Меню

Образуйте формы сравнительной степени имен прилагательных по образцам



§ 57. Степени сравнения имён прилагательных —

330. Спишите, подчёркивая прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. Над прилагательными в форме сравнительной степени напишите сравн., в форме превосходной степени — прев. Можно ли на месте выделенного слова использовать его синонимы (см. слова в рамке)? Почему?


331. Рассмотрите рисунок. Какие пары прилагательных имел в виду художник? Составьте предложения, используя любую пару слов.


333. Спишите, образуя от прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните прилагательные как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени образуется от другой основы?


334. Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах. Составьте 2-3 предложения с записанными словами.

Более грустный — более грустная — более грустное; более ясная — более ясное — более ясный; более опасный — более опасное — более опасная; более прилежный — более прилежная — более прилежное.

Маша более прилежная ученица, чем Миша. Ты сегодня более грустная, чем вчера.


335. Спишите стихотворение, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.


336. Сравните в каком-нибудь отношении следующие предметы. Запишите получившиеся предложения. Обозначьте в них члены предложения. Каким способом вы выразили сравнение? Выразите ту же мысль другим способом.


337. Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.


338. Спишите, вставляя пропущенные прилагательные в форме составной превосходной степени. Слова в скобках запишите в нужной форме. Почему некоторые имена собственные заключены в кавычки? Какие из имён собственных не склоняются? В каком падеже они стоят?


339. Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы в рамках. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени. Образец рассуждения. Звонкий — качественное прилагательное, так как обозначает такой признак предмета, который может быть в предмете в большей или в меньшей степени, и поэтому образует степени сравнения: звонче, самый звонкий, сочетается с наречием очень, имеет краткую форму: зво́нок.

Москва и Подмосковье.
Москва-река шире мелководной Яузы. Яуза грязнее Москвы-реки. Неглубокая Пахра чище Москвы-реки. Дубна дальше Дмитрова. Деревня Подосинки крпнее Кузяево.

Источник

2.3. Имя прилагательное

Упражнение 42. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешёвый, дорогой, жадный, жаркий, жёсткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, лёгкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твёрдый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.

Упражнение 43. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. Обоснуйте выбор формы.

1. Её обеды всегда более (вкусные), чем мои. 2. Эта лодка значительно (прочная), чем та, которую мы видели у причала. 3. В чаще голоса всегда звучат более (глухо), чем на опушке леса. 4. Двоим нести такой груз, конечно, (легко). 5. Его оценки событий стали (резкие). 6. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий). 7. На рынке те же товары стоят (дёшево), чем в магазине. 8. Этот подъём (крутой), а тот более (пологий). 9. На юге звёзды (яркие), чем на севере. 10. Эту сессию я сдал (плохо), чем предыдущую. 11. Дорога стала (гладкая, ровная), без ухабов. 12. Не лейте много воды, иначе глина станет (жидкая), чем это необходимо для производства посуды. 13. Придите (поздно). 14. Ущелье стало (узкое). 15. Я люблю чай (сладкий).

Читайте также:  К именам существительным и прилагательным поставь вопросы

Упражнение 44. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей. 2. Семёнов – наиболее лучший игрок в нашей команде. 3. Дела в команде шли всё хужее. 4. Воздух в цеху становился всё более жарче. 5. Наш завод оказался более передовым. 6. Чилийский соус острее и горчее китайского. 7. Твои босоножки дешевее. 8. Листья к концу сентября стали желтее. 9. Твой голос звончее моего. 10. Сделай узел послабже. 11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее. 12. Наши игроки не плохее. 13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее. 14. Детские впечатления всегда ярчее. 15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное. 16. Он самый старейший член нашего коллектива. 17. Швабрин был более образованнее Гринёва. 18. От этого Мцыри кажется более таинственнее. 19. Эта задача стала более легче.

Источник

Степени сравнения прилагательных

Степень сравнения — это общее название форм имён прилагательных, выражающих различные степени признака предмета.

Степени сравнения имеют только качественные прилагательные, которые обозначают изменяющийся признак. В русском языке есть три степени сравнения имён прилагательных: положительная, сравнительная и превосходная .

Обычно прилагательные называют признак предмета, не сравнивая его с другими:

трава зелёная , конфета сладкая .

Такие прилагательные стоят в форме положительной степени.

Положительная степень сравнения — это форма качественного прилагательного, обозначающая признак предмета вне сравнения.

Предметы могут обладать признаками, которые проявляются в большей (меньшей) или самой большой (самой малой) степени, например:

рубашка светлее , погода теплейшая , здание самое высокое .

В этих случаях используется сравнительная и превосходная степень сравнения прилагательных.

Степени сравнения прилагательных
Положит. Сравнительная Превосходная
Простая Составная Простая Составная
-ee (-ей)
-е, -ше
более
(менее)
-ейш-
-айш-
наиболее
(наименее,
самый)
быстрый быстр ее менее быстрый быстр ейш ий самый быстрый

Сравнительная степень

Сравнительная степень прилагательных называет признак, который у данного предмета или лица проявляется в большей или меньшей степени, чем у того, с которым его сравнивают. Например:

конфета вкуснее , чем шоколадка;

зимой погода холоднее , чем летом;

девочки аккуратнее мальчиков.

Сравнительная степень имеет две формы: простую и составную.

Простая сравнительная степень имён прилагательных указывает только на то, что признак представлен в большей (но не в меньшей) степени. Она образуется путём прибавления суффиксов к основе положительной степени:

мил ый – мил ее , мил ей ;

сильн ый – сильн ее , сильн ей .

-Е:

    Если основа прилагательных оканчивается на Г, К, Х, Д, Т, СТ, то происходит чередование конечного согласного основы:

У прилагательных с суффиксами -К-, -ОК-, -ЕК- данные суффиксы усекаются:

близ к ий – ближ е ,

шир ок ий – шир е

стар ый – стар ше .

Если основа прилагательных оканчивается на Г, К, то конечный согласный основы усекается:

Формообразовательные суффиксы (-ЕЕ, -ЕЙ, -Е, -ШЕ) не изменяют значения слова и не образуют нового слова, поэтому они не включаются в основу слова. Обратите внимание, что у прилагательных в форме простой сравнительной степени нет окончаний.

К форме простой сравнительной степени можно добавить приставку ПО-, которая обозначает небольшое увеличение признака, например:

больше – по больше, ниже – по ниже.

Иногда простая форма сравнительной степени образуется от слов, имеющих другую основу. Например:

хороший – лучше , плохой – хуже , маленький – меньше .

Читайте также:  Слова прилагательные после шипящих пишется буква е

Прилагательные в простой форме сравнительной степени не изменяются по родам, числам и падежам. Простая сравнительная степень — это неизменяемая форма имён прилагательных.

Некоторые качественные прилагательные не имеют формы простой сравнительной степени, например:

лысый, глухой, рослый, деловой и др.

Составная сравнительная степень имён прилагательных образуется с помощью слов более и менее, которые ставятся перед прилагательными в положительной степени:

зелёный – более зелёный, горькая – менее горькая.

Прилагательные в составной форме сравнительной степени изменяются по родам, числам и падежам:

менее кислый компот (м. р.) — менее кислая конфета (ж. р.);

более яркое солнце (ед. ч.) — более яркие звёзды (мн. ч.);

менее сложная работа (и. п.) — о менее сложной работе (п. п.).

Вспомогательные слова более и менее по родам, числам и падежам не изменяются.

Сравнение двух предметов по какому-либо признаку можно выразить по-разному:

Левый домик выше правого.

Левый домик выше , чем правый.

Левый домик более высокий , чем правый.

Превосходная степень

Превосходная степень прилагательных указывает, что предмет обладает высшей степенью признака, то есть превосходит другие предметы по данному признаку. Например:

вкуснейшая конфета, самая холодная зима.

Превосходная степень имеет две формы: простую и составную.

Простая превосходная степень имён прилагательных образуется с помощью суффиксов путём прибавления их к основе прилагательных в форме положительной степени:

    -АЙШ- (с чередованием последней согласной буквы основы):

Примечание: суффикс -АЙШ- всегда находится под ударением: строжа́йший, мягча́йший.

вкусн ый – вкусн ейш ий,

стар ый – стар ейш ий.

НАИ- + -Ш- (с усечением суффикса -ОК-):

выс ок ий – наи выс ш ий.

вкусн ый – наи вкусн ейш ий.

Приставка НАИ- употребляется с простой превосходной степенью для обращения внимания на абсолютное превосходство данного признак:

редкий – редчайший – наи редчайший,

крепкий – крепчайший – наи крепчайший.

Иногда простая форма превосходной степени образуется от слов, имеющих другую основу. Например:

хороший – лучший , плохой – худший , маленький – меньший .

Прилагательные в простой форме превосходной степени изменяются по числам, родам и падежам:

Составная превосходная степень имён прилагательных образуется двумя способами:

    С помощью слов самый, наиболее, наименее, которые ставятся перед прилагательными в положительной форме:

самый смелый, наиболее богатый, наименее значимый.

Такие прилагательные изменяются по родам, числам и падежам:

самый смелый – самая смелая,

самый смелый – самые смелые,

самый смелый – самого смелого.

Слова наиболее и наименее являются неизменяемыми:

наиболее смелая, наименее красивые, в наименее долгом.

С помощью слов всех, всего, которые ставятся после прилагательных в простой форме сравнительной степени:

смелее всех , богаче всех , интереснее всего .

Такие прилагательные не изменяются по родам, числам и падежам, так как они образованы от простой формы сравнительной степени, которая является неизменяемой.

Примечание: нельзя смешивать слова самый, наиболее, наименее с простой формой сравнительной степени для образования составной формы превосходной степени. Формы:

самые красивее, наиболее труднее, наименее интереснее.

являются неправильными. Также слова самый, наиболее, наименее нельзя использовать с прилагательными в простой форме превосходной степени:

самая вкуснейшая, наиболее быстрейший, наименее мельчайший.

Вместо этих словосочетаний надо использовать простую или составную превосходную степень, не смешивая их:

вместо самая вкуснейшая можно сказать самая вкусная или вкуснейшая;

вместо наиболее быстрейший можно сказать наиболее быстрый или быстрейший;

вместо наименее мельчайший можно сказать наименее мелкий или мельчайший.

Составную форму превосходной степени можно образовать от любого качественного прилагательного.

Источник

§25. Особенности образования и употребления форм степеней сравнения имён прилагательных

Вариантные формы степеней сравнения прилагательных нередко различаются стилистически.

1. В качестве вариантных часто выступают простые и составные формы сравнительной степени: тоньше — более тонкий; веселее -более весёлый; смелее — более смелый; важнее — более важный.

Читайте также:  В суффиксах существительных и прилагательных под ударением без ударения

Употребление составных форм становится все более распространённым, особенно в книжно-письменных стилях речи. Это объясняется следующими причинами:

а) образование составных форм со словами более (и менее) возможно почти от всех качественных прилагательных, в то время как простые формы могут быть образованы не всегда (не образуются они, например, у прилагательных, обозначающих абсолютные признаки,— мёртвый, зрячий, слепой и др.; у относительных прилагательных, получивших качественный смысл, — трагическое положение, железная воля и т.д.);

б) составные формы свободно склоняются и свобод но употребляются в роли определений, в то время как простые формы сравнительной степени, как правило, используются только в роли сказуемых;

в) наконец, если составные формы воспринимаются как стилистически нейтральные, многие простые формы имеют отчётливую разговорную (и даже просторечную) окраску. Например, разговорными являются формы на -ей с приставкой по-: повеселей, посмешней; многие формы, образованные от прилагательных с основой на -г-, -к-, -х-: упруже, гибче, ёмче, стойче, горче, громоздче и некоторые другие.

С отмеченными особенностями простых форм сравнительной степени необходимо считаться. В то же время укажем и на ошибки в образовании и употреблении сложных форм. Так, нелитературным, просторечным является употребление слов более и менее в сочетании с простой формой сравнительной степени, например: более значительнее, менее серьёзнее, более продуктивнее и т.п. Неправильны предложения: Бытовые условия в посёлке рудничан оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе; Потери древесины при молевом сплаве оказываются с каждым годом все более значительнее.

2. В отличие от простых форм сравнительной степени, простые формы превосходной степени (высочайший, труднейший, а также: наиважнейший) имеют отчётливо книжный характер. В целом они менее употребительны, чем нейтральные по стилю образования со словами самый, наиболее и наименее (самый важный, самый твёрдый, наиболее влиятельный, наименее важный).

При употреблении последних следует, однако, учитывать смысловое различие слов самый (абсолютная степень) и наиболее (относительная степень), входящих в составные формы превосходной степени.

Образуйте формы степеней сравнения от следующих прилагательных:

крупный, ловкий, тонкий, гибкий, сухой, влажный, отличный, злой, дорогой, бойкий, драматический, искусный, искусственный, главный, ломкий, деловитый, деловой, плавкий, хороший, плохой, горький.

Отметьте особенности в образовании и употреблении форм степеней сравнения имён прилагательных. Дайте их стилистическую характеристику. Устраните замеченные ошибки, обосновав своё мнение.

1. Разработка морских нефтяных месторождений становится все более интенсивнее.

2. Самыми крупнейшими речными дорогами страны становятся Обь и Енисей.

3. Все более ощутимее удары вьетнамских партизан по американским оккупантам.

4. Чем менее закалён организм ребёнка, тем более опаснее становятся для него перегрев и переохлаждение.

5. Ракетная техника даёт самые безграничные возможности в изучении космического пространства.

6. Современная экспериментальная биология имеет наиболее точные представления о механизме генетических воздействий.

7. Все отчётливей становятся наши знания о влиянии космического излучения на живые организмы.

8. Все более шире проникают в быт синтетические материалы.

9. Самые крупнейшие достижения развивающихся стран замалчиваются реакционной печатью Запада.

10. Работа прибористов подверглась наиболее интенсивнейшей критике.

11. Выпускаемые заводом уникальнейшие двадцатисемитонные и больше грузовики-самосвалы отлично зарекомендовали себя на строительствах гидростанций.

12. Вдумчиво подходить к подбору членов производственного совещания — это весьма серьёзный вопрос и, пожалуй, один из самых решающих.

13. Завод должен довести производство автомашин более чем до 10 тысяч штук.

14. Подготовленная к выпуску модель показала себя намного более экономичнее, чем все предыдущие.

15. Следует тщательно изучить опыт бригад, получивших самый наивысший в этом году урожай овощей.

Источник