Меню

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных план урока



Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник «Русский язык» М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, поэтому необходима интерактивная доска, есть и письменные, и устные задания.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_v_6_klasse.rar 226.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Обучающая: объяснить правописание одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

Развивающая: развивать умение излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, а также умение выслушать друг друга.

Воспитательная: воспитывать интерес, любовь к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

На уроке используется учебник «Русский язык М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.».

1. Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с правописанием имен прилагательных, мы поговорим о -н-, -нн-, в суффиксах этой части речи.

2. Актуализация знаний

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, вспомним материал прошлого урока. Какую тему мы изучали? (На прошлом уроке мы изучали тему «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»).)

Для того, чтобы проверить, как вы усвоили тему, проведем цифровой диктант. Если в суффиксе следует писать О, ставьте цифру 1, если Е – 2

Камышовый, ключевой, речевой, ситцевый, ежовый, образцовый, лицевой, сторожевой, вещевой, врачебный.

Ключ : 1,2,2,2,1,1, 2,2, 2, 2

Самопроверка по слайду №2 . учащиеся сами ставят оценки, «5»-ошибки отсутствуют, «4»-одна ошибка, «3»- 2 ошибки, «2» — три и более ошибки.

Повторение орфограммы №37

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. (приставочный, суффиксальный, сложение)

Взгляните на доску, прочитайте предложения ( слайд №3)

1.По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.

2.Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.

3.Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях. (По К.Паустовскому).

Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)

4. Объяснение нового материала.

Посмотрите ещё раз на слова ( слайд №4) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?

Учащиеся пытаются сформулировать правило, далее чтение теоретического материала на странице 132, параграф 56.

Схема орфограммы представлена в презентации (слайд №5)

Запомни! Н входит в корень

павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий

с основой на Н+ -Н-

5. Закрепление изученного материала

1) Объяснительный диктант: (устно, по цепочке).

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей (ученики получают раздаточный материал, для проверки – слайд №6 ).

Кожа…ый портфель, жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мысле…ый взор, тыкве…ое семя; царстве…ый жест, торфя…ые болота, мыши…ый писк, песча…ый берег, тума…ый день, стекля…ый шар, берестя…ой ковш, глиня…ая ваза, витами…ый набор, ветре…ый день; льви. ое семейство, тополи. ый пух, травя…ой покров, таинстве…ый шорох.

2) Выполнение упражнения 321, страница 134. Нужно выписать сначала прилагательные, у которых в суффиксе одна Н, а потом прилагательные с двумя Н в суффиксе. Какие слова вы не выписали? Почему?

У доски работают два ученика, остальные самостоятельно в тетрадях.

3) Работа с текстом ( слайд №7)

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами. Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.

— Определите основную мысль текста. О чем он? (О прогулке у моря )

— Определите стиль этого текста. (Художественный).

— Какие элементы художественного стиля вы можете указать в этом тексте? (Метафора, эпитеты).

— Найдите в тексте прилагательные, объясните правописание Н и НН в суффиксах. Систематизируйте свои выводы в таблице (слайд №8)

Источник

Тема урока: «Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных»

Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. В своей работе я стараюсь научить детей самостоятельно добывать новые знания из различных информационных источников, научить их делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. Вниманию учителей я предлагаю конспект урока русского языка в 6 классе. Урок интересен тем, что учащиеся работают с одной и той же информацией, но в различных формах – это орфограмма в учебнике, таблица, алгоритм.

Цели:

  • познакомить с условиями выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных;
  • развитие предметных компетенций: коммуникативной, лингвистической;
  • развитие ключевых компетенций.

Оборудование: таблица, карточки, словари учащихся, алгоритм “-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных”, интерактивная доска.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Синтаксическая пятиминутка.
  4. Разъяснение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление.
  7. Домашнее задание.
  8. Подведение итогов урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Дома вы выполняли взаимодиктант. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями для взаимопроверки. Исправьте ошибки, допущенные вашим напарником, объясните ему орфограммы, поставьте оценку.

(Пока идет взаимопроверка, раздать тетради)

Текст взаимодиктанта. Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить подчеркнутые орфограммы.

I вариант II вариант
Пр..морский край – удивительный (не)рукотворный край. Весной он поража..т (не)обыкновенной красотой.

(Не)большие дер..вца с пышными кронами бу..то покрыты л..бяжьим пухом. Эт.. цветут уссурийские груши. С..йчас они н..рядные, а осенью н..чуть (не)приметные.

Рядом с ними ра..цветают сибирские яблони. Люди ч..сто пр..небрегают их (не)крупными плодами, но птиц.. с насл..ждением лакомятся ими. Приморский край – уд..вительный нерук..творный край. Весной он п..ражает необыкновенной красотой.

Небольшие д..ревца с пышными кронами будто п..крыты лебяж..им пухом. Это цветут уссурийские груш. Сейчас ..ни нарядные, а осен..ю ничуть не_приметные.

Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебр..гают их некрупными пл..дами, но птицы с н..слаждением лакомятся ими.

III. Синтаксическая пятиминутка.

— Запишите предложение (отрывок из стихотворения С.Есенина). (1 учащийся работает у доски)

Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

— Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

— Объясните лексическое значение слова “отчий”. (Родной)

— Выделите грамматическую основу этого предложения, составьте схему.

IV. Разъяснение нового материала.

— Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)

— Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный – с одной?

— Не торопитесь с ответом, ознакомьтесь с §56 на с. 127 вашего учебника (авторы Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др.), орфограммой №38 и через минуту дайте мне аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Объявление новой темы. Запись темы в тетради.

— Сейчас вы получите листочки, где материал орфограммы №38 изложен в виде таблицы.

Правописание Н или НН в суффиксах прилагательных

-Н- -НН-
–ИН-

Слово-исключение с –ЕН-: ВЕТРЕНЫЙ (день, человек) сущ.-Н+ -Н-

Слова-исключения с –ЯНН-: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ Как находить суффикс -ИН — всегда ударный

–АН-(-ЯН-) значение слова “содержащий, состоящий из…”

кож..ый – из кожи – кожаный –ОНН- всегда ударный

–ЕНН- определить очень трудно. Справляйтесь в орфографическом словаре. З а п о м н и т е: Ветреный (ветер).

1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено.

2. Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму)

Ветряной — приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы)

— Придумайте вопросы по левой части таблицы – 1 вариант, по правой – 2 вариант.

1. Выполнение первого задания к таблице.

(Работа выполняется на интерактивной доске коллективно под руководством учителя по одному примеру каждый ученик.)

З а д а н и е: Рассмотрите таблицу, объясните, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна.

Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, оккупационный,

искусственный, оловянный, сонный, лошадиный, лиственный, равнинный,

серебряный, интонационный, ветреный.

2. Выполнение второго задания к таблице в ученических словарях в разделе “Справочник”

З а д а н и е: Рассмотрите таблицу, прочитайте текст. Найдите в тексте прилагательные, объясните правописание Н и НН в суффиксах. Систематизируйте свои выводы в таблице

-Н- -НН-
Правило Пример Правило Пример

Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сонными прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старинная дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревянный мост со следами масляной краски, пересечешь речонку с песчаными берегами – так сразу и начинается главная городская улица.

Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водяными гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчисленные утиные семейства.

Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанционном городке.

Р е з у л ь т а т :

-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных

-Н- -НН-
Правило Пример Правило Пример
1. –ИН-

с –ЕН- ГУСИНЫЕ

ПЕСЧАНЫЙ,
МАСЛЯНЫЙ,
ВОДЯНОЙ

ВЕТРЕНЫЙ (день, человек) 1. сущ.-Н+ -Н-

с –ЯНН- СОННЫЙ, СТАРИННАЯ

СТЕКЛЯННЫЙ,
ОЛОВЯННЫЙ,
ДЕРЕВЯННЫЙ

3. Запись в “Словарь трудных слов” с указанием морфемного состава слов.

ветр-ен-ый день (искл.)

VII. Домашнее задание (разноуровневое).

1 группа. Составить словарный диктант из 15 словосочетаний.

2 группа. Сделать перфокарты из 10 слов.

3 группа. Выполнить упражнение 323 или на выбор задания 1 или 2 группы.

Всем: выучить, какие суффиксы имеют одну букву Н, какие – две.

VIII. Подведение итогов урока и выставление оценок.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Правило написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных)

— От каких частей речи образуются имена прилагательные? Приведите примеры (От существительных)

— Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н? (Если они образованы от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- и в слове-исключении ВЕТРЕНЫЙ)

— Когда в именах прилагательных пишется две буквы Н? (Если они образованы от существительных с основой на –Н, а также с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН- и в словах-исключениях ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ)

Источник

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных»

Алла Петровна
Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных»

Открытый урок в 6 классе.

Тема: Буквы н и нн в суффиксах прилагательных.

Цель урока:

Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных;

создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи урока:

Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;

Развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,

Тип урока: Открытие нового знания;

Форма урока: урок-поиск

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска.

Ход урока:

Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Садитесь, ребята! Сегодняшний урок мы начнём с языковой разминки.

А языковая разминка будет на повторение знаний о прилагательном. Я буду читать текст, а вы слушаете и отвечаете устно. То есть я начинаю фразу, а вы её продолжаете.

1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….

2 Имена прилагательные изменяются по…

3 По форме имена прилагательные могут быть ….

4 В предложении имена прилагательные бывают…

5 Какие степени сравнения имеют прилагательные …

6 На какие разряды по значению делятся прилагательные …

КАРТОЧКА № 1- определить степени сравнения

— определить какого разряда

Открывайте тетради и записывайте число, классная работа.

1) (Не)веселый, осе. ий, (не)разговорчивый);

2) лиц…вой, серебр. ный, еж…вый;

3) (Не)правдив,а лжив; нисколько (не)интересная книга;, утре. ий;

Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите.

Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему?

Исключенные слова написать в четвертую строку. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки

Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду? Во втором ряду лишнее слово серебряный. Почему?

Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов? В третьем ряду лишнее слово утренний. Почему?

— Прочитайте слова, которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся.

— В какой части прилагательных пропущены буквы?

— А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием).

Все ли правильно записали слова?Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия)

Слова осенний, серебряный, утренний— это имена прилагательные.

Буквы пропущены в суффиксах прилагательных.

Мы не знаем когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. (осознание противоречия)

— Значит, какова тема урока?

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.

1) Познакомиться с правилом

НА ДОСКЕ 2)Учиться.

Познакомиться с правилом написания буквы н в суффиксах прилагательных;

учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н.

Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут предположения о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

ОСЕННИЙ, СЕРЕБРЯНЫЙ, УТРЕННИЙ

Образование и написание имен прилагательных.

Образование и написание имен прилагательных

Существительное суффикс Прилагательное исключения

III Полное прилагательное Краткое прилагательное

Река медлЕННая. Река медлЕННа.

Выполняют задание коллективно. Один ученик работает с таблицей у доски, остальные пишут в тетрадях.

Сначала поработаем со словами под цифрой 1. Образуйте от каждого имени существительного имя прилагательное с указанным суффиксом.

В прилагательных выделите суффикс и определите количество Н

Обобщите первую часть нашей работы и скажите, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных?

Какое слово является исключением из этого правила?

Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II.

Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса.

А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных.

ПРАВИЛОучебник стр. 29 орфограмма № 38

Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий

1. Коллективная работа.

Устно объяснить правописание слов:

2. Распределительный диктант

Распредели слова на две группы:

Песча…ый, оловя. ый, стекля. ый, лебеди. ый,шерстя. ой, ржа. ой, гуси. ый, авиацио. ый, глиня. ый, осе. ий, травя. ой, карти. ый, бето. ый.

3. Буквенный диктант.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

нн н н нн нн н н нн н нн

Поставь себе оценку:

4. Работа с учебником с. 30 упр 366

5. Письмо по памяти

Свет луны серебряный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

— Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

— Объясните лексическое значение слова «отчий». (Родной)

-Объясните правописание выделенных слов.

7. Просмотр видеофильма «Зимушка-зима». (Презентация)

Составьте предложения,используя словосочетания:

сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы, причудливые искусственные кружева, багряное солнце,

Сегодня на уроке я:

1) узнал, открыл для себя…

2) научился, смог…

3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ п. 64, упр 370

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Цель: вспомнить и углубить известное учащимся про самостоятельные части.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы» Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова.

Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Учитель УВК «Арман» Любомир О. В. Г. Алматы, Казахстан Тема: Составление текста.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе Тема урока: «Жуан жне жіішке дауыссыздар» «Твердые и мягкие согласные»(Слайд1) Сквозная тема: «Что такое дружба?».

Открытый урок по английскому языку «Времена года» 3 класс по М. З. Биболетовой Технологическая карта урока английского языка в 3 классе (М. З. Биболетова) по ФГОС учителя иностранного языка Цыганенко Елены Николаевны.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Урок по русскому языку в 3 классе по теме «Слова, определяющие признаки предметов» Тема: слова, обозначающие признаки предметов. Цель: формировать умение определять и правильно использовать в речи слова, обозначающие признаки.

Урок обучения грамоте в первом классе «Закрепление. Буквы И, и-ы» Урок 44 Тема урока: Повторение. Буквы Ии-ы. Цель урока: формировать умение писать изученные буквы, отрабатывать начертание букв в целом;.

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России») Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России») Цель: формировать умения определять падеж.

Источник

Читайте также:  Второстепенные члены прилагательных дополнение определение