Меню

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных конспект урока



Тема урока: «Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных»

Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. В своей работе я стараюсь научить детей самостоятельно добывать новые знания из различных информационных источников, научить их делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. Вниманию учителей я предлагаю конспект урока русского языка в 6 классе. Урок интересен тем, что учащиеся работают с одной и той же информацией, но в различных формах – это орфограмма в учебнике, таблица, алгоритм.

Цели:

  • познакомить с условиями выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных;
  • развитие предметных компетенций: коммуникативной, лингвистической;
  • развитие ключевых компетенций.

Оборудование: таблица, карточки, словари учащихся, алгоритм “-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных”, интерактивная доска.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Синтаксическая пятиминутка.
  4. Разъяснение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление.
  7. Домашнее задание.
  8. Подведение итогов урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Дома вы выполняли взаимодиктант. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями для взаимопроверки. Исправьте ошибки, допущенные вашим напарником, объясните ему орфограммы, поставьте оценку.

(Пока идет взаимопроверка, раздать тетради)

Текст взаимодиктанта. Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить подчеркнутые орфограммы.

I вариант II вариант
Пр..морский край – удивительный (не)рукотворный край. Весной он поража..т (не)обыкновенной красотой.

(Не)большие дер..вца с пышными кронами бу..то покрыты л..бяжьим пухом. Эт.. цветут уссурийские груши. С..йчас они н..рядные, а осенью н..чуть (не)приметные.

Рядом с ними ра..цветают сибирские яблони. Люди ч..сто пр..небрегают их (не)крупными плодами, но птиц.. с насл..ждением лакомятся ими. Приморский край – уд..вительный нерук..творный край. Весной он п..ражает необыкновенной красотой.

Небольшие д..ревца с пышными кронами будто п..крыты лебяж..им пухом. Это цветут уссурийские груш. Сейчас ..ни нарядные, а осен..ю ничуть не_приметные.

Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебр..гают их некрупными пл..дами, но птицы с н..слаждением лакомятся ими.

III. Синтаксическая пятиминутка.

— Запишите предложение (отрывок из стихотворения С.Есенина). (1 учащийся работает у доски)

Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

— Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

— Объясните лексическое значение слова “отчий”. (Родной)

— Выделите грамматическую основу этого предложения, составьте схему.

IV. Разъяснение нового материала.

— Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)

— Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный – с одной?

— Не торопитесь с ответом, ознакомьтесь с §56 на с. 127 вашего учебника (авторы Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др.), орфограммой №38 и через минуту дайте мне аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Объявление новой темы. Запись темы в тетради.

— Сейчас вы получите листочки, где материал орфограммы №38 изложен в виде таблицы.

Правописание Н или НН в суффиксах прилагательных

-Н- -НН-
–ИН-

Слово-исключение с –ЕН-: ВЕТРЕНЫЙ (день, человек) сущ.-Н+ -Н-

Слова-исключения с –ЯНН-: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ Как находить суффикс -ИН — всегда ударный

–АН-(-ЯН-) значение слова “содержащий, состоящий из…”

кож..ый – из кожи – кожаный –ОНН- всегда ударный

–ЕНН- определить очень трудно. Справляйтесь в орфографическом словаре. З а п о м н и т е: Ветреный (ветер).

1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено.

2. Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму)

Ветряной — приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы)

— Придумайте вопросы по левой части таблицы – 1 вариант, по правой – 2 вариант.

1. Выполнение первого задания к таблице.

(Работа выполняется на интерактивной доске коллективно под руководством учителя по одному примеру каждый ученик.)

З а д а н и е: Рассмотрите таблицу, объясните, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна.

Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, оккупационный,

искусственный, оловянный, сонный, лошадиный, лиственный, равнинный,

серебряный, интонационный, ветреный.

2. Выполнение второго задания к таблице в ученических словарях в разделе “Справочник”

З а д а н и е: Рассмотрите таблицу, прочитайте текст. Найдите в тексте прилагательные, объясните правописание Н и НН в суффиксах. Систематизируйте свои выводы в таблице

-Н- -НН-
Правило Пример Правило Пример

Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сонными прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старинная дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревянный мост со следами масляной краски, пересечешь речонку с песчаными берегами – так сразу и начинается главная городская улица.

Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водяными гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчисленные утиные семейства.

Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанционном городке.

Р е з у л ь т а т :

-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных

-Н- -НН-
Правило Пример Правило Пример
1. –ИН-

с –ЕН- ГУСИНЫЕ

ПЕСЧАНЫЙ,
МАСЛЯНЫЙ,
ВОДЯНОЙ

ВЕТРЕНЫЙ (день, человек) 1. сущ.-Н+ -Н-

с –ЯНН- СОННЫЙ, СТАРИННАЯ

СТЕКЛЯННЫЙ,
ОЛОВЯННЫЙ,
ДЕРЕВЯННЫЙ

3. Запись в “Словарь трудных слов” с указанием морфемного состава слов.

ветр-ен-ый день (искл.)

VII. Домашнее задание (разноуровневое).

1 группа. Составить словарный диктант из 15 словосочетаний.

2 группа. Сделать перфокарты из 10 слов.

3 группа. Выполнить упражнение 323 или на выбор задания 1 или 2 группы.

Всем: выучить, какие суффиксы имеют одну букву Н, какие – две.

VIII. Подведение итогов урока и выставление оценок.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Правило написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных)

— От каких частей речи образуются имена прилагательные? Приведите примеры (От существительных)

— Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н? (Если они образованы от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- и в слове-исключении ВЕТРЕНЫЙ)

— Когда в именах прилагательных пишется две буквы Н? (Если они образованы от существительных с основой на –Н, а также с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН- и в словах-исключениях ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ)

Источник

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник «Русский язык» М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, поэтому необходима интерактивная доска, есть и письменные, и устные задания.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_v_6_klasse.rar 226.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Обучающая: объяснить правописание одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

Развивающая: развивать умение излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, а также умение выслушать друг друга.

Воспитательная: воспитывать интерес, любовь к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

На уроке используется учебник «Русский язык М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.».

1. Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с правописанием имен прилагательных, мы поговорим о -н-, -нн-, в суффиксах этой части речи.

2. Актуализация знаний

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, вспомним материал прошлого урока. Какую тему мы изучали? (На прошлом уроке мы изучали тему «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»).)

Для того, чтобы проверить, как вы усвоили тему, проведем цифровой диктант. Если в суффиксе следует писать О, ставьте цифру 1, если Е – 2

Камышовый, ключевой, речевой, ситцевый, ежовый, образцовый, лицевой, сторожевой, вещевой, врачебный.

Ключ : 1,2,2,2,1,1, 2,2, 2, 2

Самопроверка по слайду №2 . учащиеся сами ставят оценки, «5»-ошибки отсутствуют, «4»-одна ошибка, «3»- 2 ошибки, «2» — три и более ошибки.

Повторение орфограммы №37

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. (приставочный, суффиксальный, сложение)

Взгляните на доску, прочитайте предложения ( слайд №3)

1.По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.

2.Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.

3.Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях. (По К.Паустовскому).

Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)

4. Объяснение нового материала.

Посмотрите ещё раз на слова ( слайд №4) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?

Учащиеся пытаются сформулировать правило, далее чтение теоретического материала на странице 132, параграф 56.

Схема орфограммы представлена в презентации (слайд №5)

Запомни! Н входит в корень

павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий

с основой на Н+ -Н-

5. Закрепление изученного материала

1) Объяснительный диктант: (устно, по цепочке).

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей (ученики получают раздаточный материал, для проверки – слайд №6 ).

Кожа…ый портфель, жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мысле…ый взор, тыкве…ое семя; царстве…ый жест, торфя…ые болота, мыши…ый писк, песча…ый берег, тума…ый день, стекля…ый шар, берестя…ой ковш, глиня…ая ваза, витами…ый набор, ветре…ый день; льви. ое семейство, тополи. ый пух, травя…ой покров, таинстве…ый шорох.

2) Выполнение упражнения 321, страница 134. Нужно выписать сначала прилагательные, у которых в суффиксе одна Н, а потом прилагательные с двумя Н в суффиксе. Какие слова вы не выписали? Почему?

У доски работают два ученика, остальные самостоятельно в тетрадях.

3) Работа с текстом ( слайд №7)

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами. Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.

— Определите основную мысль текста. О чем он? (О прогулке у моря )

— Определите стиль этого текста. (Художественный).

— Какие элементы художественного стиля вы можете указать в этом тексте? (Метафора, эпитеты).

— Найдите в тексте прилагательные, объясните правописание Н и НН в суффиксах. Систематизируйте свои выводы в таблице (слайд №8)

Источник

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: ««Одна и две буквы-Н- в суффиксах прилагательных»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

ФГОС УМК для 6 класса образовательных учреждений авторов: Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова,

Урок по теме «Морфология. Орфография. Культура речи»

«Одна и две буквы-Н- в суффиксах прилагательных »

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Маньковская СОШ

Тема: Одна и две буквы-Н- в суффиксах прилагательных

Цель: повторить изученное об имени прилагательном, познакомить с правописанием одной и двумя буквами Н в суффиксах имен прилагательных.

— обучающие: закрепить полученные знания на практике; научиться правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами Н, рассуждать устно и письменно объясняя условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

-воспитательные: организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

работать по плану, инструкции;

— отличать верно выполненное задание от неверного;

— слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

определять правила работы в парах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Планируемые результаты : знание условий написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных: владение навыками морфемного разбора: умения применять изученное правило, выявлять и предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления: развитие мотивации к аналитической деятельности

2.Анализ тестовой работы

3. Самоопределение к деятельности.

Приготовьтесь слушать мои загадки. В загадках вы услышите имена прилагательные, их нужно выписать в тетрадь.

Не удержались в сите,

И, выскочив на волю,

Пришили тучи к полю. (Дождь)

В осеннем парке мы гуляли,

С деревьев краски облетали. (Листья)

Цветы на клумбе всполошились,

Кусты сирени удивились,

Кто обрызгал их водой

Ранней утренней порой? (Роса)

Дверцы стеклянные, бока деревянные ,

Книги за стеклом – там их дом! (Книжные полки)

Итак, какие прилагательные вы выписали? (слайд 1)

Чем похожи они друг на друга? Правильно, все они пишутся с двумя или с одной буквой н в суффиксах. Так какую орфограмму мы сегодня с вами будем изучать.

Запишите в тетрадях тему нашего урока: «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных».

Давайте поставим цель. Чему мы должны научиться на уроке? (слайд 2)

4.Работа по теме урока.

Давайте вспомним от какой части речи чаще всего образуются имена прилагательные? (имена существительные) (слайд 3)

Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы. Что у вас получилось?

Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н , а в других — две н ?

(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)

2. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр. 29 параграф 64

3. Слово учителя:

Вы заметили , что все прилагательные, образованные от существительных с помощью суффикса -ин-, относятся к миру животных. Чаще всего этот суффикс встречается в притяжательных прилагательных, образованных от названий зверей, птиц, насекомых: пчелиный, львиный, гусиный и т.д.

В суффиксе -ан-(-ян-) тоже пишется одна буква Н: песок- песчаный, нефть — нефтяной (кроме оловянный, деревянный, стеклянный). Серебряный, юный пишутся с одной буквой Н

Суффикс -н- мы видим в прилагательных, образованных от существительных с основой на Н: длина — длинный, обман — обманный и т.д.

Две буквы Н пишутся только в суффиксах прилагательных -онн-, -енн-: тыквенный, традиционный и т.д. Исключение : ветреный. Заметим, что производные от этого слова пишутся уже с НН: безветренный

В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полных формах: погода ветрена.

Правописание следующих слов нужно запомнить: (слайд 6)

зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.

В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н .

(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)

4. Составление схемы письменно в тетрадь:

Источник

Читайте также:  Употребление прилагательных в речи самостоятельная работа