Образовать из неодушевленных имен существительных одушевленные
Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.
К одушевленным существительным относятся названия людей, животных, насекомых и т.д., т.е. живых существ. К неодушевленным существительным — названия предметов, явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам.
Однако различение категории одушевленности и неодушевленности в системе грамматики не полностью совпадает с научными представлениями о живой и мертвой природе. Так, все названия растений относятся к именам существительным неодушевленным, а слова мертвец, покойник; валет, ферзь и некоторые другие — к именам существительным одушевленным.
Различие существительных одушевленных и неодушевленных грамматически выражается в том, что при склонении во множественном числе форма винительного падежа у имен существительных одушевленных совпадает с формой родительного падежа (вижу мальчиков, девочек), а у имен существительных неодушевленных — с формой именительного падежа (вижу улицы, дома).
У имен существительных мужского рода (кроме существительных на -а, -я) различение одушевленности и неодушевленности последовательно проводится также и в единственном числе (взял котенка, но купил стул).
Принадлежность имен существительных к одушевленным или неодушевленным обозначается еще и формами согласующихся с ними имен прилагательных: прилагательные, согласованные с существительными одушевленными, образуют форму винительного падежа, сходную с родительным падежом, а согласованные с существительными неодушевленными — сходную с формой именительного падежа; увидел молодого друга; купил большого карася — увидел молодой месяц; купил большой стол.
В основном к одушевленным существительным относятся имена существительные мужского и женского рода. Одушевленных существительных среднего рода в русском языке немного: сюда относятся несколько существительных с суффиксом -ище (чудовище, страшилище), отдельные существительные, образовавшиеся из прилагательных или причастий (млекопитающее, насекомое, животное), и существительные дитя, лицо (в значении «человек»).
Источник
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Узнаем, что такое одушевленные и неодушевленны имена существительные в русском языке. Определим, как различать одушевленные и неодушевленные существительные в соответствии с их лексическим значением и грамматическими признаками.
Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают предмет. Они различаются грамматическими признаками и тем, какой именно предмет называют, принадлежащий к живым существам или к неживой природе.
Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Одушевленные существительные
Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.
Примеры
В первую очередь одушевленные существительные называют человека:
К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:
- животных (заяц, белка, лев, тигр, кит, дельфин);
- птиц (галка, воробей, синица, сорока);
- рыб (лещ, карась, судак, налим);
- насекомых (бабочка, комар, пчела, муха).
Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.
Грамматический показатель одушевленности
Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:
Сравним:
- р. п. крылья (кого?) бабочек — в. п. поймаю (кого?) бабочек ;
- р. п. листья (чего?) сосен — в. п. вижу (что?) сосн ы .
У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:
- р. п . писк (кого?) комар а — в. п. прихлопну (кого?) комар а ;
- р. п. много (кого?) комар ов — в. п. видим (кого?) комар ов .
Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:
- названия игрушек и предметов, похожих на человека (неваляшка, Ванька-встанька, матрешка, идол, робот);
- сказочные и мифические существа (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русалка, водяной);
- названия шахматных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
- слова «мертвец», «покойник», «утопленник», исключая слово «труп».
Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.
Неодушевленные существительные
Неодушевленные существительные называют
- предметы реального мира (табуретка, дом, картина, вокзал);
- явления природы (дождь, радуга, снегопад, туман, роса);
- действия (полёт, выход, обмен, побелка);
- отвлеченные понятия (радость, согласие, ненависть, мир);
- растения (ромашка, роза, тополь, ковыль);
- совокупность живых существ (народ, толпа, табун, стая).
Чтобы определить, неодушевленное ли имя существительное, воспользуемся грамматическим признаком:
В соответствии с этим показателем названия живых существ как единое целое являются неодушевленными именами существительными.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) ста и — в. п. видим (что?) ста и ;
- и. п. (что?) табун ы — в. п. смотрю (на что?) на табун ы
Таблица с примерами
Одушевлённые | Неодушевлённые | |
---|---|---|
Вопрос | кто? | что? |
Значение | Обозначают названия предметов | |
живой природы | неживой природы | |
Формула | В.п. = Р.п (во мн. числе) | В.п. = И.п. (во мн. числе) |
Примеры | И.п ученики Р.п. учеников В.п. учеников | И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Видеоурок
Источник
Трудные случаи морфологии. Определение одушевленности/неодушевленности
презентация к уроку по русскому языку на тему
Материал подойдет для подготовки к олимпиаде по русскому языку, ОГЭ(ЕГЭ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_sluchai.pptx | 177.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ МОРФОЛОГИИ Категория одушевленности/неодушевленности имен существительных
Категория одушевленности/неодушевленности имен существительных Определите, какие понятия можно отнести к одушевленным, а какие – к неодушевленным? растение Покойник труп кукла народ молодежь амёба неодуш . о душ . неодуш . н еодуш . н еодуш . г рамматически не определяется к олеблющиеся показатели
Как определяется одушевленность/неодушевленность имени существительного ? О тнесение имен существительных к одушевленным или неодушевленным связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое, активное и неактивное (кто? девочка – что? стул). Такая оценка субъективна и не совпадает с научной картиной мира — растение , покойник, кукла, народ и др . демонстрируют несоответствие объективного статуса предмета его осмыслению в языке( покойник- одуш ., толпа – неодуш .). Кроме признаков видимой активности (передвижение, развитие, размножение и др .), входит и признак подобия человеку.
2. Традиционно в качестве грамматического показателя одушевленности рассматривается совпадение формы винительного и родительного падежей в единственном и множественном числе у существительных мужского рода (вижу человека, оленя, друзей, медведей) и только во множественном числе у существительных женского и среднего рода (вижу женщин, животных) . Соответственно, грамматическая неодушевленность проявляется в совпадении винительного и именительного падежей (вижу дом, столы, улицы, поля) .
3. Колеблющийся грамматический показатель одушевленности/неодушевленности. Рассмотрим несколько примеров: И с этого момента эмбрион называют плодом – Я видел в колбе эмбриона , закрученного как валторна. Наука микробиология изучает различных бактерий и вирусы – Бактерии можно идентифицировать по морфологическим свойствам. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы – Перед сном ты опять играла у меня в кабинете. Кормила кукол . Вывод?
Одни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то как неодушевленные . Происходит колебание носителей языка в отнесении этих предметов к живым или неживым. Тоже самое касается и продуктов питания ( морепродукты ). Например, омары, устрицы, лангусты , раки, креветки. Кальмар ы( м.р ) отварить , нарезать в виде лапши. Рыбаки свозили в город рыбу: весною – мелкую камс у , летом – уродливую камбал у , осенью – макрель, жирную кефаль и кольмар ов . Вы ели рак и ? Вы ловили рак ов ? Неодуш . Одуш .
Почему существительные мертвец и покойник одушевленные ? Существительные мертвец, покойник, усопший и др. обозначают умерших людей, т.е. обладают признаком ‘человек’ – самым важным для значения одушевленности. А вот слово труп означает ‘тело умершего организма’, т.е. только материальную оболочку. Почему слова народ, толпа, стая неодушевленные? Перечисленные слова обозначают некоторое множество живых объектов – людей или животных. Это множество осмысливается как единое целое – совокупность живых существ, причем эта совокупность не равна простой сумме ее составляющих. Например, признак «множество», выражающий идею количества в понятии ‘люди’, в понятии ‘народ’ соединяется с идеей качества – ‘совокупность людей в их специфических взаимодействиях’. Таким образом, общий признак слов этой группы – ‘совокупность’ – оказывается ведущим и формирует значение неодушевленности.
В разряд неодушевленных входят существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, толпа, взвод, стая, рой, группа и др.), хотя у собирательных существительных вообще одушевленность-неодушевленность не определяется( молодежь, молоко). Одушевленность-неодушевленность определяется только у конкретных существительных, у которых есть как единственное, так и множественное число. Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерии и вирусы, микробы, бактерии; языковое сочетание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Одушевлённые Неодушевлённые названия предметов живой природы названия предметов неживой природы названия растений названия богов названия планет по именам богов названия мифических существ , названия фигур в играх, названия игрушек, механизмов, изображений человека мертвец, покойник труп названия микроорганизмов образ, характер
Алгоритм определения одушевленности\неодушевленности : 1. Проверить , является ли слово существительным. Как это слово мыслится, на какой вопрос отвечает? 2. Поставить слово в форму В.п. множ . числа и поставить слово в форму Р.п. множ . числа. Сравнить. Если совпадают, то это одушевленное существительное, если не совпадают, то – неодушевленное (кроме слов с колеблющимися показателями – необходим контекст, кроме слов обозначающих совокупность.) 4. Если слово не имеет формы множественного числа, то это слова, в которых одушевленность грамматически не определяется.
1. Вирус 2.Насекомое 3. Мальчик 4. Народ 5. Покойник 6. Кукла 7. Бактерия 8. Любовь 9. Гость 10. Роза 11. Микроб 12. Молодежь 13. Дерево 14 . Рысь 15. Русалка 16. Креветка 17. Молоко 18 . Животное 19. Стая 20. Недра 21. Труп 22. Роза Распределите по группам: 1. Одуш . 2 Неодуш . 3. Колеблющиеся показатели. 4. Не определяется 3 2 1 2 1 2 3 4 1 2 3 4 2 1 1 3 4 1 2 4 2 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку в разделе:»Синтаксис и пунктуация» . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков .
Конспект урока «Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных» 5 класс.
Конспект урока «Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных» 5 класс.
Рабочая программа рассчитана на преподавание по учебнику Гольцова Н. Г. Русский язык. 10 -11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 .
Грамматическая категория одушевленности — неодушевленности не всегда совпадает с лексическим значением одушевленности — неодушевленности предметов в русском языке.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама «Имя существительное», «Число и род имен существительных». «Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле.
Использование презентаций и коллективный разбор заданий по пунктуации помогает сконцентрировать внимание учащихся на изученной в 8 классе теме «Обособленные определения». Но в 11 классе мы у.
Источник
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Как правило, смысл терминов «одушевленность» и «неодушевленность» современный школьник связывает с отработанным на уроке русского языка в пятом классе методическим приемом: если к слову задать вопрос «кто?», то оно входит в группу одушевленных существительных и обозначает названия людей и различных существ (учитель, девочка, белка и др.); если существительное отвечает на вопрос «что?» — оно составляет группу неодушевленных существительных, называющих явления и предметы неживой природы (дом, песок, мечта и др.).
С основными теоретическими сведениями об одушевленных и неодушевленных именах существительных можно познакомиться в учебнике «Русский язык. 5 класс» (УМК М. М. Разумовской) на с. 236-238, «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 100 в разделе «6 класс».
Закрепляем на практике
Актуализировать знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных помогут такие упражнения из учебника по русскому языку для 5 класса УМК М. М. Разумовской:
- Вспомнить, какие слова являются одушевленными, а какие – неодушевленными, привести примеры и записать их в две колонки (упражнение 699 на с. 237). Например, в таблице, которую можно назвать «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Подобрать по пять одушевленных и неодушевленных имен существительных, составить и записать с ними предложения (упражнение 700 на с. 237).
В учебнике «Русский язык. Практика. 6 класс» (УМК В. В. Бабайцевой) в упражнении 66 на с. 30 дается задание просклонять существительные «фестиваль» и «комар» в единственном и множественном числе и сделать вывод о том, в чем проявляется различие морфологических форм одушевленных и неодушевленных существительных.
Универсальность такого способа деления существительных на группы по принадлежности их к живой или неживой природе можно подвергнуть сомнению с помощью создания проблемной ситуации на уроке. Необходимо предложить ребятам альтернативный прием: различение слов осуществляется не только по смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа.
Совпадение этой формы и формы родительного падежа множественного числа свидетельствует, что перед нами одушевленное существительное (например, вижу школьников — нет школьников), ее совпадение с формой именительного падежа множественного числа указывает на то, что существительное неодушевленное (лежат тетради — вижу тетради).
Выполнение задания, направленного на определение одушевленности / неодушевленности слов, лексическое значение которых в толковых словарях связывается с категорией неодушевленности, а по формальному признаку эти слова относятся к одушевленным существительным (кукла, мертвец, покойник, туз). И, наоборот, обозначающих совокупность живых существ, но относящихся к неодушевленным (например, народ, толпа, взвод, стая, группа и др.), поможет ученикам сформулировать правило отнесения существительных к той или иной группе слов.
Включение информации об олицетворении как изображении неживых существ живыми позволяет сформировать у школьников умение находить примеры олицетворения в «вершинной» речи писателей и поэтов, анализировать художественный текст с точки зрения его образности, выразительности, а использование школьниками этого приема в собственной речи сделает ее разнообразной, яркой, богатой.
Например, в учебнике для пятого класса (УМК М. М. Разумовской) в упражнении 702 на с. 237 перед школьниками ставится задача записать сочетания слов, которые иллюстрируют прием олицетворения, и сделать вывод, с помощью какой части речи создается такой прием.
В учебник по русскому языку для 6 класса УМК В. В. Бабайцевой включено задание (упражнение 67 на с. 30), которое актуализирует знания школьников об олицетворении («Какое неодушевленное существительное употреблено в значении одушевленного? Как называется этот прием и где он часто используется?»).
Кроме того, применение этих сведений об олицетворении создает логический «мостик», который системно представляет и связывает воедино информацию, получаемую школьникам на уроках словесности. Фрагменты художественных текстов (например, «И стоит себе лес, улыбается. », «Уж небо осенью дышало. », «Дремлет чуткий камыш. » и др.), рассматриваемых с точки зрения использования в них изобразительно-выразительных средств, часто становятся предметом анализа на уроках русского языка, развития речи, литературы и риторики.
На уроке русского языка школьники получают задания, с помощью которых у них формируется умение находить олицетворение в художественных текстах, понимать цель использования такого приема, осознавать глагол как часть речи, с помощью которой создается олицетворение:
- выразительно прочитать фрагменты стихотворений; записать сочетания слов, которые иллюстрируют использование приема олицетворения;
- выписать из стихотворений, которые помещены в хрестоматию по литературе, примеры использования олицетворения.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник