Меню

образование прилагательных от существительных мужского рода



Урок русского языка для 4-го класса «Образование прилагательных»

— познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;

— показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

— расширять лингвистический кругозор учащихся;

— развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.

— формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;

— формировать сознательную дисциплину.

— учебник А. В. Поляковой, 2007 г. 4 кл.;

1) “Имя прилагательное” (дерево-схема);

2) схемы-опоры с рисунками для образования прилаг.: звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый;

— “капли” для поощрения уч-ся.

I. Организационный момент

— С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы.

— Догадайтесь с каким словом (названием месяца) связано чистописание.

Родина этого слова – древний Рим. Оно означает “теплый, солнечный”. Наши предки в древние времена называли этот месяц “цветень” (апрель).

— Запись даты, классной работы.

— Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой А.

— Запишите, продолжив закономерность.

— Прочитайте пословицу, объясните её смысл.

Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

— Сегодня за правильные ответы вы будете получать капельки, количество которых к концу урока покажут уровень вашей работы.

— Спишите. Подчеркните орфограммы.

— Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак)

— Как оно называлось? (Двенадцать месяцев)

III. Словарно-орфографическая работа

— Запишите названия всех двенадцати месяцев в тетрадь.

— Прочитайте орфографически, 1 отвечает.

1. Проверка домашнего задания №4 (с.72, упр.328) – разбор по частям речи и членам предложения (заранее подготовленный ученик).

2. Индивидуальная работа по карточкам (во время проверки д/з).

У доски работают два ученика.

— Просклоняйте: широкие просторы, апрельские деньки.

V. Работа над темой

1. Наблюдение над образованием имен прилагательных (презентация).

— Прочитайте (слайд №1):

ГЛУХО, НОЧНАЯ, ЗАСВЕТЛО, СНОВА, ЗИМНИЙ, АПРЕЛЬСКИЙ

— На какие две группы можно разделить данные слова? Запишите. (По частям речи имена прилагательные и наречия.)

— Сравните прилагательные и наречия по составу слова. (В прилагательных есть основа и окончание, а у наречий только основа.)

— А от какой части речи образовались эти наречия? (От имен прилагательных.)

— А как образуются наречия? (С помощью суффиксов и приставок.)

— Что вы знаете о правописании наречий? (В наречиях с приставкам из-, до- на конце а, с приставками в-, на-, за- пишется о.)

— Сравните способы образования наречий и прилагательных. Выделите основу у прилагательных.

— Как же образованы данные прилагательные? (От основ имен существа тельных: ночь, зима, апрель с помощью суффиксов -н, -ск.) (слайд №2).

Постановка цели урока.

— Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?

(Сегодня на уроке поговорим об образовании имен прилагательных. Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных)

(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”) (слайд №2)

Читайте также:  имена существительные образуются при помощи суффикса английский

— Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально) (слайд №3)

У: На какой почве выросли имена прилагательные зимний, ночная, апрельский? Какой способ образования мы рассмотрели?

Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса -ск- и -н- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск- и -н-) (слайд №4).

У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?

Д: Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.

У: Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в паре.

На доске схемы с рисунками (слайд №5): Рисунок 2

У детей запись в тетрадях, 2 на пленке:

При проверке используется оверхед проектор.

У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?

Д: Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.

У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?

Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.

У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.

Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.

У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”

(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы) (слайд №6).

У: А теперь прочитайте правило на стр. 74 в учебнике и сравните с нашим выводом.

Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов: -ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).

(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)

VI. Физкультминутка для глаз (мультим. проектор)

1. Образование прилагательных. Стр. 74, упр. 331.

— С помощью какого суффикса образованы прилагательные?

— Чем отличаются основы прилагательных и основы имен существительных? (У прилагательных в основу входит суффикс)

Чем похожи основы? (Корнем)

2. Игра “Предмет — признак”.

— От данных имен существительных образуйте имена прилагательные. Река, вкус, ужас, скука, место, грусть, капуста, кость, радость.

3. Придумайте по 2 имени прил. к каждой схеме:

VIII. Домашнее задание

— Как образуются имена прилагательные? (Ответы уч-ся) (слайд №7).

Индивидуальная работа (работа на карточках для сильных уч-ся).

— Разберите слова по составу.

Июльский, дорожная, речной, футбольного, гористая.

Источник

Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект индивидуального занятия по теме «Конспект занятия — Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_-_slovoobrazovanie_prilagatelnyh_ot_sushchestvitelnyh_muzhskogo_zhenskogo_i_srednego_rodov.docx 18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема «Словообразование прилагательных от существительных

мужского, женского и среднего родов»

Мальчик 7 лет. III уровень речевого развития.

Тема : Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов.

Цель : научить правильно образовывать прилагательные от существительных мужского, женского и средних родов

  1. обучение словообразованию относительных прилагательных и введение их в речь
  2. формирование связной речи с опорой на картинки
  3. закрепление правильного употребление предлогов «из» и окончаний существительных родительного падежа
  4. обогащение словарного запаса на материале лексической темы: «Посуда»
  5. развитие тактильных, слуховых, зрительных представления
  6. развитие памяти, внимания
  7. развитие общей и мелкой моторики

Оборудование: предметные картинки на тему «посуда», настоящая посуда из разного

Лексический материал: чашка из фарфора – фарфоровая, стакан из стекла – стеклянный, салатница из хрусталя – хрустальная, горшочек из глины – глиняный, кастрюля из металла – металлическая, тарелка из пластика – пластиковая.

Приветствие ребенка и создание положительного эмоционального настроя.

Беседа о посуде. Вспомни, какие предметы посуды ты знаешь? Для чего они нужны?

Расскажи стихотворение о посуде

Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо.

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,

И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

Рассказ с опорой на картинку (сказка о чайнике)

Сказка о чайнике.

Жил был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и воду в нем кипятили.

Образование и употребление относительных прилагательных.

Игра «Магазин». «Посмотрите, это хозяйственный магазин. Отдел посуды». Перечисли, какая посуда стоит на полках. «Когда в магазине никого нет, посуда разговаривает, вот так». Логопед легко постукивает по посуде из стекла, фарфора, хрусталя, керамики, металла, пластмассы, дерева. «Как ты думаешь, отчего такой разный звук? — Потому что посуда сделана из разного материала. — Вот чашка из фарфора. Значит, она какая? Фарфоровая. Стакан из стекла — стеклянный. Салатница из хрусталя — хрустальная. Теперь всю эту посуду можно купить. Если ты правильно о ней скажешь, тебе ее продадут. — Я покупаю фарфоровую чашку. Я покупаю эмалированную кастрюлю.

Я покупаю пластмассовую салфетницу. — Хорошо, я вам ее упакую и пришлю по вашему адресу».

По команде логопеда ребенок изображает, стоя на месте, посуду:

Самовар — руки в боки

Кастрюля — руки к плечам

Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом

Ложка — руки соединены вверху, над головой.

Игра «Объясни слово». Уточнить значение слов: мясорубка, овощерезка, холодильник, соковыжималка, сладкоежка.

Раз, два, три, четыре, (Ударяет кулаками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, (Загибает поочередно пальцы)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, (загибает пальцы по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали-

Так мы маме помогали. (Ударяет кулаками друг о друга)

О чем мы сегодня говорили?

Перечисли, из какого материала изготавливается посуда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное занятие по развитию речи.

Формирование грамматического строя речи — одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом.

Материал для родителей содержит упражнения для закрепления темы «согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста, посещающих стар.

Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения.

Для детей старшей группы.

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки).

Уточнить представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус) ; формировать представления о профессии водителя , его действиях и обязанностях ( старательно ухаживает за машино.

Источник

Образование прилагательных

Особенности образования имен прилагательных

В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:

  • Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
  • Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).

Аффиксальные способы образования прилагательных

При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:

  • Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
  • Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
    • Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
    • Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
    • Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
    • Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн- (ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).
  • Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:
    • Прилагательных

      Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных

      При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).

      Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).

      Источник

Образование прилагательных от существительных мужского рода



Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект индивидуального занятия по теме «Конспект занятия — Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_-_slovoobrazovanie_prilagatelnyh_ot_sushchestvitelnyh_muzhskogo_zhenskogo_i_srednego_rodov.docx 18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема «Словообразование прилагательных от существительных

мужского, женского и среднего родов»

Мальчик 7 лет. III уровень речевого развития.

Тема : Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов.

Цель : научить правильно образовывать прилагательные от существительных мужского, женского и средних родов

  1. обучение словообразованию относительных прилагательных и введение их в речь
  2. формирование связной речи с опорой на картинки
  3. закрепление правильного употребление предлогов «из» и окончаний существительных родительного падежа
  4. обогащение словарного запаса на материале лексической темы: «Посуда»
  5. развитие тактильных, слуховых, зрительных представления
  6. развитие памяти, внимания
  7. развитие общей и мелкой моторики

Оборудование: предметные картинки на тему «посуда», настоящая посуда из разного

Лексический материал: чашка из фарфора – фарфоровая, стакан из стекла – стеклянный, салатница из хрусталя – хрустальная, горшочек из глины – глиняный, кастрюля из металла – металлическая, тарелка из пластика – пластиковая.

Приветствие ребенка и создание положительного эмоционального настроя.

Беседа о посуде. Вспомни, какие предметы посуды ты знаешь? Для чего они нужны?

Расскажи стихотворение о посуде

Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо.

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,

И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

Рассказ с опорой на картинку (сказка о чайнике)

Сказка о чайнике.

Жил был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и воду в нем кипятили.

Образование и употребление относительных прилагательных.

Игра «Магазин». «Посмотрите, это хозяйственный магазин. Отдел посуды». Перечисли, какая посуда стоит на полках. «Когда в магазине никого нет, посуда разговаривает, вот так». Логопед легко постукивает по посуде из стекла, фарфора, хрусталя, керамики, металла, пластмассы, дерева. «Как ты думаешь, отчего такой разный звук? — Потому что посуда сделана из разного материала. — Вот чашка из фарфора. Значит, она какая? Фарфоровая. Стакан из стекла — стеклянный. Салатница из хрусталя — хрустальная. Теперь всю эту посуду можно купить. Если ты правильно о ней скажешь, тебе ее продадут. — Я покупаю фарфоровую чашку. Я покупаю эмалированную кастрюлю.

Я покупаю пластмассовую салфетницу. — Хорошо, я вам ее упакую и пришлю по вашему адресу».

По команде логопеда ребенок изображает, стоя на месте, посуду:

Самовар — руки в боки

Кастрюля — руки к плечам

Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом

Ложка — руки соединены вверху, над головой.

Игра «Объясни слово». Уточнить значение слов: мясорубка, овощерезка, холодильник, соковыжималка, сладкоежка.

Раз, два, три, четыре, (Ударяет кулаками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, (Загибает поочередно пальцы)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, (загибает пальцы по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали-

Так мы маме помогали. (Ударяет кулаками друг о друга)

О чем мы сегодня говорили?

Перечисли, из какого материала изготавливается посуда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное занятие по развитию речи.

Формирование грамматического строя речи — одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом.

Материал для родителей содержит упражнения для закрепления темы «согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста, посещающих стар.

Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения.

Для детей старшей группы.

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки).

Уточнить представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус) ; формировать представления о профессии водителя , его действиях и обязанностях ( старательно ухаживает за машино.

Источник

Словообразование прилагательных

  • Словообразование прилагательных (или адъективное словообразование) — процесс образования производных прилагательных от разных частей речи. Различают несколько видов образования прилагательных:

аффиксные:внутриадъективное словообразование — прежде всего, образование по градационным признакам: желтоватый, пречудесныйпрефиксальный способ: антифашистский, внеклассовый, безвоздушный, довоенный;

префиксально-суффиксальный способ: подслеповатый, обширный;

суффиксальный способ: нашенский;

постфиксный способ (только при образовании местоименных прилагательных): какой-то, чей-то.отсубстантивное и отглагольное образование:префиксально-суффиксальный способ: бессмысленный, безжалостный;

суффиксальный способ: сестрин, компьютерный, завистливый, утешительный;разновидность суффиксации — адъективация: образование деривативов, которые омонимичны причастиям и имеют суффиксы -н-, -нн-, -т- и др., которые входят в основу: мятый, дрессированный, раненый.словообразование от местоимений, числительных и наречий:суффиксальный способ: двойной, тройственный, семеричный; поздний ← поздно, сквозной ← сквозь.безаффиксные и смешанные:сложение: русско-украинский, красноармейский;

сложение с суффиксацией: кофеварочный, чернозёмный;

сращение: сумасшедший, водородсодержащий;

сращение с суффиксацией: потусторонний, благодарный;

сложносоставной способ: какой-никакой.

Связанные понятия

В русском языке части речи делят на самостоятельные и служебные. Каждая самостоятельная часть речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, местоимение, наречие) имеет свои грамматические признаки. Грамматические признаки бывают разными, такие как: непостоянные «время, число, падеж» и постоянные «род, склонение». К самостоятельным относятся существительные, прилагательные, глаголы и так далее. К служебным же относятся предлоги, союзы, частицы.

Флекти́вный строй (от лат. flectivus — гибкий) — устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий — формантов, сочетающих сразу несколько значений. Флективный строй противоположен агглютинативному, в котором каждый формант несёт только одно значение.

Латинский язык имеет развитую систему словоизменения, что особенно проявляется в глагольном спряжении. Образование словоформ происходит путём присоединения окончаний, а словообразование — путём присоединения префиксов и суффиксов.

Источник

Словообразование прилагательных: основные способы

Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.

Какие есть способы образования прилагательных

Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:

  1. Аффиксальным;
  2. Неаффиксальным;
  3. Смешанным.

Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.

Аффиксальный способ

Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.

Виды аффиксов

В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:

  1. суффиксальный;
  2. приставочный;
  3. приставочно-суффиксальный.

Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:

  • -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
  • -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
  • -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
  • -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
  • -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.

Примеры суффиксального способа

Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.

Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:

  • отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
  • пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
  • степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
  • указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).

Приставочно-суффиксальный способ образования прилагательных

Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:

  • победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
  • море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.

Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:

  • добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
  • во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
  • в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.

Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:

  • в мужском роде между твердым согласным (исключение — буква «Ж») и «К» появляется беглая -о-: крепкий — крепок, падкий — падок, мягкий — мягок;
  • в мужском роде между мягким шипящим согласным и «К» появляется беглая -е-: тяжкий — тяжек, нежный — нежен, горький — горек;
  • в мужском роде перед «Н» возникает беглая -е-: славный — славен, шумный — шумен, красный — красен.

Беглая буква не имеет места перед «Р» и «Л», кроме нескольких слов-исключений качественного характера: светел, хитер, кисел, остер, тепел.

Прилагательные, не имеющие кратких форм

У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:

  • если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
  • если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.

Неаффиксальный способ

Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:

  • ума + лишенный — умалишенный;
  • кофе + варочный — кофеварочный;
  • мало + понятный — малопонятный;
  • выше + указанный — вышеуказанный.

В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.

Смешанный способ

Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:

  • звук + буква — звук-о-букв-енн-ый;
  • вода + сток — вод-о-сточ-н-ый;
  • цельный + металл — цельн-о-металл-ическ-ий;
  • яркий + красный — ярк-о-крас-н-ый;
  • цельный + зерно — цельн-о-зерн-ов-ой.

Варианты смешанного способа

Не стоит путать методы сращения и сложения. В первом случае соединяемые слова не меняются, а соединяются в своем первоначальном виде. Например, в слове «кофеварочный» стык двух слов не содержит каких-либо аффиксов, слово «кофе» сохраняется. А в слове «водостойкий» изначальное слово «вода» обретает суффикс -о-, который меняет его на «водо» + «стойкий».

Источник

Читайте также:  падежи существительных как усвоить