Меню

Образовать от глаголов все возможные формы времени



Образование временных форм в зависимости от вида глагола

Таблица составляется под руководством учителя и записывается на доске, а затем учащиеся переписывают ее в тетради. Для закрепления можно провести следующую работу: от данных пар образовать все возможные формы времени.

Утешать, утешить; уверять, уверить; бросить, бросать; забыть, забывать; опустить, опускать; сочинить, сочинять; умолить, умолять; выводить, вывести; посетить, посещать; выходить, выйти; выносить, вынести.

Обратите внимание на интересную игру: взлома браво старс устанавливается на телефон под управлением Андроид.

В процессе работы учитель задает учащимся вопросы: какие времена имеют глаголы совершенного вида? Какие времена имеют глаголы несовершенного вида? Какие глаголы не имеют настоящего времени? Какие глаголы не имеют будущего простого времени? Какие глаголы не имеют будущего сложного времени? Можно ли от одного и того же глагола образовать настоящее и будущее простое время? Будущее простое и будущее сложное?

В результате проделанной работы учащиеся смогут определять виды не только по вопросам, но и при помощи форм времени.

Рассуждать они будут примерно таким образом: «Если от глагола совершенного вида образуется будущее простое, а от глаголов несовершенного вида — настоящее и будущее сложное, можно сделать вывод, что глагол в будущем простом времени всегда совершенного вида, а глагол в настоящем или будущем сложном — несовершенного вида».

Вид глаголов в неопределенной форме можно установить, используя вспомогательный глагол буду. Если от неопределенной формы можно образовать будущее сложное (буду учить, буду строить), то это глагол несовершенного вида, если же будущее сложное образовать нельзя, значит, глагол совершенного вида (выучить, построить).

Глаголы прошедшего времени могут быть и совершенного и несовершенного вида. Для определения вида к ним можно прибавить слова часто, долго, всегда, указывающие на многократность, длительность действия. Эти слова сочетаются с глаголами несовершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают действие недлительное, однократное и с данными словами употребляться не могут. Зато к ним обычно можно подставить слова вдруг, сразу, указывающие на однократность действия. В заключение составляем таблицу, которая как бы подводит итог пройденному.

Источник

Образование глагольных форм

Образование глагольных форм

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива

  1. Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а.
  2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы.
  3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший.
  4. Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисова-нн-ый.
  5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав.

Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени

  1. Формы настоящего и простого будущего времени изъяви­тельного наклонения: несу, напиш-у, говорю, чumaj-y (читаю),
  1. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, читаj(читай), рисуj(рисуй).
  2. Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj-ущ-ий (читающий), pucyj-ущ-ий (рисующий).
  3. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-им-ый, читаjэм-ый (читаемый), pucyj-эм-ый (рисуемый).
  4. Деепричастия несовершен­ного вида:

нес-я, говоря, чита’jа (читая), pucyj-a(рисуя).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: промокнуть, промокнут, промокл-а; теретъ, трут, терл-а.

Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: унести, унесут, унесла; нести, несут, несла.

Глагольные формы образуются или от основы инфинитива (формы прошедшего времени и условного наклонения), или от основы настоящего/простого будущего времени.

Источник

§ 117. Будущее время

— Что ты будешь делать, когда вырастешь?
— Я буду строить новые дома.
— А я буду путешествовать.
— А я изобрету новые компьютеры.

А как бы вы ответили на этот вопрос?

Определите время выделенных глаголов.

Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи. Они отвечают на вопросы: что будешь делать? что сделаешь? что будут делать? и т.д.

Читайте также:  Глаголы с частицей не пишется слитно слова

Рассмотрите таблицу. Скажите, как образуется будущее время.

Будущее время имеет две формы: простую и сложную.

От глаголов совершенного вида образуется будущее простое (построю), от глаголов несовершенного вида — будущее сложное (буду строить).

662. Найдите в тексте пословицу. Укажите глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная пословица гласит: «Кто рано встал, тот не потерял». Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких 3 движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. Попробуйте бросить птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу.

663. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы «Кто рано встал, тот не потерял». Подчеркните глаголы в будущем времени.

Возможное начало. Если ты рано встаёшь, то увидишь (почувствуешь, услышишь, будешь наблюдать, порадуешься).

664. Образуйте все возможные формы времени от глаголов совершенного и несовершенного вида.

Образец.

Растить, вырастить; чувствовать, почувствовать.

665. Спишите. Найдите глаголы, которые стоят в будущем времени, во 2-м лице единственного числа. Обозначьте их вид. Выпишите два существительных, которые употребляются только в единственном числе.

Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

666. Двадцать первый век наступил. Скоро появятся новые модели машин, новые материалы, новые цветы. Очень многое изменится. Напишите, какой, по-вашему, станет школа (улица, село, город, стадион и т. п.) через десять — двадцать лет. Подчеркните глаголы.

Источник

Образовать от глаголов все возможные формы времени

Ц е л и: научить образовывать возможные формы времени от инфинитива; развивать словарный запас учащихся.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Зашел за дом, нарезать на кусочки, дошел до ворот, очистил от скорлупы, поехал по побережью, сдвинул с места, побежал по полю, загадал загадку, оттянул от ямы, заглянул за сарай.

– Докажите правописание слов.

II. Актуализация опорных знаний.

– Обратите внимание на глаголы. Какое слово «лишнее»? ( н арезать – неопределенная форма.)

– Расскажите все об этом глаголе. Разберите его по составу.

– Почему глаголы в неопределенной форме еще называют начальной формой?

В ы п о л н е н и е упражнений 28 и 29 (устно).

– Запишите существительные, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределенной формой глагола. (Знать, течь, печь, стать.)

III. Формирование новых знаний.

– Образуйте от этих глаголов все возможные временные формы.

– На какие вопросы должны отвечать слова в настоящем времени? В будущем времени? В прошедшем времени?

1. В ы п о л н е н и е упражнения 30 (устно).

2. В ы п о л н е н и е упражнения 31 (самостоятельно).

3. О б р а з о в а н и е временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида.

– Как вы думаете, всегда ли можно образовать все три формы времени?

– Понаблюдайте над глаголами из упражнения 32 (по заданию).

Читайте также:  Сколько глаголов в стихотворении пророк

– Какие глаголы имеют все три формы времени?

– На какой вопрос они отвечают в неопределенной форме?

– Какое будущее время у этих глаголов (простое или сложное)?

4. Учитель вместе с детьми составляет о п о р н у ю с х е м у.

Источник

Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме

Урок 66. Русский язык 4 класс ФГОС

Конспект урока «Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме»

Здравствуйте, друзья мои!

Я был в отъезде и уже соскучился по вам и по моим маленьким друзьям – Вирусу и Вирусинке. Но где же они? Давайте отправимся к ним в гости.

Да, Вирусинки здесь нет. А чем же так занят Вирус, что даже не заметил нашего появления? Да ведь он играет c кубиками, составляет слова. Давайте понаблюдаем за его игрой.

Посмотрите, вот Вирус сложил из кубиков глагол «лепить». Он стоит в неопределённой форме. Но что это? Вирус убирает суффикс -ть, а вместо него ставит суффикс . И теперь этот же глагол принимает форму прошедшего времени – лепил.

Но метаморфозы продолжаются. Легким движением мысли Вирус возвращает кубик с суффиксом —л на своё место, а вместо него ставит букву «т». Не может быть. Теперь глагол приобретает форму настоящего времени – лепит!

А что же с будущем временем? Как его образовать? Вирус возвращает глаголу суффикс -ть. И тут ему на помощь спешит глагол «быть» в нужной форме. В данном случает это его форма «будет», которая встаёт перед словом «лепить».

Ур-ра! Всё получилось. Глагол «лепить» приобрёл форму будущего времени – «будет лепить».

Однако, игра продолжается. Следующий глагол – «читать». И вот мы видим, как глагол в неопределённой форме «читать» превратился в глагол прошедшего времени «читал». Затем опять изменил свою форму, став глаголом настоящего времени – «читает». И, наконец, самое сложное превращение – форма будущего времени «будет читать».

Ну что же, на этом захватывающая игра с кубиками завершена и пришло время разобраться, что же происходило на игровом поле. Вы поняли, друзья мои, что делал Вирус?

Он от глаголов, стоящих в неопределённой форме, образовывал формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

Не зря неопределённую форму глаголов называют ещё и начальной формой.

Давайте подробнее разберёмся в том, как происходят подобные временны́е изменения. Возьмём пару глаголов в неопределённой форме, отвечающих на вопрос что делать?, и столько же однокоренных глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

Что делать? Листать, чистить.

Что сделать? Перелистать, вычистить.

Ставим первую пару глаголов в форму настоящего времени. В данный момент что делает? Листает, чистит.

Теперь ставим их в форму прошедшего времени. До момента речи что делал? Листал, чистил.

А теперь нам нужна форма будущего времени. Вы помните, какое слово пришло на помощь глаголам в будущем времени во время игры Вируса? Глагол «будет». Вот и мы сейчас прибегнем к его помощи. Потом что будет делать? Будет листать, будет чистить.

Ну вот, от первой пары глаголов мы образовали все три временны́е формы – настоящего, прошедшего и будущего времени. А теперь сделаем это со второй парой глаголов.

Начинаем с настоящего времени. Образуя форму настоящего времени, к первой паре глаголов мы ставили вопрос что делает?, значит ко второй паре ставим вопрос что сделает? Но если сделает, то не сейчас, а в будущем. Значит это вопрос будущего времени. А какой же вопрос мы можем поставить к глаголам в настоящем времени? Увы, глаголы, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?, не имеют формы настоящего времени.

Как я уже говорил, вопрос что сделает? ставится к глаголам будущего времени.

Читайте также:  Проспрягать глаголы дышать и брить

Что сделает? Перелистает, вычистит. Эти глаголы, в отличие от предыдущей пары, в форме будущего времени не нуждаются в дополнительном слове «будет».

А теперь поставим их в форму прошедшего времени. Здесь вопрос что сделал?

Что сделал? Перелистал, вычистил.

Как видите, от глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать только две временные формы – прошедшего и будущего времени.

А теперь пришло время закрепить полученные вами знания на практике. Вот несколько глаголов, стоящих в неопределённой форме.

Я предлагаю вам образовать от них все возможные временные формы, представив себе, что все эти глаголы описывают действия нашего Вируса, то есть устно подставляя перед каждым глаголом местоимение третьего лица «он».

Вирус, ты тоже займись образованием всех временных форм от этих глаголов.

Ну что, проверим работу Вируса и вашу?

Глагол «держать» отвечает на вопрос что делать? Форма настоящего времени – «держит». Прошедшее время – «держал». В будущем времени – «будет держать».

Глагол «возить» тоже отвечает на вопрос что делать? Форма настоящего времени – «возит». Прошедшее время – «возил». В будущем времени – «будет возить».

«Прыгнуть». Вопрос что сделать? Значит он не имеет формы настоящего времени. Прошедшее время – «прыгнул», будущее время – «прыгнет».

«Заснуть» – что сделать? Настоящего времени нет, прошедшее – «заснул», будущее – «заснёт».

«Бросить». И вновь вопрос что сделать?, и у него нет формы настоящего времени. Прошедшее время – «бросил», будущее время – «бросит».

И последний глагол – «вязать». Вопрос что делать? Настоящее время – «вяжет», прошедшее время – «вязал», будущее время – «будет вязать».

Ох, Вирус, временные формы от глаголов в неопределённой форме ты образовал абсолютно верно, а вот в слове «свитер» допустил ошибку. Это словарное слово, и пишется оно с буквой «е» во втором слоге – СВИ-ТЕР.

Свитер – это вязаный предмет одежды для верхней части тела без застёжек и с высоким, как правило, многослойным воротником. Как-то мне на глаза попались интересные стихотворные строчки:

Чтоб не думать ни о чём,
Свитер натяну на уши.
Ночью страх мне нипочём.
Лишь бы тишину не слушать.

К сожалению, я не знаю автора этих строк, но они очень симпатичны, не правда ли? Друзья мои, найдите в них глаголы и определите, в каком времени они стоят.

Ну что, справились?

Глаголы «не думать» и «не слушать» стоят в неопределённой форме, поэтому время мы у них не определяем. А вот глагол «натяну» стоит в форме будущего времени.

Ну что, часики-то тикают. Пора нам заканчивать. Но прежде, как обычно, мы повторим то, о чём сегодня говорили.

* Глаголы изменяются по временам.

* Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос что делает?

Есть и ещё несколько вопросов, на которые могут отвечать глаголы в настоящем времени. Но мы сегодня использовали только этот вопрос.

* Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? и некоторые другие.

* Глаголы будущего времени отвечают на вопросы что будет делать? что сделает? и другие.

* У глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?, три временные формы: настоящего, прошедшего и сложного будущего времени.

* Сложное будущее время образуется при помощи глагола «быть».

* У глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?, две временные формы: прошедшего и простого будущего времени.

И конечно, не забудьте написание словарного слова «СВИТЕР».

Кстати, кроме этого слова, постарайтесь запомнить ещё одно слово – «ВЕЗДЕ». У него тоже надо запомнить букву «е», но уже в первом слоге.

Мы же прощаемся с вами, друзья мои. До новых встреч!

Источник