Меню

Открытые уроки имя прилагательное качественные прилагательное



Урок русского языка в 3-м классе по теме «Качественные имена прилагательные»

Тема урока: Качественные имена прилагательные.

Цель: создать условия для объяснения новой темы.

Задачи:

  • учить различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним;
  • развивать умение образовывать прилагательные с приставкой не -. с суффиксами – оват-, -еват-, -оньк-, — еньк-, развитие орфографической зоркости; формирование речевой компетенции учащихся; воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма.

Оборудование: презентация, выполненная в программе Power Point. (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент

Какое время года сейчас? (Весна)

Слайд 1

Весна, весна!
Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.

Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы

II. Каллиграфическая минутка

Запишем слово весна три раза. Подчеркните понравившиеся элементы.

III. Работа в парах

Звуко-буквенный анализ слова «весна»

Слайд 2

— Что значит работать в паре?

  • думаю сам
  • обсуждаю с товарищем
  • говорю классу

Слайд 3

в-[в] – согласный, парный мягкий, парный звонкий
е-[и] – гласный, безударный
с-[с] – согласный, парный твердый, парный глухой
н-[н] – согласный, парный твердый, звонкий
а-[а] – гласный, ударный

5 букв, 5 звуков

IV. Сообщение темы урока

Какое настроение бывает у людей весной и почему?

(Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящим явлением и радуются солнцу, теплу и свету.)

Слайд 4

Какое у вас сегодня настроение? Я, думаю, что вы, будучи в хорошем настроении, прекрасно справитесь со всеми последующими заданиями, продолжим знакомство с качественными прилагательными.

Слайд 5

Тема урока: «Качественные прилагательные»

V. Актуализация знаний

1) Какая погода может быть весной? Подберите прилагательные.

Погода — теплая, солнечная, ласковая, дождливая, удивительная, чудесная.

Можно ли назвать эти прилагательные качественными? Проверьте.

2) Спиши понравившуюся пословицу:

Слайд 6

Весна да осень – на дню погод восемь.

У природы нет плохой погоды.

— Объясните пословицы.
— Являются ли качественными имена прилагательные?

VI. Работа над новым материалом

Слайд 7

1. Образуйте от имен существительных имена прилагательные, определите их род.

Слайд 8

Замок из железа – (железный)- м.р
Сила медведя – (медвежья) – ж.р

-Что вы можете сказать о них?

2. Создание проблемной ситуации:

Костя сказал, что прилагательное «железный» — качественное, так как железо прочнее дерева или стекла. Прилагательное «медвежий» — тоже качественное, так как медведь сильнее лисы или волка. Прав ли Костя? (Мнения учащихся)

— Почему ошибся Костя? (Данные прилагательные не называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, значит, они не качественные или эти прилагательные не имеют степени сравнения.)

— Какую информацию из прошлого урока он неправильно понял?

— Подставим для проверки слова: более, менее, самый. Нельзя употреблять «самый медвежий» или «самый железный»)

3. Подбор прилагательных антонимов

Работа в парах

а) Вспомните, какие слова называются антонимами? (Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению, называют антонимами.)

Слайд 9

Минус – плюс, огонь- вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
(В.А.Синицын)

б) Упражнение 1

Задание: выпишите парами антонимы

(маленький – большой
Толстый – худой
Низкий – высокий
Узкий – широкий)

— Являются ли эти прилагательные качественными? (Учащиеся подбирают одну из форм степени.)

— Какой же вывод можно сделать?

Вывод: качественные прилагательные могут иметь антонимические пары.

4. Образование прилагательных с приставкой не – и суффиксами –оват-, -еват-; -оньк-, -еньк-.

Сладковатый, синеватый, трудноватый.

— Какой признак называют имена прилагательные с данными суффиксами? (Признак, выраженный не полностью, не в полном объеме)

— Подберите примеры прилагательных с оньк, еньк?

Какой признак называют эти прилагательные? (Признак, выраженный уменьшительно-ласкательным значением.)

— Сможете ли вы образовать при помощи этих суффиксов прилагательные от слов: железный, стеклянный, телефонный, бумажный? Почему?

От прилагательных типа железный (со значением признака предметности) при помощи суффиксов оват, еват и оньк, еньк нельзя образовать новые слова(«железноватый», « стеклянненький» и т.п.)

Читайте также:  Категория числа есть у прилагательных

Слайд 10

— Но, вспомните сказку А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Главный герой сказки говорит о себе: « Я такой несчастненький, такой деревянненький».

Подобные формы не являются нормой, позволяя ярче передать чувства Буратино, подчеркивают и его неграмотность.

Вывод: от качественных прилагательных могут образовываться новые слова с суффиксами –оват-, -еват- и –оньк-,-еньк-.

Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

5. Закрепление нового материала

1) Фронтальная работа по учебнику

Упражнение 3

Выписать только качественные прилагательные

Рубрика «Обрати внимание»

— От качественных прилагательных могут образовываться прилагательные с приставкой не.

Приведите примеры образования качественных прилагательных с приставкой не.

Источник

Открытый урок на тему «Качественные имена прилагательные»

Цели урока:

  1. Научить учащихся определять разряды прилагательных, уметь различать краткую форму качественных прилагательных от других частей речи.
  2. Развитие логического мышления, познавательной деятельности учащихся.
  3. Воспитание чувства патриотизма, уважения к традициям народа.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Урок-практикум.

Форма обучения: Индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Наглядность: Использование возможности мультимедийного кабинета, опорная схема, таблицы. (Приложение)

І. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся к уроку: дети становятся в круг, держат друг друга за руки.

Урок начинается с “Круга радости”

Как здорово, что все мы вместе вновь.Урок русского языка начинаем.

С чего же нам начать его?
Мы с круга радости все начинаем.
А в нем, за мною повторяйте вы слова
И все движения тоже повторяйте!
Чтоб круг наш радости остался навсегда.
В душе у вас и в вашей памяти.
Я такая, какая я есть (два больших пальца показывают на себя)
И я очень счастлива здесь,
Я могу быть маленькой,
Могу быть большой
Я могу быть худой.
Я могу быть толстой.
Но это мне не важно.
Я такая, какая я есть
И я очень счастлива здесь.
Прислоните ладошки друг к другу
И почувствуйте их теплоту.
Пожелаем друг другу здоровья, счастья, мира и красоты!
Что вокруг всех нас окружает,
Что вселяет нам в сердце любовь.
Что порой от недуг исцеляет
И надежду на счастье дает.

Спрашиваю у детей:

Почувствовали? Передами друг другу теплоту своего сердца? Замечательно.

Итак начинаем урок русского языка.

ІІ. Изучение нового материала.

2.1. Подготовка к восприятию нового материала.

У каждого человека есть своя Родина.А что такое Родина? С чего начинается Родина? Мы каждый день слышим это слово, знаем его с детства. Родина – это земля, на которой родился и вырос человек. Это земля, на которой он живет вместе со своими родителями, близкими соотечественниками. Во многом благополучная, счастливая жизнь человека связана с тем, как живет и развивается его любимая Родина, ее экономика, производство и культура, как соблюдаются права и свободы человека. Как не бывает человека без неба, горы, без вершины, так и человека не бывает без Родины. А скажите, ребята, какой скоро праздник Родины мы будем отмечать? (Правильно, День независимости Республики Казахстан). Какую годовщину мы отмечаем на этот раз? (Шестнадцатую)

Скажите, а в какой стране мы живем? Подберите к каждой букве слова Казахстан слова, характеризующие нашу страну.

К А З А Х С Т А Н

(Ученики подбирают прилагательные )

Вопрос: Какие слова вы использовали при описании нашей страны?

Ответ: Имена прилагательные

2.2. Объяснение темы по опорной схеме: (cхема)

ІІІ. Закрепление материала. Учащимся даются задания по уровням.

Задания І уровня

а) Выпишите из текста словосочетаня “прилагательное + существительное”, дописывая окончания и согласуя прилагательные в роде, числе и падеже.

Государственн . флаг Республики Казахстан представляет собой сине-голуб. полотнице с золот. солнцем и парящ. орлом в центре, с полоской националь. орнамента вдоль древка. Сине-голуб. цвет флага напоминает чист. безоблачн. купол неба высоко над нами. Син. цвет для всех тюркоязычн. народов воспринимается как небесн. священн. заветн. исконно чист. высш. Золот. солнце олицетворяет покой и богатство.Орел, мирно парящий над родн. просторами, символизирует широту души степн. народа, вольнолюбив дух наш. многонациональн. суверенн. государства.

Читайте также:  Частица еще с прилагательными

б) Выпишите в 3 столбика сначала краткие прилагательные, затем существительные, глаголы, дописывая, где необходимо, мягкий знак.

Хорош (?), свеж(?), стереч(?), горяч (?); шалаш (?), ноч(?), похож(?), пахуч(?), мощ(?), стрич(?), плащ (?), кипуч(?), береч(?), певуч(?).

в) Замените существительные в косвенных падежах именами прилагательными.

Ложка из дерева, машина для стирки, стол для работы, программа на год, забота матери, морозы в январе, ветер в степи, дом в два этажа, порт около реки, воздух в горах, житель Москвы, площадь в городе.

Задания ІІ уровня

а) Вставьте окончания прилагательных в нужном падеже. Определите разряд, род, число и падеж имен прилагательных.

Задолго до зарождения Тюркск. каганата на территоррии современн. Казахстана жили древ. племена саков. В 70-х годах всемирн. археологическ. сенсацией стала находка останков Золот. человека – сакс. вождя, погребенного под курганом Иссык.

Вся боев. экипировка вождя саков являет собой уникальн. произведение изобразительн. искусства саков – она буквально испещерена символическ. изображенями животных, птиц, растений. Пышность и богатство золот.. одежды отражают главное ее назначение – возвышение личности вождя.

б) Образуйте от данных имен прилагательных простую (І) и сложную (ІІ) формы сравнительной степени.

І. Красивый, звонкий, надежный, умный, энергичный, мудрый, верный, храбрый, крепкий, способный, богатый, легкий, сухой, простой, чистый, маленький, плохой, сладкий.

ІІ. Твердый, слабый, гордый, деловой, речной, робкий, гибкий, хрупкий, меткий.

Задания ІІІ уровня

а) Сравните существительные по указанным признакам. Подчеркните прилагательное как член предложения.

Алюминий и железо (по тяжести); Каспийское море и Азовское (по разрему); день зимой и летом (по длительности); апельсин и мандарин (по велечине, вкусовым качествам); сталь и железо (по твердости); роза и шиповник (по красоте); весна и лето (по климату); море и река (по глубине).

б) Запишите имена прилагательные в форме простой превоходной степени, выделяя суффиксы и чередущиеся согласные.

Счастливый день, умная книга, талантливый артист, добрая душа, сильный удар, строгий порядок, редкий талант, мелкая деталь, интересное произведение, высокая гора, яркий пример, великолепный голос, редкое издание.

В) Запишите имена прилагательные, обозначающие: 1) положительные качества характера;

2) дарование (о певце); 3) внешний вид; 4) известность (о писателе); 5) ценность (о подарке).

Привлекательный, знаменитый, славный, золотой, справедливый, редкий, выдающийся, хороший, отличный, превосходный, элегантный, приятный, изящный, видный, симпатичный, замечательный, бесценный, оригинальный, известный, редкий, настоящий, самобытный, подлинный, прелестный, красивый, талантливый, справедливый, даровитый, отличный.

Задания ІV уровня

Написать эссе на тему “Казахстан–2030 в моем воображении”.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Перечень вопросов по теме

  1. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
  2. Изобразительно-выразительные возможности качественных прилагательных.
  3. Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные.
  4. Синтаксическая роль качественных прилагательных.
  5. Речевые ошибки, связанные с использованием качественных прилагательных-паронимов.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Разряды прилагательных – три категории прилагательных по значению: качественные, относительные, притажательные прилагательные.

Качественные прилагательные – разряд прилагательных, обозначающих качества человека и свойства предметов, которые могут быть в большей или меньшей степени.

Морфологический анализ слова – анализ слова с точки зрения его грамматических признаков как части речи.

Оксюморон – художественный приём, образное сочетание двух противоречащих друг другу понятий.

Положительная степень прилагательного – форма прилагательного, обозначающая признак предмета вне его сравнения с другими предметами.

Паронимы – слова, близкие по написанию и звучанию, но различные по значению и употреблению в контексте предложения.

Эпитет – художественное, образное определение.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Читайте также:  Образовать от существительного роза прилагательное

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке различают три разряда прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают размер, форму, цвет, вкус, также качества человека и свойства предметов, которые могут быть в большей или меньшей степени.

Большой, красный, верный

Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, они составляют большую часть всех прилагательных в русском языке.

Относительные прилагательные обозначают материал, местоположение, принадлежность к определённому времени года.

Оловянный, приморский, весенний.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета кому-либо или чему-либо

Сестрин, заячий, мужской

Качественные прилагательные могут иметь степень сравнения и краткую форму.

Красивый – красивее – самый красивый. Красив – красива – красиво.

На конце качественных прилагательных в краткой форме после шипящих мягкий знак не пишется.

Качественные прилагательные могут иметь антонимы, относительные и притяжательные прилагательные их не имеют.

От качественных прилагательных могут образовываться существительные со значением отвлечённого признака и наречия с суффиксом -о(-е).

Белый – белизна; интересный – интересно.

Качественные прилагательные в предложении являются определениями или сказуемыми.

Красивая роза выросла на клумбе (определение).

Красная площадь красивая (сказуемое).

Девочка в праздничном платье очень красива (сказуемое).

Некоторые относительные и притяжательные прилагательные переходят в разряд качественных прилагательных, при этом не образуя краткой формы и степени сравнения.

Золотая осень (относительное прилагательное перешло в разряд качественных прилагательных, стало эпитетом).

Заячий характер (притяжательное прилагательное перешло в разряд качественных, стало эпитетом).

Качественные прилагательные в текстах художественного стиля могут выступать в роли художественных определений (эпитетов).

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

Слова «волнистые» и «печальные» использованы поэтом с переносным значением, в качестве художественных определений.

Качественные прилагательные могут иметь паронимы – слова, похожие по написанию и звучанию, но разные по значению. Неверное использование паронима является речевой ошибкой.

Примеры тренировочных заданий

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Пользуясь словами из справок, подставьте в текст пословиц нужное качественное прилагательноев краткой форме.

Всякому . своя сторона.

. голова ногам покоя не дает.

Не . изба углами, а. пирогами.

Хоть мошна . да душа.

И . вода берега подмывает.

. язык, а горами качает.

Слова для справок: чиста, мал, дурна, красна, пуста, мила, тиха.

Всякому мила своя сторона.

Дурная голова ногам покоя не дает.

Не красная изба углами, а красна пирогами.

Хоть мошна пуста, да душа чиста.

Мал язык, а горами качает.

В отрывке из текста К. Г. Паустовского выделите цветом только качественные прилагательные.

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

Источник