (От имен прилагательных.)

— А как образуются наречия? (С помощью суффиксов и приставок.)

— Что вы знаете о правописании наречий? (В наречиях с приставкам из-, до- на конце а, с приставками в-, на-, за- пишется о.)

— Сравните способы образования наречий и прилагательных. Выделите основу у прилагательных.

— Как же образованы данные прилагательные? (От основ имен существа тельных: ночь, зима, апрель с помощью суффиксов -н, -ск.) (слайд №2).

Постановка цели урока.

— Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?

(Сегодня на уроке поговорим об образовании имен прилагательных. Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных)

(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”) (слайд №2)

— Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально) (слайд №3)

У: На какой почве выросли имена прилагательные зимний, ночная, апрельский? Какой способ образования мы рассмотрели?

Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса -ск- и -н- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск- и -н-) (слайд №4).

У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?

Д: Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.

У: Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в паре.

На доске схемы с рисунками (слайд №5): Рисунок 2

У детей запись в тетрадях, 2 на пленке:

При проверке используется оверхед проектор.

У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?

Д: Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.

У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?

Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.

У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.

Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.

У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”

(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы) (слайд №6).

У: А теперь прочитайте правило на стр. 74 в учебнике и сравните с нашим выводом.

Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов: -ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).

(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)

VI. Физкультминутка для глаз (мультим. проектор)

1. Образование прилагательных. Стр. 74, упр. 331.

— С помощью какого суффикса образованы прилагательные?

— Чем отличаются основы прилагательных и основы имен существительных? (У прилагательных в основу входит суффикс)

Чем похожи основы? (Корнем)

2. Игра “Предмет — признак”.

— От данных имен существительных образуйте имена прилагательные. Река, вкус, ужас, скука, место, грусть, капуста, кость, радость.

3. Придумайте по 2 имени прил. к каждой схеме:

VIII. Домашнее задание

— Как образуются имена прилагательные? (Ответы уч-ся) (слайд №7).

Индивидуальная работа (работа на карточках для сильных уч-ся).

— Разберите слова по составу.

Июльский, дорожная, речной, футбольного, гористая.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Развитие словообразования прилагательных у младших школьников

РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ермакова Елена Зинатуловна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 546 Красносельского района

Овладение ребенком системой словообразования посвящены исследования многих учёных. Отмечается, что овладение ребенком процессом словообразования представляет собой сложный процесс, включающий, с одной стороны, овладение средствами формального выражения и, с другой стороны, овладение «семантическими сдвигами» в значении исходных слов

Проблема формирования словообразования у младших школьников является особенно актуальной, поскольку овладение словообразованием детьми имеет большое значение для профилактики нарушений письма, для овладения орфографией.

Словообразование – один из творческих компонентов речевой деятельности, заключающийся в такой номинации (назывании) явлений и предметов окружающего, при которой существенные связи и отношения объективной действительности находят свое выражение в отношениях структурных элементов внутри слова.

Словообразование тесто связано с лексикой, как бы примыкает к ней. Словообразовательная система включает прежде всего производные слова, относящиеся к лексическому уровню языка наряду со словами непроизводными.

Формирование словаря ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

В лингвистике отмечается многообразие форм словообразования прилагательных:

1. Префиксальные прилагательные (перетёртый – тёртый).

2. Суффиксальные прилагательные. В этой группе прилагательных мотивирующей основой являются различные части речи: имена существительные (берёза – берёзовый), имена прилагательные (белый – беловатый), глаголы (колоть – колкий), числительные (два –двойной), местоимения (ничей – ничейный), наречия (завтра – завтрашний).

3. Префиксально-суффиксальные прилагательные (бездомный – дом).

4. Флексийные прилагательные (зло – злой).

5. Префиксально-флексийные прилагательные, которые мотивируются только именами существительными.

6. Сложные прилагательные, образующиеся путём сложения слов (железнодорожный). При чистом сложении опорным компонентом является самостоятельное прилагательное. Сложные прилагательные могут состоять из двух, трёх и более компонентов.

Так, образование качественных прилагательных связано с использованием суффиксов: -ист- (пор-ист-ый), -ат- (-чат-) (ус-ат-ый, узор-чат-ый), -(лов-к-ий), -ив-, -чив-, -лив- (лен-ив-ый, разговор-чив-ый, говор-лив-ый), сложного суффикса –тельн- (стара-тельн-ый) и непродуктивных суффиксов –ав- (-яв-) и –ляв- (кудр-яв-ый, трух-ляв-ый), а также –ит- и –овит- (знамен-ит-ый, дар-овит-ый) и некоторых других.

При образовании относительных прилагательных используются суффиксы –н-(сталь-н-ой),льн-, -овн- (краси-льн-ый, дух-овн-ый), -ан (-ян-) (серебр-ян-ый, песч-ан-ый), -онн-, (-енн) (революци-онн-ый, традиции-онн-ый), -ск— и производные –ческ-, -ическ-, -овск-, -инск- (учитель-ск-ий, языковед-ческ-ий) и некоторые другие.

В образовании имен прилагательных распространен префиксальный способ морфологического словообразования. Всего в русском языке 25 префиксов, около 20 из них продуктивны. Специфическая группа приставок используется в словообразовании имён прилагательных. Так, среди приставок, образующих качественные прилагательные, продуктивными являются: пре- (пре-забавный), наи- (наи-кратчайший), раз- (раз-любезный), сверх- (сверх-звуковой), ультра (ультра-фиолетовый) и др.

Относительные прилагательные образуются с приставками на-, над-, под-, за-, при-, вне-, внутри-, анти-, между-, интер,-, но обычно в этих образованиях выступают одновременно и наиболее распространенный суффиксы –н-, -ок_, -ов и вследствие этого способ их образования является смешанным, суффиксально-префиксальным (над-зем-н-ый и т.д.)

Прилагательные с приставками и суффиксами представляют особую словообразовательную модель, в которой префиксы не только вносят особое свойственное им значение, но часто становятся неотъемлемой частью основ.

Чаще всего приставочные образования прилагательных возникают от производящих основ с суффиксами –н-, -ов-, -ск-, с приставкой до-, с близкой с ней по значению приставкой пред-, и противоположной по значению приставкой по-.

Живым продуктивным способом образования имен прилагательных является использование приставок между- и меж-, за-, на-, над-, под— в сочетании с суффиксом –н— (международный).

Продуктивны в образовании прилагательных и приставки пред-, при-, сверх-, противо-, вне-, которым также сопутствуют суффиксы –н-, реже –ск, -ов- (пришкольный ).

Таким образом, словообразование – это особый раздел науки о языке. Оно тесно связано с лексическим и грамматическим строем речи, находит свое выражение в многообразии способов образования различных частей речи, в том числе и прилагательных.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования. Словарь ребенка обогащается за счет образования производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.

По своим словообразовательным возможностям русский язык беспределен, обогащение его словарного состава происходит постоянно. Словообразование – движущая сила современного русского языка, и поэтому во все эпохи отмечалась весомость этого процесса в пополнении словарного состава.

Нарушения словообразование имён прилагательных у младших школьников в силу того, что в речи они появляются очень поздно. Какое-то время прилагательные употребляются детьми вопреки обычным нормам русского языка, а именно – после существительных. Усвоение словоизменения прилагательных происходит на весьма ограниченном количестве слов (около 27 названий признаков предметов). Они обозначают: величину (большой – маленький); цвет (красный, синий, желтый, беленький); вкус (горький – сладкий); температуру (теплый – холодный); вес (тяжелый – легкий); оценку предметов (грязный – чистый, хороший – плохой) и др.

Первоначально усваивается именительный падеж прилагательных, значительно позже косвенные падежи. Очень долго отсутствуют формы косвенных падежей множественного числа прилагательных ввиду нераспространенности этих форм в русском языке. Усвоение рода прилагательных начинается значительно позже, чем усвоение рода глаголов прошедшего времени. Одновременно появляются формы мужского и женского рода прилагательных, которые вначале смешиваются детьми. Согласование прилагательного с существительным устанавливается сначала в мужском и женском роде, значительно позже в среднем.

Позднее усвоение прилагательных объясняется, прежде всего, особенностью их семантики. Для того, чтобы усвоить прилагательное, нужно сначала выделить из целостного образа предмета какой-нибудь признак, что возможно лишь на определенном уровне развития процессов анализа и синтеза. Трудность усвоения прилагательных связана и с формально-языковыми особенностями этой части речи. Большое количество прилагательных являются производными словами.

Таким образом, процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

Обучение словообразованию различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Работа над словообразовательными аффиксами заключается в формировании операций выделения и осознания словообразовательных морфем, морфемного анализа и комбинирования морфем.

Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует от учителя пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, усиления объяснительного аспекта при изучении системы языка. Приведу несколько приемов, предложенных Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, которые использую на своих уроках.

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

Образование притяжательных прилагательных.

  1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ин--ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышкин, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.
  2. Словообразование с использованием суффикса iбез изменения звуковой структуры корня производного слова. Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.
  3. Словообразование с использованием суффикса i и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Образование качественных прилагательных.

  1. Словообразование с использованием суффикса –н-

а) Без чередования. Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, морозный, холодный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов. Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-,

–лив-, -чин-, -оват-, -еват- и др. Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый.

Образование относительных прилагательных.

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ов-,

а) Без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова. Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, рябиновый, осиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевый, перцовый.

2. Словообразование с использованием суффикса –н- .

а) Без чередования в корне производного слова. Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной.

б) С чередованием звуков в корне производного слова. Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.

3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов – н-, -ян-, -ск-, -енн- и др. Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный.

1. Задание «Чьи хвосты?» Образование притяжательных прилагательных.

Хвост коровы. Чей хвост? Коровий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост лошади – лошадиный.

Хвост собаки – собачий.

Хвост козы – козий.

Хвост быка – бычий.

Хвост барана – бараний.

Хвост овцы – овечий.

Хвост зайца – заячий.

Хвост лисы – лисий.

Хвост белки – беличий.

Хвост медведя – медвежий.

Хвост волка – волчий.

Хвост мышки – мышиный.

  1. Упражнение «Что из чего сделано?». Образование относительных прилагательных. Используются карточки с изображением различных предметов.

Например: Стакан из стекла. Какой стакан? — Стеклянный.

Сковорода из чугуна – чугунная.

Ложка из дерева – деревянная.

Нож из металла – металлический.

Ведро из железа – железное.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Платье из шелка – шелковое.

Коробка из картона – картонная.

Шарф из шерсти – шерстяной.

Булка из пшеницы – пшеничная.

Хлеб из ржи — ржаной.

Варенье из вишни – вишневое.

Дорога из песка – песчаная.

Сумка из кожи – кожаная.

Мяч из резины – резиновый мяч.

Шуба из меха – меховая.

Крыша из соломы – соломенная.

Игрушка из пластмассы – пластмассовая.

Шарик из пластилина – пластилиновый.

Труба из кирпича – кирпичная.

Подушка из пуха – пуховая.

Одеяло из ваты — ватное.

Салфетка из бумаги – бумажная.

Сарафан из ситца – ситцевый.

Кувшин из глины – глиняный.

Погреб из камня – каменный.

Шинель из сукна – суконная.

  1. Подобрать слова — «родственники». Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

Подберите родственные слова к следующим словам и выделите (подчеркните) слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое?

Лес – лесок, лесной, лесник.

Гриб – грибок, грибник, грибной.

Вода – водный, водяной, водолаз, наводнение.

Сахар – сахарный, сахарница.

Гора – горка, гористый, горный, пригорок.

Лист – листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.

Дуб — дубок, дубовый.

Еж – ежиха, ежик, ежата, ежовый.

Весна – весенний, веснянка, веснушка.

Боль, большой, больница.

Водить, вода, водный.

Лес, лесной, лестница.

Море, морщины, морской.

Беседа, беседка, соседка.

а) Вспомнить и назвать из каких материалов могут быть сделаны предметы. Учитель показывает стекло (стеклянный стакан):

Это стекло. Этот стакан сделан из стекла. Какой он? – Стеклянный.

Назовите, какие еще предметы вызнаете из стекла. Какие они?

Стеклянная витрина и т.д.

Предлагаются различный материалы: камень, дерево, резина, мех, бумага и др.

б) Из чего сделаны все эти вкусные продукты?

Эти конфеты из шоколада. Какие они? – Шоколадные.

Конфеты из орехов – ореховые.

Варенье из вишни — вишневое.

Мармелад из яблок – яблочный.

Морс из клюквы – клюквенный.

Джем из малины – малиновый.

Суп из грибов – грибной.

а) Игра «Путаница». Используются картинки, где заменена одна часть тела. Например: «У меня лошадь, а хвост медвежий. Мне нужен лошадиный хвост» или «У меня лиса, а уши заячьи. Мне нужны лисьи уши». и т.д.

б) Игра «Кто где живет?» Используются картинки с изображением жилища животных: дупло, нора, берлога, гнездо.

Например: « Это дупло. В нем живет белка. Это беличье дупло».

1.Образование прилагательных от наречий.

2.Образование относительных прилагательных от существительных.

а) дерево – деревянный

б) Составить с этими словами предложения.

Например: «У мальчика на плече висит кожаная сумка».

3.Образование относительных прилагательных от существительных.

а) осень – осенний

б) Найди ошибку. Написать предложения, заменив существительное прилагательным.

Дует теплый (весна) ветер.

У причала стоит маленький (река ) трамвай.

Наступил первый (зима) день.

Папа купил сыну (воздух) шарик.

В саду собрали (богатство) урожай.

4. Образование сравнительной степени качественных прилагательных.

а) сильный – сильнее

б) Закончить предложения с этими прилагательными

Вова сильный, а его брат еще сильнее.

Машина едет быстро, а …

Весной погода теплая, а…

Земляника красная, а…

Пирог вкусный, а…

Лента длинная, а …

5.Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

а) белый – беленький

б) Дополнить предложения нужным по смыслу словом.

Заяц белый, а зайчонок …

Платок синий, а шарфик…

Береза тонкая, а березка…

Дом низкий, а избушка…

Таким образом, система работы по формированию словообразования должна быть связана с развитием лексики, грамматического строя речи. В процессе работы над словообразованием прилагательных важно учитывать поэтапность формирования словообразовательных процессов, постепенное усложнение словообразовательных моделей – типов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банишева Г.М. Суффиксальные и сложносуффиксальные образования имен прилагательных с деривативным морфом – н (ый) в современном русском языке (н материале словарей): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филологич. наук. / Г.М. Банишева. – Новосибирск, 1970.
  2. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. / А.В. Бондарко. – Л., 1976.
  3. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). / В.В. Виноградов. – М., 1986.
  4. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
  5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М., 1956.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М., 1961.
  7. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. / Е.Л. Гинзбург – М., 1979.
  8. Детская речь. Хрестоматия. Часть 1. – С. – Пб., 1994.
  9. Житенёва Л.И. Словообразование и состав слова. / Л.И. Житенёва. – Л., 1973.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1973.
  11. Захарова А.В. Отглагольные прилагательные в детской речи (модели словообразования и особенности употребления) / А.В. Захарова // Актуальные проблемы лексикологии. – Новосибирск, 1972.
  12. Земская Е.А. Как делаются слова. / Е.А. Земская. – М., 1963.
  13. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. / Е.А. Земская. – М., 1973.
  14. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. / Е.С. Кубрякова. – М., 1974.
  15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова – С.–Пб., 1999.
  16. Левковская К.А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения материала. / К.А. Левковская – М., 2005.
  17. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. / В.В. Лопатин – М., 1977.
  18. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей. / В.И. Лубовский. – М., 1978.
  19. Лурия А.Р. Язык и сознание. / А.Р. Лурия. – М.,1998.
  20. Немченко В.Н. Словообразовательная структура имен прилагательных в современном русском языке. / В.Н. Немченко. – Горький, 1973.
  21. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. / В.Н. Немченко. – Н. Новгород, 1994.
  22. Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. / Л.В. Сахарный. – Л., 1985.
  23. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. / Н.. Серебрякова – С.-Пб., 2009.
  24. Сохин Ф.А. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахнарович // Психолингвистические исследования (речевой развитие и обучение языку). – М., 1978.
  25. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация./ И.С. Улуханов – М., 1996.
  26. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. – М., 1970.
  27. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. Наук в форме научного доклада. / Т.Б. Филичева. – М., 2000.
  28. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. / С.Н. Цейтлин. – М., 2008
  29. Черемисина М.И. Особенности образования суффиксальных прилагательных в детской речи // Фонетика и морфология языков России. / М.И. Черемисина, А.В. Захарова. – Новосибирск, 1972.
  30. Чуковский К.И. От двух до пяти. / К.И. Чуковский. – М., 1990.
  31. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка./Н.М. Шанский – М., 1964.
  32. Шахнарович А.М. Семантические аспекты психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования / А.М. Шахнарович // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 1983.
  33. Энциклопедия. Русский язык. – М., 1979.

Источник

Читайте также:  английский язык слова исключения существительные множественное число

Образование прилагательных от существительного для детей



Образование прилагательных от существительного для детей

в клетку. (влетает),

из клетки. (вылетает),

через дорогу. (переходит),

от дерева. (отходит),

к дому. (подъезжает),

в стакан. (наливает),

из стакана. (выливает),

на дерево. (влезает),

с дерева. (слезает).

5. Найти общую часть в словах (по картинкам).

Подходит — подбегает; подходит — уходит

Формирование словообразования прилагательных

С учетом семантики, частотности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в следующей последовательности.

A. Образование притяжательных прилагательных

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.

2. Словообразование с использованием суффикса -/- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

3. Словообразование с помощью суффикса -/- и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Б. Образование качественных прилагательных

1. Словообразование с использованием суффикса -н-.

а) Без чередования.

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов.

Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, -лив-, чин-, -оват-, евати др.

Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый и т. д.

Источник

Урок русского языка для 4-го класса «Образование прилагательных»

— познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;

— показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

— расширять лингвистический кругозор учащихся;

— развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.

— формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;

— формировать сознательную дисциплину.

— учебник А. В. Поляковой, 2007 г. 4 кл.;

1) “Имя прилагательное” (дерево-схема);

2) схемы-опоры с рисунками для образования прилаг.: звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый;

— “капли” для поощрения уч-ся.

I. Организационный момент

— С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы.

— Догадайтесь с каким словом (названием месяца) связано чистописание.

Родина этого слова – древний Рим. Оно означает “теплый, солнечный”. Наши предки в древние времена называли этот месяц “цветень” (апрель).

— Запись даты, классной работы.

— Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой А.

— Запишите, продолжив закономерность.

— Прочитайте пословицу, объясните её смысл.

Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

— Сегодня за правильные ответы вы будете получать капельки, количество которых к концу урока покажут уровень вашей работы.

— Спишите. Подчеркните орфограммы.

— Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак)

— Как оно называлось? (Двенадцать месяцев)

III. Словарно-орфографическая работа

— Запишите названия всех двенадцати месяцев в тетрадь.

— Прочитайте орфографически, 1 отвечает.

1. Проверка домашнего задания №4 (с.72, упр.328) – разбор по частям речи и членам предложения (заранее подготовленный ученик).

2. Индивидуальная работа по карточкам (во время проверки д/з).

У доски работают два ученика.

— Просклоняйте: широкие просторы, апрельские деньки.

V. Работа над темой

1. Наблюдение над образованием имен прилагательных (презентация).

— Прочитайте (слайд №1):

ГЛУХО, НОЧНАЯ, ЗАСВЕТЛО, СНОВА, ЗИМНИЙ, АПРЕЛЬСКИЙ

— На какие две группы можно разделить данные слова? Запишите. (По частям речи имена прилагательные и наречия.)

— Сравните прилагательные и наречия по составу слова. (В прилагательных есть основа и окончание, а у наречий только основа.)

— А от какой части речи образовались эти наречия? (От имен прилагательных.)

— А как образуются наречия? (С помощью суффиксов и приставок.)

Читайте также:  глагол существительное с производным предлогом

— Что вы знаете о правописании наречий? (В наречиях с приставкам из-, до- на конце а, с приставками в-, на-, за- пишется о.)

— Сравните способы образования наречий и прилагательных. Выделите основу у прилагательных.

— Как же образованы данные прилагательные? (От основ имен существа тельных: ночь, зима, апрель с помощью суффиксов -н, -ск.) (слайд №2).

Постановка цели урока.

— Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?

(Сегодня на уроке поговорим об образовании имен прилагательных. Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных)

(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”) (слайд №2)

— Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально) (слайд №3)

У: На какой почве выросли имена прилагательные зимний, ночная, апрельский? Какой способ образования мы рассмотрели?

Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса -ск- и -н- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск- и -н-) (слайд №4).

У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?

Д: Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.

У: Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в паре.

На доске схемы с рисунками (слайд №5): Рисунок 2

У детей запись в тетрадях, 2 на пленке:

При проверке используется оверхед проектор.

У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?

Д: Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.

У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?

Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.

У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.

Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.

У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”

(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы) (слайд №6).

У: А теперь прочитайте правило на стр. 74 в учебнике и сравните с нашим выводом.

Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов: -ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).

(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)

VI. Физкультминутка для глаз (мультим. проектор)

1. Образование прилагательных. Стр. 74, упр. 331.

— С помощью какого суффикса образованы прилагательные?

— Чем отличаются основы прилагательных и основы имен существительных? (У прилагательных в основу входит суффикс)

Чем похожи основы? (Корнем)

2. Игра “Предмет — признак”.

— От данных имен существительных образуйте имена прилагательные. Река, вкус, ужас, скука, место, грусть, капуста, кость, радость.

3. Придумайте по 2 имени прил. к каждой схеме:

VIII. Домашнее задание

— Как образуются имена прилагательные? (Ответы уч-ся) (слайд №7).

Индивидуальная работа (работа на карточках для сильных уч-ся).

— Разберите слова по составу.

Июльский, дорожная, речной, футбольного, гористая.

Источник

конспект занятия по развитию грамматического строя речи тема: «Образование относительных прилагательных от имён существительных»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тема: Образование относительных прилагательных от имён существительных.

Цель: Развитие речи ребёнка, обогащение обиходного словаря относительными прилагательными.

Задачи: 1. Учить образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные от существительных, обозначающих овощи, фрукты;

2. Автоматизировать согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже в речи;

Читайте также:  существительные и прилагательные с теле

3. Обогатить и активизировать предметный словарь по тема: овощи, фрукты;

4. Развивать зрительное внимание, память.

Скачать:

Вложение Размер
конспект занятия по развитию грамматического строя речи тема «Образование относительных прилагательных от имён существительных» 40 КБ

Предварительный просмотр:

по развитию грамматического строя речи

Тема: « Образование относительных прилагательных

от имен существительных.»

Терновская Светлана Юрьевна

Тема: Образование относительных прилагательных от имен существительных.

Развитие речи ребенка, обогащение атрибутивного словаря относительными прилагательными.

  1. Учить образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные от существительных, обозначающих овощи, фрукты;
  2. Автоматизировать согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже в речи;
  3. Обогатить и активизировать предметный словарь по теме: овощи и фрукты;
  4. Развивать зрительное внимание и память.

Муляжи: яблоко, груша, слива, абрикос, персик, апельсин, вишня,

лимон, банан; свекла, картофель, огурец, помидор, тыква, морковь, капуста.

Демонстрационные предметы: корзина, ваза, стеклянный стакан, глиняный кувшин, металлическая кружка, фаянсовая чашка, бумажный стаканчик.

Предметные картинки: девочка, мальчик.

Здравствуй! Собери, пожалуйста, все овощи в корзину, а фрукты в вазу. Говори: «Я кладу яблоко в вазу» и т.д.

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.

На сучках висят шары, покраснели от жары.

Как на нашей грядке выросли загадки, крепкие, зеленые, хороши соленые.

Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.

И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай

немножко: под кустом ( Картошка ).

Посмотри, у нас появились две картинки: девочка и мальчик. Назови их? Маша и Ваня.

Сейчас из наших фруктов приготовим сок для Маши, а из овощей – для Вани.

Говори: «Я приготовлю Маше яблочный сок» и т.д.

Для Маши сок из фруктов: Для Вани — из овощей:

из яблок — яблочный; из моркови — морковный;

из груш — грушевый; из свеклы — свекольный;

из вишен — вишневый; из картофеля — картофельный ;

из слив — сливовый; из помидоров — томатный;

из апельсинов — апельсиновый; из огурцов — огуречный;

из персиков — персиковый; из капусты — капустный;

из абрикосов — абрикосовый . из тыквы — тыквенный .

Повторяй за мной:

Руку правую вперед, Руку левую вперед,
А потом ее назад, А потом ее назад,
И опять ее вперед, И опять ее вперед,
И немножко потрясем. И немножко потрясем.
Мы танцуем Буги-вуги, Мы танцуем Буги-вуги,
Поворачиваясь в круге. Поворачиваясь в круге.
И в ладоши хлопаем вот так: И в ладоши хлопаем вот так:
хлоп, хлоп! хлоп, хлоп!

А теперь напоим Машу соком из стеклянного стакана, а Ваню – из бумажного стаканчика:

«Я напою Машу яблочным соком из стеклянного стакана» и т.д.

«Я напою Ваню свекольным соком из бумажного стаканчика» и т.д.

А сейчас поиграем в игру: «Что изменилось».

Посмотри, что лежит перед тобой (4 предмета), запомнил? Закрой глаза. Открывай, что изменилось? (убрать предмет, добавить, поменять местами).

Итог: Что мы сегодня делали?

Готовили соки из овощей и фруктов, наливали их в посуду, поили соками Машу и Ваню.

Источник

Игры для развития навыка образования относительных прилагательных

Дина Фомина
Игры для развития навыка образования относительных прилагательных

Цели: Формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных. Учить изменению образованных прилагательных по родам.

1. Игра «Что из чего сделано?»

Лексический материал: деревянный, стеклянных, фарфоровая, пластмассовый, бумажный, резиновый, золотой, серебряный, железный, кирпичный, глиняный, песочный, каменный, стальной, мраморный,

меховой, шерстяной, кожаный, хлопковый, бархатный, ватный, соломенный, шелковый, хрустальный.

Ход игры: просим ребенка сказать по образцу, каким будет предмет, сделанный из заданного материала.

-Теремок сделан из дерева — он деревянный.

-Машина из пластмассы — она….

-Мяч из резины — он…

-Цветок из бумаги – он….

-Стакан из стекла — … и т. п.

2. Игра «Варенье Карлсона»

Фруктовый (сок/компот, варенье, пирожки, каша): апельсиновый, банановый, грушевый, яблочный, ананасовый, лимонный, персиковый, абрикосовый, гранатовый, сливовый.

Ягодный (сок/компот, варенье, пирожки, каша): Клубничный, вишневый, виноградный, малиновый, смородиновый, арбузный, черничный, клюквенный.

Овощной (сок, суп, пирожки, каша): морковный, томатный, свекольный, огуречный, тыквенный, кабачковые, капустные.

Другое: кокосовый, ореховый.

Ход игры: назвать по образцу, каким будет сок/варенье/каша из заданной ягоды.

— Варенье из малины – малиновое.

— Сок из апельсина – апельсиновый.

— Каша из фруктов – фруктовая и т. п.

3. Игра «Машина каша»

Лексический материал: Гречневая, манная, ячневая, перловая, пшеничная, рисовая, гороховая, рыбная, грибная, сырная и т. п.

Ход игры: назвать по образцу, какой будет каша из заданной крупы или продукта.

4. С какого дерева листочек?

Лексический материал: дубовый, кленовый, березовый, тополиный, еловый, сосновый.

Ход игры: назвать по образцу, какой листик/иголку возьмет с каждого дерева.

Пример: Какой лист возьмем с березы? – березовый лист.

5. Игра «Рецепт для повара»

Задание: Назвать по образцу, какое блюдо (котлеты, варенье, сок, конфету, суп, кашу) можно сделать из заданного продукта (фрукты, овощи, крупы, продукты питания).

Пример: «Тыква. Можно приготовить тыквенную кашу. Яблоко. Можно сделать яблочный сок. Клубника. Можно испечь клубничные пирожки».

Словарь глаголов: приготовить, испечь, пожарить, сварить, выжать.

6. Игра «Чего не стало?»

Выкладываются картинки с соками. Правильно подбираются относительные прилагательные. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети должны догадаться, чего не стало. (Не стало яблочного сока. Нет апельсинового сока и т. д.)

Беседа «История образования и развития города Грязи» «История образования и развития города Грязи. » Воспитатель: Татьянина. Н. В. — Дети, как называется наша страна? (Россия). — А какой главный.

Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово» Дидактическая игра «Разбери слово». Для детей 5-7лет. Цели: • Развивать фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза звукового.

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая.

Создание благоприятных условий для развития детей посредством дополнительного образования «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский/ По данным различных исследователей в настоящее время.

Игры на развитие навыка звукового анализа Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте: -выделение (узнавание).

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры) Дидактические игры, задания и упражнения, используемые для формирования лексико-грамматических категорий имен прилагательных у детей с ОНР.

Социальное партнерство как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Социальное партнерство, как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Один из аспектов воспитания детей — это право ребенка на.

Источник