Что такое синквейн и как его составить?
В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.
Что такое синквейн?
Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.
Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.
Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.
Классический традиционный синквейн составляется так:
- Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
- Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
- Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
- Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
- Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.
Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.
Педагогическая ценность синквейна
В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.
С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.
Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.
Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.
Как составить синквейн: практические рекомендации
Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».
1 строка
1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.
2 строка
2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:
- Электронная, бумажная;
- Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
- Скучная, техническая, с формулами и схемами;
- Старая, древняя, с пометками на полях.
Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:
Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.
3 строка
3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.
При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.
4 строка
4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.
- ненавижу сидеть за книжкой;
- научился читать в пять лет;
- у меня дома много книг.
Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:
- выпустил книгу – погубил дерево;
- книги из бумаги – планета без деревьев.
То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:
- читаю ночь напролет;
- прочту всю книгу до утра;
- книга в руки – сон за порог.
5 строка
5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:
- Яркая, сказочная.
- Развлекает, завораживает, убаюкивает.
- Читала мама перед сном.
Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».
Примеры синквейнов
Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.
Источник
Методическая подсказка
Задание 4.1. предполагает мыслительную работу. Свои мыслительные действия организуйте в следующей логике: сначала выделите ключевые слова в определениях, затем подумайте, к какому понятию относится каждое из них. Трудности при выполнении задания могут возникнуть в том случае, если вы недостаточно четко усвоили разницу между понятиями «объект науки» и «предмет науки». В этом случае обратитесь к учебнику по педагогике или к педагогическому словарю.
Критерии оценки выполнения задания:
— правильное понимание значений понятий;
-правильность выделения наиболее существенных признаков в предлагаемых понятиях;
— умение сопоставлять понятия по параметрам «схожее» «отличное».
Задание 4.3. Основные категории педагогики
Цель
Выполнение задание потребует от вас умения творчески использовать теоретические знания, вы потренируете свое воображение, фантазию и мышление, поскольку вам предстоит произвести действия абстрагирования и рефлексии, вам откроется ценностная сторона ведущих понятий педагогики.
Задание
Составьте синквейн на темы: «образование», «обучение», «воспитание», «развитие» (на выбор). Познакомьтесь с работами своих сокурсников. Попытайтесь определить ценности и смыслы их педагогических позиций.
Методическая подсказка
Синквейн – художественная форма рефлексии, направленная на обнаружение личностных смыслов. Создается синквейн по следующим правилам:
1) первая строка – тема стихотворения, выражается одним (!) словом, как правило, именем существительным;
2) вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3) третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4) четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношения автора к данной проблеме;
5) пятая строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, выражающем суть темы.
Пример синквейна:
Сессия.
Первая, экзаменационная.
Интригует, тревожит, будоражит.
Быть или не быть!
Жесть!
Критерии оценки выполнения задания:
1) оригинальность, эмоциональность, яркость произведения;
2) соблюдение смысловых полей понятий, используемых в синквейне;
3) ценностная составляющая, позиция автора, отражающаяся в произведении.
Задание 4.5. Учимся рассуждать.
Цель
Выполняя задание, вы отработаете умения строить высказывания, ясно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать с различными источниками информации, правильно оформлять цитаты.
Задание
Известному отечественному психологу А.Г.Асмолову принадлежит высказывание: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Какой смысл вкладывал ученый в эти слова? Согласны ли вы с ним? Прокомментируйте это высказывание. Свои рассуждения подкрепите цитатами, афоризмами.
Источник
«2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, . »
Синквейн (пятистишие) — это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное
Синквейн (пятистишие) — это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное
«Объем недопоставленной электрической энергии в связи с прекращением передачи электроэнергии потребителям услуг. Объем недопоставленной электрической энергии в связи с прекращением передачи электроэнергии потреби. »
«Контрольная работа Вариант 1 Вычислиа) ;б) ; в) Из 75 м ткани пошло на пошив платьев для детей. Сколько метров ткани израсходовали на платья? решите уравненияа) ;б) Длина шага Алии 40 см, а длина нага Маншук 60 см. Через какое наименьшее рас. »
«ОТЧЕТ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ПЕЧОРА» О РЕЗУЛЬТАТАХ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ПЕЧОРА» ЗА 2015 ГОД ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОЛНОМОЧИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОД. »
«Тестовые вопросы для определения уровня теоретической подготовки участника конкурса Лучший по профессии 2016 АО НК «КазМунайГаз» для оператора товарного № п/п Содержание вопросов 1 Пробосборник изготовляют: 2 Конструкция пробосборника для отбора проб нефти или нефтепродукта с давлением насыщенных паров более 40 кПа (300 мм рт.ст) долж. »
«Тактика артиллерийских подразделений Боевой порядок артиллерии Для выполнения задач артиллерийские подразделения и части развертываются в боевой порядок. Основными элементами боевого порядка подраздел. »
«Вопросы для задания тестирование для компетенций: «Токарная обработка деталей на универсальных станках», «Токарная обработка деталей на станках с ЧПУ», «Фрезерная обработка деталей на станках с ЧПУ» Вопрос № 1 Деталь «вал» на чертеже имеет размер. При каком размере изготовленной детали полученный деф. »
«Задачи на геометрическое определение вероятности Задача 1. Метровую ленту случайным образом разрезают ножницами. Найти вероятность того, что длина обрезка составит не менее 80 см. Задача 2. В прямоугольник 5*4 см2 вписан круг радиуса 1,5 см. Какова вероятность того, что точка, случайным обр. »
2018 www.info.z-pdf.ru — «Библиотека бесплатных материалов — интернет документы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.
Источник