Меню

Образуй глаголы с приставками вертит



Глаголы с приставками (префиксами)

Всем привет! Сегодня я хочу рассказать вам о глаголах с приставками. О глаголах движения с приставками (приходить, уходить, заходить и т.д.) я уже рассказывала. Если вам интересно, вы можете прочитать об этом тут. А в этой статье я расскажу о приставках для всех остальных глаголов. Посмотрите на картинку и прочитайте диалог этой пары. Попробуйте понять из контекста значение подчёркнутых слов.

А: Тут такая статья интересная! Я хочу зачитать тебе. Хочешь послушать?
Б: Не сейчас. Мне нужно дописать имейл по работе.

Б: Всё! Я дописал письмо. Давай зачитывай свою статью.
А: Я не буду читать всю статью. Я выписала самые интересные моменты. Я зачитаю их.

Как вы поняли из контекста приставка ЗА- означает «сделать что-то по-быстрому». Например,

  • Можно записать ваш номер телефона? (Т.е. быстро написать короткий текст. Поэтому у нас есть такие слова, как « за писка» (a note), за писная книга (address book).
  • Я читаю интересную книгу, я хочу вам вслух зачитать интересный абзац. Послушайте меня.
  • Я испачкала свою блузку. Я застираю пятно и вернусь (Т.е. я не буду стирать всю блузку, а только пятно быстро застираю и вернусь).
  • Ребёнок нарисовал на стене. Нам нужно закрасить это.

Приставка ДО означает закончить делать что-то, совершить недостающее действие. Например,

  • А: Ужин готов! Иди кушать!
    Б: Сейчас, мам! Я дочитаю страницу до конца и приду.
  • Дайте мне договорить! Я ещё не всё сказал! (Т.е. дайте мне закончить мою речь).
  • Мне нужно доделать презентацию сегодня, потому что завтра я должен её принести на работу.

Приставка ВЫ- означает «достать маленький кусочек из большого целого». Например,

  • Дети прочитайте текст и выпишите все новые слова.
  • Где ты это вычитал ? (Т.е. ты прочитал книги и нашёл оттуда этот кусок информации).
  • Я хочу вырезать красивые картинки из журнала и поместить их тут.

Также вы можете встретить и другие приставки. Вы всегда будете понимать их значение из контекста, если вы знаете значение глагола, к которому они прибавляются. Вот ещё несколько примеров с другими приставками.

  • В-
    Дети. Выполните упражнение. Вам нужно в писать в текст пропущенные слова
    (В данном случае по-английски это звучит как «fill in». Т.е. приставка в- говорит от том, что действие направлено вовнутрь чего-либо, например «вклеить фотографии в альбом»).
  • ПРО-
    Пропись — это тетрадь, в которой люди много раз про писывают аккуратно каждую букву, чтобы научиться красиво писать
    (Т.е. приставка про- может означать доведение действия до нужного предела. Например, «прочитать книгу», «прописать каждую букву», «подумать каждую деталь»).
  • ОТ-
    Этот префикс означает завершение и прекращение действия. Например: Он от работал своё, больше он работать не хочет. Или оно может означать отделение части от целого. Например: Я хочу от дать вам это. Идея в том, что это было моё, а я отдаю (отделяю это от себя). Или вот ещё интересный пример: Бабушка от писала ему большой дом (В этом значение глагол «отписать» означает написать документ, по которому человек дарит что-то другому человеку. Например «оставить в наследство» = «отписать»).
  • РАС-
    Мне нравится моя новая комната, но я хочу рас писать вот эту стену
    (т.е. я собираюсь нанести рисунок по всей стене. Именно поэтому есть слово «распродажа», т.е магазин распродаёт всё, что у него осталось. Т.е. префикс рас- может означать распределение действия в разные стороны, увеличение площади охвата. Также приставка рас- может означать усиление интенсивности действия. Например: моя ручка не пишет. Мне надо рас писать её.
  • НА-
    Я хочу на писать тут текст.
    (Префикс на- означает действие направленное на поверхность (горизонтальную или вертикальную). Например, « наклеит ь картинки на бумагу», « нарисовать картину», «налить воду на пол»).
  • ПОД-
    Вы можете под писать этот документ?
    «Подписать» значит «поставить подпись». Префикс под- означает действие, направленное снизу вверх или под предмет. Например, «подбросить монетку». Обычно подпись ставится после основного текста (под ним). Также этот префикс может означать совершение действия скрытно, незаметно. Например: «Он под слушал , когда мы говорили с тобой по телефону» или «Он под смотрел правильные ответы на экзамене». Или этот префикс может означать «добавочные действия для достижения идеального результата: «Мне нравится ваша статья, но ее нужно под редактировать » или «Это красивое платье! Но вот здесь надо чуть-чуть под править , и оно будет смотреться идеально!»
  • НЕДО-
    Этот префикс означает неполноту, незаконченность действия. Например, Ты недо писал свою книгу. Почему ты не хочешь закончить её? или «Почему ты недо делал работу?»
  • ПЕРЕ-
    Этот перфикс может означать выполнение действия ещё раз. Например, я написал письмо с ошибками. Мне нужно пере писать его. Или он может означать доведение до излишнего предела: « Я пере ела. Теперь у меня болит живот» .
  • ПО-
    Этот префикс может означать выполнение действие в течение короткого промежутка времени. Например: «Я по читаю чуть-чуть и пойду спать», «Я по живу 2 недели у мамы, а потом поеду домой» или «Я хочу по рисовать « (т.е. я буду рисовать недолго, чуть-чуть по времени).
  • ПРИ-
    Выражает добавленное действие в конце. Например: «Он уже написал письмо, хотел отправить его и в последнюю минуту решил при писать ещё несколкьо фраз» или «Ты так красиво рисуешь! У тебя получилась такая интересная собака! Но мне кажется, что будет лучше, если ты при рисуешь ей ноги«.
  • С-
    Выражает направление действия сверху внизу: «Сейчас зима. Все деревья с бросили листья». Или доведение действия до результата « с делать работу» или « с ыграть роль». Также эта приставка означает создание копии. Например: «Миша не сделал домашнюю работу, а с писал её у своего друга» или «Ты не придумал сам эту картину, а с рисовал её у Леонардо да Винчи».
  • У-
    Это префикс выражает удаление от объекта ( у бегать, у летать, у ползать), изменение качества другого объекта « у лучшить», « у красить», « у худшить» . И также он может означать доведение действия до результата «услышать», «увидеть», «узнать».
Читайте также:  Местоимения глаголов в русском языке таблица 4 класс

11 thoughts on “ Глаголы с приставками (префиксами) ”

You are the best Russian teacher on the Internet.

Источник

Правописание глагола и глагольных форм

Правописание личных окончаний глагола

1. У глаголов с приставкой вы- спряжение определяется по бесприставочному глаголу:

они выспятся – спят (2-е спряжение)
он вырастит сына – растит (2-е спряжение)
у него вырастет сын – растет (1-е спряжение)

2. Запомните разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить (чтут, чтят), брезжить (рассвет брезжит, зори брезжут).

3. Глаголы на -ять относятся к 1-му спряжению: баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не путать: таить – «скрывать»), хаять.

4. Глаголы выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть в литературном языке изменяются по 1-му спряжению (выздоровеешь, заиндевеешь, опротивеешь, плесневеешь).

5. Различаются литературные и просторечные формы: мучить (литер.) – мучать (простореч.); мерить (литер.) – мерять (простореч.).

Упражнения

№ 1. Определите спряжение глаголов: взять (1), вильнуть (1), вить (1), владеть (1), слышать (2), стричь (1), висеть (2), мочь (1), обидеть (2), хотеть (разноспр.), свистеть (2), тереть (1).

№ 2. Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить.

Инфинитив

Спряжение

2-е л. ед. ч.

3-е л. мн. ч.

Зависеть

Зависишь

№ 3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

1. Капли в лужах плещ_тся размерней и бормоч_т свой псалом. 2. Трепещ_т витязь поневоле: он вид_т старой битвы поле. (А.Пушкин) 3. Он засмеется – все хохоч_т, нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин) 4. Небо бледно-голубое дыш_т светом и теплом и приветству_т Петрополь небывалым сентябрем. 5. Люди расчист_т дорожки, натопч_т, наследят, а снег опять пойдет и все завал_т почти невесомыми пуховыми подушками.

Правописание суффиксов глагола

-ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

-ва-

-и-, -е- в глаголах с приставкой обез(с)-

гласная перед -л-

-ова-(ева-) в форме ед. ч. чередуется с -у-, -ю-; -ыва-(-ива-) сохраняются

Перед -ва- сохраняется гласная корня (не путайте -ва- с -ева-, (-ива-)

В переходном глаголе пишется -и-, в непереходном пишется -е-

Перед -л- сохраняется гласная инфинитива

Беседовать – беседую

Обвить – обви-ва-ть

Спортсмена обессилили (тяжелые тренировки),

Зависел – зависеть

Разглядывать – разглядываю

Запеть – запе-ва-ть

спортсмен обессилел (после выступления)

Послышался – послышаться

1. При подборе формы 1-го лица ед. ч. для проверки правописания глаголов с суффиксами -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- необходимо учитывать вид глагола.
Развеивать (несов. в.) – развеиваю (несов. в.) (неправильно развею, т.к. глагол сов. в., от развеять).
Разведывать (несов. в.) – разведываю (несов. в.) (неправильно разведаю, т.к. глагол сов. в., от разведать).

Читайте также:  Как нужно разбирать глагол для русского языка

2. Обратите внимание на правописание глаголов с корнем -вед-:
исповедовать – исповедую; проповедовать – проповедую; заведовать – заведую; отведывать – отведываю; наведываться – наведываюсь; выведывать – выведываю.

3. Запомните написание глаголов: застревать (хотя застрять); затмевать (хотя затмить); разевать (хотя разинуть); продлевать (хотя продлить); растлевать (хотя растлить); намереваться (нет пары сов. вида).

4. Различайте глаголы увещевать – «уговаривать, советуя» и усовещивать – «совестить, стыдить».

5. Различайте глаголы потчевать – «угощать» и почивать – «спать».

Упражнения

№ 1. Поставьте в форму повелительного и изъявительного наклонений глаголы: повторить, выждать, выгнать, вытрясти, выползти, сказать, увидеть.

Инфинитив

Спряжение

Повелительное накл., мн. ч.

Изъявительное накл., 2-е л., мн. ч.

вынесите

вынесете

№ 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Флаг ре_т. Буревестник ре_л. Никого не увид_л. Ничего не вид_т. Успех завис_т от старания. Завис_л от родителей. Туча рассе_лась. Коробка плохо кле_тся. Разговор не кле_лся. Все опостыл_ло.

№ 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Совет_вать отдохнуть, исслед_вать карту, не огранич_ваться уговорами, проповед_вать милосердие, затм_вать солнце; гора обезлес_ла, певица обезголос_ла, крестьян обезземел_ли, поселок обезлюд_л.

Образование и правописание причастий

Действительные причастия
(обозначают признак предмета, который сам производит действие)

Страдательные причастия
(обозначают признак предмета, на который направлено действие)

(от несов. в.)

(от сов. вида и несов. вида)

При образовании страдательных причастий прошедшего времени важно правильно выбирать форму инфинитива (только сов. вид) и учитывать лексическое значение слова (см. таблицу).

Инфинитив, сов.вид

Причастие

Контекстная проверка

Завесить
Навесить
Обвесить
Развесить
Вывалить
Замесить
Выкатить
Пристрелить

Завешенное окно
Навешенная дверь
Обвешенный продавцом покупатель
Развешенный по порциям чай
Вываленный из контейнера мусор
Замешенное тесто
Выкаченная из сарая бочка
Пристреленный кабан

Окно завесили
Дверь навесили
Покупателя обвесили
Чай развесили
Мусор вывалили
Тесто замесили
Бочку выкатили
Кабана пристрелили

Завешать
Навешать
Обвешать
Развешать
Вывалять
Замешать
Выкачать
Пристрелять

Стены, завешанные пучками трав
Навешанные на стенах плакаты
Обвешанные флажками корабли
Развешанное всюду белье
Вывалянный в снегу полушубок
Замешанный в неприятную историю Выкачанная из бочки вода
Пристрелянное ружье

Стены завешали
На стенах навешали
Корабли обвешали
Белье развешали
Полушубок вываляли в снегу
Замешали в неприятную историю
Воду выкачали
Пристреляли ружье

Упражнения

№ 1. От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий: любить, лежать, составить, засмеяться, создать, одеть, клеить.

№ 2. Укажите глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени: купить, объявить, удивиться, построиться, открыть, настоять: 1) на чем-либо, 2) наливку.

Ответ: это глаголы построиться, удивиться, настоять 1.

№ 3. Среди форм на -мый укажите причастия: зависимый, слышимый, сгораемый, читаемый, неутомимый, различимый, преодолимый.

Примечание. Причастия на -мый – это страдательные причастия настоящего времени. Они образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Следовательно, формы, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида, не будут причастиями.

Ответ: слышимый, читаемый.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1

Укажите номера слов, которые пишутся с буквой у(ю).

1. они бормоч_т
2. они трепещ_т
3. они вид_т
4. они ма_тся
5. они высп_тся
6. они наде_тся
7. они леле_т
8. они брезж_т
9. снега та_т
10. травы колыш_тся
11. они мерещ_тся
12. собаки ла_т
13. овцы бле_т
14. они бор_тся

Укажите номера слов, в которых допущена ошибка.

1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется

Укажите номера слов, в которых допущена ошибка.

1. проповедывать
2. заведывать
3. продлевать
4. затмивать
5. усовещивать
6. расклеял
7. выздоровел
8. зиждился
9. разевать
10. потчевать

Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и.

Читайте также:  В каких глаголах безударную гласную можно проверить ударением

1. Когда вы его увид_те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_те мусор, буд_те наказаны.
3. Он никого не увид_л.
4. Разговор не кле_тся.
5. Если крепко держ_те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_т сына.
7. Ты скоро выздорове_шь.
8. Тучи затм_вают солнце.
9. Он долго не продерж_тся.
10. Поход обессил_л туристов.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки.

1. они брезжут
2. они маются
3. они держут
4. они гонют
5. они лелеют
6. они стелют
7. они клеют
8. они клокочут
9. они бормочут
10. они колышутся
11. они лают
12. они надеются
13. они блеют
14. они тешутся

Укажите номера словосочетаний и предложений, в которых допущены ошибки.

1. Они надеятся не ошибиться.
2. Ребята заклеили книгу.
3. Ему советывали лечиться.
4. Разведовать тайны земли.
5. Никто уже не надеялся на успех.
6. Лошади еле тащутся.
7. Турнир обессилил спортсмена.
8. Рассвет чуть брезжит.
9. Если скажите лишнее, пожалеете.
10. Постоянно вертится.
11. Трава колышется на ветру.
12. Долго маются.
13. Сладко потчевать.
14. Увещевать друга.
15. Воды клокочут.
16. Они бормочут.
17. Не зависили от родителей.
18. Продливать каникулы.
19. Что-то мерещится впереди.
20. Если его увидите, скажите.

Запишите пропущенные причастия (если причастия нельзя образовать, поставьте прочерк).

Инфинитив

Действит. прич.

Страдат. прич.

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

1. решить

решенный

2. решать

решающий

решавший

3. клеить

клеивший

4. надеяться

надеявшийся

Из данных причастий выберите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите номера.

1. отброшенный
2. учившийся
3. обижающий
4. гонимый
5. клеящий
6. таявший
7. настоянный
8. выметенный

Укажите номера слов, в которых пропущены буквы а или я.

1. колыш_щий
2. кле_щий
3. бор_щийся
4. бре_щий
5. гон_щий
6. мел_щий
7. дыш_щий
8. трепещ_щий
9. наде_щийся
10. ма_щийся
11. стел_щий
12. мысл_щий
13. ка_щийся
14. скач_щий

Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква е.

1. свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я).

1. кле_щий карандаш
2. перемеш_нные карты
3. подкле_нная тетрадь
4. раста_вший снег
5. та_щий снег
6. замеш_нное тесто
7. развеш_нный товар

Какой частью речи являются выделенные слова? Выберите правильный ответ:

А) причастием, Б) прилагательным, В) существительным.

1. часть провожающих
2. думать о прошлом
3. закрытый слог
4. опустошенный человек
5. опустошенный город
6. облетевший тополь
7. отцветший куст
8. комната для ожидающих

ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВАЧНЫМ ТЕСТАМ

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
Тест № 2: 1, 5, 7 (от молоть), 12, 13.
Тест № 3: 1, 2, 4, 6, 11, 13, 17.
Тест № 4: 1, 4, 5, 6, 9, 10.
Тест № 5: 3, 4, 7, 14.
Тест № 6: 1, 3, 4, 6, 9, 17, 18.

Правописание причастий

Тест № 1: 1. решивший; 2. решаемый; 3. клеящий; 4. надеющийся.
Примечание: причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, а страдательные причастия – только от переходных глаголов.
Тест № 2: 1, 7, 8, 11, 12, 13, 15.
Тест № 3: 2, 5, 12.
Тест № 4: 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15, 16.
Тест № 5: 2, 4, 10, 14. (В № 7 возможно двоякое написание: развешенный товар, т.е. тот, который развесили, разделили по весу; развешанный товар, т.е тот, который развешали, разместили на каком-то пространстве.)
Тест № 6: А: 5, 6, 7; Б: 3, 4; В: 1, 2, 8.

Литература

1. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах / Багрянцева В.А и др. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 58–84.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М.: Неолит, 2000. С. 107–122.

3. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар. ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.

4. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 57–70.

Источник