Меню

Образуйте от глаголов все возможные формы деепричастий заметить написать



2.7. Причастие и деепричастие

Упражнение 52. Образуйте все возможные формы причастий от следующих глаголов. Образуйте деепричастия от этих же глаголов. Отметьте случаи, когда от глагола нельзя образовать той или иной причастной формы или деепричастия. С чем это связано? При наличии вариантов тех или иных форм укажите, как соотносятся эти варианты.

Арестовать, атаковать, бежать, беречь, бить, блистать, брести, брить, вернуть, вить, гасить, гнать, грести, грызть, достичь, дышать, ехать, жать (руку), жевать, жечь, жить, завести, звать, идти, издавать, изобрести, искать, капать, колоть, лазать, лезть, лизнуть, махать, мыть, найти, налить, напомнить, понять, пробежать, провести, прожить, расцвести, резать, слать, снять, сохнуть, страдать, сыпать, течь, узнавать, уносить, хвалить, ходить, хотеть, цвести, чертить, шить.

Упражнение 53. Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных и деепричастных форм. Объясните суть этих ошибок.

1. Мама, уже вытеревшая всю посуду, с удивлением смотрела на меня. 2. Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет. 3. Девочка, уже заплёвшая косу, с удивлением смотрит на брата. 4. А у меня всё давно уже убрато! 5. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука. 6. Это оказался медведь, забрёвший ночью в деревню. 7. Проголодавшего медведя тянуло к жилью. 8. На столе стоял букет цветущихся астр. 9. В комнате, как в осыпающем саду, тихо и светло. 10. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящая. 11. Мы опоздали к началу заседания по независимым от нас причинам. 12. В центре повествования стоит образ молодого героя, страдающего от неразделимой любви. 13. Лучшие рабочие, трудящие на строительстве моста, были отмечены ценными подарками. 14. В поход мы взяли только небьющую посуду. 15. Шум, издающий водопадом, слышен издалека. 16. Передайте наилучшие пожелания матушке. Остаюсь уважаемый Вами – Артём. 17. Если мы будем работать спустив рукава, мы не выполним государственного заказа в срок и не получим новых кредитов.

Упражнение 54. Укажите, какие ошибки в употреблении глаголов использовали писатели для создания комического эффекта.

1. Но он свинину ест не часто, желудок берегя, и знает, что земные яства имеют берега (Самойлов). 2. Итак, Вы опять отсрочили свой приезд, любезнейший Анненков. Боюсь только, как бы Вы, всё отсрачивая да отсрачивая – совсем к нам не пожаловали (Тургенев). 3. Хватит отсрачивать, пора подытаживать (Кнышев). 4. Чуду-юду я и так победю (Высоцкий). 5. Побежду я любую беду (Заходер). 6. Позвольте вам быть проводимой мною (Аверченко). 7. Ах, дядюшка! Но вы его поймёте и не осудите профессии недуг, тем более, что очень часто тётей в Семён Сергееча швыряется утюг (Архангельский).

Источник

Деепричастие от глагола «заметить»

прошедшее
время
что сделав?
зам е́ тив, зам е́ тивши

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сербский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «заметить&raquo

Синонимы к слову «заметить&raquo

Предложения со словом «заметить&raquo

  • Почти все эти люди, как он успел заметить ещё в самые ранние годы офицерской службы, отличались той или иной странностью, а некоторые из них – сразу двумя, а то и тремя.

Цитаты из русской классики со словом «заметить»

  • — Вы повторяетесь, предупреждаю вас, — заметила Дарья Михайловна.

Сочетаемость слова «заметить&raquo

Значение слова «заметить&raquo

ЗАМЕ́ТИТЬ , —ме́чу, —ме́тишь; прич. страд. прош. заме́ченный, —чен, -а, -о; сов. (несов. замечать). 1. перех. или с созами „что“ и „как“. Воспринять зрением, увидеть; приметить. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «заметить&raquo

ЗАМЕ́ТИТЬ , —ме́чу, —ме́тишь; прич. страд. прош. заме́ченный, —чен, -а, -о; сов. (несов. замечать). 1. перех. или с созами „что“ и „как“. Воспринять зрением, увидеть; приметить.

Предложения со словом «заметить&raquo

Почти все эти люди, как он успел заметить ещё в самые ранние годы офицерской службы, отличались той или иной странностью, а некоторые из них – сразу двумя, а то и тремя.

Читайте также:  Не с глаголами пишется раздельно какой класс

Ведь пираты могут сразу заметить раскрытые звенья цепей и поднять тревогу преждевременно.

Вы это могли заметить уже хотя бы по тому, что нежданно-негаданно оказались у нас в гостях.

Источник

Образование деепричастий

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Деепричастия совершенного вида СВ

от глагола прошедшего вр.

(к основе на гласный)

уеха-л – уеха, реши, подума

-вши (от возвратных глаголов)

верну-вши-сь, заня-вши-сь

от инфинитива

-ши (к основе на согласный)

испечь – испек-ши, привез-ши

от глагола будущего вр. (редко)

(как у несовершенного вида)

войд-ут – войд, увид-ят – увид

обрет-ут – обрет

Деепричастия несовершенного вида НСВ

от глагола настоящего вр.

-а, -я

говорятговор, зна-ют – зна

от глагола будущего вр. (редко)

-учи, -ючи

буд-ут – буд-учи, игра-ют – игра-ючи

Нельзя образовать деепричастия несовершенного вида от глаголов:

  • с основой настоящего времени, состоящей из одних согласных: шь-ют, пь-ют, жм-ут;
  • с основой настоящего времени на г, к: бег-ут, тек-ут; на шипящий: маж-ут, пиш-ут (есть исключения: визж-а, спеш-а);
  • с суффиксом -ну: мёрз-ну-ть, тя-ну-ть;
  • от глаголов лезть, ехать, хотеть, драть, петь и др.

Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -а/-я, От многих бесприставочных глаголов деепричастия НСВ не употребляются (см. тереть, переть, вить, шить, лизать, пахать, глохнуть)

Деепричастием глагола быть является форма будучи (у некоторых глаголов форма на -учи употребляется в разговорном языке параллельно со стилистически нейтральной, образованной регулярным суффиксом: играя и играючи, жалея и жалеючи).

От некоторых глаголов образуются вариантные формы- пиша и писав / писавши, зная и знав / знавши, имея и имев / имевши.

Деепричастия СВ образуются от основы инфинитива при помощи суффикса -e/-вши, если основа оканчивается на гласный, и суф. -ши, если основа на согласный: прочитать -> прочитав / прочитавши, нарисовать —> нарисовав / нарисовавши, подтолкнуть —> подтолкнув / подтолкнувши, покрасить -> покрасив / покрасивши, принести -> принесши. Что касается глаголов на -итъ, то многие из них имеют также форму на -а/-я: полюбив / полюбивши / полюбя, возвратив / возвративши / возвратя, возвратившись / возвратясь.

Некоторые глаголы имеют вариантные формы дееприча­стия: идти —> идя и идучи (устар.); увидеть —> увидя и увидев.

© Авторские права2020 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 38

Вопрос № 272245

Можно ли образовать деепричастие от глаголов спасти, брать: спася котенка, беря плату?

Ответ справочной службы русского языка

Такие деепричастия неупотребительны.

Здравствуйте.
Как правильно пишатся «Вы работали незря» или «Вы работали, не зря»? Вроде бы, если это наречие (как?), то должно быть слитно, а если писать раздельно, то по смыслу получается «работали, не глядя (от глагола зрить)» (деепричастие)? Или я ошибаюсь?

Ответ справочной службы русского языка

Не зря в значении «не напрасно» пишется раздельно. Наречие не требует обособления.

Если имеется в виду деепричастие от глагола зреть — то же, что «не глядя», то оно также пишется раздельно с не, но обособляется.

Добрый вечер. Пожалуйста, помогите образовать деепричастие в настоящем времени от глагола тереться. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастие от глагола тереться неупотребительно.

Здравствуйте, можно ли образовать деепричастие от глагола «хамить»?

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно — погрязнувши или погрузнувши?
Ворд за второй вариант, Интернет второй вариант тоже больше котирует. Я всю жизнь считал, что правилен первый вариант.
Что верно и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастие от глагола погрязнуть (глубоко увязнуть) — погрязнувши.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно образовать деепричастие от глагола «рвать»? Знакомая утверждает, что возможен вариант «рвя», но мне он режет слух, поэтому я сомневаюсь.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, образование деепричастия от глагола рвать затруднительно (т. е. деепричастие фактически не образуется).

Помогите, пожалуйста, образовать деепричастие от глагола «плевать».

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно — «прислонясь» или «прислонившись».

Странно, но на Вашем сайте проверка слова не работает в отношении этого слова!

Читайте также:  Как сделать морфологический разбор глагола писал

Уведомляет о том, что и то, и другое слово ОТСУСТВТУЕТ.

Но ведь, насколько мне подсказывает память, и тот, и другой варианты то и дело встречаются в литературе!

Разъясните ситуацию, пожалуйста!

Ответ справочной службы русского языка

Литературной норме соответствует вариант прислонившись , хотя в поэтической речи, где допустимы отклонения от нормы, нередко можно встретить и вариант прислонясь. Например, у Б. Пастернака: Гул затих. Я вышел на подмостки. // Прислонясь к дверному косяку, // Я ловлю в далеком отголоске, // Что случится на моем веку («Гамлет»).

О словарной фиксации. Слова в словарях даются по начальной форме. Прислонившись – деепричастие от глагола прислониться , поэтому словарной статьи прислонившись (а также, например, прочитав , перейдя или зная ) Вы в словаре не найдете. Заголовочными словами будут прислониться, прочитать, перейти, знать.

К вопросу № 245009 (как будет выглядеть глагол «писать» отвечая на вопрос «что делая?»).
Многие русские авторы (В.Жуковский, Л.Толстой, А.Чехов и т.д.) не затруднялись образовывать деепричастие от указанного глагола, используя вполне закономерную форму «пиша». Например, В.Белинский: «Но Гоголь не всем может быть примером. Тем не менее жалко видеть, когда и маленькое дарование попусту тратит свои силы, пиша по-малороссийски — для малороссийских крестьян».

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за дополнение! Сегодня можно говорить о «несвободном» употреблении формы деепричастия пиша .

Скажите, пожалуйста, как правильно образовать деепричастие от глагола «сосредоточиться» — сосредоточиваясь или сосредотачиваясь?

Ответ справочной службы русского языка

Равноправные варианты инфинитива: сосредоточивать и сосредотачивать . Варианты деепричастия также равноправны.

Как будет глагол «писать»(ручкой) в продолжительной форме??
К примеру глагол «делать», получается «делая», глагол «рисовать» — «рисуя».
Ответьте по аналогии.

Ответ справочной службы русского языка

Делая, рисуя – деепричастия (о деепричастии см. в учебнике Е. И. Литневской). Образовать деепричастие от глагола писать затруднительно. Не от всех глаголов в русском языке возможно образование всех форм.

как образовать деепричастие от глагола поить? ( я пою?)

Ответ справочной службы русского языка

Повторно задаю вопрос, очень нужно. Как образовать деепричастие от слова «распростирать» (крылья), и уместно ли здесь слово «распростав»?

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастие настоящего времени — распростирая, форма деепричастия прош. времени (распростерев) неупотребительна.

Можно ли образовать деепричастие от глагола строить — строя? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно говорить: ПИША письмо, или ПИСЯ письмо, или как-то иначе?

Ответ справочной службы русского языка

Образовать деепричастие от глагола _писать_ затруднительно.

Источник

Русский язык

Правописание деепричастий

План урока:

В русском языке выделяют несовершенные и совершенные деепричастия. Разберем каждую категорию отдельно.

Деепричастия несовершенного вида и их образование

Такие деепричастия отвечают на вопрос: Что делая? Они называют действие, которое происходит одновременно с главным глаголом-сказуемым:

Она медленно гуляла по парку, разговаривая по мобильному телефону.

Мама пекла пирог, напевая детскую песенку.

Думая о проблемах в школе, Сергей отправился на пробежку.

Для образования деепричастия несовершенного виданужно взять основу настоящего времена глагола несовершенного вида и прибавить к ней суффикс -а-/-я-:

  • сидит — сидя;
  • ворчит – ворча;
  • купается – купаясь.

Исключения

Не все глаголы несовершенного вида образовывают деепричастия таким способом. Выделяют несколько исключений.

  1. Глаголы «быть» и «красться» образовывают деепричастия с помощью суффикса -учи-:

Ирина, будучи любознательной личностью, все выходные проводила в библиотеке.

Степанов медленно, словно крадучись, шел по узкой темной улице.

  1. Глаголы, которые в инфинитиве имеют суффикс -ва-, сохраняют его и при создании деепричастий несовершенного вида:

Умолкнув, дети начали поглощать шоколадный торт, запивая его холодным соком.

Вставая по утрам с неудобного дивана, она ощущала ломоту во всем теле.

Проливая слезы, проблему не решить.

Кроме того, существуют несколько глаголов, которые и вовсе не могут образовывать деепричастия несовершенного вида:

  • если основа глагола настоящего времени оканчивается на шипящий или если основа неопределенной формы оканчивается на з/c/ст/х: пашут – пахать, мажут – мазать;
  • если основа состоит лишь из согласных: ткут, льют, шьют;
  • если глагол имеет суффикс -ну-: подвергнуть, крикнуть, исчезнуть; (подвергая, крича, исчезая что тогда будет? Напишите, пожалуйста)
  • если основа оканчивается на согласные г/к: могут, текут.
Читайте также:  Какое слово образовано от глагола золотить

Деепричастия подвергая, крича, исчезая образованы от глаголов подвергать, кричать, исчезать.

От глаголов подвергнуть, крикнуть, исчезнуть можно образовать деепричастия совершенного вида прошедшего времени: подвергнув (подвергнувши, подвергши), крикнув (крикнувши), исчезнув (исчезнувши).

Чаще всего деепричастия несовершенного вида образовываются от основы настоящего времени и суффикса -а-/-я-. Однако выделяют и исключения из правил. Их нужно запомнить.

Деепричастия совершенного вида и их образование

Такая часть речи отвечает на вопрос: Что сделав? Она означает законченное действие:

Закончив рисунок, 10-летняя Маша пошла спать.

Скатившись с водной горки, ребенок засмеялся.

Обратите внимание, деепричастие совершенного вида может происходить до начала основного действия, одновременно с ним или после него:

С утра покинув уютный дом, мама поспешила на работу.

Света сидела на полу, разложив перед собой содержимое любимой сокровищницы.

В храме обвалилась крыша и часть стены, продавив старинный мозаичный пол.

Для образования деепричастия совершенного вида нужно взять основу неопределенной формы глагола или основу глагола прошедшего времени и добавить к ней формообразующий суффикс:

  1. Если основа оканчивается на гласный, пригодятся суффиксы -в-/-вши-:
  • сказать – сказав;
  • указал – указавши.
  1. Если основа слова оканчивается на согласный, деепричастие образовывается с помощью суффикса -ши-:
  • принести – принесши;
  • вырасти – выросши.
  1. Некоторые глаголы будущего времени образовывают деепричастия при помощи суффикса -а-/-я-:
  • прочтут (что сделают?) – прочтя;
  • предвидят – предвидя.

В русском языке выделяют несколько глаголов, которые умеют создавать параллельные формы деепричастий – от основы инфинитива и формы прошедшего времени:

  • Замереть – замерев;
  • замер – замерши.
  • Вымокнуть – вымокнув;
  • вымок – вымокши.

Не с деепричастиями

Теперь давайте узнаем, как пишется не с деепричастиями. Правило легко запомнить, если сопоставлять деепричастие с глаголом, от которого оно образовалось.

В большинстве случаев не с деепричастиями пишется раздельно:

Не зная расписания поезда, лучше не планировать поездку.

Тополиный пух летит по воздуху, не падая на землю.

Она забежала во двор, не закрыв за собой калитку.

Не с деепричастиями пишется слитно только в двух случаях:

  1. Если деепричастие образовано от глаголов, в которых «не» выступает как приставка или часть корня. Без «не» такие глаголы, как и деепричастия, не употребляются:

Негодуя из-за дождя, Смирнова быстро забежала в магазин (деепричастие образовывалось от глагола «негодовать», в котором «не» — часть корня).

С первого взгляда невзлюбив нового соседа, Сергей старался держаться от него подальше.

Ненавидя себя за слабость, молодая учительница продолжала лежать в постели.

  1. Не с деепричастиями пишется слитно, если они образовались от глаголов с двойной приставкой не-до-. Эта приставка говорит о том, что действие закончилось, но с результатом ниже нормы:

Недоедая в тяжелые военные годы, наша бабушка бережно относилась к хлебу всю последующую жизнь.

Недолюбливая громкую музыку, он редко ходил на дискотеки.

Деепричастия и созвучные предлоги: сложные случаи

Если в предложении у деепричастия есть зависимые слова с предлогом «до», тогда слово пишется раздельно:

Не досмотрев фильм до конца, она начала готовить обед.

Не достав веслом до дна озера, рыбаки поплыли на лодке к берегу.

Деепричастия «не смотря», «не взирая» часто путают с созвучными предлогами «несмотря на» и «невзирая на». Обращайте внимание на контекст предложения. Предлоги можно заменить аналогичным по смыслу словосочетанием «вопреки чему-то»:

Даже не смотря в окно, я знала, что папа уже подходит к дому.

В предложении используется деепричастие, образованное от глагола «не смотреть». С частицей не пишется раздельно.

Несмотря на все преграды, мы быстро дошли до опушки леса.

В предложении используется предлог, который можно поменять на аналогичный «вопреки» и смысл предложения не изменится: вопреки всем преградам, мы быстро дошли до опушки леса.

Источник