Меню

Обучение глаголу детей с онр



Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов (часть 1)

Лейла Богдашкина
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов (часть 1)

1. Формирование категорий глаголов в норме

Глагол- это знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы что делать? и что сделать? Понятие действия и состояния трактуется в обобщённом смысле. Действия можно понимать как физическое действие (строить, рубить, перемещение в пространстве (бежать, ходить, деятельность органов чувств (слышать, видеть, физическое или душевное состояние, изменение состояния (спать, тосковать, слабеть, мыслительные процессы (думать, размышлять) и другие.

Глагол имеет несколько грамматических категорий и форм. Часть категорий — общие с другими частями речи. Это категории рода, лица, числа. Но некоторые категории глагола присущи только этой части речи. Это категории вида, залога, наклонения, времени.

Значительное место в словаре отводится глаголам.

Основные этапы формирования лексико-грамматических категорий глаголов у детей в норме (по данным Гвоздева)

До 2 лет — в приставочных глаголах опускается начальный безударный слог и упрощаются группы согласных, поэтому приставочные глаголы нередко фонетически совпадают с бесприставочными.

К 2,5 годам – усваивается изменение по числам в изъявительном наклонении, по временам (дал, дам, по родам (папа дал, мама дала, но дети испытывают затруднения в употреблении некоторых глаголов в прошедшем времени. По-прежнему опускаются приставки в глаголах совершенного вида (принёс = нёс).

3-4 года — появляется различение возвратных и невозвратных глаголов, но часто допускаются ошибки в употреблении частицы -ся. Изменения по лицам, наклонениям сначала усваиваются в отношении 18-20 наиболее употребительных глаголов (спать, есть, петь, дать, делать и других).

5-6 лет – окончательно усваиваются основные грамматические формы глаголов. Употребление приставочных глаголов способствует различению глаголов совершенного и несовершенного вида. Усваивается употребление глаголов неопределённой формы в сочетании с другими глаголами, обозначающими начало действия, умение или неумение (умею читать, цель (едем отдыхать). Употребляются некоторые глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени с частицей –ся и без неё.

7 лет – усваиваются все формы спряжения наиболее употребительных глаголов. Количество глаголов в речи ребёнка достигает 700. Наиболее часто употребляются глаголы в прошедшем времени (50% от общего количества используемых глаголов, глаголы в настоящем времени (44,6%, глаголы в будущем времени (5, 4%). Чаще в речи детей встречаются глаголы в изъявительном наклонении (96%, глаголы в повелительном наклонении составляют примерно 2%, в сослагательном – 1,5-2% от общего количества употребляемых глаголов.

Основные ошибки в употреблении категорий глаголов детьми с ОНР:

• Пропуск глагола (Мама аботу).

• Употребление части глагольного слова (Мама куш).

• Пропуск приставки в приставочных глаголах или неправильное употребление приставки.

• Употребление инфинитива вместо нужной формы глагола (Катя читать).

• Употребление отрицания после сказуемого (Спать буду нет).

• Ошибки, связанные с чередованием согласных (бегит вместо бежит).

• Ошибки, обусловленные неправильным представлением об исходной форме имени существительного (Был зима).

• Называние вместо действия предмета, связанного с данным действием (доктоль вместо лечит).

• Несовпадение видов одновременно употребляемых глаголов (Он аздевался и поплыл).

• Замены, когда глаголы, усвоенные ребёнком ранее, приобретают расширенное значение и выступают заместителями недостающих глаголов (поливает, подметает = собирает).

• Замены по внешнему сходству действий (моет вместо стирает).

2. Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми с ОНР является формирование категорий глаголов, так как без усвоения детьми глаголов невозможно обучать их построению предложений.

Работу по усвоению правильного употребления глаголов детьми с ОНР целесообразно вести по следующим основным направлениям:

1. Понимание названий действий и формирование умения правильно выполнять их (умение выполнять разные действия с одним предметом, одно действие с разными предметами, ряд действий) Игры «Сделай, что попрошу», «Кто больше запомнит действий?».

2. Накопление словаря по разным лексическим темам. Игры «Кто что делает?», «Скажи, что делаешь?», «Кто больше назовёт?», «Кто как передвигается?», «Кто как подаёт голос?», «Назови все действия», «Профессии».

3. Формирование умения отвечать на вопросы «Что делает?», «Что делают?», «Что делал?», «Что сделал?».

4. Формирование умения самостоятельно задавать вопросы «Что делает?», «Что делают?», «Что делал?», «Что сделал?».

Основные этапы отработки грамматических категорий глаголов у детей с ОНР (деление на этапы условно)

1 этап. Отработка глаголов повелительного наклонения.

2 этап. Отработка глаголов 3-его лица единственного числа настоящего времени, отвечающих на вопрос Что делает?.

Игры: Кто что делает, Кто больше назовёт действий, Кто как передвигается, Назови все действия, Профессии.

3 этап. Различение глаголов единственного и множественного числа (Что делает? — Что делают, используя глаголы 3-го лица настоящего времени с ударным окончанием (поёт — поют, стоит – стоят).

Игры Я- один, ты – много, Послушай и выбери картинку, Закончи предложение.

4 этап. Различение глаголов в настоящем и прошедшем времени (Что делает? – Что делал (а).

Игра Я- сейчас, ты – потом.

5 этап. Усвоение согласования глагола прошедшего времени с именем существительным в роде:

• В мужском и женском роде. (Миша играл. Таня играла).

• В среднем роде и дифференциация среднего рода от мужского и женского родов (Солнце светило. Фонарь светил. Лампа светила).

Игры: Подбери слово-действие, Послушай и выбери картинку.

6 этап. Образование и употребление глаголов в форме будущего сложного времени (Мама будет читать).

Читайте также:  Сложные глаголы русского языка список

7 этап. Дифференциация глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (Что делает? Что делал? – Что будет делать).

8 этап. Образование глаголов при помощи приставок:

• в-, во-, вы- (обозначает движение внутрь или извне) – вбежал, вошёл, вышел;

• при-, у-, от-, под- (в значении приближения, удаления) – пришёл, ушёл, отбежал, побежал;

• пере- (в значении перемещения) – перепрыгнул;

• с-(со-, за-, раз- (в значении разъединения и соединения) – собрал, разложил и другие.

Игра Подбери пару и игра-шутка Мы ехали.

9 этап. Различение и употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида (Что сделал?- Что делает? (делал) – мыть — вымыть).

Игра Подбери пару.

10 этап. Образование и употребление возвратных глаголов (умываться, одеваться, умение отличать их от невозвратных глаголов (умывать- умываться).

Упражнение Скажи о себе.

3. Словарный запас глаголов, рекомендуемый для детей с ОНР

(по лексическим темам)

Овощи и фрукты

Желтеть, краснеть, срывать, собирать, срезать, выкапывать, выдёргивать, резать, мыть, чистить, пробовать, откусывать, отжимать (сок,продавать, выращивать +готовить — приготовить, заготавливать, складывать — укладывать

Домашние животные и их детёныши, домашние птицы

Лаять, мяукать, мурлыкать, мычать, хрюкать, рычать, скулить, пищать, тявкать, грызть, жевать, лакать, лизать, кусать, царапать, шипеть, прыгать, скакать, давать, кормить, помогать, заботиться, ухаживать, бодать, жить, приносить (пользу, ловить, сторожить +кукарекать, гоготать, кудахтать, возить- перевозить, привозить.

Дикие животные и их детёныши

Выть, рычать, пищать, прыгать, бегать, скакать, бродить, прятаться, бояться, дрожать, искать, ловить, охотиться, грызть, рыть, воровать, таскать, сосать, менять (шкурку, есть, запасать, нападать +зимовать- перезимовать, рыскать, чуять (запах)

Одежда, обувь, головные уборы

Надевать- одевать, шить – пришивать-зашивать, застёгивать- расстёгивать, завязывать- развязывать, снимать, чистить, стирать, мыть, вытирать, сушить, беречь, вешать, гладить, вязать, покупать, продавать +штопать, кроить, моделировать

Посуда

Ставить — поставить, варить — сварить, жарить- пожарить, печь- испечь, тереть, резать, чистить, мыть- вымыть, лить- наливать- выливать, кипятить- вскипятить, помешивать, готовить, кормить, есть, угощать +завтракать, обедать, ужинать, взбивать, заваривать (чай, разливать, переливать, доливать

Осень

Наступить, идти, дуть, мокнуть, капать, стучать, лить, светить, вянуть, сохнуть, облетать, падать – опадать, пустеть, улетать,, желтеть, краснеть, темнеть, улетать, собирать, покидать, замерзать, засыпать, грустить +отцветать, моросить, шуршать

Перелётные птицы

Петь, собираться, улетать — прилетать, возвращаться, махать, дуть, светить, замерзать, грустить, радоваться, строить, вешать, кормить

Зима, зимние забавы

Наступить, мёрзнуть- замёрзнуть, идти, дуть, выть, мести, кружить, засыпать, одеваться, выпадать, темнеть, сверкать, блестеть, скрипеть, трещать, чистить, гулять, строить, лепить, бросать, катать- кататься, возить, смеяться, радоваться +сгребать

Новогодний праздник

Приносить, покупать, наряжать, украшать, вешать, зажигать, включать, гореть, светить, блестеть, сверкать, вырезать, клеить, готовить, шить, ждать, мечтать, плясать, играть, водить (хоровод, звать, дарить, смеяться, веселиться, читать, танцевать +праздновать

Зимующие птицы

Прыгать, скакать, летать, мёрзнуть, голодать, клевать, искать, каркать, чирикать, зимовать, делать, вешать, кормить, насыпать, помогать, заботиться, прилетать

Весна

Наступать, светить, греть-согревать – греться,, дуть, течь, капать, бежать, таять- растаять, звенеть, появляться, зеленеть,прилетать, петь, строить, радоваться, высыхать, вить (гнёзда, греметь, сверкать (о молнии, темнеть, просыпаться, искать, цвести +набухать, распускаться

Мамин праздник

Шить — сшить, вышивать, рисовать, клеить, вязать, петь, танцевать, читать (стихи, покупать, лепить, варить, печь, дарить, поздравлять, радоваться, улыбаться, помогать, играть, заботиться, делать, мыть,чистить, убирать, убирать, гладить, лечить, учить, причёсывать, уважать, любить +выпиливать, выжигать, мастерить

День защитников Отечества

Охранять, защищать, побеждать, захватывать, нападать, беречь, сторожить,погибать, летать, плавать, прыгать, стрелять, служить, командовать, сражаться, поздравлять, дарить, уважать +чтить

Профессии

Работать, служить, учить, играть, лечить, смотреть, перевязывать, мазать, назначать, продавать, взвешивать, заворачивать, считать, шить,, готовить резать, кормить,возить, летать, ездить, плавать, подметать, убирать, мыть, чистить, вытирать, помогать, заботиться, беречь, уважать, строить, забивать, красить, пилить, строгать, рисовать +регулировать, ремонтировать

Транспорт

Ехать, лететь, плыть, крутить, поворачивать, сидеть, смотреть, грузить, заводить, открывать, закрывать, помогать, мыть, включать, тормозить, заправлять +регулировать, шуршать, мчаться

Семья

Любить, уважать, помогать, заботиться, ухаживать, готовить, мыть, стирать, гладить, убирать, вытирать, подметать, шить, вязать, покупать, читать, рисовать, играть, смотреть, рассказывать, работать, писать, дарить, ездить, отдыхать +штопать

Мебель

Делать, покупать, продавать, стоять, сидеть, лежать, спать, смотреть, выбирать, вешать, убирать, вытирать, открывать- закрывать, отдыхать +полировать, столярничать, шлифовать

Проверочная работа по русскому языку по теме «Части речи» (3 класс, УМК» Гармония) Проверочная работа по русскому языку по теме «Части речи» 1. Соотнеси часть речи и её вопрос (соедини линией): Имя прилагательное Сколько?.

Тест «Глагол». III класс (УМК «Гармония») Проверочная работа по теме «Глагол» (русский язык 3 класс, УМК «Гармония») 1. Глагол- это: А)самостоятельная часть речи Б)служебная часть.

Источник

Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 06.03.2019

Статья просмотрена: 1208 раз

Библиографическое описание:

Баранова, Л. В. Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня / Л. В. Баранова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14908/ (дата обращения: 29.10.2020).

В данной статье рассматриваются особенности глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня. Представлена эффективная коррекционная работа по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, глагольный словарь.

В настоящее время количество детей с речевыми патологиями заметно увеличивается. У детей нарушаются важнейшие элементы речи, такие как лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, а именно с общим недоразвитием речи. Лексика выступает тем главным несформированным элементом, который оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка, поскольку значение непосредственно слова, по мнению Л. С. Выготского, является «единицей речевого мышления» [1].

Читайте также:  Что обозначают глаголы в единственном и множественном числе

В работах Л. Н. Ефименковой, Г. И. Жаренковой, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Т. В. Тумановой, Л. Ф. Спировой и других, посвящённых изучению и исправлению общего недоразвития речи, содержатся данные о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей. Дети с недоразвитием речи с трудом и в более позднем сроке овладевают навыками образования глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств.

Словарь — один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Пассивный словарь — слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка — часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития.

Научные исследования ряда психологов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средством и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения.

Исследование, направленное на изучение особенностей развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня, проводилось в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный» города Казани. В исследовании приняло участие 20 детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня.

Методика исследования основывается на методических разработках Волковой Г. А., Архиповой Е. Ф. (приемы обследования пассивного и активного словаря, дополнение к глаголу, приемы дифференцировки глаголов совершенного и несовершенного вида и глаголы образованные префиксальным способом), Жуковой Н. С. [3] (заимствован материал по обследованию различения мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, материал по обследованию различения единственного и множественного числа глаголов, префиксальных изменений глагольных форм), Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. [4] (приемы показ по называнию, а затем называние действий).

При оценке выполнения задания на выявление уровня развития глагольного словаря учитывается ряд показателей, характеризующий каждый уровень владения детьми глагольным словарём.

Высокий уровень — правильное, самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений.

Средний уровень — ребёнок выполняет больше половины предложенных заданий без помощи.

Низкий уровень — ребёнок выполняем меньше половины предложенных заданий без помощи.

При обследовании глагольного словаря нами было выявлено, что активный и пассивный словарь детей беден, дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми чаще всего встречаются в своей речи.

Речь детей бедна, не насыщена разнообразными глаголами. Подбор и называние близких слов-действий у детей находится на низком уровне, они с трудом подбирают нужные слова-действия, большинство детей заменяет названия действий близкими по ситуации и внешним признакам. Так же большие трудности у детей вызвало задание, на подбор дополнения к глаголу, т. к. у них отмечается несформированность лексики и семантических полей. При обследовании грамматических форм глаголов, а именно словообразования и словоизменения, дети допускали большое количество аграмматизмов. В образовании глаголов совершенного вида дети частично справились с заданием, но затруднялись в различении совершенного и несовершенного вида глаголов. Таким образом, по результатам нашего исследования нами определены основные тенденции в развитии глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня, и мы планируем в формирующем эксперименте разработать коррекционную работу, направленную на формирование глагольного словаря. Такие дети нуждаются в специальном коррекционном обучении.

Читайте также:  На какие вопросы отвечают глаголы будущего настоящего прошедшего времени

Для коррекционного обучения была отобрана экспериментальная группа детей из 12 человек дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня.

В результате формирующего эксперимента мы разработали картотеку игр и упражнений, а также перспективный план коррекционной работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, и внедрили в образовательный процесс.

Словарь ребёнка дошкольного возраста пополняется в процессе игры. Игр по расширению словарного запаса множество, бывают речевые — с мячом, а также с другими предметами и двигательно-словесные, предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.

В формирующем эксперименте для формирования глагольного словаря мы использовали следующие игры:

– игра «что делают предметы?»,

– игра «кто как передвигается».

  1. Глаголы, обозначающие движения и крики:

– «кто как голос подаёт?»,

– «кто что делал, расскажи»,

– «найди подходящую картинку».

  1. Глаголы, связанные с процессами, происходящие в природе:

– «что происходит в природе».

  1. Глаголы, выражающие чувства людей:

– «унылый и весёлый».

После проведения коррекционной работы мы провели контрольный эксперимент. У детей заметно улучшились показатели в развитии глагольного словаря. В пассивном словаре детей имеется большой объём слов — действий. Работа по обучению детей с общим недоразвитием речи способствовала развитию их глагольной лексики, решала задачи понимания устной речи, умения вслушиваться в речь, умения определять действия предмета.

Активный словарь детей стал богаче, дошкольники стали правильно употреблять слова-глаголы разной слоговой структуры, у них совершенствовались навыки общения, что выражалось в стремлении вступать в диалог с логопедом, с детьми по группе, дети стали активнее на занятиях, особенно по развитию речи. Дошкольники стали лучше выделять не только действия предметов. В играх также отражалась динамика развития глагольной лексики детей. Нередко можно было заметить такую ситуацию, когда ребёнок что-то рассказывал своей игрушке или составлял рассказ по созданному рисунку. Дети экспериментальной группы научились обозначать действия, совершаемые ими в бытовой, игровой, изобразительной деятельности.

Таким образом, данные результатов контрольного эксперимента позволяют нам считать эффективной приведенную нами коррекционно-логопедическую работу, в процессе которой мы развивали глагольный словарь старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, что значительно улучшило состояние речи в целом.

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя дет.сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Собр. соч. — М., 1982. — Т. 6. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — 114с.
  3. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. / Жукова Н. С. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи
  5. Чистякова И. А. «33 игры для развития глагольного словаря. дошкольников». Издательство «Каро». С.-Петербург, 2005г.

Ключевые слова

Похожие статьи

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного.

Программа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Этапы коррекции. Упражнения изадания.

Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Н. В. Сычева.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

Для исследования уровня развития речи детей была применена «методика исследования лексики

Подводя итоги изучения словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Таким образом, хотим отметить, что логопедическая работа по развитию словаря.

Исследование по развитию активного и пассивного словаря.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с.

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет.

Для работы по развитию лексического строя речи стоит опираться на перспективное планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищевой, в котором использован принцип концентрического.

Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас. Речь — величайший дар, который подарила нам природа

После изучения словарного запаса устанавливается уровень развития словаря дошкольника с общим недоразвитием речи.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии речи происходит гораздо труднее, чем овладение

При логопедической работе по формированию системы словоизменения необходимо учитывать уровень речевого развития ребёнка с ОНР.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

Театрализованная деятельность как средство обогащения.

Развитие речи ребенка — это важный этап в период дошкольного возраста. Главной задачей данного этапа является педагогически грамотная организация игровой деятельности, способствующей дальнейшему гармоничному развитию личности ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Источник