Меню

Образуй от имен существительных имена прилагательные солнце



Пушкин сделал!

готовые домашние задания

Home » русский язык » Повторение (упр 95-102) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Повторение (упр 95-102) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

95

Прочитайте. Впишите в определение пропущенные слова.

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

96

  • Прочитайте. Укажите, какой частью речи является каждое слово.

пр. сущ. сущ. гл. прил. сущ.
Над речкой ива свесила зелёную листву.

  • Разберите предложение по членам предложения. Подчеркните главные члены. Каким членом предложения является прилагательное.

Ива — подлежащее, свесила — сказуемое.

Имя прилагательное является второстепенным членом предложения.

97

  • Скажите, какие по вкусу, цвету и величине бывают овощи, фрукты и ягоды.
  • Составьте по рисункам словосочетания, образованные из имени существительного и имени прилагательного. Запишите их.

Спелое яблоко, сочная груша, синий виноград, вкусная малина, красные ягоды, крупная земляника, сладкий лук, длинная морковь, небольшая картошка.

98

  • Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные имена прилагательные. Запишите их вместе с подходящими по смыслу именами существительными.

Солома — с о ломенная шляпа,
восток — восточный экспресс,
пшеница — пшеничные зёрна,
лисица — лисья нора,
коллектив — коллективный труд,
земляника — земляничное варенье.

  • Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

99

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Среди болот крупной фр а нцузской реки Роны живёт фламинго. Эту птицу ни с кем не спутаешь: оперение у неё нежно–розовое , крылья пурпурные с ч ё рными концами. Имя «фламинго» означает « огнекрылая ». Стая этих птиц летит, будто белое облако, подкрашенное пурпуром.

  • Подчеркните имена прилагательные. Поставьте к ним вопрос от имен существительных, с которыми они связаны по смыслу.

Реки (какой?) крупной, французской. Оперение (какое?) нежно-розовое. Крылья (какие?) пурпурные. Концами (какими?) черными. Означает (какая?) огнекрылая. Облако (какое?) белое.

  • Подберите синонимы к выделенному имени прилагательному.

Пурпурные — красные, алые, багряные.

100

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Колосок пшеницы – пшенич ный колосок, метели в феврале – февраль ские метели, повидло из яблокяблоч ное повидло, ночь со звёздами – звёзд ная ночь.

  • Найдите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните имена прилагательные.

101

  • Прочитайте. Вставьте в словосочетания пропущенные имена прилагательные из скобок.

1. Белоснежный ковёр, белый снег.
2. Доблестный воин, геройский поступок.
3. Горячий утюг, жаркий день.
4. Миниатюрный столик, крошечный муравьишко, маленький мальчик.

102

Московский Кремль, Балтийское море, Василиса Прекрасная, божья коровка, Индийский океан, майский жук, Кощей Бессмертный, Снежная королева, чёрная смородина, Большая Медведица, розовый фламинго, Уральские горы.

  • Подчеркните имена прилагательные.
  • Поработайте в парах: обсудите, почему одни имена прилагательные записаны с заглавной буквы, а другие – со строчной.
Читайте также:  Правописание не с именами существительными и прилагательными примеры

Имена собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные — со строчной.

Источник

Система упражнений для совершенствования знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»

При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

Аналитические упражнения

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание 2. Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание 3. Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.
Шумят в лесу осины, березы и дубы,
И просятся в корзины малины и грибы.
Хорошая погода, веселые деньки…
Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
Дорог хороших много, — любую выбирай.
Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
Мы юные туристы, мы любим край родной.
(Н.Найденова)

Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Задание 6. Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Читайте также:  Разряды прилагательного в немецком языке

Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (. ) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание 11. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание 12. Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание 13. Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание 14. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?

Задание 15. Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого.

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)

Задание 16. Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото, обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный.

Черное золото
Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… — это богатство нашей страны.

Задание 17. Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за, а в предложном – о, в, на.

Читайте также:  Какой бывает компьютер прилагательные

Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем.

Задание 19. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)

Задание 20. Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание 21. Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание 22. Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание 23. Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание 24. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

Задание 25. Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

Задание 26. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание 27. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание 28. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Источник

образуй от имен существительных имена прилагательные солнце



Связь имени прилагательного с именем существительным — ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; показать связь имени прилагательного с именем существительным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным; устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать примеры с определенной орфограммой.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

(На доске записаны слова.)

Ветер, земляника, суббота, сахар, береза.

— От данных существительных образуйте прилагательные. Запишите их с подходящими по смыслу существительными. (Ветер — ветряная мельница; земляника — земляничный пирог; суббота— субботний вечер; сахар — сахарная пудра; береза — березовый сок.)

— Подчеркните прилагательные волнистой линией. Обозначьте непроверяемую безударную гласную.

2. Орфографическая минутка

— Из прочитанных пар слов выпишите только слова с мягкими согласными звуками.

Нос — нес, ров — рев, Тома — Тема, мыл — мил, пил — пыл, бил — был, висок — высок, лук — люк, мал — мял.

— Как в словах обозначена мягкость согласного звука?

III. Самоопределение к деятельности

— Как называются слова, о которых мы говорили на прошлом уроке? (Имена прилагательные.)

— На какие вопросы отвечают эти слова?

— Что они обозначают? Приведите примеры имен прилагательных.

— Давайте поиграем. Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

Серый, хищный, жадный . (Волк.)

Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)

Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)

Сухое, свежее, душистое . (Сено.)

Солнечный, веселый . (День.)

— Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

— Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебники на с. 88. Прочитайте информацию на “Страничке для любознательных”.

— Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?

(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки в стороны пошире —

Раз, два, три, четыре.

Наклониться — это пять —

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку —

Любим делать мы зарядку!

VI. Закрепление изученного материала

(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка — один ученик читает выписанные словосочетания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак “+”.)

Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая поземка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

— К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.

Ветер (какой?) яростный, солнце . пелена . вихри . поземка . метель.

(Ученики сверяют свою работу с образцом выполнения на доске.)

— Каким вы представляете февраль?

— Какие прилагательные употребил автор для его описания?

— Что понравилось на уроке?

— Что хотели изменить?

VIII. Подведение итогов урока

— Какая часть речи служит для украшения наших предложений?

Источник

Имя прилагательное
Формы имён прилагательных

1. Подчеркни имена прилагательные женского рода. Разбери их по составу.

Заводской, солнечное, сладкая, пружинная, ненастное, береговой, счастливая, коллективная, троллейбусная, садовая.

2. Допиши окончания имён прилагательных. Укажи род имён прилагательных и существительных.

Сочн. персик, горяч. кофе, син. василёк, маленьк. жучок, свеж. картофель, лёгк. тюль, нов. акварель, широк. шоссе.

3. Замени данные в скобках имена существительные однокоренными именами прилагательными. Запиши получившиеся словосочетания. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи их род.

• Подчеркни в словах орфограммы.

4. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи их род.

В ру. ком л. су растёт ж. вописн клён. Гладк. и чист. его ствол. Это праз. ничн. дер. во. Клён любит солнечн и ярк. свет. В ясн. летн. день х. р. шо отдохнуть под развесистым клёном.

(По И. Соколову-Микитову)

• Разбери четвёртое предложение по членам. Укажи падежи имён существительных.

5. Запиши имена прилагательные, указывающие признаки предметов. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи их число и род, где возможно.

василёк (какой?) синий

6. Запиши словосочетания. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи их род. Подчеркни словосочетание, в котором имя прилагательное использовано в переносном значении.

красный (яблоко, платок, кофта)

вкусный (обед, повидло, булочка)

горячий (привет, солнце, батарея)

дальний (страна, плаванье, берег)

7. Запиши от данных имён существительных имена прилагательные мужского рода с удвоенной согласной н.

Пена, окно, колено, глубина, дерево, родство.

8. Укажи число имён прилагательных. Выдели окончания.

Улетела злая вьюга.

Принесли тепло грачи.

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи. (А. Усанова)

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий. (А. Толстой)

Подчеркни все известные орфограммы. Найди сложное предложение. Подчеркни в нём главные члены.

9. Просклоняй словосочетания. Выдели окончания имён прилагательных.

10. Ученик определял падежи имён прилагательных. Проверь его работу. Если ты видишь ошибки, исправь их.

По широкой (Д. п.) дороге, от острой (П. п.) иголки, из жирного (Р. п.) молока, чужой (В. п.) человек, пушистым (Т. п.) шарфом, от вредного (В. п.) микроба, вышитым (П. п.) узором, счастливая (И. п.) встреча.

11. Запиши ответы на вопросы, используя слова в скобках. Укажи число, род и падеж имён прилагательных.

Где папа купил билеты? (железнодорожная кас. а) Куда ходили плавать дети? (школьный бас. ейн) Что нам принесли домой? (поздравительная телеграм. а) По чему шли мама с дочкой? (тенистая ал. ея) Во что на перемене играли мальчики? (настольный тен. ис).

12. Вставь пропущенные окончания. Соедини стрелками имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Укажи число имён прилагательных.

13. Спиши, раскрывая скобки. Поставь имена прилагательные в нужный падеж. Выдели окончания прилагательных. Укажи их род и падежи.

Сидели под (могучий) дуб; жили на (дальний) север; делали (утренняя) зарядку; гуляли по (тенистая, берёзовая) аллея; любовались (безоблачное) небом; скакали по (бескрайняя) степи; дышали (свежий) воздухом; собрали с (соседнее) поля.

14. Отгадай загадки. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи падежи.

В деревянной рубашке

По белому полю пройдёт —

Каждый след его поймёт.

В этот гладкий коробок

Спрятан маленький дубок

• Выделенные слова разбери по составу.

15. Образуй от данных слов имена прилагательные. Подбери к ним подходящие по смыслу имена существительные. Запиши получившиеся словосочетания. Укажи число и, где возможно, род имён прилагательных.

Суббота, теннис, коллектив, шоссе, комиссия, дрожжи, металл.

«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2018-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Читайте также:  Правописание не с именами существительными и прилагательными примеры

Источник

Однокоренные слова к слову «солнце»

К сло­ву «солн­це» под­бе­рем одно­ко­рен­ные сло­ва сре­ди суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных. Выясним, «солн­це» и «под­сол­нух» явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми или нет.

Чтобы понять, какие одно­ко­рен­ные сло­ва име­ет сло­во «солн­це», нач­нем с выде­ле­ния в его мор­фем­ном соста­ве кор­ня. В этой глав­ной мор­фе­ме хра­нит­ся общий смысл лек­сем раз­ных частей речи, свя­зан­ных с ним.

Корень слова «солнце»

Чтобы узнать, какой корень в сло­ве «солн­це», преж­де опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит.

Это сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что?

Оно соче­та­ет­ся с место­име­ни­я­ми и при­ла­га­тель­ны­ми:

Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки при­над­ле­жат неоду­шев­лен­но­му суще­стви­тель­но­му сред­не­го рода. Исследование его мор­фем­но­го соста­ва нач­нем с выде­ле­ния окон­ча­ния.

Для это­го изме­ним это сло­во по паде­жам:

  • теп­ло (чего?) солнц а ;
  • тянет­ся (к чему?) к солнц у ;
  • сто­ять (под чем?) под солнц ем .

Сравнив падеж­ные фор­мы, вычле­ним в его мор­фем­ном соста­ве окон­ча­ние . Значимая часть -солнц- явля­ет­ся кор­нем. В нем содер­жит­ся общий смысл одно­ко­рен­ных слов.

«Солнце — это цен­траль­ная звез­да Солнечной систе­мы в виде рас­ка­лен­но­го шара, излу­ча­ю­ще­го свет и теп­ло».

Итак, в мор­фем­ном соста­ве это­го сло­ва име­ют­ся две зна­чи­мые части:

солнц е — корень/окончание

В рус­ском язы­ке с кор­нем солнц- суще­ству­ет немно­го род­ствен­ных слов. С помо­щью при­ста­вок и суф­фик­сов обра­зу­ем одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные и при­ла­га­тель­ные.

Родственные слова к слову «солнце»

Однокоренные существительные

  • сол­ныш­ко
  • сол­неч­ность
  • сол­неч­ник (мор­ская рыба; про­стей­шее живот­ное с шаро­вид­ным телом и отрост­ка­ми в виде лучей).

В корне появи­лась бег­лая глас­ная «е» и про­изо­шло чере­до­ва­ние соглас­ных ц//ч. В резуль­та­те он изме­нил свой вид:

Укажем слож­ные суще­стви­тель­ные, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых про­сле­жи­ва­ет­ся корень солнц-:

Родственные прилагательные

  • сол­неч­ный месяц;
  • бес­сол­неч­ный день;
  • солн­це­за­щит­ный крем;
  • солн­це­лю­би­вый цве­ток;
  • солн­це­об­раз­ный крест;
  • солн­це­по­доб­ный лик.

От при­ла­га­тель­но­го «сол­неч­ный» обра­зу­ем одно­ко­рен­ное сло­во кате­го­рии состо­я­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но опи­сать пого­ду.

На сре­ди­зем­но­мор­ском побе­ре­жье сол­неч­но и без­вет­рен­но.

«Солнце» и «подсолнух» — однокоренные слова или нет?

Часто в пере­чень род­ствен­ных слов с кор­нем солнц-/солнеч- вклю­ча­ют сло­во «под­сол­нух» и свя­зан­ные с ним по смыс­лу лек­се­мы:

Посмотрим, какое лек­си­че­ское зна­че­ние име­ет «под­сол­нух». Этим сло­вом назы­ва­ют высо­кое одно­лет­нее мас­лич­ное рас­те­ние с круп­ным жел­тым цвет­ком.

Выясним его мор­фем­ный состав:

под­солн ух — корень/суффикс/окончание

Как видим, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке в мор­фем­ном соста­ве это­го суще­стви­тель­но­го не про­сле­жи­ва­ет­ся нали­чие кор­ня солнц-.

Хотя эти­мо­ло­ги­че­ская связь меж­ду эти­ми лек­се­ма­ми суще­ству­ет. В ста­ри­ну «под­сол­ну­хом», или «под­сол­неч­ни­ком», назы­ва­ли то, что рас­тет под солн­цем и име­ет цве­ток, напо­ми­на­ю­щий по цве­ту и фор­ме небес­ное све­ти­ло. Приставка под- срос­лась с кор­нем. И теперь в совре­мен­ном рус­ском язы­ке это сло­во име­ет дру­гой смыс­ло­вой корень и свой ряд род­ствен­ных лек­сем.

Источник

Образовать имена прилагательные от имен существительных.

Словарное домино»

Игру можно составить из слов, ранее изученной лексической темы. Для этого надо вырезать 9 карточек с размером 5×8 см. В левой части карточек пишется слова по коми, а в правой части – по-русски. Задача детей – подставить к русскому (или коми) слову карточку с переводом. Можно ходить и в право, и в лево. [см. Приложение 1]

Карточки необходимо вырезать по пунктирным линиям(———).

ОЗ СМОРОДИНА СЭТÖР МОРОШКА МЫРПОМ ЧЕРНИКА
ЧÖД МАЛИНА ÖМИДЗ БРУСНИКА ПУВ КЛЮКВА
ТУРИПУВ ЧЕРЁМУХА ЛЬÖМ РЯБИНА ПЕЛЫСЬ ЗЕМЛЯНИКА

Домино можно составить на любую тему. [см. Приложения 2, 3]

Домино «Сёян-юан»

яя шыд каша рок уха юква творог
рысь пельмени пельмень, пельнянь рыбник черинянь печёные овощи
печенча соль сов яйца кольк мясной суп
2 вариант
йöв вода ва морс пув ва квас
ырöш масло вый мёд ма репа
серкни хлеб нянь колобок кöвдум молоко
Домино «Тшак»
гриб уртшак сыроежка понтшак
поганка гут кулан тшак мухомор гöрд гоб
подосиновик кöч гоб подберёзовик еджыд гоб
белый гриб виж гоб моховик ягсер
волнушка ельдöг груздь выя гоб
масленик мыр выв тшак опята путник
путник рыжик рыжик тшак

Словарное лото»

Игру можно составить из слов, ранее изученной лексической темы. Для этого надо вырезать первую карточку с размером 10×8 см, где слова записаны по коми (цветными буквами) и 12 карточек, где слова даны по-русски. Эти слова накладываются на первую карточку в соответствии с переводом (кöш – ковш и т.д.). [см. Приложения 4, 5]

Карточки необходимо вырезать по пунктирным линиям(———).

кöш дозмук пань ковш посуда, утварь ложка
дар пестер пож черпак, половник кузов, пестерь сито, решето
вевт вор тасьтi крышка корыто миска, чашка
пурт пöрт туис нож котелок, котёл туес
чуман тасьтi-пань мыссян доз берестяная коробка столовая посуда рукомойник
гырнич ведра бак горшок ведро фляга, бак
блюд бидон тертука блюдце, блюдо бидон тёрка
тельöб пельса, ушат шомöс деревянная лопатка ушат кадка, кадушка
нюр рас яг вöр
кор тыла ёль лыс
пелысь пу льöм пу кыдз пу пипу
ниа пу ньыв пу пожöм пу коз пу
болото роща бор лес
лист дерева подсека лесной ручей хвоя
рябина черёмуха берёза осина
лиственница пихта сосна ель

3. Найти названия ягод[см. Приложение 6]

л ö т о в г ö
ь с у т ч н
ö у в ö а ж
м п м д л е
у р и ы с э ь
т д м р ö т с
з о о п е л ы

4. Ребусы. [см. Приложение 7]

,, Ш
Д
К
100 й
, Ж
В ,
Сёян-юан Дон Наименование продуктов питания Цена
Салат Яя салат Град выв пуктасысь салат Шома капуста Капустаа салат Лук корйысь салат колькйöн Гожся салат Чериа салат Картупеля тшак 10 шайт 50 ур 7 шайт 5 шайт 6 шайт 4 шайт 9 шайт 11 шайт 5 шайт Салат Мясной салат Салат из овощей Квашеная капуста Салат из капусты Салат из зелёного лука с яйцом Салат летний Салат рыбный Грибы с картофелем 10 руб 50 коп 7 руб 5 руб 6 руб 4 руб 9 руб 11 руб 5 руб
Шыд Яя шыд Юква Анькытша шыд Тшака шыд Азя шыд Гортса шыд 6 шайт 4 шайт 4 шайт 9 шайт 3 шайт 5 шайт Супы Мясной суп Уха Гороховый суп Грибной суп Кислая перловая похлёбка Суп домашний 6 руб 4 руб 4 руб 9 руб 3 руб 5 руб
Мöд сёян Сола тшак Яя котлет Чериа котлет Жаринеч Пражитöм яй Студень Пöжöм яй Картупеля сöчöн Рок 10 шайт 45 ур 8 шайт 7 шайт 6 шайт 6 шайт 9 шайт 12 шайт 5 шайт 2 шайт Вторые блюда Солёные грибы Мясная котлета Рыбная котлета Жаркое Жареное мясо Холодец Мясо тушёное Картофельная запеканка Каша 10 руб 45 коп 8 руб 7 руб 6 руб 6 руб 9 руб 12 руб 5 руб 2 руб
Юан Пув ва Йöла чай Кисель 2 шайт 1 шайт 20 ур 3 шайт Напитки Морс Чай с молоком Кисель 2 руб 1 руб 20 коп 3 руб
Пöжас Нянь Блин Черинянь 30 ур 1 шайт 15 шайт Выпечка Хлеб Блины Рыбник 30 коп 1 руб 15 руб

5. Языковые упражнения.[см. Приложение 8]

Данная таблица служит для языковых упражнений (например, составление диалога), подготавливающих учащихся к использованию изученных конструкций в речи по темам «Продукты питания», «В магазине», «В столовой» и т.д.

Читайте также:  Предложения с одной и двумя буквами н в прилагательных

— Меным колö нянь. Дона-ö?

— 30 ур. Мый ещö колö?

Вöлöга вöзйöг Меню

Ещё одно языковое упражнение, которое направлено для развития речи и активизации словарного запаса учащихся при использовании изученных конструкций (предложений, словосочетаний) по темам «Магазин», «Отдых», «Знакомство», «Школа», «Грибы», «Гости». [см. Приложение 9]

Задание. Прочитайте. Выберите нужные предложения (реплики) и составьте диалог по следующим темам: I группа – «Вузасянiнын», II группа – «Кыдзи шойччин?», III группа – «Кыдзи тэнö шуöны?»

o – Маша, кыдзи шойччин?

o – Меным дас арöс. Ме велöдча нёльöд классын.

o – Менам нимöй Миша. Кымын тэныд арöс?

o – Видза оланныд! Мый кöсъянныд ньöбны?

o – Кыдзи тэнö шуöны?

o – Меным колö мича чышъян.

o – Ме вöлi Кослан сиктын пöч ордын.

o – Со видзöдлöй тайö чышъянъяссö: шоныдöсь и кокниöсь, югыдгöрд, пемыдгöрд, алöйгöрд рöмаöсь.

o – Ме шойччи бура, ветлi саридз дорö. А тэ кöнi вöлiн?

В приложении есть и второй вариант данного упражнения по темам «Школаын», «Тшак», «Гöсьтс». Учитывая индивидуальные особенности учащихся, можно использовать дифференцированный подход при выполнении данного задания.

Кроссворд.

с
ь
ö
а
о
з

Интересно проходит работа в парах по разгадыванию кроссвордов, дети уже знакомы с кроссвордом и порядком его разгадывания. Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает слова (или подбирает несколько слов-синонимов, которые могут быть ответом), а другой проверяет написание этих слов по словарю.

[см. Приложение 10]

7. Тестовые задания.

В процессе работы в группах (в парах) при изучении суффиксов имен существительных можно использовать следующие виды карточек:

За рыбой а) чериысь, б) черила Нöкла а) за сметаной, б) у сметаны
У отца а) батьлöн, б) батькöд велöдысьлöн а) к учителю, б) у учителя
Чойсянь а) от сестры, б) к сестре От людей а) йöзсянь, б) йöзлöн
Велöдчанiнöдз а) в школу, б) до школы До города а) карысь, б) карöдз
Из больницы а) бурдöдчанiнын, б) бурдöдчанiнысь Яйысь а) из мяса, б) в мясе
К магазину а) вузасянiнлöн, б) вузасянiнлань Саридзлань а) в море, б) к морю
Керкаын а) в доме, б) к дому Шыдын а) в супе б) из супа
Пöлькöд а) у дедушки, б) с дедушкой Айкöд а) без отца, б) с отцом
Лымтöг а) без снега, б) из снега Без звёзд а) кодзувтöг б)кодзула

Предложено два варианта. Карточки необходимо вырезать по пунктирным линиям(———) .[см. Приложение 11,12]

Упражнения.

Задание. Ответить на вопросы, вставить вместо точек суффикс и выполнить перевод.

Предложено два варианта. Карточки необходимо вырезать по пунктирным линиям(———) .[см. Приложение 13]

1 вариант 2 вариант

(Мыйла?) няньла (Кодлöн?) бать… (Кодсянь?) пöч… (Кöнi?) школа… (Кытчö?) лавка… (Кытысь?) лым… (Мыйлань?) горт… (Мыйöдз?) юкмöс… (Кытi?) туй… за хлебом … … … … … … … … (Кодла?) вокла (Мыйлöн?) улöс… (Кодсянь?) пöль… (Кöнi?) вокзал… (Кытчö?) класс… (Кытысь?) сёй… (Мыйлань?) керка… (Мыйöдз?) сикт… (Кытi?) вöр… за братом … … … … … … … …

Сложнöй эмакывъяс Сложнöй эмакывъяс
Ен Си Дöра Вöр Сёян Дöрöм Чери Ки Ныв кок гач пас зон нянь ва кöтш гаг юан Пызан Юрси Кодзувкот Катша Тасьтi Бать Видз Ныр Кан вом му син пань мам пас дöрöа гусь кар

9.Образовать сложные существительные.[см. Приложение 14]

10.Антонимы.[см. Приложение 15]

1 Антонимы Паныд вежöртаса кывъяс 2 Антонимы Паныд вежöртаса кывъяс
Бур Ичöт шань Важ Дженьыд Сьöд Кыз Öдйö Том Шоныд Лун Джуджыд Мича Мисьтöм Вöсньыд Надзöн, ньöжйö Пöрысь Выль Кöдзыд Ыджыд Кузь Скöр Еджыд Ляпкыд Лёк Вой Мисьтöм Вöсньыд Надзöн, ньöжйö Пöрысь Выль Кöдзыд Ыджыд Кузь Скöр Еджыд Ляпкыд Лёк Вой Дженьыд Сьöд Кыз Öдйö Том Шоныд Лун Джуджыд Бур Ичöт Шань Важ Мича

Образовать имена прилагательные от имен существительных.

[см. Приложение 16]

1. Артмöд кывбердъяс эмакывйысь –са, -ся, -а, -тöм суффиксъяс отсöгöн 2. Артмöд кывбердъяс эмакывйысь –са, -ся, -а, -тöм суффиксъяс отсöгöн
Эмакыв Кывберд Эмакыв Кывберд
во вося — годовой рыт рытся — вечерний
лун вой
сикт кар
шондi кымöр
зэр юр
ар тöв
вöр горт

1. Моторина Л.А. Сёрнитам комиöн: 1 класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг. – Сыктывкар: Коми книга лэдзанiн, 2000.

2. Моторина Л.А. Велöдчам лыддьысьны да гижны комиöн: 1 класса велöдчан небöг дiнö тетрадь. – Сыктывкар: Коми книга лэдзанiн, 2006.

3. Моторина Л.А. I классын учебно-методическöй комплект серти комиöн сёрнитны велöдöм: велöдысьлы методическöй индöдъяс. – Сыктывкар: КРИРОиПК, 2001.

4. Тарабукина Л.А. Учебные картины по коми языку для 1–4 классов: учебно-наглядное пособие. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1995.

5. Тарабукина Л.А. Указатель к «Учебным картинам по коми языку для 1–4 классов». – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1995.

6. Моторина Л.А. Öмидз тусь: 2 класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг, 1 юкöн. – Сыктывкар: Коми книга лэдзанiн, 2003.

7. Моторина Л.А., Лодыгина З.А. Öмидз тусь: 2 класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг, 2 юкöн. – М.: ДИК, 1998.

8. Моторина Л.А., Артеева З.И., Артеева Т.Н., Катышева А.Н. Эзысь тöлысь: 3 класса челядьлы комиöн сёрнитны велöдчан небöг, 1 юкöн. – М.: ДИК, 1999.

9. Бабаев П.М. Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей. – М.: Рус. яз., 1989. – 86 с.

10. Коми язык как государственный: Программно-метододический сборник 1-4кл./ Сост.Е.Н.Вязова, А.В.Сизова; КРИРОиПК. – Сыктывкар, 2007. – 60.

11. Коми язык как государственный: Программно-метододический сборник 5-9кл./ Сост.Г.И.Ватаманова, Ж.Г.Сизевой, Е.Н.Ярошенко; КРИРОиПК. – Сыктывкар, 2007. – 60.

12. Коми-русский тематический словарь / Составители А.Н.Карманова, Т.В.Кренделева,М.В.Черных. – Сыктывкар, 2009. – 208с.

13. Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. Сыктывкар, 1999.-430 с

14. Прошева З.А., Безносикова А.А. Русско-коми и коми-русский словарь. — Сыктывкар, 1994.

Домино «Вотöс» Приложение 1

ОЗ СМОРОДИНА СЭТÖР МОРОШКА МЫРПОМ ЧЕРНИКА
ЧÖД МАЛИНА ÖМИДЗ БРУСНИКА ПУВ КЛЮКВА
ТУРИПУВ ЧЕРЁМУХА ЛЬÖМ РЯБИНА ПЕЛЫСЬ ЗЕМЛЯНИКА
ОЗ СМОРОДИНА СЭТÖР МОРОШКА МЫРПОМ ЧЕРНИКА
ЧÖД МАЛИНА ÖМИДЗ БРУСНИКА ПУВ КЛЮКВА
ТУРИПУВ ЧЕРЁМУХА ЛЬÖМ РЯБИНА ПЕЛЫСЬ ЗЕМЛЯНИКА
ОЗ СМОРОДИНА СЭТÖР МОРОШКА МЫРПОМ ЧЕРНИКА
ЧÖД МАЛИНА ÖМИДЗ БРУСНИКА ПУВ КЛЮКВА
ТУРИПУВ ЧЕРЁМУХА ЛЬÖМ РЯБИНА ПЕЛЫСЬ ЗЕМЛЯНИКА
ОЗ СМОРОДИНА СЭТÖР МОРОШКА МЫРПОМ ЧЕРНИКА
ЧÖД МАЛИНА ÖМИДЗ БРУСНИКА ПУВ КЛЮКВА
ТУРИПУВ ЧЕРЁМУХА ЛЬÖМ РЯБИНА ПЕЛЫСЬ ЗЕМЛЯНИКА

Домино «Сёян-юан» 1 вариант Приложение 2

яя шыд каша рок уха юква творог
рысь пельмени пельмень, пельнянь рыбник черинянь печёные овощи
печенча соль сов яйца кольк мясной суп
2 вариант
йöв вода ва морс пув ва квас
ырöш масло вый мёд ма репа
серкни хлеб нянь колобок кöвдум молоко

Домино «Тшак» Приложение 3

гриб уртшак сыроежка понтшак
поганка гут кулан тшак мухомор гöрд гоб
подосиновик кöч гоб подберёзовик еджыд гоб
белый гриб виж гоб моховик ягсер
волнушка ельдöг груздь выя гоб
масленик мыр выв тшак опята путник
путник рыжик рыжик тшак
Читайте также:  Укажите постоянный признак имени прилагательного

ЛОТО «Посуда». 1 вариант Приложение 4

кöш дозмук пань ковш посуда, утварь ложка
дар пестер пож черпак, половник кузов, пестерь сито, решето
вевт вор тасьтi крышка корыто миска, чашка
пурт пöрт туис нож котелок, котёл туес

ЛОТО «Посуда». 2 вариант

чуман тасьтi-пань мыссян доз берестяная коробка столовая посуда рукомойник
гырнич ведра бак горшок ведро фляга, бак
блюд бидон тертука блюдце, блюдо бидон тёрка
тельöб пельса, ушат шомöс деревянная лопатка ушат кадка, кадушка

Лото «Вöр» Приложение 5

нюр рас яг вöр
кор тыла ёль лыс
пелысь пу льöм пу кыдз пу пипу
ниа пу ньыв пу пожöм пу коз пу
болото роща бор лес
лист дерева подсека лесной ручей хвоя
рябина черёмуха берёза осина
лиственница пихта сосна ель

Найдите названия ягод Приложение 6

л ö т о в г ö
ь с у т ч н
ö у в ö а ж
м п м д л е
у р и ы с э ь
т д м р ö т с
з о о п е л ы

Ребусы Приложение 7

,, Ш
Д
К
100 й
, Ж
В ,
Сёян-юан Дон Наименование продуктов питания Цена
Салат Яя салат Град выв пуктасысь салат Шома капуста Капустаа салат Лук корйысь салат колькйöн Гожся салат Чериа салат Картупеля тшак 10 шайт 50 ур 7 шайт 5 шайт 6 шайт 4 шайт 9 шайт 11 шайт 5 шайт Салат Мясной салат Салат из овощей Квашеная капуста Салат из капусты Салат из зелёного лука с яйцом Салат летний Салат рыбный Грибы с картофелем 10 руб 50 коп 7 руб 5 руб 6 руб 4 руб 9 руб 11 руб 5 руб
Шыд Яя шыд Юква Анькытша шыд Тшака шыд Азя шыд Гортса шыд 6 шайт 4 шайт 4 шайт 9 шайт 3 шайт 5 шайт Супы Мясной суп Уха Гороховый суп Грибной суп Кислая перловая похлёбка Суп домашний 6 руб 4 руб 4 руб 9 руб 3 руб 5 руб
Мöд сёян Сола тшак Яя котлет Чериа котлет Жаринеч Пражитöм яй Студень Пöжöм яй Картупеля сöчöн Рок 10 шайт 45 ур 8 шайт 7 шайт 6 шайт 6 шайт 9 шайт 12 шайт 5 шайт 2 шайт Вторые блюда Солёные грибы Мясная котлета Рыбная котлета Жаркое Жареное мясо Холодец Мясо тушёное Картофельная запеканка Каша 10 руб 45 коп 8 руб 7 руб 6 руб 6 руб 9 руб 12 руб 5 руб 2 руб
Юан Пув ва Йöла чай Кисель 2 шайт 1 шайт 20 ур 3 шайт Напитки Морс Чай с молоком Кисель 2 руб 1 руб 20 коп 3 руб
Пöжас Нянь Блин Черинянь 30 ур 1 шайт 15 шайт Выпечка Хлеб Блины Рыбник 30 коп 1 руб 15 руб

Вöлöга вöзйöг Меню

Задание. Прочитайте. Выберите нужные предложения (реплики) и составьте диалог по следующим темам: I группа – «Вузасянiнын», II группа – «Кыдзи шойччин?», III группа – «Кыдзи тэнö шуöны?»

o – Маша, кыдзи шойччин?

o – Меным дас арöс. Ме велöдча нёльöд классын.

o – Менам нимöй Миша. Кымын тэныд арöс?

o – Видза оланныд! Мый кöсъянныд ньöбны?

o – Кыдзи тэнö шуöны?

o – Меным колö мича чышъян.

o – Ме вöлi Кослан сиктын пöч ордын.

o – Со видзöдлöй тайö чышъянъяссö: шоныдöсь и кокниöсь, югыдгöрд, пемыдгöрд, алöйгöрд рöмаöсь.

o – Ме шойччи бура, ветлi саридз дорö. А тэ кöнi вöлiн?

Задание. Прочитайте. Выберите нужные предложения (реплики) и составьте диалог по следующим темам: I группа – «Школаын», II группа – «Тшак», III группа – «Гöсьт».

o – Кутшöм предметъяс тэныд кажитчö велöдны?

o – Кыддза-пипуа рас – сылöн быдманiн.

– Мишук кöнi тэ вöлiн рытывбыд? Тэ ордö волiс гöсьт21

o – Урокъяс бöрын ме ветла спортивнöй шöринö вермасьöм секцияö.

o – Меным кажитчö велöдны коми кыв, роч литература да история. А медся радейтана урок – физкультура. Кутшöм кружокö, секцияö ветлан?

o – Тэ тöдан кутшöм солалан тшак медся чöскыд?

o – Ме ногöн, медся чöскыд тшакыс – выя ельдöг. А кöнi сiйö быдмö?

o – Нинöм эз висьтав. Неыджыд тушаа, сьöд кузь юрсиа, гöгрöс чужöма, сьöд сэтöр синма. Ачыс гöрд курткаа, джинсы гача, сьöд туплиа.

Кроссворд Приложение 10

к а т ш а с и н

5. Чага, берёзовый гриб

6. Вороний глаз, вороника чёрная

с
ь
ö
4 л
а
о
з
За рыбой а) чериысь, б) черила Нöкла а) за сметаной, б) у сметаны
У отца а) батьлöн, б) батькöд велöдысьлöн а) к учителю, б) у учителя
Чойсянь а) от сестры, б) к сестре От людей а) йöзсянь, б) йöзлöн
Велöдчанiнöдз а) в школу, б) до школы До города а) карысь, б) карöдз
Из больницы а) бурдöдчанiнын, б) бурдöдчанiнысь Яйысь а) из мяса, б) в мясе
К магазину а) вузасянiнлöн, б) вузасянiнлань Саридзлань а) в море, б) к морю
Керкаын а) в доме, б) к дому Шыдын а) в супе б) из супа
Пöлькöд а) у дедушки, б) с дедушкой Айкöд а) без отца, б) с отцом
Лымтöг а) без снега, б) из снега Без звёзд а) кодзувтöг б)кодзула
За рыбой а) чериысь, б) черила Нöкла а) за сметаной, б) у сметаны
У отца а) батьлöн, б) батькöд велöдысьлöн а) к учителю, б) у учителя
Чойсянь а) от сестры, б) к сестре От людей а) йöзсянь, б) йöзлöн
Велöдчанiнöдз а) в школу, б) до школы До города а) карысь, б) карöдз
Из больницы а) бурдöдчанiнын, б) бурдöдчанiнысь Яйысь а) из мяса, б) в мясе
К магазину а) вузасянiнлöн, б) вузасянiнлань Саридзлань а) в море, б) к морю
Керкаын а) в доме, б) к дому Шыдын а) в супе б) из супа
Пöлькöд а) у дедушки, б) с дедушкой Айкöд а) без отца, б) с отцом
Лымтöг а) без снега, б) из снега Без звёзд а) кодзувтöг б)кодзула

1. Оз (земляника, малина, смородина)

2. Сэтöр (земляника, малина, смородина)

3. Öмидз (земляника, малина, смородина)

4. Пелысь (рябина, черемуха, калина)

5. Жов (рябина, черемуха, калина)

6. Льöм (рябина, черемуха, жов)

7. Пув (клюква, брусника, морошка)

8. Турипув (клюква, брусника, морошка)

9. Мырпом (клюква, брусника, морошка)

10. Чöд (голубика, черника, ягода)

11. Чöдлач (голубика, черника, ягода)

12. Вотöс, тусь (голубика, черника, ягода)

1. Уртшак (сыроежка, волнушка, груздь)

2. Ельдöг (сыроежка, волнушка, груздь)

3. Ягсер (сыроежка, волнушка, груздь)

4. Еджыд гоб (подберезовик, белый гриб, подосиновик)

5. Кöч гоб (подберезовик, белый гриб, подосиновик)

6. Гöрд гоб (подберезовик, белый гриб, подосиновик)

7. Гут кулан тшак (поганка, мухомор, опёнок)

8. Понтшак (поганка, мухомор, опёнок)

9. Мыр выв тшак (поганка, мухомор, опёнок)

10. Масленик (маслёнок, моховик, гриб)

11. Тшак (маслёнок, моховик, гриб)

12. Виж гоб (маслёнок, моховик, гриб)

1. Кыдз (береза, ива, калина)

2. Жов пу (береза, ива, калина)

3. Бадь пу (береза, ива, калина)

4. Коз пу (сосна, ель, пихта)

5. Пожöм пу (сосна, ель, пихта)

6. Ньыв пу (сосна, ель, пихта)

7. Нинпу (лиственница, липа, можжевельник)

8. Ниа пу (лиственница, липа, можжевельник)

9. Тусяпу (лиственница, липа, можжевельник)

Источник