Орфограммы в окончаниях слов. 6-й класс
Класс: 6
Предметные результаты:
- совершенствовать орфографические умения учащихся;
- закрепить умение составлять простой план текста.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарипова Ирина Владимировна — учитель русского языка
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»
Урок русского языка в 6 классе
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.
— закрепить умения учащихся проверять правописание падежных окончаний имён прилагательных вопросом, определять род и падеж имён прилагательных по роду и падежу имён существительных;
развивать связную речь, орфографическую зоркость;
коррегировать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, внимание, восприятие;
воспитывать учебную мотивацию.
1. Организационный момент.
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Подведение к теме урока.
— Найдите способ прочитать запись на доске и назовите тему урока.
(Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе).
3. Постановка цели и задач урока для детей.
— На уроке мы будем тренироваться в правописании окончаний прилагательных с опорой на вопрос и определении их рода и падежа в единственном числе.
4. Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний прилагательных.
А) Приём подбора подходящих слов.
— Прочитайте запись на доске и назовите три существительных:
(небу, снегом, листву)
— Запишите в три столбика существительные, определите их род, падеж.
— Прочитайте слова на карточках-полосках:
(свежим, звёздному, весеннюю, синему, пушистым, зелёную, умного).
Подберите к записанным существительным подходящие по смыслу прилагательные, в скобках запишите вопрос.
По небу Под снегом В листву
(как ому ?) (как им ?) (как ую ?)
син ему свеж им зелён ую
звёздн ому пушист ым весенн юю
— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).
— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).
— Ориентируясь на цвет и форму собери имена прилагательные:
(верному, горячего, чистой)
— Прочитайте на доске существительные:
— Составьте словосочетания, согласовав имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.
(Солнца (как ого ?) горяч его ,)
(водой (как ой ? чист ой ,)
(другу (како му ?) верн ому .)
— Как определить падеж имени прилагательного?
(По падежу имени существительного).
Как проверить правописание безударных окончаний имён прилагательных? (По вопросу).
В) Работа по карточкам.
5. Словарная работа.
А) — Словарную работу проведём в парах.
— Сначала ребята 1 варианта выступают в роли учителя и диктуют слова со своей карточки №1 ученику. Потом проверяют и выставляют оценку на полях. Затем меняются – учителями становятся ребята 2 варианта. Слова писать в столбик.
из печенья для богатства
к кефиру по океану
про конфету про медаль
с апельсином с мандарином
о смородине в сметане
Слабые учащиеся работают индивидуально по карточке №1а, а затем выполняют самопроверку по карточке №2а
С_рвиз (как ой ?) С_сед (как ой ?)
из п_ченья (как ого ?) для б_га__тва (как ого ?)
к к_фиру (как ому ?) по ок_ану (как ому ?)
про к_нфету (как ую ?) про м_даль (как ую ?)
с ап_льсином (как им ?) с м_нд_рином (как им ?)
о см_р_дине (как ой ?) в см_тане (как ой ?)
— Ребята, поднимите руку, кто записал все слова без ошибок.
Б) — К данным существительным подберём подходящие по смыслу прилагательные. Для этого подберите и запишите в скобках от существительных вопросы к прилагательным.
Самопроверка по карточке №2:
Сервиз (как ой ?) Сосед (как ой ?)
из печенья (как ого ?) для богатства (как ого ?)
к кефиру (как ому ?) по океану (как ому ?)
про конфету (как ую ?) про медаль (как ую ?)
с апельсином (как им ?) с мандарином (как им ?)
о смородине (как ой ?) в сметане (как ой ?)
В) — Используя слова карточки №3, подберите подходящие к существительным (словарным словам):
добр ый чайн ый
духовн ого песочн ого
глубок ому кисл ому
золот ую шоколадн ую
сладк им сочн ым
жирн ой чёрн ой
— Определите род и падеж прилагательных.
Коллективная проверка работы.
Вывод: — Как определяли род и падеж у прилагательных?
(По роду и падежу существительных)
— Как проверить правописание падежных окончаний у имён прилагательных? (По вопросу).
6. Упражнения на закрепление материала.
А) Самостоятельная работа по карточке.
— Опираясь на окончания вопросов, допишите окончания имён прилагательных. Определите их род и падеж.
Допиши окончания прилагательных
в единственном числе.
Опирайся на окончания вопросов.
Плыть к берегу (как ому ?) дальн…, крут… .
Спеть песню (как ую ?) последн. прощальн.. .
Одеть братика (как ого ?) младш…, любим… .
В) Коллективная работа.
-Составить и записать предложения с данными словами.
Составь и запиши предложения с данными словами.
Образец: На тёмн ом небе горит ярк ая звезда.
- На, тёмное, небо, горит, яркая, звезда.
- У, дальнее, болото, растёт, вкусная, клюква.
- Раннее, утро, ученики, идут, в, любимая, школа.
Коллективный разбор предложений с самостоятельной записью в тетради. Сильные учащиеся работают по карточке №4.
Слабоуспевающие ребята выполняют работу по карточке №4а.
Составь и запиши предложения с данными словами.
Образец: На тёмн ом небе горит ярк ая звезда.
- На тёмн .. небе горит ярк .. звезда.
- У дальн … болота растёт вкусн .. клюква.
- Ранн .. утром ученики идут в любим .. школу.
— Ребята, чему учились на уроке?
— Как можно проверить написание падежных окончаний имён прилагательных?
— Как проверяли род и падеж у имён прилагательных?
— Какие задания понравилось выполнять?
8. Задание на дом. Страница 205, упражнение 6.
Источник
Орфограммы прилагательных
ОРФОГРАММЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Различение на письме суффиксов -к- и -ск-
Суффикс —К— пишется в прилаг., образованных от сущ. с основой на К, Ч, Ц и в прилагательных, краткая форма которых оканчивается на ОК: вяз/к/ий (вязок), немец/к/ий. В других прилагательных пишется суффикс —СК-: матрос/ск/ий, киргиз/ск/ий
Одна и две Н в суффиксах.
НН пишется в прилагатель-ных с основой на н, в суффиксах -енн- и -онн- (камен-н-ый, авиаци-онн-ый, безветр-енн-ый исключение ветреный человек)
Одна Н пишется в суффиксах -ин-, -ан-, -ян- (лебед-ин-ый, песч-ан-ый, серебр-ян-ый исключение оловянный, деревянный, стеклянный). В кратких формах пишется столько же н, сколько в полном прилагательном.
НЕ с прилагательными пишется слитно, если не употребляется без НЕ (неряшлив), есть синоним без НЕ (нелживый = правди-вый); пишется раздельно, если есть противопостав-ление (не лжив, а правдив); есть слова, усиливающие отрицание: очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (вовсе не интересная, крайне не приличный)
О Е после шипящих В суфф. и в окончаниях пишется о под ударением, е – в безударном положении: ежовый, пищевой; большого снега, хорошего человека
На конце кратких прил. на шипящую мягкий знак не пишется: могуч.
Источник
6 класс Русский язык .
Урок №10. Орфограммы в окончаниях слов.
Цели: 1. Повторить орфограммы в окончаниях различных частей речи;
2. Научиться правильно писать окончания в различных частях речи.
Сегодня мы вспомним и закрепим правила написания окончаний в существительных, прилагательных и глаголах.
Напиши словарный диктант и выполни грамматическое задание:
Сп..ртивная хо..ьба, дру.. дет..тва, м..л..дые ду(б,п)..ки, замёр..ший пру. дл..на отре..ка, лё(г,к)кая п..ходка, ме(д,т)кая стр..льба, мя..кая тра(в,ф)ка.
Подчеркни вставленные гласные и согласные. В какой части слова они пропущены? (корнях слов). В скобках запиши проверочные слова. Например: сп..ртивная — вставляю безударную гласную О, проверочное .
Прочитай словосочетания и ответь на вопросы:
Падали на дорожк. низк..е солнце, купа..тся в озер. в русск.. печк. помн..т о дочер. напиш..шь в сочинени. в поздн.. осен.
-В какой части слова пропущены буквы? (в окончании)
-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окончания слова? (часть речи и особенности написания гласной в окончании данной части речи)
Значит, нам необходимо повторить правила написания окончаний различных частей речи: существительного, прилагательного, глагола.
Определи (устно) части речи по окончаниям.
1) -его, -ый, -ому (прилагательные);
2) -ет, -ишь, -ют (глаголы);
3) -ами, -е, -у (существительные).
1. У существительных написание в падежных окончаниях гласных Е-И зависит от склонения и падежа. Отдельной группой рассматриваются существительные, оканчивающиеся на –ИЙ, -ИЯ, ИЕ. При выполнении сверяйся с таблицей:
Например: из деревн и (1 скл., Р.п.), к деревн е (1 скл., Д.п.), о деревн е (1 скл., П.п.), о мест е (2 скл., П.п.), из жизн и (3 скл., Р.п.), из лекци и (на – ия, в Р.п.),о санатори и (на –ий, в П.п.), о путешестви и (на –ие, П.п.)
2. В окончаниях и суффиксах прилагательных и существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения-Е:
3. Окончание прилагательных проверяется вопросом к нему. Какое окончание в вопросе, такое будет и в прилагательном:
4. Гласная в окончании глагола зависит от его спряжения:
Таким образом, вставляя букву в окончании, следуй алгоритму:
Выполни упр. 35 с.22
Выполни задание. Спиши, выдели окончание. У существительного укажи падеж и склонение, у прилагательного падеж и род, а у глагола его спряжение.
В задани.. по математик. зачерпывает ковш..м, к син..му морю, гон..тся за зайц..м, покрыва..тся инеем, хорош..го настроения, побыва..шь в Софи. в зимн..м убор. танцу..шь на палуб. на этикетк.. шампуня, открыва..т ключ..м.
Проверь вставленные буквы по эталону:
В задани И ( на-ие, предл.п.), по математик Е ( 1 скл., дат.п.), зачерпывает ков ш О́м , к син Ему ( к какому? ср.р., твор.п.) морю, гон Ит ся( II спр.,) за за́й ц Ем , покрыва Ет ся ( I спр.,) инеем, хоро́ ш Его настроения, побыва Ешь ( I спр.,) в Софи И (на –ия, предл.п.), в зимн Ем (в каком? м.р., предл.п.), убор Е ( 2 скл, предл.п.), танцу Ешь ( I спр.,) на палуб Е (1 скл., предл.п.), на этикетк Е шампуня, открыва Ет ( I спр.,) клю ч О́м .
Д/З: упр. 36 (выполни все задания к этому упражнению).
Источник
➤