Меню

Образуйте полные страдательные причастия от глаголов кипятить красить



Образуйте полные страдательные причастия от глаголов кипятить красить

Вопрос по русскому языку:

Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

Ответы и объяснения 2

Не паханное поле. Не избранный депутат. Не чесанные волосы. Не приватизированная квартира. Не досторенный дом. Не акционерованный холдинг. Не запрограммированный для работы. Не дошитый сегодня. Не созданный для дела.

Пахать – непаханое поле.
Избрать — неизбранный человек
Чесать — нечесаные волосы
Приватизировать — неприватизированный напиток
Достроить — недостроинный дом
Акционировать — неакционированная коллекция
Запрограммировать — незапрограммированный сайт
Дошить — недошённый костюм
Создать — несозданный комлект

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

Методическая разработка по теме «Причастие» (7 класс)

Поморевой Оксаны Викторовны, учителя русского языка и литературы.

Проблемы, связанные с изучением темы «Причастие»…………….. 3

Склонение имен прилагательных и причастий………………………. 8

Действительные причастия настоящего времени…………………… 12

Действительные причастия прошедшего времени………………….. 15

Страдательные причастия настоящего времени…………………….. 16

Страдательные причастия прошедшего времени…………………… 17

Краткие страдательные причастия…………………………………… 25

Правописание суффиксов страдательных причастий

прошедшего времени и отглагольных прилагательных..……………… 30

Правописание кратких страдательных причастий

и кратких прилагательных отглагольного образования………………. 34

Контроль усвоения темы «Причастие»

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗУЧЕНИЕМ ТЕМЫ «ПРИЧАСТИЕ».

Изучение русского языка в плане содержания и выражения стоит сейчас в центре внимания лингвистов, методистов и учителей-практиков. Такой подход к языку оправдан не только с точки зрения постановки общетеоретических проблем, но и со стороны практического обучения школьников русскому языку. В этом отношении важность изучения причастий очевидна. Это одна из самых трудных тем в школьном курсе русского языка. Трудности, которые возникают в процессе работы над ней, объясняются несколькими причинами.

Во-первых, в отличие от других лексико-грамматических групп, причастие изучается только в одном ( VII ) классе. И времени, отводимого на усвоение причастий, далеко не всегда достаточно для практического овладения этой категорией.

Вторая причина заключается в том, что причастие как особая форма глагола является принадлежностью книжной речи, т.е. в речи детей она почти не встречается. При изучении причастий следует уделять внимание работе по усложнению синтаксического строя речи школьников. Важно показать учащимся, что причастие – книжная форма; она является экономным способом выражения мысли, и употребление ее обогащает речь, делает ее более яркой, образной. Кроме того, учащиеся далеко не всегда умеют правильно квалифицировать причастия, смешивая их с прилагательными, деепричастиями, а краткую форму – с глаголами.

Отсюда целый ряд весьма устойчивых ошибок. Предупредить их можно, если в работу на уроке вводить элемент сопоставления, систематически подчеркивать специфику данной формы по сравнению с другими, похожими на нее. Также большое значение при изучении причастий имеет правильно организованное повторение прилагательного и глагола, без знания которых не может быть сознательного, прочного усвоения грамматических особенностей причастия.

Большую трудность для учащихся представляет усвоение правописания безударных суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени, гласных перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени, Н и НН в кратких и полных причастиях и прилагательных, НЕ с краткими и полными причастиями.

Неумением учащихся устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами объясняется большой процент не только пунктуационных и синтаксических ошибок, но и ошибочных написаний НЕ с причастиями.

При изучении причастий вопросам орфографии следует уделить особое внимание. Причастия, как правило, сложны по своему составу, многоморфемны, правописание этих глагольных форм требует четкого знания того, как они образуются и чем объясняется выбор того или иного суффикса, умения быстро проверить безударные окончания.

Читайте также:  Глагол beginnen в прошедшем времени

В работе рассматриваются основные темы раздела «Причастие», трудности, связанные с усвоением этого материала и пути преодоления их при помощи предлагаемых алгоритмов, тренировочных упражнений и различных заданий.

Целью работы является укрепление знаний грамматической теории, выработка у учащихся навыков правильного произношения причастий, правописания, употребления в речи путем проведения на уроках различных специально подобранных устных и письменных упражнений и использования наглядного материала в виде опорных таблиц.

Тему «Склонение причастий» обычно начинают с повторения склонения прилагательных. Легко усвоить, что причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, в полной форме имеют те же падежные окончания, что и полные прилагательные, проверяются теми же вопросами (какой? какое? какая? какие?); тем не менее ошибки в правописании окончаний причастий довольно часты. Поэтому полезно провести несколько тренировочных работ.

1. Согласовать причастия и прилагательные с существительными.

а) 1) (Умирающий) звезды виднелись кое-где на (побледневший) (зеленоватый) небе. 2) Я мечтал о (бодрящий) (морской) воздухе, о (чудесный) (белый) песке. 3) В воздухе стоял (сладкий) запах (распускающийся) зелени. 4) Я часто приходил к уже (высохший) и (заросший) (густой) камышами пруду. 5) Я узнал о (случившийся) в нашем городе (необычайный) происшествии.

б) 1) Я прожил с ними несколько недель в Зальцбурге, небольшом силезском городке, (славящийся) своими водами, будто бы (излечивающий) чахотку. 2) Голос его звонко разносился в (неподвижный) чутко (дремлющий) воздухе. 3) Лошади при чуть (брезжущий), слабо (льющийся) свете звезд тоже лежали, понурив головы. 4) Уже полились кругом меня по (широкий мокрый) лугу, и спереди по (зеленевший) холмам, от лесу до лесу, и сзади по (длинный пыльный) дороге, по (сверкающий) (обагренный) кустам, и по реке, стыдливо (синевший) из-под (редеющий) тумана – полились сперва (алый), потом (красный, золотой) потоки (молодой, горячий) солнца.

(из произведений И.С. Тургенева)

2. Поставить данные сочетания слов в именительном, родительном и предложном падежах множественного числа.

Выглянувший солнечный луч; приближающаяся грозовая туча; улыбающееся детское лицо.

3. В данных сочетаниях слов существительные среднего и мужского рода заменить существительными женского рода и поставить в именительном, винительном и предложном падежах единственного числа.

Серебристый, сверкающий снег; поросший камышом и залитый водой берег; бескрайнее волнующееся море.

4. Составить предложения, употребив данные словосочетания в дательном, винительном, творительном и предложном падежах.

Оттаявшая земля, затихающая песня, возвращающиеся рыбаки, строящаяся дорога, освободившееся место, поднявшийся ураган, повторяющиеся слова, встретившиеся путники.

Обращаем внимание на то, что окончания причастий всегда безударные, в то время как у прилагательных окончания могут быть ударными и безударными.

Окончания причастий мужского рода, единственного числа, так же как и безударные окончания прилагательных в именительном и винительном падежах, не совпадают с окончаниями вопросительного слова какой?

Часто не умеют правильно находить то существительное, с которым причастие согласовано (т.е. определяемое слово), смешивают его со словами, которые подчиняются причастию, зависят от него. Необходимо научиться различать эти слова, правильно находить каждое из них. Для этого при разборе ставим вопрос от определяемого слова к причастию, например: Наташа взяла книгу (какую?), лежавшую на столе.

Окончание вопроса совпадает с окончанием причастия. Затем находим слова, которые сами подчиняются причастию, т.е. зависимые: лежавшую (где?) на столе.

Для тренировки в разборе можно использовать такие предложения.

1) На нем (бурмистре) был синий армяк, подпоясанный красным кушаком (Т.). 2) Прибрежный камыш слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной (Т.). 3) Ее пугала тень от большого ракитового куста, падавшая на дорогу, тускло озаренную месяцем (Т.). 4) Картина, изображавшая каких-то разряженных охотников в париках, тоже говорила о чем-то бесконечно далеком (Г.-М.). 5) Керосиновая лампа, пристроенная на боковой стене, тускло освещала ободранное купе второго класса, висящее на крючках оружие, книги, разбросанные повсюду, военные карты (А.Н.Т.).

Причастия имеют возвратную форму (строиться – строящийся – строившийся). Но возвратными могут быть только действительные причастия, так как возвратность глагола указывает на его непереходность, а от переходных глаголов образуются только действительные причастия.

Трудности вызывает правописание возвратных причастий; не чувствуя их возвратности, иногда пропускают суффикс -ся или, наоборот, пишут его в невозвратных причастиях, например: «Вскоре мы увидели приближающую тучу», «Заржавевшиеся трубы заменили новыми». Для определения возвратности причастия нужно найти глагол, от которого это причастие образовалось: причастие приближающаяся образовано от возвратного глагола приближаться, заржавевшие – от невозвратного глагола заржаветь.

Следует отметить, что у причастий не бывает возвратного суффикса —сь, а только -ся, в отличие от глаголов, у которых после гласной стоит —сь (учись), а после согласной —ся (учится).

Читайте также:  Вводное слово может быть глаголом

Полезно выполнить несколько специальных упражнений.

1. Определить, от какого глагола образовано причастие.

Выбравшиеся на поляну охотники; утоляющее боль лекарство; заблудившиеся в лесу ребята; знамя, развевающееся на ветру; поезд, приближающийся к станции; помутневшее стекло.

2. От глаголов образовать причастия: метель разбушевалась – разбушевавшаяся метель.

Снежинки кружатся в воздухе. Облака плывут по небу. Теплоход приближается. Волосы растрепались. Кислород содержится в воздухе. Флаг развевается по ветру.

После всех тренировочных работ полезно составить таблицу склонения прилагательных и причастий, которая может служить справочным материалом.

СКЛОНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ.

И. огромный светящийся шар (какой?)

Р. огромного светящегося шара (какого?)

Д. огромному светящемуся шару (какому?)

В. огромный светящийся шар (какой?)

Т. огромным светящимся шаром (каким?)

П. (об) огромном светящемся шаре (каком?)

И. огромное светящееся окно (какое?)

Р. огромного светящегося окна (какого?)

Д. огромному светящемуся окну (какому?)

В. огромное светящееся окно (какое?)

Т. огромным светящимся окном (каким?)

П. (об) огромном светящемся окне (каком?)

И. огромная светящаяся витрина (какая?)

Р. огромной светящейся витрины (какой?)

Д. огромной светящейся витрине (какой?)

В. огромную светящуюся витрину (какую?)

Т. огромной светящейся витриной (какой?)

П. (об) огромной светящейся витрине (какой?)

И. огромные светящиеся рекламы (какие?)

Р. огромных светящихся реклам (каких?)

Д. огромным светящимся рекламам (каким?)

В. огромные светящиеся рекламы (какие?)

Т. огромными светящимися рекламами (какими?)

П. (об) огромных светящихся рекламах (каких?)

При изучении склонения причастий после того, как вы научились правильно выделять определяемое и зависимое слово, обратите внимание на то, как выделяется запятыми причастный оборот.

1. Причастный оборот поставить перед определяемым словом, подчеркнуть окончания причастий. Образец: Высыхает земля, согреваемая лучами солнца. — Высыхает согреваемая лучами солнца земля.

1) В городке, славившемся стариной, работали археологи. 2) Вокруг виднелись деревья, одетые зеленой листвой, и холмы, пестревшие цветами. 3) Мы сидели за столом, покрытым белоснежной скатертью.

2. Причастные обороты поставить после определяемого слова, подчеркнуть окончания причастий. Образец: За раскинувшимся на берегу селом шла перестрелка. — За селом, раскинувшимся на берегу, шла перестрелка.

1) На берегу лежало принесенное водой бревно. 2) Дорогу перегораживала недавно обрушившаяся береза. 3) Между холмами вьются заросшие кустами овраги. 4) Вдалеке виднелась сплошь увитая плющом каменная ограда. 5) Оставленный для прикрытия взвод не пропустил рвавшегося к деревне врага. 6) Взвешенные и приготовленные к отправке грузы хранились под навесом.

3. К данным причастиям подобрать зависимые слова, образовавшийся причастный оборот поставить перед определяемым словом и после. Образец: Охотники вышли на заросшую кустами поляну. — Охотники вышли на поляну, заросшую кустами.

1) С появившегося парохода стали спускать шлюпку. 2) Зазеленели посаженные березки. 3) Введенная в бой дивизия закончила разгром врага.

4. Из данных предложений выписать в два столбика причастия и прилагательные с определенными словами.

1) Взвилась ракета. При свете ее Ленька увидел накренившуюся набок груженую повозку, лошадь, спокойно щиплющую высокую траву, и бойца, уткнувшегося лицом в землю (В. Некр.). 2) Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами (П.). 3) Куров провел мальчика в свое маленькое, отгороженное стеклянной переборкой помещение и указал ему на пропитавшуюся маслом табуретку (Б. Пол.).

5. В предложениях причастие заменить глаголом, образовать простые или сложные предложения. Подчеркнуть в них главные члены, расставить знаки препинания. Образец: Соня, прибежавшая за ключом, вывела нас из этого тяжелого положения. – Соня прибежала за ключом и вывела нас из этого тяжелого положения.

Утомленные ребята мечтали поскорее добраться до дома. Огромная туча, медленно надвигающаяся с востока, напугала детей. С деревьев, окутанных легким туманом, скатывались крупные капли дождя.

6. Из данного текста выписать причастные обороты с определяемыми словами, поставить причастие в именительный падеж.

Мы живем на речном берегу, заросшем кустарником, переходящим в густой лес. Здесь можно встретить лося, на глазах путешественника переплывающего реку. Лось, вышедший на берег, будет спокойно смотреть на человека, так редко встречающегося здесь. Охотник, не стремящийся настрелять много дичи, счастлив в этих краях. Он забудет о ружье, оставленном в лодке, и долго будет любоваться раскрывшимся перед ним миром.

Здесь можно подглядеть бобров, строящих свой домик из поваленных деревьев и сорванных на берегу веток.

Рано утром мы встречаем солнце, ярко загорающееся над рекой. Освежающий ветер обвевает наши лица, шелушащиеся от загара. Весело потрескивает костер, сложенный из веток. На нем в закопченном котелке варится уха из только что наловленных окуней. Вокруг шалаша шелестит нескошенная густая трава. Сердце наполняется радостью, когда думаешь о предстоящем чудесном дне.

Читайте также:  Сказуемое выраженное глаголом условного наклонение

7. Записать под диктовку. Подчеркнуть причастные обороты.

1) В белесой дымке, висевшей над сверкающим морем, проступили высокие извилистые берега (Б.Пол.). 2) По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом (Л.Т.). 3) В сумерках заняли хутор, раскинувшийся по берегу запруженного оврага (А.Н.Т.). 4) Часы, проводимые с молодежью, были для Павла зарядкой бодрости (Н.О.). 5) Пришел к обеду и Тушин, еще накануне приехавший в город (Гонч.). 6) И вдруг все кончалось обрывом, поросшим кустами, идущими почти на полверсты берегом до Волги (Гонч.). 7) Оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно (Купр.). 8) В это время въехала во двор коляска, запряженная шестью лошадьми (П.).

Приступая к изучению образования причастий, надо повторить такие категории глагола, как спряжение, вид, переходность, потому что:

причастие сохраняет вид того глагола, от которого оно образовано;

от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов совершенного вида – причастия только прошедшего времени;

от переходных глаголов образуются действительные и страдательные причастия, а от непереходных глаголов страдательные причастия не образуются;

правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени определяется тем, к какому спряжению относится глагол.

Образование действительных причастий настоящего времени обычно не затруднительно. Если хорошо усвоено правописание глаголов I и II спряжений, то довольно легко заменить глагольные окончания 3-го лица единственного числа суффиксами причастий.

Работая над образованием причастий, полезно составить таблицу:

Действительные причастия настоящего времени

Образуются от переходных и непереходных глаголов

от глаголов I спряжения

от глаголов II спряжения

Правописание суффиксов зависит от спряжения

Чтобы еще раз вспомнить, что действительные причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, полезны такие упражнения.

1. Указать вид и спряжение глаголов; где возможно, образовать действительное причастие настоящего времени.

Обидеть, бояться, посидеть, идти, грузить, удержаться, везти, возненавидеть, позаботиться, щебетать, успокоиться.

2. Указать спряжение глаголов, образовать от них причастия и к причастиям подобрать существительные: колебаться ( I спр.)колеблющийся маятник.

а) Шептать, пилить, полоть, тащить, ставить, возить, хвалить, плакать, дремать, гнать, торопиться, хлопотать, катиться, лепетать, бороться, значить, реять, прятаться, вертеться, сеять, слышать.

б) Колоться, противоречить, видеть, теплиться, ныть, портиться, пениться, резать, двигаться, плескаться, скакать.

3. В следующих словосочетаниях найти глаголы, от которых образованы причастия; указать их спряжение.

Значащийся в списках, мыслящий человек, зависящий от погоды, участвующий в демонстрации, держащийся за поручень, трепещущий листок, веющий ветерок, готовящийся к экзамену, покоящийся на лаврах, кроющий крышу, пенящийся водопад, огнедышащая лава, тревожащий звук, будоражащая музыка, рушащееся здание, дорогостоящая техника, колышущийся тростник.

Следует отметить глаголы, от которых образуются следующие причастия: пышущий – пыхать, алчущий – алкать.

4. Образовать причастия от сходных по звучанию, но различных по смыслу глаголов.

Ехать, ездить; брюзжать, брызгать, брезжить; бродить, брести; лазить, лезть; таять, таить.

5. Из данных словосочетаний выписать в один столбик причастия, в другой – прилагательные.

Горящая лампа, горячая печка; стоячее болото, стоящие пассажиры; пахнущий цветок, пахучая жидкость; дремучий лес, дремлющий ребенок; плачущая девочка, плакучая береза.

6. К каждому существительному подобрать причастие и прилагательное: волны огромные, бушующие.

Осень, заря, тропинка, прохлада, рожь, поля, тучи.

Часто в правописании действительных причастий настоящего времени встречаются ошибки типа «падующий» снег, «думующий» мальчик. Для предупреждения этих ошибок необходимо разобрать причастия по составу и показать последовательно их образование: пад-а-ть – пад-а-ют – пад-а-ющий (окончание 3-го лица глагола -ют заменяется суффиксом причастия -ющ-, а гласная а сохраняется).

Предупредить ошибки можно с помощью следующих упражнений.

1. От данных глаголов образовать 3-е лицо настоящего времени, а затем действительное причастие настоящего времени; составить словосочетания.

Бегать, думать, слушать, капать, вздрагивать, оканчивать.

2. Найти неопределенную форму глагола, от которого образовано причастие.

Бегающий мальчик, покачивающийся маятник, прыгающий кузнечик, двигающийся поршень, пронизывающий ветер, водоплавающая птица, выращивающий рассаду.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.

При изучении этой темы также используется таблица.

Действительные причастия прошедшего времени

Образуются от переходных и непереходных глаголов

Источник