Меню

Образовать причастие от глагола плескаться



Действительные причастия настоящего времени
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Данный урок знакомит учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени.

Скачать:

Вложение Размер
deystvitelnye_prichastiya_nast.vremeni.doc 31 КБ
deystvitelnye_prichastiya_nast.vremeni.ppt 128 КБ

Предварительный просмотр:

Действительные причастия настоящего времени

познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени;

учить находить изучаемую орфограмму.

Синтаксический разбор предложения.

На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер.

— Подчеркните грамматическую основу предложения.

— Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное.

— Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия.

— От какого глагола образовано данное причастие?

Сообщение темы и цели урока.

На доске висит таблица «Спряжение глаголов».

— Как определить спряжение глаголов?

Рассмотреть таблицу и ответить на вопросы (с.42)

Сделать вывод : от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени.

Закрепление темы «Действительные причастия настоящего времени».

1) Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика (1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку:

Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.

Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы.

Если действительное причастие образовано от глагола 2-го спряжения, в суффиксе пишем –УЩ-, -ЮЩ-, если от глагола 2-го спряжения — -АЩ-, -ЯЩ-.

2) Выполнение упражнения 90 (комментированное письмо).

Комментарий: причастие не образуется от глагола построить (т.к. это глагол совершенного вида)

1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

1) пен…щиеся потоки, травы колыш…тся

2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т

3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль

2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю?

1) леч…щий врач, зна…щий правила

2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены

3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды

3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

1) успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое

2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость песня

3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение.

Подведение итогов урока .

— Что нового узнали на уроке?

— От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?

— При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

7. Домашнее задание : выучить правило (с.43), упражнения 93, 94.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Действительные причастия настоящего времени Учитель русского языка МБОУ СОШ №86 Обухова Наиля Нуримановна

Цели: познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму.

На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер. Синтаксический разбор предложения — Подчеркните грамматическую основу предложения. — Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное. — Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия. — От какого глагола образовано данное причастие?

Чтобы узнать спряжение глагола с безударным окончанием, нужно поставить глагол в неопр. форму и посмотреть, на что оканчивается глагол. Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения 1 спряжение 2 спряжение ед. ч. мн. ч. 1лицо -ю, -у — и м 2 лицо — и шь — и те 3 лицо — и т — а т,- я т ед. ч. мн. ч 1лицо -ю,-у — е м 2 лицо — е шь — е те 3 лицо — е т — у т, ю т

Слышать Видеть Ненавидеть Гнать Держать (и) Не обидеть (и) Смотреть Дышать Вертеть (и) Зависеть (и) терпеть Определи спряжение глагола На -уть, — оть, -ыть, -ать -ть, -ти, -чь 1 спряжение + брить, стелить ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме +7 на -еть +4 на -ать

Глаголы Суффиксы действитель ных причастий настоящего времени Действите льные причастия настоящего времени Несовершенного вида Переходные и непереходные спр. Нес ут Работа ют Улыба ют ся 1 -ущ- (-ющ-) Нес ущ ий Работа ющ ий Улыба ющ ий ся Дышат Красят 2 -ащ- (-ящ-) Дыш ащ ий Крас ящ ий

Сделать вывод : от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени. Задание Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика (1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку: Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться. Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

ДУМАЮТ ДУМА ЮЩ ИЙ БРЕЮТ БРЕ ЮЩ ИЙ ЛЕЛЕЮТ ЛЕЛЕ ЮЩ ИЙ СЕЮТ СЕ ЮЩ ИЙ КАЮТСЯ КА ЮЩ ИЙСЯ КЛЕЯТ КЛЕ ЯЩ ИЙ ГОНЯТ ГОН ЯЩ ИЙ ЛЕЧАТ ЛЕЧ АЩ ИЙ ЛЮБЯТ ЛЮБ ЯЩ ИЙ СТРОЯТ СТРО ЯЩ ИЙ

Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы. Если действительное причастие образовано от глагола 1-го спряжения, в суффиксе пишем – УЩ-, -ЮЩ- , если от глагола 2-го спряжения — — АЩ-, -ЯЩ- .

5. Тестовое задание. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я? пен…щиеся потоки, травы колыш…тся 2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т 3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль 3

2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю? леч…щий врач, зна…щий правила 2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены 3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды 2

3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю? успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое 2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость Песня 3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение. 3

6. Подведение итогов урока . Что нового узнали на уроке? От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? 7. Домашнее задание : выучить правило (с.43), упражнения 93, 94

Источники: 1. Н.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.-М.: Вако, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок разработан с применением интерактивной доски SmartBoard. Материал представляет краткий конспект урока и презентацию для интерактивной доски.

Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен.

Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я.

Презентация к уроку русского языка «Действительные причастия настоящего времени» в 7 классе дают возможность обучать учащихся на основе наглядного материала , образовать действительные пр.

Презентация к уроку русского языка «Действительные причастия настоящего времени» 7 класс.

Формирование у учащихся умений , связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Источник

6класс. образовать причастия от глаголов пестреть, бежать, плескаться, отражаться, примыкать.

Ответы

васютка – главный герой рассказа виктора астафьева «васюткино озеро», мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков григория шадрина. это храбрый и смекалистый мальчик, который родился и вырос в таёжном краю. он рано стал самостоятельным и старался во всём следовать «таёжным законам», что пригодилось ему в жизни. в свои тринадцать лет он уже многое знал и умел. отец часто брал его на промысел, где он знакомился с образом жизни рыбаков. когда работы было мало, рыбаки любили собираться и рассказывать друг другу всякие небылицы, щёлкая кедровые орешки. васютке было скучновато, поэтому он бегал в лес за орешками или просто побродить. для того, чтобы не заблудиться, он ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях.

но однажды, погнавшись за глухарём, всё-таки заблудился. пять дней его искали родные и уже потеряли всякую надежду, но васютка сумел выжить в глухой тайге, пониманию природы. он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края. обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, в какую-нибудь речушку, ведущую к енисею. с вот таких знаний, он искал дорогу к реке, где было его спасение. васютке пришлось пройти трудный путь в темноте и холоде, но к енисею он все-таки смог выйти, а там его вскоре подобрала шлюпка.

дома он рассказал про озеро, в котором было много рыбы. рыбакам это озеро понравилось, и решили они его назвать васюткиным.

сочинение на тему «что такое компьютер» или «компьютер»

в отличие от многих людей, я отношусь к компьютеру хорошо. это — величайшее изобретение человечества! люди создали универсальную машину, с которой можно делать сто дел: читать, смотреть кино, рисовать, печатать, чертить, считать, находить полезную информацию, делать ретушь фотографии, создавать мультфильмы и видеоролики.

еще можно общаться с людьми у которых самые разные увлечения, которые живут хоть на другом конце планеты. не нужно ограничиваться только теми людьми, кто живет в соседнем дворе, и навязывать себе их хобби.

я могу продолжать этот список до конца сочинения, чтобы было понятно, как полезен компьютер.

часто компьютер сравнивают с телевизором и говорят, что они оба крадут у человека время. но у меня другое мнение. да, долго сидеть перед компьютером вредно для здоровья и для личности, потому что человек не двигается, портит зрение и не общается с живыми людьми. но в чем виноват компьютер? ! человек сам крадет у себя время, а не машина.

телевизор не полезен, потому что перед ним человек сидит пассивно. сидит, пультом клацает, а ему показывают картинку. с компьютером другое дело! с ним все время надо действовать! даже читать и писать все время приходится. так даже интереснее, чем торчать у телевизора.

а еще компьютер заставляет выбирать самому то, что действительно нужно. если бы люди не учились выбирать, то перед монитором проводили бы всю жизнь.

компьютер в моей жизни занимает важное место, но я могу подолгу обходиться и без него. просто надо все время помнить, что компьютер изобрели для того, чтобы облегчить жизнь, а не заменить ее. и чтобы расширить возможности человека, а не сузить их.

Источник

40. Употребление форм глагола

§173. Образование некоторых личных форм

1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить), «галжу» (от галдеть), «гвозжу» (от гвоздить), «дужу» (от дудеть), «ерунжу»(от ерундить), «прегражу» (от преградить), «пылесошу» (от пылесосить), «сосежу» (от соседить), «шкожу» (от шкодить).

Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать), «тужу» (оттузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др.

Глаголы умертвить, роптать образуют в 1 лице единственного числа формы умерщвлю, ропщу.

2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу 1 спряжения: выздоровею, ешь, -еют; опостылею, -еешь, -еют; опротивею, -еешь, -еют. Формы этих глаголов выздоровлю, шь, -ят и т.д. употреблять не рекомендуется.

3. Глагол зиждиться образует прошедшее время (зиждился) с суффиксом и деепричастие (зиждясь) (по II спряжению), формы настоящего времени и причастие образуются по I спряжению (зиждется,-утся, зиждущийся).

Такое же соотношение форм у глагола зыбитьсязыбился, зыблясьзыблется, -ются, зыблющийся.

Равноправные варианты неопределенной формы стелить (ся) стлать(ся) образуют личные формы I спряжения от глагола стлать: стелю (сь), стелешь (ся), стелет (ся) и т.д.

Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят – чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий – чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней.Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости: почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтятприсутствием.

4. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал.

Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллельных форм.

Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной).

Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигаютмебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает – движет (пружина двигает/движет часовой механизм).

Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: над нами не каплет; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру).

Глагол метать в значении «шить, прошивать стежками, обшивать петлю» имеет личные формы метаю, метает (метает кофту, метает шов). Его омоним, глагол метать в значении«разбрасывать, раскидывать» имеет личные формы мечу, мечет (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру); в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется формаметает: метает гранату, диск, копье и т.д.

В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (вместо кличет – от кликать), мяучит (от мяучить; литературная форма мяукает — от мяукать).

Глаголы сыпать, трепать, щипать при наличии нейтральных форм сыплет, щиплет, треплет имеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, по II спряжению – сыпят, такое же соотношение форм и у глаголов щипать, трепать.

5. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на , форма на ненормативная. Ср.: . Тревогой бранной напои! (Блок). –Напой ее чаем, баловница,закричал ей вслед Овсяников (Тургенев).

Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь,выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обойми (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едь, ехайявляются недопустимыми.

§174. Варианты видовых форм

1. Двувидовые глаголы образовать и организовать в прошедшем времени употребляются только в совершенном виде (ср.: Парламент образовал комиссию; заведующий отделом эффективноорганизовал работу); в прошедшем времени в значении несовершенного вида употребляются глаголы образовывать, организовывать (ср.: городские власти ежегодно организовывалифольклорный фестиваль; межведомственная комиссия уже не раз образовывала такие комиссии).

2. Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о а обусловливать обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться;не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать.

3. Чередование о – а в корне наблюдается у ряда глаголов при образовании видовой пары: выхлопотать – выхлопатывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить –застраивать, затронуть – затрагивать, обработать – обрабатывать, облагородить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удостоить – удостаивать, усвоить – усваивать и др.; глаголы деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, реализовать, стилизовать, электризовать и др. не допускают вариантов с суффиксом зирова-; глаголыагонизировать, активизировать, госпитализировать, идеализировать, иронизировать, приватизировать, символизировать, яровизировать и др. не допускают вариантов с суффиксом зова-.

4. Видовые пары захлопнуть – захлопывать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, опорочить – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить –узаконивать и др. сохраняют корневое о.

5. Варианты приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами ва-, -ыва- и -а-, -я-, образующие видовые пары: заготавливать/заготовлять – заготовить, подбадривать/подбодрять – подбодрить, приспосабливать/приспособлять – приспособить, простуживаться/простужаться – простудиться, разрезывать/разреза́ть – разре́зать равноправны.

6. Варианты бесприставочного и приставочного глаголов несовершенного вида, образующие видовые пары, мерзнуть/замерзать – замерзнуть, порочить/опорочивать – опорочить, заботить/озабочивать – озаботить и др. равноправны.

7. Варианты двувидовых глаголов с суффиксом зова и -изирова- вулканизоватъ – вулканизировать, гармонизовать – гармонизировать, канонизовать – канонизировать, колонизовать –колонизировать, легализовать – легализировать, модернизовать – модернизировать, рационализовать – рационализировать, секуляризовать – секуляризировать, стабилизовать – стабилизировать, стандартизовать – стандартизировать и др. равноправны, хотя варианты с суффиксом -изирова- в данных парах становятся более употребительными.

Варианты форм брезгать – брезговать, прочитать – прочесть, свистеть – свистать равноправны.

В парах лазить – лазать, видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать второй вариант разговорно-просторечный.

8. Необходимо различать значения парных глаголов движения:

бегать – бежать

летать – лететь

Источник

Читайте также:  Суффикс глагол начальной формы глагола