Меню

Отметь существительные которые образованы от глаголов даль стройка



Существительные, образованные от глаголов и прилагательных
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Презентация поможет запомнить суффиксы, которые указывают на производство существительных от других частей речи. Данные знания особенно пригодятся при подготовке к ЕГЭ (часть В)

Скачать:

Вложение Размер
sushchestvitelnye_obrazovannye_ot_glagolov_i_prilagatelnykh.ppt 648.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Существительные, образованные от глаголов и прилагательных Суффиксы существительных Автор-составитель Андреянова И. Э., учитель Карповской СОШ

У каждой части речи есть своё грамматическое значение: существительное обозначает предмет, прилагательное – признак, глагол – действие. Следовательно, если существительное обозначает признак или действие, значит, оно произведено или от прилагательного, или от глагола, а не наоборот: разбег разбежаться строитель строить старость старый

Существительные, образованные от глаголов с помощью суффиксов — ени(е) — ни(е) — ок( ) — к( ) — б(а) — отн(я) — тель( )

Задание 1. Определите, от каких глаголов и как образованы данные существительные Чередовать Спрягать Склонять Наказать Терпеть Стричь Прыгать Освещать Просить Чередование Спряжение Склонение Наказание Терпение Стрижка Прыжок Освещение Просьба

Существительные, образованные от прилагательных с помощью суффиксов -ость( ) -от(а) -изн(а) -ств(о) -ев(а)

Задание 1. Определите, от каких прилагательных и как образованы данные существительные Синева Серость Дешевизна Слепота Синий Серый Дешевый Слепой

Задание 3. Запишите по два существительных, с помощью указанных суффиксов затмение, изменение, смущение, облысение беднота, высота, красота, доброта, глухота, слепота бедность, глупость толчок, прыжок, скачок, рывок, бросок новизна, кривизна, дешевизна, голубизна -ени(е) -от(а) -ость( ) -ок( ) -изн(а)

Тест Слово двигатель образовано от движение, двигаться, двигательный Слово сомнение образовано от сомневаться, мнение, несомненный.

Слово опыление образовано от пылить, опылить, пыль Слово свисток образовано от свист, свистеть, свистун

Ключ 1 2 2 1 3 2 4 2

Правописание изученных суффиксов Данные суффиксы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения Запомни их правописание -ость- -от- -изн- -ств- -ев- -ени(е) -ни(е) -ок- -отн- -тель-

Итог урока Имена существительные могут быть образованы от слов других частей речи суффиксальным способом. От глаголов образуются существительные, которые обозначают действия. От прилагательных образуются существительные, которые обозначают свойства, качества.

Использованные источники: http://i.uaget.com http://laskoviybes.narod.ru http://schoolplanety.narod.ru http://nightked.narod.ru http://fio.novgorod.ru http://www.uchportal.ru http://www.texnomagia.ru http://cdttblag.narod.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре.

Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр.

Формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

Эффективность интерактивных грамматических таблиц в сравнении со статичными состоит в том, что при работе с ними внимание учеников не рассеивается, а концентрируется на необходимом пункте.

Автором предлагаются материалы для закрепления темы русского языка «Н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов» для обучающихся 6 классов.

Источник

Отметь существительные которые образованы от глаголов а) даль б) стройка в) белизна г) читатель д) класс е) чистка ж) бедняк з) книжка и) врун к) борец л) глубина м) пение?

Русский язык | 5 — 9 классы

Отметь существительные которые образованы от глаголов а) даль б) стройка в) белизна г) читатель д) класс е) чистка ж) бедняк з) книжка и) врун к) борец л) глубина м) пение.

От существительного слово вода как образовать глагол?

От существительного слово вода как образовать глагол.

Отметь глаголы от которых можно образовать все формы причастий принимать, развесить, прискакать, подписать, обещать, придумать, иллюстрировать, собирать?

Отметь глаголы от которых можно образовать все формы причастий принимать, развесить, прискакать, подписать, обещать, придумать, иллюстрировать, собирать.

Прочитайте существительные, которые образованы от глаголов?

Прочитайте существительные, которые образованы от глаголов.

Отгадайте и запишите эти глаголы.

Отметьте чередование согласных в корне.

Свист — Пение — Бег — Дрожь -.

Образовать от существительных ступа и помело глаголы?

Образовать от существительных ступа и помело глаголы.

Отметь существительное 3 — его склонения 1, мышь 2, мышка 3, пень 4, беречь?

Отметь существительное 3 — его склонения 1, мышь 2, мышка 3, пень 4, беречь.

Образовать от существительного «лес» глагол?

Образовать от существительного «лес» глагол.

Отметь верное написание слова и его объяснение?

Отметь верное написание слова и его объяснение.

ВОВРЕМЯ ЗАСЕ_ННОЕ ПОЛЕ ДАЛО ХОРОШИЙ УРОЖАЙ.

А)Пишется буква Е, т.

К. причастие образовано от глагола на — ить.

Б)Пишется буква Я, т.

К. причастие образовано от глагола на — ить.

В)Пишется буква Я, т.

К. причастие образовано от глагола 1 спряжения.

Укажите ряд слов в котором существительные обозначают действие как предмет 1)путешествие, пение 2)падал, митинг 3)деятельность, ресторан 4)белизна, нежность : *?

Укажите ряд слов в котором существительные обозначают действие как предмет 1)путешествие, пение 2)падал, митинг 3)деятельность, ресторан 4)белизна, нежность : *.

Образовать от глагола читать имя существительное?

Образовать от глагола читать имя существительное.

3 примера существительных образованный от глагола?

3 примера существительных образованный от глагола.

3 примера существительных образованный от прилагательного.

Вы находитесь на странице вопроса Отметь существительные которые образованы от глаголов а) даль б) стройка в) белизна г) читатель д) класс е) чистка ж) бедняк з) книжка и) врун к) борец л) глубина м) пение? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.

Убедимся — личное окончание — безударное, значит нужно поставить в инфинитив — убедить — перед суф. Инф. стоит. Суф. И, значит 2 спр. Попробуем проспрягать мы — убедим ты убедишь он — убедит они — убедят.

Видишь перед собой много того, чего хочешь И не знаешь на что смотреть.

Щебетать только одно отвечает на этот вопрос.

Шебетать. Только одно слово все остальные отвечают на другие вопросы.

По дороге — сущ. , дорога — н. Ф. , ед. Ч. , ж. Р. , неодуш. , нариц.

Чистой, грязной, здоровой, больной, большой, маленькой, спокойной, игривой, быстрой, медленной, обученной, необученной, умной, глупой, может быть разных цветов.

Разной. Большой маленькой, спокойной или нет.

Фарфоровые лица и кукольные платЬя. Слон, дав представленЬе, не брал никогда угощенЬе. Это с разделительным ь Остальные предложения с ь, обозначающим мягкость согласных.

Источник

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Одно и два Н в суффиксах

Правописание Н или НН в прилагательных и причастиях в русском языке зависит от грамматических особенностей слова и от способа его образования.

Различают отыменные прилагательные — образованные от существительных ( балкон — балконный, лев — львиный ), а также отглагольные прилагательные и причастия ( рисованный — рисовать, мороженый — морозить, поношенный — поносить ).

Н и НН в прилагательных, образованных от существительных (отыменных прилагательных)

НН пишется в прилагательных, образованных от существительных, если:

НН пишется, если прилагательное образовано при помощи суффиксов -онн-, -енн- :
революционный
лиственный
торжественный
утренний
Исключения: с одной Н пишется масляный, ветреный .
При добавлении приставки снова пишется НН: безветренный, подветренный .

НН пишется, если одну букву н дает суффикс, а другую — основа:
бетонный
ценный
именной

Исключение. С одной Н пишутся слова: багряный, бараний, буланый, вороний, единый, зеленый, павлиний, поганый, пряный, пьяный, румяный, рьяный, свиной, синий, тюлений, фазаний, юный

Одна Н пишется в прилагательных, образованных от существительных, если:

Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ин-, -ан-, ян-:
лев — львиный
соль — соляной
кожа — кожаный
платина — платиновый
полотно — полотняный

Исключения: с НН пишутся слова оловянный, стеклянный, деревянный

В кратких прилагательных Н и НН пишутся так же, как в полных формах:
юный студент — студент юн
зеленые деревья — деревья зелены
длинная дорога — дорога длинна

Написание отглагольных прилагательных не меняется в составе сложных слов :
мороженый — свежемороженый
стриженый — гладкостриженый

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий зависит от наличия приставок, зависимых слов, а также от вида глагола — совершенного или несовершенного.

НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, которые образованы от глаголов несовершенного вида, если есть зависимые слова :
читанный неоднократно роман
раненный в перестрелке солдат — раненый солдат
крашенная белой краской стена — крашеная стена
груженный углем вагон — груженый вагон

НН пишется в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов с приставками
заброшенный
замороженный
присыпанный

Исключение: одно Н пишется , если это приставки не- и полу-:
полумороженый
неубраный
незваный

При этом НН пишется в словах нечаянный, нежданный, негаданный.

НН пишется в образованных от глаголов совершенного вида, обозначающих завершенное действие:
собранный
обрезанный
купленный
решенный

Исключения: крещеный, раненый, смышленый

НН пишется в причастиях и прилагательных на -ованный , -еванный :
лакированный
рифмованный
образованный
рискованный

НН пишется в причастиях и прилагательных с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова- :
асфальтированный
маринованный
пролонгированный

Если отглагольное прилагательное образовано от глагола несовершенного вида без приставки при помощи суффиксов -ен-, -н- и не имеет зависимых слов:
мороженый
топленый
плетеный

Исключения — деланный, желанный, действенный и другие.

В кратких причастиях всегда пишется одна Н:
убран
достроен
поглажен

Одна Н пишется в прилагательных кованый, жёваный, клёваный.

Не путайте их с причастиями, где есть приставки и пишется НН : подкованный, разжёванный, исклёванный.

Н и НН в существительных и наречиях, образованных от причастий и прилагательных

В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько Н, сколько их было в производящей основе:
воспитанник — воспитанный
избранник — избранный
священник — священный

Н и НН в существительных:
вареник — вареный
копчености — копченый
мороженое — мороженый
воспитанность — воспитанный
приданое — это слово-исключение

Н и НН в наречиях:
организованно — организованный
путано — путаный
удивленно — удивленный

Как это все запомнить?

Пользуйтесь следующим списком действий:

Определите, от какой части речи образовано слово — от глагола или от существительного?

Если от существительного: смотрите на суффикс и основу.

Если от глагола, смотрите на приставку, зависимое слово, суффиксы.

Смотрите, краткая или полная форма причастия и прилагательного.

Примеры предложений с Н и НН в прилагательных и причастиях

Роняет лес багря н ый свой убор. (А.С. Пушкин)

Небо все было засея н о звездами. (Н.В. Гоголь)

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложе нн ый богатырем и глухонемой от рожденья. (И.С. Тургенев)

Каждый почте нн ый господин солидной наружности, нанимавший извозчика, на глаза мои тотчас же обращался в почте нн ого отца семейства. (Ф.М. Достоевский)

Проедешь две-три версты — городок, — кирпичная островерхая кирка, моще н ая площадь с каме нн ым колодцем. (А.Н. Толстой)

Дядя Миша мог совершить самый неожида нн ый, даже необдума нн ый поступок. (А. Рыбаков)

Был сдержа н и официален, разговор был краток. (Д. Гранин)

Широкое звездное небо, посеребре нн ая звездным светом тума нн ая даль лугов прояснились и стали зримыми. (В. Солоухин)

Источник

Читайте также:  Глагол trade в 3 формах

отметь существительные которые образованы от глаголов даль стройка



Существительные, образованные от глаголов и прилагательных
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Презентация поможет запомнить суффиксы, которые указывают на производство существительных от других частей речи. Данные знания особенно пригодятся при подготовке к ЕГЭ (часть В)

Скачать:

Вложение Размер
sushchestvitelnye_obrazovannye_ot_glagolov_i_prilagatelnykh.ppt 648.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Существительные, образованные от глаголов и прилагательных Суффиксы существительных Автор-составитель Андреянова И. Э., учитель Карповской СОШ

У каждой части речи есть своё грамматическое значение: существительное обозначает предмет, прилагательное – признак, глагол – действие. Следовательно, если существительное обозначает признак или действие, значит, оно произведено или от прилагательного, или от глагола, а не наоборот: разбег разбежаться строитель строить старость старый

Существительные, образованные от глаголов с помощью суффиксов — ени(е) — ни(е) — ок( ) — к( ) — б(а) — отн(я) — тель( )

Задание 1. Определите, от каких глаголов и как образованы данные существительные Чередовать Спрягать Склонять Наказать Терпеть Стричь Прыгать Освещать Просить Чередование Спряжение Склонение Наказание Терпение Стрижка Прыжок Освещение Просьба

Существительные, образованные от прилагательных с помощью суффиксов -ость( ) -от(а) -изн(а) -ств(о) -ев(а)

Задание 1. Определите, от каких прилагательных и как образованы данные существительные Синева Серость Дешевизна Слепота Синий Серый Дешевый Слепой

Задание 3. Запишите по два существительных, с помощью указанных суффиксов затмение, изменение, смущение, облысение беднота, высота, красота, доброта, глухота, слепота бедность, глупость толчок, прыжок, скачок, рывок, бросок новизна, кривизна, дешевизна, голубизна -ени(е) -от(а) -ость( ) -ок( ) -изн(а)

Тест Слово двигатель образовано от движение, двигаться, двигательный Слово сомнение образовано от сомневаться, мнение, несомненный.

Слово опыление образовано от пылить, опылить, пыль Слово свисток образовано от свист, свистеть, свистун

Ключ 1 2 2 1 3 2 4 2

Правописание изученных суффиксов Данные суффиксы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения Запомни их правописание -ость- -от- -изн- -ств- -ев- -ени(е) -ни(е) -ок- -отн- -тель-

Итог урока Имена существительные могут быть образованы от слов других частей речи суффиксальным способом. От глаголов образуются существительные, которые обозначают действия. От прилагательных образуются существительные, которые обозначают свойства, качества.

Использованные источники: http://i.uaget.com http://laskoviybes.narod.ru http://schoolplanety.narod.ru http://nightked.narod.ru http://fio.novgorod.ru http://www.uchportal.ru http://www.texnomagia.ru http://cdttblag.narod.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре.

Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр.

Формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

Эффективность интерактивных грамматических таблиц в сравнении со статичными состоит в том, что при работе с ними внимание учеников не рассеивается, а концентрируется на необходимом пункте.

Автором предлагаются материалы для закрепления темы русского языка «Н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов» для обучающихся 6 классов.

Источник

Отметь существительные которые образованы от глаголов а) даль б) стройка в) белизна г) читатель д) класс е) чистка ж) бедняк з) книжка и) врун к) борец л) глубина м) пение?

Русский язык | 5 — 9 классы

Отметь существительные которые образованы от глаголов а) даль б) стройка в) белизна г) читатель д) класс е) чистка ж) бедняк з) книжка и) врун к) борец л) глубина м) пение.

От существительного слово вода как образовать глагол?

От существительного слово вода как образовать глагол.

Отметь глаголы от которых можно образовать все формы причастий принимать, развесить, прискакать, подписать, обещать, придумать, иллюстрировать, собирать?

Отметь глаголы от которых можно образовать все формы причастий принимать, развесить, прискакать, подписать, обещать, придумать, иллюстрировать, собирать.

Прочитайте существительные, которые образованы от глаголов?

Прочитайте существительные, которые образованы от глаголов.

Отгадайте и запишите эти глаголы.

Отметьте чередование согласных в корне.

Свист — Пение — Бег — Дрожь -.

Образовать от существительных ступа и помело глаголы?

Образовать от существительных ступа и помело глаголы.

Отметь существительное 3 — его склонения 1, мышь 2, мышка 3, пень 4, беречь?

Отметь существительное 3 — его склонения 1, мышь 2, мышка 3, пень 4, беречь.

Образовать от существительного «лес» глагол?

Образовать от существительного «лес» глагол.

Отметь верное написание слова и его объяснение?

Отметь верное написание слова и его объяснение.

ВОВРЕМЯ ЗАСЕ_ННОЕ ПОЛЕ ДАЛО ХОРОШИЙ УРОЖАЙ.

А)Пишется буква Е, т.

К. причастие образовано от глагола на — ить.

Б)Пишется буква Я, т.

К. причастие образовано от глагола на — ить.

В)Пишется буква Я, т.

К. причастие образовано от глагола 1 спряжения.

Укажите ряд слов в котором существительные обозначают действие как предмет 1)путешествие, пение 2)падал, митинг 3)деятельность, ресторан 4)белизна, нежность : *?

Укажите ряд слов в котором существительные обозначают действие как предмет 1)путешествие, пение 2)падал, митинг 3)деятельность, ресторан 4)белизна, нежность : *.

Образовать от глагола читать имя существительное?

Образовать от глагола читать имя существительное.

3 примера существительных образованный от глагола?

3 примера существительных образованный от глагола.

3 примера существительных образованный от прилагательного.

Вы находитесь на странице вопроса Отметь существительные которые образованы от глаголов а) даль б) стройка в) белизна г) читатель д) класс е) чистка ж) бедняк з) книжка и) врун к) борец л) глубина м) пение? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.

Источник

Что такое отглагольные существительные

Отглагольные существительные (далее по тексту ОС) — это существительные, произошедшие от глаголов. Обозначают опредмеченное действие. Говоря более простым языком, это описание какого-либо действия в отвлеченном смысле, без указания лица, которое его совершает, и других факторов, связанных с действием (время, завершенность).

Примеры ОС: бег, плавание, вылов, метание, разрыв, катание, осуществление, выполнение, решение, принятие, езда, платёж, открытие.


Существительным, образованным от глаголов, уделяют особое внимание при изучении русского языка. С одной стороны, их широко используют во всех стилях речи, но с другой, злоупотребление ими вредит тексту и речи, создает нагромождения наподобие «утопление по причине утонутия», чем затрудняет восприятие содержания.

ОС в русском языке образуются двумя способами:

  1. безаффиксным (бессуффиксным);
  2. суффиксальным.

Отличить такой вид существительных от других типов не сложно, но для этого нужно знать грамматические особенности отглагольных существительных.

Словообразование

Отглагольные существительные образуются присоединением суффикса к основе глагола либо отбрасыванием суффикса и окончания слова (в нашем случае — глагола).

Суффиксальное образование

При суффиксальном образовании используют разные суффиксы, в зависимости от исходного слова:

  • -Б-молоть — молотьба, резать — резьба; палить — пальба
  • -Л- для описания отвлеченного процесса или производителя действия: кидать — кидала, травить — травля
  • -ИЩ-пепелить — пепелище, играть — игрище
  • -ОТН-, -Н-бегать — беготня, грызть — грызня
  • -ТИЙ-покрывать — покрытие, отливать — отлитие
  • -ЧИК(-ЩИК)-резать — резчик, грузить — грузчик, зачинать — зачинщик
  • -АЦИЙ-декларировать — декларация, монетизировать — монетизация
  • -НИЙ-, -ЕНИЙ-приложить — приложение, говорить — говорение
  • -К-загрузить — загрузка, вырубать — вырубка
  • -ОК-подарить — подарок, оставлять — остаток
  • -ЗНЬ-казнить — казнь, бояться — боязнь
  • -ТЕЛЬ-спасать — спасатель, карать — каратель

Зная эти суффиксы, легко образовывать ОС правильно и распознавать их в предложении.

Безаффиксный (бессуффиксный) метод

Некоторые глаголы можно превратить в существительные, производные от глаголов, только безаффиксным способом. Для этого глагол лишают окончания и суффикса. К примеру:

Безаффиксный метод образования слов используется только для существительных, образование ОС — частный случай.

Как определить словообразование

Когда нужно определить, какой способ словообразования используется для конкретного слова, нужно выделить основу, суффикс и окончание существительного, найти другие слова с таким же корнем.

Например, слово восходить. Отглагольная форма — восхождение. Для образования используется суффикс -ЕНИЙ.

Другой пример: восходить — восход. В слове восход суффикса нет, а значит тут используется безаффиксный способ словобразования.

Грамматические особенности

Основное отличие ОС от глаголов и существительных в том, что они описывают процесс чего-либо, при этом делают это опредмечивая действие.

Абстрактные формы ОС обычно не изменяются по числам, к примеру: начертание, высчитывание.

Отглагольные существительные в речи

Данные виды слов появляются во всех стилях русского языка: разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Такие существительные обогащают речь, делают ее разнообразней, но иногда ими злоупотребляют, из-за чего высказывания становятся неясными, приобретают двойной смысл, к примеру: «Вопрос о решении задачи» (непонятно, нужно ли что-то сделать, или что-то уже сделано).

Часто можно встретить большое количество существительных, образованных с помощью глагола, в деловом стиле. Их обилие в высказываниях чиновников придает речи оттенок канцеляризма, затрудняет восприятие информации.

При использовании ОС надо понимать, что у них отсутствуют основные глагольные категории (завершенность действия, время, лицо), а значит, нужно давать слушателю дополнительную информацию.

Чтобы текст был понятным, нужно отказаться от неживой речи и реже использовать производные от глаголов. Информацию надо подавать простыми словами. Текст будет читаться легко, если в нем нет нагромождений сложных конструкций.

Источник

Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности

Нарушевич Андрей

Таганрогский муниципальный

общеобразовательный лицей при ТРТУ

Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности

Изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, словообразовательных связей родственных слов. Обращение к сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет ученикам избежать возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор.

Предлагаемые задания могут быть использованы как при подготовке олимпиад по русскому языку, так и на уроках повторения и обобщения материала по словообразованию.

¨Можно ли с помощью приставки образовать от имени существительного имя прилагательное или глагол?

Ответ. Нет. С помощью приставок образуются слова той же части речи, что и исходное слово. Внук – правнук, человек – сверхчеловек. Ср. в словах других частей речи: бежит – прибежит, убежит, добежит; легкий – нелегкий, сверхлегкий.

¨ Можно ли считать слова луковка, лучник, излучина однокоренными?

Ответ. Нет. Слово луковка образовано от существительного лук1 (растение); лучник – от лук2 (оружие); излучина – от слова лука (дугообразный поворот реки), ср. лукоморье. Таким образом, это слова с омонимичными корнями.

¨Найдите лишнее слово. Объясните ответ.

1) Булочка, козочка, вазочка.

1) Воротник, задачник, ночник.

2) Разодеть, разомкнуть, разобрать.

3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.

1. В слове булочка выделяются корень -булоч (чередование к //ч) и суффикс -к-. В остальных – суффикс -очк-.

2. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночьноч-н-ойноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-.

3. В глаголе разодеть две приставки: раз и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-.

4. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честьчест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-.

5. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ыйскромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяйлентяй-нича-ть.

¨С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:

1) законность, готовность;

2) центральный, вязальный;

3) столярничать, сотрудничать.

Ответ: 1) закон → закон-н-ый → закон-н-ость; готов-ый → готов-ность;

2) центр → центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср вяж-у) → вяз-а-льн-ый; 3) столяр → столяр-нича-ть; труд → со-труд-ник → со-труд-нич-а-ть.

¨Какой суффикс «прячется» в слове брат ? Можно ли найти его в других словах?

Ответ. Речь идет о суффиксе -й- (его обозначают также буквой j ), который образует форму множественного числа : брат –[ брат ,- й – а], [ брат ,- й – ев]. Его можно встретить и в других словах: лист – [лист ,-й-а], стул — [стул ,-й-а].

¨ Какая морфема «спрятана» в словах мать и дочь ?

Ответ: в косвенных падежах имен существительных мать и дочь появляется суффикс -ер- (мат-ер-и, доч-ер-и; мат-ер-ей, доч-ер-ей и т. д.)

¨ Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

Как мюмзики в мове.

От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:

1) существительное, обозначающее действие;

2) прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’;

3) существительное – название лица по его действию.

Ответ: 1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3) хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик.

¨Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?

1) печка → печник = бочка → ?

Ответ: 1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.

¨ Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?

¨ К корню или к окончанию относится звук [ы] в местоимениях ты, вы ?

Ответ: в местоимениях ты, вы звук [ы] входит в состав корня. На это указывают родственные слова вы-ка-ть, ты-ка-нь-е.

¨Выделите окончания в словоформах дашь, ест, создам.

Ответ: нет. В словах пшеница и пшено выделяются корни –пшен- и –пшениц-. (Пшено получают не из пшеницы, а из проса).

¨ Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.

Ответ: лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).

¨ написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как образован этот неологизм?

Ответ: слово рекачкачайка представляет собой наложение друг на друга нескольких слов: река, качка, чайка.

¨Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба) ? Как оно образовано?

Ответ: слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о).

¨Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово?

Ответ: слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + ушиберуши.

¨Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.

1. Одиночила в комнате девушка.

Взволновали ее звуки флейты…

2. Художники! Бойтесь «мещанок»:

Оним обездарят ваш дар…

3. Я еду в серебряноспицной коляске..

4. Все звезды мира и все планеты

Жемчужу гордо в свои сонеты…

1. одинок(ий)одиноч-и(ть ) — суффиксальный способ (грустный – грустить).

2. бездарн(ый)о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).

3. серебрян(ая) спиц(а)серебрян-о-спиц-н(ый) — сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).

4. жемчугжемчуж-и(ть) — суффиксальный (серебро – серебрить).

¨ Что объединяет слова пломбир, вулкан, фужер ?

Ответ: это нарицательные имена существительные, которые образованы от имен собственных.

¨Какая ошибка допущена при составлении задания: «Найдите слово с приставкой, как в слове дописать, с корнем, как в слове переносица, с суффиксом, как в слове грузчик, и окончанием, как в слове гусь» ?

Ответ: в существительном доносчик (тот, кто занимается доносами, тайно сообщает о чем-либо властям) выделяется корень -донос-, суффикс -чик- и нулевое окончание.

¨Двумя способами опишите словообразование каждого слова.

Игольчатый, недолговременно, наколенник.

Ответ. Игольчатый: 1) игл(а) → иголь-чат(ый) – суффиксальный способ;

2) игл(а)игол-к(а)игольч-ат(ый) – суффиксальный способ.

Недолговременно: 1) долговременноне-долговременно – префиксальный способ.

2) недолговременн(ый)недолговременн-о — суффиксальный способ.

Наколенник: 1) колен(о) → на-колен-н(ый) → наколенн-ик ( ) — суффиксальный способ.

2) колен(о) → на-колен-ник( ) – префиксально-суффиксальный способ.

¨Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.

Ответ: дел(о)без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;

весел(ый)весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;

бог(а) моли(ть)бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией.

¨Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом: 1) выигрышно; 2) облицовщик; 3) несмышленыш.

Ответ: играть → выиграть → выигрыш → выигрышный → выигрышно;

лицо → облицевать → облицовывать → облицовщик;

мысль → мыслить → смыслить → смышленый → несмышленый → несмышленыш.

¨Выделите морфемы в словах встать, отворить, смоленский.

Ответ. В приведенных словах морфемы располагаются не последовательно, а накладываются друг на друга. В словообразовании это явление получило название аппликация морфем.

Вс + ста + ть, ср. вс – помнить;

от + твор + и + ть, ср. за-твор-и-ть, при-твор-и-ть;

Смоленск + ск + ий, ср. киев-ск-ий.

¨Определите слова по характеристике морфем.

I 1. Приставка указывает на превышение в чем-нибудь нормы, предела (исконная)

2. Корень обозначает то, что мы слышим, улавливаем органами слуха.

3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему-либо, имеющий к чему-либо отношение’.

II 1. Приставка указывает на близость к предмету, на связь с ним.

2. Корень обозначает придаток на заднем конце тела животного.

3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц мужского пола по их действиям ( с отрицательной характеристикой).

4. Окончание имен существительных 2 склонения (нулевое) именительного падежа, единственного числа, мужского рода.

III 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.

2. Соединительный гласный.

3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.

4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.

5. Суффикс (окончание) инфинитива.

Ответ: сверх – звук – ов – ой, при – хвост – ень, рук – о – дель – нича – ть

Источник

Читайте также:  Глагол trade в 3 формах