Спряжение глаголов: Правило в русском языке
Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы. Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение. Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.
Что такое «спряжение глаголов»?
Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».
В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам). Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка. В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.
Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.
Виды спряжений в русском языке
В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)
Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения. Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу. Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.
Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «- ить », кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.
Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «- еть » — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.
Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «- ать » — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.
Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:
К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на « -ать », « -оть », « -уть », « -ть ».
Правила и примеры определения спряжения
При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме . Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.
При безударном личном окончании у глагола необходимо:
- Образовать от такого глагола начальную форму;
- Определить, какая гласная стоит перед окончанием «- ть » (определение по суффиксу инфинитива).
В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.
Глагол «рисует» (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);
Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);
Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.
Я рисую Мы рисуем
Ты рисуешь Вы рисуете
Он рисует Они рисуют
Я пилю Мы пилим
Ты пилишь Вы пишете
Он пилит Они пилят
Определяем гласную безударных личных окончаний глагола
Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.
Для этого существуют два способа:
Первый способ
Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа
-ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».
В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).
-ат, -ят – второе спряжение – буква «И»
В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).
Второй способ
Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?
Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»
Чита_т – (что делать? – читать) – первое спряжение – значит будет «чита е т».
Если глагол заканчивается на «-ить» (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».
Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвал и т.
Разноспрягаемые глаголы
Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).
К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).
Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.
Заключение
Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд релевантных правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.
Источник
Урок 4 класс по теме «Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям
Тема. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям
Тип урока: закрепление изученного материала.
Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.
Цель: создать условия для отработки определения спряжения по ударным личным окончаниям глаголов
формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу начальной формы;
отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;
учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.
компьютер, проектор, экран;
карточки с заданиями;
презентация (2 шт)
учебник русского языка I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”)
Необходимое оборудование и материалы для занятия : компьютер, проектор, экран, доска, тетради, учебники, карточки.
наблюдение, сравнение, анализ;
I. Организационный момент. (Пр. 1 Слайд № 2)
Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.
Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
II. Вхождение в тему.
(Пр. 1 слайде № 3) На доске написаны слова.
— Пожалуйста определите склонение имен существительных
— Вспомните сколько склонений в русском языке и как правильно определить склонение существительных
— Для того, чтобы склонение необходимо знать род существительного и посмотреть на его окончание
(работа по презентации)
— Какое слово вызвало затруднение? Почему?
(Слово “БЕЖИШЬ” – не существительное, а глагол, а у глагола нет склонения)
— О какой части речи будем сегодня говорить на уроке? (Глагол)
— А что можно определить у глагола ( спряжение)
— Как правильно определить спряжение глаголов ( посмотреть на его окончание, если оно под ударением)
— Так над чем мы сегодня будем работать ? (определять спряжение глаголов по ударным окончаниям глаголов)
— Как вы думаете чему мы должны научиться к концу урока? ( безошибочно определять спряжение по окончаниям глагола)
III. Стадия вызова.
Приём “Продолжи фразу”.
— У каждого на столе есть карточка. Вам необходимо поработать с ней, чтобы освежить свои знания.
Каждый ученик работает по карточке №1:
а) Часть речи, которая обозначает действие . (предмета ) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? называется . (глаголом)
б) Не с глаголами пишется . (отдельно)
в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы. (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы . (ть, ти,чь)
д) Глаголы изменяются в прошедшем времени и . (по числам, в ед. ч. – по родам), в наст. и буд. времени глаголы изменяются по . (числам и лицам)
е) В предложении глагол является . (сказуемым).
ё) Спряжение – это . ( изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
Проверка (Пр. 1 Слайд 4)
IV. Стадия осмысления.
— Вы уже знаете, что окончания глаголов бывают ударные и безударные.
— Давайте проспрягаем глагол СПАСТИ и ЛЕТЕТЬ ( Пр. 2 сл. 1, 2)
-Обратите внимание на окончания глаголов.
— С прошлого урока мы помним, что к 1 спряжению относятся глаголы с ударными окончаниями на Е (У,Ю) , ко второму на И, А, Я) (таблица на стр 51)
— А теперь обратим внимание на ударение в этих глаголах.
— Куда оно падает (на окончание)
— Четко слышно букву в окончании? (да)
— Легко определить спряжение? (да)
— Определите спряжение глаголов СПАСТИ (1 спр.), ЛЕТАТЬ (2 спр.)
— А теперь давайте откроем инструкцию на стр. 56 (пункт 1) и прочитаем
-Кто сможет обобщить знания? (к 1 спряжению относятся глаголы с ударными окончаниями в которых четко слышно гласные (Е,У,Ю,), ко второму спряжению относятся глаголы с ударными окончаниями, в которых четко слышно гласные (И,А,Я)
1. — Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопки над головой, 2 спряжения – стучите ногами (Пр. 1 сл. 5)
Идёшь (1), шумят(2), поёшь, (1) шуршите (2), звенят (2), плывут (1), лежит (2), цветёт (1), растёт (1), говоришь (2), кричишь (2).
— Что общего между словами, которые вы видите на слайде? ( У этих слов ударное окончание.)
2. . Упр. 32, стр. 53 (работа на доске, затем самостоятельно, проверка)
— Над какой темой мы сегодня работали? (Как узнать спряжение по ударным окончаниям )
— Кто может рассказать как это делать? (обратить внимание на гласную в окончании и ударении)
I X. Рефлексия. (Пр. 1 сл. 4)
— Закончите фразу “Теперь я знаю. ” или “Я умею. ”.
1. Уч. Стр. 51 (выучить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений)
2. Т. стр 27-28 упр. 27 (уточнить задание)
СПАСИБО ЗА УРОК
а) Часть речи, которая обозначает действие ___________________ и отвечает на вопросы ________________________________ называется ___________________________
б) Не с глаголами пишется _______________________________
в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы_____________________________________________________________________
г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы __________________________________
д) Глаголы изменяются в прошедшем времени по _______________________________________________________________________ в наст. и буд. времени глаголы изменяются по ____________________________________________________________________________
е) В предложении глагол является __________________________________________
ё) Спряжение – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а) Часть речи, которая обозначает действие ___________________ и отвечает на вопросы ________________________________ называется ___________________________
б) Не с глаголами пишется _______________________________
в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы_____________________________________________________________________
г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы __________________________________
д) Глаголы изменяются в прошедшем времени по _______________________________________________________________________ в наст. и буд. времени глаголы изменяются по ____________________________________________________________________________
е) В предложении глагол является __________________________________________
ё) Спряжение – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Спряжение глагола
Что такое спряжение глагола
Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:
- По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
- Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).
Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям
Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно поставить глагол в форму 3 лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) – это I спряжение; слышим -ат (-ят) – это II спряжение. И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.
Лицо | Глаголы 1 спряжения | Глаголы 2 спряжения | ||||
Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 1 спряжения | Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 2 спряжения | |
1-е | -у (-ю) | -ем | рисую, сошью, расту рисуем, сошьем, растем | -у(-ю) | -им | приготовлю, куплю, держу приготовим, купим, держим |
2-е | -ешь | -ете | рисуешь, сошьешь, растешь рисуете, сошьете, растете | -ишь | -ите | приготовишь, купишь, держишь приготовите, купите, держите |
3-е | -ет | -ут (-ют) | рисует, сошьет, растет рисуют, сошьют, растут | -ит | -ат (-ят) | приготовит, купит, держит приготовят, купят, держат |
Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями
Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо глагол поставить в форму инфинитива (неопределенной формы) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.
Глаголы первого спряжения представлены:
- глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
- глаголами, оканчивающимися на -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся ко II спряжению);
- тремя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ить (зиждиться, стелить, брить);
- всеми глаголами, оканчивающимися на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть и др. (обуть, полоть, смолоть).
Глаголы второго спряжения представлены:
- глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
- семью глаголами исключениям. оканчивающимися на -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
- четырьмя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ать (дышать, слышать, гнать, держать).
Разноспрягаемые глаголы
Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные от них), которые при спряжении имеют окончания то I, то II спряжения. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются глаголами-исключениями.
Источник