Меню

Определение спряжения глагола при ударном личном окончании глагола



Спряжение глаголов: Правило в русском языке

Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы. Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение. Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.

Что такое «спряжение глаголов»?

Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».

В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам). Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка. В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.

Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.

Виды спряжений в русском языке

В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)

Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения. Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу. Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.

Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «- ить », кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.

Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «- еть » — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.

Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «- ать » — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.

Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:

К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на « -ать », « -оть », « -уть », « -ть ».

Правила и примеры определения спряжения

При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме . Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.

При безударном личном окончании у глагола необходимо:

  • Образовать от такого глагола начальную форму;
  • Определить, какая гласная стоит перед окончанием «- ть » (определение по суффиксу инфинитива).

В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.

Глагол «рисует» (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);

Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);

Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.

Я рисую Мы рисуем

Ты рисуешь Вы рисуете

Он рисует Они рисуют

Читайте также:  Слово церковь происходит от греческого глагола эккалео что означает

Я пилю Мы пилим

Ты пилишь Вы пишете

Он пилит Они пилят

Определяем гласную безударных личных окончаний глагола

Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.

Для этого существуют два способа:

Первый способ

Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа

-ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».

В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).

-ат, -ят – второе спряжение – буква «И»

В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).

Второй способ

Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?

Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»

Чита_т – (что делать? – читать) – первое спряжение – значит будет «чита е т».

Если глагол заканчивается на «-ить» (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».

Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвал и т.

Разноспрягаемые глаголы

Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).

К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).

Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.

Заключение

Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд релевантных правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.

Источник

Урок 4 класс по теме «Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям

Тема. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям

Тип урока: закрепление изученного материала.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Цель: создать условия для отработки определения спряжения по ударным личным окончаниям глаголов

формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу начальной формы;

отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;

способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

компьютер, проектор, экран;

карточки с заданиями;

презентация (2 шт)

учебник русского языка I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”)

Необходимое оборудование и материалы для занятия : компьютер, проектор, экран, доска, тетради, учебники, карточки.

наблюдение, сравнение, анализ;

I. Организационный момент. (Пр. 1 Слайд № 2)

Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.

Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

II. Вхождение в тему.

(Пр. 1 слайде № 3) На доске написаны слова.

— Пожалуйста определите склонение имен существительных

Вспомните сколько склонений в русском языке и как правильно определить склонение существительных

Читайте также:  Глагол switch в прошедшем времени

— Для того, чтобы склонение необходимо знать род существительного и посмотреть на его окончание

(работа по презентации)

— Какое слово вызвало затруднение? Почему?

(Слово “БЕЖИШЬ” – не существительное, а глагол, а у глагола нет склонения)

— О какой части речи будем сегодня говорить на уроке? (Глагол)

— А что можно определить у глагола ( спряжение)

— Как правильно определить спряжение глаголов ( посмотреть на его окончание, если оно под ударением)

— Так над чем мы сегодня будем работать ? (определять спряжение глаголов по ударным окончаниям глаголов)

— Как вы думаете чему мы должны научиться к концу урока? ( безошибочно определять спряжение по окончаниям глагола)

III. Стадия вызова.

Приём “Продолжи фразу”.

— У каждого на столе есть карточка. Вам необходимо поработать с ней, чтобы освежить свои знания.

Каждый ученик работает по карточке №1:

а) Часть речи, которая обозначает действие . (предмета ) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? называется . (глаголом)

б) Не с глаголами пишется . (отдельно)

в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы. (что делать?, что сделать?)

г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы . (ть, ти,чь)

д) Глаголы изменяются в прошедшем времени и . (по числам, в ед. ч. – по родам), в наст. и буд. времени глаголы изменяются по . (числам и лицам)

е) В предложении глагол является . (сказуемым).

ё) Спряжение – это . ( изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

Проверка (Пр. 1 Слайд 4)

IV. Стадия осмысления.

— Вы уже знаете, что окончания глаголов бывают ударные и безударные.

— Давайте проспрягаем глагол СПАСТИ и ЛЕТЕТЬ ( Пр. 2 сл. 1, 2)

-Обратите внимание на окончания глаголов.

— С прошлого урока мы помним, что к 1 спряжению относятся глаголы с ударными окончаниями на Е (У,Ю) , ко второму на И, А, Я) (таблица на стр 51)

— А теперь обратим внимание на ударение в этих глаголах.

— Куда оно падает (на окончание)

— Четко слышно букву в окончании? (да)

— Легко определить спряжение? (да)

— Определите спряжение глаголов СПАСТИ (1 спр.), ЛЕТАТЬ (2 спр.)

— А теперь давайте откроем инструкцию на стр. 56 (пункт 1) и прочитаем

-Кто сможет обобщить знания? (к 1 спряжению относятся глаголы с ударными окончаниями в которых четко слышно гласные (Е,У,Ю,), ко второму спряжению относятся глаголы с ударными окончаниями, в которых четко слышно гласные (И,А,Я)

1. — Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопки над головой, 2 спряжения – стучите ногами (Пр. 1 сл. 5)

Идёшь (1), шумят(2), поёшь, (1) шуршите (2), звенят (2), плывут (1), лежит (2), цветёт (1), растёт (1), говоришь (2), кричишь (2).

Что общего между словами, которые вы видите на слайде? ( У этих слов ударное окончание.)

2. . Упр. 32, стр. 53 (работа на доске, затем самостоятельно, проверка)

— Над какой темой мы сегодня работали? (Как узнать спряжение по ударным окончаниям )

— Кто может рассказать как это делать? (обратить внимание на гласную в окончании и ударении)

I X. Рефлексия. (Пр. 1 сл. 4)

Закончите фразу “Теперь я знаю. ” или “Я умею. ”.

1. Уч. Стр. 51 (выучить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений)

2. Т. стр 27-28 упр. 27 (уточнить задание)

СПАСИБО ЗА УРОК

а) Часть речи, которая обозначает действие ___________________ и отвечает на вопросы ________________________________ называется ___________________________

Читайте также:  Сочинение на тему библиотека глаголы в настоящем времени

б) Не с глаголами пишется _______________________________

в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы_____________________________________________________________________

г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы __________________________________

д) Глаголы изменяются в прошедшем времени по _______________________________________________________________________ в наст. и буд. времени глаголы изменяются по ____________________________________________________________________________

е) В предложении глагол является __________________________________________

ё) Спряжение – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а) Часть речи, которая обозначает действие ___________________ и отвечает на вопросы ________________________________ называется ___________________________

б) Не с глаголами пишется _______________________________

в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы_____________________________________________________________________

г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы __________________________________

д) Глаголы изменяются в прошедшем времени по _______________________________________________________________________ в наст. и буд. времени глаголы изменяются по ____________________________________________________________________________

е) В предложении глагол является __________________________________________

ё) Спряжение – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Спряжение глагола

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно поставить глагол в форму 3 лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) – это I спряжение; слышим -ат (-ят) – это II спряжение. И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо глагол поставить в форму инфинитива (неопределенной формы) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами, оканчивающимися на -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся ко II спряжению);
  • тремя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ить (зиждиться, стелить, брить);
  • всеми глаголами, оканчивающимися на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть и др. (обуть, полоть, смолоть).

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениям. оканчивающимися на -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • четырьмя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ать (дышать, слышать, гнать, держать).

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные от них), которые при спряжении имеют окончания то I, то II спряжения. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются глаголами-исключениями.

Источник