Меню

Описательные прилагательные к фруктам



Каким бывает фрукт:
(определения приводятся в именительном падеже)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова укатывать (глагол), укатывали:

Ассоциации к слову «фрукт&raquo

Синонимы к слову «фрукт&raquo

Предложения со словом «фрукт&raquo

  • Целыми днями она бродила по окрестностям со своими друзьями нимфами и сатирами, переходила вброд речки, собирала букеты на залитых солнцем лугах, ела свежие фрукты прямо с деревьев…

Цитаты из русской классики со словом «фрукт»

  • Бретань — всякого рода мясо и самых молочных кормилиц, Нериге — пироги с начинкой, Гасконь — душистые трюфли, душистое вино и лгунов 52, Бургонь — вино и живность; Шампань — шампанское, Лион — колбасу, Прованс — оливковое масло, Ницца — фрукты в сахаре, Пиренеи — красных куропаток, Ланды — перепелок и ортоланов 53, океан и Средиземное море — всевозможные сорта рыб, раков и устриц…

Значение слова «фрукт&raquo

ФРУКТ , -а, м. 1. обычно мн. ч. (фру́кты, —ов), ед. ч. прост. Съедобный сочный плод некоторых деревьев и кустарниковых растений. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «фрукт&raquo

ФРУКТ , -а, м. 1. обычно мн. ч. (фру́кты, —ов), ед. ч. прост. Съедобный сочный плод некоторых деревьев и кустарниковых растений.

Предложения со словом «фрукт&raquo

Целыми днями она бродила по окрестностям со своими друзьями нимфами и сатирами, переходила вброд речки, собирала букеты на залитых солнцем лугах, ела свежие фрукты прямо с деревьев…

Из экзотических фруктов можно употреблять ананас, киви, манго, папайю.

А засахаренный имбирь встречается рядом с другими экзотическими сушёными фруктами и корнями.

Синонимы к слову «фрукт&raquo

Ассоциации к слову «фрукт&raquo

Сочетаемость слова «фрукт&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме «Фрукты-овощи»

Цели:

  • Активизация словаря по теме «овощи, фрукты».
  • Совершенствовать знания об овощах и фруктах.
  • Развивать внимание, память.
  • Учить определять существительные по родам (мужской, женский, средний).
  • Учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде.
  • Закрепить знания детей в образовании Родительного падежа существительного.
  • Учить детей выстраивать связное высказывание.
  • Учить составлять описательный рассказ-загадку по теме «Овощи-фрукты» с опорой на наглядность.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, карандаши, схемы для составления рассказа-загадки, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

— Здесь весною было пусто, летом выросла. (капуста)
— Собираем мы в лукошко очень крупную . (картошку)
— От дождя земля намокла
– вылезай, толстушка . (свёкла)
— Из земли за чуб плутовку тянем сочную . (морковку)
— Помогает деду внук, собирает с грядок . (лук)
— Вот зелёный толстячок крупный, гладкий . (кабачок)
— Очень сочны и красивы выросли на ветках . (сливы)
— Для Серёжи и Марины набираем . (мандарины)
— Для Ванюши и Катюши соберём в корзину . (груши)
— Не забудем для Алёны очень кислые . (лимоны)
— Для начинки в пироги набираем . (яблоки)
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Логопед: — Посмотрите, пожалуйста, на экран, а какие овощи или фрукты можно назвать со словом много.

— А вот Вы сейчас назвали мандарины, груши, лимоны, а это все как можно назвать одним словом?

Логопед: Это одна группа, а вторую группу, как назовем?

Логопед: В Москве уже в 19 раз проходит агропромышленная выставка. Где представлена продукция полей садов и огородов. На этой выставке встретились «Садоводы», которые выращивают фруктовые сады, а как Вы думаете, как будут называться люди, которые выращивают овощи?

Логопед: Встречаясь на выставке они каждый раз спорят, чья продукция нужнее и полезнее.

— Вот и для детей, которые пришли на выставку они придумали задания? Хотят посмотреть, знаете ли Вы овощи и фрукты?

3. Игра «Он, она, оно»

Логопед: — Вот решили, они сделать стенд, где бы лежали, только овощи или фрукты мужского, женского и среднего рода и назвали, они этот стенд так «ОН, ОНА, ОНО», только пока не разложили овощи и фрукты в нужные корзины.

— Возьмите любой овощ или фрукт, и называя предмет определяем куда положим его. Например: Морковка она. (дети подходят и складывают в корзины)

4. Игра «На грядках, на деревьях»

Логопед: — Где растут фрукты?

Логопед: А где растут овощи? (на грядке)

Логопед называет овощ, или фрукт, а дети показывают, если овощ – приседают, если фрукт – поднимают руки.

Огурец, яблоко, слива, морковка, тыква, кабачок, груша, капуста, лимон, редиска.

Логопед: И снова садовод и овощевод придумали для Вас задание. Стерли они все согласные, оставили, только что? Правильно гласные. И просят нас подобрать схему слова к предмету. Правильно первая схема банан.

— Сколько здесь слогов в слове.

Правильно, сколько гласных, столько и слогов.

5. Ира «По цвету, по форме»

Логопед: — Вот садовод и овощевод решили снова нас проверить, как мы разбираемся в цветах и формах.

Детям раздаются карточки, по которым они должны сказать. Например: «Огурец зеленый, овальный»

6. Физминутка (дети по показу выполняют движение) «Урожайная песенка»

7. Составление описательной загадки по схеме

— Еще больше усложнили они задачу, нужно составить загадку по схеме. Посмотрите, как я это сделаю: Он растет на грядках, он треугольный, красный, может быть желтым, зеленым. На вкус сладкий. Что это? Да, это перец.

Давайте возьмем карандаши и обведем, что нам понадобится для загадки, а цвет раскрасим.

Дети загадывают загадки.

8. Игра «Что можно приготовить из овощей и фруктов»

Сколько всего вкусного можно приготовить из овощей и фруктов.

Логопед: — Как Вы думаете, что можно делать с овощами и фруктами?

Дети: — Можно жарить картошку, варить её. Варенье варить, мариновать овощи и т.д.

Логопед: — А вот это будет тема нашего следующего занятия.

Логопед: Какие Вы сегодня молодцы! Поэтому садовод просит Вас оценить свою работу и повесить на дерево яблоки, если Вы думаете, что занимались «отлично» вешаем красное яблочко, а если «хорошо», то зелёное.

До скорых встреч!

Использованная литература и материалы

  1. Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР» (альбом № 1).
  2. Картинки и «доскажи словечко» интернет-ресурсы.

Источник

«Составление описательного рассказа о фруктах». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе

Галина Ивановна Епремидзе
«Составление описательного рассказа о фруктах». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе

Читайте также:  Какой может быть работник прилагательные

Тема : «Составление описательного

рассказа о фруктах».

Образовательная область : Коммуникация.

Интеграция областей : Коммуникация, Познание, Здоровье, Физическая культура.

Учить составлять описательный рассказ о фруктах по предложенной схеме. Продолжать учить правильно употреблять прилагательные сливовый, грушевый (с ударением на первый слог, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Обогащать словарный запас по теме «Фрукты», учить отвечать полным предложением.

Развивающая :

Развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

1. Организационный момент. Педагог показывает корзинку и предлагает ее заполнить, отгадав загадки. За каждый правильный ответ дети добавляют в корзинку фрукты (использовать макеты или предметные картинки).

— Круглое, румяное, сладкое, сочное (яблоко).

-Желтый, кислый, овальный или круглый, ароматный (лимон).

-Круглый, оранжевый, сочный (апельсин).

-Длинный, желтый, сладкий, ароматный (банан).

-Желтая, вкусная, похожа по форме на лампочку… (груша).

-Синяя, спелая, ароматная (слива).

Как одним словом назвать эти предметы? Где растут фрукты?

Какие фрукты растут в вашем саду?

Повар из фруктовприготовил разные блюда : сок, варенье, пироги с начинкой.

Как называется сок из слив, груш, яблок, персиков, лимона, апельсина, граната, мандарина?

Дети подбирают пары : из слив- сливовый, из груш — грушевый (обратить внимание на ударение в этих словах, и яблок – яблочный, из персиков – персиковый, из лимона – лимонный, из апельсина – апельсиновый, из

граната –гранатовый, из мандарина – мандариновый.

Как называется варенье из слив, груш, яблок, персиков, инжира, айвы?

Дети подбирают пары, обратить внимание на окончания в словах.

Как называется начинка для пирога из яблок, груш, инжира, банана, слив?

Дети подбирают пары.

3. Игра «Найди лишнее слово».

Педагог предлагает ряд слов (на слух) .Детям нужно убрать лишнее и объяснить, почему они это сделали.

Яблоко, груша, автобус, лимон. (Автобус лишнее слово, потому что это транспорт, а яблоко, груша и лимон – фрукты).

Персик, соловей, инжир, слива. (Соловей лишнее слово, потому что это птица, а персик, инжир, слива – фрукты).

Банан, апельсин, малина, гранат. (Малина лишнее слово, потому что это ягода, а банан, апельсин, гранат – фрукты).

4. Динамическая пауза.

Будем мы варить компот (левую ладушку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. (указательным пальцем правой руки «мешают»).

Вот : (загибают пальчики по одному, начиная с

Будем яблоки крошить, (большого, опять варят и мешают).

Грушу мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. (Н. Нищева)

5. Игра «Корзинка с фруктами».

Дети поочередно достают из корзинки фрукты, составляя описание.

Педагог сначала дает образец описание фрукта, используя схему (схема в виде рисунка), форма, цвет, вкус, что из него можно приготовить.

Например : Это яблоко, оно круглой формы. Яблоки бывают зеленые, желтые или красные. По вкусу яблоки кислые или сладкие. Из них можно приготовить компот, сок, варенье, повидло, добавить в начинку для пирога.

Далее дети составляют описание фруктов самостоятельно по аналогии.

6. Игра «Собери фрукты».

Педагог раздает детям разрезанные картинки фруктов (по типу мозаики) и предлагает собрать их.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в первой младшей группе «Овощи и фрукты» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в первой младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты» Интеграция образовательных.

План воспитательно-образовательной работы «Мир домашних животных» Цель: Формирование представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, как передвигаются,.

Источник

Лексическая тема «Фрукты»
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Дидактические игры, физкультминутки. пальчиковые игры и многое другое.

Скачать:

Вложение Размер
frukty.docx 106.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дети должны знать: основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями. Где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия — плоды и плодовые деревья.

Расширение словарного запаса детей:

названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;

признаки : фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

1.«Назови ласково» (детям от 5 лет)

-Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе

Яблоко — яблочко — яблочки,

груша — грушка — грушки,

лимон —лимончик — лимончики,

апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

абрикос — абрикосик — абрикосики,

вишня — вишенка — вишенки,

банан — бананчик — бананчики,

дерево — деревце — деревца,

сад — садик — садики,

ветка — веточка — веточки.

-Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

Яблоко — яблоки — яблок,

груша — груши — груш,

слива — сливы — слив,

персик — персики — персиков,

абрикос — абрикосы — абрикосов,

хурма — хурма — много хурмы,

вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),

апельсин — апельсины — апельсинов,

лимон — лимоны — лимонов,

фрукт — фрукты — фруктов,

сад — сады — садов,

косточка — косточки — косточек,

дерево — деревья — деревьев,

ветка — ветки — веток,

пальма — пальмы — пальм,

семя (семечко) — семена — много семян,

сок — соки — много соков, много сока.

3. «Посчитай фрукты» (детям 5—8 лет)

-Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

одна груша — две груши — пять груш,

одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

один банан — два банана — пять бананов,

один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

4. «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)

Образование относительных прилагательных

Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,

. грушами — грушевое — груша,

. сливами — сливовое — слива,

. персиками — персиковое — персик,

. абрикосами — абрикосовое — абрикос;

пальма с бананами — банановая.

5. « Назови сок, варенье »

Образование относительных прилагательных

Сок из яблок — яблочный,

6. Игра «Исправь ошибки»

Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

7. «Скажи наоборот»

-Персик большой, а абрикос маленький;

-у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;

-апельсин круглый, а банан длинный;

-лимон кислый, а персик сладкий;

-апельсин больше, а мандарин меньше.

8. Что в корзинке?

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

9. Игра «Узнай на вкус»

Цель : упражнять детей в определении вкуса фруктов: сладкий, кислый, кисло-сладкий; активизировать словарь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Оборудование : муляжи фруктов, кусочки фруктов, бумажные салфетки, поднос.

Описание игры . Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, попробовать кусочек фрукта. Ребенок должен определить название фрукта, который он попробовал, и найти соответствующий муляж.

10. Соберем фрукты в саду

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сна-чала возьми одну грушу, потом много яблок. »

11. «Магазин «Фрукты»

Цель: научить выражать просьбу одним — двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»

Цель : расширять и активизировать объём словаря у детей, развивать память, формировать умение классифицировать предметы по группам.

Описание игры . Педагог начинает игру: «В корзину я положила яблоки». Ребенок продолжает, повторяя, все сказанное ранее и добавляет свое слово, соответствующее названному слову первым участником игры: «В корзину я положил яблоки, лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

13. Чудесный мешочек

Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок

14 .«Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

15. Игра «Слушай, делай, говори!»

Цель: составление предложений по демонстрации действий.

Оборудование: муляжи фруктов.

Описание. Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
—Яблоко положи в корзину, а сливу—в вазу.
—Яблоко положи в корзину, сливу—на стол, а мандарин возьми в руку.

Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.

Расскажи, что ты делал.

16. Чтение. Пересказ.

Как яблоки собирают

…Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тётя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тёти и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка – это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.

Плодоносит, удобрение, толстокожий.

18. Вопрос на засыпку!

Чего в саду больше – яблок или яблонь?

19 . Игра «Чудо-дерево»

Цель: образование и употребление формы винительного падежа единственного числа существительных.

Оборудование: дерево, к веткам которого прикреплены картинки с изображением различных фруктов.

— В саду выросло сказочное дерево. Сейчас мы будем собирать с него плоды.

— Почему я назвала это дерево сказочным? (Так не бывает, чтобы на одном дереве росли разные фрукты).

Дети подходят к дереву и «срывают» разные фрукты.

Я сорвал яблоко

Я сорвал апельсин и т.д.

20. Подобрать родственные слова:

яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;

вишня — вишенка, вишневый;

смородина — смородинка, смородиновый;

лимон — лимончик, лимонный.

21. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:

лимон кислый, а яблоко сладкое;

лимон овальный, а яблоко круглое;

лимон желтый, а яблоко красное.

22. «Что с чем рядом?» Употребление в речи предложных конструкций и категории творительного падежа.

На доске — 6—7 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном, грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива» и т. д.

23. «Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а логопед убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши» и т. д.

24. «Составь предложение». На доске — три картинки с изображением фруктов. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу» и т. д.

25. «Куда положил фрукт?» Употребление в речи предлога возле.

На игровом поле — 6—7 картинок с изображением фруктов. Дети по очереди кладут свои картинки возле какой-нибудь на игровом поле и комментируют: «Я положил лимон возле апельсина». И т. д.

26. «Четвертый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.

На игровом поле — картинки или ваза с фруктами. Логопед спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что это овощ» и т. д.

27. «Магазин». Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными.

Дети «покупают в магазине» продукты (сок. варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют.

Я покупаю вишневый компот. Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое повидло. И т. д. Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки: пирог — яблоко, груша — баночка и т. д.

28. «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.

29. «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.

У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.

Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».

30. Согласование прилагательных с существительными

Про что можно сказать?

— Вкусный? Сочный? Ароматный?

—Вкусная? Сочная? Ароматная?

— Вкусное? Сочное? Ароматное?

—Вкусные? Сочные? Ароматные?

31. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа (по картинкам)

Что это? (Красное яблоко.)

А это что? (Красные яблоки.)

Нет чего? (Красных яблок.)

32.Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.

Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.

33. «Угостим зверюшек». Практическое усвоение категории дательного падежа.

Логопед выставляет на стол игрушки-зверюшки. У каждого ребенка в руке какой-либо фрукт. Дети по очереди подходят к столу, кладут фрукт возле игрушки и говорят: «Я дам яблоко зайчику» или «Я дам грушу мишке».

34. «Что сделаешь с фруктом?» Логопед показывает детям какой-либо фрукт и дает варианты ответов: «Я съем яблоко». «Я отдам яблоко Тане». «Я разрежу яблоко пополам». «Я сварю из яблока компот». «Я положу яблоко в стол» и т. д. Дети выбирают варианты ответов или придумывают свои.

35. « Угадай слово »: сли. яб. ли. гру. ба. пер. апель. ман.

Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.

37. «Попробуем яблоко». Учить детей отвечать на вопросы. Расширение лексического запаса детей по теме.

Логопед обращается к детям:

— Дети, что у меня в руке? (Яблоко.)

— Оно красное или зеленое?

— Оно круглое или квадратное?

— Яблоко растет на грядке или на дереве?

— Оно твердое или мягкое? (Дети трогают яблоко.)

— Оно растет высоко или низко?

— Яблоко сладкое или кислое? (Режет яблоко на дольки и угощает детей.)

— Миша, я тебе дала целое яблоко или одну дольку?

— А тебе, Таня (Катя, Коля и т. д.)?

— Сколько у яблока долек (много или мало)?

— Что у яблока внутри?

— Чем я вас угощала?

38.Игра «Фруктовый сад»

Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ о фруктах по плану.

Оборудование: план-схема Ткаченко Т.А.

Описание. Воспитатель приглашает детей в сад и предлагает догадаться по описанию, какой фрукт она собирается съесть. Затем дети тоже составляют описательные рассказы о фруктах по следующему плану:

Схема для описания овощей и фруктов

Вкус (лимон — рассматриваемый предмет на вкус кислый; конфета — рассматриваемый предмет на вкус сладкий).

Место произрастания (дерево, грядка).

Как употреблять в пищу (есть сырым, варить, жарить, тушить, и т. п.).

Что из него можно приготовить?

В каком виде ты любишь его есть?

39.Отгадывание и составление описательных загадок.

Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

«Апельсин — это фрукт. Он растет на дереве. Он круглый, оранжевый, твердый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки — несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми».

Затем дети повторяют рассказ целиком.

«Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».

40. «На дереве или на грядке?» На доске выставлены картинки с изображением фруктов и овощей. Логопед просит детей рассказать, где растет тот или иной фрукт или овощ.

41. Игра «Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне;

груша растет на грядке;

клубника растет на дереве;

клюква растет на кусте:

картошка растет на болоте.

42. «В саду или в огороде». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

У каждого ребенка — по две предметные картинки (овощ — фрукт). По образцу дети составляют предложения по этим картинкам. Например: «Огурец растет в огороде, а слива растет в саду» и т. д.

43. «Чей домик?» Усвоение категории родительного падежа с предлогом для.

На игровом поле — две большие картинки с изображением сада и огорода. У каждого ребенка — по картинке с овощем или фруктом. Дети кладут их на большие картинки, объясняя: «Это домик для помидора (апельсина, репки, капусты, яблока и т. д.)».

44. «Что сделаешь с овощем или фруктом?»

Каждый ребенок должен придумать, что он сделает с тем или иным овощем (фруктом), изображенным на картинке.

Я приготовлю из помидора салат. Я угощу яблоком друга. Я разрежу апельсин пополам. Я положу сливу на стол и т. д.

45. Словесный сад
Цель: познакомить детей с терминами «корень», «слова родственники».
Методические приёмы: силуэтная модель на фланелеграфе, чтение стихотворения Е. Измайлова «Как растут слова?»,

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым —
Был он только словом.

Это слово, слово — корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло —
Стало много новых слов.

По ходу чтения стихотворения выкладывается силуэтная модель сада на фланелеграфе. В конце чтения четвёртой строки в корни деревьев выкладываются слова «сон», «глаз». После прочтения стихотворения детям предлагается прочитать слова, которые находятся в корне каждого дерева (сон, глаз). Далее детям предлагается прочитать слова написанные на листочках деревьев и поместить их в крону нужного дерева. Затем проверяем правильность выполнения задания.

Вывод: Слова: глаза, глазок, глазные — слова родственники, потому что у них один корень — слово «глаз». И слова: засоня, сонный, сонник — тоже слова родственники, так как у них один корень — слово «сон».

46. «Чего много в корзинке?» Логопед поочередно показывает картинки с изображением овощей и фруктов и спрашивает: «Чего много в корзинке?» Дети отвечают: «В корзинке много огурцов (яблок)» и т.д.

47. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).

48. Ответить на вопрос: Что едят с сырым, жареным, вареным? (овощи, фрукты, ягоды)

49. Составить предложение из слов.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

50. Рассказ-сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал. Учить сравнивать предметы.

«Огурец — это овощ, а персик — это фрукт. Огурец растет в огороде на грядке, а персик — в саду на дереве. Огурец овальный, зеленый, твердый. А персик круглый, желто-красный, мягкий. У огурца внутри семечки, а у персика — большая косточка. Огурец и персик полезные, потому что они питают и очищают организм».

Дети проговаривают рассказ хором и по цепочке. Затем логопед просит кого-нибудь из ребят повторить рассказ полностью.

Логопед предлагает составить рассказ, сравнив другие овощи и фрукты.

51. Рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»:

«Помидор — это овощ. А яблоко — это фрукт. Помидор растет на грядке. А яблоко — на дереве. Помидор — круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко — круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока — пюре, компот, повидло, варенье».

Источник