Меню

Опорный конспект по русскому языку 5 класс имя прилагательное



Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Имя прилагательное»

Цели:

1) Систематизировать известное об имени прилагательном.

2) Познакомить учащихся с различными лексико-семантическими группами прилагательных для обогащения словарного запаса детей, в частности прилагательными оценочного характера.

Оборудование урока:

Карточки, натюрморты и букеты цветов, кисти известных художников, декоративные цветы на столах учащихся.

I. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы говорим об одной из частей речи русского языка – имени прилагательном. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

II. Сейчас мы в месте с вами составим конспект (работа ребят у доски).

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?

В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила холодная зима). (Мороз жгуч).

Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю рощу)

Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Морозный день – м.р. ед. ч.); (морозная погода – ж. р. ед. ч.); (морозное утро – ср. р. ед. ч.); (морозные дни – мн. ч.).

III. Диктант. Запишите два четверостишия стихотворения Тютчева “Весенние воды”.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Задания по тексту:

1) Выписать имена прилагательные вместе с существительными и указать род, число, падеж прилагательного;

2) Объясните расстановку знаков препинания во втором четверостишии;

3) В первом предложении назовите слова с орфограммой в корне;

4) Обозначьте грамматические основы и составьте схему;

5) Произведите морфологический разбор слова “молодой”.

(Учащиеся дают полные ответы, морфологический разбор записывается на доске).

IV. Закрепление знаний об различных лексико-семантических группах прилагательных.

– Какую роль играют прилагательные в речи?

– Прилагательные делают нашу речь более точной.

– Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета.

– Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах.

– По-моему, это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряный. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, темной ночи, грозового ветра).

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.

Качество характера: добрый.

2. Читаю миниатюру С.Сахарова “Розовое озеро” без прилагательного “розовое”. Восстановите это прилагательное.

Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.

– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.

– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.

И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.

А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.

Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.

– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – это слово употреблено в последнем предложении – бледно-красная (пока идет работа по миниатюре, часть класса работает по карточкам).

А) Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:

Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.

Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

Читайте также:  Прилагательное определение к слову конферансье

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.

Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный.

Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие.

(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса, арбуз, книга.)

Б) Замени прилагательные подходящими синонимами

5. Поработаем с учебником.

– Найдите эпитеты в стихотворении А.С. Прокофьева “Берёза”.

– Какое средство художественной выразительности, эпитетов, используются в стихотворении.

6. Обратите внимание на нарисованные букеты цветов.

Я прочитаю вам миниатюру, написанную в 1825 г. А.С. Пушкиным.

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждает в нас.
Там иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

– Какое настроение вызывает оно у вас?

– Какую роль в создании настроения играют эпитеты? На ваших столах тоже есть цветы (составьте букеты и икебаны).

– А теперь давайте коллективно оценим “вернисаж” цветов и икебаны, сделанные вами. Используйте как можно больше прилагательных!

7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

8. Молодцы отлично поработали!

Домашнее задание: Как ты представляешь имя прилагательное? Опиши его. Нарисуй его портрет. Почему у него такое странное название? И почему оно “прилагается?”. Кто его вечный спутник?

Источник

Урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок обобщения и применения новых знаний по теме «Имя прилагательное»

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_po_teme_obshchee_znachenie_imen_prilagatelnyh_5_klass.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Имя прилагательное. Общее значение имен

прилагательных и их употребление в речи». 5 класс

1) Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа); введение новых грамматических признаков имени прилагательного (разряды: качественное, относительное, притяжательное; степень сравнения, краткая и полная формы). Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.

2) Развивающая — наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах;

обогащение словарного запаса учащихся .

3) Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе, работа по сплочения детского коллектива.

Тип урока : объяснение нового материала

Форма : дидактическая игра. Урок-путешествие

1) персональный компьютер;

2) мультимедийный проектор.

3) программные средства: MicrosoftPowerPoint; слайд-презентация;

1) разъяснение целей урока и правил игры;
2) актуализация опорных знаний;
3) выполнение специально подобранных заданий;
4) подведение общих итогов.

I. Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.

1. Вступление
-Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок — приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний в страну «Имя прилагательное»
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай, поднимаем парус.

И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось.

Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало —
Смелее у штурвала!

2. Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала.

-А отправляемся мы из порта Части речи.
-Небольшое волнение на море, как в этих строчках.

-Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетрадь )

Норка, черная, галка, рыжие,

гладкая, лисички, бантик пушистая

Проверка вслух. -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?

( имена существительные ) -Назовите орфограммы в словах.

-Какой ещё признак объединяет эти слова? Докажите. ( Многозначность )

-Назовите признаки имен существительных.

-Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Можно следовать дальше. И мои вам пожелания: Большому кораблю — большое плавание. Счастливого пути!

-Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные)

— Как вы это определили? Докажите.

2. Эвристическая беседа

-Теперь мы плывем по морю Повторение.

Учитель читает четверостишие:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

— Докажите, что и в этом четверостишии речь идёт о прилагательном.

— Имя прилагательное обозначает признак предмета, употребляется с именами существительными, в предложении является определением. Без прилагательных мир бы стал тусклым, бледным, неинтересным.

Учитель предлагает пофантазировать и словесно нарисовать имя прилагательное.

Дети фантазируют, придумывают.

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!

-Вы, конечно, узнали это– прилагательное.

-Я приглашаю вас совершить путешествие в столицу страны Прилагательных, в город Цветоград. Но прежде чем мы отправимся в путешествие, скажите: знаете ли вы, что такое прилагательное?

-А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?

-Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного, вы не могли бы общаться.

-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?

(название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.)

-На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту. И вот мы в столице страны Прилагательных. Слушаем внимательно.

1) Общее грамматическое значение

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?: какой? — красивый, чей?- заячий? каков?-красив.

Начальная форма имени прилагательного- форма именительного падежа единственного числа мужского рода.

2) Морфологические признаки .

Постоянные морфологические признаки : имена прилагательные бывают качественными (сильный человек), относительными (стальной нож), притяжательными (волчий хвост).

Непостоянные (изменяющиеся) признаки имени прилагательного:

А) степень сравнения (у качественных прилагательных);

Б) краткая или полная форма (у качественных прилагательных);

В) род (в единственном числе- мужской, женский, средний);

Г) число (единственное или множественное);

Д) падеж (им., род., дат., вин., тв., пр.).

В предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями, а в краткой форме — сказуемыми.

В словосочетаниях имя прилагательное может быть как зависимым словом (прил.+сущ. зеленый лес), так и главным словом (прил.+сущ. красный от мороза).

4. Первичное закрепление. Групповая работа.

Работа с учебником стр.93-94

-Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа.

— Проиллюстрируйте своими примерами грамматические признаки имени прилагательного.

— Какая информация оказалась для вас новой?

— Отгадайте кто это?

— Бурый, мохнатый, косолапый. ( Медведь )

— Зелёный, сладкий, сахарный. ( Арбуз )

— Спелое, круглое, сочное. ( Яблоко )

— Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

— Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

— Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

— Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)

-Попробуйте придумать подобные загадки и адресовать их мне или своим одноклассникам.

6. Выборочное письмо

— Путешественники, внимание! К нам на борт попала старинная бутылка с посланием, а в ней задание. Разгадаем и выполним (на доске текст с предложениями).

-Выпишите имена существительные и зависимые от них прилагательные.

Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берега- синяя.

(вода голубая, чистая, прозрачная, синяя). По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. (По дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный)

(Проверка.) -Какие отличительные признаки предмета обозначают данные прилагательные? Назовите другие признаки, которые могут быть у этого предмета?

7.Работа со словарем

Борзая- быстрая, резвая. Б. конь

Борзая -охотничья собака с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами.)

8. Проверочная работа .

-Вдали виден мыс Ошибок.
Странный листок выпал из судового журнала.

На нем записаны задания, но соленая океанская вода размыла чернила.
SOS! Помогите мне – найдите слова с верными ответами и объясните свой выбор

1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое Б) третье В)четвертое

2) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок). Б) о книжном (шкафе.) В) отцовского (участка.)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое Б) дополнение В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам Б) по числам В) по спряжению

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) весенний лес Б) дружелюбный от природы.

7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол

-Ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

Сегодня . день.
Какое . небо, какое . море!
Впереди . остров. На берегу . песок и . трава.
Вдали . крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к . острову.

10. Подведение итогов .

-Учитель спрашивает, что повторили и что нового узнали дети сегодня на уроке.

-Прослушайте 2 текста и скажите, какой из них выразительнее и интереснее? Почему?

*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы

Затем просит ответить на вопросы:

1. Что обозначает имя прилагательное?

2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

3. Как оно изменяется?

4. Чем являются в предложении имена прилагательные?

5. Какую роль играют прилагательные в речи?

-Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные.

1. Выучите правило на стр.93-94

2. Напишите мини-сочинение «Весна идет!»

12. Выставление оценок

-Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну Прилагательных. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо.

Штормы и ветры нам не страшны.
Ждут берега нас родной стороны.
Пусть бури и ветры с тобой, верный друг,
И помощь протянут тебе сорок рук.

Будь смел и отважен —
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме «Почему организмы совершают движения? «.Методическая разработка урока с поэтап.

Аннотация к уроку биологии в 8 классе по теме «Глаз как орган зрения и оптическая система»учителя биологии МБ ОУ Арзинской СОШБурденкова Александра Михайловича.Данный урок являетс.

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого.

Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат.

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер — класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Источник