Меню

Определите разряд прилагательных по значению выделите суффиксы алые паруса



Урок русского языка по теме:» Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

урок для учащихся 6 класса

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_po_teme_kachestvennye_imena_prilagatelnye_.docx 20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Цели урока :1. Организовать наблюдение за особенностями качественных прилагательных;

2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-грамматического анализа;

3. Выяснить стилистические функции качественных имен прилагательных.

обучающие: продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; познакомить с разрядами прилагательных; дать понятие качественных прилагательных, выяснить, по какому признаку характеризуют предмет качественные имена прилагательные;

развивающие : развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы;

воспитательные: воспитывать чувство меры и эстетический вкус посредством творческих заданий; работать над формированием культуры поведения во время ответов учащихся

Тип урока : урок изучения новых знаний

Уже звонок нам дал сигнал:

Громко многое сказал.

И мы время не теряем,

И к работе приступаем!

А чтоб легче всем училось,

Неприятность не случилась,

Подарите мне улыбку,

А ещё соседу, другу,

Я дарю улыбку вам,

И успех придёт к нам сам!

2. Введение в тему урока.

Прослушайте стихотворение. Ответьте на мои вопросы.

Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю.
Я быстрее бегаю, чем он,
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый, молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный.

-Какие прилагательные вы услышали в тексте?

-На что они указывают?

-О каких прилагательных мы с вами будем говорить?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

— Попытаемся сформулировать цель урока. О чём мы будем говорить? Что должны узнать на уроке? (Дети отвечают)

— Запишите число, тему урока.

3.Объяснение нового материала.

А) -По каким признакам отличать качественные имёна прилагательные от других разрядов по значению?

-Какова роль качественных имён прилагательных в речи?

-Как вы думаете, все ли имена прилагательные образуют степени сравнения, краткую форму, сложные прилагательные, сочетаются со словом очень?

-Для того чтобы правильно ответить на эти вопросы, выполним задание.

— Перед вами слова.

Добрый (человек) Осенний (дождь)

Ласковый (котёнок), медвежья (берлога)

Горячий (кофе). степные (животные)

— Докажите, что это имена прилагательные.

Б) Работа в парах.

1 пара: образуйте краткую форму (Если возможно) имен прилагательных

2 пара: образуйте степени сравнения (простую форму сравнительной степени и простую форму превосходной степени прилагательных (если возможно)

3 пара: образуйте антонимические пары прилагательного (если возможно)

-Какие прилагательные оказались лишними?

-На какой признак (качество) предмета указывают остальные «нелишние» прилагательные?

Добрый (человек) на внутренние качества человека;

Горячий (кофе) на температуру

Ласковый (котенок) на внутренние качества

Эти прилагательные обозначают:

1. различные качества,

2. образуют степени сравнения,

3. сочетаются со словами очень, весьма,

4. образуют антонимические пары;

5. образуются сложные прилагательные путем повтора.

Итак, прилагательные, которые указывают на качество предмета, т.е. такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени, называются качественными.

— Ребята, по значению и грамматическим особенностям имена прилагательные делятся на три группы: качественные, относительные, притяжательные. Об этом мы с вами говорили.

— Сегодня мы говорим о признаках только качественных прилагательных качественных имен прилагательных.

В) Сравните с теоретическим материалом, представленным в вашем учебнике.

4.Практическая работа. (Работа в группах)

1.Продолжите ряд качественных прилагательных, дающих положительную оценку названным лицам, предметам.

2. Мама — ласковая,….

2. Художественные произведения в названиях которых присутствуют прилагательные?

6. Работа с учебником упр. 326. (Проверка)

— Игра «Найди лишнего».

Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если это качественное прилагательное.

Веселый, глупый , березовый, умный, ловкий, деревянный, добрый , холодный , стеклянный, радостный, волчий, стойкий , свежий, осенний.

-Игра — «Подари предмету признак». Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше качественных прилагательных к предложенным существительным.

1 –я группа: море

3-я группа: настроение

— Работа с тестом

В каком ряду все имена прилагательные в словосочетаниях относятся к разряду качественных?

1) известный спортсмен, книжный шкаф, лисья нора;

2) Высокий мальчик, трусливое поведение, горячий чай.

2. Какое имя прилагательное не сочетается со словами очень, весьма?

3. Какое имя прилагательное не имеет краткой формы?

4. В названии каких произведений есть качественные имена прилагательные?

1) «Утиная охота» (пьеса А. Вампилова)

2) «Белый пудель» (рассказ А. Куприна)

3) «Абрикосовое варенье» (рассказ А. Солженицына)

4) «Весёлая азбука» ( стихотворение С.Я. Маршака)

Источник

Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы.

Алые паруса, ароматный запах, белорусский напев, близкий человек, вороной конь, голосистый соловей, душевный человек, зеленый луг, здоровый ребенок, лесной край, мамин платок, Наташины глаза, отцово ружье, павлиньи перья, проездной билет, сентябрьские узоры, стеклянная витрина, умный ответ, умственная работа, яркие впечатления, яровые посевы.
Отвечайте только, пожалуйста, полно и правильно 🙂

Алые — качественное (т. к. это цвет), суффикс -й-.
Ароматный — качественное, суффикс -н-.
Белорусский — относительное, суффикс -ск-.
Близкий — качественное, суффикс -к-.
Вороной — качественное (т. к. это цвет), непроизв. (т. е. суффикса нет).
Голосистый — качественное, суффикс -ист-.
Душевный — качественное, суффикс -евн-.
Зелёный — качественное (т. к. это цвет), непроизв. (т. е. суффикса нет).
Здоровый — качественное, непроизв. (т. е. суффикса нет).
Лесной — относительное, суффикс -н-.
Мамин — притяжательное, суффикс -ин-.
Наташины — притяжательное, суффикс -ин-.
Отцово — притяжательное, суффикс -ов-.
Павлиньи — притяжательное, суффикс -й-.
Проездной — относительное, суффикс -н-.
Сентябрьские — относительное, суффикс -ск-.
Стеклянная — относительное, суффикс -янн-.
Умный — относительное, суффикс -н-.
Умственная — относительное, суффиксы -ств-, -енн-.
Яркие — качественное, непроизв. (т. е. суффикса нет).
Яровые — относительное, непроизв. (т. е. суффикса нет).

Другие вопросы из категории

Читайте также

Алые паруса, ароматный запах,

бухгалтеры, вороньи гнезда, пара погон, отряд партизан, пара валенок, наивысочайший уровень, стелю простынь, самое тягчайшее преступление, больные дёсны, спустившихся сумерков, наименее красивее, с темным вуалем. Определи род существительных: Вуаль — гуашь — рояль — повидло – кашне — боа — хинди — кенгуру — 3. Определите категорию одушевлённости – неодушевленности, запишите формулу для определения _____________________________________________________: Ангел — , водяной — , дамка — 3. Определите разряд прилагательных: неопытный, лисий, тараканьих, соломенной, чёрным, бабушкина, волчьего, кривая, хорошей. От каких прилагательных можно образовать краткую форму, запишите её.___________________________________________ ________________________________________________________________________________ 5. От прилагательного поздний образуйте все степени сравнения: ______________________________________________________________________ 6. Вставьте пропущенную букву, выделите морфему, в которой находится орфограмма Всякий трус о храбр_сти беседует. Кур_ца по зерн_шку клюет, да сыта живет. В тесн_те люди живут, а на просторе волка гоняют. Молод_ц в кафтане, девка в сарафане. Холодно, на ком плать_це одно; а и вдвое, да худое, все одно. Вы топись, а мы за кол_шки держись. Чужую паше_ку пахать – семена терять. Грязн..ватый, бел..ватый, лёг..нький, тих..нький, милост..вый, алюмини..вый, юрод..вый, тюл..вый, вин..ватый, ноздр..ватый, кольц..вой, тен..вой, кукуш..чий, старуш..чий, узорч..тый, черепитч..тый, ступен..ч…тый, бревен..ч…тый, фрунз..нский, взрывч..тый, брус..атый, весну..атый, бороз..атый, до..атый, низ..кий, шат..кий, гиган..кий, немец..кий, вес..кий, полес..кий, углич..кий, ткац..кий, кулац..кий, черкас..кий 7. Приведите четыре аргумента, подтверждающие тезис «Курить – здоровью вредить».

квартира. сложнее определить окончание прилагательного в словосочетании потомучто

1.(Дядина ) дача была в десяти верстах от (этой) станции.
2.(Ярче) солнце,(обильнее)дожди и (выше) трава.
3.(мне) грустно потому, что весело тебе.
4.В (жизни) нужны знания,опыт и трудолюбие.
5.Я должен (признаться), что виноват перед тобой.

2)Определить разряд прилагательного
А.Относительное Б.Качественное С.Притяжательное

3)Выполнить морфологический разбор выделенных слов в скобках:
Архитектура переулков (Арбата)( обладала) подлинным обаянием , несмотря на отсутствие порядка, а может быть ,именно благодаря отсутствию (очень)(строгих) правил.

На вершину горную—зима,на лихую голову—беда

Источник

Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы. алые паруса, ароматный запах,

Ответы

алые(паруса) суффиксов нет, ароматный(запах) cуффикс- ат

мама- это действительно самое прекрасное слово на земле. ведь мама, тебя родила, вырастила в любви и ласке. мамочка любит тебя и хочет дать тебе все что ты захочешь! но не стоит обижаться, когда мама тебя ругает — ведь она делает это не со зла, а что бы в дальнейшем ты был воспитанным, умным, красивым. цени свою маму, люби ! ведь нет ничего сильнее на свете, чем огромная, материнская,

из всех частей речи глагол-самая сложная и ёмкая,так как обладает широкими возможностями описания жизни человекав её развитии, движении.

в глаголах,по словам исследователей,течёт самая алая,самая артериальная кровь языка,а толстой писал: «движение и его выражение-глагол являются основой языка.найти верный глагол для фразы- значит дать движение фразе.»в художественной речи с глагольных форм изображается динамика окружающего мира и духовной жизни человека.секрет изобразительной силы глагола кроется не в его значении, а в грамматической природе этой части речи, так как действие как процесс представлено в формах времени, наклонения, вида,лица.если писатель хочет отобразить картины,в которых предметы перестают быть неподвижными, вдохнуть жизнь в повествование-он обращается к глаголам.важнейшая стилистическая роль глаголов в художественной речи-придавать динамизм описаниям, создавать энергию и напряженность повествования.

Источник

Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы.

Практическоезанятие № 15

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

Учебная цель:совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор.

1. Научиться определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

2. Совершенствовать умение производить морфологический разбор.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

-определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

— уметь производить морфологический разбор различных частей речи.

— теоретический материал по морфологии.

-алгоритмы морфологического разбора разных частей речи.

Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

  1. Какой раздел языкознания называется грамматикой?
  2. Что изучает морфология?
  3. Что такое грамматическое значение, грамматическая категория, грамматическая форма?
  4. Какие части речи называются самостоятельными и какие служебными?

Краткое изложение теоретических вопросов

Морфология – это раздел грамматики, изучающий слово, структуру слова, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений, части речи. Предметом изучения морфологии является слово и его различные формы.

Части речи – это основные лексико-грамматические классы слов (самостоятельные и служебные части речи, модальные слова и междометия).

Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове». Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение — обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций, находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имён существительных, времени глагола и т. п.

Грамматическое значение противопоставлено лексическому значению, которое лишено регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеет абстрагированный характер. Грамматическое значение сопровождает лексическое значение, накладывается на него, иногда грамматическое значение ограничено в своём проявлении определёнными лексическими группами слов.

Грамматическая форма — внешнее языковое выражение грамматического значения в каждом конкретном случае употребления слова. Каждую отдельную грамматическую форму называют словоформой.

Грамматическая категория — это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В русской грамматике выделяются именные морфологические категории рода, одушевлённости/неодушевлённости, числа, падежа, степени сравнения; глагольные категории вида, залога, наклонения, времени и лица.

В современном русском языке категория рода представлена тремя рядами форм (м., ж., ср.), двумя рядами категории числа (ед., мн.), шестью рядами категории падежа.

Различаются категории словоизменительные, то есть такие, члены которых могут быть представлены разными формами одного и того же слова, и несловоизменительные (классифицирующие), то есть такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова. К первым относятся число, падеж, время, лицо, степень сравнения. Ко вторым — род и одушевлённость/неодушевлённость у существительных.

Задания для практического занятия

Задание 1.

Прочитайте предложение и укажите, какие части речи в них использованы-.

Образец:Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую оба глаза, не было видно ничего, кроме блеска ослепительных молний.

Имя существительное пыль, глаза, блеска, молний
Имя прилагательное ослепительных
Имя числительное оба
Местоимение эту, ничего
Глагол залеплявшую(причастие), было
Наречие видно (в роли сказуемого)
Предлог сквозь, кроме
Союз но
Частица не
Междометие увы

1. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним (Л.Н.. Толстой). 2. Газет он не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог (М.Е. Салтыков-Щедрин). 3. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.А. Некрасов).

Задание 2.

Прочитайте текст. Найдите в нем существительные, выпишите два и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п. ед.ч.); 2) постоянные признаки: собственное/ нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение; 3) постоянные признаки: падеж, число.

Образец:Левинсон глубоко верил в то, что движет людьми не только чувство самосохранения, но и другой не менее важный инстинкт.

Левинсон – нач.ф. Левинсон, собств., одуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.

людьми– нач.ф. человек, нариц., одуш., м.р., 2-е скл., тв.п., мн.ч.

чувство – нач.ф. чувство, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.

самосохранения– нач.ф. самосохранение, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., род.п., ед.ч.

инстинкт –нач.ф. инстинкт, нариц., неодуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.

В течение нескольких секунд пастушонок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица с деланным равнодушием, пастушонок – со страхом, сочувствием и жалостью. Потом парнишка перевел взгляд на начальника эскадрона, задержался на нем, на мгновенье точно одервенев, потом – на мужика, державшего его за руку и выжидательно наклонившегося к нему, — вздохнул глубоко и тяжко и отрицательно покачал головой… Толпа, притихшая настолько, что слышно было, как возится теленок в клети у церковного старосты, чуть колыхнулась и снова замерла.( По А.Фадееву)

Задание 3.

Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы.

Алые паруса, ароматный запах, белорусский напев, близкий человек, вороной конь, голосистый соловей, душевный человек, зеленый луг, здоровый ребенок, лесной край, мамин платок, Наташины глаза, отцово ружье, павлиньи перья, проездной билет, сентябрьские узоры, стеклянная витрина, умный ответ, умственная работа, яркие впечатления, яровые посевы.

Задание 4.

В предложениях найдите прилагательные и разберите их по плану(по одному каждого разряда): 1) начальная форма ( им.п. ед.ч., м.р.); 2) постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное; 3) непостоянные признаки:а) у качественных: степень сравнения, краткая/полная форма; б) род, число, падеж.

Образец:Все громче птичьи голоса, которые слышны в березовой роще.

громче – нач.ф. громкий, качеств., сравн.ст.

слышны – нач. ф., слышный, качеств., кр.ф., мн.ч.

птичьи– нач.ф. – птичий, притяж,, мн.ч., им.п.

березовой – нач.ф. березовый, относит., ж.р., ед.ч., предл.п.

1. Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно (А.С. Пушкин). 2. Паншин был действительно очень ловок, не хуже отца (И.С. Тургенев). 3. Далек мой путь, тяжел мой путь, страшна судьба моя (Н.А. Некрасов). 4. Далеко видна желтая полоса песчаного берега (М. Горький).

Задание 5.

Перепишите, обозначая числа словами. Разберите числительные по плану: 1) начальная форма (им.п.); 2) постоянные признаки: простое/составное; разряд по значению (количественное, неопределенно-количественное, порядковое, собирательное, дробное); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Образец:двое саней и три подводы везли уже по второму разу пятьсот семьдесят килограммов песка.

двое – нач.ф. двое; собир., им.п.

три – нач.ф. три; простое, колич., им.п.

второму – нач.ф. второй; простое, порядк., собир., дат.п., ед.ч., м.р.

пятьсот – нач.ф. пятьсот; сложное, колич., им.п.

семьдесят – нач.ф. семьдесят; сложное, колич., им.п.

1. В состязаниях по метанию молота спортсмен в первой же попытке послал снаряд на 81 метр80 сантиметров. 2. 3 августа 1980 года состоялось торжественное закрытие Московской Олимпиады. 3. Четверо друзей встретились после долгой разлуки. 4. 2/3 присутствующих составляли приезжие. 5. Мороз достигал 28 градусов.

Задание 6.

Найдите в предложениях местоимения и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п., ед.ч.); 2) постоянные признаки: разряд по значению, лицо (у личных местоимений); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Образец:Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в сказочный лес.

я – нач.ф. я; личн., 1-е л.; им.п. ед.ч.

себе – нач.ф. себя; возвр., дат п.

всеми – нач.ф. весь; опред., тв.п., мн.ч.

моими – нач.ф. мой; притяж., тв.п., мн.ч.

1. В некотором смысле эпопея есть только особенная форма драмы (В.Г. Белинский). 2. Собака, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названья (Л.Н. Толстой). 3. Все мы – и я, и ты, и дядя… это мы всех тревожим! (М.Горький). 4. Рано утром Буратино пересчитал деньги: золотых монет было столько, сколько пальцев на руке, — пять ( А.Н. Толстой).

Задание 7.

Найдите в предложениях глаголы и разберите два из них по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.

Образец:Я хотел бы выяснить, как делается стекло.

хотел бы – неопр.ф. хотеть; несов.вид, разноспряг., неперех., условн. накл, ед.ч., м.р.

выяснить – неопр.ф. выяснить; сов.вид, II спр., перех.

делается – неопр.ф. делаться; несов.вид, I спр., неперех., изъявит.накл.,; ед.ч., наст.вр., 3-е лицо.

1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И.С. Тургенев). 2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучитв окно. (А.А. Фет). 3. «Ты бы не читал, а спал», — заботливо советовал он. (М. Горький).

Источник

Читайте также:  Каникулы прилагательные к нему