Меню

Определите спряжения глаголов запишите по столбикам



Спряжение глагола

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно поставить глагол в форму 3 лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) – это I спряжение; слышим -ат (-ят) – это II спряжение. И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо глагол поставить в форму инфинитива (неопределенной формы) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами, оканчивающимися на -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся ко II спряжению);
  • тремя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ить (зиждиться, стелить, брить);
  • всеми глаголами, оканчивающимися на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть и др. (обуть, полоть, смолоть).

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениям. оканчивающимися на -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • четырьмя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ать (дышать, слышать, гнать, держать).

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные от них), которые при спряжении имеют окончания то I, то II спряжения. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются глаголами-исключениями.

Источник

Проверочная работа по русскому языку «Спряжение глаголов»

Проверочная работа по русскому языку «Спряжение глагола».

А) Чтобы определить спряжение глагола нужно……

Б) К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями……

В) Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями……

Г) Глаголы изменяются по ……

2. Определите спряжения глаголов, запишите по столбикам.

Слова: погулять, исписать, читает, думает, смотреть, видеть, пишет, ненавидеть, играть, сеять, клеить, растёт ,сидеть стоять, вертеть, рисовать.

3. Вместо точек, поставьте нужную букву, определите спряжение.

Смотр__т, вяж__т, показыва__т, игра__м, чита__те, лета__те, ед__м, стро__т, клее__т, готов__м,

убира__т, сочиняя__т, обдумыва__м.

4. Выпишите глаголы, определите спряжение.

Слова : тетрадь, рисует, пенал, облако, красивый, идёт, пляшет, вертеть, думает, лист, жёлтый, игривый, светит, чернеет, желтеет, зеленеет ,брить.

5. Определить у глаголов время, лицо (род), число.

Сидит, летает, пишет, думает, будет петь,

рассказывает, смотрел, бегал,

рисует, напишет, споёт,

прочитает, изготовит, напишет.

1. Подчеркни лишнее слово:

а) Строим, клеим, отвечаем, говорим б) Пишем, вяжем, стираем, дружим

в) Молчат, посеют, думают, живут г) Читать, делать, лететь, накрыл, петь

д ) Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать

2.Выпиши глаголы по группам:

а) с ударными окончаниями,___________________________________________________________

б) с безударными окончаниями, ________________________________________________________

с) глаголы – исключения_______________________________________________________________

Звучишь, думаешь, дышим, вертят, знакомишь, пищат, хрустят, держим, терпят, жаришь, кладете, дарят, смотришь, трясем, пасут

. 3. Определи спряжение и вставь пропущенные буквы: Около речки стеной сто…т густой лес. В зелени кустов пряч…тся заяц. Наступа…т вечер. От реки тян…т свежий ветер. В красных лучах солнца круж…тся мошкара.

4. Вставь пропущенные буквы:

Что делает? Мо..т, чита..т, полива..т, крас..т, пиш..т, корм..т, стро..т, игра..т., пил..т

5. Определи спряжение : погулять, исписать, читает, думает, смотреть, видеть, пишет, ненавидеть, играть, сеять, клеить, растёт ,сидеть стоять, вертеть, рисовать.

1. Подчеркни лишнее слово:

а) Строим, клеим, отвечаем, говорим б) Пишем, вяжем, стираем, дружим

в) Молчат, посеют, думают, живут г) Читать, делать, лететь, накрыл, петь

д ) Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать

2.Выпиши глаголы по группам:

а) с ударными окончаниями,___________________________________________________________

б) с безударными окончаниями, ________________________________________________________

с) глаголы – исключения_______________________________________________________________

Звучишь, думаешь, дышим, вертят, знакомишь, пищат, хрустят, держим, терпят, жаришь, кладете, дарят, смотришь, трясем, пасут

. 3. Определи спряжение и вставь пропущенные буквы: Около речки стеной сто…т густой лес. В зелени кустов пряч…тся заяц. Наступа…т вечер. От реки тян…т свежий ветер. В красных лучах солнца круж…тся мошкара.

4. Вставь пропущенные буквы:

Что делает? Мо..т, чита..т, полива..т, крас..т, пиш..т, корм..т, стро..т, игра..т., пил..т

5. Определи спряжение : погулять, исписать, читает, думает, смотреть, видеть, пишет, ненавидеть, играть, сеять, клеить, растёт ,сидеть стоять, вертеть, рисовать.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

I и II спряжение глаголов, с. 82 – 83

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

ГЛАГОЛ
I и II спряжение глаголов

Ответы к стр. 82 – 83

1. Прочитай. Подчеркни личные окончания глаголов II спряжения.

-ут, – ят , -ете, -ешь, – ишь , – ите , -ет, – ит , -ем, – им , – ат , -ют

2. Прочитай. Отметь √ пословицы, в которых даны глаголы I спряжения. Выдели окончания глаголов, над глаголами укажи лицо.

3-е л. 3-е л.
Солнышко не освет[ит], месяц не увид[ит].
3-е л.
Всякое семя се[ют] в своё время.
2-е л.
Крепкий орешек сразу не раскус[ишь].
2-е л. 2-е л.
Что посе[ешь], то и пожн[ёшь].

Выпиши выделенный глагол и выдели в нём все значимые части слова.

рас/кус[ишь] (рас- – приставка, кус- – корень, -ишь – окончание)

3. Прочитай. Выдели личные окончания глаголов. Укажи над глаголами спряжение .

Высоко-высоко, под облаками, круж[ит] (II спр.) орёл. Круж[ит] (II спр.) он медленно, плавно, а сам зорко на землю смотр[ит] (II спр.) . Замет[ит] (II спр.) зверька или птицу, слож[ит] (II спр.) крылья, камнем вниз упад[ёт] (I спр.) и схват[ит] (II спр.) добычу.

Подчеркни глаголы в форме будущего времени.

4. Прочитай. Определи по неопределённой форме спряжение глаголов. Отметь √ глаголы II спряжения.

сеять (I спр.) строить (II спр.) мечтать (I спр.)
солить (II спр.) болеть (I спр.) вертеть (II спр.)

5. Прочитай. Отметь √ ряд, где даны глаголы-исключения II спряжения. Над другими глаголами укажи спряжение.

II спр. I спр. II спр.
купить, сверкать, лечить
II спр. II спр. II спр.
гнать, держать, шутить

дышать, смотреть, видеть

6. Прочитай. Над глаголами укажи спряжение. Образуй от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего или будущего времени в указанном лице и числе.

3-е л., ед.ч. 3-е л., мн.ч.
жалеть жалеет жалеют

услышать услышит услышат

мечтать мечтает мечтают

склеить склеит склеят

Отметь √ глаголы будущего времени.

7. Прочитай. Определи по окончанию -ишь, к какой части речи относится слово и какие имеет грамматические признаки. Закончи предложение.

Если слово имеет окончание -ишь, то это слово — глагол 2-го лица, единственного числа, II спряжения.

Источник

Урок то теме «Спряжение глагола». 5-й класс

Класс: 5

Цели: Восстановить в памяти учащихся знания о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; углубить эти знания; ознакомить учащихся с различными способами определения спряжения глаголов.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Распределительный диктант

Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Определить вид глаголов.

Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают глаголы в столбики.

Замереть от страха

Расстилаться на лугу

Заблистать на солнце

Умираешь от скуки

Собираться в дорогу

3. Синтаксический разбор предложения

Работает ученик у доски.

Бледная тень набегает на рощу и тает.

Найти в предложении слово по строению (приставка, корень, суффикс, окончание).

Слово какой части речи? (Глагол).

Кто может определить спряжение глагола? (определяют спряжение, вспоминают
материал 4 класса.)

4. Объяснение нового материала

В русском языке глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в любую личную форму, кроме формы 1 лица и посмотреть ударное окончание или нет.

  • глагол сидишь, сидит, сидят – 2 спряжения.
  • глагол шьёшь, шьёт, шьём, шьют — 1 спряжения.

Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (Н.Ф).

  • читать – 1 спряжения.
  • варить – 2 спряжения.

Чтобы по начальной форме правильно определить спряжение, вы должны помнить, что ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ИТЬ, кроме брить, стелить + 11 глаголов исключения (4 на -АТЬ. 7 на -ЕТЬ).

Назовите эти глаголы (дети читают стихотворение)

Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на -ИТЬ,
Исключая брить, стелить
И ещё смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Вы запомните, друзья.
Их на -е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на -ЫТЬ, -УТЬ, -ОТЬ, -АТЬ, — ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.

Вид глагола сохраняется.

Во время объяснения нового материала дети обращаются к таблице (алгоритму- инструкции), которая находится на партах и на доске.

5. Объяснение алгоритма-инструкции

Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, если окончание ударное, то

  1. -ЕШЬ, -ЕТ; -УТ, -ЮТ – 1 спряжение;
  2. — ИШЬ, -ИТ; -АТ, -ЯТ – 2 спряжение.

2. Если окончание безударное, определи вид глагола.

3. Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).

4. Посмотри на суффиксы: если глагол на -ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

5. Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).

6. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

6. Распределительный диктант

Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам (1 спряжение, 2 спряжение).

Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)
Переместить снизу вверх (поднять)
Становиться зелёным (зеленеть)
Сделать чистым (чистить)
Отдавать деньги за покупку (платить)
Бояться опоздать куда-либо (спешить)
Убрать сорняки на грядке (полоть)
Набрать воздух в воздушный шарик(надуть)

Проверяем по столбикам с объяснением.

7. Устная минутка

Найдите конец пословиц. (Пословицы записаны на доске).

1) Кто умеет веселиться,

1) тот должен много трудиться.

2) Не плюй в колодец —

2) который ничего не боится.

3) Не надо хвалиться,

3) коли не знаешь, как рожь родится.

4) Кто любит трудиться,

4) тому без дела не сидится.

5) Кто хочет от жизни толку добиться,

5) того горе боится.

6) Нечего тому страшиться,

6) пригодится воды напиться.

Дополнительное задание: Найти в пословицах глаголы 1 спряжения.

8. Работаем письменно

Учитель читает стихотворение, в котором ребятам самим нужно будет подобрать глаголы.

Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами.

Например, Маша – машет.

Ребятам записывают глаголы вместе с именами и определяют спряжение этих глаголов. Работаем вместе.

9. Устная минутка

Выберите правильный ответ.

Задание записано на доске.

  • Учиться – 1 спр., буд.вр., сов. вид.
  • Строю – 2 спр., наст. вр., несов. вид.
  • Летел – 2 спр.(искл.),прош. вр., несов. вид.
  • Думает – 1 спр., наст. вр.,несов. вид.

10. Физминутка. Упражнения для рук

Рыбки плавали, ныряли
В чистой, светленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.

11. Работа по группам

1 группа работает со стихотворением Иосифа Уткина.

Выписывает глаголы, вставляет пропущенные буквы, определяет спряжение.

Листы со стихотворением находятся на партах.

Что люб…тся, чем дыш…тся,
Душа чем ваша полн…тся,
То в песенке припомн…тся,
То в голосе услыш…тся,
Тяжёлое – забуд…тся,
Хорошее – остан…тся,
Что с Родиною сбуд…тся,
То и с народом стан…тся.

2 группа работает с учебником, выполняет упражнение.

3 группа работает по карточкам.

12. Самостоятельная работа

Учитель читает глаголы, ребята определяют спряжение и ставят цифру 1 или 2, т.е. 1 спр. или 2 спр.

Задание выполняется на листочках.

13. Вывод, итоги

  • Что повторили на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Как правильно написать личное окончание глаголов?
  • Назовите глаголы-исключения.

Оценки.

Домашнее задание.

14. Рефлексия

Сегодня на уроке…

  • я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось…
  • я смог…

Источник

Читайте также:  Сокращенная форма глаголов there are и there is