Однокоренные и родственные слова «дерево»
Родственные для «дерево» слова — это лексемы, близкие по смыслу, с корнем –дерев–, принадлежащие к разным частям речи. дерево — существительное, корень слова — дерев, имеет следующие однокоренные слова:
- дервяга
- деревененье
- деревеник
- дереветь
- деревоизделие
- деревообрабатывающий
- деревопереработка
- деревцо
- деревчатый
- деревщик
- деревщиков
- деревягин
- деревянистый
- деревянка
- деревянкин
- деревянников
- деревянно
- деревянный
- деревяшечка
- деревяшка
- деревяшкин
- древа
- древеса
- древесина
- древесно-волокнистый
- древесно-декоративный
- древесно-моховой
- древесно-опилочный
- древесно-осоковый
- древесно-пековый
- древесно-пластический
- древесно-полимерный
- древесно-розеточный
- древесно-слоистый
- древесно-смольный
- древесно-смоляной
- древесно-стружечный
- древесно-сфагновый
- древесно-травяной
- древесно-тростниковый
- древесно-угольный
- древесно-уксусный
- древесно-цементный
- древесностружечный
- древко
- древо
- древостой
- кустарниково-древесный
- негной-дерево
- угольно-древесный
Обратите внимание, что среди однокоренных слов не всегда можно найти проверочные слова.
Источник
Урок русского языка для 4-го класса «Образование прилагательных»
— познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;
— показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.
— расширять лингвистический кругозор учащихся;
— развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.
— формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;
— формировать сознательную дисциплину.
— учебник А. В. Поляковой, 2007 г. 4 кл.;
1) “Имя прилагательное” (дерево-схема);
2) схемы-опоры с рисунками для образования прилаг.: звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый;
— “капли” для поощрения уч-ся.
I. Организационный момент
— С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы.
— Догадайтесь с каким словом (названием месяца) связано чистописание.
Родина этого слова – древний Рим. Оно означает “теплый, солнечный”. Наши предки в древние времена называли этот месяц “цветень” (апрель).
— Запись даты, классной работы.
— Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой А.
— Запишите, продолжив закономерность.
— Прочитайте пословицу, объясните её смысл.
Апрель, апрель – на дворе звенит капель.
— Сегодня за правильные ответы вы будете получать капельки, количество которых к концу урока покажут уровень вашей работы.
— Спишите. Подчеркните орфограммы.
— Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак)
— Как оно называлось? (Двенадцать месяцев)
III. Словарно-орфографическая работа
— Запишите названия всех двенадцати месяцев в тетрадь.
— Прочитайте орфографически, 1 отвечает.
1. Проверка домашнего задания №4 (с.72, упр.328) – разбор по частям речи и членам предложения (заранее подготовленный ученик).
2. Индивидуальная работа по карточкам (во время проверки д/з).
У доски работают два ученика.
— Просклоняйте: широкие просторы, апрельские деньки.
V. Работа над темой
1. Наблюдение над образованием имен прилагательных (презентация).
— Прочитайте (слайд №1):
ГЛУХО, НОЧНАЯ, ЗАСВЕТЛО, СНОВА, ЗИМНИЙ, АПРЕЛЬСКИЙ
— На какие две группы можно разделить данные слова? Запишите. (По частям речи имена прилагательные и наречия.)
— Сравните прилагательные и наречия по составу слова. (В прилагательных есть основа и окончание, а у наречий только основа.)
— А от какой части речи образовались эти наречия? (От имен прилагательных.)
— А как образуются наречия? (С помощью суффиксов и приставок.)
— Что вы знаете о правописании наречий? (В наречиях с приставкам из-, до- на конце а, с приставками в-, на-, за- пишется о.)
— Сравните способы образования наречий и прилагательных. Выделите основу у прилагательных.
— Как же образованы данные прилагательные? (От основ имен существа тельных: ночь, зима, апрель с помощью суффиксов -н, -ск.) (слайд №2).
Постановка цели урока.
— Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?
(Сегодня на уроке поговорим об образовании имен прилагательных. Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных)
(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”) (слайд №2)
— Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.
(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально) (слайд №3)
У: На какой почве выросли имена прилагательные зимний, ночная, апрельский? Какой способ образования мы рассмотрели?
Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса -ск- и -н- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск- и -н-) (слайд №4).
У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?
Д: Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.
У: Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в паре.
На доске схемы с рисунками (слайд №5): Рисунок 2
У детей запись в тетрадях, 2 на пленке:
При проверке используется оверхед проектор.
У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?
Д: Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.
У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?
Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.
У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.
Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.
У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”
(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы) (слайд №6).
У: А теперь прочитайте правило на стр. 74 в учебнике и сравните с нашим выводом.
Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов: -ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).
(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)
VI. Физкультминутка для глаз (мультим. проектор)
1. Образование прилагательных. Стр. 74, упр. 331.
— С помощью какого суффикса образованы прилагательные?
— Чем отличаются основы прилагательных и основы имен существительных? (У прилагательных в основу входит суффикс)
— Чем похожи основы? (Корнем)
2. Игра “Предмет — признак”.
— От данных имен существительных образуйте имена прилагательные. Река, вкус, ужас, скука, место, грусть, капуста, кость, радость.
3. Придумайте по 2 имени прил. к каждой схеме:
VIII. Домашнее задание
— Как образуются имена прилагательные? (Ответы уч-ся) (слайд №7).
Индивидуальная работа (работа на карточках для сильных уч-ся).
— Разберите слова по составу.
Июльский, дорожная, речной, футбольного, гористая.
Источник
Однокоренные слова к слову «дерево»
Однокоренные слова к слову «дерево» — это близкие по смыслу лексемы с общим корнем дерев-/древ-. Родственные слова укажем среди существительных, прилагательных и глаголов. Определим, слова «дерево» и «деревня» однокоренные или нет.
Прежде чем подобрать однокоренные слова к слову «дерево», выясним его главную морфему. Корень, в котором содержится общее значение родственных слов, объединяет их по смыслу в одну семью.
Корень слова «дерево»
Чтобы узнать, какой корень в этом слове, выполним морфемный разбор, но прежде определим, к какой части речи оно принадлежит.
У крыльца нашего дома растет могучее дерево.
Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Это неодушевленное существительное сочетается с местоимениями и прилагательными:
По этим грамматическим признакам выясним, что эта лексема является существительным среднего рода, на что указывает окончание -о.
Чтобы убедиться в этом, изменим это слово в форме единственного числа по падежам:
- и. п. (что?) дерев о
- р. п. корни (чего?) дерев а
- д. п. тянемся (к чему?) к дерев у
- в. п. нарисую (что?) дерев о
- т. п. сяду (под чем?) под дерев ом
- п. п. растет (на чём?) на дерев е .
Сравним окончания и укажем в форме именительного падежа существительного словоизменительную морфему -о. Значимая часть -дерев- — это корень, в котором заключено общее значение родственных слов, которое
«имеет отношение к многолетнему растению с твердым стволом и отходящими от него ветками с листьями».
Запишем морфемный состав этого слова в виде схемы:
С корнем -дерев- укажем слова разных частей речи.
Родственные слова к слову «дерево»
Однокоренные существительные
С помощью суффиксов образуем однокоренные существительные:
В корне некоторых слов исчезает беглая гласная «е». Главная морфема приобретает вид дерев-/древ-.
Укажем сложные слова с корнем -дерев-:
Однокоренные прилагательные
Корень дерев-/-древ- проследим в составе слов, которые обозначают признак:
Среди однокоренных прилагательных существует множество терминов — сложных слов, связанных с деревообработкой и производством материалов:
Однокоренные глаголы
С помощью суффиксов и приставок образуем однокоренные глаголы. Они по смыслу связаны с корнем -дерев- и обозначают действие:
- деревенеть (становиться деревянистым, жестким и твердым, как дерево);
- одеревенеть
- задеревенеть
Однокоренное наречие
От прилагательного образуем однокоренное наречие:
деревянный → деревянн о согнуться.
«Дерево» и «деревня» — однокоренные слова или нет?
Иногда к однокоренным словам причисляют существительное «деревня» и все слова, связанные с ним по смыслу:
У слов «дерево» и «деревня» существует только этимологическое родство. Эти слова возникли на основе глагола «драть» и его формы 1 лица единственного числа «деру». Деревней называли место, отвоеванное у леса. Освободив его от деревьев, здесь селились люди. В современном русском языке у этого слова другой корень:
Да и по смыслу лексема «деревня», обозначающая поселение людей в сельской местности, весьма далека от названия многолетнего растения с твердой корой и древесиной.
Источник
Каким бывает дерево:
(определения приводятся в именительном падеже)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова обеспокоиться (глагол), обеспокоился:
Ассоциации к слову «дерево»
Синонимы к слову «дерево»
Предложения со словом «дерево»
- Отец явно рассчитывал, что там, куда они бежали, стволы деревьев растут слишком густо, чтобы ящеры могли через них пробраться.
Цитаты из русской классики со словом «дерево»
- Все остальные породы дерев, теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весною, как-то: дуб, вяз, осокорь, липа, береза, осина, ольха и другие, называются черным лесом, или чернолесьем. К нему принадлежат ягодные деревья: черемуха и рябина, которые достигают иногда значительной вышины и толщины. К чернолесью же надобно причислить все породы кустов, которые также теряют зимой свои листья: калину, орешник, жимолость, волчье лыко, шиповник, чернотал, обыкновенный тальник и проч.
Значение слова «дерево»
ДЕ́РЕВО , -а, мн. дере́вья, —ьев и (устар.) дерева́, —ре́в, ср. 1. Многолетнее растение с твердым стволом и ветвями, образующими крону. Хвойные деревья. Фруктовые деревья. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «дерево»
ДЕ́РЕВО , -а, мн. дере́вья, —ьев и (устар.) дерева́, —ре́в, ср. 1. Многолетнее растение с твердым стволом и ветвями, образующими крону. Хвойные деревья. Фруктовые деревья.
Предложения со словом «дерево»
Отец явно рассчитывал, что там, куда они бежали, стволы деревьев растут слишком густо, чтобы ящеры могли через них пробраться.
На низком овальном столике красного дерева стоял красивый бронзовый светильник, рядом лежали заточенные гусиные перья, стоял пюпитр.
В кронах деревьев красными сполохами передвигались ауры белок, вниз по течению ручья были видны ауры кабаньего выводка, пришедшего на водопой.
Источник