Меню

Окончания прилагательных во множественном числе упражнения



Тренажёр «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Вставьте окончания имён прилагательных

Вставьте окончания имён прилагательных среднего и мужского рода, запишите в скобках падеж.

У волчь… ( ) логова

на павлинь… ( ) хвосте

от собачь… ( ) лая

к главн… ( ) питомнику

в минувш… ( )воскресенье

на задн… ( ) стекло

под бушующ… ( )ураганом

по заячь… ( ) следу

под черепашь… ( ) панцирем

в грязн… ( ) овраге

около горн… . ( ) леса.

Вставьте окончания имён прилагательных женского рода, запишите в скобках падеж.

В тяжел… ( ) сумке

без зимн… ( ) одежды

на пушист… ( ) снежинку

перед новогодн… ( ) ёлкой

к последн… ( ) полке

на утренн … ( ) зарядку

за дальн… ( ) дорогой

над глубок… ( ) лужей.

Вставьте окончания имён прилагательных множественного числа, запишите в скобках падеж.

из снежн… ( ) сугробов

в колюч… ( ) кустарниках

на зверин… ( ) следы

с чудесн… ( ) призами

о стар… ( ) крышах

Спиши текст, вставь окончания и определи падеж имён прилагательных

Была ясн… ночь. У избушки стоял козёл. Он поднял ножку, а на ней серебрян… копытце блестит. Прыгнул козёл с узк… дорожки на крышу и давай копытцем бить. Из-под ножки камешки дорог…. посыпались. Вернулся дед домой и не узнал избушку. Она вся была в дорог…. камнях. Камни горели разн… огнями.

Источник

Склонение имен прилагательных во множественном числе. 4-й класс

Класс: 4

Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

  • Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
  • Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
  • Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.
  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Презентация (Приложение 1)
  4. Карточки для групповой работы (Приложение 2)
  5. Карточки для работы в малых группах (Приложение 3)
  6. Оценочный лист (Приложение 4)
  7. Карточки для дифференцированной домашней работы (Приложение 5)
  1. Самоопределение к учебной деятельности
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Построение проекта выхода из затруднения
  5. Первичное закрепление во внешней речи
  6. Физкультминутка
  7. Работа в группах с проверкой по эталону
  8. Дифференцированное домашнее задание
  9. Рефлексия учебной деятельности

1. Самоопределение к учебной деятельности

Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.

Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.

Сегодня 15 февраля. Запишите в тетрадь дату и вид работы.

– Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)

– От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

  • Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала; повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам).
  • Актуализировать мысленные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
  • Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных во множественном числе по падежам.

– Какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)

– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

На листах просклоняйте имена прилагательные.

I группа II группа III группа
И. п. Интересный урок Веселый урок Содержательный урок
Р. п. Интересного урока Веселого урока Содержательного урока
Д. п. Интересному уроку Веселому уроку Содержательному уроку
В. п. Интересный урок Веселый урок Содержательный урок
Т. п. Интересным уроком Веселым уроком Содержательным уроком
П. п. Об интересном уроке О веселом уроке О содержательном уроке

– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

Читайте также:  Сложносокращенные слова словосочетание прилагательное существительное

– А какие окончания? (Одинаковые)

– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.

– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

3. Постановка учебной задачи

Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.

Согласовать цель и тему урока.

– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)

4. Построение проекта выхода из затруднения

  • Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.
  • Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.

I вариант – Интересные уроки

II вариант – Веселые перемены

И. п. (какие?) Интересные уроки Веселые перемены
Р. п. (каких?) Интересных уроков Веселых перемен
Д. п. (каким?) Интересным урокам Веселым переменам
В. п. (какие?) Интересные уроки Веселые перемены
Т. п. (какими?) Интересными уроками Веселыми переменами
П. п. (о каких?) Об интересных уроках О веселых переменах

Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.

– А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)

– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

И. п., В. п.
ые, ие
Р. п., П. п.
ых, их
Д. п.
ым, им
Т. п.
ыми, ими

– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)

5. Первичное закрепление во внешней речи

  • Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.

– Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.

– Прочитайте правила про себя и вслух.

– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.

Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек (Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).

7. Работа в группах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)

  • Тренировать способность к самопроверке и самоконтролю.
  • Проверить умение определять падеж имен прилагательных во множественном числе.
  • Воспитывать чувства коллективизма.

Объединитесь в малые группы. У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)

За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п

Читайте также:  Имена прилагательные изменяются во множественном числе по родам не изменяются

– Достаточно. Проверим по эталону.

– Какая группа выполнила точно так же?

Если вы принимали активное участие в работе группы, в оценочном листе поставьте 3 балла, если не совсем довольны своей работой в группе – 2 балла и если совсем не довольны своей работой, то ставьте 1 балл. (Приложение 4).

– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

2. Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.

Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!

– Составьте предложение, используя слова на слайде.

Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.

Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.

– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.

– Проверьте, у вас также.

Если вы не допустили ни одной ошибки, в оценочный лист поставьте 3 балла, если вы допустили хотя бы одну ошибку, то ставьте 2 балла, у кого больше двух ошибок – поставьте 1 балл.

– Восстановите запись разбора слова как части речи.

Проверьте у товарища.

Если вы все сделали правильно, то поставьте в оценочный лист 3 балла, если у вас 1 ошибка, то вы поставьте 2 балла и если у вас больше двух ошибок, то у вас 1 балл.

8. Дифференцированное домашнее задание

Перед вами текст.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

– Какая часть речи пропущена?

– Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.

Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.

Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.

Задания на этих карточках вы выполните дома.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

3. Прочитайте текст упражнения 343.

– Какое задание нам предлагают выполнить авторы учебника.

Приступаем к самостоятельной работе.

9. Рефлексия учебной деятельности

  • Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных во множественном числе.
  • Оценить результаты учебной деятельности.
  • Согласовать домашнее задание.

Вспомните тему нашего урока.

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Посмотрите оценочный лист. Если вы набрали 9 или 8 баллов, то поставьте в графе оценка – 5, если 7, 6, баллов, то поставьте – 4, если меньше 5, то ставьте тройку. Завтра на уроке я скажу, согласна ли я с вашими оценками.

Сегодня я могу поставить оценки….

А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.

Читайте также:  Приставка про с прилагательными

Источник

Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

В данной разработке конспект урока русского языка в 3 классе по теме » Упражнения в написании падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе»

Просмотр содержимого документа
«Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.»

Тема : Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

закреплять навыки правописания окончаний имён прилагательных во множественном числе;

учить теоретически обосновывать написание того или иного окончания;

развивать творческое, логическое мышление;

воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы, желание выразить свои чувства;

1.Эмоциональный настрой на урок.

(Звучит музыкальная композиция «Времена года. Март» П.И. Чайковского.)

— Ребята, сейчас вы слушали чудесную музыку. Какое время года она вам напоминает? (Весну)

— Как называется это произведение? Кто написал эту музыку?

— Молодцы, ребята! Вы правы, это весна. Русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал эту музыкальную композицию и назвал «Март», а художник Исаак Ильич Левитан написал картину под таким же названием. И сегодня красавица Весна приглашает вас на весенний урок! Создадим весеннее настроение, улыбнёмся друг другу!

— Сегодня 29 апреля. Запишите в тетрадь дату

У меня написано соединение букв, что она напоминает? Разделите эти соединения на группы.

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

На доске записаны группы слов. Прочитайте словарные слова.

Ин…й, с…р…бристый, б…рёза, м…розный, кр…сивая, ф…враль.

На какие две группы их можно разделить?

4. Постановка темы и цели урока.

— Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:

Улыбнулись сонн. березки,
Растрепали шелков. косы.
Шелестят зелен. сережки,
И горят серебрян. росы.

Поставьте данные имена существительные и прилагательные во множественном числе.

Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать?

(Прилагательные в форме множественного числа.)

Изменение имён прилагательных по числам

В каком числе могут употребляться имена прилагательные?

На какой вопрос отвечают имена прилагательные

в единственном числ, во множественном числе?

Какие окончания имеют прилагательные

в единственном числе во множественном числе?

5Подберите нужное слово так, чтобы получилось стихотворение.

Мы любим дни ___________________,

Катка _____________________ лёд.

_______________ небо _____________________,

И ______________________ хоровод.

Слова для справок: белая, звонкий, морозные, упругий, звёздное, шумный, ночное,

6.Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей

7 Самостоятельная работа

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Какова тема нашего урока?

-Какая задача перед нами стояла?

— Давайте проверим, усвоили ли вы правила написания окончаний имён прилагательных?

— В каком числе и роде прилагательные на схеме? Приведите примеры.

Источник