Меню

Отглагольные прилагательные список слов



Отглагольные прилагательные

Что такое отглагольные прилагательные?

В русском языке отглагольными прилагательными называют прилагательные, образованные от глагольной основы с помощью суффиксов -л-, -тельн-, -ач- (-яч-), -уч- (-юч-), н.

Чем отличаются причастия и отглагольные прилагательные?

В отличие от причастий, отглагольные прилагательные утратили залоговое и видовременное значения, а также глагольное управление (признак, свойственный адъективированным причастиям):

  • Отглагольным прилагательным присуще значение постоянного признака, употребляются они без зависимых слов.
  • Причастиям свойственен длящийся во времени, активный признак, могут использоваться с зависимыми словами.

Правописание отглагольных прилагательных и причастий

Особенности написания -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных:

  • В полных и кратких формах отглагольных прилагательных, которые образованы от бесприставочных глаголов НСВ, пишется -н- (стираный, жареный, глаженый). Исключения: виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный.
  • В отглагольных прилагательных с суффиксами -ованый, (-еванный) пишется -нн- (балованный, корчеванный, рискованный).
  • В полных формах причастий СВ и причастий с зависимыми словами пишется -нн-, в кратких формах – всегда -н- (решенный, исправленный ручкой, проработан).

Источник

Отглагольные прилагательные (с примерами)

Отглагольные прилагательные – это одна из разновидностей частей речи. Употребление таких слов вызывает массу вопросов и трудностей в понимании и правописании. Следует разобраться с тем, что собой представляют отглагольные прилагательные и как отличить их от причастий, чтобы не допустить ошибки.

С прилагательным как частью речи знаком каждый школьник. Прилагательное выражает признак предмета. Они могут быть образованы от существительных или ни от чего не образованными, то есть – производными. Например:

  • сильный – образовано от существительного «сила»;
  • красный – производное прилагательное, не образовано от какого-либо слова.

Отглагольными называются те прилагательные, которые обозначают связанный с каким-либо действием признак предмета. То есть вместо того, чтобы сказать «те овощи, которые сварили», можно употребить словосочетание «вареные овощи». В данном случае «вареные» — будет отглагольным прилагательным.

Примеры отглагольных прилагательных: летательный (от «летать»), сушёный (от «сушить»), сыпучий (от «сыпать»), рваный (от «рвать»).

Но не все так просто. Ведь отглагольные прилагательные в русском языке легко можно спутать с причастиями, которые также обозначают признак предмета, связанный с действием. Различить эти две части речи можно по смысловым, морфологическим и синтаксическим признакам, исходя из контекста, в котором они употреблены. От одного глагола возможно образовать как причастие, так и отглагольное прилагательное. Например, словосочетание «вареные овощи» несколько отличается по смыслу от выражения «сваренные в бульоне овощи». В последнем случае слово «сваренные» будет являться причастием.

Как же не допускать ошибки в определении частей речи? Как правильно понять, где отглагольное прилагательное, а где – причастие?

Существует несколько правил для различий между двумя частями речи:

  1. Причастие – это форма глагола. Поэтому он легко заменяется оборотом с глаголом, его образовавшего. Например, приехавший солдат – солдат, который приехал.
  2. Прилагательные можно заменить другими прилагательными-синонимами. Например, вместо «блестящее выступление» можно сказать «великолепное выступление». Но «блестящее от солнца платье» нельзя заменить на «великолепное от солнца платье». В данном случае «блестящее» будет причастием. А его можно заменить только на другое причастие, но никак не на прилагательное – «сверкающее от солнца платье».
  3. Прилагательные не могут иметь зависимых слов. В то время как причастия часто имеют зависимые слова. Например «ношеный костюм» – словосочетание с отглагольным прилагательным. А «ношенный тобой костюм» – с причастием. В данном случае слово «ношенный» имеет зависимое слово «тобой», отвечающее на вопрос «кем»?
  4. Прилагательные выражают тот признак предмета, который является постоянным. Например, «надутая шина» – шина, которую надули, является надутой.
  5. Причастие же обозначает признак предмета по завершенному или незавершенному действию. Например, «танцующий мальчик» – мальчик, который танцует, но еще не станцевал до конца.

Правописание отглагольных прилагательных и причастий также вызывает некоторые затруднения. В каких словах пишутся две буквы «н», а в каких – одна?

  1. В прилагательных, которые образованы от глаголов несовершенного вида, пишется одна буква «н». Например: вареный, жареный, стираный. Исключения составляют слова: желанный, считанный, слыханный, виданный, деланный, нежданный, виденный.
  2. В прилагательных, употребляющихся с суффиксом –ованный или –еванный пишется две буквы «нн». Например: балованный, рискованный.
  3. В причастиях полной формы совершенного вида и в причастиях, имеющих зависимое слово, всегда пишется «нн»: решенный, жаренный в масле. В кратких формах причастие пишется с одной «н»: священ, проработан.

Отглагольные прилагательные – та часть речи, при употреблении которой можно допустить множество ошибок. Чтобы этого не сделать, нужно уметь отличать их от причастий и знать правила правописания.

Источник

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия?

Отглагольные прилагательные — это особенная группа внутри прилагательных и причастий, которая создает большие трудности в понимании и выборе правописания. Попробуем разобраться.

Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего они имеют непроизводную основу (т.е. ни от чего не образованы) или образованы от существительных.

  • Робкий — прилагательное, непроизводное,
  • Солнечный — образовано от существительного солнце.

Причастие обозначает признак, привязанный к действию. Бегущий — от глаг. бежать.

А отглагольные прилагательные — особенные слова, которые могут обозначать самостоятельный признак предмета, связанный с действием. Каким образом?

Тут следует учесть, что похожие на отглагольные прилагательные причастия (а это страдательные причастия прошедшего времени) всегда образуются от глаголов совершенного вида, т.е. обозначают признак уже совершенного над ними действия:

  • Решённая задача ← задача, которую уже решили,
  • Написанное сочинение ← сочинение, которое написали и т.д.

А вот слова, которые принято называть отглагольными прилагательными, образованы от глаголов несовершенного вида.

  • Печёный пирог ← пирог, который пекли (печь, несов. вид).
  • Жареная рыба ← рыба, которую жарили ( жарить, несов. вид) и т.д.

Казалось бы, они должны обозначать действие, которое имеет ещё не завершенный результат. Но на самом деле печёный (пирог) и жареная (рыба) — это процессы (действия), которые уже завершены. Значит, прямой зависимости между глаголом несовершенного вида и отглагольным прилагательным нет. И слово указывает на уже завершённый процесс. Вот такие слова и принято называть отглагольными прилагательными.

Теперь разберёмся с их написанием.

Правило гласит, что у отглагольных прилагательных в суффиксе пишется одна буква Н:

  • Сушёные грибы, мороженые овощи, тушёные овощи и т.п.

Наоборот, у причастий, похожих на отглагольные прилагательные, в суффиксах пишется две буквы НН:

  • тушёНые овощи и тушёННые для гарнира овощи,
  • или: морожеНые ягоды и заморожеННые ягоды.

Попробуем свести всю эту информацию в обобщающую материал таблицу.

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия. Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Таблица

Отличительные признаки

Отглагольное прилагательное (пишется одна Н)

Причастие (пишется НН)

Исключения

Наличие приставки

Нет

морожеНые ягоды

тушеНая капуста

Да

заморожеННые ягоды, продумаННый ответ

(отглагольные прилагательные без приставки, кроме не-)

невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, желанный, священный, нечаянный, чеканный (шаг), деланный (вид), жеманный,

смышленый (прич.)

названый (прич.)

Наличие зависимых слов

нет

сушёНые грибы

есть

сушёННые на зиму грибы

Образованы от глагола совершенного вида

нет

да

решёННая задача

(от глаг. решить (сов. вид)

ранеНый

Отглагольное прилагательное (пишется НН)

Суффиксы –ованн- ( -еванн-)

маринОВАННые грибы

фарширОВАННые перцы,

рискОВАННый поступок

нет

коваНый , жёваНый

(в этих отглаг. прилаг. -ова (-ева) входит в состав корня)

Для примера рассуждения возьмем очень похожие словосочетания:

  • МаслЯНый радиатор — прилагательное с суффиксом –ЯН, пишется с одной Н;
  • МаслЕНый блин — отглагольное прилагательное от глагола маслить, т.е. блин намаслили, пишется одна Н;
  • Обильно маслЕННый блин — причастие, имеет зависимое слово, в суффиксе пишется НН.

Вот такой он, русский язык. Нужно много знать и внимательно разбираться в каждом конкретном случае.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Правописание частицы не с глагольными образованиями на -мый

7 класс

Правописание глагольных форм на -мый является одним из самых трудных вопросов орфографии. Ключом для безошибочного написания частицы не в таких случаях является правильное отнесение данного слова к соответствующей части речи – причастию или прилагательному, поскольку каждая из этих частей речи подчиняется своим правилам орфографии. Неумение различать отглагольные прилагательные на -мый и причастия приводит к устойчивым ошибкам в работах школьников.

К сожалению, в школе изучение правописания глагольных образований на -мый в рамках традиционной программы не предусматривается, однако опыт работы подсказывает, что знакомство с правописанием таких слов надо начинать уже с 7-го класса.

Необходимость этого объясняется наличием в учебнике упражнений, требующих выбора слитного/раздельного написания частицы не с этими глагольными формами.

Так, в упражнении № 101 (Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык. 7-й класс. М.: Просвещение, 1993) даются формы (не)видимый, (не)сокрушимой. Как писать не с этими словами? Как определить, к какой части речи они относятся? Учебник не дает ответов на эти вопросы. Видимо, предполагается, что ученик сможет разрешить проблему самостоятельно. Думаю, сказанного уже достаточно, чтобы убедить коллег в необходимости изучения правописания глагольных форм на -мый именно на этом этапе обучения.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта «receptino.ru». На сайте Вы найдёте популярные кулинарные рецепты приготовления блюд с пошаговыми инструкциями и фотографиями, а также секреты кулинарии. Салаты, супы, блюда из мяса, рыбы, птицы, овощей, творога, яиц, грибы, домашнее консервирование, закуски, выпечка и многое другое. Выбирайте понравившееся блюдо, например, плов (http://receptino.ru/plovy/1718-plov-iz-telyatiny-v-multivarke) и готовьте с удовольствием! Приятного аппетита!

На одном из уроков закрепления темы «Не с причастиями» ученикам предлагается такое задание:

Раскрыть скобки, объяснив слитное и раздельное написание не:

1) (не)законченный эксперимент; (не)законченный лабораторией эксперимент; эксперимент (не)закончен; эксперимент до сих пор (не)закончен;
2) (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая земля; (не)утихающий, а усиливающийся ветер;
3) (не)замеченная ошибка; (не)обнаруженные при осмотре дефекты; (не)поладки (не)устранены;
4) (не)прекращающийся всю ночь снегопад; (не)прекращающиеся метели; движение транспорта (не)прекращено;
5) (не)принятое комиссией предложение; (не)приятный для всех разговор; решение (не)принято;
6) совсем (не)исследованные районы; совсем (не)исследованные геологами районы;
7) (не)установленные до конца причины; совершенно (не)выясненные обстоятельства;
8) (не)заменимый на данной работе сотрудник; никем (не)заменимый сотрудник; (не)любимая ребенком игрушка.

Последнее, восьмое задание позволяет создать на уроке проблемную ситуацию: ученики не могут правильно объяснить слитное/раздельное написание не в этих примерах.
Поставим вопрос: (не)заменимый, (не)любимый – это причастия или прилагательные?
Нужно обратить внимание учеников на суффиксы обоих слов (в данном случае – -им-) и подвести их к мысли, что по форме они похожи на страдательные причастия настоящего времени. Здесь полезно обратиться к таблице «Образование страдательных причастий настоящего времени» (см. учебник, с. 39). Ребята должны вспомнить, что интересующая нас разновидность причастий не образуется ни от глаголов совершенного вида, ни от непереходных глаголов несовершенного вида. Стоит поговорить и о том, в каких контекстах употребляются страдательные причастия настоящего времени:

(обратим внимание на то, что подлежащее исходного предложения в конструкциях со страдательным причастием превращается в дополнение в форме тв. п.).
Вернемся к поставленному вопросу. От каких глаголов образованы интересующие нас слова?

На отглагольные прилагательные с -ем-/-им- распространяются правила правописания имен прилагательных, а не причастий: частица не может писаться слитно с полными прилагательными такого типа и при наличии зависимых, поясняющих слов, а также с прилагательными такого типа в краткой форме: методы работы неприменимы в данных условиях, запасы солнечной энергии неистощимы, независимое от ударения написание и т.д.

Раздельно с не пишутся отглагольные прилагательные на -мый в двух случаях:

1) если от них зависят отрицательные местоимения или наречия с частицей ни (ср.: почти неизлечимая болезнь – не излечимая никакими средствами болезнь);
2) если при них есть частицы далеко не, отнюдь не и др. (ср. у него независимый характер – это отнюдь не зависимый показатель).

Необычно ведут себя отглагольные образования на -мый, восходящие к переходным глаголам несовершенного вида: будучи формально «законными» причастиями, в сочетании с не они ведут себя то как причастия, то как прилагательные. Они считаются причастиями и пишутся раздельно с не, когда:

1) от них зависят отрицательные местоимения и наречия с частицей ни (никем не любимый человек, нисколько не почитаемый праздник);
2) от них зависит дополнение в форме тв. п. (не любимая ребенком игрушка, не определяемое нами понятие – но: неопределяемое в рамках этой теории понятие).

В этом и заключается особенность страдательных причастий настоящего времени: все остальные пишутся раздельно с не при наличии любых зависимых слов (слова со значением высшей степени качества не в счет). Ср.: нелюбимая с детства игра – не полюбившаяся с детства игра, неопределяемое в данной теории понятие – не определенное в данной теории понятие).

Эта особенность отглагольных образований на -мый делает правило еще более запутанным. Чтобы справиться с ним, удобно воспользоваться приведенным ниже алгоритмом.

Следует, однако, иметь в виду, что отглагольные прилагательные на -мый очень часто без не не употребляются и поэтому пишутся слитно с этой частицей (полный их список приводится ниже).

Алгоритм правописания отглагольных образований на -мый

Теперь необходимо вернуться к записанным словам и выяснить, как же пишется с ними частица не.

(Не)заменимый на данной работе сотрудник: (не)заменимый – слово образовано от глагола заменить совершенного вида; это отглагольное прилагательное. При слове нет отрицательного местоимения, нет части типа отнюдь не. Вывод: пишу незаменимый на данной работе. Никем (не)заменимый сотрудник: к отглагольному прилагательному относится отрицательное местоимение.

Вывод: пишу никем не заменимый сотрудник.

(Не)любимая ребенком игрушка: (не)любимая – слово образовано от глагола любить несовершенного вида, переходного. Это причастие на -мый. Оно пишется с не раздельно, если у него есть зависимое слово в тв. п.: (не)любимый (кем? чем?) ребенком – значит, пишу не любимая ребенком игрушка.

На этом этапе урока очень важно строго соблюдать шаги алгоритма, чтобы избежать ошибочных написаний.

После того как основное правило разграничения отглагольных образований на -мый осмыслено учащимися, полезно записать в словари исключения, то есть слова, которые пишутся с не всегда слитно. Эти 45 слов входят в активный словарный запас школьников и часто употребляются ими в различных письменных работах. Не стоит требовать от учеников заучивания этих слов. Постоянная работа со словарем, включение этих слов в разного рода диктанты сформируют необходимый навык правописания. Таблица с этими словами может постоянно находиться на стенде в кабинете русского языка в качестве зрительной опоры.

На заключительном этапе урока предложим ученикам следующее упражнение:

Объясните написание не с прилагательными на -мый в данных примерах.

Никем несокрушимая сила, неразличимые невооруженным глазом детали, неуловимое для глаз движение, никем не уловимое движение, ничем не объяснимый случай, ни с чем не сравнимая радость, непереводимое на другой язык выражение, не нарушаемая нами тишина; не спрягаемая, а склоняемая часть речи.

В конце урока учащиеся получают домашнее задание: выучить алгоритм, внимательно перечитать слова-исключения и выполнить синтаксический разбор предложений, расставив в них знаки препинания, раскрыв скобки и объяснив орфограммы.

1. Многое в них было (не)понятно закрыто (н_)кем (не)ощутимой (н_)кому (не)видимой завесой.

2. Ему самому захотелось что есть духу бежать туда где на снегу лежал этот маленький (н_)кем (не)любимый человек оказавшийся вдруг таким стойким.

На следующем уроке материал закрепляется уже на более сложных примерах. Хочу порекомендовать коллегам упражнение из книги: Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1990. С. 140, № 302.

Богатый материал содержится и в пособии Хлебниковой А.В., Плотниковой А.В. Сборник текстов для закрепления навыков орфографии и пунктуации. М.: Просвещение, 1967. С. 136–138.

Думаю, что каждый учитель отберет необходимый материал с учетом возможностей своего класса. Предложенная система, проверенная в работе автора в течение нескольких лет, дает хорошие результаты и позволяет добиться устойчивого орфографического навыка.

Надеюсь, что описанный в статье опыт работы заинтересует коллег-словесников и окажет им практическую помощь в изучении трудных вопросов правописания.

Источник

Читайте также:  Высшей прилагательное в превосходной степени или нет