Меню

Образовать видовые пары глаголов совершенного вида



Образование видов глагола и видовые пары

При образовании видов глагола возможны два пути:

  1. исходным является глагол несовершенного вида, от которого образуется глагол совершенного вида;
  2. исходным является глагол совершенного вида, от которого образуется глагол несовершенного вида.

Иногда несовершенный и совершенный вид выражаются словами с разным корнем: орать — взять, говорить — сказать, класть — положить, зажиться — лечь, садиться — сесть.

Способы образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида

1. С помощью приставок: делать — сделать, мерить — измерить, писать — написать, строить — построить, читать — прочитать. Наиболее употребительны приставки по- , с- ( со- ).

Видовые пары (бесприставочный глагол несовершенного вида — приставочный глагол совершенного вида) образуются только в том случае, если приставка не меняет лексического значения глагола: пример, строить — построить.
Глаголы строить — перестроить, строить — достроить, строить — пристроить не образуют видовых пар, так как приставка меняет лексическое значение глагола: перестроить — построить по-другому.достроить — довести строительство до конца, пристроить — построить в дополнение к тому, что уже построено.

2. С помощью суффикса -ну- , который указывает на законченность действия или его однократность: двигать — двинуть, исчезать — исчезнуть, кричать — крикнуть, прыгать — прыгнуть.
Примечание. Некоторые глаголы с суффиксом -ну- относятся к несовершенному виду, и совершенный вид от них образуется с помощью приставок: гибнуть — погибнуть, мёрзнуть — замёрзнуть.

3. С помощью суффикса -и- , которому в несовершенном виде соответствует суффикс -а-/-я- : бросать — бросить, выполнять — выполнить, решать — решить. В этом случае возможно чередование конечного согласного основы: возвращать — возвратить, встречать — встрётить, объявлять — объявить.

Способы образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида

1. С помощью суффиксов -ыва- / -ива , -ва- (при этом возможны чередования гласных и согласных): записать — записывать, перестроить — пепрестраивать, вылить — выливать, отдать — отдавать, ходить — выхаживать.

2. Чередованием звуков в корне (часто в сочетании с суффиксацией): выбрать — выбирать, послать — посылать, смять — сминать, съесть — съедать.

Немногочисленные глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида: атаковать, велетъ, жениться, обещать, организовать, образовать. В современном разговорном языке заметно стремление подчеркнуть в таких глаголал видовые pазличия формальными способами (появляются формы образовывать, организовывать, где суффикс -ыва- указывает на несовершенный вид, или пообещать, где приставка по- указывает на совершенный вид).

Особое место в видовой системе занимают глаголы движения, обозначающие перемещение в пространстве. Они имеют две формы несовершенного вида и распадаются на дне соотносительные группы:

Глаголы бежать, везти, вести и т. д. обозначают движение, которое совершается в одном направлении, в определённый момент, непрерывно. Глаголы бегать, возить, водить и т. д. обозначают движение, которое совершается не в одном направлении, не один раз, с перерывами. Ср.: Он идёт в театр (в данный момент, в определённом направлении) — Он ходит в театр (не один раз. в разное время), Он ходит по городу (в разных направлениях).

Путём прибавления приставок, обозначающих направление движения, от глаголов первой группы образуются глаголы совершенного вида, но всегда с дополнительным лексическим значением, вносимым приставкой: бежать — прибежать, везти — увезти, вести — перевести, ехать — проехать и т.д. От приставочных глаголов совершенного вида могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида: прибежать (сов.) — прибегать (несов.), приехатьприезжать, уехать — уезжать и т. д.

Источник

Виды глаголов

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.

Таблица совершенных и несовершенных глаголов

Несовершенный вид Совершенный вид
Инфинитив Что делать?
играть
Что сделать?
поиграть
Прошедшее время Что делал?
играл
Что сделал?
поиграл
Настоящее время Что делаю?
играю
Будущее время Что буду делать?
буду играть
Что сделаю?
поиграю

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?:

сидеть, говорить, играть.

Глаголы несовершенного вида имеют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:

Читайте также:  Разработка урока по теме личные окончания глаголов 5 класс

(что делал?) толкал – прошедшее время, возможно, действие повторялось несколько раз и неизвестно, был ли достигнут нужный результат;

(что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

(что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно, действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца.

Подробнее про каждую временную форму глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов .

Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:

зажигал, зажигаю, буду зажигать.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:

присесть, поговорить, прочитать.

Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:

(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится.

Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:

Образование видов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

удва ивать – удво ить,

Заменой суффиксов и чередованием букв в корне:

Видовые пары глаголов

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и то же действие:

Несовершенный вид Совершенный вид
брать
ловить
класть
искать
говорить
взять
поймать
положить
найти
сказать

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда
(настоящее время, несовершенный вид).

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде
(будущее время, совершенный вид).

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.

Источник

Видовые пары глаголов

Видовые пары глаголов – глаголы разного вида, объединенные в пары по лексическому значению. Как правило, они имеют один корень и указывают на одно действие.

Объединение глаголов в пары

Каждый глагол имеет грамматический признак, который его характеризует: вид. Эта грамматическая категория передает характер протекания действия во времени, его длительность, ограниченность, завершенность.

Таким образом, вид отражает совершение или несовершение какого-либо действия. Отсюда название вида глагола: «совершенный» и «несовершенный».

От характера протекания действия формируются вопросы:

На первый вопрос отвечают глаголы с неопределенным сроком совершения. Они могут отражать бесконечное протекание действия во времени, многократное повторение, постоянное его совершение.

Что делать? – рисовать, писать, читать, мастерить. Такие глаголы относят к глаголам несовершенного вида.

На второй вопрос отвечают глаголы с ограничением срока совершения действия, уверенным результатом в его выполнении, законченностью.

Что сделать? – нарисовать, написать, прочитать, смастерить. Это глаголы совершенного вида.

Пары образуют глаголы разного вида, но с одним лексическим значением.

  • Рисовать – нарисовать.
  • Писать – написать.
  • Читать – прочитать.
  • Мастерить – смастерить.

Исключение из правила составляет группа парных глаголов с разным корнем, представленных в таблице ниже:

Несовершенный вид Совершенный вид
брать взять
класть положить
ловить поймать
искать найти
наложить накладывать
вложить вкладывать

Такие формы называются «супплетивными». Эти глаголы необходимо запомнить.

Способы образования пар

Любой из глаголов, независимо от вида может образовать себе пару. Для этого используется несколько способов словообразования.

Образование пары от глаголов несовершенного вида

«Прямой» метод перехода от «процесса» к «результату» имеет несколько способов образования.

  1. Приставочный (префиксальный). Добавлении приставки к исходному глаголу: пилить-спилить, пить-выпить.

При этом необходимо обращать внимание на значение слова.

Например, однокоренные глаголы «писать – переписать» не образуют видовую пару. Они имеют разное лексическое значение, так как слово «переписать» означает «написать снова».

Читайте также:  Впиши в предложения подходящие по смыслу глаголы с частицей не

Пара образуется с помощью суффиксов: —и-, —ну-.

Решать – реш-и-ть, проникать – проник-ну-ть, привыкать – привык-ну-ть.

При таком способе образования в корнях могут происходить чередование гласных и согласных.

Предлагать — предложить, прощать — простить, отвечать — ответить.

При образовании с помощью суффикса –ну— в корне могут отсутствовать последние согласные в корне.

Двигать – дви-ну-ть, кидать – ки-ну-ть, плескать – плес-ну-ть.

Способ, при котором слово остается без изменения, а перенос ударения меняет вид глагола.

Выреза́ть — вы́резать, высыпа́ть — вы́сыпать, насыпа́ть — насы́пать.

Образование пары от глаголов совершенного вида

«Обратный» способ образования пар от «результата» к «процессу» происходит с помощью суффиксов: —а-, —я-, —ыва-, —ива-, —ва-.

Спасти — спас-а-ть, смять – смин-а-ть, вставить – вставл-я-ть, придумать — придум-ыва-ть, расколоть – раскал-ыва-ть, вышить – выш-ива-ть, одеть – оде-ва-ть.

При таком способе часто наблюдается чередование звуков в корне.

При образовании видовых пар глаголов обязательно должно сохраняться лексическое значение по правилу: от «процесса» к «результату» и наоборот.

Источник

Тема урока: «Вид глагола.
Совершенный и несовершенный вид»

(2 часа)

6-й класс

Цели: 1) познакомить учащихся с понятием вида глагола; 2) научить различать совершенный и несовершенный вид глагола; 3) дать понятие о парных по виду и непарных по виду глаголах; 4) научить использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в речи.

1. Задание. Прочитайте, что сказано в учебнике о глаголах совершенного и несовершенного вида. Чем они различаются? (В учебнике – по вопросам: что делать? и что сделать?) А теперь попробуйте, руководствуясь только вопросами, определить, глаголы какого вида перед вами в данном тексте.

Немедленно вслед за этим кусты надо мной затряслись и затрещали; обезьяны опускались на них и в тот же миг, оттолкнувшись, продолжали путь к вершинам деревьев, где их ожидал старый вожак. Движение стада проходило очень организованно; в тот момент, когда обезьяна перелетала край скалы, другая появлялась на моем кусте.

(Д.Даррелл. Перегруженный ковчег)

Вы правильно определили вид глаголов, хотя для этого использовали только вопросы. А теперь определите вид глагола в таком предложении.

Он телеграфировал о своем приезде.

Задача оказалась не из легких. Это значит, что нам с вами нужно узнать еще многое о глагольном виде, чтобы, во-первых, научиться различать глаголы совершенного и несовершенного вида, во-вторых, образовывать пары глаголов по виду и, наконец, не только понять, зачем в русском языке существует это явление, но и научиться использовать его в речи.

2. Начнем по порядку. Рассмотрите рисунки и определите, в чем между ними разница.

Назовем нашего героя, предположим, Ваней. Что делает Ваня на первом рисунке? Правильно, он еще только строит дом. И неизвестно, закончит ли Ваня строительство, если ему не помогут. А на втором рисунке? Видимо, Ваня получил помощь, ибо он уже построил дом и скоро будет праздновать новоселье. Чем же отличаются два этих глагола: строить – построить? Первый – обозначает сам процесс строительства, без указания на его завершение, а вот второй – завершенный процесс и даже конечный результат (дом). А грамматически они различаются видом, первый глагол – несовершенного вида (проверим с помощью вопроса: что делать? Строить), а второй – совершенного (что сделать? Построить). Какой словообразовательный элемент участвует в выражении совершенного вида? Правильно, приставка по-. Есть ли еще какое-нибудь значение у этой приставки в глаголе построить, кроме грамматического значения совершенного вида? Нет. Значит, это видовая пара.

3. Задание. Подберите к глаголам позавтракать, позвонить, нарисовать, начертить бесприставочные видовые пары. Запишите их и передайте в рисунках значения этих глаголов.

4. Задание. Образуйте видовые пары глаголов и подчеркните приставки, с помощью которых образованы глаголы совершенного вида: делать, фотографировать, ломать, мыть, пить, расти, учить, готовить, делить.

Итак, это приставки с-, вы-, при-, раз-. Кстати, давайте сравним значение совершенного вида у глаголов мыть – вымыть и расти – вырасти. У какого глагола значение завершенности действия совпадает с результативностью? (Вымыть – можно вымыть руки, фрукты, чистые руки и фрукты – это результат; вырасти – значит только завершить процесс роста, результата нет).

Читайте также:  Шелякин категория вида и способы действия русского глагола

5. Теперь проанализируем глаголы из нашего текста: (кусты) затряслись и затрещали. Затрястись – совершенный вид, действие завершенное, но будет ли к этому глаголу парой трястись – без приставки за-? Сравните значение глаголов: кусты тряслись – кусты затряслись (то есть кусты начали трястись). Правильно, приставка за- здесь сообщила глаголу не только значение предела действия, но еще и дополнительное лексическое значение – начала действия. Следовательно, глаголы трястисьзатрястись не могут быть видовой парой. Разве так бывает? – спросите вы. Еще как бывает! Есть и глаголы-одиночки, не имеющие видовых пар. Почему так бывает? Лексическое значение глагола препятствует образованию видовой пары.

6. Задание. Сравните два ряда глаголов:

а) любить, уважать, ценить, терпеть;
б) поесть, попить, погулять, поговорить.

Чем они различаются? (В первом ряду – глаголы несовершенного вида, обозначающие проявление чувства, а такие глаголы не содержат в своем значении предела или результата действия, поэтому нельзя от этих глаголов образовать пары совершенного вида; во втором ряду – глаголы совершенного вида, но со значением «немного» – немного поесть, попить, поэтому есть и пить не составят с ними пар).
Надо сказать, что глаголы движения тоже ведут себя очень интересно: бесприставочные одиночки – только несовершенного вида, а вот приставочные могут образовывать пары: идти, но войти/входить, выйти/выходить, прийти/приходить.

7. Обратимся снова к глаголам, имеющим видовую пару. Всегда ли глагол совершенного вида образуется с помощью приставки? Найдите в тексте третий глагол: (обезьяны) опускались. Образуем пару: опускались – действие не завершено, но может быть завершено: обезьяны уже опустились на кусты. Как мы образовали пару? С помощью приставки? (Нет, приставка та же, корень – пуск, изменился суффикс: -а- заменился на -и-). Правильно, и это второй способ образования видовых пар – чередование суффиксов. Найдите в следующем ряду глаголов суффиксы, с помощью которых образуются глаголы совершенного и несовершенного вида, и обобщите свои наблюдения в таблице:

Совершенный вид

Несовершенный вид

Для полноты картины рассмотрим, какие еще средства могут помочь в образовании и различении глагольных видов, сравните:

разреза’ть и разре’зать (ударение);
класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать (замена корней).

Итак, есть 4 основных средства образования глагольных видов: приставки, чередование суффиксов, ударение, замена корней. Но в ряде случаев имеются еще и дополнительные средства, такие, как чередование гласных и согласных в корнях: выскочить – выскакивать.

8. Вернемся к нашему тексту. Ответьте на вопросы, которые мы поставили в начале урока, и выполните следующие задания: определите, имеют ли видовые пары глаголы из текста; как образуются пары, какими средствами; какую роль играют эти глаголы в тексте?

Немедленно вслед за этим кусты надо мной затряслись и затрещали; обезьяны опускались на них и в тот же миг, оттолкнувшись, продолжали путь к вершинам деревьев, где их ожидал старый вожак. Движение стада проходило очень организованно; в тот момент, когда обезьяна перелетала край скалы, другая появлялась на моем кусте. (Д.Даррелл. Перегруженный ковчег)

Ответы. Затряслись, затрещали – глаголы совершенного вида, непарные, так как обозначают короткую фазу начала действия (приставка за-); опускались, продолжали, ожидал, проходило, перелетала, появлялась – глаголы несовершенного вида, все они, кроме глагола ожидать, имеют пары совершенного вида: опуститься, продолжить, пройти, перелететь, появиться.

Основное средство образования вида – чередование суффиксов -а-, -я-/-и-, -е-, дополнительные средства – чередование в корне ск/ст, в/вл, ударение – продолжать/продолжить, в одной паре – смена корня проходить/пройти. Глагол ожидать не имеет пары совершенного вида, так как действие в этом глаголе не имеет предела (требуется вспомогательный глагол: перестал ожидать).

Роль глаголов в тексте следующая: вначале два глагола совершенного вида описывают короткое начало, затем используются только глаголы несовершенного вида и прошедшего времени для того, чтобы показать одновременность, обыкновенность, плавную повторяемость действий и событий, описываемых в картине. А если заменить эти глаголы на парные – совершенного вида, то картина резко изменится: все действия будут совершаться строго друг за другом и только один раз.

Источник