Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные имена прилагательные. Запишите их вместе с подходящими по смыслу именами существительными.
Солома — с о ломенная шляпа, восток — восточный экспресс, пшеница — пшеничные зёрна, лисица — лисья нора, коллектив — коллективный труд, земляника — земляничное варенье.
Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
99
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Среди болот крупной фр а нцузской реки Роны живёт фламинго. Эту птицу ни с кем не спутаешь: оперение у неё нежно–розовое , крылья пурпурные с ч ё рными концами. Имя «фламинго» означает « огнекрылая ». Стая этих птиц летит, будто белое облако, подкрашенное пурпуром.
Подчеркните имена прилагательные. Поставьте к ним вопрос от имен существительных, с которыми они связаны по смыслу.
Реки (какой?) крупной, французской. Оперение (какое?) нежно-розовое. Крылья (какие?) пурпурные. Концами (какими?) черными. Означает (какая?) огнекрылая. Облако (какое?) белое.
Подберите синонимы к выделенному имени прилагательному.
Пурпурные — красные, алые, багряные.
100
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Колосок пшеницы – пшенич ный колосок, метели в феврале – февраль ские метели, повидло из яблок – яблоч ное повидло, ночь со звёздами – звёзд ная ночь.
Найдите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните имена прилагательные.
101
Прочитайте. Вставьте в словосочетания пропущенные имена прилагательные из скобок.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные — со строчной.
Источник
Система упражнений для совершенствования знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»
При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.
Аналитические упражнения
Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.
Рябин. Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.
Задание 2. Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.
Задание 3. Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.
Мы любим край родной. Шумят в лесу осины, березы и дубы, И просятся в корзины малины и грибы. Хорошая погода, веселые деньки… Отправимся в походы, наденем рюкзаки. Манит, зовет в дорогу родной чудесный край. Дорог хороших много, — любую выбирай. Пройдем тропой гористой и чащею лесной. Мы юные туристы, мы любим край родной. (Н.Найденова)
Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.
Храбрый еж. Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.
Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.
Задание 6. Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.
Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение
Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.
Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.
Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.
Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.
Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.
Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.
Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.
Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (. ) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.
Аналитико-синтетические упражнения
Задание 11. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.
Задание 12. Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:
День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;
Задание 13. Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.
Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.
Задание 14. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.
Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?
Задание 15. Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.
(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)
Задание 16. Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото, обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный.
Черное золото Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… — это богатство нашей страны.
Задание 17. Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.
Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.
Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за, а в предложном – о, в, на.
Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем.
Задание 19. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.
(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем. (По Г.Скребицкому)
Задание 20. Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.
Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.
Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.
Синтетические упражнения
Задание 21. Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;
Задание 22. Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).
Задание 23. Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.
Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.
Задание 24. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.
Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.
Задание 25. Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.
-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.
Задание 26. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.
Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.
Задание 27. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.
В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок. (Д. Мамин-Сиберяк)
Задание 28. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.
Закачалась, вот, ветка, еловая.
Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.
След, по ночная, тянется, белки, пороша.
Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.
Источник
образуй от имен существительных имена прилагательные солнце
Связь имени прилагательного с именем существительным — ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; показать связь имени прилагательного с именем существительным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным; устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать примеры с определенной орфограммой.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Ветер, земляника, суббота, сахар, береза.
— От данных существительных образуйте прилагательные. Запишите их с подходящими по смыслу существительными. (Ветер — ветряная мельница; земляника — земляничный пирог; суббота— субботний вечер; сахар — сахарная пудра; береза — березовый сок.)
— Из прочитанных пар слов выпишите только слова с мягкими согласными звуками.
Нос — нес, ров — рев, Тома — Тема, мыл — мил, пил — пыл, бил — был, висок — высок, лук — люк, мал — мял.
— Как в словах обозначена мягкость согласного звука?
III. Самоопределение к деятельности
— Как называются слова, о которых мы говорили на прошлом уроке? (Имена прилагательные.)
— На какие вопросы отвечают эти слова?
— Что они обозначают? Приведите примеры имен прилагательных.
— Давайте поиграем. Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.
Серый, хищный, жадный . (Волк.)
Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)
Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)
Сухое, свежее, душистое . (Сено.)
Солнечный, веселый . (День.)
— Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)
— Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебники на с. 88. Прочитайте информацию на “Страничке для любознательных”.
— Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки в стороны пошире —
Раз, два, три, четыре.
Наклониться — это пять —
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку —
Любим делать мы зарядку!
VI. Закрепление изученного материала
(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка — один ученик читает выписанные словосочетания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак “+”.)
Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая поземка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.
— К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.
3. Замени данные в скобках имена существительные однокоренными именами прилагательными. Запиши получившиеся словосочетания. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи их род.
• Подчеркни в словах орфограммы.
4. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи их род.
В ру. ком л. су растёт ж. вописн клён. Гладк. и чист. его ствол. Это праз. ничн. дер. во. Клён любит солнечн и ярк. свет. В ясн. летн. день х. р. шо отдохнуть под развесистым клёном.
(По И. Соколову-Микитову)
• Разбери четвёртое предложение по членам. Укажи падежи имён существительных.
5. Запиши имена прилагательные, указывающие признаки предметов. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи их число и род, где возможно.
василёк (какой?) синий
6. Запиши словосочетания. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи их род. Подчеркни словосочетание, в котором имя прилагательное использовано в переносном значении.
красный (яблоко, платок, кофта)
вкусный (обед, повидло, булочка)
горячий (привет, солнце, батарея)
дальний (страна, плаванье, берег)
7. Запиши от данных имён существительных имена прилагательные мужского рода с удвоенной согласной н.
Пена, окно, колено, глубина, дерево, родство.
8. Укажи число имён прилагательных. Выдели окончания.
Улетела злая вьюга.
Принесли тепло грачи.
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи. (А. Усанова)
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий. (А. Толстой)
Подчеркни все известные орфограммы. Найди сложное предложение. Подчеркни в нём главные члены.
9. Просклоняй словосочетания. Выдели окончания имён прилагательных.
10. Ученик определял падежи имён прилагательных. Проверь его работу. Если ты видишь ошибки, исправь их.
По широкой (Д. п.) дороге, от острой (П. п.) иголки, из жирного (Р. п.) молока, чужой (В. п.) человек, пушистым (Т. п.) шарфом, от вредного (В. п.) микроба, вышитым (П. п.) узором, счастливая (И. п.) встреча.
11. Запиши ответы на вопросы, используя слова в скобках. Укажи число, род и падеж имён прилагательных.
Где папа купил билеты? (железнодорожная кас. а) Куда ходили плавать дети? (школьный бас. ейн) Что нам принесли домой? (поздравительная телеграм. а) По чему шли мама с дочкой? (тенистая ал. ея) Во что на перемене играли мальчики? (настольный тен. ис).
12. Вставь пропущенные окончания. Соедини стрелками имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Укажи число имён прилагательных.
13. Спиши, раскрывая скобки. Поставь имена прилагательные в нужный падеж. Выдели окончания прилагательных. Укажи их род и падежи.
Сидели под (могучий) дуб; жили на (дальний) север; делали (утренняя) зарядку; гуляли по (тенистая, берёзовая) аллея; любовались (безоблачное) небом; скакали по (бескрайняя) степи; дышали (свежий) воздухом; собрали с (соседнее) поля.
14. Отгадай загадки. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи падежи.
В деревянной рубашке
По белому полю пройдёт —
Каждый след его поймёт.
В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок
• Выделенные слова разбери по составу.
15. Образуй от данных слов имена прилагательные. Подбери к ним подходящие по смыслу имена существительные. Запиши получившиеся словосочетания. Укажи число и, где возможно, род имён прилагательных.
«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
К слову «солнце» подберем однокоренные слова среди существительных и прилагательных. Выясним, «солнце» и «подсолнух» являются однокоренными словами или нет.
Чтобы понять, какие однокоренные слова имеет слово «солнце», начнем с выделения в его морфемном составе корня. В этой главной морфеме хранится общий смысл лексем разных частей речи, связанных с ним.
Корень слова «солнце»
Чтобы узнать, какой корень в слове «солнце», прежде определим часть речи, к которой оно принадлежит.
Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Оно сочетается с местоимениями и прилагательными:
Эти грамматические признаки принадлежат неодушевленному существительному среднего рода. Исследование его морфемного состава начнем с выделения окончания.
Для этого изменим это слово по падежам:
тепло (чего?) солнц а ;
тянется (к чему?) к солнц у ;
стоять (под чем?) под солнц ем .
Сравнив падежные формы, вычленим в его морфемном составе окончание -е. Значимая часть -солнц- является корнем. В нем содержится общий смысл однокоренных слов.
«Солнце — это центральная звезда Солнечной системы в виде раскаленного шара, излучающего свет и тепло».
Итак, в морфемном составе этого слова имеются две значимые части:
солнц е — корень/окончание
В русском языке с корнем солнц- существует немного родственных слов. С помощью приставок и суффиксов образуем однокоренные существительные и прилагательные.
Родственные слова к слову «солнце»
Однокоренные существительные
солнышко
солнечность
солнечник (морская рыба; простейшее животное с шаровидным телом и отростками в виде лучей).
В корне появилась беглая гласная «е» и произошло чередование согласных ц//ч. В результате он изменил свой вид:
Укажем сложные существительные, в морфемном составе которых прослеживается корень солнц-:
Родственные прилагательные
солнечный месяц;
бессолнечный день;
солнцезащитный крем;
солнцелюбивый цветок;
солнцеобразный крест;
солнцеподобный лик.
От прилагательного «солнечный» образуем однокоренное слово категории состояния, с помощью которого можно описать погоду.
На средиземноморском побережье солнечно и безветренно.
«Солнце» и «подсолнух» — однокоренные слова или нет?
Часто в перечень родственных слов с корнем солнц-/солнеч- включают слово «подсолнух» и связанные с ним по смыслу лексемы:
Посмотрим, какое лексическое значение имеет «подсолнух». Этим словом называют высокое однолетнее масличное растение с крупным желтым цветком.
Выясним его морфемный состав:
подсолн ух — корень/суффикс/окончание
Как видим, в современном русском языке в морфемном составе этого существительного не прослеживается наличие корня солнц-.
Хотя этимологическая связь между этими лексемами существует. В старину «подсолнухом», или «подсолнечником», называли то, что растет под солнцем и имеет цветок, напоминающий по цвету и форме небесное светило. Приставка под- срослась с корнем. И теперь в современном русском языке это слово имеет другой смысловой корень и свой ряд родственных лексем.
Источник
Образовать имена прилагательные от имен существительных.
Словарное домино»
Игру можно составить из слов, ранее изученной лексической темы. Для этого надо вырезать 9 карточек с размером 5×8 см. В левой части карточек пишется слова по коми, а в правой части – по-русски. Задача детей – подставить к русскому (или коми) слову карточку с переводом. Можно ходить и в право, и в лево. [см. Приложение 1]
Карточки необходимо вырезать по пунктирным линиям(———).
ОЗ
СМОРОДИНА
СЭТÖР
МОРОШКА
МЫРПОМ
ЧЕРНИКА
ЧÖД
МАЛИНА
ÖМИДЗ
БРУСНИКА
ПУВ
КЛЮКВА
ТУРИПУВ
ЧЕРЁМУХА
ЛЬÖМ
РЯБИНА
ПЕЛЫСЬ
ЗЕМЛЯНИКА
Домино можно составить на любую тему. [см. Приложения 2, 3]
Домино «Сёян-юан»
яя шыд
каша
рок
уха
юква
творог
рысь
пельмени
пельмень, пельнянь
рыбник
черинянь
печёные овощи
печенча
соль
сов
яйца
кольк
мясной суп
2 вариант
йöв
вода
ва
морс
пув ва
квас
ырöш
масло
вый
мёд
ма
репа
серкни
хлеб
нянь
колобок
кöвдум
молоко
Домино «Тшак»
гриб
уртшак
сыроежка
понтшак
поганка
гут кулан тшак
мухомор
гöрд гоб
подосиновик
кöч гоб
подберёзовик
еджыд гоб
белый гриб
виж гоб
моховик
ягсер
волнушка
ельдöг
груздь
выя гоб
масленик
мыр выв тшак
опята
путник
путник
рыжик
рыжик
тшак
Словарное лото»
Игру можно составить из слов, ранее изученной лексической темы. Для этого надо вырезать первую карточку с размером 10×8 см, где слова записаны по коми (цветными буквами) и 12 карточек, где слова даны по-русски. Эти слова накладываются на первую карточку в соответствии с переводом (кöш – ковш и т.д.). [см. Приложения 4, 5]
Карточки необходимо вырезать по пунктирным линиям(———).
Данная таблица служит для языковых упражнений (например, составление диалога), подготавливающих учащихся к использованию изученных конструкций в речи по темам «Продукты питания», «В магазине», «В столовой» и т.д.
Ещё одно языковое упражнение, которое направлено для развития речи и активизации словарного запаса учащихся при использовании изученных конструкций (предложений, словосочетаний) по темам «Магазин», «Отдых», «Знакомство», «Школа», «Грибы», «Гости». [см. Приложение 9]
Задание. Прочитайте. Выберите нужные предложения (реплики) и составьте диалог по следующим темам: I группа – «Вузасянiнын», II группа – «Кыдзи шойччин?», III группа – «Кыдзи тэнö шуöны?»
o – Маша, кыдзи шойччин?
o – Меным дас арöс. Ме велöдча нёльöд классын.
o – Менам нимöй Миша. Кымын тэныд арöс?
o – Видза оланныд! Мый кöсъянныд ньöбны?
o – Кыдзи тэнö шуöны?
o – Меным колö мича чышъян.
o – Ме вöлi Кослан сиктын пöч ордын.
o – Со видзöдлöй тайö чышъянъяссö: шоныдöсь и кокниöсь, югыдгöрд, пемыдгöрд, алöйгöрд рöмаöсь.
o – Ме шойччи бура, ветлi саридз дорö. А тэ кöнi вöлiн?
В приложении есть и второй вариант данного упражнения по темам «Школаын», «Тшак», «Гöсьтс». Учитывая индивидуальные особенности учащихся, можно использовать дифференцированный подход при выполнении данного задания.
Кроссворд.
с
ь
ö
4л
а
о
з
Интересно проходит работа в парах по разгадыванию кроссвордов, дети уже знакомы с кроссвордом и порядком его разгадывания. Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает слова (или подбирает несколько слов-синонимов, которые могут быть ответом), а другой проверяет написание этих слов по словарю.
[см. Приложение 10]
7. Тестовые задания.
В процессе работы в группах (в парах) при изучении суффиксов имен существительных можно использовать следующие виды карточек:
За рыбой
а) чериысь, б) черила
Нöкла
а) за сметаной, б) у сметаны
У отца
а) батьлöн, б) батькöд
велöдысьлöн
а) к учителю, б) у учителя
Чойсянь
а) от сестры, б) к сестре
От людей
а) йöзсянь, б) йöзлöн
Велöдчанiнöдз
а) в школу, б) до школы
До города
а) карысь, б) карöдз
Из больницы
а) бурдöдчанiнын, б) бурдöдчанiнысь
Яйысь
а) из мяса, б) в мясе
К магазину
а) вузасянiнлöн, б) вузасянiнлань
Саридзлань
а) в море, б) к морю
Керкаын
а) в доме, б) к дому
Шыдын
а) в супе б) из супа
Пöлькöд
а) у дедушки, б) с дедушкой
Айкöд
а) без отца, б) с отцом
Лымтöг
а) без снега, б) из снега
Без звёзд
а) кодзувтöг б)кодзула
Предложено два варианта. Карточки необходимо вырезать по пунктирным линиям(———) .[см. Приложение 11,12]
Упражнения.
Задание.Ответить на вопросы, вставить вместо точек суффикс и выполнить перевод.
Предложено два варианта. Карточки необходимо вырезать по пунктирным линиям(———) .[см. Приложение 13]
9. Бабаев П.М. Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей. – М.: Рус. яз., 1989. – 86 с.
10. Коми язык как государственный: Программно-метододический сборник 1-4кл./ Сост.Е.Н.Вязова, А.В.Сизова; КРИРОиПК. – Сыктывкар, 2007. – 60.
11. Коми язык как государственный: Программно-метододический сборник 5-9кл./ Сост.Г.И.Ватаманова, Ж.Г.Сизевой, Е.Н.Ярошенко; КРИРОиПК. – Сыктывкар, 2007. – 60.
Задание. Прочитайте. Выберите нужные предложения (реплики) и составьте диалог по следующим темам: I группа – «Вузасянiнын», II группа – «Кыдзи шойччин?», III группа – «Кыдзи тэнö шуöны?»
o – Маша, кыдзи шойччин?
o – Меным дас арöс. Ме велöдча нёльöд классын.
o – Менам нимöй Миша. Кымын тэныд арöс?
o – Видза оланныд! Мый кöсъянныд ньöбны?
o – Кыдзи тэнö шуöны?
o – Меным колö мича чышъян.
o – Ме вöлi Кослан сиктын пöч ордын.
o – Со видзöдлöй тайö чышъянъяссö: шоныдöсь и кокниöсь, югыдгöрд, пемыдгöрд, алöйгöрд рöмаöсь.
o – Ме шойччи бура, ветлi саридз дорö. А тэ кöнi вöлiн?
Задание. Прочитайте. Выберите нужные предложения (реплики) и составьте диалог по следующим темам: I группа – «Школаын», II группа – «Тшак», III группа – «Гöсьт».