Меню

Образуй от данного существительного глагол и прилагательное мороз



Олимпиады по русскому языку для младших школьников

Цели разработки олимпиадных заданий по русскому языку:

  1. Раскрытие творческих возможностей каждого ребёнка, развитие творческой инициативы ученика.
  2. Не только проверка знания учащихся по предмету, но и развитие сообразительности, чувства слова, формирование умений творчески применять имеющиеся знания.
  3. Воспитание добросовестного отношения к учёбе.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке: л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

Ответ: лопата, магазин, посуда, сапоги.

2. Подчеркните только существительные: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

3. Выпишите только глаголы: отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел, взлетел.

Ответ: улетел, лечу, прилетел, взлетел.

4. Зачеркните лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение,, спел, прокатился.

гл. гл. гл. сущ. гл. гл.

Ответ: поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.

5. Подчеркните только однокоренные слова: водяной, водитель, водный, вода.

Ответ: водяной, водитель, водный, вода.

6. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Петя (за) шел (за) товарищем.

Ответ: Лодка отплыла от берега. Петя зашел за товарищем.

7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

Ответ: рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т.д.

8. Вставьте подходящие слова

о о о о

Ответ: ворох, ворот, короб, боров, покос и т.д.

9. Подберите слова, противоположные по смыслу: скучный — …, работать — … .

Ответ: скучный – весёлый, работать – отдыхать.

Отгадайте ребусы 7я, ЯР

Ответ: семья, столяр.

Порядок оценивания выполненной работы:

  • каждое задание оценивается по количеству правильных слов из расчёта 1 балл за каждое слово (пример задание №14 правильных слова – 4 балла и т.д.)
  • максимальное количество баллов за работу 35.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Распределите слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный,

Ответ: сущ: доброта, белила, солнышко.

Прил: добрый, беленький, солнечный 2 балла

2. Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

Ответ: запеканка, посадка, побелка и т.д. 1 балл

Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый, медведь.

Ответ: птица, снег, белый, медведь 1 балл

3. Подберите и запишите 3 слова –о-о—, -о-о—, -о-о- —

Ответ: сорока, ворона, молоко, корова и т.д. 3 балла

4. Подберите и запишите два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

Ответ: яма, яблоко, маяк, и т.д. 2 балла

5. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: мороз -…-…. .

Ответ: мороз – морозить – морозный. 2 балла

6. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

Ответ: Что за птица с красной грудкой?

Пусть всегда будет солнце!

Дети вышли на опушку леса. 3 балла

8. Отгадай ребусы

Ответ: стол, сорока, договор, ворона. 4 балла

9. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно

Ответ: Любите наш могучий язык. 5 баллов

10. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи:

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

Ответ: Посадила (глагол) мама (сущ.) в (предлог) печь (сущ.) пироги (сущ.) с(предлог) капустой (сущ) печь (глагол). 2 балла

Максимальное количество баллов — 25

Олимпиада по русскому языку

4 класс

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

5 баллов

2. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение: по шоссе — …., об Отчизне — … .

Ответ: по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл

4. Распределите слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла

А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.

Водитель, водит, шофёр, таксист

Б)по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит

Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток

5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок..

Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла

6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7 баллов

Максимальное количество баллов – 23.

Олимпиада по русскому языку

4 класс II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.

Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(С) горы (с) бежал поток проворный.

Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.

Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла

2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка

Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка 4 балла

3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”

Водокачка, водопой, водоворот – от “вода” 2 балла

4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

5. Замените одним словом:

Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

Ответ: пассажир 1 балл

6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Килограммы — … апельсины — … сапоги — … помидоры — … ботинки — …

Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.

Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла

9. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

Ответ: подснежники 1 балл

10. Объясните значение выражений:

Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.

Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;

работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла

Максимальное количество баллов – 28

Контрольные срезы в начальной школе __________________ МОУ СОШ №107

2005-2006 учебный год.

Результаты

___ тура олимпиады по русскому языку

Источник

Однокоренные слова к слову «мороз»

Подберем к сло­ву «мороз» одно­ко­рен­ные сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи: суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, гла­го­лы и сло­во кате­го­рии состо­я­ния.

Чтобы отыс­кать одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­ву «мороз», пер­вым делом выяс­ним, какая глав­ная мор­фе­ма их объ­еди­ня­ет по смыс­лу. Смысловой корень хра­нит общее зна­че­ние всех род­ствен­ных лек­сем.

Корень слова «мороз»

Чтобы узнать, какой корень в сло­ве «мороз», сна­ча­ла опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит.

Сегодня ночью пожа­ло­вал пер­вый моро́з: все дере­вья и тра­ва в инее.

Это сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что? Значит, оно явля­ет­ся неоду­шев­лён­ным суще­стви­тель­ным муж­ско­го рода, что под­твер­дит соче­та­е­мость с место­име­ни­я­ми и при­ла­га­тель­ны­ми:

Морфемный раз­бор нач­нем с выде­ле­ния окон­ча­ния. С этой целью изме­ним сло­во по паде­жам и чис­лам:

Рассмотрев грам­ма­ти­че­ские фор­мы сло­ва, ука­жем в его мор­фем­ном соста­ве нуле­вое окон­ча­ние. Оно про­яв­ля­ет­ся в виде букв в кос­вен­ных паде­жах суще­стви­тель­но­го.

Значимая мор­фе­ма мороз- далее не делит­ся на части и явля­ет­ся кор­нем. В нем содер­жит­ся общий смысл всех род­ствен­ных слов.

Запишем мор­фем­ный состав сло­ва в виде схе­мы:

С этим кор­нем под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва сре­ди раз­ных частей речи.

Родственные слова к слову «мороз»

Однокоренные существительные

С помо­щью суф­фик­сов обра­зу­ем одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные:

В резуль­та­те чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных корень меня­ет свой вид:

Способом пере­хо­да при­ла­га­тель­но­го в суще­стви­тель­ное обра­зу­ем одно­ко­рен­ное сло­во «моро­же­ное» . Это назва­ние холод­но­го десер­та из моло­ка и сли­вок с добав­ле­ни­ем фрук­тов, шоко­ла­да, варе­нья и пр.

В рас­ска­зе «Галоши и моро­же­ное» Михаил Зощенко вспо­ми­на­ет о дет­ской про­дел­ке, кото­рую Минька с сест­рой Лялей совер­ши­ли, что­бы купить запрет­ное лаком­ство.

Родственные прилагательные

В рус­ском язы­ке с кор­нем -мороз- суще­ству­ет немно­го слов, обо­зна­ча­ю­щих при­знак пред­ме­та:

Однокоренные глаголы

Существительное обра­зу­ет гла­гол «моро­зить». Он явля­ет­ся про­из­во­дя­щим сло­вом для мно­же­ства одно­ко­рен­ных гла­го­лов:

Однокоренное слово категории состояния

Однокоренное сло­ва «мороз­но» при­над­ле­жит к кате­го­рии состо­я­ния. С его помо­щью мож­но сооб­щить о зим­ней сту­же.

Источник

Олимпиада по русскому языку-3 класс

Олимпиада по русскому языку 3 класс

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке: л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

2. Подчеркните только существительные: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

3. Выпишите только глаголы: отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел, взлетел.

4. Зачеркните лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение,, спел, прокатился.

5. Подчеркните только однокоренные слова: водяной, водитель, водный, вода.

6. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Петя (за) шел (за) товарищем.

7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

8. Вставьте подходящие слова

9. Подберите слова, противоположные по смыслу:

11. Распределите слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный,­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

12. Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

13. Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый, медведь.

14. Подберите и запишите 3 слова -о-о—, -о-о—, -о-о- —

15. Подберите и запишите два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

16. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:

17. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

18. Отгадай ребусы

_____________________________________________________________________________19. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно

10. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи:

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке: л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

Ответ: лопата, магазин, посуда, сапоги.

2. Подчеркните только существительные: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

3. Выпишите только глаголы: отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел, взлетел.

Ответ: улетел, лечу, прилетел, взлетел.

4. Зачеркните лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение,, спел, прокатился.

гл. гл. гл. сущ. гл. гл.

Ответ: поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.

5. Подчеркните только однокоренные слова: водяной, водитель, водный, вода.

Ответ: водяной, водитель, водный, вода.

6. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Петя (за) шел (за) товарищем.

Ответ: Лодка отплыла от берега. Петя зашел за товарищем.

7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

Ответ: рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т.д.

8. Вставьте подходящие слова

Ответ: ворох, ворот, короб, боров, покос и т.д.

9. Подберите слова, противоположные по смыслу: скучный — …, работать — … .

Ответ: скучный — весёлый, работать — отдыхать.

Отгадайте ребусы 7я, ЯР

Ответ: семья, столяр.

10. Распределите слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный,

Ответ: сущ: доброта, белила, солнышко.

Прил: добрый, беленький, солнечный 2 балла

11. Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

Ответ: запеканка, посадка, побелка и т.д. 1 балл

12. Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый, медведь.

Ответ: птица, снег, белый, медведь 1 балл

13. Подберите и запишите 3 слова -о-о—, -о-о—, -о-о- —

Ответ: сорока, ворона, молоко, корова и т.д. 3 балла

14. Подберите и запишите два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

Ответ: яма, яблоко, маяк, и т.д. 2 балла

15. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: мороз -…-…. .

Ответ: мороз — морозить — морозный. 2 балла

16. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

Ответ: Что за птица с красной грудкой?

Пусть всегда будет солнце!

Дети вышли на опушку леса. 3 балла

17. Отгадай ребусы

Ответ: стол, сорока, договор, ворона. 4 балла

18. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно

Ответ: Любите наш могучий язык. 5 баллов

19. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи:

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

Ответ: Посадила (глагол) мама (сущ.) в (предлог) печь (сущ.) пироги (сущ.) с(предлог) капустой (сущ) печь (глагол). 2 балла

Источник

Читайте также:  Открытый урок русского языка 4 класс спряжение глаголов

образуй от данного существительного глагол и прилагательное мороз



Олимпиады по русскому языку для младших школьников

Цели разработки олимпиадных заданий по русскому языку:

  1. Раскрытие творческих возможностей каждого ребёнка, развитие творческой инициативы ученика.
  2. Не только проверка знания учащихся по предмету, но и развитие сообразительности, чувства слова, формирование умений творчески применять имеющиеся знания.
  3. Воспитание добросовестного отношения к учёбе.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке: л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

Ответ: лопата, магазин, посуда, сапоги.

2. Подчеркните только существительные: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

3. Выпишите только глаголы: отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел, взлетел.

Ответ: улетел, лечу, прилетел, взлетел.

4. Зачеркните лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение,, спел, прокатился.

гл. гл. гл. сущ. гл. гл.

Ответ: поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.

5. Подчеркните только однокоренные слова: водяной, водитель, водный, вода.

Ответ: водяной, водитель, водный, вода.

6. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Петя (за) шел (за) товарищем.

Ответ: Лодка отплыла от берега. Петя зашел за товарищем.

7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

Ответ: рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т.д.

8. Вставьте подходящие слова

о о о о

Ответ: ворох, ворот, короб, боров, покос и т.д.

9. Подберите слова, противоположные по смыслу: скучный — …, работать — … .

Ответ: скучный – весёлый, работать – отдыхать.

Отгадайте ребусы 7я, ЯР

Ответ: семья, столяр.

Порядок оценивания выполненной работы:

  • каждое задание оценивается по количеству правильных слов из расчёта 1 балл за каждое слово (пример задание №14 правильных слова – 4 балла и т.д.)
  • максимальное количество баллов за работу 35.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Распределите слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный,

Ответ: сущ: доброта, белила, солнышко.

Прил: добрый, беленький, солнечный 2 балла

2. Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

Ответ: запеканка, посадка, побелка и т.д. 1 балл

Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый, медведь.

Ответ: птица, снег, белый, медведь 1 балл

3. Подберите и запишите 3 слова –о-о—, -о-о—, -о-о- —

Ответ: сорока, ворона, молоко, корова и т.д. 3 балла

4. Подберите и запишите два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

Ответ: яма, яблоко, маяк, и т.д. 2 балла

5. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: мороз -…-…. .

Ответ: мороз – морозить – морозный. 2 балла

6. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

Ответ: Что за птица с красной грудкой?

Пусть всегда будет солнце!

Дети вышли на опушку леса. 3 балла

8. Отгадай ребусы

Ответ: стол, сорока, договор, ворона. 4 балла

9. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно

Ответ: Любите наш могучий язык. 5 баллов

10. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи:

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

Ответ: Посадила (глагол) мама (сущ.) в (предлог) печь (сущ.) пироги (сущ.) с(предлог) капустой (сущ) печь (глагол). 2 балла

Максимальное количество баллов — 25

Олимпиада по русскому языку

4 класс

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

5 баллов

2. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение: по шоссе — …., об Отчизне — … .

Ответ: по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл

4. Распределите слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла

А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.

Водитель, водит, шофёр, таксист

Б)по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит

Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток

5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок..

Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла

6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7 баллов

Максимальное количество баллов – 23.

Олимпиада по русскому языку

4 класс II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.

Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(С) горы (с) бежал поток проворный.

Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.

Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла

2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка

Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка 4 балла

3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”

Водокачка, водопой, водоворот – от “вода” 2 балла

4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

5. Замените одним словом:

Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

Ответ: пассажир 1 балл

6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Килограммы — … апельсины — … сапоги — … помидоры — … ботинки — …

Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.

Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла

9. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

Ответ: подснежники 1 балл

10. Объясните значение выражений:

Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.

Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;

работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла

Максимальное количество баллов – 28

Контрольные срезы в начальной школе __________________ МОУ СОШ №107

2005-2006 учебный год.

Результаты

___ тура олимпиады по русскому языку

Источник

Однокоренные слова к слову «мороз»

Подберем к сло­ву «мороз» одно­ко­рен­ные сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи: суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, гла­го­лы и сло­во кате­го­рии состо­я­ния.

Чтобы отыс­кать одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­ву «мороз», пер­вым делом выяс­ним, какая глав­ная мор­фе­ма их объ­еди­ня­ет по смыс­лу. Смысловой корень хра­нит общее зна­че­ние всех род­ствен­ных лек­сем.

Корень слова «мороз»

Чтобы узнать, какой корень в сло­ве «мороз», сна­ча­ла опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит.

Сегодня ночью пожа­ло­вал пер­вый моро́з: все дере­вья и тра­ва в инее.

Это сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что? Значит, оно явля­ет­ся неоду­шев­лён­ным суще­стви­тель­ным муж­ско­го рода, что под­твер­дит соче­та­е­мость с место­име­ни­я­ми и при­ла­га­тель­ны­ми:

Морфемный раз­бор нач­нем с выде­ле­ния окон­ча­ния. С этой целью изме­ним сло­во по паде­жам и чис­лам:

Рассмотрев грам­ма­ти­че­ские фор­мы сло­ва, ука­жем в его мор­фем­ном соста­ве нуле­вое окон­ча­ние. Оно про­яв­ля­ет­ся в виде букв в кос­вен­ных паде­жах суще­стви­тель­но­го.

Значимая мор­фе­ма мороз- далее не делит­ся на части и явля­ет­ся кор­нем. В нем содер­жит­ся общий смысл всех род­ствен­ных слов.

Запишем мор­фем­ный состав сло­ва в виде схе­мы:

С этим кор­нем под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва сре­ди раз­ных частей речи.

Родственные слова к слову «мороз»

Однокоренные существительные

С помо­щью суф­фик­сов обра­зу­ем одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные:

В резуль­та­те чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных корень меня­ет свой вид:

Способом пере­хо­да при­ла­га­тель­но­го в суще­стви­тель­ное обра­зу­ем одно­ко­рен­ное сло­во «моро­же­ное» . Это назва­ние холод­но­го десер­та из моло­ка и сли­вок с добав­ле­ни­ем фрук­тов, шоко­ла­да, варе­нья и пр.

В рас­ска­зе «Галоши и моро­же­ное» Михаил Зощенко вспо­ми­на­ет о дет­ской про­дел­ке, кото­рую Минька с сест­рой Лялей совер­ши­ли, что­бы купить запрет­ное лаком­ство.

Родственные прилагательные

В рус­ском язы­ке с кор­нем -мороз- суще­ству­ет немно­го слов, обо­зна­ча­ю­щих при­знак пред­ме­та:

Однокоренные глаголы

Существительное обра­зу­ет гла­гол «моро­зить». Он явля­ет­ся про­из­во­дя­щим сло­вом для мно­же­ства одно­ко­рен­ных гла­го­лов:

Однокоренное слово категории состояния

Однокоренное сло­ва «мороз­но» при­над­ле­жит к кате­го­рии состо­я­ния. С его помо­щью мож­но сооб­щить о зим­ней сту­же.

Источник

Олимпиада по русскому языку-3 класс

Олимпиада по русскому языку 3 класс

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке: л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

2. Подчеркните только существительные: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

3. Выпишите только глаголы: отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел, взлетел.

4. Зачеркните лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение,, спел, прокатился.

5. Подчеркните только однокоренные слова: водяной, водитель, водный, вода.

6. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Петя (за) шел (за) товарищем.

7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

8. Вставьте подходящие слова

9. Подберите слова, противоположные по смыслу:

11. Распределите слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный,­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

12. Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

13. Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый, медведь.

14. Подберите и запишите 3 слова -о-о—, -о-о—, -о-о- —

15. Подберите и запишите два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

16. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:

17. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

18. Отгадай ребусы

_____________________________________________________________________________19. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно

10. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи:

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке: л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

Ответ: лопата, магазин, посуда, сапоги.

2. Подчеркните только существительные: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

3. Выпишите только глаголы: отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел, взлетел.

Ответ: улетел, лечу, прилетел, взлетел.

4. Зачеркните лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение,, спел, прокатился.

гл. гл. гл. сущ. гл. гл.

Ответ: поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.

5. Подчеркните только однокоренные слова: водяной, водитель, водный, вода.

Ответ: водяной, водитель, водный, вода.

6. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Петя (за) шел (за) товарищем.

Ответ: Лодка отплыла от берега. Петя зашел за товарищем.

7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

Ответ: рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т.д.

8. Вставьте подходящие слова

Ответ: ворох, ворот, короб, боров, покос и т.д.

9. Подберите слова, противоположные по смыслу: скучный — …, работать — … .

Ответ: скучный — весёлый, работать — отдыхать.

Отгадайте ребусы 7я, ЯР

Ответ: семья, столяр.

10. Распределите слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный,

Ответ: сущ: доброта, белила, солнышко.

Прил: добрый, беленький, солнечный 2 балла

11. Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

Ответ: запеканка, посадка, побелка и т.д. 1 балл

12. Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый, медведь.

Ответ: птица, снег, белый, медведь 1 балл

13. Подберите и запишите 3 слова -о-о—, -о-о—, -о-о- —

Ответ: сорока, ворона, молоко, корова и т.д. 3 балла

14. Подберите и запишите два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

Ответ: яма, яблоко, маяк, и т.д. 2 балла

15. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: мороз -…-…. .

Ответ: мороз — морозить — морозный. 2 балла

16. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

Ответ: Что за птица с красной грудкой?

Пусть всегда будет солнце!

Дети вышли на опушку леса. 3 балла

17. Отгадай ребусы

Ответ: стол, сорока, договор, ворона. 4 балла

18. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно

Ответ: Любите наш могучий язык. 5 баллов

19. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи:

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

Ответ: Посадила (глагол) мама (сущ.) в (предлог) печь (сущ.) пироги (сущ.) с(предлог) капустой (сущ) печь (глагол). 2 балла

Источник

Читайте также:  Подобрать глаголы к слову малыш

Образуй от данного существительного глагол и прилагательное мороз



Олимпиады по русскому языку для младших школьников

Цели разработки олимпиадных заданий по русскому языку:

  1. Раскрытие творческих возможностей каждого ребёнка, развитие творческой инициативы ученика.
  2. Не только проверка знания учащихся по предмету, но и развитие сообразительности, чувства слова, формирование умений творчески применять имеющиеся знания.
  3. Воспитание добросовестного отношения к учёбе.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке: л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

Ответ: лопата, магазин, посуда, сапоги.

2. Подчеркните только существительные: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

3. Выпишите только глаголы: отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел, взлетел.

Ответ: улетел, лечу, прилетел, взлетел.

4. Зачеркните лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение,, спел, прокатился.

гл. гл. гл. сущ. гл. гл.

Ответ: поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.

5. Подчеркните только однокоренные слова: водяной, водитель, водный, вода.

Ответ: водяной, водитель, водный, вода.

6. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Петя (за) шел (за) товарищем.

Ответ: Лодка отплыла от берега. Петя зашел за товарищем.

7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

Ответ: рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т.д.

8. Вставьте подходящие слова

о о о о

Ответ: ворох, ворот, короб, боров, покос и т.д.

9. Подберите слова, противоположные по смыслу: скучный — …, работать — … .

Ответ: скучный – весёлый, работать – отдыхать.

Отгадайте ребусы 7я, ЯР

Ответ: семья, столяр.

Порядок оценивания выполненной работы:

  • каждое задание оценивается по количеству правильных слов из расчёта 1 балл за каждое слово (пример задание №14 правильных слова – 4 балла и т.д.)
  • максимальное количество баллов за работу 35.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Распределите слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный,

Ответ: сущ: доброта, белила, солнышко.

Прил: добрый, беленький, солнечный 2 балла

2. Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

Ответ: запеканка, посадка, побелка и т.д. 1 балл

Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый, медведь.

Ответ: птица, снег, белый, медведь 1 балл

3. Подберите и запишите 3 слова –о-о—, -о-о—, -о-о- —

Ответ: сорока, ворона, молоко, корова и т.д. 3 балла

4. Подберите и запишите два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

Ответ: яма, яблоко, маяк, и т.д. 2 балла

5. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: мороз -…-…. .

Ответ: мороз – морозить – морозный. 2 балла

6. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

Ответ: Что за птица с красной грудкой?

Пусть всегда будет солнце!

Дети вышли на опушку леса. 3 балла

8. Отгадай ребусы

Ответ: стол, сорока, договор, ворона. 4 балла

9. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно

Ответ: Любите наш могучий язык. 5 баллов

10. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи:

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

Ответ: Посадила (глагол) мама (сущ.) в (предлог) печь (сущ.) пироги (сущ.) с(предлог) капустой (сущ) печь (глагол). 2 балла

Максимальное количество баллов — 25

Олимпиада по русскому языку

4 класс

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

5 баллов

2. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение: по шоссе — …., об Отчизне — … .

Ответ: по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл

4. Распределите слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла

А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.

Водитель, водит, шофёр, таксист

Б)по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит

Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток

5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок..

Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла

6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7 баллов

Максимальное количество баллов – 23.

Олимпиада по русскому языку

4 класс II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.

Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(С) горы (с) бежал поток проворный.

Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.

Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла

2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка

Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка 4 балла

3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”

Водокачка, водопой, водоворот – от “вода” 2 балла

4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

5. Замените одним словом:

Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

Ответ: пассажир 1 балл

6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Килограммы — … апельсины — … сапоги — … помидоры — … ботинки — …

Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.

Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла

9. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

Ответ: подснежники 1 балл

10. Объясните значение выражений:

Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.

Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;

работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла

Максимальное количество баллов – 28

Контрольные срезы в начальной школе __________________ МОУ СОШ №107

2005-2006 учебный год.

Результаты

___ тура олимпиады по русскому языку

Источник

Олимпиада по русскому языку-3 класс

Олимпиада по русскому языку 3 класс

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке: л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

2. Подчеркните только существительные: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

3. Выпишите только глаголы: отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел, взлетел.

4. Зачеркните лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение,, спел, прокатился.

5. Подчеркните только однокоренные слова: водяной, водитель, водный, вода.

6. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Петя (за) шел (за) товарищем.

7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

8. Вставьте подходящие слова

9. Подберите слова, противоположные по смыслу:

11. Распределите слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный,­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

12. Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

13. Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый, медведь.

14. Подберите и запишите 3 слова -о-о—, -о-о—, -о-о- —

15. Подберите и запишите два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

16. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:

17. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

18. Отгадай ребусы

_____________________________________________________________________________19. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно

10. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи:

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке: л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

Ответ: лопата, магазин, посуда, сапоги.

2. Подчеркните только существительные: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

3. Выпишите только глаголы: отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел, взлетел.

Ответ: улетел, лечу, прилетел, взлетел.

4. Зачеркните лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение,, спел, прокатился.

гл. гл. гл. сущ. гл. гл.

Ответ: поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.

5. Подчеркните только однокоренные слова: водяной, водитель, водный, вода.

Ответ: водяной, водитель, водный, вода.

6. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Петя (за) шел (за) товарищем.

Ответ: Лодка отплыла от берега. Петя зашел за товарищем.

7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

Ответ: рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т.д.

8. Вставьте подходящие слова

Ответ: ворох, ворот, короб, боров, покос и т.д.

9. Подберите слова, противоположные по смыслу: скучный — …, работать — … .

Ответ: скучный — весёлый, работать — отдыхать.

Отгадайте ребусы 7я, ЯР

Ответ: семья, столяр.

10. Распределите слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный,

Ответ: сущ: доброта, белила, солнышко.

Прил: добрый, беленький, солнечный 2 балла

11. Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

Ответ: запеканка, посадка, побелка и т.д. 1 балл

12. Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый, медведь.

Ответ: птица, снег, белый, медведь 1 балл

13. Подберите и запишите 3 слова -о-о—, -о-о—, -о-о- —

Ответ: сорока, ворона, молоко, корова и т.д. 3 балла

14. Подберите и запишите два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.

Ответ: яма, яблоко, маяк, и т.д. 2 балла

15. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: мороз -…-…. .

Ответ: мороз — морозить — морозный. 2 балла

16. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

Ответ: Что за птица с красной грудкой?

Пусть всегда будет солнце!

Дети вышли на опушку леса. 3 балла

17. Отгадай ребусы

Ответ: стол, сорока, договор, ворона. 4 балла

18. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно

Ответ: Любите наш могучий язык. 5 баллов

19. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи:

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

Ответ: Посадила (глагол) мама (сущ.) в (предлог) печь (сущ.) пироги (сущ.) с(предлог) капустой (сущ) печь (глагол). 2 балла

Источник

Читайте также:  Are being used какой глагол