Меню

Образование прилагательных от существительных и глаголов 2 класс



Образование имен прилагательных
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Конспект для занятий по теме «Образование имен прилагательных» во 2 -ом классе

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_imen_prilagatelnyh.docx 18.01 КБ

Предварительный просмотр:

логопедического занятия с детьми 2-го класса

школьного общеобразовательного учреждения

Тема: “Образование имён прилагательных от имён существительных”

Тема занятия: “Образование имён прилагательных от имён существительных”

Цель: Учить образовывать имена прилагательные (качественные, относительные, притяжательные) от имен существительных.

Задачи: 1. Речевые задачи:

— учить отличать имена прилагательные от других частей речи;

— учить образовывать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные от имен существительных;

— выделять родовые окончания у вновь образованных имен прилагательных;

— определять, от какого существительного образовано данное имя прилагательное;

— подбирать существительные к бизким по значению прилагательным.

2. Познавательные задачи:

— закреплять и расширять словарный запас.

3. Развивающие задачи:

— развивать зрительную память;

— развивать аналитико-синтетическую деятельность;

Рабочие тетради; раздаточные карточки с неполным текстом; картинка с изображением дерева; раздаточные предметные картинки с изображением ягод и фруктов; картинки с изображением пирога, сока, конфет, банки варенья; сюжетная картинка “Семья уезжает на дачу” набор пердметных картинок к ней (рюкзак, сумка, удочка, корзина, игрушка, велосипед).

морозный день, грязные ботинки, ленивый кот, интересная книга, вкусное печенье, дождливый день, червивое яблоко и др.

лесной, речной, умный, светлый, длинный, пушистый, добрый, трудный, воздушный, соломенный, деревянная, металлические, стеклянная, кожанные, меховая и др.

  • имена существительные и глаголы:

солома, плавать, металл, оазбить, стекло, банка, туфли, ходить, кожа, дарить, шапка, мех, лес, ветка, бревно, семена и др.

I. Организационный момент.

Логопед рассаживает детей по местам, готовит к занятию, настраивает на активную работу.

II. Повторение пройденного материала.

Логопед задает детям следующие вопросы:

  • Какие части речи вы знаете?
  • Что обозначает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?
  • На какие вопросы отвечает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?

III. Сообщение темы урока.

Логопед сообщает детям тему сегодняшнего урока: “Сегодня мы будем учиться образовывать имена прилагательные от имен существительных”.

IV. Изучение нового материала.

Игра “Назови правильно”.

А) Логопед дает детям следующие задание: “Послушайте вопрос и постарайтесь на него ответить. Для этого вам потребуется придумать новое слово”.

На улице мороз. Значит, день какой? (Морозный).

На ботинках грязь. Значит, ботинки какие? (Грязные).

Коту лень ловит мышей. Значит, кот какой?(Ленивый).

Эта книга вызывает интерес. Значит, книга какая? (Интересная).

У печенья приятный вкус. Значит, печенье какое? (Вкусное).

Весь день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый).

В яблоке червяк. Значит, яблоко какое? (Червивое).

Б) Логопед задает детям следующие вопросы:

— От какого слова образовалось слово морозный? грязный?ленивый? И т.д.

— На какой вопрос отвечают эти слова: мороз? грязь? лень? И т.д.

— Что они обозначают? (предмет)

— Какой частью речи являются эти слова? (именами существительными).

— На какой вопрос отвечают вновь образованные слова? Что они обозначают? (признак прдмета).

— Какой частью речи являются эти слова? (именами прилагательными.

В) Логопед подводит итог проделанной работы: “Таким образом, мы учились образовывать имена прилагательные от мне существительных”.

V. Работа над изученной темой.

1. Игра “Наоборот”.

Логопед дает детям задание: “А сейчас попробуйте определить, от каких существительных образовались следующие прилагательные”.

Лесной, речной, светлый, длинный, пушистый, добрый, трудный, воздушный.

2. Игра “Слушай внимательно”.

А) Логопед дает детям следующее задание: “Я буду называть разные слова. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите имя прилагательное. Напомните нам еще раз, что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы оно отвечает?” (Дети повторят).

Солома, соломенный, плавать, деревянная, металл, металлические, разбить, стеклянная, стекло, банка, туфли, ходить, кожа, кожаные, дарить, шапка, мех, меховая.

Б) Работа над лексикой.

Логопед просит детей объяснить, что обозначаю некоторые прилагательные. Например: “Что обозначает слово: деревянный? ” (сделанный из дерева); “ стеклянный?” (сделанный из стекла); “металлический?” и т.д.

В) Подбор словосочетаний.

Логопед дает детям следующее задание: “Подберите к этим прилагательным несколько существительных”:

деревянный — дом, стол, сундук;

стеклянная — посуда, дверь, ваза и т.д.

(Придуманные примеры записываются на доске и в тетрадях).

3. Игра “Придумай слово”.

На доске написаны слова: лес, ветка, бревно, семена. Логопед показыает картинку с изображением сосны (березы, дуба, ели) и задает детям следующие вопросы:

— Как называется это дерево?

— Какие прилагательные можно образовать от этого существительного? (сосновый, сосновая, сосновое, сосновые).

— Попробуйте составить словосочетания с прилагательными, образованным от названия этого дерева, и записанными на доске словами. Запишите их в тетрадях и выделите окончания у имен прилагательных.

(один из учеников выполняет это задание у доски).

4. Игра “Лакомства”.

Логопед дает детям следующую инструкцию: “У вас на партах лежат картинки с изображением разных фруков или ягод. Вы должны будете образовать от названия вашей картинки имена прилагательные и записать в тетради словосочетания со следующими словами” (слова написаны на доске):

. начинка (рядом помещаем картинку с изображением пирога),

. сок (рядом помещаем картинку с изображением коробочки сока),

. варенье (рядом помещаем картинку с изображением банки варенья),

. конфеты (рядом помещаем картинку с изображением конфет).

После чтения детьми составленных словосочетаний проводим работу по выделению в образованных именах прилагательных окончаний.

5. Игра “Чей предмет?”

А) Логопед показывает детям сюжетную картинку с изображением семьи, отъезжающей на дачу ( У папы — рюкзак, у дедушки — удочка, у мамы — сумка, у бабушки корзинка, у девочки — игрушка, у мальчика — велосипед.) и просит детей запомнить, что на ней изображено.

6. Работа с текстом.

Логопед раздает детям карточки и просит восполнить недостающие слова в тексте, заменяя указанные существительные на необходимые прилагательные илт просто подбирая необходимые прилагательные.

Случалось ли вам когда-нибудь оказаться в лесу (тепло). теплым (осень) . осенним деньком? (Золото). золотые купола деревьев стряхивают (сладость) . сладким запахом осени. (Пух) . пушистая белочка собирает в дупле (лес) . лесные орешки. Под (старость) . старым дубом затаился (уши) . ушастый заяц. (Забота) . заботливый ежик спешит к своему (колючки) . колючему семейству с найдеными грибами. (Лес) . лесные обитатели спешно готовятся к (зима) . зимней поре.

7. Игра “Чей предмет?” (Продолжение).

Б) Логопед возвращается к работе с сюжетной картинкой и показывает изображение или просто называет предмет, а дети должны вспомнить, у кого был этот предмет, и сказать, чей он?

(например: Сумка была у мамы — это мамина сумка).

VI. Подвидение итогов.

Логопед подводит итоги занятия и просит детей ответить на следующие вопросы:

— С каками частями речи мы сегодня работали?

— Что обозначают эти части речи? На какие вопросы они отвечают?

— Какие части речи мы с вами учились образовывать?

— От какой части речи можно образовать прилагательное?

Источник

Логопедическое занятие «Образование качественных прилагательных суффиксальным способом»

Разделы: Логопедия

Цель: формирование умений и навыков суффиксального образования качественных имён прилагательных.

  • обогащать и развивать словарный запас учащихся, как путём накопления новых слов, так и за счёт умения пользоваться суффиксальными способами словообразования;
  • развивать способности проводить разбор слов по составу;
  • учить выделять суффиксы в словах и соотносить их со значением;
  • воспитывать внимание к языковым явлениям речи;
  • расширение и закрепление связей слов с другими словами;

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я думаю, что вы все настроились и с хорошим настроением мы можем начать наше занятие.

2. Введение в тему

– Ребята, обратите внимание на схему на доске.

– О чём нам говорит эта схема? (Мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.)

– Верно, а что это будут за слова, вы узнаете сегодня на занятии.

3. Сообщение новой темы

– Прочитайте слова на карточках (мороз, морозный, холод, холодный, грязь, грязный).

– Разделите слова на две группы с одинаковым количеством слов (совместное выполнение задания, дети называют, логопед раскладывает карточки)

1 группа

Мороз
Холод
Грязь

2 группа

морозный
холодный
грязный

– Почему так разделили слова?

Анализ проделанной работы, выясняется, по какому принципу так разложили на группы. (1гр. – имена существительные, 2 гр. – имена прилагательные)

– Правильно. А теперь сравните пары слов мороз-морозный, как называются эти слова? (Это однокоренные слова.)

– Докажите. (Дети выделяют корень слов, анализируя пары слов)

– С помощью, какой части слова образовались новые слова? (при помощью суффикса -н-).Выделим суффикс в словах.

– Какой частью речи являются слова, образованные при помощи суффикса -н- (имена прилагательные)

– Теперь самостоятельно попробуйте от имён существительных при помощи суффикса -н- образовать имена прилагательные:

Интерес, вкус, честь, каприз (интересный, вкусный, честный, капризный)

Проверка задания, выделение корня и суффикса.

– Давайте сделаем вывод: какие слова мы учимся образовывать при помощи суффиксов? (Мы от имён существительных при помощи суффиксов образуем имена прилагательные).

5. Задание на составление слов

На доске карточки со слогами:

– Слова рассыпались, собери их и запиши:

– Какие слова вы получили? (чудесный, крикливый, червивый)

– От каких слов образовались слова (чудеса, крик, червь)

– Появились новые суффиксы -лив-, -ив-. Объясните, кого называют крикливым? (называют того, кто издаёт громкий крик, н-р птица)

– Что может быть червивым? (яблоко, в нём находится червь)

6. Задания на закрепление нового материала

– Я хочу попросить мне помочь. Нужно из данных слов образовать имена прилагательные, используя знакомые нам суффиксы. Распределить новые слова по группам в соответствии использованных суффиксов и запишите в тетрадь:

Дождь, правда, смех, трус, лень, скука.

-лив- -ив- -н-

Проверка выполненного задания.

– Что вызывало трудности? (Образование прилагательных от слов смех, скука)

– Обратите внимание, что во время образования прилагательных в корне слова происходит чередование букв смех – смешной, скука – скучный.

– Давайте попробуем составить словосочетания с образованными прилагательными:

– Запишите в тетради словосочетания.

7. Работа по редактированию предложений

Детям выдаются карточки с заданием.

От (холод) воды мёрзли руки. По телевизору показывали (скука) фильм.
(Трус) зайчишка дрожал под кустом. (Говор) ручей бежал по дну оврага. Сегодня у Миши было (грусть) настроение.

– Подумайте и скажите: какое задание надо выполнить? (От слов в скобках образовать имена прилагательные, раскрыть скобки, согласовывая слова)

Проверка выполненной работы. Запись в тетрадь любых трёх предложений.

– Чему научились на занятии?
– С какими новыми суффиксами познакомились?
– Назовите имена прилагательные, которые образовались при помощи этих суффиксов.

Источник

Словообразование прилагательных: основные способы

Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.

Какие есть способы образования прилагательных

Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:

  1. Аффиксальным;
  2. Неаффиксальным;
  3. Смешанным.

Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.

Аффиксальный способ

Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.

Виды аффиксов

В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:

  1. суффиксальный;
  2. приставочный;
  3. приставочно-суффиксальный.

Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:

  • -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
  • -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
  • -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
  • -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
  • -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.

Примеры суффиксального способа

Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.

Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:

  • отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
  • пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
  • степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
  • указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).

Приставочно-суффиксальный способ образования прилагательных

Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:

  • победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
  • море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.

Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:

  • добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
  • во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
  • в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.

Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:

  • в мужском роде между твердым согласным (исключение — буква «Ж») и «К» появляется беглая -о-: крепкий — крепок, падкий — падок, мягкий — мягок;
  • в мужском роде между мягким шипящим согласным и «К» появляется беглая -е-: тяжкий — тяжек, нежный — нежен, горький — горек;
  • в мужском роде перед «Н» возникает беглая -е-: славный — славен, шумный — шумен, красный — красен.

Беглая буква не имеет места перед «Р» и «Л», кроме нескольких слов-исключений качественного характера: светел, хитер, кисел, остер, тепел.

Прилагательные, не имеющие кратких форм

У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:

  • если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
  • если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.

Неаффиксальный способ

Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:

  • ума + лишенный — умалишенный;
  • кофе + варочный — кофеварочный;
  • мало + понятный — малопонятный;
  • выше + указанный — вышеуказанный.

В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.

Смешанный способ

Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:

  • звук + буква — звук-о-букв-енн-ый;
  • вода + сток — вод-о-сточ-н-ый;
  • цельный + металл — цельн-о-металл-ическ-ий;
  • яркий + красный — ярк-о-крас-н-ый;
  • цельный + зерно — цельн-о-зерн-ов-ой.

Варианты смешанного способа

Не стоит путать методы сращения и сложения. В первом случае соединяемые слова не меняются, а соединяются в своем первоначальном виде. Например, в слове «кофеварочный» стык двух слов не содержит каких-либо аффиксов, слово «кофе» сохраняется. А в слове «водостойкий» изначальное слово «вода» обретает суффикс -о-, который меняет его на «водо» + «стойкий».

Источник

Читайте также:  Вспоминать глагол в будущем времени

образование прилагательных от существительных и глаголов 2 класс



Образование имен прилагательных
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Конспект для занятий по теме «Образование имен прилагательных» во 2 -ом классе

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_imen_prilagatelnyh.docx 18.01 КБ

Предварительный просмотр:

логопедического занятия с детьми 2-го класса

школьного общеобразовательного учреждения

Тема: “Образование имён прилагательных от имён существительных”

Тема занятия: “Образование имён прилагательных от имён существительных”

Цель: Учить образовывать имена прилагательные (качественные, относительные, притяжательные) от имен существительных.

Задачи: 1. Речевые задачи:

— учить отличать имена прилагательные от других частей речи;

— учить образовывать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные от имен существительных;

— выделять родовые окончания у вновь образованных имен прилагательных;

— определять, от какого существительного образовано данное имя прилагательное;

— подбирать существительные к бизким по значению прилагательным.

2. Познавательные задачи:

— закреплять и расширять словарный запас.

3. Развивающие задачи:

— развивать зрительную память;

— развивать аналитико-синтетическую деятельность;

Рабочие тетради; раздаточные карточки с неполным текстом; картинка с изображением дерева; раздаточные предметные картинки с изображением ягод и фруктов; картинки с изображением пирога, сока, конфет, банки варенья; сюжетная картинка “Семья уезжает на дачу” набор пердметных картинок к ней (рюкзак, сумка, удочка, корзина, игрушка, велосипед).

морозный день, грязные ботинки, ленивый кот, интересная книга, вкусное печенье, дождливый день, червивое яблоко и др.

лесной, речной, умный, светлый, длинный, пушистый, добрый, трудный, воздушный, соломенный, деревянная, металлические, стеклянная, кожанные, меховая и др.

  • имена существительные и глаголы:

солома, плавать, металл, оазбить, стекло, банка, туфли, ходить, кожа, дарить, шапка, мех, лес, ветка, бревно, семена и др.

I. Организационный момент.

Логопед рассаживает детей по местам, готовит к занятию, настраивает на активную работу.

II. Повторение пройденного материала.

Логопед задает детям следующие вопросы:

  • Какие части речи вы знаете?
  • Что обозначает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?
  • На какие вопросы отвечает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?

III. Сообщение темы урока.

Логопед сообщает детям тему сегодняшнего урока: “Сегодня мы будем учиться образовывать имена прилагательные от имен существительных”.

IV. Изучение нового материала.

Игра “Назови правильно”.

А) Логопед дает детям следующие задание: “Послушайте вопрос и постарайтесь на него ответить. Для этого вам потребуется придумать новое слово”.

На улице мороз. Значит, день какой? (Морозный).

На ботинках грязь. Значит, ботинки какие? (Грязные).

Коту лень ловит мышей. Значит, кот какой?(Ленивый).

Эта книга вызывает интерес. Значит, книга какая? (Интересная).

У печенья приятный вкус. Значит, печенье какое? (Вкусное).

Весь день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый).

В яблоке червяк. Значит, яблоко какое? (Червивое).

Б) Логопед задает детям следующие вопросы:

— От какого слова образовалось слово морозный? грязный?ленивый? И т.д.

— На какой вопрос отвечают эти слова: мороз? грязь? лень? И т.д.

— Что они обозначают? (предмет)

— Какой частью речи являются эти слова? (именами существительными).

— На какой вопрос отвечают вновь образованные слова? Что они обозначают? (признак прдмета).

— Какой частью речи являются эти слова? (именами прилагательными.

В) Логопед подводит итог проделанной работы: “Таким образом, мы учились образовывать имена прилагательные от мне существительных”.

V. Работа над изученной темой.

1. Игра “Наоборот”.

Логопед дает детям задание: “А сейчас попробуйте определить, от каких существительных образовались следующие прилагательные”.

Лесной, речной, светлый, длинный, пушистый, добрый, трудный, воздушный.

2. Игра “Слушай внимательно”.

А) Логопед дает детям следующее задание: “Я буду называть разные слова. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите имя прилагательное. Напомните нам еще раз, что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы оно отвечает?” (Дети повторят).

Солома, соломенный, плавать, деревянная, металл, металлические, разбить, стеклянная, стекло, банка, туфли, ходить, кожа, кожаные, дарить, шапка, мех, меховая.

Б) Работа над лексикой.

Логопед просит детей объяснить, что обозначаю некоторые прилагательные. Например: “Что обозначает слово: деревянный? ” (сделанный из дерева); “ стеклянный?” (сделанный из стекла); “металлический?” и т.д.

В) Подбор словосочетаний.

Логопед дает детям следующее задание: “Подберите к этим прилагательным несколько существительных”:

деревянный — дом, стол, сундук;

стеклянная — посуда, дверь, ваза и т.д.

(Придуманные примеры записываются на доске и в тетрадях).

3. Игра “Придумай слово”.

На доске написаны слова: лес, ветка, бревно, семена. Логопед показыает картинку с изображением сосны (березы, дуба, ели) и задает детям следующие вопросы:

— Как называется это дерево?

— Какие прилагательные можно образовать от этого существительного? (сосновый, сосновая, сосновое, сосновые).

— Попробуйте составить словосочетания с прилагательными, образованным от названия этого дерева, и записанными на доске словами. Запишите их в тетрадях и выделите окончания у имен прилагательных.

(один из учеников выполняет это задание у доски).

4. Игра “Лакомства”.

Логопед дает детям следующую инструкцию: “У вас на партах лежат картинки с изображением разных фруков или ягод. Вы должны будете образовать от названия вашей картинки имена прилагательные и записать в тетради словосочетания со следующими словами” (слова написаны на доске):

. начинка (рядом помещаем картинку с изображением пирога),

. сок (рядом помещаем картинку с изображением коробочки сока),

. варенье (рядом помещаем картинку с изображением банки варенья),

. конфеты (рядом помещаем картинку с изображением конфет).

После чтения детьми составленных словосочетаний проводим работу по выделению в образованных именах прилагательных окончаний.

5. Игра “Чей предмет?”

А) Логопед показывает детям сюжетную картинку с изображением семьи, отъезжающей на дачу ( У папы — рюкзак, у дедушки — удочка, у мамы — сумка, у бабушки корзинка, у девочки — игрушка, у мальчика — велосипед.) и просит детей запомнить, что на ней изображено.

6. Работа с текстом.

Логопед раздает детям карточки и просит восполнить недостающие слова в тексте, заменяя указанные существительные на необходимые прилагательные илт просто подбирая необходимые прилагательные.

Случалось ли вам когда-нибудь оказаться в лесу (тепло). теплым (осень) . осенним деньком? (Золото). золотые купола деревьев стряхивают (сладость) . сладким запахом осени. (Пух) . пушистая белочка собирает в дупле (лес) . лесные орешки. Под (старость) . старым дубом затаился (уши) . ушастый заяц. (Забота) . заботливый ежик спешит к своему (колючки) . колючему семейству с найдеными грибами. (Лес) . лесные обитатели спешно готовятся к (зима) . зимней поре.

7. Игра “Чей предмет?” (Продолжение).

Б) Логопед возвращается к работе с сюжетной картинкой и показывает изображение или просто называет предмет, а дети должны вспомнить, у кого был этот предмет, и сказать, чей он?

(например: Сумка была у мамы — это мамина сумка).

VI. Подвидение итогов.

Логопед подводит итоги занятия и просит детей ответить на следующие вопросы:

— С каками частями речи мы сегодня работали?

— Что обозначают эти части речи? На какие вопросы они отвечают?

— Какие части речи мы с вами учились образовывать?

— От какой части речи можно образовать прилагательное?

Источник

Образование прилагательных

Особенности образования имен прилагательных

В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:

  • Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
  • Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).

Аффиксальные способы образования прилагательных

При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:

  • Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
  • Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
    • Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
    • Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
    • Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
    • Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн- (ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).
  • Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:
    • Прилагательных

      Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных

      При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).

      Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).

      Источник

      Урок русского языка во 2 классе УМК школа России Тема : Образование имён прилагательных от существительных. — презентация

      Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемСемен Перфилов

      Похожие презентации

      Презентация 2 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок русского языка во 2 классе УМК школа России Тема : Образование имён прилагательных от существительных.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

      1 Урок русского языка во 2 классе УМК школа России Тема : Образование имён прилагательных от существительных.

      2 ИГРА « ВЕСЕЛЫЙ ПОВАР » Поваренок приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Он сварил варенье, сделал сок и конфеты. Зайчонок пробует и угадывает, из чего приготовлено каждое блюдо. Помоги ему.

      3 СОК ИЗ АНАНАСА — АНАНАСОВЫЙ ИЗ ВИШНИ — ________________ ИЗ ЯБЛОК — _____________ ИЗ БАНАНОВ — _______________ ИЗ КЛУБНИКИ — ________________ ИЗ ЛИМОНОВ – ________________

      4 ИГРА « ВЕСЕЛЫЙ ПОВАР » ИЗ АРБУЗА — _________________ ИЗ ГРУШ — ____________________ ИЗ СЛИВ — ______________________ ИЗ МОРКОВИ — ________________

      5 ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ИГРА « ЧЕЙ ХВОСТ, ЧЬИ УШКИ, ЧЬЯ ЛАПКА ?» Зверята играли в прятки с синичкой. Все спрятались. Смотрит синичка – чей — то хвостик из — за дерева видно. « Чей хвост ? Чей хвост ?» — запела синичка. Подскажи ей, помоги отыскать всех зверей. У БЕЛКИ ХВОСТ – БЕЛИЧИЙ У БЕЛКИ УШКИ ___________ У БЕЛКИ ЛАПА _________

      6 ИГРА « ЧЕЙ ХВОСТ, ЧЬИ УШКИ, ЧЬЯ ЛАПКА ?» У ЗАЙЦА ХВОСТ – ЗАЯЧИЙ У ЗАЙЦА УШКИ __________ У ЗАЙЦА ЛАПА ____________ У ЕЖА ХВОСТ ___________ У ЕЖА УШКИ __________ У ЕЖА ЛАПА ____________ У ЛИСЫ ХВОСТ ___________ У ЛИСЫ УШКИ __________ У ЛИСЫ ЛАПА ____________

      7 ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ИГРА « ЧЕЙ ХВОСТ, ЧЬИ УШКИ, ЧЬЯ ЛАПКА ?» У МЕДВЕДЯ ХВОСТ ___________ У МЕДВЕДЯ УШКИ __________ У МЕДВЕДЯ ЛАПА ____________ У ОЛЕНЯ ХВОСТ ___________ У ОЛЕНЯ УШКИ __________ У ОЛЕНЯ НОГА ____________ У ЛЬВА ХВОСТ ___________ У ЛЬВА УШКИ __________ У ЛЬВА ЛАПА ____________

      8 ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ИГРА « ЧЕЙ ХВОСТ, ЧЬИ УШКИ, ЧЬЯ ЛАПКА ?» У СЛОНА ХВОСТ ___________ У СЛОНА УШКИ __________ У СЛОНА ЛАПА ____________ У ЧЕРАПАХИ ХВОСТ ___________ У ЧЕРАПАХИ ЛАПА ____________ У КРОКОДИЛА — ХВОСТ ___________ У КРОКОДИЛА — ЛАПА ____________

      Источник

      Логопедическое занятие «Образование качественных прилагательных суффиксальным способом»

      Разделы: Логопедия

      Цель: формирование умений и навыков суффиксального образования качественных имён прилагательных.

      • обогащать и развивать словарный запас учащихся, как путём накопления новых слов, так и за счёт умения пользоваться суффиксальными способами словообразования;
      • развивать способности проводить разбор слов по составу;
      • учить выделять суффиксы в словах и соотносить их со значением;
      • воспитывать внимание к языковым явлениям речи;
      • расширение и закрепление связей слов с другими словами;

      1. Организационный момент

      – Здравствуйте, ребята! Я думаю, что вы все настроились и с хорошим настроением мы можем начать наше занятие.

      2. Введение в тему

      – Ребята, обратите внимание на схему на доске.

      – О чём нам говорит эта схема? (Мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.)

      – Верно, а что это будут за слова, вы узнаете сегодня на занятии.

      3. Сообщение новой темы

      – Прочитайте слова на карточках (мороз, морозный, холод, холодный, грязь, грязный).

      – Разделите слова на две группы с одинаковым количеством слов (совместное выполнение задания, дети называют, логопед раскладывает карточки)

      1 группа

      Мороз
      Холод
      Грязь

      2 группа

      морозный
      холодный
      грязный

      – Почему так разделили слова?

      Анализ проделанной работы, выясняется, по какому принципу так разложили на группы. (1гр. – имена существительные, 2 гр. – имена прилагательные)

      – Правильно. А теперь сравните пары слов мороз-морозный, как называются эти слова? (Это однокоренные слова.)

      – Докажите. (Дети выделяют корень слов, анализируя пары слов)

      – С помощью, какой части слова образовались новые слова? (при помощью суффикса -н-).Выделим суффикс в словах.

      – Какой частью речи являются слова, образованные при помощи суффикса -н- (имена прилагательные)

      – Теперь самостоятельно попробуйте от имён существительных при помощи суффикса -н- образовать имена прилагательные:

      Интерес, вкус, честь, каприз (интересный, вкусный, честный, капризный)

      Проверка задания, выделение корня и суффикса.

      – Давайте сделаем вывод: какие слова мы учимся образовывать при помощи суффиксов? (Мы от имён существительных при помощи суффиксов образуем имена прилагательные).

      5. Задание на составление слов

      На доске карточки со слогами:

      – Слова рассыпались, собери их и запиши:

      – Какие слова вы получили? (чудесный, крикливый, червивый)

      – От каких слов образовались слова (чудеса, крик, червь)

      – Появились новые суффиксы -лив-, -ив-. Объясните, кого называют крикливым? (называют того, кто издаёт громкий крик, н-р птица)

      – Что может быть червивым? (яблоко, в нём находится червь)

      6. Задания на закрепление нового материала

      – Я хочу попросить мне помочь. Нужно из данных слов образовать имена прилагательные, используя знакомые нам суффиксы. Распределить новые слова по группам в соответствии использованных суффиксов и запишите в тетрадь:

      Дождь, правда, смех, трус, лень, скука.

      -лив- -ив- -н-

      Проверка выполненного задания.

      – Что вызывало трудности? (Образование прилагательных от слов смех, скука)

      – Обратите внимание, что во время образования прилагательных в корне слова происходит чередование букв смех – смешной, скука – скучный.

      – Давайте попробуем составить словосочетания с образованными прилагательными:

      – Запишите в тетради словосочетания.

      7. Работа по редактированию предложений

      Детям выдаются карточки с заданием.

      От (холод) воды мёрзли руки. По телевизору показывали (скука) фильм.
      (Трус) зайчишка дрожал под кустом. (Говор) ручей бежал по дну оврага. Сегодня у Миши было (грусть) настроение.

      – Подумайте и скажите: какое задание надо выполнить? (От слов в скобках образовать имена прилагательные, раскрыть скобки, согласовывая слова)

      Проверка выполненной работы. Запись в тетрадь любых трёх предложений.

      – Чему научились на занятии?
      – С какими новыми суффиксами познакомились?
      – Назовите имена прилагательные, которые образовались при помощи этих суффиксов.

      Источник

Читайте также:  Вспоминать глагол в будущем времени

Образование прилагательных от существительных и глаголов 2 класс



Словообразование прилагательных: основные способы

Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.

Какие есть способы образования прилагательных

Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:

  1. Аффиксальным;
  2. Неаффиксальным;
  3. Смешанным.

Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.

Аффиксальный способ

Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.

Виды аффиксов

В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:

  1. суффиксальный;
  2. приставочный;
  3. приставочно-суффиксальный.

Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:

  • -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
  • -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
  • -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
  • -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
  • -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.

Примеры суффиксального способа

Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.

Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:

  • отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
  • пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
  • степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
  • указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).

Приставочно-суффиксальный способ образования прилагательных

Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:

  • победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
  • море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.

Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:

  • добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
  • во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
  • в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.

Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:

  • в мужском роде между твердым согласным (исключение — буква «Ж») и «К» появляется беглая -о-: крепкий — крепок, падкий — падок, мягкий — мягок;
  • в мужском роде между мягким шипящим согласным и «К» появляется беглая -е-: тяжкий — тяжек, нежный — нежен, горький — горек;
  • в мужском роде перед «Н» возникает беглая -е-: славный — славен, шумный — шумен, красный — красен.

Беглая буква не имеет места перед «Р» и «Л», кроме нескольких слов-исключений качественного характера: светел, хитер, кисел, остер, тепел.

Прилагательные, не имеющие кратких форм

У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:

  • если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
  • если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.

Неаффиксальный способ

Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:

  • ума + лишенный — умалишенный;
  • кофе + варочный — кофеварочный;
  • мало + понятный — малопонятный;
  • выше + указанный — вышеуказанный.

В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.

Читайте также:  Сочинение про глагол жил был глагол

Смешанный способ

Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:

  • звук + буква — звук-о-букв-енн-ый;
  • вода + сток — вод-о-сточ-н-ый;
  • цельный + металл — цельн-о-металл-ическ-ий;
  • яркий + красный — ярк-о-крас-н-ый;
  • цельный + зерно — цельн-о-зерн-ов-ой.

Варианты смешанного способа

Не стоит путать методы сращения и сложения. В первом случае соединяемые слова не меняются, а соединяются в своем первоначальном виде. Например, в слове «кофеварочный» стык двух слов не содержит каких-либо аффиксов, слово «кофе» сохраняется. А в слове «водостойкий» изначальное слово «вода» обретает суффикс -о-, который меняет его на «водо» + «стойкий».

Источник

Логопедическое занятие «Образование качественных прилагательных суффиксальным способом»

Разделы: Логопедия

Цель: формирование умений и навыков суффиксального образования качественных имён прилагательных.

  • обогащать и развивать словарный запас учащихся, как путём накопления новых слов, так и за счёт умения пользоваться суффиксальными способами словообразования;
  • развивать способности проводить разбор слов по составу;
  • учить выделять суффиксы в словах и соотносить их со значением;
  • воспитывать внимание к языковым явлениям речи;
  • расширение и закрепление связей слов с другими словами;

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я думаю, что вы все настроились и с хорошим настроением мы можем начать наше занятие.

2. Введение в тему

– Ребята, обратите внимание на схему на доске.

– О чём нам говорит эта схема? (Мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.)

– Верно, а что это будут за слова, вы узнаете сегодня на занятии.

Читайте также:  Урок по теме тест по теме глагол 6 класс

3. Сообщение новой темы

– Прочитайте слова на карточках (мороз, морозный, холод, холодный, грязь, грязный).

– Разделите слова на две группы с одинаковым количеством слов (совместное выполнение задания, дети называют, логопед раскладывает карточки)

1 группа

Мороз
Холод
Грязь

2 группа

морозный
холодный
грязный

– Почему так разделили слова?

Анализ проделанной работы, выясняется, по какому принципу так разложили на группы. (1гр. – имена существительные, 2 гр. – имена прилагательные)

– Правильно. А теперь сравните пары слов мороз-морозный, как называются эти слова? (Это однокоренные слова.)

– Докажите. (Дети выделяют корень слов, анализируя пары слов)

– С помощью, какой части слова образовались новые слова? (при помощью суффикса -н-).Выделим суффикс в словах.

– Какой частью речи являются слова, образованные при помощи суффикса -н- (имена прилагательные)

– Теперь самостоятельно попробуйте от имён существительных при помощи суффикса -н- образовать имена прилагательные:

Интерес, вкус, честь, каприз (интересный, вкусный, честный, капризный)

Проверка задания, выделение корня и суффикса.

– Давайте сделаем вывод: какие слова мы учимся образовывать при помощи суффиксов? (Мы от имён существительных при помощи суффиксов образуем имена прилагательные).

5. Задание на составление слов

На доске карточки со слогами:

– Слова рассыпались, собери их и запиши:

– Какие слова вы получили? (чудесный, крикливый, червивый)

– От каких слов образовались слова (чудеса, крик, червь)

– Появились новые суффиксы -лив-, -ив-. Объясните, кого называют крикливым? (называют того, кто издаёт громкий крик, н-р птица)

– Что может быть червивым? (яблоко, в нём находится червь)

6. Задания на закрепление нового материала

– Я хочу попросить мне помочь. Нужно из данных слов образовать имена прилагательные, используя знакомые нам суффиксы. Распределить новые слова по группам в соответствии использованных суффиксов и запишите в тетрадь:

Дождь, правда, смех, трус, лень, скука.

-лив- -ив- -н-

Проверка выполненного задания.

– Что вызывало трудности? (Образование прилагательных от слов смех, скука)

– Обратите внимание, что во время образования прилагательных в корне слова происходит чередование букв смех – смешной, скука – скучный.

– Давайте попробуем составить словосочетания с образованными прилагательными:

– Запишите в тетради словосочетания.

7. Работа по редактированию предложений

Детям выдаются карточки с заданием.

От (холод) воды мёрзли руки. По телевизору показывали (скука) фильм.
(Трус) зайчишка дрожал под кустом. (Говор) ручей бежал по дну оврага. Сегодня у Миши было (грусть) настроение.

– Подумайте и скажите: какое задание надо выполнить? (От слов в скобках образовать имена прилагательные, раскрыть скобки, согласовывая слова)

Проверка выполненной работы. Запись в тетрадь любых трёх предложений.

– Чему научились на занятии?
– С какими новыми суффиксами познакомились?
– Назовите имена прилагательные, которые образовались при помощи этих суффиксов.

Источник

Образование прилагательных

Особенности образования имен прилагательных

В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:

  • Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
  • Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).

Аффиксальные способы образования прилагательных

При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:

  • Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
  • Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
    • Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
    • Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
    • Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
    • Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн- (ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).
  • Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:
    • Прилагательных

      Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных

      При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).

      Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).

      Источник