Меню

Обучать употреблять прилагательное и личное местоимение мой



Практическое употребление притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Развитие диалогической речи.

Развитие зрительного внимания и восприятия.

Развитие речевого слуха, памяти и мышления.

Развитие координации движения с речью.

Скачать:

Вложение Размер
prityazhatelnye_mestoimeniya_moy_moya.docx 31.76 КБ
prakticheskoe_upotreblenie_prityazhatelnyh_mestoimeniy_moy_moya.pdf 956.12 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

непосредственно образовательной деятельности

«Практическое употребление притяжательных

местоимений МОЙ, МОЯ»

(интеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка)

Учитель-логопед Гаева Наталья Николаевна

  1. Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями.
  2. Практическое усвоение рода существительных.
  3. Практическое употребление притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ.
  4. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень. Сезонная одежда, головные уборы, обувь».
  1. Развитие диалогической речи.
  2. Развитие зрительного внимания и восприятия.
  3. Развитие речевого слуха, памяти и мышления.
  4. Развитие координации движения с речью.
  1. Воспитание бережного отношения к одежде, головным уборам и обуви.
  2. Формирование аккуратности и опрятности.

Мультимедийная установка, ноутбук, презентация (слайды), экран, сундук с одеждой детей, загадки, музыкальное сопровождение динамической паузы

С. Насаулинко «Осень наступила».

Рассматривание журналов мод, аппликация «Одежда для куклы»,

чтение Н. Носов «Заплатка», «Живая шляпа», В. Кудрявцева «Ляпы – тяпы»,

Н. Саконская «Где мой пальчик?», просмотр мультфильмов «По дороге с облаками» и «Подарок для слона», отгадывание загадок об одежде, обуви, составление рассказа «Какую одежду мы носим осенью?» разучивание пальчиковой гимнастики

«В понедельник я кроила…»

  1. Оргмомент.

Музыкальный момент под мелодию С. Насаулинко «Осень наступила».

Дети здороваются и садятся на стульчики.

Логопед предлагает послушать стихотворение и ответить на вопросы.

1. Чтение стихотворения.

Осень, шлепаю по лужам

В теплой куртке, в сапогах.

Капюшон от ветра скроет,

Зонт от дождика в руках.

Мне тепло, не страшен холод.

Только зябнут воробьи.

Нет у них одежды теплой,

Вот и съежились они.

Логопед. Как меняется одежда человека осенью? Почему?

Дети. На улице становится холодно. Люди надевают теплую одежду.

Логопед. Какую обувь используют люди в дождливую погоду?

Дети. Резиновые сапоги.

Логопед. Какие головные уборы носят осенью?

Дети. Шапки, кепки.

Логопед. Что придумали в одежде, чтобы ее не продувал ветер?

Логопед. Посмотрите на экран.

Логопед. Выберете только те вещи, которые нам понадобятся осенью.

Дети. Куртка, шапка, сапоги

Логопед. Какие вещи не одевают осенью? Почему?

Дети. Сарафан, футболка, сандалии. Эти вещи одевают летом.

На слайде исчезают сарафан, футболка, сандалии.

  1. Логопед. Ой, посмотрите, кто это? Звучит песня «Дюдюки» из мультфильма «По дороге с облаками». На экране появляется Дюдюка.

Логопед. Это Дюдюка. Вы узнали ее?

Она приготовила вам игру «Жадина».

Поиграем? Будем называть предметы, изображенные на экране

со словами МОЙ, МОЯ

Дюдюка будет следить за вашими ответами.

Шарф, куртка, плащ, дождевик

Калоша, сапог, ботинок, кроссовок

Шляпа, шапка, кепка, шарф

Дети. Мой шарф, моя куртка, мой плащ, мой дождевик и т.д.

Вы правильно называли предметы со словами «мой, моя».

Дюдюка осталась довольна и предлагает вам новую игру

Д/и «Игра 4 — лишний».

Вы так же называете предметы со словами мой – моя,

а потом исключаете лишний предмет и объясняете почему.

Дети. Моя куртка, мой плащ, моя шапка, мой шарф.

Лишняя шапка – это не одежда, а головной убор.

Куртка, плащ, шапка, шарф

Калоша, сапог, ботинок, плащ

Кепка, шляпа, шапка, плащ

Игра – пантомима «Оденемся на прогулку»

под музыку С. Насаулинко «Осень наступила»

Движения под музыку «Мы гуляем».

  1. Дифференциация мужского и женского рода.

Дюдюка приглашает вас в гости. Ей нужна ваша помощь. Посмотрите, какой у неё беспорядок. Разве так обращаются с вещами? Дюдюка просит вас помочь навести порядок. Вещи о которых мы говорим «мой» нужно положить в синий шкаф, а вещи о которых скажем «моя» в розовый.

Теперь мы будем распределять предметы по шкафам.

Дети называют предметы со словами «мой», «моя» и говорят в какой шкаф поместить предметы.

Дюдюка говорит вам: «Спасибо». Посмотрите, она вам передала

«Чудесный сундучок». Наверное, это наша награда за правильные ответы.

Давайте посмотрим, что в нем. Ой, Дюдюка собрала вашу одежду, но чтобы получить одежду обратно из «Чудесного сундучка», вы должны правильно сказать, чья это одежда. Я буду показывать, а вы отвечаете со словами МОЙ или МОЯ вещь.

Дети отвечают на вопрос «Чья?», « Чей?»

Молодцы! Вы сегодня называли предметы со словами «мой», «моя»

  1. Итог занятия. Оценка работы детей.

Сегодня мы учились правильно соотносить слова «мой», «моя» с предметами.

Все активно отвечали и выполнили все задания. Молодцы!

Источник

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения — это слова, указывающие на принадлежность предмета лицу или другому предмету. Они делятся на две группы:

  1. Личные притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш.
  2. Возвратное притяжательное местоимение: свой.

Личные притяжательные местоимения обозначают принадлежность предмета 1-ому лицу (мой, наш) и 2-ому лицу (твой, ваш):

твой стул, ваши проблемы.

В русском языке нет притяжательных местоимений, выражающих принадлежность 3-ему лицу. Принадлежность 3-ему лицу выражается с помощью формы родительного падежа личных местоимений третьего лица его, её, их, например:

его стол, её открытка, их дело.

Местоимение свой (своя, своё, свои) может указывать на принадлежность любому лицу — первому, второму или третьему:

Я убираю свою комнату.

Ты собрал свой портфель?

Она берёт свой блокнот.

Местоимение свой употребляется только в тех случаях, когда предмет или лицо, к которому оно относится, принадлежит действующему лицу (лицам).

Склонение

Изменение притяжательных местоимений по падежам представлено в таблице:

И. мой твой свой наш ваш
Р. моего твоего своего нашего вашего
Д. моему твоему своему нашему вашему
В. мой,
моего
твой,
твоего
свой,
своего
наш,
нашего
ваш,
вашего
Т. моим твоим своим нашим вашим
П. о моём о твоём о своём о нашем о вашем

Местоимения его, её, их являются неизменяемыми – они не склоняются.

Правописание

В русском языке не принято в одном и том же предложении употреблять личные и притяжательные местоимения одного и того же лица: я и мой, ты и твой, мы и наш, вы и ваш. В этих случаях употребляется местоимение свой (своя, своё, свои):

Я допил мой свой чай.

Мы потеряли наши свои билеты.

Местоимение Ваш (как и местоимение Вы ) может употребляться для выражения вежливого обращения к одному лицу. В этом случае местоимение Ваш пишется с большой буквы:

Гражданин, предъявите Ваши документы.

Вот Ваш кофе, Виктор Николаевич.

В отличие от личных местоимений, притяжательные местоимения: его, её, их — после предлогов не имеют начального Н:

Это был подарок для неё и для её сестры.

Мы отмечали праздник с ним и с его другом.

Синтаксическая роль

Притяжательные местоимения отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи? или какой? какая? какое? какие? В предложениях они выполняют роль определений:

Я беспокоюсь (о чьём? о каком?) о вашем здоровье.

Местоимения его, её, их в значении притяжательных местоимений не изменяются по падежам. В предложении они являются определениями и обычно стоят перед существительными:

Я не могу найти её дневник.

Мы обязательно пойдём на их выступление.

Источник

2.5. Местоимение

Трудности и ошибки в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста.

1. Нарушения в образовании отдельных форм местоимений наиболее частотны в разряде притяжательных местоимений третьего лица. В литературном языке эту функцию выполняют застывшие формы родительного-винительного падежа личного местоимения третьего лица: его книга, её книга, их книга. Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой), не изменяются!

Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо – ихний план, правильно – их план).

2. При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н , отсутствующее при беспредложном употреблении:

увидел его – войти после него .

Употребление форм без протетического н при наличии предлога (войти после его) является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует об очень низкой речевой культуре говорящего.

3. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё. Первая из них (саму) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая – самоё (но не – самую!) – книжная:

Винить ей приходится только самоё/саму себя.

4. При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений.

Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также личное местоимение он (она, оно, они), относительное местоимение который.

Употребление слов-заместителей требует особого внимания.

Во-первых, нельзя использовать эти местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова.

Например, в контексте: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму – недопустимо употребление местоимения они, поскольку в предыдущем предложении не названо существительное, которое должно замещать данное местоимение.

Во-вторых, если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её.

Так, в тексте: В романе изображена женщина , увлечённая работой . Она нужна моим товарищам – недопустимо употребление местоимение она, поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа.

То же самое относится к использованию местоимений они, их , если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме множественного числа.

Например, в сложном предложении: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов , где они разбирают проблемы воспитания – двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных – статьи, педагоги.

В-третьих, особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который . Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное.

Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки – можно истолковать так, что именно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.

5. Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя , которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.

Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (ср.: я поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других).

Возвратное местоимение может использоваться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у .

Ср.: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой .

Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом.

Ср.: я нашёл себе комнату.

Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом.

Например: Мать велела дочери принести себе воды. В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.
Если вода предназначена для дочери, то предложение может быть построено следующим образом: Мать велела, чтобы дочь принесла себе воды. Включив местоимение в придаточное предложение, где есть только одно действующее лицо, мы избежали возможной путаницы.
Если же вода предназначена для матери, то использовать подобную конструкцию уже невозможно. Можно употребить сложное предложение с заменой возвратного местоимения личным (Мать велела, чтобы дочь принесла ей воды). В придаточном предложении вновь остается одно существительное и одно личное местоимение, которое соотносится с другим существительным (мать), данным в предыдущем главном предложении. Однако здесь всё же сохраняется определённая неясность, поскольку в высказывании содержатся два существительных женского рода (мать и дочь), с которыми в принципе может быть соотнесено личное местоимение ей. Поэтому для большей точности лучше использовать более широкий контекст, например: Матери хотелось пить, и она велела дочери принести воды.

6. Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте притяжательного местоимения свой . Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам:

я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.

Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность:

Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – остаётся неясным, чей же реферат – профессора или ассистента – следовало прочитать.

Чтобы избежать смысловой неточности, следует руководствоваться следующими рекомендациями.

Если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы), а дополнение – существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их.

Ср.: Я застал товарища в своём кабинете – Я застал товарища в его кабинете.

Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов.

Ср.: Сергей застал сестру в своём кабинете – Сергей застал сестру в её кабинете.

Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо.

Ср.: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.

7. При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.

Во-первых, если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение должно употребляться в форме единственного числа, поскольку данные существительные, хотя указывают на множество, представляют собой форму единственного числа.

Поэтому грамматически некорректными будут следующие примеры употребления местоимений:

Листва опадала от ветра. Они засыпали весь сад; В исследовательской работе активно участвует студенчество . Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.

Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует использовать форму единственного числа местоимения, то есть грамматически корректным будет контекст:

Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.

Если существительное обозначает лиц, то более уместно заменить собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, то есть второй пример можно скорректировать следующим образом:

В исследовательской работе активно участвуют студенты . Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.

Во-вторых, если местоимение стоит после сочетания двух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение должно быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия:

Пушкин отдал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями государя.

Упражнение к теме «2.5. Местоимение»

Читайте также другие темы раздела 2 «Морфологические нормы»:

Источник

Читайте также:  Тема урока безударные гласные в окончаниях прилагательных