Меню

Образуйте все возможные формы степеней сравнения от прилагательных глубокий



2.3. Имя прилагательное

Упражнение 42. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешёвый, дорогой, жадный, жаркий, жёсткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, лёгкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твёрдый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.

Упражнение 43. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. Обоснуйте выбор формы.

1. Её обеды всегда более (вкусные), чем мои. 2. Эта лодка значительно (прочная), чем та, которую мы видели у причала. 3. В чаще голоса всегда звучат более (глухо), чем на опушке леса. 4. Двоим нести такой груз, конечно, (легко). 5. Его оценки событий стали (резкие). 6. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий). 7. На рынке те же товары стоят (дёшево), чем в магазине. 8. Этот подъём (крутой), а тот более (пологий). 9. На юге звёзды (яркие), чем на севере. 10. Эту сессию я сдал (плохо), чем предыдущую. 11. Дорога стала (гладкая, ровная), без ухабов. 12. Не лейте много воды, иначе глина станет (жидкая), чем это необходимо для производства посуды. 13. Придите (поздно). 14. Ущелье стало (узкое). 15. Я люблю чай (сладкий).

Упражнение 44. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей. 2. Семёнов – наиболее лучший игрок в нашей команде. 3. Дела в команде шли всё хужее. 4. Воздух в цеху становился всё более жарче. 5. Наш завод оказался более передовым. 6. Чилийский соус острее и горчее китайского. 7. Твои босоножки дешевее. 8. Листья к концу сентября стали желтее. 9. Твой голос звончее моего. 10. Сделай узел послабже. 11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее. 12. Наши игроки не плохее. 13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее. 14. Детские впечатления всегда ярчее. 15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное. 16. Он самый старейший член нашего коллектива. 17. Швабрин был более образованнее Гринёва. 18. От этого Мцыри кажется более таинственнее. 19. Эта задача стала более легче.

Источник

Тема урока: «Степени сравнения имен прилагательных». 6-й класс

Класс: 6

Тема «Степени сравнения имён прилагательных» изучается в 6-м классе. Соединение в одной конструкции простой и сложной форм степеней сравнения имён прилагательных – распространенная грамматическая ошибка ( «более сильнее», « самый интереснейший») не только учащихся 6 класса, но и выпускников школы, которые готовятся к сдаче ЕГЭ. При изучении степеней сравнения наречий тоже возникают проблемы, связанные с различением форм простой сравнительной степени прилагательных и наречий. При выполнении задания В-2, где нужно выписать все прилагательные, нужно уметь находить все имёна прилагательные, в том числе и в форме сравнительной степени.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со степенями сравнения прилагательных;
  • научить образовывать прилагательные в форме сравнительной и превосходной степеней;
  • показать синтаксическую роль в предложении данных форм прилагательных.

Оборудование: проектор, экран или интерактивная доска (для объяснения нового материала), а также для выполнения практического блока.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступление по теме урока, объяснение целей.
  3. Теоретический блок (Приложение 1)
  4. Ответы на возникшие вопросы.
  5. Практический блок.
  6. Физминутка на 25 минуте урока.
  7. Объяснение домашнего задания.
  8. Подведение итогов.

II. Практический блок

1. Образуйте (и запишите) простую сравнительную степень от следующих прилагательных: чёткий, резкий, лёгкий, мягкий, жёсткий, частый, сладкий, чистый, простой, густой.

2. Выделите суффиксы в прилагательных: слаще, тоньше, приветливее, громче, глубочайшее, круче, крупнейшее, мягче, легче, твёрже, мельче.

3. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр…красный, пр…лежный, пр…чудливый, пр…влекательный, пр…зрительный, старый, искусный, св…бодный.
Дорогой, сухой, твёрдый, богатый, крутой, густой, простой, толстый, чистый, громкий, мелкий, горький, сладкий, мягкий, лёгкий.
Долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий, горький.
Малый, плохой, хороший.

4. Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения.

По территории… нашей Родины т…чёт самая большая река в Европ…— Волга. Среднесибирск… пл…скогорье – одно из крупнейших в мир… . Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Ази… . Пр…рода Северн… Урала суровее пр…роды Средн… и Южн… Урала.

5. Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

Читайте также:  Краткие формы имен прилагательных узкий

Здоровье (дорогой) золота. Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Правда (светлый) солнца. Дождливое лето (плохой) осени.

Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах.

Грус (?)ный, яс (?)ный, опас (?)ный, безжалос (?)ный, пр.…лежный.

6. Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

Красивый, слабый, счастливый, счастливый, простой, интересный, богатый, краткий, лёгкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий.

7. Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведённых ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных степени сравнения образовать нельзя.

8. Бойкий, большой, важный, громадный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розоватый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

9. Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

Эта оправа для очков более женская, чем мужская. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. Мой друг самый честнейший человек. Такой вариант исправления текста ещё более худший. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация. Новая кофточка ещё коричневее старой.
Домашнее задание.

10. Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный, глубокий, бездонный, мелкий, неглубокий, мелководный. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

Источник

5. От приведённых ниже прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.
Образец: Сильный — сильнее, более сильный, сильнейший, самый сильный.
Злой, хороший, красивый, глубокий, умный, деловой, дорогой, богатый, твёрдый, чистый, ловкий, здоровый, сухой, широкий, горький, мелкий, лёгкий, мягкий.

Злой — злее, более злой, злейший, самый злой
хороший — лучше, самый лучший
красивый — красивее, более красивый, самый красивый. красивейший
глубокий — глубже, более глубокий, самый глубокий, глубочайший
умный — умнее, более умный, самый умный. умнейший
деловой — самый деловой
дорогой — дороже. самый дорогой, более дорогой
богатый — богаче, более богатый, самый богатый, богатейший
твёрдый — твёрже, самый твердый. более твердый
чистый — чище, самый чистый, более чистый, чистейший
ловкий — ловчее , самый ловкий, более ловкий
здоровый — здоровее, самый здоровый, более здоровый
сухой — суше, самый сухой, более сухой
широкий — шире, самый широкий, более широкий, широчайший
горький — горше, самый горький, горчайший. более горький
мелкий — мельче, самый мелкий, более мелкий, мельчайший
легкий легче, самый легкий. более легкий, легчайший
мягкий — мягче, самый мягкий, более мягкий.

Может спряжение?
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
При спряжении изменяются окончания глаголов.

Глаголы I спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

Глаголы II спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

У каждого человека есть те вещи, которые живут в душе и сердце человека, ради которых он готов отдать все. Конечно, каждый из нас личность, может быть некоторым еще трудно назвать себя личностью, ведь личность – это тот человек, который чего-то достиг, с твердо выраженными принципами и желаниями, умеющий постоять за себя и за то, что он делает, о чем мечтает, что представляет. А так как мы будем писать о родине в этой статье – то уже с детства мы понимаем, что это наша матушка-земля, которая нас кормит, где мы живем, то место, что означает для нас большую ценность. Поэтому лучше употреблять здесь значение не «личность», а «человек». И так, у каждого человека есть свои ценности, но наверно для большинства из нас к множеству ценностям относит, несомненно, родителей, семью и родину.

Родина – это частичка нашей души. Без родины нет языка и нации, ценностей и культуры. Родина играет для нас очень важную роль в жизни. Если от нас отнять нашу родину, это то же самое, что отнять от человека частичку сердца или души. Родина стоит для нас в первом ряду ценностей человека. Это наша мать, которая нас растит и кормит. И каждый из нас всегда готов стать на защиту своей родины.

На уроках языка и литературы главное для педагога – это вместе с тем, чтобы давать своим ученикам как можно больше новых знаний, еще и воспитывать чувство патриотизма. Главное для учителя на уроках языка и литературы воспитать национально-сознательного человека. Учителя стараются это сделать всеми возможными способами. И одним из этих способов – это написание сочинений. А для того, чтобы воспитать национально-сознательного человека, то тема о родине самая хорошая и популярная.

Читайте также:  Как это полное и неполное прилагательное

На нашем сайте есть много текстов о родине, которые вы сможете почитать, выбрать нужный для себя, скачать или переписать.
Любите свою родину и воспитывайте сами в себе национально-сознательного человека!

Источник

Образуйте все возможные формы степеней сравнения от прилагательных глубокий

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

6.4. Образование форм степеней сравнения

Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.

Примеры задания 6:

сочинение БОЛЕЕ ПОЛНЕЕ

история самая ИНТЕРЕСНЕЙШАЯ

Напомним, что в данном задании мы действуем по такой схеме: если выделенных слов два, то и заменять нужно два слова. Если же выделено одно слово, то заменять будем только его.

В первом примере выделены два слова, поэтому верными будут два варианта ответа: 1) «более полное»; 2) «полнее».

Во втором примере выделено одно слово, верным будет ответ «интересная».

В третьем примере выделено одно слово, в нём ошибка на образование формы сравнительной степени, ответ: «длиннее»

Если вам не удалось без ошибок выполнить это задание, рекомендуем обратиться к материалу, расположенному ниже.

Обращаем внимание на то, что материал «Справки» направлен не только на успешное выполнение задания 6, но и на повышение общей культуры письменной речи.

6.4.1. Образование форм сравнительной степени

При образовании форм сравнительной степени следует учитывать следующее:

Для образования и простой, и сложной степени берётся имя прилагательное в нулевой степени . (Это не всегда начальная форма, так как нач. форма — это мужской род.)

Рассмотрим образование простой сравнительной степени.

Различным суффиксам, используемым для образования простой сравнительной степени, присущи различные оттенки. Кроме того, на выбор суффикса влияет особенность основы. Комментарии изложены в таблице.

Нулевая степень

Простая степень

Комментарий

Это имя прилагательное в муж., жен., среднем роде или множ. числе

нулевая степень+суффиксы ее/ей/ше/е

Сравнительная степень используется для сравнения признаков предметов между собой: брат выше сестры, этот дом выше соседнего; Оля была серьёзней Нины.

Самый распространённый суффикс -ее полностью отвечает литературной, письменной норме.

Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х, то при образовании сравнительной степени используется суффикс (с чередованием согласной)

Этот же суффикс с чередованием согласных употребляется при образовании сравнительной степени отдельных прилагательных с основой на д, т, ст, ск, зк. Употребление форм типа простее, молодее является грубой ошибкой.

Розенталь указывает на то, что форма на -ей (скорей, смелей и т. п.) употребляется в разговорном языке и в стихотворной речи. Поэтому не рекомендуется использовать эту форму в письменных работах.

С помощью суффикса -ше образуются формы сравнительной степени лишь у нескольких прилагательных, поэтому употребление форм типа красивше является грубой ошибкой.

подробный

поподробнее

приставка по, добавляемая к прилагательному в сравнительной степени, придаёт ему разговорный стиль. Не рекомендуется употреблять в письменных работах. (Это позволит избежать и орфографических ошибок типа «по-лучше» или «по лучше»)

Ряд прилагательных образует сравнительную степень от другого корня.

Сложная сравнительная степень используется преимущественно в книжном стиле: показатели роста внешней торговли в этом году более высокие, чем в прошлом; дальнейшие опыты были более сложные, чем предыдущие. Но иногда и в обыденной речи без такой формы не обойтись: сложная форма сравнительной степени используется вместо простой при существительных, стоящих в косвенных падежах: занят более важной работой (нельзя сказать работой «важнее», возможна лишь разговорная форма — «работой поважнее», что нежелательно), в более трудных случаях, с менее удачным результатом, от более осведомленного лица и т.п.

Сложная сравнительная степень образуется при помощи нулевой степени прилагательного и частиц более/менее, например: голос менее злой, собака менее злая, разговоры менее злые, выражение менее злое; экзамен более лёгкий, работа более лёгкая, раны более легкие; задание более лёгкое; ребёнок более весёлый, более весёлому, о более весёлом.

Для таких форм естественно и нормально склонение по падежам и родам и числам .

Таким образом, исходя из основного правила (простая и сложная форма степеней имён прилагательных образуется от нулевой степени), делаем вывод, что не соответствует нормам литературного языка соединение в одной конструкции простой и сложной формы сравнительной степени типа «более интереснее». Подобные фразы довольно часто встречаются: более лучшее положение, более худшие привычки, рассказ более подробнее, стихотворение менее известнее. Именно такие ошибки необходимо научиться находить и заменять на правильные формы.

Читайте также:  Обследование речи согласование прилагательных с существительными

Проверьте себя: положение более хорошее/положение лучше; привычки более плохие/привычки хуже; рассказ более подробный/рассказ подробнее; стихотворение менее известно/стихотворение известнее.

6.4.2. Образование форм превосходной степени

Свои особенности есть и при образовании превосходной степени . Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени.

Простая превосходная

Комментарий

Это имя прилагательное в муж., жен.,среднем роде или множ. числе

нулевая степень+суффиксы ейш/айш

Эта форма превосходной степени (в отличие от такой же формы сравнительной степени) имеет книжный характер: высочайшие вершины знания, строжайшие меры взыскания

красивый

известный

красивейший

известнейший

как правило, затруднений не вызывает

ближайший

редчайший

происходит чередование или выпадение суффикса к

обратите внимание на слово «лучший», оно совпадает с простой сравнительной степенью

нельзя образовать

существует большое число прилагательных, от которых невозможно образовать такую форму.

Сложная превосходная степень употребляется во всех стилях речи; ср.: самые высокие дома в городе; самые строгие воспитатели в школе-интернате.

Сложная сравнительная степень образуется чаще всего при помощи нулевой степени прилагательного и слов самый, наиболее/наименее, например: ответ наименее верный, собака самая верная, друзья наиболее верные, решение наиболее верное; экзамен наиболее лёгкий, работа самая лёгкая, раны самые легкие; задание наименее лёгкое; щенок самый весёлый, самому весёлому щенку, о самом весёлом щенке и т.п.

Для таких форм естественно и нормально склонение по падежам и родам и числам .

Но, как и для формы сравнительной степени, совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения : слова «самый/наиболее» в сочетании с прилагательным не «нулевой» степени дают грамматическую ошибку. Такая ошибка очень частотна в речи: самый сладчайший вкус, наиболее выгоднейший проект; Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире . И это те ошибки, которые нужно научиться видеть в задании 6 и исправлять на верные написания.

Примечание: Подобные конструкции Розенталь считает устаревшими и указывает, что в наши дни сохраняются единичные выражения этого типа: самый ближайший путь, самая кратчайшая дорога, самым теснейшим образом и немногие другие. В некоторых источниках ( в частности, на портале Грамота.ру) признаётся правомерность и литературность словосочетаний «самый лучший» (день) и «самый худший» (год). Вероятно, это связано с тем, что слова «лучший» и «худший» наряду со значением сравнения, которые они получают как формы, образованные от своих прилагательных «хороший» и «плохой», обретают самостоятельное, «несравнительное» значение. Так, например, в современных словарях Ефремовой и Ожегова слово «лучший» имеет собственное «значение самого высокого качества, самого хорошего свойства;» «тот, кто лучше всех».

Проверьте себя: самый сладкий вкус/сладчайший вкус; наиболее выгодный проект/выгоднейший проект; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Сегодня она была более грустная, чем вчера; Он самый великий физик в мире/Он величайший физик в мире.

Примечание: Существует ещё один способ образования превосходной сложной степени: при этом соединяется слово всех с простой сравнительной степенью: ты лучше всех, ты умнее всех; мы мудрее всех и т.п. Как правило, ошибок при такой форме не бывает, если, конечно, не допускаются ошибки типа «хужее» или «плохее» всех.

6.5. Образование кратких форм имени прилагательного

При употреблении имен прилагательных приходится выбирать варианты кратких форм. Как написать? — Аркадию Кирсанову свойственен (или свойствен?) лиризм; Этот призыв своевремен (или своевременен); Этот человек невежествен (или невежественен)! Даже составители толковых словарей по-разному оценивают некоторые из этих форм — то как допустимые, то как устаревшие. В частности, Лопатин даёт две возможные формы, Ожегов — только одну, краткую.

У писателей прошлого встречаются и краткие прилагательные на -нен, и формы на -енен. Однако в связи со стремлением говорящих к «экономии речевых средств» для современного языка следует считать оправданными более короткие формы:

бездействен, безнравствен, беспочвен, бессмыслен, бесчувствен, величествен, воинствен, двусмыслен, единствен, естествен, злокачествен, искусствен, легкомыслен, медлен, многочислен, могуществен, мужествен, невежествен, ответствен, подведомствен, посредствен, родстдвен, свойствен, соответствен, существен, таинствен, тождествен, торжествен, явствен.

Примечание: В задании 6 такие слова не встречаются, но в письменных работах иногда возникает необходимость в употреблении краткой формы.

Источник