Словообразование имён прилагательных.
В словообразовании имен прилагательных развиты суффиксация, префиксация, префиксально-суффиксальный способ, словосложение и сращение.
При помощи суффиксации прилагательные производятся и от основ имен прилагательных, и от основ других частей речи.
Производные, относящиеся к области синтаксической деривации, образуются от основ имен существительных и наречий (редко).
От основ имен существительных неодушевленн ы х синтаксические дериваты образуются с помощью суффиксов -и- (цемент — цемент-н-ый, лес — лес-н-ой, школа — школь-н-ый), -ое- (бензин — бензин-ов-ый, апельсин — апельсин-ов-ый) и -ск- (море — мор-ск-ой, институт — институт- ск-ий).
От основ имен существительных одушевленных синтаксические дериваты производятся с помощью суффиксов: -ин (мама — мам-ин, папа — пап-ин. Маша -Маш-ин), -ов (отец — отц-ов, брат
брат-ов, Иван — Иван-ов) и -ск- (учитель — учит ель-ск-ий, президент — президент-ск-ий).
Прилагательные, относящиеся к области лексической деривации, производятся от основ прилагательных, существительных, глаголов, наречий, изредка — междометий и местоимений.
Производные от основ имен прилагательных объединяют обычно под названием категории субъективной оценки, так как они совмещают объективное обозначение степени обнаружения признака с его субъективной оценкой говорящим: -оньк-1-еньк-: синий — син-еньк-ий, добрый — добр-еньк-ий, плохой — плох-оньк-ий; -ущ-: черный — черн-ущ-ий, синий — син’-ущ-ий, злой — зл’-ущ-ий; -енн-: страшный — страш-енн-ый, высокий — высоч-енн-ый; -ошенек /-охонек (устар.): чёрный — черн’-ошенек, белый — бел’-ошенек; чёрный — черн’-охонек, белый — бел’-охонек.
Прилагательные с суффиксом -оват- обозначают объективную степень слабости, неполноты проявления признака (ср.: беловатый и беленький>: чёрный — черн- оват-ый, глупый — глуп-оват-ый.
От основ имен существительных одушевленных производятся прилагательные, обозначающие свойственность роду лиц или животных: баран — баран-ий, волк, — волч-ий, заяц — заяч-ий, девица — девич-ий, чиновник — чиновнич-ий; -ин-: пчела — пчел-ин-ый, лошадь — лошад-ин-ый; -ое-: морж — морж-ов-ый, кит — кит-ов-ый, слон — слон-ов-ый; -ск-: солдат — солдат-ск-ий, генерал — генераль-ск-ий.
На базе значения свойственности нередко развивается качественно-характеризующее значение, которое отличает рассматриваемые прилагательные от синтаксических дериватов, ср.: барское отношение, генеральский тон, волчий аппетит.
От основ имен существительных неодушевленных образуются прилагательные с общим значением ‘наделенный тем, что названо производящей основой’: -ат-: горб — горб-ат-ый, усы — ус-ат-ый; -ист-: болото — болот-ист-ый, лес — лес-ист-ый; -чат-: колено — колен-чат-ый, пузырь — пузыр-чат-ый; -лив-: талант — талант-лив-ый, дождь — дожд-лив-ый.
От основ глаголов производятся прилагательные, которые обозначают процессуальные признаки. Наиболее типичны два вида значений: пассивное (‘испытывающий действие, названное производящей основой’) и — реже — активное (‘исполняющий действие, названное производящей основой’). При этом действуют суффиксы: -н-: выдвигать — выдвиж-н-ой, разрезать — разрез-н-ой; -л-: линять — линя-л-ый, гореть — горе-л-ый; -к-: мылить — мыл-к-ий, колоть — кол-к-ий; -уч-/-ач-: шипеть — шип-уч-ий, сидеть — сид’-ач-ий; -чив-: влюбиться — влюб- чив-ый, задуматься — за-дум-чив-ый; -ист-: поджарить — поджар-ист-ый; -чат-: рассыпаться — рассып-чат-ый;
м-: допустить-допусти-м-ый, возбудить-воз-буди-м-ый.
От основ наречий образуются прилагательные с помощью суффикса -н’- и интерфикса -ш-: вчера — вчера-(ш)-н-ий, сегодня — сегодня-(ш)-н-ий. Префиксация — один из самых продуктивных способов словообразования прилагательных. Наиболее Многочисленна категория прилагательных, обозначающих интенсивность, полноту проявления признака: паи- (прилагательное обычно содержит суффикс -ейш-/-айш-): умнейший — наи-умнейший, глупейший — наи-глупейший; пре-: умный — пре-умный, глупый — пре-глупый; чаще в повторах: добрый-предобрый, милый-пре-милый; раз-: веселый — раз-веселый; чаще в повторах: уда-лый-разудалый, потешный-распотешный; пере- (обычно в повторах): тертый-пере-тертый, писаный — пере-писанный; архи-: прозаический — архи-прозаический, благо-родный — архи-благородный; сверх-: молодой — сверх,-молодой, одаренный — сверх-одаренный; супер-: модный — супер-модный, тяжелый — супер-тяжелый; экстра-: новый — экстра-новый, модный — экстра-модный; ультра: оригинальный — ультра-оригинальный, со-временный — ультра-современный.
Другую словообразовательную категорию составляют прилагательные, в которых приставки имеют значение отрицания, противоположности: не-: умный — не-умный, красивый — не-красивый; анти-: гуманный — анти- гуманный, военный — анти-военный; противо-: воспалительный — противо-воспалитель-ный (‘направленный против воспаления’), химический — противо-химический, атомный — противо-атомный (‘на-правленный против химического или атомного оружия’).
Префиксально-суффиксальным способом образуются прилагательные на базе именных и глагольных сочетаний.
Прилагательные, производимые на базе сочетаний существительных с предлогами, преобразуемыми в составе производных в приставки, могут включать разнообразные приставки, а из суффиксов -н- (преимущественно), реже -ое-, -ск- и некоторые другие: без-: без пилота — бес-пилотный, без шума — бес-шумный; вне-: вне завода — вне-заводской, вне земли — вне-земельный; внутри-: внутри института — внутри-институтский, внутри школы — внутри-школьный; до-: до школы — до-школьный, до посева — до-посевный; за-: за бортом — за-бортовой, за рекой — за-реч-ный; меж-: меж планетами — меж-планетный, меж кол-хозами — меж-колхозный; на-: на горе — на-горный, на столе — на-стольный; над-: над глазом — над-глазный. над окном — над-оконный; около-: около звезды — около-звёздный, около солнца — около-солнечный; под-: под вагоном — под-вагонный, под крышей — под-крышный; после-: после полёта — после-полётный, после посе-ва — после-посевный; пред-: перед съездом — пред-съездовский, перед дипломом — пред-дипломный; при-: при тайге — при-таёжный, при реке — при-речной; противо-: против пожара — противо-пожарный, против шума — противо-шумный; чрез-: через ступень — чрес-ступенный, через по-лосу — чрес-полосный.
На базе соединения отрицания не с сочетанием имени существительного с предлогом без образуются имена прилагательные с сложной приставкой небез- и суффиксом -н-. Производное имеет значение неполноты, слабой степени проявления признака: не без пользы-небес-полезный, не без греха — небез-грешпый, не без вреда — небез-вредный. Прилагательные с приставкой небез- отличаются по значению от прилагательных с приставкой без- и отрицанием не-. Ср.: Этот напиток не без-вреден (т. е. вреден, отрицается безвредность напитка) и Этот напиток небезвреден (т. е. вреден в слабой степени).
Прилагательные, образованные префиксально-суффиксальным способом от основ глаголов, образуются с помощью приставки не- и суффиксов -н- и -м-. Производные обозначают ‘невозможность подвергнуться действию’: не- . -н(ый): разорвать — не-разрыв-ный, возвра-тить — не-возврат-ный; не- . -м(ый): исцелить — не- исцели- мый, перено-сить — не-пере но си-мый.
Префиксация в соединении с нулевой суффиксацией используется для производства прилагательных на базе сочетаний предлога без с именами существительными.
Обычно эти существительные называют часть тела человека или животного. Производное обозначает ‘не имеющий того, что названо производящей основой’: без ноги — без-ног-ий, без руки — без-рук-ий, без глаз — без-глаз-ый. Реже производящая основа относится к иному семантическому разряду: без листьев — без-лист-ый, без коры — бес-кор-ый. Возможны однокорневые образования с тем же значением, содержащие в своем составе суффикс (без-лист-ый — без-лист-н-ный, без-язык-ий — без-языч-н-ный).
Способ сложения продуктивен в словообразовании прилагательных. Компоненты сложного прилагательного всегда соединяются с помощью интерфикса ( ).
Способом чистого сложения производятся имена прилагательные, опорный компонент которых является самостоятельным прилагательным. Первый компонент может находиться с опорным в отношении сочинения или подчинения. Обычно в качестве первого компонента выступает основа прилагательного или существительного: профессорск- (о) -преподавательский; хлеб-(о)-булочный, мяс-(о)-молочный, засух-(о)-устой-чивый.
Сложения в соединении с материально выраженной суффиксацией содержат суффиксы -н-, -с/с- и -ое-. Нередко в качестве производящих выступают составные наименования: Дальний Восток-дальневосточный, железная дорога — железнодорожный.
Второй компонент сложения имеет либо тот же суффикс, что и соответствующее простое прилагательное (ср.: комнатный и многокомнатный, годовой — кругло-годовой), либо суффикс -м- (ср.: береговой и право-бережный) .
В качестве опорной может выступать основа существительного (см. примеры выше) или глагола (медеплавильный, победоносный).
Сложение в соединении с нулевой суффиксацией используется для производства прилагательных от тех же субстантивных основ, которые участвуют в производстве прилагательных способом префиксации в соединении с нулевой суффиксацией (типа безногий). В первой части сложения обычно выступает основа имени прилагательного, числительного или наречия, например: синеглазый, краснощёкий, светловолосый, одноухий, мелкоколосый.
Рассматриваемые прилагательные могут иметь тождественные по значению образования с суффиксом -н-: многоголосый — многоголосный.
Сращение используется только в словообразовании имен прилагательных.
Сращения отличаются от сложений тем, что они по своему морфемному составу тождественны синонимичному сочетанию. Однако в отличие от словосочетаний они имеют не свободный, а закрепленный порядок следования частей и единое главное ударение на последнем члене сращения: мало-употребительный, вечно-зелёный, само-пйшущая (о ручке) (ср.: употребительный мало и т. п.).
Источник
Словообразование прилагательных
- Словообразование прилагательных (или адъективное словообразование) — процесс образования производных прилагательных от разных частей речи. Различают несколько видов образования прилагательных:
аффиксные:внутриадъективное словообразование — прежде всего, образование по градационным признакам: желтоватый, пречудесныйпрефиксальный способ: антифашистский, внеклассовый, безвоздушный, довоенный;
префиксально-суффиксальный способ: подслеповатый, обширный;
суффиксальный способ: нашенский;
постфиксный способ (только при образовании местоименных прилагательных): какой-то, чей-то.отсубстантивное и отглагольное образование:префиксально-суффиксальный способ: бессмысленный, безжалостный;
суффиксальный способ: сестрин, компьютерный, завистливый, утешительный;разновидность суффиксации — адъективация: образование деривативов, которые омонимичны причастиям и имеют суффиксы -н-, -нн-, -т- и др., которые входят в основу: мятый, дрессированный, раненый.словообразование от местоимений, числительных и наречий:суффиксальный способ: двойной, тройственный, семеричный; поздний ← поздно, сквозной ← сквозь.безаффиксные и смешанные:сложение: русско-украинский, красноармейский;
сложение с суффиксацией: кофеварочный, чернозёмный;
сращение: сумасшедший, водородсодержащий;
сращение с суффиксацией: потусторонний, благодарный;
сложносоставной способ: какой-никакой.
Связанные понятия
В русском языке части речи делят на самостоятельные и служебные. Каждая самостоятельная часть речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, местоимение, наречие) имеет свои грамматические признаки. Грамматические признаки бывают разными, такие как: непостоянные «время, число, падеж» и постоянные «род, склонение». К самостоятельным относятся существительные, прилагательные, глаголы и так далее. К служебным же относятся предлоги, союзы, частицы.
Флекти́вный строй (от лат. flectivus — гибкий) — устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий — формантов, сочетающих сразу несколько значений. Флективный строй противоположен агглютинативному, в котором каждый формант несёт только одно значение.
Латинский язык имеет развитую систему словоизменения, что особенно проявляется в глагольном спряжении. Образование словоформ происходит путём присоединения окончаний, а словообразование — путём присоединения префиксов и суффиксов.
Источник
Урок русского языка для 4-го класса «Образование прилагательных»
— познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;
— показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.
— расширять лингвистический кругозор учащихся;
— развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.
— формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;
— формировать сознательную дисциплину.
— учебник А. В. Поляковой, 2007 г. 4 кл.;
1) “Имя прилагательное” (дерево-схема);
2) схемы-опоры с рисунками для образования прилаг.: звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый;
— “капли” для поощрения уч-ся.
I. Организационный момент
— С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы.
— Догадайтесь с каким словом (названием месяца) связано чистописание.
Родина этого слова – древний Рим. Оно означает “теплый, солнечный”. Наши предки в древние времена называли этот месяц “цветень” (апрель).
— Запись даты, классной работы.
— Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой А.
— Запишите, продолжив закономерность.
— Прочитайте пословицу, объясните её смысл.
Апрель, апрель – на дворе звенит капель.
— Сегодня за правильные ответы вы будете получать капельки, количество которых к концу урока покажут уровень вашей работы.
— Спишите. Подчеркните орфограммы.
— Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак)
— Как оно называлось? (Двенадцать месяцев)
III. Словарно-орфографическая работа
— Запишите названия всех двенадцати месяцев в тетрадь.
— Прочитайте орфографически, 1 отвечает.
1. Проверка домашнего задания №4 (с.72, упр.328) – разбор по частям речи и членам предложения (заранее подготовленный ученик).
2. Индивидуальная работа по карточкам (во время проверки д/з).
У доски работают два ученика.
— Просклоняйте: широкие просторы, апрельские деньки.
V. Работа над темой
1. Наблюдение над образованием имен прилагательных (презентация).
— Прочитайте (слайд №1):
ГЛУХО, НОЧНАЯ, ЗАСВЕТЛО, СНОВА, ЗИМНИЙ, АПРЕЛЬСКИЙ
— На какие две группы можно разделить данные слова? Запишите. (По частям речи имена прилагательные и наречия.)
— Сравните прилагательные и наречия по составу слова. (В прилагательных есть основа и окончание, а у наречий только основа.)
— А от какой части речи образовались эти наречия? (От имен прилагательных.)
— А как образуются наречия? (С помощью суффиксов и приставок.)
— Что вы знаете о правописании наречий? (В наречиях с приставкам из-, до- на конце а, с приставками в-, на-, за- пишется о.)
— Сравните способы образования наречий и прилагательных. Выделите основу у прилагательных.
— Как же образованы данные прилагательные? (От основ имен существа тельных: ночь, зима, апрель с помощью суффиксов -н, -ск.) (слайд №2).
Постановка цели урока.
— Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?
(Сегодня на уроке поговорим об образовании имен прилагательных. Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных)
(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”) (слайд №2)
— Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.
(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально) (слайд №3)
У: На какой почве выросли имена прилагательные зимний, ночная, апрельский? Какой способ образования мы рассмотрели?
Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса -ск- и -н- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск- и -н-) (слайд №4).
У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?
Д: Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.
У: Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в паре.
На доске схемы с рисунками (слайд №5): Рисунок 2
У детей запись в тетрадях, 2 на пленке:
При проверке используется оверхед проектор.
У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?
Д: Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.
У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?
Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.
У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.
Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.
У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”
(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы) (слайд №6).
У: А теперь прочитайте правило на стр. 74 в учебнике и сравните с нашим выводом.
Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов: -ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).
(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)
VI. Физкультминутка для глаз (мультим. проектор)
1. Образование прилагательных. Стр. 74, упр. 331.
— С помощью какого суффикса образованы прилагательные?
— Чем отличаются основы прилагательных и основы имен существительных? (У прилагательных в основу входит суффикс)
— Чем похожи основы? (Корнем)
2. Игра “Предмет — признак”.
— От данных имен существительных образуйте имена прилагательные. Река, вкус, ужас, скука, место, грусть, капуста, кость, радость.
3. Придумайте по 2 имени прил. к каждой схеме:
VIII. Домашнее задание
— Как образуются имена прилагательные? (Ответы уч-ся) (слайд №7).
Индивидуальная работа (работа на карточках для сильных уч-ся).
— Разберите слова по составу.
Июльский, дорожная, речной, футбольного, гористая.
Источник