Меню

особенности формообразования имен существительных



Особенности формообразования имен существительных

Правильное образование некоторых падежных форм имен существительных в единственном или во множественном числе.

Именительный падеж множественного числа имени существительного

-а, -я
борт — бортА
бУфер — буферА
вОрох — ворохА
дирЕктор — директорА
инспЕктор — инспекторА
кАтер — катерА
кИтель — кителЯ
клЕвер — клеверА
кУзов — кузовА
кУпол — куполА
кУчер — кучерА
нЕвод — неводА
Окорок — окорокА
Округ — округА
Ордер — ордерА
Откуп — откупА
пАспорт — паспортА
пОгреб — погребА
профЕссор — профессорА
стОрож — сторожА
тЕнор — тенорА
фЕльдешер — фельдерА
флЮгер — флюгерА
штАбель — штабелЯ
штЕмпель — штемпелЯ
шУлер — шулерА

Правильное образование некоторых падежных форм имен существительных в единственном или во множественном числе.

Именительный падеж множественного числа имени существительного

бУнкер — бУнкеры
бухгАлтер — бухгАлтеры
воз — возЫ
вОзраст — вОзрасты
гОспиталь — гОспитали
грИфель — грИфели
грунт — грУнты
диспЕтчер — диспЕтчеры
договОр — договОры
дрАйвер — дрАйверы
инженЕр — инженЕры
констрУктор — констрУкторы
коррЕктор — коррЕкторы
крем — крЕмы
лЕктор — лЕкторы
лифт — лИфты
патрУль — патрулИ
пЕкарь — пЕкари
пИсарь — пИсари
плЕйер — плЕйеры
порт — пОрты
приговОр — приговОры
прИнтер — прИнтеры
прИстав — прИставы
прожЕктор — прожЕкторы
редАктор — редАкторы
рЕктор — рЕкторы
свИтер — свИтеры
сЕктор — сЕкторы
склад — склАды
слЕсарь — слЕсари
снАйпер — снАйперы
тОкарь — тОкари
торт — тОрты
трЕнер — трЕнеры
флот — флОты
фронт — фронтЫ
шофёр — шофёры
штаб — штабЫ
штУрман — штУрманы

Правильное образование некоторых падежных форм имен существительных в единственном или во множественном числе.

Именительный падеж множественного числа имени существительного

В ряде случаев различия в образовании форм именительного падежа множественного числа связаны с разными значениями слов
(Примечание. Прописные буквы указывают не на ударение, а на различия в окончаниях.)

адресА (адреса новоселов, адреса и телефоны) — адресЫ (поздравительные адресы юбилярам)
Адрес. 1. Надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя. 2. Местонахождение, местожительство, а также обозначение, название местонахождения, местожительства. 3. Письменное приветствие в ознаменование юбилея или какого-нибудь события.

векА (средние века, из глубины веков) — векИ (на веки вечные, в кои-то веки)
Век. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа. 2. Срок в сто лет. 3. чего или какой. Исторический период, эпоха, характеризующаяся чем-нибудь (со стороны производственной, научной, социальной). 4. век, веком. Очень долгое время, вечность. 5. единственное число родительный падеж -а (-у), обычно с определением. Жизнь, чье-нибудь существование. (На своем веку (за свой долгий век) много повидал.

годА (мои года — мое богатство) — годЫ (в годы войны, девяностые годы)
Год. 1. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца — 12 месяцам, вообще срок в 12 месяцев. 2. (родительный падеж множественное число годов) Промежуток времени, в который завершается цикл каких-нибудь работ, занятий. (Учебный год) 3. множественное число. Возраст. (Он уже в годах)

Правильное образование некоторых падежных форм имен существительных в единственном или во множественном числе.

Именительный падеж множественного числа имени существительного

В ряде случаев различия в образовании форм именительного падежа множественного числа связаны с разными значениями слов
(Примечание. Прописные буквы указывают не на ударение, а на различия в окончаниях.)

Читайте также:  урок-семинар по теме имя существительное 5 класс

коленА (колена водосточной трубы; выделывать колена) — коленИ (встать на колени, больные колени)
Колено. 1. (во множественном числе колени) Сустав, соединяющий бедренную и берцовую кости; место сгиба на ноге, где выступает этот сустав. 2. (во множественном числе колени) В сидячем положении: часть ноги от этого сгиба до таза. 3.(во множественном числе коленья и колена) Отдельное сочленение, звено, отрезок в составе чего-нибудь, являющегося соединением таких отрезков. (Коленья бамбука) 4. (во множественном числе колена) Изгиб чего-нибудь, идущего ломаной линией, от одного поворота до другого. (Колена реки) 5. (во множественном числе колена) В пении, музыкальном произведении: пассаж, отдельное, выделяющееся чем-нибудь место, часть. (Колена соловьиного пения) 6. (во множественном числе колена) В танце: отдельный прием, фигура, отличающаяся своей эффектностью. (Выделывать колена) 7. (во множественном числе колена) Неожиданный, необычно странный поступок (простое, неодобрительное). (Выкинуть колена) 8. (во множественном числе колена) Разветвление рода, поколение в родословной. (Родня в седьмом колене)

корпусА (заводские корпуса, танковые корпуса) — корпусЫ (корпус часов)
Корпус. 1. Туловище человека или животного. 2. Остов, оболочка чего-нибудь. (Корпус корабля) 3. Отдельное здание в ряду нескольких или обособленная большая часть здания. (Заводские корпуса) 4. Крупное войсковое соединение из нескольких дивизий. (Авиационный корпус) 5. Совокупность лиц, объединенных общностью какого-нибудь официального положения. (Дипломатический корпус) 6. В дореволюционной России: среднее военное учебное заведение. (Кадетский корпус) 7. Типографский шрифт высотой литер около 3,76 мм. Прилагательное корпусной к 4 и 6 значениям и корпусный — к 1, 2, 3 и 7.

кренделЯ (выводить ногами кренделя) — кренделИ (вкусные крендели)
Крендель. Витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку.

мехА (одеваться в меха) — михИ (михи с вином; кузнечные мехи)

Мех (1). 1. Густой волосяной покров животного, шерсть. 2. Выделанная шкура животного с сохраненным волосяным покровом. 3. (во множественном числе) Одежда из меха, на меху, отделанная мехом.
Мех (2). 1. Приспособление с растягивающимися складчатыми стенками для нагнетания воздуха. (Кузнечные мехи) 2. Мешок из шкуры животного. (Мех с кумысом)

Источник

Употребление форм имен существительных

Цель: Изучение и освоение форм имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа.

Задачи:

  • Понять некоторые закономерности в образовании данных существительных.
  • Применять литературные нормы в устной и письменной речи.
  • Формировать навыки по обнаружению и исправлению грамматических ошибок.

Работая на предыдущем занятии с существительными мужского рода в именительном падеже множественного числа, мы с вами обратили внимание на то, что некоторые существительные имеют окончания а(я), другие — ы(и) . Соответственно, какой возникает вопрос?

Почему одни существительные имеют окончание а(я), другие — ы(и) ? Инженеры или инженера? Договоры или договора? Что же учитывается при выборе форм существительного?

Предположим, не зависит ли форма существительного от структуры слова и ударения?

Проведем небольшой лингвистический эксперимент:

  1. Выберем среди существительных с окончанием а(я) [1; стр.137], те, которые имеют ударение на первом слоге в единственном числе, выпишем и рядом запишем в именительном падеже во множественном числе: адрес — адреса, берег — берега, город — города, доктор — доктора, катер — катера.
  2. Среди существительных с окончанием ы(и) выберем те, в которых ударение находится на среднем слоге основы слова: аптекарь — аптекари, бухгалтер — бухгалтеры, инструктор — инструкторы.
  3. Выберем существительные с ударением на последнем слоге: договор — договоры, ревизор — ревизоры.
Читайте также:  существительное женского рода единствен

Вывод: видимо, при выборе окончания можно учитывать ударение в слове.

А если учесть происхождение слова, то какую закономерность можно обнаружить?

Некоторые добавочные указания дает и происхождение слова. Найдите слова французского происхождения с ударными суффиксами ер(ёр). Какое окончание имеет существительное в именительном падеже во множественном числе?

Инженер — инженеры, офицер — офицеры, стажёр — стажёры, шофер — шоферы.

Слова латинского происхождения (на -тор), если они обозначают неодушевленные предметы (индукторы, конденсаторы и др.термины) не принимают окончания а, поэтому рекомендуются формы: тракторы, прожекторы.

Но слова латинского происхождения, обозначающие одушевленные предметы, имеют в одних случаях окончание а, в других — ы: директора, доктора, но авторы, конструкторы, лекторы.

Так, в языке закрепились определенные формы существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа.

Изучите список таких примеров:

адреса, бока, борта, веера, века (но: во веки веков, и в кои веки), вечера, директора, доктора, дома, желоба, жемчуга, жернова, катера, кителя, колокола, купола, мастера, невода, номера, обшлага, окорока, округа, ордера, острова, паруса, паспорта, перепела, писаря, повара, погреба, поезда, профессора, рога, рукава, сорта, сторожа, тенора, терема, тетерева, фельдшера, холода, хутора, черепа, шелка, штемпеля.

Обратимся ко второму списку. Чем отличаются данные существительные и почему? Какая форма свойственна книжной речи, преимущественно письменной, а какая — устно-разговорной, профессиональной, устарелым формам?

бункеры — бункера, возы — воза, ветры — ветра, годы — года, гробы — гроба, договоры — договора, инспекторы — инспектора, инструкторы — инструктора, корректоры — корректора, коробы — короба, крейсеры — крейсера, кузовы — кузова, лекари — лекаря, отпуски — отпуска, пекари — пекаря, прожекторы — прожектора, редакторы — редактора, секторы — сектора, слесари — слесаря, токари — токаря, томы — тома, цехи — цеха, якори — якоря, ястребы — ястреба.

Наблюдается стилистическое разграничение.

А в третьем списке? Стилистическое или смысловое различие определяет разные формы?

боровы (кабаны)- борова (дымоходы), корпусы (туловища) — корпуса (здания, войсковые соединения), лагери (общественно-политические группировки) — лагеря (военные, детские), мехи (кузнечные, бурдюки) — меха (выделанные шкуры), образы (художественно-литературные) — образа (иконы), ордены (рыцарские и монашеские общества), — ордена (знаки отличия), поясы (географические) — пояса (части одежды), соболи (животные) — соболя (меха), тоны (звуковые) — тона (переливы цвета), тормозы (препятствия) — тормоза (приборы), учители (идейные руководители) — учителя (преподаватели), хлебы (печеные) — хлеба (на корню), цветы (растения) — цвета (окраски).

Так, можно выявить определенные закономерности, влияющие на выбор окончания существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа.

Практическая работа №1. Работа в группах (устно).

Выберите подходящий вариант из скобок, свой выбор мотивируйте.

  1. Для проведения бесед были подобраны квалифицированные (лекторы — лектора).
  2. Нельзя вливать новое вино в старые (мехи — меха).
  3. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари — токаря)и(слесари — слесаря).
  4. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы — неводы).
  5. У причала стояли военные (катеры — катера), а на внешнем рейде (крейсеры —крейсера).
  6. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры — шофера).

Какие же окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Чтение начала рассказа М.М.Зощенко «Кочерга», включая предложения: «Но тут директор осекся. Он перестал диктовать:».

Почему осекся директор? Действительно, как правильно сказать? Пять кочерёг.

Окончания родительного падежа множественного числа:

  • мужского рода: ботинок, валенок, сапог (но: сапогов-скороходов), чулок (но: носков), без погон (эполет);
  • названия некоторых национальностей (с основой на н и р): англичан, армян, башкир, болгар, грузин и т.д.;
  • женского рода: вафель, кочерёг, кровель, оглобель, розог, свадеб, сплетен, долей, пригоршней, свечей, цапель, нянь, простынь, тетей;
  • среднего рода: ремесел — ремесл, русел — русл, захолустий — захолустьев, побережий — побережьев, снадобий — снадобьев.
  • нормативные формы: верховьев, низовьев, устьев (также подмастерьев, муж.р.), плеч, яблок, блюдец, зеркалец, корытец, одеялец, коленец, полотенец, щупалец, болотцев, кружевцев (от кружевце) и кружевец (от кружевцо).
  • вариативные формы существительных, употребляющихся только во множественном числе: граблей — грабель, ходулей — ходуль, выкрутасов — выкрутас, рейтуз — рейтузов, шорт — шортов.
  • нормативные формы: заморозков, клавикордов, лохмотьев, подонков; мокасин, нападок, панталон, потёмок, сумерек, шаровар; будней, дровней, яслей.
  • обычные окончания —ов находим у существительных: рельсов, помидоров, баклажанов, но в устной речи сказывается стремление к «экономии»: пять грамм, килограмм помидор.
Читайте также:  выпиши все имена существительные и сделай их морфологический разбор

Какие формы являются нормативными? Какие стилистическими вариантами, какие формы колеблются?

Практическая работа №2. Работа в группах (письменно).

  1. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар: .
  2. В магазине имеется большой выбор чул:к: и нос:к: .
  3. В нашем буфете продают салат из свежих огурцов и помидор: .
  4. Тускло горели огарки стеариновых свеч: .
  5. В эту душную ночь приятно ощущать свежесть льняных простын: .

Контрольная «точка» №1. Выполнение тестов. Запишите ответы.

В каком ряду расположены имена существительные, которые в форме множественного числа родительного падежа имеют окончание —ей.

  • кудри, горсти, дебаты, кавычки
  • пассатижи, гусли, коренья, ножницы
  • розвальни, ясли, плоскогубцы, рейтузы
  • грабли, будни, джунгли, поручни

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • будущие выборы
  • несколько помидор
  • совсем озяб
  • старые пропуска

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • много платий
  • около восьмисот участников
  • длинные очереди
  • не езди туда

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • лягте
  • не машите так сильно
  • у грузинов
  • небольшие транзисторы
  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  • с пятьюстами рублями
  • пять апельсинов
  • вымыв руки
  • опытные аптекаря

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • в ста семидесяти восьми томах
  • кварталы новостроек
  • шире
  • килограмм макаронов

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • назначенные директора
  • шесть свеч
  • длиннее его
  • в семидесяти шести книгах

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • моложе брата
  • наши ребяты
  • трехсот шестидесяти пяти граждан
  • пара тапок

Контрольная «точка» №2. Литературная правка.

  1. К завтраку было подано кофе с молоком.
  2. Покупатель попросил дать ему примерить правый туфель.
  3. Купите мне пару чулок и две пары носок.
  4. Собран большой урожай помидор.
  5. Разделите все это на несколько равных доль.
  6. Опытные шофера уверенно вели машины.

Так, учились находить и исправлять грамматико-стилистические ошибки, применять литературные нормы в употреблении форм имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа.

Список литературы

  1. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. — М. «Просвещение». 2007.
  2. Н.А.Еськова. Краткий словарь трудностей русского языка. — М.- Издательство «Русский язык». 2001.
  3. Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб, М.А.Теленкова. Современный русский язык.- М.- «Айрис пресс». 2003.
  4. Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке.- М.- «Айрис пресс». 2003
  5. Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка. — М.- Высшая школа. 1977.

Источник