Меню

Основные нормы форм прилагательных



Основные нормы форм прилагательных

Ошибки в образовании и употреблении форм имен прилагательных немногочисленны и происходят в основном при образовании кратких форм и степеней сравнения имён прилагательных.

Краткая форма прилагательного — словоизменительная разновидность многих качественных прилагательных, образуемая путем прибавления к основе прилагательных следующих окончаний: нулевого окончания в форме мужского рода, -а/-я, -о/-е в формах женского и среднего рода, -и/-ы во множественном числе, например: хороший — хорош⏍, хорош а , хорош о ; хорош и .

Если основа оканчивается на -енн , то в форме мужского рода -н- усекается: легкомысленный — легкомысл ен . В форме женского и среднего рода, а также во множественном числе -нн- остаются: легкомысл енн а, легкомысл енн о, легкомысл енн ы . Несколько прилагательных с ударением на суффиксе в краткой форме мужского рода употребляются преимущественно с концовкой -енен : надм енен , неприкоснов енен , несоверш енен , несомн енен , обыкнов енен , одноврем енен , откров енен , проникнов енен , почт енен , соврем енен . Следует отметить, что в устной речи формы на -енен являются предпочтительнее для говорящих, чем формы на -ен , и многие словари допускают этот вариант образования краткой формы прилагательных, но только в непринуждённой разговорной речи, например:

безнравств ен и безнравств енен (разг.);

безответств ен и безответств енен (разг.);

бессмысл ен и бессмысл енен (разг.);

бесчисл ен и бесчисл енен (разг.);

величеств ен и величеств енен (разг.);

двусмысл ен и двусмысл енен (разг.);

невежеств ен и невежеств енен (разг.) и др.

Степени сравнения — словоизменительная категория прилагательных, наречий и предикативов, образуемая противопоставлением положительной, сравнительной и превосходной степеней, находящихся между собой в отношениях градуальной смысловой оппозиции. Исходной является положительная степень: высокий, тёплый .

Сравнительная степень указывает на то, что обозначаемый признак характерен для данного предмета (действия, признака) в большей степени, чем для другого предмета (действия, признака): Наша яблоня выше , чем соседская; Сегодня на улице теплее вчерашнего .

Простая (синтетическая) форма сравнительной степени образуется путём прибавления к основе исходной положительной степени прилагательного формообразующих суффиксов -ее (-ей), -е, -ше (-же) : тёплый — тепл ее , громкий — громч е , ранний — рань ше , глубокий — глуб же .

Составная (аналитическая) форма сравнительной степени образуется при помощи вспомогательных слов более , менее , которые добавляются к основе исходной положительной степени: более тёплый, менее тёплый .

За пределами литературной нормы находятся встречающиеся в речи формы простой сравнительной степени типа бойчее, звончее, богатее, слаже, сладче, красивше, длиньше и др. Это просторечные формы, литературные их варианты — бойче, звонче, богаче, слаще, красивее, длиннее .

Формы сравнительной степени с приставкой по- , вносящей добавочное значение «несколько, немного» ( побольше, посильнее, повыше ), допустимы лишь в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее .

При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения, например: Сейчас нет задачи важнее , чем выполнение плана (из газет); И нет ничего сложнее внутреннего мира человека (В. Тендряков). Предложения типа Эта комната более чистая и светлая не соответствуют нормам литературного языка.

Превосходная степень указывает на то, что признак предмета или признака, обозначенный данной формой, представлен в своём максимальном проявлении, в самой высокой степени по сравнению с однородными признаками других сравниваемых предметов или признаков: величайшие умы человечества, она была красивее всех в классе, веселее всего было в цирке .

Читайте также:  Найди и подчеркни имя прилагательное в форме мужского рода

Простая (синтетическая) форма превосходной степени образуется прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного формообразующеого суффикса -ейш- или к основам на «г», «к», «х» суффикса -айш- , например: красив ейш ий, тонч айш ий .

Составная (аналитическая) форма превосходной степени прилагательных образуется несколькими способами:

1) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного слова самый : самый высокий, самый способный ;

2) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного вспомогательных слов наиболее, наименее : наиболее способный, наименее способный ;

3) прибавлением к синтетической (простой) степени прилагательного вспомогательного слова всего (если характеризуемый предмет неодушевленный) или всех (если характеризуемый предмет одушевленный): Всего сложнее в личных отношениях — достигнуть компромисса; Выше всех в 1 классе был Александр Новиков .

Распространенными ошибками при образовании степеней сравнения имен прилагательных являются следующие:

образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший ;

образование плеонастических Плеоназм (от греч. pleonasmos — излишество) — речевая избыточность. сочетаний типа несколько подробнее (слово подробнее имеет значение «несколько, немного»);

образование форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более разговорный вариант . Формы сравнительной степени, образованные от относительных прилагатнльных, допускаются в произведениях художественной литературы, где их употребление стилистически мотивировано: Мы хороним самого земного изо всех прошедших на земле людей (В. Маяковский); В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Леонов);

ошибочным является также образование форм превосходной степени путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи- : наи выгодный, наи приятный (правильно: наи выгоднейший, наи приятнейший ).

При употреблении синонимичных форм в речи следует учитывать их семантические и стилистические оттенки. Так, простая форма сравнительной степени ( интереснее, сильнее ) стилистически нейтральна, она употребляется во всех стилях; сложная ( более интересный, более сильный ) свойственна книжной речи. Простая форма превосходной степени имеет книжную окраску, сложная — нейтральную.

Источник

19. Нормы употребления имен прилагательных

Образование и употребление норм имени прилагательного вызывают определенные затруднения у носителей языка при их использовании в речи. Форма имени прилагательного полностью зависит от рода, числа, падежа существительного. Ошибки при употреблении прилагательных не столь значительны, как при употреблении других частей речи, но все же встречаются и портят речь. В сфере прилагательных к частым нарушениям нормы относятся: образование и употребление полной и краткой формы, образование простой и сложной форм сравнительной степени.

При использовании качественных прилагательных в именной части сказуемого следует помнить, что краткое прилагательное часто выражает временный признак (Он молод– это может в любом возрасте, но только в настоящий момент), а полное прилагательное выражает постоянный признак Он молодой (не старше 25 лет, в течение определенного времени); он болен ( в данный момент); он больной (постоянно). Смысловое различие находит свое выражение в том, что некоторые формы существенно отличаются друг от друга: глухой от рождения – глух к просьбам; ребенок живой – дедушка жив; юноша хорош – совет хороший. Только в краткой форме следует употреблять прилагательные в устойчивых сочетаниях – короток на расправу, слаб здоровьем, сердцу мил (сравни: безвыходное положение, легкая рука).

Читайте также:  Склонение прилагательных по падежам в русском языке множественное число

Краткие прилагательные образуют синонимичные формы: полон – полн; безнравствен – безнравственен, свойственен – свойствен. Путь развития данных форм шел от более древней формы на –ЕН, восходящей к старославянскому языку, к форме на –ЕНЕН, а затем возврат к старой форме. Стремление языка к экономии сделала более короткие предпочтительнее для употребления в речи, поэтому в современной системе языка литературной морфологической норме соответствует: бездействен, безнравствен, беспочвен, бесчувствен, легкомыслен и т.д.

При образовании простой формы сравнительной степени ошибки могут быть допущены тогда, когда прилагательное не образует такую форму по каким-либо причинам и когда форма образована не по правилам языка. Так, ряд прилагательных в русском языке: дружеский, маркий, боевой,( обозначающие качественный признак), глухой, косой, слепой, хромой, рваный (обозначающие абсолютный признак) – не образуют простой степени сравнения. Норме соответствуют формы типа “более + начальная форма прилагательного”:более интересный, менее простой, более смелый. Нельзя сказать: косее, хромее, слепее, что, к сожалению, иногда позволяют себе делать в речи не только дети, не следует говорить также: более хромой или менее косой.

Ряд прилагательных образуют сравнительную степень, используя возможности чередования: тише, громче, проще и т. д. Ошибки появляются в связи с тенденцией использовать суффикс –ЕЕ в качестве обязательного компонента при формообразовании. Отсюда появляются варианты слов — толстее, лучшее, хорошее, либо длиньше, что, несомненно, является грубым нарушением нормы. Широко распространены случаи объединения сложной и простой форм сравнительной степени, в результате чего появляются образования типа более интереснее, что тоже является ошибочным, так как нарушает морфологическую норму.

Превосходная степень прилагательных в русском языке образуется по-разному: при помощи слов самый, наиболее, наименее, а также суффиксов –ЕЙШ, — АЙШ. Ошибки возникают, когда происходит смешение простой и сложной форм: наиболее качественнейшие результаты, самая красивейшая девушка. Возможно , эти единицы создаются по аналогии с «самым теснейшим образом», «самая кратчайшая дорога». Но эти единицы стали уже устойчивыми в языке. Все остальные подобные образования нарушают норму.

Источник

Грамматические нормы: теория, практика. Имя прилагательное
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Грамматические нормы: морфологические признаки имени прилагательного, нормативное употребление имени прилагательного в речи, практическое применение теоретического материала.

Скачать:

Вложение Размер
grammaticheskie_normy_1.docx 20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические нормы: теория, практика

КАКОЙ? КАКОВ? ЧЕЙ? (признак предмета)

— образуют степень сравнения

— образуют краткую форму

— сочетается с «очень»

тяжелый – тяжелее, более тяжелый, очень тяжелый, тяжел, трудный

нет признаков качественных прилагательных, но имеет синонимичные формы

апрельский день – день апреля, деревянный дом – дом из дерева

чей? суффиксы – ов, — ев

качественного — относительное (легкая сумка – легкая промышленность)

относительного – в качественное (золотое кольцо – золотой характер)

притяжательного – в качественное (медвежья берлога – медвежья услуга)

притяжательного – в относительное (заячий хвост – заячья шапка)

Только у качественных:

какой? (умный) — определение

каков? (умен) – сказуемое – не изменяется по падежам (исключение — фразеологический оборот: по чисту полю; за добра молодца)

как у деепричастия, нареч.)

1. суффиксы -ее, -ей,

2. более (менее) + начальная форма

(Нельзя: более красивее)

1. суффиксы -ейш, -айш, -ш, (+приставка наи-)

2. наиболее (наименее), самый + начальная форма

3. сравнит. степ. +всего (всех)

(Нельзя: самый мудрейший)

3. У всех прилагательных:

определять по главному слову – существительному

(по скалистому берегу – м.р., ед.ч., Д.п.)

Урок — лекция 2. Употребление имен прилагательных в речи.

А) Варианты полной и краткой форм прилагательных

Синонимы краткой и полной форм прилагательных возникают в тех случаях, когда эти формы употребляются в одной и той же синтаксической функции, например, в функции сказуемого:

• Полная форма обозначает постоянный признак, краткая – временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент).

• Полные и краткие формы могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

• Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Выводы в статье оригинальны и доказательны.

• Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. Выводы оригинальные и доказательные.

• Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны. Девочка умна и добра.

• При образовании кратких форм с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: Искусственный – искусствен, искусственен. Воинственный – воинствен, воинственен и т. п.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).

Б ) Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы; каменная стена– стена из камня.

Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологического значение)

В) Варианты форм степеней сравнения

• Сложная форма сравнительной степени , в которой грамматический и семантический компоненты значения выражены разными словами, употребляется в основном в научном и в официально-деловом стилях: Этот минерал более устойчив. Решение задачи более оригинальное.

• Простая форма , в которой грамматический и семантический компоненты выражены в одном слове, более свойственна разговорной речи: Сын умнее, серьезнее и добросовестнее дочери.

• Простая форма превосходной степени носит книжный характер: величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности; а сложная (аналитическая) свойственна всем стилям речи: самые великие люди, самые строгие меры.

• Особая аналитическая форма превосходной степени, выраженная сочетанием со словом наиболее употребляется в научном стиле речи : наиболее сильное проявление признака, наиболее верно.

• Форма сравнительной степени на -ее (смелее, дружнее) употребляется в официальной и научной речи: Учеба сплотила нас, мы стали дружнее, стали серьёзнее.

• Форма на -ей (смелей, дружней) – в разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит энергично и кратко, употребляется в командах: действуйте оперативней, смелей; бегите быстрей.

• Не следует соединять в одной конструкции простую и сложную ( синтетическую и аналитическую ) степени сравнения прилагательных:

Источник