Меню

основное значение имя существительное имя прилагательное



3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных

1. Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Основные признаки имени существительного

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Весна, школа, стена, отдых.
Б) Морфологические признаки Примеры
Это род, число, падеж, склонение.
Имена существительные:
  • принадлежат к одному из трёх родов – мужскому, женскому, среднему, но не изменяются по родам;
  • Океан, река, море.
  • изменяются по числам;
  • Океан – океаны, река – реки, море – моря.
  • изменяются по падежам.
  • Океан – океана, океану, океаном и др.
    Изменение по падежам и числам называется склонением. Начальная форма существительного – именительный падеж единственного числа.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями. Ср.: Сестра подарила брату книгу .
    Существительное часто зависит от глагола и ставится при нём в определённом падеже. Ср.: обидеть друга, поссорить с другом, накричать на друга.
    Существительные могут распространяться прилагательными и другими существительными в косвенном падеже. Ср.: школьное здание, здание школы.

    2. По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

    нарицательные существительные называют класс однородных предметов;

    Стол, мальчик, птица, весна.

    собственные существительные называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п.

    Александр, Жучка, Россия, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка».

    2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы).

    3) Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, кроме того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин»; картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков»).

    3. По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

    а) конкретные – называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными).

    Например: стол (столы, два стола), ученик (ученики, два ученика), гора (горы, две горы);

    б) вещественные – называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа – единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало, а также с различными единицами измерения).

    Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха, но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи, но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил, но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок, но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок);

    в) отвлечённые – называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными).

    Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот);

    г) собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными).

    Например, молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы).

    4. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

    одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто? ;

    Отец, мать, соловей, кошка, муха, червяк.

    неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что? .

    Страна, камень, смех, снег, окно.

    2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении.

    У одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе).

    Ср.: мать – вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец – вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.).

    У неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа).

    Ср.: страна – вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень – вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

    3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе.

    Упражнения к теме «3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных»

    Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

    Источник

    Имя Существительное и Имя Прилагательное

    Скачать:

    Вложение Размер
    imya_sushchestvitelnoe.pptx 112.57 КБ
    imya_prilagatelnoe_luchinina_a.pptx 60.85 КБ
    prilagatelnoe_v.ovchinnikova.pptx 1.35 МБ
    prilagatelnoe_rita_marink.pptx 161 КБ
    prilagatelnoe.pptx 644.63 КБ
    prilagatelnoe_diana_solovyova.pptx 644.63 КБ
    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Работу выполнили Воронов Роман и Артём «Имя существительное»

    Имя существительное Имя существительное – это часть речи , отвечющая на вопросы кто ? что ? Обозначает : Конкретные предметы (дверь , окно) ; Живые существа (человек, птица, зверь) ; Явления природы (слякоть, снег, листопад) ; События (праздник, поход) ; Процесс действия (бег, рост) ; Абстрактные понятия (доброта, дружба).

    Постоянные признаки Существительные бывает собственные и нарицательные. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы – это имена людей, клички животных, географические названия. (Петя, Бобик, Новосибирск) Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов. (карандаш, снегопад, кот)

    Постоянные признаки Существительные бывают одушевленными и неодушевленными . Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа. (кот, человек, слесарь) Неодушевленные отвечают на вопрос Что? (машина, дом, компьютер)

    Постоянные признаки Существительные бывают трех родов : Мужской род (он, мой) – врач , лес Женский род (она, моя) – машина, Аня Средний род (оно, моё) – окно , животное

    Постоянные признаки Существительные бывают трех склонений. 1 — е Склонение : ж. р. -а -я м. р. -а -я 2 — е Склонение : м. р. — ср. р. -о -е 3 — e Склонение : ж. р. — ь

    Непостоянные признаки Существительные изменяются по падежам . Падежи И.п. (Кто? Что?) Р.п. Нет (Кого? Чего?) Д.п. Дам (Кому? Чему?) В.п. Вижу (Кого? Что?) Т.п. Творю (Кем? Чем?) П.п. Думаю (О ком? О чем?)

    Род имён существительных . Непостоянные признаки Существительные изменяются по числам : Единственное число (один) – стол, девочка. Множественное число (много) – столы, девочки.

    Спасибо за внимание

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Работу выполняла Ученица 6 «А» МБОУ ЛИТ Лучинина Александра

    имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », « чей »,а также бывают краткие прилагательные — каков ? ПРИМЕРЫ : какой ? ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ какая ? ТРУДОЛЮБИВАЯ какое ? КРУТОЕ какие ? БЕСПОДОБНЫЕ чей ? ЛИСИЙ каков ? КРАСИВ

    Изменяются по числам , родам только в ед.ч . И падежах- И.п.Яркое Р.п.Яркого или яркой интересная- ж .р Д.п.Яркому или яркой инересное-ср.р В.п . Яркое или яркого интересный- м.р Т.п.Ярким или яркой П.п .(о)Яркой или ( о)Ярком Трудолюбивая- ед.ч,Трудолюбивые — мн.ч Имена прилагательные в предложениях обстоятельствами-интеллектуальный конкурс и сказуемыми- Утро было туманное.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» .

    Термин прилагательное произошел от латинского слова adiectivum , которое обозначало «присоединение, прибавление». А имелось в виду то дополнение, которое можно присоединить к существительному, говоря про него. Это могло быть какое-то свойство предмета или его принадлежность кому-то или чему-то.

    Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ : бледно-розовый , трёхлетний . Словообразование прилагательных.

    Прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Зависит от имени существительного.

    Спасибо за внимание.

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », «чей» . В русском языке прилагательные изменяются по родам , падежам и числам , могут иметь краткую форму . В предложении прилагательное чаще всего бывает определением , но может быть и [[ сказуемое|сказуемым

    Разряды прилагательных Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

    Качественные прилагательные Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки: сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» ( очень большой , слишком красивый , чрезвычайно умный ). из качественных прилагательных возможно образовать сложное прилагательное путём повтора ( вкусный-вкусный , большой-большой ). однокоренное прилагательное с приставкой не- ( неглупый , некрасивый ). имеют антоним ( глупый — умный ), а иногда и гиперим ( большой — огромный )

    Относительные прилагательные Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету ( дверной ), материалу ( железный ), свойству ( стиральный ), времени ( январский ), месту ( московский ), единице измерения ( пятилетний, двухэтажный, килограммовый ). [3] и т. д. Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов

    Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу ( отцовский , сестрин , лисий ). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов .

    Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Также есть некоторое количество несклоняемых прилагательных ( пиджаки беж ). Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется . Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж .

    Образование прилагательных Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льносемяочистительный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .

    Морфологический разбор имени Общее грамматическое значение. Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода ( синий ). Постоянные признаки: разряд. Непостоянные признаки: употреблено в краткой/полной (только у качественных); степень сравнения (только у качественных); число, род, падеж (синий — употреблён в полной форме, единственном числе) Синтаксическая роль — определение или сказуемое

    Переход в другие части речи Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения ( Художник из него никакой ). Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный

    Источник

    Читайте также:  разобрать имя существительное залежи

    Основное значение имя существительное имя прилагательное

    

    Грамматические признаки частей речи

    Укажем, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ют сло­ва раз­ных частей речи. Грамматические при­зна­ки поз­во­ля­ют соот­не­сти каж­дое сло­во с опре­де­лен­ной частью речи.

    Части речи — особые классы слов

    Огромное коли­че­ство слов рус­ско­го язы­ка рас­пре­де­ля­ет­ся по осо­бым клас­сам, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи. А какие кри­те­рии выби­ра­ют­ся, что­бы отне­сти сло­во к этой части речи, а не к дру­гой? У каж­дой лек­се­мы име­ют­ся свое, при­су­щее ей и подоб­ным сло­вам, общее зна­че­ние, напри­мер, у суще­стви­тель­ных — зна­че­ние пред­мет­но­сти, у при­ла­га­тель­ных — зна­че­ние при­зна­ка, а так­же грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки (мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские), соот­вет­ствен­но кото­рым все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

    Каждая часть речи рус­ско­го язы­ка име­ет общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и опре­де­лен­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки, кото­рые поз­во­ля­ют выде­лить сло­ва этой части речи в один класс. Части речи име­ют

    1. одно и тоже обоб­щен­ное грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние;
    2. оди­на­ко­вые мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки;
    3. одни и те же син­так­си­че­ские при­зна­ки.

    Части речи изу­ча­ет раз­дел нау­ки о язы­ке — мор­фо­ло­гия.

    Классификация частей речи

    Состав и харак­тер мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, спо­со­бы свя­зи слов друг с дру­гом и их син­так­си­че­ская роль в пред­ло­же­нии дают воз­мож­ность ука­зать само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке выде­ля­ют 13 частей речи. Перечислим само­сто­я­тель­ные (зна­ме­на­тель­ные) части речи:

    1. имя суще­стви­тель­ное
    2. имя при­ла­га­тель­ное
    3. имя чис­ли­тель­ное
    4. место­име­ние
    5. гла­гол
    6. при­ча­стие
    7. дее­при­ча­стие
    8. наре­чие
    9. сло­ва кате­го­рии состо­я­ния

    Служебными частя­ми речи явля­ют­ся

    Междометия, как сло­ва, выра­жа­ю­щие чув­ства, нахо­дят­ся особ­ня­ком в систе­ме частей речи.

    Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки зна­ме­на­тель­ных частей речи.

    Таблица

    Грамматические признаки существительного

    Имя суще­стви­тель­ное име­ет общее зна­че­ние пред­мет­но­сти, напри­мер:

    Существительное обо­зна­ча­ет кон­крет­ный пред­мет (тет­радь, учеб­ник), лицо (уче­ник, мастер), дей­ствие или состо­я­ние в отвле­че­нии от их про­из­во­ди­те­лей (ходь­ба, бег, болезнь) и отве­ча­ет на вопро­сы: кто? что?

    Морфологические признаки имени существительного

    1. соб­ствен­ное или нари­ца­тель­ное;
    2. кон­крет­ное, абстракт­ное, веще­ствен­ное или соби­ра­тель­ное;
    3. оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное;
    4. род;
    5. скло­не­ние;
    6. падеж;
    7. чис­ло.

    В пред­ло­же­нии суще­стви­тель­ное чаще высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го или допол­не­ния, хотя может быть несо­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем.

    Грамматические признаки прилагательного

    Имя при­ла­га­тель­ное име­ет обоб­щен­ное зна­че­ние при­зна­ка пред­ме­та, его свой­ства, каче­ства, при­над­леж­но­сти и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

    1. лексико-грамматический раз­ряд:

    2. пол­ная или крат­кая фор­ма (у качеств. прил.);

    3. сте­пе­ни срав­не­ния (у качеств. прил.);

    4. падеж (в пол­ной фор­ме);

    В пред­ло­же­нии имя при­ла­га­тель­ное чаще исполь­зу­ет­ся как опре­де­ле­ние, а так­же в роли ска­зу­е­мо­го.

    Грамматические признаки числительного

    Имя чис­ли­тель­ное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при сче­те и отве­ча­ет на вопро­сы: сколь­ко? кото­рый?

    Слово этой части речи име­ют сле­ду­ю­щие харак­те­ри­сти­ки:

    1. обо­зна­ча­ют отвле­чен­ные чис­ла, коли­че­ство пред­ме­тов и их поря­док при сче­те;
    2. почти пол­ное отсут­ствие грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий чис­ла и рода;
    3. осо­бые фор­мы скло­не­ния и осо­бые фор­мы сло­во­об­ра­зо­ва­ния;
    4. спо­соб­ны соче­тать­ся с суще­стви­тель­ны­ми, обра­зуя с ними нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния, явля­ю­щи­е­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния;
    5. не опре­де­ля­ют­ся име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми.

    Морфологические признаки имени числительного

    1. Лексико-грамматический раз­ряд:

    4. чис­ло (если есть);

    5. род (если есть).

    В пред­ло­же­нии чис­ли­тель­ное в зави­си­мо­сти от раз­ря­да может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния.

    Грамматические признаки местоимения

    Морфологические признаки местоимения

    • лич­ное
    • воз­врат­ное
    • воппро­си­тель­ное
    • отно­си­тель­ное
    • неопре­де­лен­ное
    • отри­ца­тель­ное
    • при­тя­жа­тель­ное
    • ука­за­тель­ное
    • опре­де­ли­тель­ное

    2. лицо (у лич­ных);

    4. чис­ло (если есть);

    5. род (если есть).

    Грамматические признаки глагола

    Глагол — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние как про­цесс (физи­че­ское пере­ме­ще­ние и душев­ное состо­я­ние, изме­не­ние состо­я­ние и пр.) и выра­жа­ю­щая это зна­че­ние с помо­щью кате­го­рий вида,залога, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица.

    Например:

    Глагол име­ет посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки (накло­не­ние, вре­мя, род, лицо, чис­ло).

    Морфологические признаки глагола

    1. вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный;
    2. пере­ход­ность;
    3. воз­врат­ность;
    4. спря­же­ние;
    5. накло­не­ние;
    6. вре­мя;
    7. лицо или род;
    8. чис­ло.

    Синтаксические признаки глагола

    В пред­ло­же­нии гла­гол выпол­ня­ет чаще все­го син­так­си­че­скую функ­цию ска­зу­е­мо­го. К син­так­си­че­ским при­зна­кам гла­го­ла отно­сят его спо­соб­ность согла­со­вы­вать­ся с под­ле­жа­щим. Глагол управ­ля­ет сло­ва­ми дру­гих частей речи (гуляю в пар­ке, вижу закат) и может опре­де­лять­ся наре­чи­ем (иду враз­вал­ку, успею вовре­мя).

    Читайте также:  смотреть имя существительное 2 класс

    Грамматические признаки причастия

    Морфологические признаки причастия

    1. залог: дей­стви­тель­ное или стра­да­тель­ное;
    2. вре­мя (насто­я­щее или про­шед­шее);
    3. вид;
    4. пол­ная или крат­кая фор­ма (у страд.);
    5. падеж (в пол­ной фор­ме);
    6. чис­ло;
    7. род (в ед. ч. )

    Синтаксические признаки причастия

    Причастие может управ­лять зави­си­мы­ми сло­ва­ми, как и гла­гол и обра­зу­ет при­част­ный обо­рот. В пред­ло­же­нии высту­па­ет в роли согла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния, как и при­ла­га­тель­ное, но может быть ска­зу­е­мым (чаще в крат­кой фор­ме).

    Грамматические признаки деепричастия

    Деепричастие сов­ме­ща­ет в себе грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и наре­чия.

    Морфологические признаки деепричастия

    1. началь­ная фор­ма — инфи­ни­тив;
    2. вид;
    3. пере­ход­ность;
    4. воз­врат­ность.

    Синтаксическая роль

    Деепричастие, как и гла­гол, может управ­лять зави­си­мым сло­вом, обра­зуя дее­при­част­ный обо­рот. В пред­ло­же­нии оди­ноч­ное дее­при­ча­стие или дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством.

    Грамматические признаки наречия

    Например:

    Морфологические признаки наречия

    Наречие — неиз­ме­ня­е­мая часть речи. У него нет грам­ма­ти­че­ских форм паде­жа, чис­ла, рода, вре­ме­ни и пр., кро­ме форм сте­пе­ней срав­не­ния (весе­ло — весе­лее, весе­лее всех). У наре­чия ука­жем сле­ду­ю­щие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

    Синтаксические признаки наречия

    Наречия при­мы­ка­ют к гла­го­лам, при­ла­га­тель­ным, наре­чи­ям, сло­вам состо­я­ния:

    В пред­ло­же­нии наре­чие высту­па­ет в роли обсто­я­тель­ства.

    Категория состояния

    Слова кате­го­рии состо­я­ния име­ют грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки:

    1. неиз­ме­ня­е­мость;
    2. нали­чие ана­ли­ти­че­ских форм вре­ме­ни, созда­ва­е­мых в кон­тек­сте глаголом-связкой;
    3. упо­треб­ле­ние в роли глав­но­го чле­на (ска­зу­е­мо­го) без­лич­но­го пред­ло­же­ния.

    Например:

    Нам надо обсу­дить все, преж­де чем при­ни­мать реше­ние.

    Слова кате­го­рии состо­я­ния назы­ва­ют так­же пре­ди­ка­тив­ны­ми наре­чи­я­ми (лат. preadicatum — ска­зу­е­мое) или безлично-предикативными сло­ва­ми.

    Источник

    Имя существительное, имя прилагательное. 3-й класс

    Класс: 3

    Презентация к уроку

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном и имени прилагательном.

    Создать условия для закрепления и обобщение знаний учащихся о частях речи на основе:

    • формирование учебно-познавательной компетентности: формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
    • формирование ценностно-смысловой компетенции: умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
    • формирование информационной компетенции, через информационные технологии закрепить умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
    • формирование коммуникативной компетенции, через умения представить себя, написать тест, ответить письменно на вопросы, анкету, задать вопрос, вести дискуссию;
    • формирование языковой компетенции: формирование умений распознавать слова, относящиеся к различным частям речи, развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
    • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

    Формирование компетенции происходит на основе развития УУД.

    Универсальные — учебные действия (УУД):

    Познавательные:

    • использует сравнение для установления общих свойств объекта,
    • высказывает суждения по результатам сравнения;
    • умеет самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;
    • понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
    • осуществляет простейшее планирование своей работы.

    Регулятивные:

    • обладает способностью преодолевать препятствия;
    • сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
    • работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, учащихся, справочника и самостоятельно.

    Коммуникативные:

    • умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в группе;
    • проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
    • выступает перед аудиторией сверстников доказывать свою точку зрения.

    1. компьютеры, проектор

    2. карточки для работах в парах с заданиями

    4. карточки в Worde

    5. тест из интернета

    Читайте также:  имя существительное в латинском языке предлоги

    6. изображение овощей в корзине

    7. изображение мальчика иностранца с записью (поздн.. осень)

    8. учебник, рабочая тетрадь

    9. 15 — солнышек, 15 — облаков

    10. орфографические словари.

    I. Психологическая установка.

    Чтоб урок наш стал светлее,
    Мы поделимся добром.
    Вы ладони протяните,
    В них любовь свою вложите,
    Ей с друзьями поделитесь
    И друг другу улыбнитесь.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Сегодня урок я хочу начать со стихотворения.

    У берега несмело
    Ложится хрупкий лед.
    Печально туча серая
    По дну реки плывет.
    Суровой дышит осенью
    Прозрачная вода.
    Деревья листья сбросили,
    Встречая холода.
    Георгий Ладонщиков

    — Какое время года описывает Георгий Ладонщиков? (осень) (картина осени Слайд 2)

    Найдите в слове осень буквы, имеющие одинаковый элемент (о,с,е).

    Повторим написание букв — оес,есо,сое и соединение букв в слове осень.

    3. Словарная работа.

    Чем богата осень? (Овощами, фруктами)

    Назовите овощи, которые отправила вам Осень в своей корзине (слова появляются на экране)

    Г.рох, к.б.чок, к.пуста, к.ртофель, м.рковь , .гурец, п.м.дор, р.диска. (слайд 4)

    Запишите слова в тетрадь, вставьте нужную букву. Если не знаете, как правильно пишется слово, то, что нужно сделать.

    Проверка: ученик читает слово, вставляет букву и проверяет на компьютере. (слайд 4)

    III. Постановка проблемы.

    1. Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы.

    — Какая осень сейчас? (поздняя)

    – Назовите признаки поздней осени. ( стоят морозы, на реке появляется лёд, часто идёт снег и укрывает землю)

    — Иностранец Том написал в письме словосочетание — поздний осень (на доске записи и изображение иностранца)

    — Помогите нашему гостю. (В этом словосочетании два слово: имя существительное и имя прилагательное. Главное слова осень, от него задаём вопрос ( какая ая?, яя? ) ), следует писать поздняя.

    Ученики решают орфографическую задачу и вставляют на доске мелом буквы.

    2. Оглашение темы урока.

    — Чем будем сегодня на уроке заниматься?( Повторять об именах сущ. и прил.)

    — Какова тема урока? (слайд 5)

    IV. Повторение о частях речи.

    1. Работая в парах, проведём наблюдения и соберём информацию о частях речи. Сдадим в типографию. Там напечатают памятку о частях речи для нас и нашего друга. (Приложение 1)

    Карточка № 1. Разбейте слова на две группы:

    Осень, птица, снег, лист, животное, рыба.

    По какому признаку разделили слова. Сделайте вывод.

    Вывод: имена существительные обозначают предмет: одушевлённый предмет отвечает на вопрос кто? а неодушевлённый предмет отвечает на вопрос что?

    Карточка № 2. Разбейте слова на две группы:

    По какому признаку разделили слова? Сделайте вывод. (дописать)

    Вывод: Имена существительные изменяются (по числам: ед.ч., мн.ч.)

    Карточка №3. Замени имя существительное местоимением и определи род.

    Осень – Солнце – Холод –

    Что можно определить у имени существительного, подставляя местоимения?

    Вывод: имена существительные в (единственном) числе бывают (мужского рода, женского рода, среднего рода).

    Карточка № 4. Подбери к имени существительному слово по команде — вопроса:

    Что обозначают слова, которые вы подобрали? К какой части речи они относятся?

    Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы,: ( какой?, какая?, какое, какие? и обозначают признак предмета).

    Карточка № 5. Исправь окончания у имён прилагательных, задав команду-вопрос от имени существительного.

    Что требует имя существительное от имени прилагательного, которое с ним связано?

    Вывод: Имя существительное требует от прилагательного (изменить число, а в ед.ч. изменить род).

    (Ученики в группах выполняют задание на карточках, делают вывод и сдают карточки в типографию. В которой работает один из учеников класса. Он на слайде составляет памятку о частях речи) (слайд 5). В это время класс работает дальше.

    (Выполняем движение руками)

    Мы капусту рубим – рубим,
    Мы капусту мнём – мнём
    Мы капусту солим – солим,
    Мы капусту жнём – жнём.

    V. Развитие речи.

    Читайте также:  образование имен существительных со значением лица

    1. Прочитайте запись ( слайд 6)

    Наступила . Выпал . стали .

    Понятно ли о чём идёт речь в тексте? Почему? Какой части речи не хватает? (имени существительного) Добавим имена существительные.

    Насупила осень. Выпал снег . Дни стали .

    Какую роль играет имя существительное в предложении?

    (Имя существительное указывает на предмет, о котором рассказывается.)

    Имя существительное
    Очень удивительное,
    На вопросы: кто? и что?
    Отвечать оно должно.

    Превращаться я привык
    В шляпу, в бабушку, в котлеты,
    В шапочку, в слона, в конфеты.
    Словом, в разные предметы.
    Ох! Давно живу я в мире этом!
    Даю названия предметам.

    2. Сейчас поработаем над художественной речью. Украсим наши предложения. Добавьте в предложения слова, которые описывают предмет. Наступила поздняя осень. Выпал белый снег. Дни стали короткими.

    — К какой части речи они относятся?

    — Какую роль играет имя прилагательное в предложении, тексте?

    (Более точно описывает предмет, раскрашивает его как художник. Речь становится красивой. )

    2 ученик:

    Чудное прилагательное знает весь свет.
    Раскрасит как художница всякий предмет,
    Ответит всегда на вопросы такие:
    Какой? Какая? Какое? Какие?
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь.

    Выпустили памятку о частях речи. Давайте повторим. (слайд 5)

    — на какой вопрос отвечает имя существительное ? ( кто? кто?)

    — на какой вопрос отвечает имя прилагательное ? ( какой? какая? какое? какие?)

    — что обозначает имя существительное? ( предмет)

    — что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

    — как изменяется имя существительное и имя прилагательное? (по числам)

    — какая часть речи изменяется по родам? (имя прилагательное)

    — какая часть речи не изменяется по родам, а уже рождаются слова муж.р., жен.р. и сред.р? (имя существительное)

    А сейчас все по порядку
    Дружно встали на зарядку.
    Руки в стороны согнули
    Вверх подняли, помахали,
    Оглянулись через левое плечо,
    Через правое еще,
    Дружно все присели, пяточки задели,
    На носочки поднялись,
    Опустили руки вниз.

    1, Работа на компьютере. Самостоятельная работа по карточкам:

    4 варианта (определить род имён сущ., определить число у имён сущ., определит род и число у прилагательных) (электронное приложение 2) .

    Физминутка “Бабочка”

    Спал цветок
    (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки по часовой стрелке и против неё)
    И вдруг проснулся,
    (поморгать глазами)
    Больше спать не захотел,
    (руки поднять вверх (вдох).
    Посмотреть на руки)
    Встрепенулся, потянулся,
    (руки согнуть в стороны (выдох)
    Поднялся вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо — влево)

    2. Коллективная работа в тетрадях. Определите части речи в тексте про осень (текст на слайде 6.)

    VIII. Обобщение знаний.

    — Как изменяется имя существительное?

    — Как определить род у имени существительного? (слайд 7)

    — Как связаны эти части речи? ( слайд 8)

    — Как можно узнать окончание имён прилагательных? (слайд 9)

    IX. Самопроверка. (Работа в интернете)

    Теперь проверим свои знания о частях речи. Выполним тест по теме “Имя прилагательное и имя существительное”. Работу выполняем на компьютере.

    Физминутка для глаз.

    Глазки видят все вокруг.
    Обведу я ими круг.
    Глазкам видеть всё дано-
    Где окно, а где кино.
    Обведу я ими круг,
    Погляжу на мир вокруг.

    X. Рефлексия. Игра “Улыбнись”

    — Ребята, покажите мне, пожалуйста, карточку с солнышком те, кому было все понятно на уроке, у кого на сердце ясная солнечная погода. А кто не всё понял и у кого на сердце такая же облачная погода, как за окном – карточку с облаком.

    — Давайте улыбнёмся друг другу и скажем – “молодцы!”. (слайд 10)

    Источник