Падеж имен существительных
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Характеристика падежей:
Падеж | Падежные вопросы | Смысловые вопросы |
Именительный | есть | |
Родительный | нет | Где? Как? |
Винительный | вижу | Где? Куда? |
Творительный | доволен | Где? Как? |
Предложный | думаю | Где? |
Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
- Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
- По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.
Над волнами кружили чайки.
Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.
Предлоги падежей
Именительный падеж – предлогов нет.
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.
Дательный падеж: к, по.
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
- Как отличить именительный и винительный падежи:
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
- Как отличить родительный и винительный падежи:
Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
Лапа (кого?) куниц ы — Р.п. / вижу (кого?) куниц у – В. п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медвед я – вижу (кого?) медвед я .
Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.
- Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с» :
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
- Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д. п. — написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка
- Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
- Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
- Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Определи падеж
картотека по русскому языку (3 класс)
Карточки. Определи падеж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochka._opredeli_padezh.doc | 32 КБ |
kartochka._opredeli_padezh2.doc | 34 КБ |
kartochka._opredeli_padezh3.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Определи падеж существительных.
Для этого задай вопрос от глагола к существительному.
Напиши вопрос на линии, а падеж напиши в квадрате.
______________
Добежать до остановки,
______________
въехать в тоннель,
______________
сидеть на табурете,
____________
думать про книги,
____________
думать перед работой,
_____________
стоять между домами.
Выдели окончания существительных.
Определи падеж существительных.
Для этого задай вопрос от глагола к существительному.
Напиши вопрос на линии, а падеж напиши в квадрате.
____________
Писать об арбузах,
сделал для мамы,
лететь над городом,
сидеть около дороги,
Выдели окончания существительных.
Предварительный просмотр:
Определи падеж существительных.
Для этого задай вопрос от глагола к существительному.
Напиши вопрос на линии, а падеж напиши в квадрате.
дойти до предела,
следить за животными,
находиться при родителях,
____________
стоять за школой,
____________
прыгать возле школы,
____________
скучать по игрушке,
____________
винить за проступок,
_____________
следить за питанием.
Выдели окончания существительных.
Определи падеж существительных.
Для этого задай вопрос от глагола к существительному.
Напиши вопрос на линии, а падеж напиши в квадрате.
Идти на вечеринку,
стоять возле забора,
думать перед работой,
____________
добежать до остановки,
____________
лететь над городом,
____________
сидеть около дороги,
____________
сидеть на ветке,
_____________
пройти мимо дома.
Выдели окончания существительных.
Предварительный просмотр:
Определи падеж существительных.
Для этого задай вопрос от глагола к существительному.
Напиши вопрос на линии, а падеж напиши в квадрате.
Сделана из дуба,
подошёл к собаке,
приехал из Москвы,
____________
____________
пришёл из школы,
____________
пролетел над городами,
____________
вернулся с фабрики,
_____________
Выдели окончания существительных.
Определи падеж существительных.
Для этого задай вопрос от глагола к существительному.
Напиши вопрос на линии, а падеж напиши в квадрате.
вышел из болота,
пошёл за фонарями,
сидела на ветке,
____________
сражался за Родину,
____________
____________
прыгал по дорожке,
____________
_____________
работал в тетради.
Выдели окончания существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная презентация содержит тренажёр для обучения определению падежа имён существительных.
Данный материал можно использовать на уроке русского языка в третьем классе при изучении падежей.
В помощь обучению определения падежей.
В системе обучения орфографии знание падежей и умение их определять позволяет школьнику сознательно контролировать свои действия при решении орфографической задачи (правильное написание п.
Источник