Меню

Орфограммы в окончании прилагательного 6 класс



Орфограммы в окончаниях слов. 6-й класс

Класс: 6

Предметные результаты:

  • совершенствовать орфографические умения учащихся;
  • закрепить умение составлять простой план текста.

Этапы урока

Ход урока

Время

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашней работы

— Проверим упр.31 (слайд):
О|гонь1
[а г О н,]
о — [а] — гл., безуд.
г — [г] — согл., зв., тв.
о — [о] — гл., уд.
н — [н,] — согл., зв., мягк.
ь — [-]
5 б., 4 зв., 2 слога

I. (В) лесах — сущ. Слышен (в чем?) в лесах.
II. Н. ф. — лес; нариц., неодуш., м. р., 2 скл., в П. п., во мн. ч.
III. Слышен (где?) в лесах.

— Какое название текста вы подобрали? (Закат.)
— Назовите стиль текста. (Художественный: красочно изображено явление природы.)

У подножия — ср. р., 2 скл., Р. п.
Ночь — ж. р., 3 скл., В. п.

Старинной — ж. р., Т. п.
Непонятный — м. р., И. п.
Черное — ср. р., И.п.

Пылает — НСВ, I спр.
Смотрит — НСВ, II спр.
Разгорается — НСВ, I спр.

— Поставьте оценку в ЛС.

III.Формулирование темы и задач урока

— Учебники должны быть закрыты — правило на все уроки!

— Найдите общее в примерах (слайд):
Падали на дорожк. низк..е солнце, покаж..тся.
(Орфограммы в окончаниях.)
— Сформулируйте тему и задачи урока. (ответы детей)
— Запишите число и тему урока (слайд).

IV. Работа по теме урока

Вариант развития урока №1 (работа в парах по карточкам)
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: парное обучение, методика «Взаимообмен заданиями», работа в сменяемых парах.

(Далее ребята работают в парах по карточкам. Первые пары работают под руководством учителя по алгоритму.)

Алгоритм работы пары (слайды):
Шаг 1.
У1 и У2 самостоятельно изучают ТЕОРИЮ и СХЕМУ на своих карточках;
— выполняют ЗАДАНИЕ в тетрадях;
— по КЛЮЧУ проверяют выполненную работу.

Шаг 2.
У1 по СХЕМЕ рассказывает У2 ТЕОРИЮ;
— У1 спрашивает у У2, все ли по теме понятно, просит У2 повторить ТЕОРИЮ;
— У2 повторяет ТЕОРИЮ (при необходимости задает вопросы У1).

Шаг 3.
Повторяется шаг 2 со сменой ролей.

Шаг 4.
У1 и У2 обмениваются ЗАДАНИЯМИ и выполняют их в тетрадях.

Шаг 5.
— У1 по КЛЮЧУ проверяет работу У2 и ставит ему оценку.
— У2 по КЛЮЧУ проверяет работу У1 и ставит ему оценку.

Шаг 6.
У1 и У2 меняются карточками, находят свободного ученика. Далее работа строится по тому же алгоритму, начиная с шага 2.

V. Работа по теме урока

Вариант развития урока №2 (работа с учителем)
— Назовите номер орфограммы для каждого примера (слайд):
Падали на дорожк. низк..е солнце, покаж..тся.
(№17, 19, 25)
— Выполним задание под звездочкой на стр.22. Каждый ряд готовит ответ на вопрос (1 ряд — сущ., 2 ряд — прил., 3 ряд — гл.)

Работа с существительными
— Проверять будем постепенно, сначала отвечает 1 ряд (устно + слайд):

Источник

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе».
план-конспект урока (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе».

— закрепить умения учащихся проверять правописание падежных окончаний имён прилагательных вопросом, определять род и падеж имён прилагательных по роду и падежу имён существительных;

— развивать связную речь, орфографическую зоркость;

— коррегировать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, внимание, восприятие;

— воспитывать учебную мотивацию.

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc 73 КБ

Предварительный просмотр:

Зарипова Ирина Владимировна — учитель русского языка

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»

Урок русского языка в 6 классе

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

— закрепить умения учащихся проверять правописание падежных окончаний имён прилагательных вопросом, определять род и падеж имён прилагательных по роду и падежу имён существительных;

развивать связную речь, орфографическую зоркость;

коррегировать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, внимание, восприятие;

воспитывать учебную мотивацию.

1. Организационный момент.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Подведение к теме урока.

— Найдите способ прочитать запись на доске и назовите тему урока.

(Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе).

3. Постановка цели и задач урока для детей.

— На уроке мы будем тренироваться в правописании окончаний прилагательных с опорой на вопрос и определении их рода и падежа в единственном числе.

4. Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний прилагательных.

А) Приём подбора подходящих слов.
— Прочитайте запись на доске и назовите три существительных:

(небу, снегом, листву)

— Запишите в три столбика существительные, определите их род, падеж.

— Прочитайте слова на карточках-полосках:

(свежим, звёздному, весеннюю, синему, пушистым, зелёную, умного).

Подберите к записанным существительным подходящие по смыслу прилагательные, в скобках запишите вопрос.

По небу Под снегом В листву

(как ому ?) (как им ?) (как ую ?)

син ему свеж им зелён ую

звёздн ому пушист ым весенн юю

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

— Ориентируясь на цвет и форму собери имена прилагательные:

(верному, горячего, чистой)

— Прочитайте на доске существительные:

— Составьте словосочетания, согласовав имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.

(Солнца (как ого ?) горяч его ,)

(водой (как ой ? чист ой ,)

(другу (како му ?) верн ому .)

— Как определить падеж имени прилагательного?

(По падежу имени существительного).

Как проверить правописание безударных окончаний имён прилагательных? (По вопросу).

В) Работа по карточкам.

5. Словарная работа.

А) — Словарную работу проведём в парах.

— Сначала ребята 1 варианта выступают в роли учителя и диктуют слова со своей карточки №1 ученику. Потом проверяют и выставляют оценку на полях. Затем меняются – учителями становятся ребята 2 варианта. Слова писать в столбик.

из печенья для богатства

к кефиру по океану

про конфету про медаль

с апельсином с мандарином

о смородине в сметане

Слабые учащиеся работают индивидуально по карточке №1а, а затем выполняют самопроверку по карточке №2а

С_рвиз (как ой ?) С_сед (как ой ?)

из п_ченья (как ого ?) для б_га__тва (как ого ?)

к к_фиру (как ому ?) по ок_ану (как ому ?)

про к_нфету (как ую ?) про м_даль (как ую ?)

с ап_льсином (как им ?) с м_нд_рином (как им ?)

о см_р_дине (как ой ?) в см_тане (как ой ?)

— Ребята, поднимите руку, кто записал все слова без ошибок.

Б) — К данным существительным подберём подходящие по смыслу прилагательные. Для этого подберите и запишите в скобках от существительных вопросы к прилагательным.

Самопроверка по карточке №2:

Сервиз (как ой ?) Сосед (как ой ?)

из печенья (как ого ?) для богатства (как ого ?)

к кефиру (как ому ?) по океану (как ому ?)

про конфету (как ую ?) про медаль (как ую ?)

с апельсином (как им ?) с мандарином (как им ?)

о смородине (как ой ?) в сметане (как ой ?)

В) — Используя слова карточки №3, подберите подходящие к существительным (словарным словам):

добр ый чайн ый

духовн ого песочн ого

глубок ому кисл ому

золот ую шоколадн ую

сладк им сочн ым

жирн ой чёрн ой

— Определите род и падеж прилагательных.

Коллективная проверка работы.

Вывод: — Как определяли род и падеж у прилагательных?

(По роду и падежу существительных)

— Как проверить правописание падежных окончаний у имён прилагательных? (По вопросу).

6. Упражнения на закрепление материала.

А) Самостоятельная работа по карточке.

— Опираясь на окончания вопросов, допишите окончания имён прилагательных. Определите их род и падеж.

Допиши окончания прилагательных

в единственном числе.

Опирайся на окончания вопросов.

Плыть к берегу (как ому ?) дальн…, крут… .

Спеть песню (как ую ?) последн. прощальн.. .

Одеть братика (как ого ?) младш…, любим… .

В) Коллективная работа.

-Составить и записать предложения с данными словами.

Составь и запиши предложения с данными словами.

Образец: На тёмн ом небе горит ярк ая звезда.

  1. На, тёмное, небо, горит, яркая, звезда.
  2. У, дальнее, болото, растёт, вкусная, клюква.
  3. Раннее, утро, ученики, идут, в, любимая, школа.

Коллективный разбор предложений с самостоятельной записью в тетради. Сильные учащиеся работают по карточке №4.

Слабоуспевающие ребята выполняют работу по карточке №4а.

Составь и запиши предложения с данными словами.

Образец: На тёмн ом небе горит ярк ая звезда.

  1. На тёмн .. небе горит ярк .. звезда.
  2. У дальн … болота растёт вкусн .. клюква.
  3. Ранн .. утром ученики идут в любим .. школу.

— Ребята, чему учились на уроке?

— Как можно проверить написание падежных окончаний имён прилагательных?

— Как проверяли род и падеж у имён прилагательных?

— Какие задания понравилось выполнять?

8. Задание на дом. Страница 205, упражнение 6.

Источник

Орфограммы прилагательных

ОРФОГРАММЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Различение на письме суффиксов -к- и -ск-

Суффикс —К— пишется в прилаг., образованных от сущ. с основой на К, Ч, Ц и в прилагательных, краткая форма которых оканчивается на ОК: вяз/к/ий (вязок), немец/к/ий. В других прилагательных пишется суффикс —СК-: матрос/ск/ий, киргиз/ск/ий

Одна и две Н в суффиксах.

НН пишется в прилагатель-ных с основой на н, в суффиксах -енн- и -онн- (камен-н-ый, авиаци-онн-ый, безветр-енн-ый исключение ветреный человек)

Одна Н пишется в суффиксах -ин-, -ан-, -ян- (лебед-ин-ый, песч-ан-ый, серебр-ян-ый исключение оловянный, деревянный, стеклянный). В кратких формах пишется столько же н, сколько в полном прилагательном.

НЕ с прилагательными пишется слитно, если не употребляется без НЕ (неряшлив), есть синоним без НЕ (нелживый = правди-вый); пишется раздельно, если есть противопостав-ление (не лжив, а правдив); есть слова, усиливающие отрицание: очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (вовсе не интересная, крайне не приличный)

О Е после шипящих В суфф. и в окончаниях пишется о под ударением, е – в безударном положении: ежовый, пищевой; большого снега, хорошего человека

На конце кратких прил. на шипящую мягкий знак не пишется: могуч.

Источник

6 класс Русский язык .

Урок №10. Орфограммы в окончаниях слов.

Цели: 1. Повторить орфограммы в окончаниях различных частей речи;

2. Научиться правильно писать окончания в различных частях речи.

Сегодня мы вспомним и закрепим правила написания окончаний в существительных, прилагательных и глаголах.

Напиши словарный диктант и выполни грамматическое задание:

Сп..ртивная хо..ьба, дру.. дет..тва, м..л..дые ду(б,п)..­ки, замёр..ший пру. дл..на отре..ка, лё(г,к)кая п..ходка, ме(д,т)кая стр..льба, мя..кая тра(в,ф)ка.

Подчеркни вставленные гласные и согласные. В какой части слова они пропущены? (корнях слов). В скобках запиши проверочные слова. Например: сп..ртивная — вставляю безударную гласную О, проверочное .

Прочитай словосочетания и ответь на вопросы:

Падали на дорожк. низк..е солнце, купа..тся в озер. в русск.. печк. помн..т о дочер. напиш..шь в со­чинени. в поздн.. осен.

-В какой части слова пропущены буквы? (в окончании)

-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окон­чания слова? (часть речи и особенности написания гласной в окончании данной части речи)

Значит, нам необходимо повторить правила написания окончаний различных частей речи: существительного, прилагательного, глагола.

Определи (устно) части речи по окончаниям.

1) -его, -ый, -ому (прилагательные);

2) -ет, -ишь, -ют (глаголы);

3) -ами, -е, -у (существительные).

1. У существительных написание в падежных окончаниях гласных Е-И зависит от склонения и падежа. Отдельной группой рассматриваются существительные, оканчивающиеся на –ИЙ, -ИЯ, ИЕ. При выполнении сверяйся с таблицей:

Например: из деревн и (1 скл., Р.п.), к деревн е (1 скл., Д.п.), о деревн е (1 скл., П.п.), о мест е (2 скл., П.п.), из жизн и (3 скл., Р.п.), из лекци и (на – ия, в Р.п.),о санатори и (на –ий, в П.п.), о путешестви и (на –ие, П.п.)

2. В окончаниях и суффиксах прилагательных и существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения-Е:

3. Окончание прилагательных проверяется вопросом к нему. Какое окончание в вопросе, такое будет и в прилагательном:

4. Гласная в окончании глагола зависит от его спряжения:

Таким образом, вставляя букву в окончании, следуй алгоритму:

Выполни упр. 35 с.22

Выполни задание. Спиши, выдели окончание. У существительного укажи падеж и склонение, у прилагательного падеж и род, а у глагола его спряжение.

В задани.. по математик. зачерпывает ковш..м, к син..му морю, го­н..тся за зайц..м, покрыва..тся инеем, хорош..го настроения, побыва..шь в Софи. в зимн..м убор. танцу..шь на палуб. на эти­кетк.. шампуня, открыва..т ключ..м.

Проверь вставленные буквы по эталону:

В задани И ( на-ие, предл.п.), по математик Е ( 1 скл., дат.п.), зачерпывает ков ш О́м , к син Ему ( к какому? ср.р., твор.п.) морю, го­н Ит ся( II спр.,) за за́й ц Ем , покрыва Ет ся ( I спр.,) инеем, хоро́ ш Его настроения, побыва Ешь ( I спр.,) в Софи И (на –ия, предл.п.), в зимн Ем (в каком? м.р., предл.п.), убор Е ( 2 скл, предл.п.), танцу Ешь ( I спр.,) на палуб Е (1 скл., предл.п.), на эти­кетк Е шампуня, открыва Ет ( I спр.,) клю ч О́м .

Д/З: упр. 36 (выполни все задания к этому упражнению).

Источник

Читайте также:  Открытый урок по русскому языку имя прилагательное в начальных класс