Меню

Окончания существительных прилагательных глаголов таблица русский язык



ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Буквы Е/И в падежных окончаниях имён существительных

Чтобы проверить падежное окончание имени существительного, надо определить его склонение (по форме Им. п. и роду) и падеж.

Думать о лошади (3 скл., П.п.) — думать о лошадке (1 скл., П.п.), гулять по площади (3 скл., Д.п.) — гулять по площадке (1 скл., Д.п.), деревья в инее (2 скл., П.п.), скучать по матери (3 скл., Д.п.) — скучать по маме (1 скл., Д.п.).

ПРИМ. 1. Если в Им.п. существительные оканчиваются на -ия, -ие, -ий, то в Р.п., Д.п., П.п. они не имеют окончания -е: санаторий — в санатории, армия — в армии, здание — о здании.

ИСКЛ. к дитяти (Д.п.), о дитяти (П.п.); на острие (П.п.); в забытьи (П.п.).

ПРИМ. 2. Существительные оканчивающиеся на -мя и слово путь относятся к разносклоняемым, поэтому их окончания надо запомнить. Кроме того, у существительных на -мя в косвенных падежах, кроме В.п., при склонении появляется суффикс -ен:

Окончания -ым, -ом в Тв.п. имён существительных

В русских фамилиях

С Васей Чаплиным

1. В наименованиях населённых пунктов

2. В нерусских фамилиях

Под Бородином, над Саратовом

С Чарли Чаплином

Окончания -о, -е, -а, -и имён существительных

2. После суффиксов -ышк-, -ишк- и т.п. у сущ. ср.р. и неодушевлённых сущ. м.р.

1. У сущ. общего рода

2. После суффиксов -ышк-, -ишк- и т.п. у сущ. ж.р. и одушевлённых м.р.

3. После суффикса -ищ- и т.п. у сущ. ж.р.

Ножища (большая нога)

1. После суффикса -ищ- и т.п. у сущ. м.р., ср.р.

Ножище (большой нож), заборище

Окончания имён существительных Р.п. мн.ч.

1. В названиях некоторых единиц измерений

2. В названиях некоторых парных предметов

3. В названиях национальностей, оканчивающихся на -н и -р

Ватт, вольт, ампер

Татар, болгар, англичан

Запомните: ботинок, валенок, погон, сапог, чулок, башкир, бурят, румын, туркмен, турок, цыган, барж, вафель, оглобель, оладий, кочерег, яблок, блюдец, полотенец, макарон, туфель, нет простынь и простыней

1. В названиях некоторых единиц измерений

2. В названиях некоторых парных предметов

3. В названиях плодов

4. В названиях национальностей, не оканчивающихся на –н и -р

Килограммов, гектаров, байтов

Носков, гольфов, клипсов

Апельсинов, помидоров, томатов, баклажанов

Калмыков, таджиков, узбеков, якутов, монголов,

Запомните: рельсов, долей, свечей, доньев, верховьев, низовьев, платьев, подмастерьев, устьев

Окончания имён прилагательных и причастий

Окончания имён прилагательных и причастий следует проверять по вопросу, поставленному от определяемого слова: над океаном (каким?) бушующим, хлеба (какого?) ржаного.

ПРИМ. 1. Надо обратить внимание на созвучие прилагательных (причастий) Тв.п. и П.п. м.р. и ср.р.: восходящим солнцем (каким?) — о восходящем солнце (о каком?), а также прилагательных (причастий) В.п. и Тв.п. ж.р.: опавшую листву (какую?) — опавшею листвою (какою?)

ПРИМ. 2. Окончания прилагательных (причастий) Им.п. надо запоминать, а не проверять по вопросам:

Личные окончания глаголов

Написание личных окончаний у глаголов н. вр. или буд. вр. зависит от спряжения:

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо:

Читайте также:  Как определить гласную в суффиксе у глагола

1) определить, что слово является глаголом наст. вр. или буд. вр.;

2) определить лицо и число глагола;

3) задать к глаголу вопрос, определить вид (сов.в. — что сделает? несов.в. — что делает? и т.п.);

4) не перепутав вид, найти инфинитив;

5) определить, на что оканчивается инфинитив;

6) по таблице определить спряжение.

Спряжение глаголов с безударными окончаниями

Глаголы, оканчивающиеся не на -ить: владеть, капать, хромать, зеленеть, выть, грохнуть, колоть

Глаголы, оканчивающиеся на –ить: строить, доить, просить

брить, стелить, зиждиться

гнать, держать, слышать, дышать, смотреть, видеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть

ПРИМ. 1. Глаголы, образованные от исключений с помощью приставки и/или постфикса, остаются исключениями: выбрить (I спр.), расстелить (I спр.), возненавидеть (II спр.), не угнаться (II спр.), насмотреться (II спр.), развертеться (II спр.) и др.

7) по таблице выбрать окончание с учётом лица, числа и спряжения:

колышет — колыхать (I спр.), не угонишься — Не угнаться (II спр.).

ПРИМ. 2. Глаголы с приставкой вы-, на которую всегда падает ударение, проверяются по бесприставочному глаголу: выспится — спит, высеют — сеют (сеять, I спр.).

ПРИМ. 3. Глаголы изъявительного наклонения 2 л. мн.ч. имеют окончания -ете (I спр.) и -ите (II спр.). Глаголы повелительного наклонения имеют суффикс -и- и во мн.ч. окончание -те: Крикните (повел, накл. мн.ч.) погромче! Если крикнете (изъяв, накл., 2 л., мн.ч., I спр.) тихо, я не услышу.

ПРИМ. 4. Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым, т. е. они имеют окончания I и II спряжений.

Источник

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 4. Правописание окончаний

Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита. в Коре. в Германи. в Заполярь. в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Особая группа существительных*

время
партия
знание
гений

Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

1 склонение
(кроме слов на -ия)

-а (м. р. / ж. р.)

страна
папа
земля
дядя

Стена
(проверочное слово)

2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)

Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)

конь
село
поле

Стол
(проверочное слово)

3 склонение

-ь (ж. р.)

мать
мышь

Степь
(проверочное слово)

*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

Читайте также:  Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком

Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).

4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им) с меняющИМся;
беспокоящ. йся матери (какой? — окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем) на тонущЕМ.

Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.

Запомни!
1) В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.

2) В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель — апрельский
июль — июльский
сентябрь — сентябрьский

Исключение: январь — январский

4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
Клеить; верить; поставить.

Исключения:
брить
стелить
(они относятся к I спряжению)

Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению.
Таять; надеяться; лаять.
Исключения:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще вертеть, терпеть,
ненавидеть и смотреть.
(они относятся ко II спряжению)

Проверочный глагол:
говорить.

Проверочный глагол:
брать.

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.

При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).

Читайте также:  Местоимение his с глаголов to be

Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).

Источник

Памятка по правописанию окончаний разных частей речи
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (6 класс) на тему

Предложенная памятка поможет учащимся безошибочно определять написание слов разных частей речи.

Скачать:

Вложение Размер
Памятка 13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся по правописанию окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Цель: правильное написание окончаний разных частей речи

Задачи: отработать алгоритм правильного написания окончаний разных частей речи, научить применять алгоритм при выполнении заданий, развить желание изучать новое, творчески подходить к изучению русского языка, работать под девизом: Изучать русский язык-здорово!

1.Составление таблицы с целью включения учащихся в процесс сотворчества:(определяем часть речи, приводим пример)

2.Составляем алгоритм для написания безударных окончаний имен существительных.

-Определяю род имени существительного (мужской, женский или средний)

-Нахожу « ошибкоопасные» падежи(для существительных 1 скл.-Р,Д,П, для сущ. 2 скл.-П., для сущ. 3 скл.-Р,Д,П)

3. Закрепляем правило написания безударных окончаний имен прилагательных.

-Нахожу слово , от которого задаю вопрос к прилагательному.

-Задаю вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие?

-Какое окончание в ударном вопросе, такое и в безударном прилагательном!

Помню, что у сущ. Мужского рода могут быть варианты окончаний ой-ый-ий!

4. Отрабатываем алгоритм написания безударных личных окончаний глагола.

-Определяю спряжение глагола (1 или 2)

-Если глагол на – ить, кроме «брить, стелить», + 11 глаголов-исключений (слышать, видеть и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, и дышать, терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть),то он 2 спр.

2л.ты –Ишь вы — Ите

3л. он- Ит они – Ат, Ят

-Если глагол на –еть,- оть,-ять,- уть + брить, стелить , то он 1 спр.

2л. ты-Ешь вы – Ете

3л. он-Ет они-Ут,Ют

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация используется при подготовке к ЕГЭ в 11 классе , ГИА в 9 классе, повторении пройденного материала в 7 классе общеобразовательной школы.

Презентация наглядно представляет правило правописания Н.НН в разных частях речи.

Несколько вариантов карточки позволит закрепить орфограмму «Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи».

правописание не с разными частями речи.

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: задание 5 Правописание суффиксов разных частей речи и личных окончаний глаголов).

Материал предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

Источник

Окончания существительных прилагательных глаголов таблица русский язык



Окончания имен существительных, прилагательных и глаголов.

Употребление букв Е-И в падежных окончаниях

существительных единственного лица.

Падеж 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Слова среднего рода на —мя
Родительный (стояли) — И (-Ы) У реки У аллеи У линии — И У пристани — И У знамени
Дательный (подошел) — Е К реке К аллее, но к линии — И к пристани — И К знамени
Предложный (говорил) — Е О реке Об аллее, Но о линии — Е О столбе, о коне, но о жребии, о здании — И О пристани — И О знамени

Окончания имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяй по вопросу (кроме прилагательных и причастий м.р. ед.ч. Им.п.): полями (какими?) чистыми,небо (какое?) синее, равнина( какая?) сверкающая

Число Лицо I спряжение Все глаголы на -етьи брить, стелить II спряжение Относятся все глаголы на –ить; -ать:слышать, дышать, держать, гнать -еть:смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть
Ед. ч 1 л. 2 л. 3 л. -у (-ю) — ешь (-ёшь) — ет (-ёт) -у (-ю) — ишь — ит
Мн. ч 1 л. 2 л. 3 л. -ем (-ём) -ете, (-ёте) -ут (-ют) -им -ите -ат (-ят)

Задание 1

В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?

А. 1. о дальн…м путешеств…

2. на бушующ…м простор…

3. в бодрящ..йся свежест…

4. к ранн…й оттепел…

Б. 1. об общ…м ожидан..

2. к бесконечн… дал…

3. в крайн…м случа…

4. мерцающ…м сияни…м

Задание 2

Укажите причастие с окончанием–ИМ (ЫМ)

1. с приехавш…м товарищем

2. в запущенн…м саду

3. в обезлюдевш…й деревне

4. о расстилающ…мся растении

Задание 3

Укажите слова, где в окончании пишется буква И.

Восход…шь, доверя…шь, иссяка…т источник, претворя…шь мечты, присяд…шь на скамью, сэконом….т средства, упуст..т время, осво…т профессию, расчерт….т таблицу.

Задание 4

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

1. листья трепещ..т, травы стел…тся

2. голоса слыш…тся, звуки чуд…тся

3. волны плещ…тся, собаки ла..т

4. кусты кол…тся, кузнечики стрекоч…т

Задание 5

Спишите данные пословицы, вставляя пропущенные буквы

Что было, то вид..м, что будет, то увид…м.

Где стро…шь, тут и ро…шь.

Пожале…шь лычка – не увяж…шь ремешком.

Пашню паш…т – руками не маш…т.

Ноги нос…т, а корм корм…т.

Скаж…шь – не ворот…шь, напиш…шь – не сотр…шь, отруб…шь – не пристав…шь.

I спряжение II спряжение
Действительные причастия настоящего времени: основа гл. наст. вр. перех./неперех. несов. в.
-ущ- -ющ- Читают — -ющ- — читающий -ащ- -ящ- Слышат + -ащ- — слышащий
Действительные причастия прошедшего времени: основа гл. неопр. ф. перех./неперех. соверш./несов. в.
-вш-, -ш- Знать + -вш- — знавший Везти + -ш- — вёзший
Страдательные причастия настоящего времени: гл. наст. вр. перех. несов.в.
-ем-, — ом- Читает + -ем- — читаемый -им- Слышит + -им- — слышимый
Страдательные причастия прошедшего времени: гл. неопр.ф. перех. совер./несов. в.
-нн- (от гл. на –ать, -ять)прочитать + -нн- — прочитанный -енн- (-ённ-)увидеть+ -енн- —увиденный -т- :отнять+ -т- —отнятый

Задание 1

В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?

1. сто…щий (дешевле), (они) высп…тся, раста…л

2. та…щий (снег), (они) встрет…т, ла…ть

3. закле…ный, (они) езд…т, раска…лся

4. вер….щий, (они) выраст…т (урожай), измер…нный

Задание 2

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У (Ю)?

1. учителя исправ…т, ошибки, гон…щийся за славой

2. потоки воздуха колыш…т травы, та…щий снег

3. кол…щий дрова, друзья невзначай обид…т

4. портные скро…т недостатки фигуры, терп…щий невзгоды

II. Пунктуация

Обособленные определения

Обособляются Не обособляются
1. Определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова Весна, пришедшая рано, была в полном разгаре. 1. Определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми словами, стоящие перед определяемым словом. Рано пришедшая весна была в полном разгаре
2. Два или более одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если перед ним стоит еще одно определение Другой берег, плоский и песчаный, покрыт кустами. 2. Причастие или прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределенного местоимения и образующие с ним одно целое. Я видел нечто похожее на гроб.
3. Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, если имеют обстоятельственное значение. Люди же, изумленные, стояли как камни. 3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятыми от причастного оборота. Все записавшиеся на экскурсию школьники.
4.Распространенные или одиночные определения, если они оторваны от определяемого существительного Залитые солнцем, расстилались за рекой пшеничные поля. 4. Распространенные определения, если по смыслу связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входят в его состав. Тайга стояла безмолвная и полная тайны.
5. Распространенные или одиночные определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение. Испуганная отчаянием отца, матушка не смела при нем плакать. 5. Не обособляются определения при личных местоимениях в восклицательных предложениях. Ах ты миленький!
6. Определения, относящиеся к личному местоимению, к имени собственному Изнуренные, грязные,мы достигли берега.

Задание 1

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? (знаки препинания не расставлены).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Разработка урока по русскому языку в 9–11-х классах на тему: «Правописание окончаний слов различных частей речи»

Тема урока: Правописание окончаний слов различных частей речи

Цели урока:

  • Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрознённый материал по правописанию окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного окончания слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного окончания слова.

Задачи урока:

  • Изучить в системе правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
  • Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.
  • Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска. (Дополнительно перед каждым учеником могут располагаться монитор, клавиатура и графический планшет).
  • Распечатки сводного учебного материала по правописанию окончаний слов.
  • Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники.
  • Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

На экран интерактивной доски выводится сводный изучаемый материал. Учитель даёт краткие пояснения того, что видят учащиеся. Далее изучение нового материала проводится по трём блокам, из которых состоит сводный материал: «Окончания имён существительных», «Окончания имён прилагательных и причастий» и «Окончания глаголов».

I-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 скл.
сущ. м. и ж. р.
на -а/-я

2 скл.
сущ. м. р. без оконч.,
сущ. ср. р. на -о/-е

3 скл.
сущ.ж. р.
на Р.

Д.

П.

сущ. на -ий
(солярий)

сущ. на -ие
(здание)

сущ. на -ия
(армия) Р.

Д.

П.

Примечание: существительные на -мя и слово путь в Р., Д . и П. имеют -И.

Упражнения к I-му блоку

1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите склонение существительных и их падеж.

Идти по (дорога), играть на (рояль), мечтать об (осуществление) (идея), работать на (строительство) (дорога), путешествовать по (Сибирь), драться на (дуэль), приехать к (дочь), побывать на (стройка), участвовать в (экспедиция), рассказать о (путешествие) по (Кубань), находиться в (веденье), замереть в (восхищение), встретиться на (конференция), спорить о (поэзия), побывать в (Астрахань), выступать на (сессия), подготовиться к (жатва).

2. Вставьте нужное окончание.

1. В юност.. Вальгану пришлось присутствовать при внезапном раскрыт.. таланта. (Т.Н.) 2. Слух о поражени.. шёл по долин.. со зловещей быстротой. (Ф.) 3. Он [партизан] сидел на площад.. возле дорог. уставившись в землю мутными глазами и в слепом отчаяни.. слал патрон за патроном в белёсую утреннюю мглу. (Ф.) 4. Море ловит стрелы молний и в своей пучин.. гасит. (М.Г.) 5. Самое лучшее в вашем положени.. – бежать отсюда. Но, к сожалению, это бесполезно.. . Вам остаётся одно: успокоиться на мысл. что ваше пребывание здесь необходимо. (Ч.) 6. Покорно мне воображенье в изображень.. серых глаз. В моём тверском уединень.. я горько вспоминаю Вас. (Ахм.). 7. В отличи.. от ферментов витамины являются низкомолекулярными веществами.

II-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

Пояснение к блоку

Окончания качественных и относительных прилагательных и причастий совпадают с окончанием вопроса какой?, поставленного от определяемого слова: Он [Ромашов] шёл теперь вдоль свекловичного (какого?) поля. Низкая толстая ботва пестрела путаными белыми и чёрными (какими?) пятнами под ногами (Купр.); Поднимающееся (какое?) солнце освещало поля. Искл.: безударные окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (какой?) дремучий лес, скромный вид, стелющийся туман.
Окончания притяжательных прилагательных на -ий, ,-ье, -ья, -ьи совпадают с окончаниями вопроса чей?, поставленного от определяемого слова: птичьи (чьи?) песни, гул ребячьих (чьих?) голосов, помещичья (чья?) усадьба. Искл.: окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (чей?) охотничий нож, вижу помещичий дом.

Упражнения ко II-му блоку

3. Вставьте пропущенные буквы. Окончания прилагательных и причастий проверяйте вопросами.

Он [Назанский] стоял теперь перед Ромашовым и глядел ему прямо в лицо, но по мечтательн.. выражению его глаз и по неопределённ.. улыбке, блуждавш.. вокруг его губ, было заметно, что он не видит своего собеседника.. . Золот.. волосы падали крупн.. цельн.. локонами вокруг его высок. чист.. лба; густ. четырёхугольн.. формы, рыж. небольш.. борода лежала правильн.. волнами, точно нагофрирован. и вся его массивн.. и изящн.. голова, с обнажённ.. шеей благородн.. рисунка, была похожа на голову одного из тех греческ.. героев или мудрецов, великолепн.. бюсты котор.. Ромашов видел где-то на гравюрах. Ясн. чуть-чуть влажн.. голуб.. глаза смотрели оживлённо, умно и кротко. Даже цвет этого красив. правильн.. лица поражал сво.. ровн. нежн. розов.. тоном. (А.И. Куприн.)

4. Перепишите, раскрывая скобки. Окончания притяжательных прилагательных проверяйте вопросом.

Плыть на (рыбачий) лодке, надеть (лисий) шубу, подойти к (помещичий) усадьбе, идти по (волчьи и лисьи) следам, слушать (птичий) пение, увидеть (заячий) следы.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Под ударением в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени пиши то, что слышишь.
Безударные личные окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.
Например, нам нужно определить окончание в глаголе 2-го лица пиш..шь (-ешь или —ишь ?).

Алгоритм нахождения правильного безударного личного окончания глагола по его спряжению:

1. Поставь глагол в неопределённую форму (что делать?) (например, писать).
2. Выдели последние три буквы в найденной неопределённой форме глагола (писать).
3. Сопоставь эти три буквы со следующим правилом о спряжениях глагола:
«Ко II-му спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов: брить, стелить;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть вертеть, зависеть;
4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.
Все остальные глаголы (на что бы они не оканчивались в неопределённой форме) относятся к I-му спряжению».

(В нашем примере глагол писать оканчивается на -ать. Этот глагол не входит в группу исключения на -ать для II-го спряжения. Следовательно, он относится к I-му спряжению.)

4. Выбери нужное окончание по нижеприведённой таблице в соответствии со следующей схемой:

Примечание: окончания в 1-м лице ед. ч. не вызывают сложностей в написании.
Во 2-м лице единственного числа в I-м спряжении надо писать окончание -ешь.
Получаем результат –

Упражнения к III-му блоку

5. Определите спряжение данных глаголов. Укажите формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Образец. Строить (И) – строишь, строят.

Сеять, ознакомить, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять.

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжения глаголов.
1. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, ты морские камни точ..шь, топ..шь берег ты земли, подымаешь корабли. 2. Князь у синя моря ход..т, с синя моря глаз не свод..т. 3. Люди из моря выход..т и себе дозором брод..т! 4. Свет наш солнышко! Ты ход..шь круглый год по небу, свод..шь зиму с тёплою весной, всех нас вид..шь под собой. Аль откаж..шь мне в ответе? 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня..шь стаи туч, ты волну..шь сине море, всюду ве..шь на просторе, не бо..шься ничего, кроме Бога одного. (АС. Пушкин.)

7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего или будущего времени. Укажите спряжение.

Образец. Видеть (II) – видел, видит.

Ненавидеть, сеять, строить, обидеть, веять, клеить, таять, зависеть, значить, душить, надеяться.

III. Закрепление изученного материала

Диктант (с последующей самопроверкой)

1. Ты знаешь, я томлюсь в неволе, о смерти Господа моля. Но всё мне памятна до боли тверская скудная земля. (Ахм.) 2. В безлюдье улиц, в феерическом и мертвенном свете обычные дома приобретали торжественность и пышность. (Г.Н.) 3. Жук заметался в отчаянии. (Пауст.) .) 4. Я посвящаю эту книгу России. (Пауст.) 5. Гаврилу охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз к речке, скрытой в роще. (М.Г.) 6. В отличие от таких исторических деятелей, как Наполеон, Александр, которые стремятся к славе, власти, Кутузов в изображении Толстого чужд мечтам о величии, способен понять простого человека. 7. Грибники медленно щли от берёзы к берёзе, от осины к ели. 8. Лесное хозяйство находится в веденье егеря. 9. Из окон низеньких белых домов кое-где струился туманными прямыми полосами свет и длинными косяками ложился на жёлто-бурую блестящую землю. (Купр.) 10. Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (Купр.) 11. В мужичьих голосах не чувствовалось злобы. (Ф.) 12. Человек в барсучьей папахе уставился на путёвку. (Ф.) 13. Мы жили в доме, доставшемся нам от матери. 14. И долго ещё раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал ещё что-нибудь о лесах. (Пауст.) 15. Туристы любовались водопадом, искрящимся на солнце. 16. В посёлке, растянувшемся вдоль моря, жили рыбаки. 17. Повезут, так поедем, а не повезут, хоть поспим до утра. 18. Синцов сказал, что он, действительно, ищет какую-нибудь часть. 19. Снег быстро тает на солнце. 20. В очках он видит хорошо. 21. Больной тяжело дышит. 22. Где строишь, там и роешь. (Посл.) 23. Пашню пашут – руками не машут. (Посл.) 24. Вы пишете с ошибками. 25. Вам это только кажется. 26. Больному неможется. 27. Весной невольно улыбаешься солнцу и свету. 28. Потерянного времени не воротишь.

IV. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

1. Вальган уже не говорил о велич.. жизн.. и смерт.. . (Г.Н.) 2. Так жила Тина, замерев в ожидан.. и по-прежнему веря в торжество справедливост.. . (Г.Н.) 3. Бахирев вдруг остро позавидовал красот. юност. беспечност. лёгкост.. походк. стройност.. тела. Что-то незнакомое и небывалое чудилось ему в самостоятельност. лёгкост.. и спокойств.. этой женщин.. . Всё женское, копившееся годами, вдруг вырвалось, расцвело, раскрылось в дрож.. тенистых ресниц, в блеск.. глаз, в новом изгиб.. приоткрытых губ. (Г.Н.) 4. Генерал представлял себе, как в скором времен.. будет сидеть в Имперской канцеляр.. в Берлин.. на совещан.. . (Пауст) ) 5. Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кроват.. и, перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в гостиной, то в спальн. то в кабинет.. мужа. (Ч.)
6. Приезд Морозки нарушил душевн.. равновесие, установивш..ся в Мечике под влиянием ровн. безмятежн.. жизни в госпитале. (Ф.) 7. Вальган говорил о провале месячн.. плана, случивш..мся на заводе впервые за десятилетие. (Г.Н.) 8. Кареглазый поднялся с гибкостью разогнувш..ся лозы и заговорил быстро, громко, негодующе. (Г.Н.) 9. Очнулся он [Морозка] от дробн.. конск. топота, внезапно вырвавш..ся из-за бугра. (Ф.) 10. Он [Мечик], задыхаясь, свалился за перв.. попавш..ся кустом. (Ф.) 11. На покрививш..ся стогу уныло, по-сиротски примостилась ворона и молчала. (Ф.) 12. Вечером первого октября Климович сидел у себя в штабе бригады, в избе, снаружи покосивш..ся и грязн. а внутри дочиста выскобленн.. . (Сим.) 13. Ровн.. мягк.. свет струился по опавш.. листве, и яблони, отсвеченн.. по краям, стояли в нём странн.. и золот.. . (Ф.)
14. Дирекция наход..тся на втором этаже. 15. Снег быстро та..т на солнце. 16. Стел..тся туман. 17. Спортсмены стро..тся в шеренги. 18. Удача завис..т от многого. 19. Пёс громко ла..т. 20. В очках он вид..т хорошо. 21. Хищник чу..т добычу. 22. Больной тяжело дыш..т. 23. Футболисты бор..тся за звание чемпионов. 24. Где стро..шь, там и ро..шь. (Посл.) 25. Пашню паш..т – руками не маш..т. (Посл.) 26. Вы пи?ш..те с ошибками. 27. Выберите покупку. Когда выбер..те, выпишите чек. 28. Вам это только каж..тся. 29. Больному немож..тся. 30. Весной невольно улыба..шся солнцу и свету. 31. Когда выраст..те, наверное, вспомн..те мои слова. 32. Снег та..т на солнце. 33. Потерянного времени не ворот..шь. 34. Когда выпиш..те из текста определения, сверьте с таблицей. 35. Когда выполн..те все приведённые здесь упражнения, науч..тесь быстро и правильно писать окончания слов.

Источник

Читайте также:  Пишется буква и в окончании глагола бороться

окончания существительных прилагательных глаголов таблица русский язык



Разработка урока по русскому языку в 9–11-х классах на тему: «Правописание окончаний слов различных частей речи»

Тема урока: Правописание окончаний слов различных частей речи

Цели урока:

  • Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрознённый материал по правописанию окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного окончания слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного окончания слова.

Задачи урока:

  • Изучить в системе правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
  • Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.
  • Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска. (Дополнительно перед каждым учеником могут располагаться монитор, клавиатура и графический планшет).
  • Распечатки сводного учебного материала по правописанию окончаний слов.
  • Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники.
  • Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

На экран интерактивной доски выводится сводный изучаемый материал. Учитель даёт краткие пояснения того, что видят учащиеся. Далее изучение нового материала проводится по трём блокам, из которых состоит сводный материал: «Окончания имён существительных», «Окончания имён прилагательных и причастий» и «Окончания глаголов».

I-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 скл.
сущ. м. и ж. р.
на -а/-я

2 скл.
сущ. м. р. без оконч.,
сущ. ср. р. на -о/-е

3 скл.
сущ.ж. р.
на Р.

Д.

П.

сущ. на -ий
(солярий)

сущ. на -ие
(здание)

сущ. на -ия
(армия) Р.

Д.

П.

Примечание: существительные на -мя и слово путь в Р., Д . и П. имеют -И.

Упражнения к I-му блоку

1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите склонение существительных и их падеж.

Идти по (дорога), играть на (рояль), мечтать об (осуществление) (идея), работать на (строительство) (дорога), путешествовать по (Сибирь), драться на (дуэль), приехать к (дочь), побывать на (стройка), участвовать в (экспедиция), рассказать о (путешествие) по (Кубань), находиться в (веденье), замереть в (восхищение), встретиться на (конференция), спорить о (поэзия), побывать в (Астрахань), выступать на (сессия), подготовиться к (жатва).

2. Вставьте нужное окончание.

1. В юност.. Вальгану пришлось присутствовать при внезапном раскрыт.. таланта. (Т.Н.) 2. Слух о поражени.. шёл по долин.. со зловещей быстротой. (Ф.) 3. Он [партизан] сидел на площад.. возле дорог. уставившись в землю мутными глазами и в слепом отчаяни.. слал патрон за патроном в белёсую утреннюю мглу. (Ф.) 4. Море ловит стрелы молний и в своей пучин.. гасит. (М.Г.) 5. Самое лучшее в вашем положени.. – бежать отсюда. Но, к сожалению, это бесполезно.. . Вам остаётся одно: успокоиться на мысл. что ваше пребывание здесь необходимо. (Ч.) 6. Покорно мне воображенье в изображень.. серых глаз. В моём тверском уединень.. я горько вспоминаю Вас. (Ахм.). 7. В отличи.. от ферментов витамины являются низкомолекулярными веществами.

Читайте также:  Пишется буква и в окончании глагола бороться

II-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

Пояснение к блоку

Окончания качественных и относительных прилагательных и причастий совпадают с окончанием вопроса какой?, поставленного от определяемого слова: Он [Ромашов] шёл теперь вдоль свекловичного (какого?) поля. Низкая толстая ботва пестрела путаными белыми и чёрными (какими?) пятнами под ногами (Купр.); Поднимающееся (какое?) солнце освещало поля. Искл.: безударные окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (какой?) дремучий лес, скромный вид, стелющийся туман.
Окончания притяжательных прилагательных на -ий, ,-ье, -ья, -ьи совпадают с окончаниями вопроса чей?, поставленного от определяемого слова: птичьи (чьи?) песни, гул ребячьих (чьих?) голосов, помещичья (чья?) усадьба. Искл.: окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (чей?) охотничий нож, вижу помещичий дом.

Упражнения ко II-му блоку

3. Вставьте пропущенные буквы. Окончания прилагательных и причастий проверяйте вопросами.

Он [Назанский] стоял теперь перед Ромашовым и глядел ему прямо в лицо, но по мечтательн.. выражению его глаз и по неопределённ.. улыбке, блуждавш.. вокруг его губ, было заметно, что он не видит своего собеседника.. . Золот.. волосы падали крупн.. цельн.. локонами вокруг его высок. чист.. лба; густ. четырёхугольн.. формы, рыж. небольш.. борода лежала правильн.. волнами, точно нагофрирован. и вся его массивн.. и изящн.. голова, с обнажённ.. шеей благородн.. рисунка, была похожа на голову одного из тех греческ.. героев или мудрецов, великолепн.. бюсты котор.. Ромашов видел где-то на гравюрах. Ясн. чуть-чуть влажн.. голуб.. глаза смотрели оживлённо, умно и кротко. Даже цвет этого красив. правильн.. лица поражал сво.. ровн. нежн. розов.. тоном. (А.И. Куприн.)

4. Перепишите, раскрывая скобки. Окончания притяжательных прилагательных проверяйте вопросом.

Плыть на (рыбачий) лодке, надеть (лисий) шубу, подойти к (помещичий) усадьбе, идти по (волчьи и лисьи) следам, слушать (птичий) пение, увидеть (заячий) следы.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Под ударением в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени пиши то, что слышишь.
Безударные личные окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.
Например, нам нужно определить окончание в глаголе 2-го лица пиш..шь (-ешь или —ишь ?).

Алгоритм нахождения правильного безударного личного окончания глагола по его спряжению:

1. Поставь глагол в неопределённую форму (что делать?) (например, писать).
2. Выдели последние три буквы в найденной неопределённой форме глагола (писать).
3. Сопоставь эти три буквы со следующим правилом о спряжениях глагола:
«Ко II-му спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов: брить, стелить;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть вертеть, зависеть;
4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.
Все остальные глаголы (на что бы они не оканчивались в неопределённой форме) относятся к I-му спряжению».

(В нашем примере глагол писать оканчивается на -ать. Этот глагол не входит в группу исключения на -ать для II-го спряжения. Следовательно, он относится к I-му спряжению.)

Читайте также:  Падежи глагол таблица с вопросами и окончаниями

4. Выбери нужное окончание по нижеприведённой таблице в соответствии со следующей схемой:

Примечание: окончания в 1-м лице ед. ч. не вызывают сложностей в написании.
Во 2-м лице единственного числа в I-м спряжении надо писать окончание -ешь.
Получаем результат –

Упражнения к III-му блоку

5. Определите спряжение данных глаголов. Укажите формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Образец. Строить (И) – строишь, строят.

Сеять, ознакомить, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять.

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжения глаголов.
1. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, ты морские камни точ..шь, топ..шь берег ты земли, подымаешь корабли. 2. Князь у синя моря ход..т, с синя моря глаз не свод..т. 3. Люди из моря выход..т и себе дозором брод..т! 4. Свет наш солнышко! Ты ход..шь круглый год по небу, свод..шь зиму с тёплою весной, всех нас вид..шь под собой. Аль откаж..шь мне в ответе? 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня..шь стаи туч, ты волну..шь сине море, всюду ве..шь на просторе, не бо..шься ничего, кроме Бога одного. (АС. Пушкин.)

7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего или будущего времени. Укажите спряжение.

Образец. Видеть (II) – видел, видит.

Ненавидеть, сеять, строить, обидеть, веять, клеить, таять, зависеть, значить, душить, надеяться.

III. Закрепление изученного материала

Диктант (с последующей самопроверкой)

1. Ты знаешь, я томлюсь в неволе, о смерти Господа моля. Но всё мне памятна до боли тверская скудная земля. (Ахм.) 2. В безлюдье улиц, в феерическом и мертвенном свете обычные дома приобретали торжественность и пышность. (Г.Н.) 3. Жук заметался в отчаянии. (Пауст.) .) 4. Я посвящаю эту книгу России. (Пауст.) 5. Гаврилу охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз к речке, скрытой в роще. (М.Г.) 6. В отличие от таких исторических деятелей, как Наполеон, Александр, которые стремятся к славе, власти, Кутузов в изображении Толстого чужд мечтам о величии, способен понять простого человека. 7. Грибники медленно щли от берёзы к берёзе, от осины к ели. 8. Лесное хозяйство находится в веденье егеря. 9. Из окон низеньких белых домов кое-где струился туманными прямыми полосами свет и длинными косяками ложился на жёлто-бурую блестящую землю. (Купр.) 10. Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (Купр.) 11. В мужичьих голосах не чувствовалось злобы. (Ф.) 12. Человек в барсучьей папахе уставился на путёвку. (Ф.) 13. Мы жили в доме, доставшемся нам от матери. 14. И долго ещё раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал ещё что-нибудь о лесах. (Пауст.) 15. Туристы любовались водопадом, искрящимся на солнце. 16. В посёлке, растянувшемся вдоль моря, жили рыбаки. 17. Повезут, так поедем, а не повезут, хоть поспим до утра. 18. Синцов сказал, что он, действительно, ищет какую-нибудь часть. 19. Снег быстро тает на солнце. 20. В очках он видит хорошо. 21. Больной тяжело дышит. 22. Где строишь, там и роешь. (Посл.) 23. Пашню пашут – руками не машут. (Посл.) 24. Вы пишете с ошибками. 25. Вам это только кажется. 26. Больному неможется. 27. Весной невольно улыбаешься солнцу и свету. 28. Потерянного времени не воротишь.

Читайте также:  Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком

IV. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

1. Вальган уже не говорил о велич.. жизн.. и смерт.. . (Г.Н.) 2. Так жила Тина, замерев в ожидан.. и по-прежнему веря в торжество справедливост.. . (Г.Н.) 3. Бахирев вдруг остро позавидовал красот. юност. беспечност. лёгкост.. походк. стройност.. тела. Что-то незнакомое и небывалое чудилось ему в самостоятельност. лёгкост.. и спокойств.. этой женщин.. . Всё женское, копившееся годами, вдруг вырвалось, расцвело, раскрылось в дрож.. тенистых ресниц, в блеск.. глаз, в новом изгиб.. приоткрытых губ. (Г.Н.) 4. Генерал представлял себе, как в скором времен.. будет сидеть в Имперской канцеляр.. в Берлин.. на совещан.. . (Пауст) ) 5. Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кроват.. и, перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в гостиной, то в спальн. то в кабинет.. мужа. (Ч.)
6. Приезд Морозки нарушил душевн.. равновесие, установивш..ся в Мечике под влиянием ровн. безмятежн.. жизни в госпитале. (Ф.) 7. Вальган говорил о провале месячн.. плана, случивш..мся на заводе впервые за десятилетие. (Г.Н.) 8. Кареглазый поднялся с гибкостью разогнувш..ся лозы и заговорил быстро, громко, негодующе. (Г.Н.) 9. Очнулся он [Морозка] от дробн.. конск. топота, внезапно вырвавш..ся из-за бугра. (Ф.) 10. Он [Мечик], задыхаясь, свалился за перв.. попавш..ся кустом. (Ф.) 11. На покрививш..ся стогу уныло, по-сиротски примостилась ворона и молчала. (Ф.) 12. Вечером первого октября Климович сидел у себя в штабе бригады, в избе, снаружи покосивш..ся и грязн. а внутри дочиста выскобленн.. . (Сим.) 13. Ровн.. мягк.. свет струился по опавш.. листве, и яблони, отсвеченн.. по краям, стояли в нём странн.. и золот.. . (Ф.)
14. Дирекция наход..тся на втором этаже. 15. Снег быстро та..т на солнце. 16. Стел..тся туман. 17. Спортсмены стро..тся в шеренги. 18. Удача завис..т от многого. 19. Пёс громко ла..т. 20. В очках он вид..т хорошо. 21. Хищник чу..т добычу. 22. Больной тяжело дыш..т. 23. Футболисты бор..тся за звание чемпионов. 24. Где стро..шь, там и ро..шь. (Посл.) 25. Пашню паш..т – руками не маш..т. (Посл.) 26. Вы пи?ш..те с ошибками. 27. Выберите покупку. Когда выбер..те, выпишите чек. 28. Вам это только каж..тся. 29. Больному немож..тся. 30. Весной невольно улыба..шся солнцу и свету. 31. Когда выраст..те, наверное, вспомн..те мои слова. 32. Снег та..т на солнце. 33. Потерянного времени не ворот..шь. 34. Когда выпиш..те из текста определения, сверьте с таблицей. 35. Когда выполн..те все приведённые здесь упражнения, науч..тесь быстро и правильно писать окончания слов.

Источник