Меню

Образовать глагол от слова люди



Как образуются глаголы

Цель урока: знать способы образования глагола; научиться образовывать глаголы тремя способами; различать раздельное написание глаголов с частицей НЕ и слитное написание глаголов с приставкой НЕДО-.

Ход урока

I. Оргмомент.

Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Геннадиевна. Я работаю в школе №26. А с вами я познакомлюсь в ходе урока. Я сегодня проведу у вас урок. И хочу, чтобы он запомнился вам так же, как и мне. А что мы обычно помним долгое время? Что-то приятное, какие-то хорошие события. Значит, нам нужно постараться, чтобы этот урок стал приятным событием в нашей жизни. Мы с вами на эти сорок минут должны стать партнерами (по ходу речи глаголы “звать”, “работать”, “постараться”, “стать”, “запомнить”, “познакомиться”, “пожелать” выносим на доску). Давайте пожелаем друг другу успеха в освоении новых знаний.

II. Актуализация знаний.

Вопрос: А какими частями речи являются слова, вынесенные на доску? Что обозначают эти слова? (действие) А какая часть речи обозначает действие? (глагол). И как нам повезло, что тема урока перекликается с тем, что мы должны сделать на уроке.

Задание: Теперь постарайтесь разбить глаголы на две группы (с приставками и без).

Вопрос: По какому принципу вы разделили слова на группы?

Учить, читать и верить в чудо
Поесть, поспать, помыть посуду –
Всё помогает сделать он,
Наш уважаемый глагол.
Так что же мы должны узнать?
Как нам глагол образовать?
Приставки стоит нам позвать?
А суффиксы на помощь взять?

III. Постановка учебной задачи. Учащиеся сами ставят перед собой цель урока.

(Цель: узнать, какими способами образовываются глаголы).

IV. Найдите глаголы, которые соответствует схеме: прис. + корень + суф. + окон.

позвонить

признать

купаться

посинеть

Вопрос: “От каких слов образованы данные глаголы? При помощи каких морфем (частей слова) образуются глаголы?”

V. Образуйте и запишите глаголы по образцам:

За + дремать => задремать;
При + лететь =
Пере + читать =
Горе + ева(ть) = горевать;
Свет + и (ть) =
Синий + е (ть) =

Вопрос: Посмотрите внимательно, есть какая-либо закономерность в образовании глаголов при помощи приставок и при помощи суффиксов?

Обратите внимание, от слов какой части речи образованы данные глаголы приставочным способом и суффиксальным способом?

VI. Упражнение “Веер”.

Детям предлагается выбрать карточки с определенной приставкой и придумать с этой приставкой три глагола. Постараться определить лексическое значение каждой приставки.

Приставки: ПОД-, ВЫ-, ДО-, ПРИ-, ПЕРЕ-, С-.

VII. Проблемная ситуация. На доске записаны слова:

Не доесть
Не достать
Не слышать
Не понимать
Не сыпать
Не говорить

Недоедать
Недоставать
Недослышать
Недопонимать
Недосыпать
Недоговаривать

Вопрос: Какой возникает вопрос? (В чем противоречие? Какие есть догадки?)

Ответ: Почему глаголы в правом столбике пишутся слитно?

Вопрос: А какое правило вы изучали до этого?

Ответ: Правописание НЕ с глаголами.

Вопрос: Как пишутся глаголы с НЕ?

Вопрос: А почему глаголы в правом столбике пишутся слитно?

Ответ: Значит, есть какое-то правило.

Вопрос: Как вы думаете, что объединяет все глаголы в правом столбике.

Ответ: Все глаголы начинаются с НЕДО-.

Вопрос: Какое общее значение объединяют все глаголы, образованные с помощью приставки НЕДО– ?

Ответ: Общее значение приставки НЕДО– – это незавершенное, незаконченное действие, неполное действие.

Задание: придумайте, пожалуйста, предложение с глаголами, в которых будет упоминаться глагол с приставкой НЕДО-.

Вопрос: А как вы думаете, есть ли приставка, противоположная по значению приставке НЕДО– (приставка ПЕРЕ-).

Задание: придумайте, пожалуйста, предложения, используя глагол с приставкой ПЕРЕ-.

VIII. Словарный диктант: Выпишите глаголы (словосочетания) в три столбика.

Не торопиться с ответом, не бояться трудностей, не сидится дома, не терпится вскрыть посылку, не поднять тяжелый груз, не пойти на вокзал.

Недопонимал разговор, недоедал во время войны, недодать сдачу, недосыпать каждое утро, недоглядел за братом, недоставало терпения.

Невзлюбить человека, недолюбливать соседей, с утра недомогать, недоумевать по поводу отметок. (Читать словосочетания нужно вперемешку)

IX. Самостоятельная работа.

Упр. №533. (комментированное письмо).

X. Подведение итогов.

Вопрос: “Какую цель ставили на урок? Достигли ли мы её? Что нового узнали? Что было трудно? На что нужно обратить внимание?”

XI. Домашнее задание.

Образовать пять глаголов приставочным способом и пять глаголов суффиксальным способом. Составить словарный диктант из 10-15 глаголов.

Источник

отглагольные образования

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое «отглагольные образования» в других словарях:

адъективированные причастия — см. отглагольные прилагательные (в статье отглагольные образования) … Словарь лингвистических терминов

отпричастные прилагательные — см. отглагольные прилагательные (в статье отглагольные образования) … Словарь лингвистических терминов

бир — налог, подушная подать , бессарабск., ср. болг. бир, сербохорв. би̑р, словен. bȋr; по мнению Миклошича (Mi. EW 13) и Гомбоца (43 и сл.), заимств. из венг. ber плата , происходящего из др. чув. *bäri, bärü дар , тур. vär давать . Напротив,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

негодница — Ветреница, винопийца, возница, негодница (и другие подобные слова общего рода). Непродуктивен тип слов с суффиксом иц(а) ( йца), обозначающих лица по какому нибудь действию (при глагольной основе): убийца, самоубийца, пропойца, устаревшее… … История слов

Читайте также:  Вспомогательные глаголы в русском языке это

Грамматика турецкого языка — Турецкий язык относится к агглютинативным (или «приклеивающим») языкам и, тем самым, существенно отличается от индоевропейских. Содержание 1 Морфология 1.1 Гармония гласных 1.2 Число … Википедия

Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных — 1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишутся два н; как правило, эти причастия имеют при себе приставки или пояснительные слова. Например: исправленная рукопись, правленные корректором гранки. 2. При отсутствии… … Справочник по правописанию и стилистике

Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных — 1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишутся два н; как правило, эти причастия имеют при себе приставки или пояснительные слова. Например: исправленная рукопись, правленные корректором гранки. 2. При отсутствии… … Справочник по правописанию и стилистике

Колтта-саамский язык — Самоназвание: колтта саамск. sääˊmǩiõll Страны: Финляндия, Р … Википедия

Глагол в праиндоевропейском языке — Глагол часть речи праиндоевропейского языка. Глагол в праиндоевропейском языке обладал категориями лица, числа, времени, залога и наклонения[1]. Реконструкция праиндоевропейской глагольной системы самая трудная область… … Википедия

ПРАВОМОЧНЫЙ — ПОЛНОМОЧНЫЙ И ПРАВОМОЧНЫЙ В русском литературно книжном языке есть два составных слова, в которых второй частью сложения является прилагательное мочный восточнославянский эквивалент старославянизма мощный. Это слова полномочный и правомочный. С… … История слов

Источник

Образование глаголов от разных частей речи

Образование глаголов от разных частей речи

от наре­чий иначепереиначить, многомножить

от местоимений яякать, тытыкать, свойприсвоить

от собирательных числительных двое – удвоить, троеутроить

от междометий охохать, ойойкать

от звукоподражательных слов ухухать, ку-ка-ре-кукукарекать

от существительных беседабеседовать, озорникозорничать

от прилагательных синийсинеть, кислыйкиснуть

от глагола писать – списать, моргать – моргнуть

Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.

Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и-, -ова-, -ева-, -ирова-, -изирова-, -нича-

Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса –ся.

Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся.

© Авторские права2020 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

В русском языке есть несколько видов словообразования, и разобраться в них не так-то просто. И действительно, почему, скажем, существительное «бег» происходит от глагола «бегать», а глагол «стеклить» — от существительного «стекло», а не наоборот? Попробуем сначала разобраться с этим

В русском языке есть несколько видов словообразования, и разобраться в них не так-то просто. И действительно, почему, скажем, существительное «бег» происходит от глагола «бегать», а глагол «стеклить» — от существительного «стекло», а не наоборот? Попробуем сначала разобраться с этим.

В окружающем нас мире есть различные объекты — предметы, люди, животные и так далее. Для обозначения этих предметов были придуманы существительные. У этих предметов есть признаки — цвет, например. Для их обозначения есть прилагательные. Наконец, есть различные действия: они обозначаются глаголами.
Слова, которые изначально обозначали предметы, называются первородными существительными. Возьмем, например, слово «стекло» и однокоренные слова «стеклянный» и «стеклить». Объясняя значение последних двух слов, мы будем говорить нечто вроде: стеклянный — это сделанный из стекла; стеклить — это вставлять стекло, то есть во всех этих объяснениях нам придется прибегнуть к существительному. А вот существительное нам придется объяснять само по себе: стекло — это такой прозрачный предмет. В данном случае корень слова возник потому, что был предмет, который надо было как-то назвать. Тем самым мы можем сказать, что «стекло» — это первородное существительное, а остальные слова с этим корнем — производные от него.

Итак, корень «стол» обозначает предмет. А корень «бег» — процесс. То есть изначальным, первородным в данном случае был глагол «бегать». В свою очередь, корень «зелен» обозначает признак, первородным является прилагательное «зеленый».
Итак, есть первородные слова — к примеру, существительные «кирпич» и «дом». Можно предположить, что сначала возникла необходимость как-то назвать сами предметы. Но вот, скажем, из кирпича построен дом. Очевидно, какое-то время люди так и говорили — «дом из кирпича», то есть использовали два первородных существительных; но в какой-то момент, когда вокруг появляется достаточно много предметов с таким признаком, возникает необходимость и в прилагательном. В таком случае в языке появляется производное слово — к слову «кирпич», к примеру, мы можем добавить характерный для прилагательного суффикс и получить слово «кирпичный». Сходным образом носителей языка может начать интересовать признак безотносительно объекта — так, из прилагательного «синий» может получиться существительное «синева», из «краткий» — «краткость»; может возникнуть необходимость в слове, обозначающем процесс безотносительно того, кто этот процесс совершает: из глагола «бегать» получится существительное «бег», из «делать» — «действие».
Стало быть, когда мы пытаемся разобраться в словообразовании, по корню мы можем определить, какая часть речи является производящей.
Конечно же, новые слова не всегда образуются из другой части речи. Например, мы можем прибавить уменьшительный суффикс к слову «дом» и получить «домик», можем прибавить приставку не — к прилагательному и получить «неумный».
Но зачастую слово проходит более сложный путь, чем сразу от первородного к производному. Например, слово «предсказатель» произошло от глагола «предсказать», а не от «сказать», то есть образовалось не путем добавления приставки и суффикса, а только суффикса. От слова «порядок» путем добавления суффикса произошло слово «порядочный», а от него уже путем добавления приставки — слово «непорядочный».
Из этого следует, что, когда мы смотрим, как образовалось некое слово, нужно не просто смотреть на корень и на то, есть ли у слова приставка и суффикс, а на то, какое слово ближайшее к нему по смыслу. Желательно восстановить полную словообразовательную цепочку, то есть взять первородное слово и посмотреть, каким именно образом, через какие промежуточные стадии образовалось искомое.
В основном нам приходится иметь дело с бессуффиксным, приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Есть и другие способы, но их мы рассмотрим отдельно. Сначала посмотрим, от чего обычно образовываются разные части речи.

Читайте также:  Мини сочинение с наречием и глаголом

Существительные часто образуются:

от других существительных (дом — домик); от глаголов (бегать — бег, читать — чтение); от прилагательных (синий — синева, скорый — скорость).

Прилагательные часто образуются:

от других прилагательных (умный — неумный, синий — синенький);

от существительных (кирпич — кирпичный, дом — домашний, бездомный);

от глаголов (варить — вареный).

Глаголы:
от других глаголов (ходить — заходить);
от существительных (стекло — стеклить);
от прилагательных (зеленый — зеленеть).

Есть и другие варианты, но они более редки. Так, например, глагол «ойкнуть» образован от междометия, «тыкать» в значении «обращаться на ты» — от местоимения, а «раздваиваться» — от числительного. Но мы рассматриваем пока лишь основной корпус примеров — то, что может попасться вам на экзамене.

Местоимения обычно являются первородными.

Причастия и деепричастия всегда образовываются от глаголов суффиксальным способом. Обратите внимание: нет ни одного причастия, образованного от другого причастия. Например, причастие «подошедший» и деепричастие «подходя» образованы не от «шедший» и «ходя» приставочным способом, а от глагола «подойти» суффиксальным. Так считается именно потому, что нет ни одного причастия или деепричастия, для которого не было бы глагола с аналогичной приставкой. Причастия и деепричастия не зря называют особыми формами глагола.

Наречия образовываются от прилагательных (и никогда — друг от друга). Так, например, «немедленно» образовано не от наречия «медленно», а от прилагательного «немедленный».

Количественные числительные — первородные. Порядковые могут быть или первородными, или образованными от количественных числительных. Собирательные числительные образуются от количественных числительных.

Следует помнить о том, что формы слова не являются самостоятельными частями речи. Это значит, что, рассматривая некое слово, мы рассматриваем, как образовалась его начальная форма. Например, слово «больше» обладает иным суффиксом, нежели слово «большой», но мы не рассматриваем его как производное слово — это всего лишь сравнительная степень, то есть иная форма слова, а не другое слово.

Теперь посмотрим на то, какими именно способами образуются разные части речи. Здесь будут рассмотрены не абсолютно все случаи, а лишь наиболее характерные.

Бессуффиксный способ характерен для коротких существительных, образованных от глаголов, как тот самый «бег» — от «бегать». При этом способе у глагола отсекается характерный глагольный суффикс, а у производного существительного новый не появляется.

Суффиксальным способом образуются:

существительные от глаголов (петь — пение);

существительные от существительных (дом — домик);

существительные от прилагательных (синий — синева);

прилагательные от прилагательных (синий — синенький);

прилагательные от существительных (дом — домашний);

глаголы от глаголов (заходил — захаживал);

глаголы от существительных (стекло — стеклить);

глаголы от прилагательных (зеленый — зеленеть);

причастия и деепричастия от глаголов (сделать — сделавший, сделав);

наречия от прилагательных (медленный — медленно);

числительные от числительных (девять — девятеро).

Заметим, что при суффиксальном способе образования суффикс производящего слова может отбрасываться. Так происходит, например, при образовании существительных от глаголов.

Приставочным способом очень часто образовываются глаголы: ходить — заходить. Также этот способ характерен для прилагательных (умный — неумный), существительных (друг — недруг). Помните, что причастия, даже те, в которых есть яркие приставки, образовываются суффиксальным способом от соответствующих глаголов. Приставочным способом могут образовываться и местоимения (кто — никто).

При приставочно-суффиксальном способе образования мы не можем найти близкое слово, в котором есть аналогичная приставка или аналогичный суффикс. Так, например, слово «бездомный» образовано приставочно-суффиксальным способом от слова «дом», поскольку слова «домный» не существует —
в отличие от слова «неумный», например, которое, как уже говорилось, произведено приставочным способом. Приставочно-суффиксальным способом образовываются не только прилагательные, как
в описанном выше случае, но и, например, наречия (докрасна — красный, по-русски — русский).

Также есть и еще несколько способов словообразования. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Периодически в языке возникают слова, образованные путем сложения двух или даже нескольких корней, как, например, слово «самолет». Такой способ словообразования называется сложением основ, и он характерен в основном для существительных. Заметим сразу, что слово «самолетный» образовано не сложением основ, а суффиксальным способом от слова «самолет». А вот слово «многоцветный» действительно образовано сложением основ.

Читайте также:  Все глаголы что на ить ать ять еть

В языке иногда появляются слова-аббревиатуры, то есть сокращения. Они считаются самостоятельными словами, и способ, которым они образуются, называется аббревиацией. Таковы слова «вуз» (от «высшее учебное заведение») или «СССР» («Союз Советских Социалистических Республик»).

Иногда слова переходят из одной части речи в другую, при этом внешне не изменяясь. Например, слово «булочная», очевидно, образовалось следующим образом: когда-то от слова «булка» образовалось прилагательное «булочная», и место, где торговали булками, называлось «булочной лавкой». Затем такое место стали называть просто «булочная», и из прилагательного таким образом получилось существительное. Таким способом образованы, например, существительные «часовой», «ванная» и так далее.

Словообразовательная модель — схема образования слова из морфем по едиными принципами их следования и соединения. Словообразовательная модель служит обозначению понятия: например, образование названий орудий, инструментов в русском языке от основ глаголов с помощью суффикса
-ло — точило, рубило.

Слово, которое обозначает лицо, характеризуемое по его отношению к предмету, может быть образовано с помощью суффикса — ист: хоккеист, пианист, автомобилист.

Существительное со значением детёныша с суффиксом — онок-/-ёнок-: верблюд — верблюжонок, медведь — медвежонок, кит — китёнок, кот — котёнок.

Прилагательное со значением лёгкого оттенка цвета с суффиксом — оват-: лиловый — лиловатый, красный — красноватый.

Глаголы со значением начала действия с помощью приставки за-: кричать — закричать.

Глаголы со значением разового действия с помощью суффикса — ну-: прыгать — прыгнуть, кричать — крикнуть.

Глаголы со значением «производить действие некоторое время» с помощью приставки по-: прыгать — попрыгать, кричать — покричать.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРА. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО

Словообразовательной цепью (или цепочкой) называется ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности.

Например, писать — писатель — писательница — писательницын; белый — белить — побелить — побелка — побелочный; готовый — готовить — заготовить — заготовка — заготовщик — заготовительный. Эти ряды выстроены так, что каждое последующее слово образовано от предыдущего: от глагола писать образовано существительное писатель (такие два слова называются словообразовательной парой), от имени существительного мужского рода писатель произведено имя существительное женского рода писательница (это также словообразовательная пара).

Такое единство, когда каждое последующее слово непосредственно образовано от предыдущего, называется словообразовательной цепочкой. Словообразовательные цепи показывают ступенчатый, последовательный, не хаотичный характер русского словообразования.

Словообразовательные цепочки могут ветвиться, образуя различные последовательности. Например, от метеор можно образовать и метеорит, и метеорный, и метеорический, а от метеорит — метеоритный. Единство таких словообразовательных цепочек называется словообразовательным гнездом.

Словообразовательные гнёзда отличаются по объему:
1) нулевое гнездо, представленное одним словом: ажур — произведение бухгалтерских записей;
2) слаборазвернутое гнездо, включающее вершину и одно производное: принадлежать — принадлежность, приоритет — приоритетный;
3) сильноразвернутое гнездо, включающее три и более слов.

Словообразовательный разбор — выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффисков и приставок в процессе образования нового слова.

Важно помнить о том, формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.

    -ть, — ти, нулевой суффикс в форме инфинитива (говори-ть, нес-ти, печь). Для удобства при формообразовании глагола иногда отсекают и — сти, потому что плё-л, но это условно, суффикса
    -сти в инфинитиве нет. Плести — корень плес-; -л-, нулевой суффикс в формах прошедшего времени: плё-л, пёк-; -и-, нулевой суффикс в формах повелительного наклонения: нес-и, режь-; -ущ-, — ющ-, — ащ-, — ящ-, — вш-, — ш-, — им-, — ем-, — ом-, — нн-, — енн-, — т — в формах причастий: реши-вш-ий, реш-ённ-ый, сши-т-ый, нёс-ш-ий, вед-ом-ый; -а, — я, — вши, — ши, — учи, — ючи в формах деепричастий: сказа-в, сказа-вши, принёс-ши, улыба-я-сь, буд-учи, игра-ючи; -е, — ее, — ше в формах сравнительной степени прилагательных, наречий и слов категории состояния: сильнее, дороже, дальше; -йш-, — айш — в формах превосходной степени: умне-йш-ий, тиш-айш-ий, красиве-йш-ий.

Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой. См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.

Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.

бросать →→ разбросать →→ разбрасывание

рыба →→ рыбак →→ рыбачий

Логика поиска производящего такова: найти в современном языке ближайшее для производного слова производящее в смысловом и формальном отношении. Например, слово понавыписывать имеет своим производящим навыписывать. Хотя, естественно, слово понавыписывать связано и со словом писать. Однако слово писать не является ближайшим в смысловом и формальном отношении к слову понавыписывать.

План словообразовательного разбора

Образец словообразовательного разбора

Лисий — имя прилагательное, изменяемая часть речи, изменяется по родам, числам и падежам. Основа слова — лисий, основа производная, так как есть производящая основа, соотносимая с ней структурно и по смыслу. Чтобы это доказать, нужно истолковать лексическое значение: лисий — относящийся к лисе или принадлежащий лисе. Стало быть, производящая основа — лис. Значит, слово образовано суффиксальным способом (при помощи суффикса — ий).

Источник