Меню

Отметь словосочетание в котором прилагательное употреблено в прямом значении



Тест по теме «Лексика и фразеология» 10 класс
тест по русскому языку (10 класс) на тему

3 варианта (разной степени сложности) с ответами. Затронуты темы «Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы», «Фразеология».

Скачать:

Вложение Размер
test.docx 31.17 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква.

1) аккуратный А) безобразный

2) трудиться Б) неволя

3) жизнерадостный В) ослабить

4) говорун Г) небрежный

5) свобода Д) молчун

6) усилить Е) бездельничать

7) красивый Ж) угрюмый

  1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. резвый конь – старая лошадь

Б. близкий человек – далекий друг

В. ключ от замка – родниковый ключ

  1. Раскройте скобки, выберите подходящие слова. Запишите исправленный вариант.

Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.

Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.

С героем фильма постоянно происходят какие-то (фантастические, фантазийные) истории.

Юрист сказал, что мне следует вступить в право на (наследие, наследство) в течение полугода.

Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

На мебели были (надеты, одеты) чехлы.

  1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
  1. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их.

А) душа в ноги ушла В) вставлять спицы в колёса

Б) мурашки по спине прыгают Г) опустить нос

  1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А) сосновый бор – зубоврачебный бор

Б) угрюмый человек – радостный день

В) красный шарф – алый флаг

  1. Выберите из перечисленных слов синонимы к слову синий .

А) лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

Б) васильковый, индиговый, сапфировый, ультрамариновый

В) изумрудный, малахитовый

  1. 1-г, 2-е, 3-ж, 4-д, 5-б, 6-в, 7-а.
  2. А.
  3. Люди простодушные принимают желаемое за действительное.

Несколько раз в течение суток по радио производится проверка времени.

С героем фильма постоянно происходят какие-то фантастические истории.

Юрист сказал, что мне следует вступить в право на наследство в течение полугода.

Идеалом счастья Обломов считал сытую жизнь.

На мебели были надеты чехлы.

  1. В, г.
  2. Душа ушла в пятки; мурашки по спине бегают; вставлять палки в колеса; повесить нос (опустить голову).
  3. А.
  4. Б.
  1. Определи пару слов, не являющихся антонимами:

А) снимать – разнимать

Б) сжимать – разжимать

В) сгибать – разгибать

Г) сводить – разводить.

  1. Укажи ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:

А) старые туфли, золотое сердце, чистое небо

Б) каменное сердце, громкая слава, легкий характер

В) теплые отношения, старый друг, горький перец.

  1. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв.

1. прямое значение слова А) весёлый ребёнок

2. переносное значение слова Б) ветер воет

В) быстрый олень

  1. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…

А) безжизненный, мёртвый В) бесцеремонный, прямолинейный

Б) безалаберный, безответственный Г) беспощадный, жестокий.

  1. В каком ряду слова являются диалектизмами?

А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст

Б) перестройка, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

  1. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.

Встали очень рано (1) и отправились в путь.

Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).

«Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.

Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)

Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).

От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.

  1. Составьте словосочетания, используя слова в скобках.

абонент – абонемент, удачный – удачливый, нетерпимый – нестерпимый (аккуратный, день, поведение, боль, охотник, просроченный).

  1. А.
  2. Б.
  3. 1-а,в,г,ж; 2- б, д, е.
  4. Г.
  5. В.
  6. Встали ни свет ни заря и отправились в путь.

Ученик дважды прочитал книгу от корки до корки.

«Заруби себе на носу: каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.

Сын очень часто баловался, а мама закрывала на это глаза.

Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё руки не доходили.

  1. Аккуратный абонент, просроченный абонемент, удачный день, удачливый охотник, нетерпимое поведение, нестерпимая боль.

Источник

Отметь словосочетание,в котором прилагательное употреблено в прямом значении:

1) железный человек 3)железная дисциплина
2) железная руда 4) железная кровать

железная руда и железная кровать

2 и т4 наверное

2) железная руда, больше нет, только 2

а железная кровать . она вроде в прямом значении

нет! железная кровать в переносном значении, сами подумайте, как кровать может быть железной? Это переносное значение!

железными могут быть — прутья кровати, а сама кровать- нет!

и еще нужно внимательно читать задание. «Отметь словосочетание»-одно «словосочетание»!

Другие вопросы из категории

обозначают как части слова. Назовите в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные.

Сучок, разолью, камешек, вороний, черенок, надкусить, друг, содрать, роспись, мшистый, сук, атлетический, камень, разлить, черешок, надорвать, дружище, земляной, стащить, мох, учение, расписать, оловянный, мучительный, купание, купеческий, воловий, впечатлительный.

Читайте также

а) Хороши вечера на Волге.
б) Мы провели летний отпуск в горах.
в) Воздух свеж.

2. Отметь предложение в котором прилагательное является сказуемым.
а) Ночи в это время года здесь самые длинные.
б) Небо темнеет и покрывается черными тучами.
в) Мы шли по пустынным улицам.

лишить кого-либо жизни (убить человека, волка). 2. Тяжёлый — 1) имеющий большой вес (тяжёлая сумка); 2) трудно перевариваемый (тяжёлая пища); 3) неприятний (тяжёлый запах). 3. Море — 1) большое количество кого-либо или чего-либо (море слов), море людей); 2) большое водное пространство с горько-солёной водой (Чёрное море).

Задание 2. Запиши словосочетание в два столбика: в первий — те, в которых прилагательное имеет прямое значение; во второй — переносное значение.

Яркий талант — яркое солнце; тяжёлый чемодан — тяжёлое горе; ласковый котёнок — ласковый ветер; тёмная ночь — тёмные мысли; холодная зима — холодный взгляд; широкий кругозор — широкая улица; золотой характер — золотой браслет.

лёгкая задача, легкое испытание

1.Близкое расстояние-близкие друзья-близкие взгляды
2.Крупный песок-крупный художник-крупный разговор
3.Сырой климат-сырой картофель-сырой хлеб
4.Горькая истина-горькие слёзы-горькая участь-горький шоколад.
Заранее огромное спасибо.Прошу очень нужно

Источник

Русский язык. 5 класс

Прямое и переносное значение

Выберите словосочетание, в котором прилагательное использовано в переносном значении.

Олицетворение

Выберите подходящее слово, чтобы возникло олицетворение.

Колокольчики на пригорке .

Переносное значение слов

Перед Вами объяснения выражения, в котором слово используется в переносном значении. Подчеркните верное объяснение.

Лицо, не выражающее эмоции

Лицо старого человека

Очень бледное лицо

Строгие правила поведения

Правила поведения на спортивной площадке

Распорядок дня школьника

Синонимы к переносному значению

Подумайте о переносном значении слов и подберите к этим значениям синонимы.

Прилагательное

Одним из этих прилагательных, использованных в переносном смысле, можно описать изображение. Подберите подходящее.

Переносное значение

Подберите подходящие слова, чтобы продолжить ряд синонимов.

Улыбка счастливая, радостная, .

Сердце доброе, отзывчивое, .

Мороз придёт, наступит, .

Значения слова

Распределите словосочетания по категориям: прямое значение прилагательного, переносное значение прилагательного.

Прямое значение прилагательного

Переносное значение прилагательного

Метафора

Выделите цветом глагол, с помощью которого создаётся метафора.

Летели брызги , по воде разливалось солнце . Глаза юноши горели от гнева . Мысли скакали в голове , и Вася никак не мог успокоиться .

Правильный порядок

Расставьте предложения в следующем порядке:

1. Выделенное кавычками слово использовано в прямом значении.

2. Выделенное кавычками слово создаёт олицетворение.

3. Выделенное кавычками слово имеет только одно значение.

В «кувшине» было свежее молоко.

Это блюдо – самое «дорогое» в нашем ресторане

Источник

Прямое и переносное значение слов.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите вариант, в которой прилагательное употреблено в переносном смысле:

Варианты ответов
  • железная ограда
  • железная дорога
  • железный характер
Вопрос 2

Выберите слово, в сочетании с которым прилагательное «жемчужный» получит переносное значение.

Варианты ответов
Вопрос 3

Выберите сочетание,в котором слово используется в переносном значении.

Варианты ответов
  • черная зависть
  • черная кошка
  • черный плащ
Вопрос 4

Выберите сочетание,в котором слово используется в прямом значении.

Варианты ответов
  • рассыпались лучи
  • рассыпались звезды
  • рассыпалась мука
Вопрос 5

Выберите словосочетание с переносным значением.

Варианты ответов
  • серебряные серьги
  • холодный ветер
  • золотой характер
Вопрос 6

Выберите словосочетание с прямым значением.

Варианты ответов
  • мягкий характер
  • мягкий климат
  • мягкий ковёр
Вопрос 7

В каком варианте прилагательное употреблено в переносном значении.

Варианты ответов
  • чистая комната
  • чистая душа
  • чистая вода
Вопрос 8

Выберите предложение со словом, употреленном в переносном значении.

Варианты ответов
  • По залу пробежал шепот.
  • Уже цветут полевые цветы.
  • Школьники трудились на пришкольном участке.
Вопрос 9

Выберите предложение со словом,употребленным в переносном значении.

Варианты ответов
  • Блестела мокрая от росы трава.
  • Мечта мне что-то напевала, и сон меня околдовал.
  • Вдруг началась буряс крупным градом.
Вопрос 10

Выберите словосочетание,в котором прилагательное употреблено в прямом значении.

Варианты ответов
  • железная логика
  • железная труба
  • железная воля
Вопрос 11

В каком варианте прилагательное «золотой» употреблено в переносном значении?

Варианты ответов
  • золотое кольцо
  • золотой характер
  • золотая цепочка
Вопрос 12

В каком варианте прилагательное»холодный» употреблено в переносном значении?

Варианты ответов
  • холодная вода
  • холодная улыбка
  • холодный климат
Вопрос 13

В каком варианте слово употреблено в прямом значении.

Варианты ответов
  • ветер уснул
  • голубое море
  • море пшеницы
Вопрос 14

В каком словосочетании есть слово с переносным значением?

Варианты ответов
  • золотое кольцо
  • золотой голос
  • тёмная ночь

Рекомендуем

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Информация

Организация и проведение интернет олимпиад.

Источник

Повторяем имя прилагательное

5 — 6 классы

Рекомендации составителя

Место для ответов оставлено в удлинителях строк; для записи ответов рекомендуем использовать буквы а, б, в и др., содержащиеся в тексте задания.

I. Для определения имени прилагательного установите правильную последовательность следующих строк:

1. самостоятельная часть,
2. отвечает на вопрос какой? чей?,
3. обозначает признак предмета,
4. часть речи.

II. Какой частью речи является слово смел в предложении

а) Как он смел! б) Как он смел?

1. прилагательным _________,
2. существительным ________,
3. глаголом _______________.

III. Какой частью речи является слово синим в словосочетании

а) синим белье, б) синим платком?

1. прилагательным ___________,
2. существительным __________,
3. глаголом _________________ .

IV. Какой частью речи является слово дорога в словосочетании

а) дорога домой, б) дорога мне?

1. прилагательным ___________,
2. существительным __________,
3. глаголом _________________.

V. Установите соответствие между прилагательными (I колонка) и пояснительными существительными (II колонка).

1. водная __________
2. водяная _________
3. водянистая ______
4. земляная ________
5. земная __________
6. земельная ________

а) книга
б) преграда
в) палатка
г) картошка
д) учительница
е) мельница
ж) реформа
з) разведка
и) поездка
к) насыпь
л) школа
м) жизнь

VI. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные

а) не являются лишними, б) являются лишними.

1. мокрая вода, старые старики, проливной ливень, памятные сувениры _____________;
2. холодная вода, знакомые старики, весенний ливень, разные сувениры ____________.

VII. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены

а) в переносном значении, б) в прямом значении.

1. каменное здание, легкий чемодан, глубокий ров, мягкое кресло, сильный зверь __________;
2. каменное лицо, легкая походка, глубокие знания, мягкий климат, сильный характер __________.

VIII. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены

а) в прямом значении, б) в переносном значении.

1. теплая погода, большой кусок, острый нож, холодная вода, тонкая бумага _____________;
2. теплые слова, большая душа, острый язык, холодный взгляд, тонкий вкус _______________.

IX. Даны два ряда прилагательных. Укажите, в каком ряду прилагательные расположены

а) по степени нарастания основного признака,
б) по степени снижения основного признака.

1. гениальный, талантливый, даровитый, способный ___________;
2. небольшой, маленький, крохотный, микроскопический ________.

X. Даны два ряда прилагательных. Укажите, в каком ряду прилагательные расположены

а) произвольно,
или
б) по степени нарастания основного признака,
или
в) по степени снижения основного признака.

1. дремучий (лес), густой (лес), частый лес ____________________________________________;
2. красивый, миловидный, прекрасный ____________________________________________.

XI. Установите соответствие между прилагательными (колонка I) и их синонимами (колонка II)

1. слабый (ребенок) ________
2. слабый (ветер) __________
3. слабый (характер) _______
4. слабый (ответ) _________

а) плохой
б) мягкий
в) тихий
г) болезненный
д) неконцентрированный
е) застенчивый
ж) скромный
з) робкий

XII. Установите соответствие между прилагательными (колонка I) и их антонимами (колонка II)

1. свежий (хлеб) __________
2. свежий (воздух) _________
3. свежий (карп) __________
4. свежий (цветок) _________

а) тухлый
б) черствый
в) увядший
г) спертый
д) устаревший
е) холодный
ж) новый
з) чистый

XIII. Допишите предложение:

В предложении краткое прилагательное является ______________________.

XIV. Допишите предложение:

По родам краткие прилагательные изменяются только в _____________________.

XV. Допишите предложение:

У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак __________________.

XVI. Допишите предложение:

Начальной формой имени прилагательного является _______________________.

XVII. Допишите предложения:

1. Прилагательные в мужск. и ср. р. в тв. п. ед. ч. имеют окончание _______________.
2. Прилагательные в мужск. и ср. р. ед. ч. в предл. п. имеют окончание _____________.

XVIII. Укажите, какие окончания имеют прилагательные в форме

1. -ый ______________
2. -ый, -ий __________
3. -ый, -ой, -ий _______
4. -ой, -ое ___________
5. -ое, -ее ___________
6. -ой, -ое, -ее _______

XIX. Укажите, в каком роде: а) женск., б) мужск. – прилагательные имеют окончание -ой.

1. в им. п. ___________
2. в род. и дат. п. ________
3. в им. и вин. п. ____________
4. в род., дат., твор. и предл. п. _________
5. в твор. и предл. п. ________

XX. Укажите, в каком падеже употреблено прилагательное голубым в словосочетаниях:

1. голубым цветом _______________________,
2. к голубым карандашам __________________.

XXI. Укажите, в каком падеже употреблено прилагательное зеленых в словосочетаниях:

1. зеленых огурцов ________________________,
2. о зеленых огурцах _______________________.

XXII. Установите соответствие между окончаниями прилагательных (колонка I) и их грамматическими формами (колонка II):

1. -ую (-юю) _________
2. -ыми (-ими) _______

а) ед. ч., ж. р., вин. п.
б) мн. ч., род. п.
в) мн. ч., твор. п.
г) ед. ч., ср. р., предл. п.

XXIII. Установите соответствия между формами прилагательных (колонка I) и формами кратких прилагательных (колонка II):

1. красивый
2. красивые

а) красиво
б) красивы
в) красив
г) красива

XXIV. Даны два ряда словосочетаний с полными прилагательными. Укажите, в каком ряду а) допустима замена полных прилагательных их краткой формой, б) недопустима замена полных прилагательных их краткой формой.

1. круглый шар, глухой человек, тупой ученик_______ ___________;
2. круглый сирота, глухой согласный, тупой угол______ _________.

XXV. Сравните прилагательные:

здоров – здоровый;
весел – веселый;
грустен – грустный.

Что обозначают а) краткие, б) полные прилагательные:

1. постоянные признаки ____________________,
2. временные качества и состояния __________ ?

XXVI. Какое прилагательное – а) больной, б) болен – следует употребить в предложении

1. Этот человек вообще _____________.
2. Я уже неделю ___________________?

XXVII. Даны два предложения. В каком из них употребляется прилагательное а) трудна, б) трудная?

1. Эта задача для меня _____________.
2. Эта задача очень _______________.

XXVIII. Какое высказывание о кратких именах прилагательных является правильным:

1. склоняются, но не изменяются по родам;
2. не склоняются и не изменяются по родам;
3. не склоняются, но изменяются по родам;
4. склоняются и изменяются по родам?

XXIX. Какое окончание – а) нулевое, б) , в) – имеет краткое прилагательное в ед. числе:

1. ср. р. _____________,
2. женск. р. __________,
3. мужск. р. __________?

XXX. Какое окончание – а) , б) – имеет краткое прилагательное

1. во мн. ч. _______________,
2. в ед. ч. женск. р. _________?

XXXI. Для определения правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных установите правильную последовательность следующих действий:

1. подставляю для проверки вопросительное слово какой? ;
2. определяю, к какому существительному относится прилагательное;
3. вспоминаю, какое окончание пишется у прилагательных в этой форме;
4. определяю род, число и падеж этого существительного и прилагательного.

XXXII. Допишите предложения:

1. В окончаниях имен прилагательных мужск. р. в им. п. после шипящих под ударением пишется ________________________________.
2. В окончаниях имен прилагательных мужск. р. в им. п. после шипящих без ударения пишется ________________________________.

XXXIII. Даны два ряда слов. В каком из этих рядов на конце слов мягкий знак а) пишется, б) не пишется?

1. тягуч_, дремуч_, горюч_, горяч_, линюч_;
2. мыш_, пустош_, бреш_, полноч_, ветош_.

XXXIV. Найдите слово(а) с орфографической ошибкой:

XXXV. Установите соответствие между орфограммами (колонка I) и словами с этими орфограммами (колонка II):

1. краткое прилагательное с основой на шипящую
2. употребление ь на конце существительных 3-го скл. после шипящих

а) врач _________
б) беречь ________
в) пустошь_______
г) шипуч _________

XXXVI. Установите соответствие между словами с орфограммой (колонка I) и орфограммами (колонка II):

1. дремуч ___________
2. мяч ______________
3. печь (пироги) _____
4. (русская) печь _____

а) врач _________
б) беречь ________
в) пустошь_______
г) шипуч _________

XXXVII. Установите соответствие между словами (колонка I) и их морфологическими характеристиками (колонка II):

1. (в)синем(небе) _________________
2. (у) старого (друга)_________________

а) сущ. 3-го скл.
б) сущ. 2-го скл.
в) сущ. 1-го скл. в род. п. мн. ч.
г) краткое прил.
д) гл. в неопред. ф.
е) гл. во 2-м лице ед. ч.

XXXVIII. Установите соответствие между морфологическими характеристиками (колонка I) и словами (колонка II):

1. в полной форме, в ед. ч., в ж. р., в вин. п. ___________
2. в полной форме, в ед. ч. в м. р., в твор. п. ____________

а) о жирных
б) жирную
в) жирному
г) с жирным

Ключи к ответам теста

I. 4, 1, 3, 2
II. 1а, 3б
III. 1б, 3а
IV. 1б, 2а
V. 1б, 2е, 3г, 4к, 5м, 6ж
VI. 1б, 2а
VII. 1б, 2а
VIII. 1а, 2б
IX. 1б, 2а
X. 1в, 2а
XI.1г, 2в, 3б, 4а
XII. 1б, 2г, 3а, 4в
XIII. сказуемым
XIV. ед. ч.
XV. не пишется
XVI. им. п., м. р., ед. ч.
XVII. 1. -ым, 2. -ом
XVIII. а3, б5
XIX. 1б, 2а, 3б, 4а, 5а
XX. 1. твор. п. ед. ч., 2. дат. п. мн. ч.
XXI. 1. род. п. мн. ч., 2. предл. п. мн. ч.
XXII. 1а, 2в
XXIII. 1в, 2б
XXIV. 1а, 2б
XXV. 1б, 2а
XXVI. 1а, 2б
XXVII. 1а, 2б
XXVIII. 3
XXIX. 1б, 2в, 3а
XXX. 1б, 2а
XXXI. 2, 1, 4, 3
XXXII. 1. -о-, 2. -и-
XXXIII. 1б, 2а
XXXIV. 7
XXXV. 1г, 2в
XXXVI. 1г, 2б, 3д, 4а
XXXVII. 1г, 2б
XXXVIII. 1б, 2г

Источник

Читайте также:  Сформулируйте по схеме правило прилагательное н нн наречие н нн