Меню

окончание прилагательных с существительным среднего рода



Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

Основные методы: репродуктивный метод, метод самоконтроля, частично – поисковый метод, аналитико-синтетический метод, метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
  2. Научить детей проверять безударные окончания прилагательных.
  3. Развивать у учащихся осознанное и точное употребление прилагательных в речи.
  4. Воспитывать любовь и интерес к языку.

Исходный уровень знаний и умений учащихся:

  • Учащиеся знают:
  1. Лексическое значение прилагательного, изменение имён прилагательных по родам, числам.
  2. Зависимость форм имени прилагательного в предложении от форм существительного.
  3. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде,числе, падеже.

Учащиеся умеют:

  1. Устанавливать связь слов в предложении, находить существительное, от которого зависит прилагательное, умеют правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание прилагательного с окончанием в вопросе.
  2. Определять падежи имён существительных.

Оборудование:

  1. Учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык. 4 класс”.
  2. Сигнальные карточки “Верно – неверно”.
  3. Карточка-ключ.
  4. Карточки для практической работы.
  5. ТСО.
  6. Сборник упражнений. Т.В.Шклярова. 4 класс.
  7. Схема-алгоритм.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Сообщение домашнего задания и его инструктаж. (1 мин.)
  3. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний. (3 мин.)
  4. Изучение нового материала. (19 мин.)

4.1.Сообщение темы и задач урока. (2 мин.)
4.2. Минутка чистописания. (2 мин.)
4.3. Словарная работа. (3 мин.)
4.4. Наблюдение за изменением прилагательных мужского и среднего рода по падежам. (12 мин.)

  1. Первичное закрепление материала. (5 мин.)
  2. Физкультминутка. (1 мин.)
  3. Выработка умений и навыков. (8 мин.)
  4. Выявление результативности усвоения новых знаний. Самостоятельная работа. (5 мин.)
  5. Подведение итогов. Рефлексия собственной деятельности. (2 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

2. Сообщение домашнего задания и его инструктаж

Учитель: Начинаем урок русского языка. Открывайте дневникии запишите домашнее задание. Инструктаж к нему получите в ходе урока.

3. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний

Учитель читает запись, написаннуд на доске:

Древняя пословица права:
Да, язык – великое богатство.
Надо правильно писать слова,
А не то бесследно разлетятся!

– Дети, вы согласны с этим высказыванием? Будем и дальше постигать секреты нашего великого русского языка.

(На доске написаны окончания имён прилагательных.)

АЯ, ОГО, ОЕ, ЯЯ, ОМ, ОМУ, ЫЙ, ИЕ, ЫМ, ЕЕ, ИЙ, ОЙ, ЫЕ

– Ребята, как по вашему мнению, что записано на доске?
– Назовите знакомые вам окончания.
– Расскажите всё, что о них знаете?
– Как определить род имён прилагательных?
– Прочитайте окончания, которые остались на доске.
– К какому роду можно отнести эти окончания?

4. Изучение нового материала

Учитель: Попробуем найти ответ на этот вопрос.

1.Сообщение темы и задач урока.

– Просклоняйте прилагательное мужского рода “РЕЗИНОВЫЙ” и прилагательное среднего рода “ЛАСКОВОЕ” вместе с существительными, к которым они относятся.Выделите окончания в прилагательных и вопросах.

– Внимательно посмотрите и назовите, в каких падежах имена прилагательные мужского и среднего рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одни и те же окончания?

– Ребята, определите тему нашего урока.

Читайте также:  последовательность работы над именем существительным по классам

– Да, сегодня, тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода ”.

– Сформулируйте задачи урока.

Приложение 1

  1. Познакомимся с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
  2. Научимся проверять безударные падежные окончания прилагательных.
  3. Будем развивать речь, верно употребляя прилагательные.

2. Минутка чистописания.

– Запишите красиво в тетрадь окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.

Работа по учебнику.

– Ребята, откройте учебники на стр. 126 и найдите таблицу. Приложение 2

– Давайте убедимся в правильности нашего высказывания.

3. Словарная работа.

ЖЕЛТОК, ЧЕРНОТА, ЗОЛОТО, БЕРЁЗА, ЯБЛОКО, ОВОЩ, ОГУРЕЦ.

– Какой частью речи выражены слова?

– Что такое существительное?

– Кто может ещё сказать, что это за слова?

Задание: образуйте от данных существительных имена прилагательные.

– Какой частью речи выражены слова?

– Найдите среди них и подчеркните слова – синонимы.

– Какие синонимы можно подобрать к этим словам?

4. Наблюдение за изменением прилагательных м.р.и ср.р. по падежам.

(На доске записано предложение.)

АГРОНОМ ЛЮБОВАЛСЯ ЗОЛОТ… СПЕЛ… КОЛОСОМ И ЗОЛОТ… СПЕЛ… ЗЕРНОМ.

– Назовите имена прилагательные и существительные, с которыми они связаны?

– Что вы можете сказать о словосочетаниях ЗОЛОТОЙ КОЛОС и ЗОЛОТОЕ ЗЕРНО?

– Кто может объяснить смысл этого выражения?

Задание: списать предложение, вставить пропущенные окончания прилагательных. Выделить окончание.

(На обратной стороне доски пишу предложение с вставленными окончаниями прилагательных.)

АГРОНОМ ЛЮБОВАЛСЯ ЗОЛОТЫМ СПЕЛЫМ КОЛОСОМ и ЗОЛОТЫМ СПЕЛЫМ ЗЕРНОМ. )

– Проверьте свою запись с доской.

– Просигнальте правильность выполнения упражнения.

– В каком прилагательном написание окончания не вызвало затруднения?

– В каком прилагательном написание окончания вызвало затруднение?

– Просклоняйте прилагательное вместе с существительным по вариантам:

1-й вариант – КОЛОС ЗОЛОТОЙ СПЕЛЫЙ

2-й вариант – ЗЕРНО ЗОЛОТОЕ СПЕЛОЕ

– Сравните окончания прилагательных и окончания в вопросе под ударением и безударные.

– Какой вывод можем сделать?

– Правы ли мы – узнаем, прочитав правило в учебнике на стр.126.

– Кто сможет повторить, как пишется безударное окончание прилагательного?

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?

– Ребята, существует памятка, которая будет вашей помощницей на уроках при правописании безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

– Эту памятку нужно запомнить и использовать при выполнении домашнего задания упр.285, стр.126. Приложение 4

5. Первичное закрепление материала

– А теперь вас ждёт серьёзная работа. Вы должны показать хорошо ли поняли новую тему.

– У вас на партах лежат карточки с заданием.

(3-й уровень учащихся получают карточки с заданием.) Приложение 5

– Те, у которых зелёный кружок в правом верхнем углу, вам нужно вставить окончание прилагательных, используя памятку.

(2-й уровень учащихся работают с упр.81, стр.21 “Сборник упражнений”.)

– Те, у которых синий кружок в правом верхнем углу, вам нужно вставить пропущенные буквы. Объяснить свои действия.

(1-й уровень учащихся – работа с текстом.)

– Те, у которых красный кружок в правом углу, вам следующее задание: списать текст, подобрать прилагательные, определить падеж,род.

Читайте также:  правописание окончаний существительных в именительном падеже

Выборочная проверка тетрадей.

6. Физкультминутка

7. Выработка умений и навыков

– Сейчас для вас новое задание на карточках. Приложение 7

Задание: распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных; вставьте пропущенные буквы; выделите окончания прилагательных.

ПЕРЕД БЛЕДНЫМ ЮНОШЕЙ,
О БАГРЯНОМ ЗАКАТЕ,
ОТ БЕРЕЖЛИВОГО ХОЗЯИНА,
О ВЕРНОМ ДРУГЕ.

В ДОБРОМ СЕРДЦЕ,
ОТ ВЕТВИСТОГО ДЕРЕВА,
ПЕРЕД КАПУСТНЫМ ПОЛЕМ,
ОТ КИСЛОГО МОЛОКА.

– Оцените свою работу. Выполнил верно – знак «+». Есть ошибки – знак «–».

– Сравните безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?

– Что можете отметить?

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного?

8. Выявление результативности усвоения новых знаний

– Проверим, как усвоили новый материал. Задание на выбор. Приложение 8

I. Задание: прочитайте три предложения под одной цифрой слева и справа. Составьте из них одно предложение – рассуждение.Укажите род, число, падеж прилагательных 1 предложения.

1.Сегодня тёплый воскресный день. Значит, завтра будет хорошая погода. Значит, завтра понедельник.
2.Лягушки и жабы живут только в пресной воде. Значит, их нет в солёных морях и озёрах. Значит, они не выходят на сушу.
3. Герань оздоровляет воздух в жилищах и улучшает сон. Значит, этот цветок имеет лечебные свойства. Значит, это комнатное растение.

II. Задание: соедини стрелками части предложений.

1. Сегодня тёплый воскресный день Поэтому их нет в солёных морях и озёрах.
2. Лягушки и жабы живут только в пресной воде. Значит, этот цветок имеет лечебные свойства.
3. Герань оздоровляет воздух в жилищах и улучшает сон. Поэтому завтра понедельник.

– Проверьте свои работы по карточкам – ключам. Приложение 9

Проверка заданий идёт одновременно.

Задание I – коллективная проверка в виде фронтальной беседы. Дети обосновывают свой выбор.

Задание II – ученики проверяют по карточкам – ключам.

9. Подведение итогов

– Наш урок подходит к концу.

– Давайте ещё раз вспомним, как пишутся безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания?

– Назовите окончания прилагательных м.р. и ср.р. по падежам.

– На уроке вы отлично поработали, справились со всеми заданиями.

Рефлексия собственной деятельности.

– Какие задачи мы поставили в начале урока?

Источник

Имя прилагательное

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопрос какой? или чей?:

Под признаком в грамматике принято понимать свойства (мягкий), принадлежность (волчий) или количества (семилетний) характеризующие предмет.

Начальная форма имён прилагательных — это именительный падеж единственного числа мужского рода. Если прилагательное имеет степени сравнения, то в форме положительной степени.

Имена прилагательные зависят от существительных. Прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся:

Род Множ. число
Мужской Женский Средний
И. алый бант синяя лента яркое солнце кислые ягоды
Р. алого банта синей ленты яркого солнца кислых ягод
д. алому банту синей ленте яркому солнцу кислым ягодам
В. алый бант синюю ленту яркое солнце кислые ягоды
Т. алым бантом синей лентой ярким солнцем кислыми ягодами
П. об алом банте о синей ленте о ярком солнце о кислых ягодах
Читайте также:  окончания немецких существительных для мужского рода

Постоянные и непостоянные признаки

Все прилагательные имеют один постоянный признак — разряд, и пять непостоянных признаков:

Единственное число: какой? яркий .

Множественное число: какие? яркие .

  • Род (только для единственного числа).
    Род Вопрос Окончание Пример
    Мужской какой? -ЫЙ, -ИЙ ал ый , низк ий
    Женский какая? -АЯ, -ЯЯ ал ая , син яя
    Средний какое? -ОЕ, -ЕЕ низк ое , син ее
  • Форма (полная и краткая):

  • Падеж (только для полной формы).
  • Степень сравнения (простая или составная).
  • Синтаксическая роль

    В предложении имена прилагательные выполняют роль определений или сказуемых. Например:

    В раковине лежала грязная посуда.

    Земной шар огромен.

    Родовые окончания имен прилагательных

    Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам, для каждого из трёх родов прилагательные имеют особые родовые окончания. Так как во множественном числе прилагательные не изменяются по родам, то они имеют общие окончания для всех родов.

    Основа Мужской род Женский род Средний род Множ. число
    твёрдый согласный -ЫЙ ста́р ый -АЯ ста́р ая -ОЕ ста́р ое -ЫЕ ста́р ые
    -ОЙ лесн о́й лесн а́я лесн о́е лесн ы́е
    К, Х, Г -ИЙ жа́рк ий -АЯ жа́рк ая -ОЕ жа́рк ое -ИЕ жа́рк ие
    -ОЙ друг о́й друг а́я друг о́е друг и́е
    Ж, Ш, Ч, Щ -ИЙ о́бщ ий -АЯ о́бщ ая -ЕЕ о́бщ ее -ИЕ о́бщ ие
    -ОЙ чуж о́й чуж а́я -ОЕ чуж о́е чуж и́е
    мягкий согласный Н -ИЙ кра́йн ий -ЯЯ кра́йн яя -ЕЕ кра́йн ее -ИЕ кра́йн ие

    Обратите внимание на разницу ударных и безударных окончаний у прилагательных мужского рода:

      Если ударение падает на основу, оканчивающуюся на твёрдый согласный, то окончание будет -ЫЙ:

    но́в ый , тёмн ый , та́л ый .

    Если ударение падает на окончание, то прилагательное заканчивается на -ОЙ:

    гнед о́й , волев о́й , молод о́й .

    В прилагательных мужского рода, основа которых заканчивается на К, Х, Г, под ударением будет окончание -ОЙ, без ударения — -ИЙ:

    морск о́й , плох о́й , друг о́й ,

    лёгк ий , ти́х ий , стро́г ий .

    Если основа заканчивается на шипящий согласный, то под ударением будет -ОЙ, без ударения — -ИЙ:

    больш о́й , чуж о́й ,

    говя́ж ий , хоро́ш ий , пти́ч ий .

    У прилагательных среднего рода разница между ударными и безударными окончаниями есть только у основ, оканчивающихся шипящими. У таких прилагательных под ударением будет -ОЕ, без ударения — -ЕЕ:

    больш о́е , чуж о́е ,

    хоро́ш ее , горя́ч ее .

    Во всех остальных случаях, например для женского рода и множественного числа, окончания не зависят от ударения.

    Источник

    Окончание прилагательных с существительным среднего рода

    

    Падежи имён прилагательных

    Имена прилагательные в полной форме изменяются по падежам. В таблице представлены все шесть падежей и вопросы, на которые они отвечают, для каждого рода и множественного числа.

    Падеж Вопросы Пример
    Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
    И. какой? какая? какое? какие? новый стул
    Р. какого? какой? какого? каких? нового стула
    Д. какому? какой? какому? каким? новому стулу
    В. какой? какого? какую? какое? какие? каких? новый стул
    Т. каким? какой? каким? какими? новым стулом
    П. о каком? о какой? о каком? о каких? о новом стуле

    Чтобы узнать падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится, и определить его падеж. В этом же падеже будет стоять и прилагательное.

    Склонение имён прилагательных

    Склонение прилагательных — это их изменение по падежам, числам и родам. Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного, к которому это прилагательное относится. При склонении прилагательных у них изменяются окончания в зависимости от рода и числа:

    Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
    И. -ой -ый -ий -ая -яя -ое -ее -ые -ие
    Р. -ого -ого -его -ой -ей -ого -его -ых -их
    Д. -ому -ому -ему -ой -ей -ому -ему -ым -им
    В. -ой (-ого) -ый (-ого) -ий (-его) -ую -юю -ое -ее -ые (-ых) -ии (-их)
    Т. -ым -ым -им -ой -ей -ым -им -ыми -ими
    П. -ом -ом -ем -ой -ей -ом -ем -ых -их

    Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского рода:

    Вопросы Примеры
    И. какой? лесн ой шум мудр ый друг летн ий день син ий кит
    Р. какого? лесн ого шума мудр ого друга летн его дня син его кита
    Д. какому? лесн ому шуму мудр ому другу летн ему дню син ему киту
    В. какой? какого? лесн ой шум мудр ого друга летн ий день син его кита
    Т. каким? лесн ым шумом мудр ым другом летн им днём син им китом
    П. о каком? о лесн ом шуме о мудр ом друге о летн ем дне о син ем ките

    Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённому существительному:

    Читайте также:  существительное от глагола нанять

    вижу большой дом (В. п.) — большой дом (И. п.).

    Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённому существительному:

    вижу большого медведя (В. п.) — нет большого медведя (Р. п.).

    Прилагательные мужского рода на -ОЙ склоняются так же, как и на -ЫЙ, но всегда имеют ударные окончания:

    большо́й, большо́го, большо́му, больши́м, о большо́м.

    Склонение имён прилагательных в единственном числе женского рода:

    Вопросы Примеры
    И. какая? лесн ая птица син яя лента
    Р. какой? лесн ой птицы син ей ленты
    Д. какой? лесн ой птице син ей ленте
    В. какую? лесн ую птицу син юю ленту
    Т. какой? лесн ой птицей син ей лентой
    П. о какой? о лесн ой птице о син ей ленте

    Склонение имён прилагательных в единственном числе среднего рода:

    Вопросы Примеры
    И. какое? ярк ое солнце древн ее зло
    Р. какого? ярк ого солнца двевн его зла
    Д. какому? ярк ому солнцу древн ему злу
    В. какое? ярк ое солнце древн ее зло
    Т. каким? ярк им солнцем древн им злом
    П. о каком? о ярк ом солнце о древн ем зле

    Склонение полных прилагательных во множественном числе:

    Вопросы Примеры
    И. какие? нов ые люди ярк ие сны
    Р. каких? нов ых людей ярк их снов
    Д. каким? нов ым людям ярк им снам
    В. каких? какие? нов ых людей ярк ие сны
    Т. какими? нов ыми людьми ярк ими снами
    П. о каких? о нов ых людях о ярк их снах

    Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

    вижу большие дома (В. п.) — большие дома (И. п.).

    Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

    вижу синих китов (В. п.) — нет синих китов (Р. п.).

    Некоторые прилагательные перешли в разряд существительных, например: больной, рабочий, ванная, мастерская и так далее. Такие существительные при склонении имеют падежные окончания прилагательных:

    рабоч ий , рабоч его , рабоч ему .

    Читайте также:  составление существительных из букв

    Чтобы проверить написание окончания прилагательного, надо задать к нему вопрос от существительного, например:

    Я давно не видел белого песка.

    Окончание прилагательного будет полностью или частично совпадать с окончанием вопроса. Совпадение окончаний будет зависеть от склонения.

    Склонение прилагательных делится на три типа: твёрдое, мягкое и смешанное. К твёрдому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на твёрдый согласный:

    длинн ый, стар ый.

    К мягкому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на мягкий согласный:

    К смешанному склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на Г, К, Х, Ц или шипящий:

    строг ий, мягк ий, тих ий, куц ый, хорош ий, горяч ий.

    Вопрос Склонение
    Твёрдое Мягкое Смешанное
    как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
    как ого ? больн ого дальн его мягк ого
    как ому ? больн ому дальн ему мягк ому
    как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
    как им ? больн ым дальн им мягк им
    о как ом ? о больн ом о дальн ем о мягк ом

    Обратите внимание, что в зависимости от типа склонения, окончание вопроса и прилагательного совпадает либо полностью, либо частично: отличие только в первой букве окончания прилагательного.

    Склонение притяжательных прилагательных

    Склонение прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ:

    Единственное число Множ. число
    Мужской род Женский род Средний род
    И. волчий вой волчья лапа волчье логово волчьи уши
    Р. волчьего воя волчьей лапы волчьего логова волчьих ушей
    Д. волчьему вою волчьей лапе волчьему логову волчьим ушам
    В. волчий вой
    волчьего щенка
    волчью лапу волчье логово волчьи уши
    волчьих щенков
    Т. волчьим воем волчьей лапой волчьим логовом волчьими ушами
    П. о волчьем вое о волчьей лапе о волчьем логове о волчьих ушах

    Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ кроме формы именительного/винительного падежа единственного числа мужского рода, пишутся с мягким знаком:

    медвеж ий – медвежья – медвежье – медвежьи,

    медвеж ий – медвежьего – медвежьему – медвежьи – медвежьим – о медвежьем.

    Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ОВ, -ИН:

    Мужской род
    И. дедов сын дедов чай папин брат папин зонт
    Р. дедова сына дедова чая папиного брата папиного зонта
    Д. дедову сыну дедову чаю папиному брату папиному зонту
    В. дедова сына дедов чай папиного брата папин зонт
    Т. дедовым сыном дедовым чаем папиным братом папиным зонтом
    П. о дедовом сыне о дедовом чае о папином брате о папином зонте
    Женский род Средний род
    И. дедова палка папина дочка дедово слово папино око
    Р. дедовой палки папиной дочки дедова слова папиного ока
    Д. дедовой палке папиной дочке дедову слову папиному оку
    В. дедову палку папину дочку дедово слово папино око
    Т. дедовой палкой папиной дочкой дедовым словом папиным оком
    П. о дедовой палке о папиной дочке о дедовом слове о папином оке
    Множественное число
    И. дедовы внуки дедовы сани папины братья папины очки
    Р. дедовых внуков дедовых саней папиных братьев папиных очков
    Д. дедовым внукам дедовым саням папиным братьям папиным очкам
    В. дедовых внуков дедовы сани папиных братьев папины очки
    Т. дедовыми внуками дедовыми санями папиными братьями папиными очками
    П. о дедовых внуках о дедовых санях о папиных братьях о папиных очках
    Читайте также:  последовательность работы над именем существительным по классам

    Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

    Ед. число м.р.: вижу папин плащ (В. п.) — папин плащ (И. п.).

    Множ. число: вижу отцовы ботинки (В. п.) — отцовы ботинки (И. п.).

    Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

    Ед. число м.р.: вижу маминого брата (В. п.) — нет маминого брата (Р. п.).

    Множ. число: вижу птичьих птенцов (В. п.) — нет птичьих птенцов (Р. п.).

    Фамилии (Семёнов, Петров, Никитин), образованные от собственных имён: Семён, Пётр, Никита с помощью суффиксов -ОВ, -ИН, склоняются как притяжательные прилагательные.

    Названия городов и населённых пунктов (Бородино, Пушкино, Камышин) в мужском и среднем роде на -ОВ, -ЕВ, -ОВО, -ЕВО склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончание существительных -ОМ:

    Источник