Меню

От существительных образуйте глагол с частицей ся



Олимпиада по русскому языку — 4 класс
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме

Олимпиада по русскому языку — 4 класс

Скачать:

Вложение Размер
olimpiada_po_russkomu_yazyku_-_4_klass.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

2. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение : по шоссе — …., об Отчизне — … .

Ответ : по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ : мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл

4. Распределите слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла

А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.

Водитель, водит, шофёр, таксист

Б) по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит

Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток

5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок..

Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла

6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7 баллов

Максимальное количество баллов – 23.

Олимпиада по русскому языку

4 класс II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.

Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(С) горы (с) бежал поток проворный.

Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.

Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла

2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка

Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка 4 балла

3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”

Водокачка, водопой, водоворот – от “вода” 2 балла

4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

Ответ : стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

5. Замените одним словом:

Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

Ответ: пассажир 1 балл

6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Килограммы — … апельсины — … сапоги — … помидоры — … ботинки — …

Ответ : килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.

Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла

9. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

Ответ: подснежники 1 балл

10. Объясните значение выражений:

Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.

Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;

работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла

Максимальное количество баллов – 28

Контрольные срезы в начальной школе __________________ МОУ СОШ №107

Источник

От существительных образуй глаголы с частицей ся . пояс , правда , свет , Земля , Луна , свобода ​

Ответ:

Бывает, в бору, золотисто-рыжей, сосны, соснового, выпадает, заметит, зарянка, кора, у сосны, натаскает, выстроит, выпрыгнет, начинает.

Материнская любовь: инстинктивная не являющаяся зовом для размножения привязанность, выражается в заботе, охране, обучении, обеспечении всем необходимым.

Жизненные ценности: они у каждого свои, у кого-то это семья, у кого-то деньги, каждый ценит то что ему ближе, что ему роднее.

Нравственный выбор: Является непосредственным и независимым от чужой точки зрения выбор той или иной деятельности,религии, политики, предпочтений в чем угодно

2) кречет-редкая птица,которую не увидишь в зоопарках

как правило,они отличаются высокими качествами,ибо сама природа позаботилась об их сортировке по размерам составляющих частиц.-сложноподчиненное предложение,союз ибо

1 наплескавшись вдоль и попрыгав с перевернутого ржавого кузова, неведомо как очутившегося в озере,мальчишки устроились с удочками возле камышей.
2.дом должен быть теплым,это бесспорно и весьма актуально для северо-запада россии. добиться этого можно разными способами,например,с помощью теполоизоляции.
3.удивительные дни путешествия по южному уралу,каждый из которых был наполнен незабываемыми впечатлениями,запомнились мне на всю жизнь.
4. Места в этом районе действительно интересные и ,если у вас достаточно времени ,то мы можем спуститься в пещеру,рисунки на стенах которой относят к эпохе неолита.

Источник

Глаголы с частицей -СЯ (Verbi riflessivi)

Глаголы с частицей –СЯ (Verbi riflessivi)

В русском языке имеется большое количество глаголов с возвратной частицей –СЯ (-СЬ) на конце, которая образовалась от старой формы возвратного местоимения СЕБЯ.

La particella –ся non и altro che l’antica forma breve del pronome riflessivo СЕБЯ (caso accusativo). Col passare del tempo –СЯ si и poi fuso col verbo formando insieme ad esse un’unica parola, mentre il vecchio significato riflessivo и rimasto solo in alcuni dei verbi aaventi la particella –СЯ.

Я учу|сь Мы учим|ся Он учил|ся

Ты учишь|ся Вы учите|сь Она учила|сь

Он/она учит|ся Они учат|ся Они учили|сь

. После глаголов с частицей — СЯ никогда НЕ употребляется прямой объект: существительное в винительном и родительном падеже без предлога.

Елена учится очень хорошо, а Вася учится очень плохо. Елена интересуется литературой. В школе учиться легко. В университете надо много заниматься. Студенты хорошо учатся.

Преподаватель учит (кого?) . студентов/ Анну/ Михаила. (В. п.)

Студенты учат (что?) . русский язык/ новые слова/ экономику. (В. п.)

Глаголы с частицей –СЯ делятся на несколько групп:

1 группа. Собственно-возвратные глаголы: действие направлено на действующее лицо (т. е. возвращается к нему). Значение частицы –СЯ здесь равно значению СЕБЯ.

Мальчик одевается. (одевает себя)

Девочка умывается. (умывает себя)

Мама причёсывается. (причёсывает себя)

Мыться/вымыться и помыться

Упражнение 1. Дополните предложения, выбрав из колонки справа глаголы в нужной форме.

1.Не забудь…посуду. Вымыть-мыться

2.После тренировки я с удовольствием…под душем. Вымыть-мыться

3.Я люблю…в море в любую погоду. Купать-купаться

4. Мама. ребёнка. Купать-купаться

4.Проходите, пожалуйста,… Раздевать-раздеваться

5.Мария … полотенцем, а затем высушила волосы феном Вытирать — вытираться

6. Николай не любит … Брить — бриться

7.Ты думаешь, она натуральная блондинка? Она… волосы. Красить – краситься

8.Она абсолютно не пользуется косметикой и никогда не… . Красить – краситься

2 группа. Взаимно-возвратные глаголы: одно и то же действие совершается двумя (или несколькими) лицами. При этом каждое лицо совершает действие и принимает на себя действие.

Подруги встречаются. (Катя встречает Аню, Аня встречает Катю.)

Подруги обнимаются. (Катя обнимает Аню, Аня обнимает Катю.)

Подруги переписываются. (Катя пишет Ане письмо, Аня пишет Кате письмо.)

Влюблённые целуются. (Михаил целует Марину, Марина целует Михаила.)

Мириться/помириться far pace

Советоваться /посоветоваться prendere consiglio

Упражнение 1. Переведите предложения.

1. Я и Виктор договорились в четверг пойти в бассейн. 2. Я и Наташа часто видимся у наших общих знакомых. 3. Я и Андрей расстались на целое лето. 4. Прощаясь, я и Марина обменялись адресами. 5. После спектакля я и Наташа поделились впечатлениями о пьесе. 6. Я познакомился с Виктором и с Еленой в Испании на конференции. 7. Я давно не виделся с Андреем и с его братом. 8. Я скоро должна встретиться со своими однокурсниками. 9. Аня, почему ты поссорилась с подругами?

Не все глаголы со значением взаимности имеют частицу –СЯ

Разговаривать (с кем?)

Беседовать (с кем?)

Для выражения взаимности можно употребить сочетание «друга друга»:

Знать друг друга

Любить друг друга

Ненавидеть друг друга

Уважать друг друга

Доверять друг другу

Помогать друг другу

Мешать друг другу

Писать друг другу

3 группа. Общевозвратные глаголы, в которых частица –СЯ не меняет основное значение глагола. Эти глаголы обозначают:

А) Различные изменения в движении, положении и состоянии:

Подниматься/подняться salire, alzarsi

Уменьшаться/уменьшиться diminuire, ridursi

Увеличиваться/увеличиться aumentare, accrescersi

Изменяться/ измениться mutarsi

Улучшаться/ улучшиться migliorare

Ускоряться\ ускориться accelerare, diventare piщ veloce

Только говоря об одушевлённом лице, используют глаголы:

восхищаться/восхититься restare ammirato

Упражнение 1. Закончите предложения.

1. По радио объявили, что погода днём улучшится, а к опять вечеру … . 2. Интерес к этой проблеме не уменьшился, а, наоборот, … . 3.. 4. Состояние больного то улучшалось, то снова … . 5. В этом месте река неожиданно сужается, а потом снова … . 6. За последние годы численность населения в этом районе не увеличилась, а, наоборот, … . 7. Скорость машины то уменьшалась, то … . 8. У меня есть проблема – на экзамене я всегда … . 9. Обычно на вечеринках люди … , никто не … . 10. Когда мой лучший друг купил новую машину, я очень …

Упражнение 2. Прочитайте и перескажите текст, употребляя выделенные слова.

Число природных, некрашеных блондинок в мире постоянно уменьшается. Учёные считают, что причина в том, что изменился пищевой рацион. В странах Балтийского региона, за последние сорок лет снизилось потребление рыбы, которая традиционно была в меню жителей этих стран.

Б) начало, продолжение и конец какого-либо явления или действия:

Лекция начинается в 9 часов. (Профессор начинает лекцию в 9 часов)

Спектакль продолжается уже 2 часа. (Мы продолжаем смотреть спектакль)

Фильм кончился в 9 часов. (Когда мы кончили смотреть фильм, мы все вместе поужинали)

Упражнение 1. Выберете глагол из данных в скобках и поставьте его в нужную форму.

1. Сериал «Игра престолов» (продолжать/ продолжаться) уже несколько лет. 2. Лекции в университете (закончить/заканчиваться) в 18:30. 3. Анна, не могла бы ты мне сказать, когда (начинать/начинаться) первый семестр в твоём университете? 4. Обычно театральный сезон (начинать/начинаться) осенью, а (кончать/кончаться) весной. 5. Лето (кончиться/кончить).

Группа 4. Глаголы, которые без – СЯ не употребляются

Стараться/постараться cercare di

Гордиться essere fiero di

Упражнение 1. Закончите предложения:

1. Я смеюсь, когда…

2. Я улыбаюсь, когда…

3. Я боюсь, когда…

4. Я волнуюсь, когда…

5. Я сержусь, когда…

6. Я надеюсь, что…

7. Я просыпаюсь, когда

5 группа. Безличные глаголы, обозначающие состояние, не зависящие от лица:

Случается succede, accade

Смеркается si fa notte

Нездоровится essere indisposto

Глагол в личной форме Глагол в безличной форме

Я не хочу есть суп. Хочу торт. Мне не хочется есть суп, хочется торт.

Я плохо себя чувствую. Мне что-то нездоровится.

Я ещё не сплю. Я смотрю телевизор Мне не спится, хотя уже час ночи.

Упражнение 1. Переделайте предложения по образцу.

Образец: Ночью я не спал. — Ночью мне не спалось.

Ребёнок не сидит на месте. 2. Вчера я не работал. 3. Я хочу поехать в город. 4. Я думаю, что это решение неправильно. 4. Я не верю, что ты прочитал «Войну и мир» до конца.

6 группа. С частицей — СЯ употребляются глаголы в страдательных оборотах речи.

Автор публикует роман впервые.
Роман публикуется (автором) впервые.

Упражнение 1. Поставьте гдагол в нужную форму по образцу.

Образец: Рабочие строят дома. – Дома строятся рабочими. (Т. п.)

Я не знаю, как надо писать это слово. — Я не знаю, как пишется это слово.

1.Студенты изучают физику. 2. Наша фабрика производит мебель. 3. Журналист читает новости по телевизору. 4. Я готовлю для всех ужин. 5. Наш дом строят рабочие. 6. Директор будет изучать этот вопрос. 7. Я знаю, как надо готовить ризотто с грибами. 8. Как это слово надо писать по-итальянски? 9. Картину надо вешать на стену. 10. Эту проблему будет изучать специальная комиссия. 11. Это слово надо читать по-другому. 12. Магазин открывали рано утром.

1. Прочитайте предложения. Определите в глаголах значение частицы –СЯ.

1.С моим другом я познакомился в университете. 2. Когда я сдаю экзамены, я волнуюсь. 3. В 19 веке в Петербурге создавались великие архетиктурные ансамбли. 4. Обычно после лекции мы занимаемся в библиотеке. 5. По вечерам на улице становится холодно. 6. Давай встретимся завтра в два часа. 7. Русский музей открылся для посетителей в тысяча восемьсот девяносто восьмом году. 8. Этот вопрос рассматривался на совещании в прошлую пятницу. 9. Мой друг очень обиделся на меня. Сегодня утром, когда он проходил мимо, он не поздоровался со мной. 10. Я всегда смеюсь, когда смотрю комедии, а ты?

2. Вместо точек вставьте один из глаголов, данных в скобках.

1. Я работаю в школе, . детей математике. Я. в университете на втором курсе. (учу – учусь)

2. Он вошёл в подъезд и быстро. на пятый этаж. Он. голову и внимательно посмотрел на нас. (поднял – поднялся).

3. Он. всему, как ребёнок. Погода в этом году нас не. , всё время идут дожди. (радует – радуется).

4. Моя мама всегда. , если я прихожу домой поздно. Меня. его здоровье, последнее время он часто болел. (волнует – волнуется) .

5. Я думаю, надо. такси, мы опаздываем. Такси должно. напротив вашего дома. (остановить – остановиться)

3.Прочитайте предложения, используя один из глаголов, данных в скобках, в нужном лице и числе в форме настоящего или прошедшего времени. Помните, что от глаголов совершенного вида настоящее время образовать нельзя.

1.Спектакль (закончить, закончиться) в девять часов. 2. Я быстро (одеть, одеться) и вышел на улицу. 3. Когда я (возвращать, возвращаться) домой, пошёл дождь. 4. Если ты (интересоваться, интересовать) биологией, обязательно прочитай эту книгу. 5. Мои планы на будущее (изменить, измениться). 7. – Я хочу (познакомить, познакомиться) тебя с моим другом. – Очень приятно. (познакомить, познакомиться). 8. Мне нужно (возвратить, возвратиться) эту книгу в библиотеку. 9. – Ты видел Андрея? – Нет, мы с ним не (встретить, встретиться). 10. Лучше один раз (увидеть, увидеться), чем сто раз услышать. 11. В конце мая занятия в университете (закончить, закончиться), и (начать, начаться) экзамены.

Источник

Читайте также:  Глагол повелительного наклонения это что

от существительных образуйте глагол с частицей ся



От существительных образуй глаголы с частицей ся . пояс , правда , свет , Земля , Луна , свобода ​

Ответ:

Бывает, в бору, золотисто-рыжей, сосны, соснового, выпадает, заметит, зарянка, кора, у сосны, натаскает, выстроит, выпрыгнет, начинает.

Материнская любовь: инстинктивная не являющаяся зовом для размножения привязанность, выражается в заботе, охране, обучении, обеспечении всем необходимым.

Жизненные ценности: они у каждого свои, у кого-то это семья, у кого-то деньги, каждый ценит то что ему ближе, что ему роднее.

Нравственный выбор: Является непосредственным и независимым от чужой точки зрения выбор той или иной деятельности,религии, политики, предпочтений в чем угодно

2) кречет-редкая птица,которую не увидишь в зоопарках

как правило,они отличаются высокими качествами,ибо сама природа позаботилась об их сортировке по размерам составляющих частиц.-сложноподчиненное предложение,союз ибо

1 наплескавшись вдоль и попрыгав с перевернутого ржавого кузова, неведомо как очутившегося в озере,мальчишки устроились с удочками возле камышей.
2.дом должен быть теплым,это бесспорно и весьма актуально для северо-запада россии. добиться этого можно разными способами,например,с помощью теполоизоляции.
3.удивительные дни путешествия по южному уралу,каждый из которых был наполнен незабываемыми впечатлениями,запомнились мне на всю жизнь.
4. Места в этом районе действительно интересные и ,если у вас достаточно времени ,то мы можем спуститься в пещеру,рисунки на стенах которой относят к эпохе неолита.

Источник

Олимпиада по русскому языку — 4 класс
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме

Олимпиада по русскому языку — 4 класс

Скачать:

Вложение Размер
olimpiada_po_russkomu_yazyku_-_4_klass.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

2. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение : по шоссе — …., об Отчизне — … .

Ответ : по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ : мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл

4. Распределите слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла

А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.

Водитель, водит, шофёр, таксист

Б) по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит

Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток

5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок..

Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла

6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7 баллов

Максимальное количество баллов – 23.

Олимпиада по русскому языку

4 класс II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.

Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(С) горы (с) бежал поток проворный.

Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.

Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла

2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка

Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка 4 балла

3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”

Водокачка, водопой, водоворот – от “вода” 2 балла

4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

Ответ : стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

5. Замените одним словом:

Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

Ответ: пассажир 1 балл

6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Килограммы — … апельсины — … сапоги — … помидоры — … ботинки — …

Ответ : килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.

Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла

9. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

Ответ: подснежники 1 балл

10. Объясните значение выражений:

Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.

Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;

работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла

Максимальное количество баллов – 28

Контрольные срезы в начальной школе __________________ МОУ СОШ №107

Источник

Глаголы с частицей -СЯ (Verbi riflessivi)

Глаголы с частицей –СЯ (Verbi riflessivi)

В русском языке имеется большое количество глаголов с возвратной частицей –СЯ (-СЬ) на конце, которая образовалась от старой формы возвратного местоимения СЕБЯ.

La particella –ся non и altro che l’antica forma breve del pronome riflessivo СЕБЯ (caso accusativo). Col passare del tempo –СЯ si и poi fuso col verbo formando insieme ad esse un’unica parola, mentre il vecchio significato riflessivo и rimasto solo in alcuni dei verbi aaventi la particella –СЯ.

Я учу|сь Мы учим|ся Он учил|ся

Ты учишь|ся Вы учите|сь Она учила|сь

Он/она учит|ся Они учат|ся Они учили|сь

. После глаголов с частицей — СЯ никогда НЕ употребляется прямой объект: существительное в винительном и родительном падеже без предлога.

Елена учится очень хорошо, а Вася учится очень плохо. Елена интересуется литературой. В школе учиться легко. В университете надо много заниматься. Студенты хорошо учатся.

Преподаватель учит (кого?) . студентов/ Анну/ Михаила. (В. п.)

Студенты учат (что?) . русский язык/ новые слова/ экономику. (В. п.)

Глаголы с частицей –СЯ делятся на несколько групп:

1 группа. Собственно-возвратные глаголы: действие направлено на действующее лицо (т. е. возвращается к нему). Значение частицы –СЯ здесь равно значению СЕБЯ.

Мальчик одевается. (одевает себя)

Девочка умывается. (умывает себя)

Мама причёсывается. (причёсывает себя)

Мыться/вымыться и помыться

Упражнение 1. Дополните предложения, выбрав из колонки справа глаголы в нужной форме.

1.Не забудь…посуду. Вымыть-мыться

2.После тренировки я с удовольствием…под душем. Вымыть-мыться

3.Я люблю…в море в любую погоду. Купать-купаться

4. Мама. ребёнка. Купать-купаться

4.Проходите, пожалуйста,… Раздевать-раздеваться

5.Мария … полотенцем, а затем высушила волосы феном Вытирать — вытираться

6. Николай не любит … Брить — бриться

7.Ты думаешь, она натуральная блондинка? Она… волосы. Красить – краситься

8.Она абсолютно не пользуется косметикой и никогда не… . Красить – краситься

2 группа. Взаимно-возвратные глаголы: одно и то же действие совершается двумя (или несколькими) лицами. При этом каждое лицо совершает действие и принимает на себя действие.

Подруги встречаются. (Катя встречает Аню, Аня встречает Катю.)

Подруги обнимаются. (Катя обнимает Аню, Аня обнимает Катю.)

Подруги переписываются. (Катя пишет Ане письмо, Аня пишет Кате письмо.)

Влюблённые целуются. (Михаил целует Марину, Марина целует Михаила.)

Мириться/помириться far pace

Советоваться /посоветоваться prendere consiglio

Упражнение 1. Переведите предложения.

1. Я и Виктор договорились в четверг пойти в бассейн. 2. Я и Наташа часто видимся у наших общих знакомых. 3. Я и Андрей расстались на целое лето. 4. Прощаясь, я и Марина обменялись адресами. 5. После спектакля я и Наташа поделились впечатлениями о пьесе. 6. Я познакомился с Виктором и с Еленой в Испании на конференции. 7. Я давно не виделся с Андреем и с его братом. 8. Я скоро должна встретиться со своими однокурсниками. 9. Аня, почему ты поссорилась с подругами?

Не все глаголы со значением взаимности имеют частицу –СЯ

Разговаривать (с кем?)

Беседовать (с кем?)

Для выражения взаимности можно употребить сочетание «друга друга»:

Знать друг друга

Любить друг друга

Ненавидеть друг друга

Уважать друг друга

Доверять друг другу

Помогать друг другу

Мешать друг другу

Писать друг другу

3 группа. Общевозвратные глаголы, в которых частица –СЯ не меняет основное значение глагола. Эти глаголы обозначают:

А) Различные изменения в движении, положении и состоянии:

Подниматься/подняться salire, alzarsi

Уменьшаться/уменьшиться diminuire, ridursi

Увеличиваться/увеличиться aumentare, accrescersi

Изменяться/ измениться mutarsi

Улучшаться/ улучшиться migliorare

Ускоряться\ ускориться accelerare, diventare piщ veloce

Только говоря об одушевлённом лице, используют глаголы:

восхищаться/восхититься restare ammirato

Упражнение 1. Закончите предложения.

1. По радио объявили, что погода днём улучшится, а к опять вечеру … . 2. Интерес к этой проблеме не уменьшился, а, наоборот, … . 3.. 4. Состояние больного то улучшалось, то снова … . 5. В этом месте река неожиданно сужается, а потом снова … . 6. За последние годы численность населения в этом районе не увеличилась, а, наоборот, … . 7. Скорость машины то уменьшалась, то … . 8. У меня есть проблема – на экзамене я всегда … . 9. Обычно на вечеринках люди … , никто не … . 10. Когда мой лучший друг купил новую машину, я очень …

Упражнение 2. Прочитайте и перескажите текст, употребляя выделенные слова.

Число природных, некрашеных блондинок в мире постоянно уменьшается. Учёные считают, что причина в том, что изменился пищевой рацион. В странах Балтийского региона, за последние сорок лет снизилось потребление рыбы, которая традиционно была в меню жителей этих стран.

Б) начало, продолжение и конец какого-либо явления или действия:

Лекция начинается в 9 часов. (Профессор начинает лекцию в 9 часов)

Спектакль продолжается уже 2 часа. (Мы продолжаем смотреть спектакль)

Фильм кончился в 9 часов. (Когда мы кончили смотреть фильм, мы все вместе поужинали)

Упражнение 1. Выберете глагол из данных в скобках и поставьте его в нужную форму.

1. Сериал «Игра престолов» (продолжать/ продолжаться) уже несколько лет. 2. Лекции в университете (закончить/заканчиваться) в 18:30. 3. Анна, не могла бы ты мне сказать, когда (начинать/начинаться) первый семестр в твоём университете? 4. Обычно театральный сезон (начинать/начинаться) осенью, а (кончать/кончаться) весной. 5. Лето (кончиться/кончить).

Группа 4. Глаголы, которые без – СЯ не употребляются

Стараться/постараться cercare di

Гордиться essere fiero di

Упражнение 1. Закончите предложения:

1. Я смеюсь, когда…

2. Я улыбаюсь, когда…

3. Я боюсь, когда…

4. Я волнуюсь, когда…

5. Я сержусь, когда…

6. Я надеюсь, что…

7. Я просыпаюсь, когда

5 группа. Безличные глаголы, обозначающие состояние, не зависящие от лица:

Случается succede, accade

Смеркается si fa notte

Нездоровится essere indisposto

Глагол в личной форме Глагол в безличной форме

Я не хочу есть суп. Хочу торт. Мне не хочется есть суп, хочется торт.

Я плохо себя чувствую. Мне что-то нездоровится.

Я ещё не сплю. Я смотрю телевизор Мне не спится, хотя уже час ночи.

Упражнение 1. Переделайте предложения по образцу.

Образец: Ночью я не спал. — Ночью мне не спалось.

Ребёнок не сидит на месте. 2. Вчера я не работал. 3. Я хочу поехать в город. 4. Я думаю, что это решение неправильно. 4. Я не верю, что ты прочитал «Войну и мир» до конца.

6 группа. С частицей — СЯ употребляются глаголы в страдательных оборотах речи.

Автор публикует роман впервые.
Роман публикуется (автором) впервые.

Упражнение 1. Поставьте гдагол в нужную форму по образцу.

Образец: Рабочие строят дома. – Дома строятся рабочими. (Т. п.)

Я не знаю, как надо писать это слово. — Я не знаю, как пишется это слово.

1.Студенты изучают физику. 2. Наша фабрика производит мебель. 3. Журналист читает новости по телевизору. 4. Я готовлю для всех ужин. 5. Наш дом строят рабочие. 6. Директор будет изучать этот вопрос. 7. Я знаю, как надо готовить ризотто с грибами. 8. Как это слово надо писать по-итальянски? 9. Картину надо вешать на стену. 10. Эту проблему будет изучать специальная комиссия. 11. Это слово надо читать по-другому. 12. Магазин открывали рано утром.

1. Прочитайте предложения. Определите в глаголах значение частицы –СЯ.

1.С моим другом я познакомился в университете. 2. Когда я сдаю экзамены, я волнуюсь. 3. В 19 веке в Петербурге создавались великие архетиктурные ансамбли. 4. Обычно после лекции мы занимаемся в библиотеке. 5. По вечерам на улице становится холодно. 6. Давай встретимся завтра в два часа. 7. Русский музей открылся для посетителей в тысяча восемьсот девяносто восьмом году. 8. Этот вопрос рассматривался на совещании в прошлую пятницу. 9. Мой друг очень обиделся на меня. Сегодня утром, когда он проходил мимо, он не поздоровался со мной. 10. Я всегда смеюсь, когда смотрю комедии, а ты?

2. Вместо точек вставьте один из глаголов, данных в скобках.

1. Я работаю в школе, . детей математике. Я. в университете на втором курсе. (учу – учусь)

2. Он вошёл в подъезд и быстро. на пятый этаж. Он. голову и внимательно посмотрел на нас. (поднял – поднялся).

3. Он. всему, как ребёнок. Погода в этом году нас не. , всё время идут дожди. (радует – радуется).

4. Моя мама всегда. , если я прихожу домой поздно. Меня. его здоровье, последнее время он часто болел. (волнует – волнуется) .

5. Я думаю, надо. такси, мы опаздываем. Такси должно. напротив вашего дома. (остановить – остановиться)

3.Прочитайте предложения, используя один из глаголов, данных в скобках, в нужном лице и числе в форме настоящего или прошедшего времени. Помните, что от глаголов совершенного вида настоящее время образовать нельзя.

1.Спектакль (закончить, закончиться) в девять часов. 2. Я быстро (одеть, одеться) и вышел на улицу. 3. Когда я (возвращать, возвращаться) домой, пошёл дождь. 4. Если ты (интересоваться, интересовать) биологией, обязательно прочитай эту книгу. 5. Мои планы на будущее (изменить, измениться). 7. – Я хочу (познакомить, познакомиться) тебя с моим другом. – Очень приятно. (познакомить, познакомиться). 8. Мне нужно (возвратить, возвратиться) эту книгу в библиотеку. 9. – Ты видел Андрея? – Нет, мы с ним не (встретить, встретиться). 10. Лучше один раз (увидеть, увидеться), чем сто раз услышать. 11. В конце мая занятия в университете (закончить, закончиться), и (начать, начаться) экзамены.

Источник

Читайте также:  Русский язык окончания глаголов повелительного наклонения